Богословие Жана Кальвина

Богословие Жана Кальвина оказало влияние как на развитие системы верований, ныне известной как кальвинизм , так и на протестантскую мысль в целом.
Публикации [ править ]
Жан Кальвин развил свою теологию в своих библейских комментариях, а также в проповедях и трактатах, но наиболее краткое выражение его взглядов можно найти в его выдающемся труде « Институты христианской религии» . Он намеревался использовать книгу как краткое изложение его взглядов на христианское богословие и читать ее вместе с его комментариями. [1] Различные издания этой работы охватывают почти всю его карьеру реформатора, и последовательные редакции книги показывают, что его богословие очень мало изменилось с юности до его смерти. [2] Первое издание 1536 года состояло всего из шести глав. Меланхтона Второе издание, опубликованное в 1539 году, было в три раза длиннее, поскольку в него были добавлены главы по темам, которые фигурируют в «Loci Communes» . В 1543 году он снова добавил новый материал и расширил главу Апостольского Символа веры . Окончательное издание «Институтов » появилось в 1559 году. К тому времени работа состояла из четырех книг по восемьдесят глав, и каждая книга была названа в честь положений символа веры: Книга 1 о Боге-Творце, Книга 2 об Искупителе во Христе, Книга 3 о получении Благодати Христовой через Святого Духа и Книга 4 об Обществе Христа или Церкви. [3]
Темы [ править ]
Часть серии о |
Реформатское христианство |
---|
![]() |
![]() |
Священное Писание [ править ]

Первое заявление в «Институтах» признает его центральную тему. В нем говорится, что сумма человеческой мудрости состоит из двух частей: познания Бога и самих себя. [4] Кальвин утверждает, что познание Бога не присуще человечеству и не может быть обнаружено путем наблюдения за этим миром. Единственный способ получить его – это изучать Священные Писания. Кальвин пишет: «Для того, чтобы прийти к Богу-Творцу, необходимо, чтобы Священное Писание было его Путеводителем и Учителем». [5] Он не пытается доказать авторитет Священного Писания, а скорее описывает его как автопоршень или самоподтверждение. Он защищает тринитарный взгляд на Бога и, выступая против католической церкви, утверждает, что образы Бога ведут к идолопоклонству. [6]
Кальвин считал Священное Писание одновременно величественным и простым . По словам Форда Льюиса Баттлса , Кальвин обнаружил, что «возвышенность стиля и возвышенность мысли несовместимы». [7]
Провиденс [ править ]
В конце первой книги «Институтов » он предлагает свои взгляды на провидение , написав: «Своей Силой Бог лелеет и охраняет Мир, который Он создал, и Своим Провидением управляет его отдельными Частями. [8] Люди неспособны полностью понять, почему Бог совершает то или иное действие, но какие бы добрые или злые люди ни совершали, их усилия всегда приводят к исполнению воли и судов Бога». [9]
Без [ править ]
Во вторую книгу « Наставлений» вошли несколько сочинений о первородном грехе и грехопадении человека , которые напрямую относятся к Августину , разработавшему эти учения. Он часто цитировал отцов церкви , чтобы защитить дело реформаторов от обвинений в том, что реформаторы создавали новое богословие. [10] По мнению Кальвина, грех начался с грехопадения Адама и распространился на все человечество. Господство греха полное до такой степени, что люди склоняются ко злу. [11] Таким образом, падшее человечество нуждается в искуплении, которое можно найти во Христе. Но прежде чем Кальвин изложил это учение, он описал особое положение евреев, живших во времена Ветхого Завета . Бог заключил завет с Авраамом , обещая пришествие Христа. Следовательно, Ветхий Завет не противоречил Христу, а скорее был продолжением Божьего обетования. Затем Кальвин описывает Новый Завет , используя отрывок из Апостольского Символа веры , в котором описываются страдания Христа при Понтии Пилате и его возвращение, чтобы судить живых и мертвых. По мнению Кальвина, весь путь послушания Христа Отцу устранил разлад между человечеством и Богом. [12]
Искупление [ править ]
RT Кендалл утверждал, что взгляд Кальвина на искупление отличается от взглядов более поздних кальвинистов , особенно пуритан . [13] Кендалл интерпретировал Кальвина как верующего в то, что Христос умер за всех людей , но ходатайствует только за избранных .
Тезис Кендалла теперь является точкой зрения меньшинства в результате работы таких ученых, как Пол Хелм , который утверждает, что «и Кальвин, и пуритане учили, что Христос умер за избранных и ходатайствует за избранных». [14] Ричард Мюллер, [15] Марк Девер, [16] и другие.
Союз со Христом [ править ]
В третьей книге «Наставлений » Кальвин описывает, как достигается духовный союз Христа и человечества. Сначала он определяет веру как твердое и достоверное познание Бога во Христе. Непосредственными последствиями веры являются покаяние и прощение грехов. За этим следует духовное возрождение , которое возвращает верующего в состояние святости до преступления Адама. Однако полное совершенство недостижимо в этой жизни, и верующему следует ожидать постоянной борьбы с грехом. [17] Несколько глав посвящены теме оправдания только верой . Он определил оправдание как «принятие, посредством которого Бог считает нас праведниками, которых Он принял в благодать». [18] Из этого определения ясно, что именно Бог инициирует и осуществляет действие, а люди не играют никакой роли; Бог полностью суверенен в спасении. [19] По словам Алистера МакГрата , Кальвин предложил решение реформационной проблемы того, как оправдание связано с освящением . Кальвин предположил, что оба вышли из союза со Христом. Макграт отмечает, что, хотя Мартин Бусер предположил, что оправдание вызывает (моральное) возрождение, Кальвин утверждал, что «и оправдание, и возрождение являются результатами союза верующего со Христом через веру». [20]
Предопределение [ править ]
Ближе к концу « Институтов » Кальвин описывает и защищает доктрину предопределения , доктрину, выдвинутую Августином в противовес учению Пелагия . Среди коллег-богословов, которые следовали августинской традиции в этом вопросе, были Фома Аквинский и Мартин Лютер . [21] хотя формулировка доктрины Кальвина шла дальше традиции, существовавшей до него. [22] Принцип, по словам Кальвина, заключается в том, что «не все созданы на равных условиях, но некоторые предопределены к вечной жизни, другие — к вечному проклятию; и, соответственно, поскольку каждый был создан для той или иной из этих целей, мы говорим: что он предопределён к жизни или к смерти». [23]
Учение о предопределении «не стоит в начале догматической системы, как у Цвингли или Безы», но, по мнению Фальбуша, оно «имеет тенденцию вырваться за пределы сотериолого-христологических рамок». [24] В отличие от некоторых других протестантских реформаторов, Кальвин учил о двойном предопределении . Глава 21 Книги III « Институтов» называется «О вечном избрании, которым Бог предопределил одних ко спасению, а других к погибели».
Экклезиология и таинства [ править ]
Последняя книга «Институтов » описывает то, что он считает истинной Церковью, ее служение, власть и таинства . Кальвин также допускал, что рукоположение можно назвать таинством, но предполагал, что это «особый обряд для выполнения определенной функции». [25]
Он отверг претензии папы на первенство и обвинения реформаторов в раскольничестве . Для Кальвина Церковь определялась как совокупность верующих, поставивших своим главой Христа. По определению, существовала только одна «католическая» или «универсальная» Церковь. Следовательно, он утверждал, что реформаторам «пришлось покинуть их, чтобы мы могли прийти ко Христу». [26] Служители Церкви описаны из отрывка из Послания к Ефесянам и состояли из апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и врачей. Кальвин считал первые три должности временными, ограниченными в своем существовании временем Нового Завета. Последние два офиса были открыты в церкви в Женеве. Хотя Кальвин уважал работу Вселенских соборов , он считал, что они подчиняются Слову Божьему, содержащемуся в Священных Писаниях. Он также считал, что гражданская и церковная власти разделены и не должны мешать друг другу. [27]
Кальвин определял таинство как земной знак, связанный с обещанием Божиим. Он признал действительными только два таинства в соответствии с новым заветом: крещение и Вечерю Господню (в отличие от католического принятия семи таинств ). Он полностью отверг католическую доктрину пресуществления и отношение к Вечере как к жертвоприношению. Он также не мог принять лютеранское учение о таинственном союзе , в котором Христос находился «в стихиях, с ними и под ними». Его собственная точка зрения была близка символической точке зрения Цвингли , но не была идентична. Кальвин не придерживался чисто символической точки зрения, отмечая, что при участии Святого Духа вера питалась и укреплялась причастием. По его словам, евхаристический обряд был «тайной, слишком возвышенной, чтобы мой разум мог ее понять или выразить словами. Я скорее переживаю ее, чем понимаю». [28] Кейт Мэтисон придумал слово «супрасубстанциация» (в отличие от пресуществления или консубстанциации ), чтобы описать учение Кальвина о Вечере Господней. [29] [30]
Кальвин верил в крещение младенцев и посвятил главу в своих «Наставлениях этой теме ».
Кальвин верил в реальное духовное присутствие Христа в Евхаристии . [31] Для Кальвина союз со Христом был сердцем Вечери Господней. [31]
По словам Брайана Джерриша, в нелютеранском протестантском богословии существует три различных толкования Вечери Господней:
- Символический мемориализм , обнаруженный у Цвингли , который рассматривает элементы просто как знак, указывающий на прошлое событие;
- Символический параллелизм , типичный для Буллингера , который рассматривает знак как указание на «событие, которое происходит одновременно в настоящем» рядом с самим знаком; и
- Символический инструментализм — точка зрения Кальвина, согласно которой Евхаристия — это «настоящее событие, которое действительно совершается посредством знаков». [32]
Сакраментальное богословие Кальвина подверглось критике со стороны более поздних реформатских писателей. Роберт Л. Дэбни , например, назвал это «не только непостижимым, но и невозможным». [33]
Другие убеждения [ править ]
Мэри [ править ]
Кальвин положительно относился к Марии , но отвергал католиками почитание ее .
Споры [ править ]

Богословие Кальвина не было лишено противоречий. Пьер Кароли , протестантский священник в Лозанне, обвинил Кальвина, а также Вирета и Фареля в арианстве в 1536 году. Кальвин защищал свои убеждения о Троице в Confessio de Trinitate propter Calumnias П. Кароли . [34] В 1551 году Жером-Эрмес Больсек , врач из Женевы, подверг критике учение Кальвина о предопределении и обвинил его в том, что он считает Бога виновником греха. Больсек был изгнан из города, и после смерти Кальвина он написал биографию, в которой сильно очернил характер Кальвина. [35] В следующем году Иоахим Вестфаль , гнезио-лютеранский пастор в Гамбурге, осудил Кальвина и Цвингли как еретиков за отрицание евхаристического учения о соединении тела Христова со стихиями. Ответом Кальвина в 1555 году стала книга Defensio sanae et orthodoxae doctrinae de sacramentis («Защита трезвого и православного учения о Таинстве»). [36] В 1556 году Юстус Вельсиус провел публичный диспут с Кальвином , голландский диссидент, во время своего визита во Франкфурт , в котором Вельсий защищал свободу воли от доктрины Кальвина о предопределении . После казни Сервета близкий соратник Кальвина Себастьян Кастеллио порвал с ним вопрос об обращении с еретиками. Кастеллио В «Трактате о еретиках» (1554 г.) он приводил доводы в пользу сосредоточения внимания на моральных учениях Христа вместо тщеславия богословия. [37] а впоследствии он разработал теорию толерантности, основанную на библейских принципах. [38]
Кальвин и евреи [ править ]
Ученые обсуждают взгляды Кальвина на евреев и иудаизм. Некоторые утверждали, что Кальвин был наименее антисемитским среди всех крупных реформаторов своей эпохи, особенно по сравнению с Мартином Лютером. [39] Другие утверждали, что Кальвин твердо придерживался антисемитского лагеря. [40] Однако ученые сходятся во мнении, что важно различать взгляды Кальвина на библейских евреев и его отношение к современным евреям. В своем богословии Кальвин не делает различия между заветом Бога с Израилем и Новым заветом. Он заявил: «Все дети обетования, возрожденные от Бога, которые повиновались повелениям верой, действующей через любовь, принадлежали Новому Завету от начала мира». [41] Тем не менее, он был сторонником суперсессионизма и утверждал, что евреи — это отвергнутый народ, который должен принять Иисуса, чтобы снова войти в завет. [42]
Большинство заявлений Кальвина о еврействе его эпохи носили полемический характер. Например, Кальвин однажды написал: «Я много беседовал со многими евреями: я никогда не видел ни капли благочестия, ни крупицы истины, ни простодушия – более того, я никогда не находил здравого смысла ни в одном еврее». [43] В этом отношении он мало отличался от других протестантских и католических богословов своего времени. [44] Среди дошедших до нас сочинений Кальвин подробно рассматривал проблемы современных евреев и иудаизма только в одном трактате: [45] Ответ на вопросы и возражения одного еврея . [46] В нем он утверждал, что евреи неправильно понимают свои собственные Священные Писания, потому что они упускают единство Ветхого и Нового Заветов. [47]
Оценка [ править ]
Энциклопедия христианства предполагает, что:
Богословское значение [Кальвина] связано с попыткой систематизации христианского учения. В учении о предопределении; в его простом, эсхатологически обоснованном различении имманентного и трансцендентного вечного дела спасения, опирающегося на христологию и таинства; и, делая акцент на работе Святого Духа, вызывающей послушание веры возрожденных ( tertius usus legis , или так называемое третье применение закона), он разработал ортодоксальность, которая окажет длительное влияние на реформатское богословие. . [48]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Хесселинк 2004 , стр. 74–75; Паркер 1995 , стр. 4–9
- ^ Баусма 1988 , с. 9; Хелм 2004 , с. 6; Хесселинк 2004 , стр. 75–77
- ^ Паркер 1995 , стр. 4–10; Де Гриф, 2004 г. , стр. 42–44; МакГрат 1990 , стр. 136–144, 151–174; Коттрет 2000 , стр. 110–114, 309–325; Паркер 2006 , стр. 53–62, 97–99, 132–134, 161–164.
- ^ Низель 1980 , стр. 23–24; Хесселинк 2004 , стр. 77–78; Паркер 1995 , стр. 13–14
- ^ Паркер 1995 , с. 21
- ^ Штейнмец 1995 , стр. 59–62; Хесселинк 2004 , с. 85; Паркер 1995 , стр. 29–34.
- ^ Баттлы, Форд Льюис . «Бог приспосабливался к человеческим способностям», в Дональде МакКиме (ред.) Readings in Calvin's Theology (Grand Rapids: Baker, 1984), 38.
- ^ Хесселинк 2004 , с. 85; Паркер 1995 , с. 43
- ^ Низель 1980 , стр. 70–79; Паркер 1995 , с. 47
- ^ Gerrish 2004 , стр. 290–291, 302. По словам Джерриша, Кальвин излагал свою защиту от обвинений в новизне в предисловии каждого издания « Институтов» . Первоначальное предисловие первого издания было адресовано королю Франции Франциску I. Защита выразила мнение, что святоотеческие авторитеты благоприятствуют реформаторам и что обвинения реформаторов в отклонении от святоотеческого консенсуса являются фикцией. См. также Steinmetz 1995 , стр. 122–137.
- ^ Низель 1980 , стр. 80–88; Паркер 1995 , стр. 50–57.
- ^ Паркер 1995 , стр. 57–77.
- ^ Кендалл, RT (2011) [Впервые опубликовано в 1980 году]. Кальвин и английский кальвинизм до 1649 года . Исследования христианской истории и мысли. Юджин, Орегон: Wipf & Stock Pub.
- ^ Хельм, Пол (1982). Кальвин и кальвинисты . Знамя Истины Доверие . п. 81.
- ^ Мюллер, Ричард (2003), Реформатская догматика после реформации: рост и развитие реформатского православия, ок. 1520–ок. 1725 г. (4 тома) , Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic, ISBN 0801026180
- ^ Девер, Марк (2000), Ричард Сиббс , Мейкон: издательство Mercer University Press, ISBN 0865546576
- ^ Низель 1980 , стр. 126–130; Паркер 1995 , стр. 78–86.
- ^ Паркер 1995 , стр. 97–98.
- ^ Низель 1980 , стр. 130–137; Паркер 1995 , стр. 95–103.
- ^ Алистер Э. МакГрат , Реформационная мысль: Введение (3-е изд.; Оксфорд: Блэквелл, 1999): 125.
- ^ Паркер 1995 , с. 114
- ^ Херон 2005 , с. 243
- ↑ Кальвин 1989 , Книга III, Глава 21, Пар. 5
- ^ Фальбуш и др. , 329.
- ^ «Джон Кальвин: Институты христианской религии - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Паркер 1995 , с. 134; Низель 1980 , стр. 187–195.
- ^ Паркер 1995 , стр. 135–144.
- ^ Поттер и Гринграсс 1983 , стр. 34–42; Макдоннелл 1967 , с. 206; Паркер 1995 , стр. 147–157; Низель 1980 , стр. 211–228; Штейнмец 1995 , стр. 172–173.
- ^ Мэтисон, Кейт (2002). Даровано для Вас. Восстановление учения Кальвина о Вечере Господней . П&Р . п. 279.
- ^ Салкельд, Бретт (2019). Пресуществление: теология, история и христианское единство . Бейкер Академик . п. 177. ИСБН 9781493418244 . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каннингтон, Ральф. «Учение Кальвина о Вечере Господней: пятно на его трудах общественного наставника?» . Академия . ВТД 73 (2011): 217.
- ^ Б. А. Джерриш, «Знак и реальность: Вечеря Господня в реформированных конфессиях» в книге «Старый протестантизм и новый » (Эдинбург: T&T Clark 1982), стр. 118-30.
- ^ Роберт Л. Дэбни , Лекции по систематическому богословию , с. 811.
- ^ Гэмбл 2004 , с. 199; Коттрет 2000 , стр. 125–126.
- ^ Гэмбл 2004 , стр. 198–199; МакГрат 1990 , стр. 16–17; Коттрет 2000 , стр. 208–211.
- ^ Гэмбл 2004 , стр. 193–196; Паркер 2006 , с. 163
- ^ Коттрет 2000 , стр. 227–233.
- ^ Ганоци 2004 , стр. 17–18.
- ^ См. Дэниел Дж. Элазар, Пакт и Содружество: Европа от христианского разделения через протестантскую реформацию, Том II традиции Завета в политике (Нью-Брансуик: Transaction Publishers, 1995).
- ^ Патер 1987 , стр. 256–296; Барон 1972 , стр. 343–344.
- ^ Ланге ван Равенсвей 2009 , стр. 144 цитата из Кальвина, Институты II.11.10.
- ^ Пак 2009 , с. 25.
- ^ Комментарий Кальвина к Даниилу 2:44–45 в переводе Майерса, Томаса. Комментарии Кальвина . Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1948, цитируется в Lange van Ravenswaay 2009 , стр. 146
- ^ Детмерс 2006 , с. 199; Ланге ван Равенсвей 2009 , стр. 143–146; Пак 2010 , с. 177
- ^ Пак 2009 , с. 3
- ^ На вопросы и возражения евреев: определенный ответ Джона Кальвина в CR 37: 653–74 и переведен Р. Сьюзен Франк в книге М. Свитленд Лейвер, Кальвин, евреи и внутрихристианская полемика (докторская диссертация, Университет Темпл) , Филадельфия, 1987), стр. 220–61.
- ^ Пак 2009 , с. 27
- ^ Эрвин Фальбуш и др., Энциклопедия христианства , том. 1 (Гранд-Рапидс, Мичиган: У. Б. Эрдманс, 1999), 324
Ссылки [ править ]
- Балсерак, Джон (2014), Джон Кальвин как пророк шестнадцатого века , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-870325-9 .
- Барон, Сало (1972), «Джон Кальвин и евреи», в книге Фельдмана, Леона А. (редактор), « Древняя и средневековая еврейская история » , Нью-Брансуик, Нью-Джерси: издательство Rutgers University Press, OCLC 463285878 (первоначально опубликовано в 1965 г.).
- Баусма, Уильям Джеймс (1988), Джон Кальвин: портрет шестнадцатого века , Нью-Йорк: Oxford University Press , ISBN 0-19-504394-4 .
- Кальвин, Джон (1989) [1564], Institutio Christianae Religis [ Институты христианской религии ] (на латыни), перевод Генри Бевериджа, Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательская компания Б. Эрдманс
- Коттрет, Бернар (2000) [1995], Кальвин: Биография [ Кальвин: Биография ] (на французском языке), Перевод М. Уоллеса Макдональда, Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс, ISBN 0-8028-3159-1
- Де Гриф, Вулферт (2004), «Сочинения Кальвина», в МакКим, Дональд К. (редактор), Кембриджский компаньон Джона Кальвина , Кембридж: Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-01672-8
- Детмерс, Ахим (2006), «Кальвин, евреи и иудаизм», в Белле, Дин Филлип; Бернетт, Стивен Г. (ред.), Евреи, иудаизм и Реформация в Германии шестнадцатого века , Лейден: Брилл, ISBN 978-90-04-14947-2 .
- Гэмбл, Ричард К. (2004), «Споры Кальвина», в МакКим, Дональд К. (редактор), Кембриджский компаньон Джона Кальвина , Кембридж: Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-01672-8
- Ганоци, Александр (2004), «Жизнь Кальвина», МакКим, Дональд К. (редактор), Кембриджский компаньон Джона Кальвина , Кембридж: Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-01672-8
- Джерриш, Р.А. (2004), «Место Кальвина в христианском богословии», Макким, Дональд К. (редактор), Кембриджский компаньон Джона Кальвина , Кембридж: Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-01672-8
- Хелм, Пол (2004), Идеи Джона Кальвина , Оксфорд: Oxford University Press , ISBN 0-19-925569-5 .
- Херон, Аласдер (2005), «Джон Кальвин», в Лакосте, Жан-Ив (редактор), Энциклопедия христианского богословия , Нью-Йорк: CRC Press .
- Хесселинк, И. Джон (2004), «Богословие Кальвина», МакКим, Дональд К. (редактор), Кембриджский компаньон Джона Кальвина , Кембридж: Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-01672-8
- Ланге ван Равенсвай, Дж. Мариус Дж. (2009) [2008], «Кальвин и евреи», в Сельдерхейсе, Герман Дж. (редактор), Calvin Handbook [ Справочник Кальвина ] (на голландском языке), перевод Кампена Кока , Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-6230-3
- Макдоннелл, Килиан (1967), Джон Кальвин, Церковь и Евхаристия , Принстон: Princeton University Press , OCLC 318418 .
- МакГрат, Алистер Э. (1990), Жизнь Джона Кальвина , Оксфорд: Бэзил Блэквелл , ISBN 0-631-16398-0 .
- Низель, Вильгельм (1980), Богословие Кальвина , Гранд-Рапидс, Мичиган: Книжный дом Бейкера, ISBN 0-8010-6694-8 .
- Пак, Г. Суджин (2009), Жан Кальвин и евреи: его экзегетическое наследие (PDF) , Реформатский институт столичного Вашингтона
- Пак, Г. Суджин (2010), Иудаизирующий Кальвин , Оксфорд: Oxford University Press , ISBN 978-0-19-537192-5 .
- Паркер, THL (1995), Кальвин: Введение в его мысль , Лондон: Джеффри Чепмен, ISBN 0-225-66575-1 .
- ——————— (2006) [1996], Джон Кальвин: Биография , Оксфорд: Lion Hudson plc, ISBN 978-0-7459-5228-4 .
- Патер, Кальвин Август (1987), «Кальвин, евреи и иудейское наследие», в Фурче, Э.Дж. (редактор), В честь Джона Кальвина: документы Международного симпозиума Кальвина 1986 года , Монреаль: издательство McGill University Press, ISBN 978-0-7717-0171-9 .
- Поттер, Греция; Гринграсс, М. (1983), Джон Кальвин , Лондон: Эдвард Арнольд (Издательство) Ltd., ISBN 0-7131-6381-Х .
- Стейнмец, Дэвид К. (1995), Кальвин в контексте , Оксфорд: Oxford University Press , ISBN 0-19-509164-7 .