Божественное вмешательство
Божественное вмешательство — это событие, которое происходит, когда божество (то есть Бог или боги) активно участвует в изменении некоторой ситуации в человеческих делах. В отличие от других видов божественного действия, выражение «божественное вмешательство » подразумевает, что существует некая определимая ситуация или положение дел, в которое бог решает вмешаться, чтобы изменить, положить конец или сохранить. ситуация. [1]
Сообщения о божественном вмешательстве
[ редактировать ]Истории о божественном вмешательстве обычно включают в себя предысторию, в которой объясняется, какова «ситуация» и почему бог в истории решает вмешаться. Часто бог вмешивается, чтобы помочь или защитить кого-то или что-то, что ему нравится.
Прототипическую историю божественного вмешательства можно найти в индуистской мифологии, в истории Нарасимхи . В этой истории царь демонов Хираньякашипу получил от Брахмы гарантию , что он не может быть убит ни человеком, ни животным, ни в помещении, ни на открытом воздухе, ни днем, ни ночью. Чувствуя себя неуязвимым, Хираньякашипу начинает преследовать преданных Вишну , которых он ненавидит. Мальчик-вайшнав по имени Прахлад молится Вишну о помощи. Вишну слышит его молитву и проявляется как Нарасимха (получеловек-полулев) и разрывает Хираньякашипу на части в дверном проеме (ни внутри, ни снаружи) в сумерках (ни днем, ни ночью).
В древней Греции божественное вмешательство часто требовалось от богов пантеона греческой мифологии , в которых содержались описания такого вмешательства. В «Илиаде » значительное внимание уделяется участию Зевса и Посейдона, выступавших на стороне греков или троянцев в Троянской войне: они совершали чудеса, изменяли погоду или наращивали силы сражающихся, чтобы помочь своим врагам. предпочтительная сторона. [2]
Одна из самых известных историй о божественном вмешательстве происходит в Ветхом Завете, когда Яхве разделяет Красное море, чтобы позволить своему избранному народу (Моисею и израильтянам) спастись от преследующей его армии фараона. Тогда Моисей простер руку свою над морем. Всю ночь Господь гнал море сильным восточным ветром и превратил море в сушу; и воды разделились. Израильтяне вошли в море посуху, и воды образовали для них стену справа и слева. [3]
Виды божественного вмешательства
[ редактировать ]Различные культуры представляли себе множество различных видов божественных действий, включая чудеса , теофанию , божественное откровение , божественное провидение и божественное возмездие . Выражение « Божье деяние» обычно используется для описания события, находящегося вне человеческого контроля, за которое никто не может нести ответственность.
Философские проблемы с божественным вмешательством
[ редактировать ]Идея божественного вмешательства предполагает, что Бог или боги существуют, что они проявляют активный интерес к человеческим делам и решают вмешиваться в человеческие дела (по причинам, которые могут быть ясными или нет). Эти предположения приводят к ряду философских проблем, связанных с идеей божественного вмешательства.
Уильям П. Олстон писал, что «разговоры о божественном «вмешательстве» проистекают из деистического представления о Боге как о «вне» Своего творения, время от времени совершающем быстрые набеги или вторжения, а затем отступающем на Свой отдаленный наблюдательный пункт». [4] Олстон, однако, упускает из виду тот факт, что деисты обычно отвергают идею чудес и божественного вмешательства. Он также упускает из виду тот факт, что рассказы о божественном вмешательстве чаще всего встречаются в религиях, которые рассматривают богов как весьма человекоподобных заинтересованных наблюдателей и активных участников человеческих дел.
Даже если предположить существование Бога или богов, все равно остается проблема предоставления правдоподобных оснований для приписывания конкретного события божественному вмешательству, а не приписывания его естественным причинам или просто случайности.
Еще одной серьезной проблемой является установление достоверности сообщений о божественном вмешательстве. Часто сообщения о божественном вмешательстве включают сообщения о событиях, нарушающих законы природы. Дэвид Юм в своем знаменитом эссе « О чудесах» утверждал , что принятие таких сообщений никогда не может быть оправдано.
Связанные с этим проблемы включают проблему существования Бога , природу законов природы , проблему зла и вопрос о том, почему Бог допускает (или вызывает) стихийные бедствия и трагедии. [5] [6] [7] и вопросы, связанные с понятием судьбы или предназначения . [8] Идея особого вмешательства Бога становится проблематичной, например, если кто-то также верит, что Бог контролирует все, что происходит, и что ничего не происходит, чего Бог не желает. [9] Как говорит Р.С. Спроул : «Во вселенной, управляемой Богом, не бывает случайных событий». [10] В такой вселенной все , что происходит, является в некотором смысле результатом божественного вмешательства.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Согласно Кембриджскому словарю ( https://dictionary.cambridge.org/us/dictionary/english/intervene ), определение «вмешиваться» означает «намеренно вмешиваться в сложную ситуацию, чтобы изменить ее или улучшить». или не допустить ухудшения ситуации».
- ^ Мэри Р. Лефковиц, Греческие боги, человеческая жизнь: чему мы можем научиться из мифов (2003), стр. 68.
- ^ NRSV, Исход 14.21.
- ^ Уильям П. Олстон , «Божественное действие: тень или субстанция?» В изд. Томаса Ф. Трейси, « Бог, который действует: философские и теологические исследования» (1994), с. 41-62.
- ^ «значение стихийного бедствия» . Theidioms.com . Проверено 30 декабря 2009 г.
- ^ Стробель, Ли (июль 2012 г.), Почему Бог допускает трагедии и страдания? , Церковные лидеры , дата обращения 20 января 2013 г.
- ^ Робинсон, бакалавр (4 сентября 2005 г.). «Почему случаются трагедии?» . Консультанты Онтарио по религиозной толерантности . Проверено 30 декабря 2009 г.
- ^ «Вводная сессия – Четыре теории катастрофы» . Институт управления чрезвычайными ситуациями FEMA . Проверено 30 декабря 2009 г.
- ^ «Творение, провидение и чудо» . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ Спроул, Р.К. (1992). Основные истины христианской веры . Тиндейл. стр. 61–63. ISBN 0-8423-2001-6 .