беренгарцы
Часть серии о |
Реформация |
---|
![]() |
протестантизм |
Беренгарцы , религиозной сектой которая придерживалась взглядов Беренгара Турского , архидиакона Анжерского были , и выступала против развивающейся доктрины пресуществления в середине одиннадцатого века . По словам историка Беламина , секта беренгарцев, которую Римско-католическая церковь считает насчитывает еретической , 800 000 человек. [1]
Классификация как ересь
[ редактировать ]Римско -католическая церковь обладала значительной властью в Западной Европе в эпоху высокого и позднего средневековья . Те священнослужители и богословы, которых он признал виновными в ереси, могли быть отлучены от церкви и сосланы или приговорены к смертной казни, если они формально не отреклись от своих ошибок. Текст франкского монаха Ратрамна из Корби , ошибочно приписываемый Иоанну Скоту Эриугене , философу-богослову и интеллектуальному наследнику Максима Исповедника в 9 веке, утверждал, что не было никакого физического преобразования Евхаристии . Позже, в 1047 году, Беренгар Турский возобновил дебаты от имени Эриугены. В течение следующих 30 лет Беренгара просили отречься от своей ереси относительно того, что будет объявлено римско-католической догмой о пресуществлении, не менее пяти раз, включая короткое пребывание в тюрьме. Позже он удалился в уединение и больше не делал заявлений по этому поводу.
Последователи секты
[ редактировать ]Известно, что одним из первых сторонников Беренгара был епископ Анжерский Евсевий , хотя позже он отрекся от ереси. Хотя известно, что Джеффри II, граф Анжуйский, добился освобождения Беренгара из тюрьмы, маловероятно, что это было нечто большее, чем просто получение политических очков . Историк Беламин сообщил, что число сторонников насчитывало 800 000 на 1160 человек. [1]
Его последователи разделились во мнениях относительно Евхаристии ; хотя все они согласились, что хлеб и вино по существу не были изменены, некоторые допускали фактическое изменение, хотя и под импанацией , что было мнением самого Беренджера. Другие вообще отрицали какие-либо изменения и сводили все к цифрам. Третьи допускали изменение частично, а третьи — полное изменение, с тем ограничением, что тем, кто показал себя недостойным, оно было изменено снова.
Влияние на реформаторов
[ редактировать ]Поскольку Беренгар не оставил письменных трактатов, вопрос о том, какое влияние оказали беренгарцы на протестантскую Реформацию, остается спорным . В то время как Джон Кальвин отвергал теорию пресуществления в пользу «пневматического присутствия», ранее Мартин Лютер критиковал превращение этого учения в догму, а также некоторые его метафизические основы и последствия.
Ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .