Божественное провидение
Часть серии о |
Атрибуты Бога в христианстве |
---|
![]() |
Основные атрибуты |
Общие атрибуты |
Разнообразный |
Эмоции, выраженные Богом |
В богословии . божественное провидение или просто провидение – это Бога во Вселенную вмешательство Термин «Божественное провидение» (обычно пишется с заглавной буквы) также используется как титул Бога . Обычно проводится различие между «общим провидением», которое относится к постоянному поддержанию Богом существования и естественного порядка Вселенной, и «особым провидением», которое относится к необычайному вмешательству Бога в жизнь людей. [1] Чудеса и даже возмездие обычно попадают в последнюю категорию. [2]
В Декларации независимости Соединенных Штатов цитируется: «Твердо полагаясь на защиту Божественного провидения, мы взаимно обещаем друг другу нашу жизнь, наше состояние и нашу священную честь».
Этимология
[ редактировать ]Слово «божественный» развилось в конце 14 века и стало означать «относящийся, по природе или исходящий от Бога или бога». Оно произошло от старофранцузского devin с аналогичным значением и от латинского divinus , означающего «бог», в свою очередь от divus с аналогичным значением, которое было связано с латинским deus , означающим бог или божество. Слово «провидение» происходит от латинского Providentia, означающего предвидение или благоразумие , а оно, в свою очередь, происходит от pro- «вперед» и videre «видеть». [3] Нынешнее использование этого слова в светском смысле относится к предвидению или «своевременной подготовке к непредвиденным обстоятельствам». [4] или (если человек деист или атеист ) «природа как обеспечивающая защитную заботу». [5]
Теология
[ редактировать ]еврейский
[ редактировать ]Божественное провидение ( иврит : השגחה פרטית Hashgochoh Protis / Hashgachah Pratit букв. [Божественное] наблюдение за человеком) обсуждается во всей раввинистической литературе , и в частности у классических еврейских философов. В этих писаниях утверждается, что божественное провидение означает, что Бог направляет (или даже воссоздает) каждую мельчайшую деталь творения. Таким образом, этот анализ лежит в основе большей части ортодоксального иудаизма , мировоззрения особенно в отношении вопросов взаимодействия с миром природы. [6]
католик
[ редактировать ]Августин Гиппопотамский часто ассоциируется с доктриной божественного провидения на Латинском Западе . Августин считал, что Вселенная находится под постоянным контролем и объединяющим управлением одного Верховного Существа, поскольку управление Бога осуществляется над огромным множеством относительно независимых личностей, различающихся по природе, функциям и целям. [7]
Христианское учение о провидении в эпоху высокого средневековья было наиболее полно развито Фомой Аквинским в « Summa Theologica» . Представление о провидении как заботе Бога о вселенной , Его предвидении и заботе о ее будущем широко развито и объяснено как самим Фомой Аквинским, так и современными томистами . Один из выдающихся современных томистов, -доминиканец отец Реджинальд Гарригу-Лагранж , написал исследование о провидении, озаглавленное «Провидение: любящая забота Бога о людях и необходимость доверия Всемогущему Богу». В нем Он представляет и решает, согласно католическому учению, сложнейшие вопросы, связанные с Провидением. Однако Жан-Пьер де Коссад (7 марта 1675 г. - 8 декабря 1751 г.) был французским священником-иезуитом и писателем. Он особенно известен благодаря приписываемой ему работе, известной как «Отказ от Божественного Провидения», а также своей работой с монахинями Посещения в Нанси, Франция.
Восточно-православный
[ редактировать ]Учение о промысле в восточном православии изложено святителем Иоанном Тобольским : «Святитель Иоанн Дамаскин описывает его так: «Промысл есть воля Божия, все сохраняющая и всем мудро управляющая»… Не случайно беззаконник Израильский царь Ахав был поражен стрелой, пролетевшей между швами его доспехов. Воистину, эта стрела была направлена рукой Бога, как и та, которая поразила Юлиана Отступника только для воина, выпустившего стрелу; Не случайно ласточки залетели в дом Товита и ослепили праведника. Это произошло по повелению Бога, чтобы поставить Товита в пример последующим поколениям, как мы узнаем от Ангела, сопровождавшего его. сын Товий. Ничего не бывает случайно. Не случайно Цезарь Август приказал провести перепись в год Рождества Христова. Не случайно Христос встретился с самарянкой у колодца в Сихаре и заговорил с ней. Все это было предвидено и записано в книгах Божественного Промысла еще до начала времен». [8]
лютеранин
[ редактировать ]В лютеранском богословии божественное провидение означает сохранение Богом творения , его сотрудничество со всем, что происходит, и его руководство вселенной. [9] Хотя Бог содействует как добрым, так и злым делам, со злыми делами Он делает это лишь постольку, поскольку они являются делами, а не со злом в них. Бог согласен с последствиями поступка, но Он не участвует в порче действия или зле его последствий. [10] Лютеране верят, что все существует ради христианской церкви и что Бог направляет все ради ее благополучия и роста. [11]
По мнению Мартина Лютера , божественное провидение началось, когда Бог создал мир со всем необходимым для человеческой жизни, включая как физические вещи, так и законы природы . [12] В «Малом катехизисе» Лютера объяснение первой статьи Апостольского Символа веры заявляет, что все хорошее, что есть у людей, дано и сохранено Богом либо непосредственно, либо через других людей или вещи. [13] Что касается услуг, которые другие оказывают нам через семью, правительство и работу, он пишет: «Мы получаем эти благословения не от них, а через них от Бога». [14] Поскольку Бог использует полезные дела каждого во благо, люди не должны относиться свысока к некоторым полезным занятиям как к менее достойным, чем другие. Вместо этого люди должны уважать других, какими бы скромными они ни были, как средство, которое Бог использует для работы в мире. [14]
Кальвинист
[ редактировать ]Этот термин является неотъемлемой частью Жана Кальвина богословской концепции , известной как кальвинизм , которая подчеркивает полную порочность человека и полное суверенитет Бога. Божий план для мира и каждой души, которую Он создал, руководствуется Его волей или провидением. По мнению Кальвина, идея о том, что человек обладает свободной волей и способен делать выбор независимо от того, что уже определил Бог, основана на нашем ограниченном понимании Божьего совершенства и идее о том, что Божьи цели можно обойти. В этом образе мышления провидение связано с абсолютной свободой воли. Эта концепция остается заметной среди многих протестантских конфессий, которые идентифицируют себя с кальвинизмом (например, реформатские церкви ).
арминианин
[ редактировать ]В начале 17 века голландский богослов Якоб Арминий сформулировал арминианство и не согласился с Кальвином, в частности, по вопросам избрания и предопределения . [15] Арминианство определяется ограниченным образом Божьего провидения. [16] Этот способ провидения подтверждает совместимость между свободной волей человека и божественным предвидением , но несовместимость с богословским детерминизмом . [17] Таким образом, в отличие от кальвинизма предопределение в арминианстве основано на божественном предвидении. [18] Следовательно, это предопределение посредством предузнания. [19] С этой точки зрения возникает идея условного избрания того, кто желает иметь веру в Бога для спасения. [20]
Сведенборгиан
[ редактировать ]«Божественное провидение» — это книга, опубликованная Эмануэлем Сведенборгом в 1764 году, в которой описывается его систематическое богословие, касающееся провидения, свободы воли, теодицеи и других связанных тем. Оба значения провидения применимы в теологии Сведенборга, поскольку провидение включает в себя понимание, намерение и действие. Божественное провидение по отношению к человеку – это «предвидение», а по отношению к Господу – «провидение». [21] Сведенборг предполагает, что один из законов божественного провидения состоит в том, что человек должен действовать свободно в соответствии с разумом и что человек возрождается в соответствии со способностями рациональности и свободы. [22]
Святой последних дней (LDS)
[ редактировать ]Существует мало богословской литературы, посвященной термину «провидение» в исследованиях СПД. Как говорилось выше, реформатское богословие связывает эти термины с предопределением, которое имеет большее значение в богословии СПД , хотя бы как полемический термин.
Один конкретный текст, который можно интерпретировать как связанный с такими терминами, находится в Книге Авраама . Поскольку Аврааму показаны небеса, ему также показаны предземные души человечества.
И увидел Бог эти души, что они хорошие, и стал посреди них, и сказал: Их Я сделаю Своими правителями; ибо он стоял среди духов и видел, что они добры; и он сказал мне: Авраам, ты один из них; ты был избран еще до твоего рождения. [23]
«Создание правителей» выше объясняется как предопределение (в кратком изложении главы), а не как «предопределение». [24]
Эта дифференциация уравновешивает свободу воли (или свободу действий в теологии СПД) и божественное вмешательство . Ученый СПД Ричард Дрейпер так описал позицию церкви:
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней отвергает веру в предопределение – в то, что Бог предопределяет спасение или проклятие каждого человека… Позиция СПД частично основана на учении Павла о том, что Бог «воздаст каждому человеку по делам его» и что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:6, 11). Эти два принципа дают основу для понимания использования Павлом термина «предопределение». Термин, по-видимому, означает «быть заранее предназначенным для богоугодного труда». В том смысле, что потенциал или призвание человека были признаны и заявлены, это толкование соответствует греческому термину, который использовал Павел, proorizo , и не означает необратимого или непреодолимого предопределения. [25]
- «Предопределение», Энциклопедия мормонизма.
Однако это не подразумевает пассивного Бога. Теология СПД отдает предпочтение более активному, интервенционистскому Богу. На Генеральной конференции старейшина Рональд А. Расбанд, член Кворума Двенадцати Апостолов, формулирует это: «Наша жизнь подобна шахматной доске, и Господь перемещает нас из одного места в другое». [26] Расбанд продолжает, цитируя известный текст из Книги Мормона. [27] в котором Нефий находит перед собой своего заклятого врага без сознания от опьянения, он заключает: «Было ли ему повезло, что он случайно встретил Лавана?» Или это был «божественный замысел»?» [26] Хотя сам текст ограничивает взаимодействие божественного с «Духом» приказом Нефию «Убить его». [27]
Бог также ограничивает его участие. Расбанд интерпретирует один конкретный отрывок из Книги Мормона. [28] как говоря, что Бог (через Свой Дух) будет вмешиваться только на основании праведности. [26] Расбанд заключает: «Когда мы праведны, готовы и способны, когда мы стремимся быть достойными и квалифицированными, мы продвигаемся в места, о которых даже не мечтали, и становимся частью «божественного замысла» Небесного Отца». [26]
ислам
[ редактировать ]Когда Моисей («Муса») и Аарон (« Харун ») прибывают ко двору фараона , фараон начинает расспрашивать Мусу о Боге, которому он следует. Коран передает Мусу, отвечая фараону:
- [29] Он ответил: Господь наш — тот, кто дает все, Он сотворил их и направил их Своим провидением. [30]
Текст Священного Писания
[ редактировать ]Те, кто верят в безошибочность оригинальных библейских рукописей, часто сопровождают это убеждение утверждением о том, как библейский текст сохранился так, что то, что мы имеем сегодня, по крайней мере существенно похоже на то, что было написано. То есть, как Бог «богодухновен текст», так и «божественно сохранил его в веках». [31] В Вестминстерском исповедании веры говорится, что Священное Писание, «непосредственно вдохновленное Богом и благодаря Его исключительной заботе и провидению сохраняемое в чистоте во все века, поэтому является подлинным». [32]
Это важный аргумент в дебатах по поводу короля Джеймса . Эдвард Ф. Хиллс утверждает, что принцип провиденциально сохраненной передачи гарантирует, что напечатанный Textus Receptus должен быть текстом, наиболее близким к греческим автографам . [33]
См. также
[ редактировать ]- Стихийное бедствие
- Деизм
- Судьба или судьба
- Детерминизм
- Глаз Провидения
- Умерщвление в католическом богословии
- Плантации Провиденса — первоначальное название Род-Айленда. материковой части
- Провиденс, Род-Айленд , названный в честь «Божьего милосердного провидения», которое, по мнению его основателя, помогло ему найти место для поселения.
- Кадар
- Русский авось
- Синхронность
- Тянь
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Провиденс» . Краткий Оксфордский словарь мировых религий . Энциклопедия.com . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ «Творение, провидение и чудо» . Разумная вера . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ «провидение» . Интернет-словарь этимологии . 2019.
- ^ «провидение» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз.
- ^ «провидение» . Лексико . Издательство Оксфордского университета и словарь.com. 2019. Архивировано из оригинала 6 декабря 1998 года.
- ^ См. Лейбовиц, Арье (2018). Хашгача Пратис: исследование Божественного провидения и свободной воли . Таргум Пресс.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Божественный Промысел» . www.newadvent.org . Том. 12 . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Божественный промысел святителя Иоанна Тобольского» .
- ^ Мюллер, Дж. Т., Христианская догматика . Издательство Конкордия. 1934. стр. 189–195 и Фюрбрингер, Л., Concordia Cyclopedia Издательство Concordia. 1927. с. 635 и статья в Христианской циклопедии о Божественном провидении. Для дальнейшего чтения см. «Доказательные тексты Катехизиса с практическим комментарием», раздел «Божественное провидение» , с. 212, Вессель, Луи, опубликовано в Theological Quarterly, Vol. 11, 1909.
- ^ Мюллер, Стивен П., Призван верить, учить и исповедоваться . Випф и Сток. 2005. стр. 122–123.
- ^ Мюллер, Дж. Т., Христианская догматика . Издательство Concordia: 1934. стр. 190 и Эдвард. WA, Краткое объяснение Малого катехизиса доктора Мартина Лютера . Издательство Конкордия. 1946. с. 165. и «Божественное провидение и человеческие невзгоды». Архивировано 7 июля 2010 г. в Wayback Machine Маркусом О. Копселлом.
