Гнесио-лютеране
Часть серии о |
лютеранство |
---|
Гнесио-лютеране (от греч. γνήσιος [гнесиос]: подлинный, подлинный) [1] — современное название богословской партии в лютеранских церквях, [2] в оппозиции к филиппистам [3] после смерти Мартина Лютера и до Формулы Согласия . В свое время их противники называли их флацианами , а сами — просто лютеранами. Позже Флациан стал означать приверженца взгляда Матиаса Флация на первородный грех, отвергнутого Формулой Согласия . В более широком смысле термин «гнезио-лютеранство» связан преимущественно с защитой учения о Реальном Присутствии , наряду с практикой евхаристического поклонения. [4]
Локации
[ редактировать ]Центрами гнесио-лютеран были Магдебург и Йенский университет .
Известные сторонники
[ редактировать ]Другие известные гнесианские лютеране включают Каспара Аквилу , Иоахима Вестфаля , Иоганна Виганда , Маттеуса Юдекса, Иоахима Мёрлина , Эразма Сарцерия и Эгидия Хунния .
Споры
[ редактировать ]После смерти Мартина Лютера возникло несколько богословских споров, среди лютеран главным образом из-за учения Филиппа Меланхтона . Гнесио-лютеране были представлены защитой доктрины Мартина Лютера, первоначально возглавляемой Матиасом Флацием . Гнезио-лютеране соблюдали строгую доктринальную дисциплину, но они также с такой же решимостью выступали против того, что они считали ошибками своих товарищей по борьбе, таких как фон Амсдорф ( амсдорфианцы ), Флаций (флацианцы), Андреас Поах и другие.
Гнесио-лютеране участвовали в:
- Адиафористический спор
- Майористская полемика ( Николаус фон Амсдорф , Николаус Галл )
- второй антиномический спор ( Андреас Поач , Антон Отто )
- синергетический спор ( Маттиас Флаций , Николаус Галл )
- Осиандрийский спор
- Криптокальвинистский спор .
Крипто-кальвинистский спор был крупнейшим из споров второго поколения лютеранской Реформации. Поскольку это было гораздо более фундаментально для лютеранской церкви, лютеране, не входящие в партию Флакиан, заняли гнесио-лютеранскую позицию против филиппизма и криптокальвинизма. В середине между филиппистами и гнесио-лютеранами в центристскую партию входили Иоганнес Бренц , Якоб Андреа , Мартин Хемниц , Николаус Зельнекер , Давид Хитреус , Андреас Мускул и другие.
В отличие от гнесио-лютеран, члены центристской партии выступали против любых ненужных споров, не связанных с доктринальными различиями, и старались сами не впадать в какую-либо крайнюю позицию. Гнезио-лютеранин Иоахим Вестфаль был первым, кто написал письмо, защищающее Реальное Присутствие от кальвинистов , а Меланхтон заклеймил свое учение и учение других гнезио-лютеран как «поклонение хлебу». [5] Гнезио-лютеране практикуют евхаристическое поклонение , следуя трактату Мартина Лютера «Поклонение Таинству» , в котором он защищает практику евхаристического поклонения. [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Спроул и Николс 2016 , с. 236.
- ^ Ливингстон 2013 .
- ^ Люкер, Поэллот и Джексон 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б Лэмпорт, Марк А. (31 августа 2017 г.). Энциклопедия Мартина Лютера и Реформации . Роуман и Литтлфилд. п. 138. ИСБН 978-1-4422-7159-3 .
- ^ Бенте 1965 , с. 179.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенте, Ф. (1965) [1921]. Исторические введения к Книге Согласия . Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia.
- Ливингстон, Э.А., изд. (2013). «Гнесио-лютеране». Краткий Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2015 г.). doi : 10.1093/acref/9780199659623.001.0001 . ISBN 978-0-19-174430-3 .
- Люкер, Эрвин Л.; Поэллот, Лютер; Джексон, Пол, ред. (2000). «Гнесио-лютеране» . Христианская циклопедия . Сент-Луис, штат Миссури: Издательство Concordia . Проверено 6 ноября 2017 г. - через Лютеранскую церковь – Синод штата Миссури.
- Шафф, Филип (1910). История христианской церкви . Том. 8 (3-е изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Эфирная библиотека христианской классики (опубликовано в 2005 г.) . Проверено 6 ноября 2017 г.
- Спроул, RC; Николс, Стивен Дж., ред. (2016). Наследие Лютера . Орландо, Флорида: Фонд Реформации.