- ^ Произведения Лютера Том. 1 Лекции по Бытию, главы 1–5, стр. 25, 47.
- ^ «Маленький катехизис Лютера, Апостольский Символ веры» . Bookofconcord.com. Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 г. Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Большой катехизис Лютера, Первая заповедь» . Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г. Проверено 4 ноября 2007 г.
- ^ Хиндсон, Эд; Митчелл, Дэн (2013). Популярная энциклопедия церковной истории . Юджин, Орегон: Издательство Harvest House. п. 46. ИСБН 9780736948067 . OCLC 796760525 .
- ^ Олсон 2018 . «Что такое арминианство? А) Вера в то, что Бог ограничивает себя, давая людям свободу воли идти против своей совершенной воли, чтобы Бог не замышлял и не предписывал грех и зло (или их последствия, такие как невинные страдания); Б) Вера в то, что, хотя грешники не могут достичь спасения самостоятельно, без «предваряющей благодати» (способствующей благодати), Бог делает спасение возможным для всех через Иисуса Христа и предлагает всем бесплатное спасение через Евангелие. «А» называется «ограниченным провидением», «Б». называется «предопределением посредством предузнания » .
- ^ Уайли 1940 , Глава. 14.
- ^ Уайли 1940 , Глава. 26.
- ^ Олсон 2018 , ...
- ^ Элвелл, Уолтер А. (2001). Евангелический богословский словарь (2-е изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. п. 98. ИСБН 9780801020759 . OCLC 46998739 .
- ^ С. Уоррен, Сборник богословских сочинений Сведенборга, стр. 480.
- ^ Сведенборг, Э. Божественное Провидение, примечания 71-73.
- ^ «Авраам 3» . ChurchofJesusChrist.org . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ «У меня вопрос — прапорщик декабрь 1990 года — прапорщик» . ChurchofJesusChrist.org . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ «Предопределение» . Энциклопедия мормонизма . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Расбанд, старейшина Рональд А. «По Божественному замыслу» . ChurchofJesusChrist.org . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «1 Нефий 4» . ChurchofJesusChrist.org . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ «Геламан 4» . ChurchofJesusChrist.org . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Арабское письмо в символе Юникода для стиха Корана , U + 06DD, страница 3, Предложение по дополнительным символам Юникода.
- ^ Коран 20:50 перевод Джорджа Сейла
- ^ «Безошибочность и ее последствия для авторитета: текстологические критические соображения при формулировании евангельской доктрины Священного Писания» . Куодлибет . 4 (4). Ноябрь 2002 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 г. Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ Вестминстерское исповедание веры , I.viii.
- ^ Эдвард Ф. Хиллз , Версия короля Якова защищена! , стр. 199–200.
Источники
[ редактировать ]- Олсон, Роджер Э. (2018). «Сравнение кальвинизма и арминианства» . Роджер Э. Олсон: Мои евангелические, арминианские богословские размышления . Патеос . Проверено 27 августа 2019 г.
- Уайли, Х. Ортон (1940). Христианское богословие (3 тома). Канзас-Сити, Миссури: Beacon Hill Press.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Христианский материал
[ редактировать ]- Чарльза Ходжа Глава систематического богословия о провидении в Эфирной библиотеке христианской классики
- Summa Theologica: Промысел Божий Фомы Аквинского. Традиционное учение католической церкви
- Провидение , Реджинальд Гарригу-Лагранж, ОП
- Промысел Божий Джеймс Монтгомери Бойс
- Диалог 4, 13 «О божественном промысле»: ЛГ, воскресенье, 19 неделя, ИЛИ . святой Екатерины Сиенской
- «Тайна Провидения» Флавел , Джон . ISBN 0-85151-104-X — пуританская классика на эту тему.
- в Стэнфордской энциклопедии философии Статья
- Сотворение, Провидение и Чудо
- Божественное провидение , Эмануэль Сведенборг
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
Еврейский материал
[ редактировать ]- Маймонид о Божественном провидении. Архивировано 3 декабря 2022 г. в Wayback Machine - избранные отрывки из Маймонида. « Путеводителя для растерянных »
- Божественное Провидение אין עוד מלבדו השגחה פרטית: тесное участие Всевышнего в нашей повседневной жизни, как обсуждал Хазал (апрель 2019 г.). Автор: Кеннет Эфраим Пинчауэр, распространяется Feldheim; и в цифровой форме на Apple IBooks и Lulu Ebooks.
Внешние ссылки
[ редактировать ]