Хаугейское движение

Адольф Тидеманд (1852)

Хаугианское движение или хаугианизм ( норвежский : haugianere ) было пиетистским движением за реформу государственной церкви , призванным принести новую жизнь и жизнеспособность в Норвежскую церковь , которая часто характеризовалась формализмом и вялостью . Движение подчеркивало личное трудолюбие, предприимчивость и бережливость. [1] [2]
Фон
[ редактировать ]Хаугианское движение получило свое название от мирского евангелиста Ганса Нильсена Хауге (1771–1824). Оно сыграло важную роль в развитии демократического народного движения того времени и стимулировало вход в политику представителей сельского населения. Это усилило напряженность между более привилегированными классами и простыми людьми, а также между духовенством и мирянами. [3] [4] [5]
Ханс Нильсен Хауге работал мирским проповедником в то время, когда такая деятельность была запрещена законом. Закон о монастырях 1741 года ( Konventikkelplakaten ) запрещал любые религиозные собрания ( монастыри ), не санкционированные государственной церковью: ответ на радикальный пиетизм в норвежских городах. Закон постановил, что религиозные собрания могут проводиться только под наблюдением утвержденного государством служителя церкви Норвегии . Считалось, что пастор был единственным человеком, который мог правильно интерпретировать христианское учение. Служители имели исключительное право совершать таинства , и как государственный чиновник он нес ответственность перед государством за христианскую идеологическую обработку своей паствы. [5] [6]
Хауге почувствовал, что у него есть божественное призвание, которое обязывает его нарушить этот закон и провозглашать слово Божье непосредственно среди своих собратьев. Он выступал за священство всех верующих . Он чувствовал, что люди должны пробудиться к осознанию своих грехов, прежде чем они смогут начать обретать спасение по благодати Божией . По мнению Хауге, государственная церковь не смогла предоставить прихожанам личный религиозный опыт . Таким образом, религиозные учения Хауге рассматривались как нападки на государственную церковь и ее служителей. [7] [8]
За 18 лет Хауге опубликовал 33 книги. Хауге путешествовал, в основном пешком, по большей части Норвегии. Хауге несколько раз арестовывался и подвергался преследованию со стороны государства. В период с 1794 по 1811 год он был заключен в тюрьму не менее четырнадцати раз, проведя в тюрьме в общей сложности девять лет. После освобождения из тюрьмы в 1811 году он начал работать фермером и промышленником в Баккехаугене недалеко от Христиании (ныне Осло). Позже он купил ферму Бредтвет (сейчас там находится церковь Бредтвет в Осло), где и прожил свою жизнь. [9]
На заре существования движения акцент Хауге на равенстве между мужчинами и женщинами был ключевым аспектом; такие женщины, как Сара Оуст, служили проповедниками-мирянами. [10]
Влияние
[ редактировать ]
Учение Хауге имело значительное влияние в Норвегии. В сфере торговли многие гаугийцы выступили с отраслевыми инициативами, включая фабрики, верфи, бумажные фабрики, текстильную промышленность и типографии. В рамках политической деятельности трое гаугийцев – Джон Хансен Сёрброден , Кристофер Боргерсен Хоэн и Оле Расмуссен Апенесс – присутствовали на Национальном собрании в Эйдсволле в 1814 году. [12]
В массовой культуре персонаж Сольвейг в «Пер Гюнте » (1876) Генрика Ибсена представлен как член семьи Хаугиан, и эта религиозная принадлежность явно связана с ее чистотой и стойкой любовью к главному герою пьесы. Бьёрнстьерна Бьёрнсона В произведении «Синнёве Солбаккен » (1857) героиня также представлена как хаугианка, обладающая такой же чистотой и преданностью своему будущему жениху, Торбьёрну. Яркий образ гаугианцев предстает в романах Александра Килланда . Адольф Тидеманд изобразил Хауге и его последователей на картине «Огианерн» (1852). [13] [14] [15]
В сентябре 1817 года де Зее Плог , корабль с 500 иммигрантами из Вюртемберга , Германия, в том числе с рядом раппитов (последователей пиетистского сепаратиста Джорджа Раппа ), был вынужден остановиться в Норвегии из-за плохих погодных условий. Пробыв в Бергене около года и обеспечив их жильем от властей, они были тепло приняты хаугейцами. Обе группы нашли много общего и вместе проводили богослужения, при этом некоторые немцы изучали норвежский язык во время их пребывания. Самсон Трэй, лидер хауги, отметил: «Нам доставило огромную радость осознание того, что основание вашей веры соответствует истинному слову Божьему». [16] После того, как последователи Рэппа уехали и поселились в Соединенных Штатах, эти две группы продолжали поддерживать контакт по крайней мере некоторое время. В одном письме Раппиты заявили: «С тех пор, как мы приехали в Америку, наши сердца часто тосковали по вашей любящей и назидательной компании. Мы больше жаждали Бергена, чем Германии, из-за той любви, с которой вы нас приняли и освежили в тело и дух». [17] [18] [19]
Влияние Ханса Нильсена Хауге в Норвегии совпало с годами, в течение которых многие норвежцы иммигрировали в Северную Америку . Влияние Хауги на лютеранство в Америке было значительным. Например, первый норвежский лютеранский священник в Соединенных Штатах был хаугейцем. [20] Лютеране в США имели Синод Хауге , Синод Эйльсена и Лютеранскую свободную церковь , что свидетельствует об этом влиянии. Его почитают, а его сочинения изучают американские лестадианцы , также называемые апостольскими лютеранами. (Большинство лестадианских деноминаций не объединились.) Хауге упоминается в литургическом календаре Евангелическо -лютеранской церкви в Америке 29 марта как один из обновителей церкви. [21]
Оппозиция
[ редактировать ]В противовес воспринимаемому хаугианским движением законническому и чрезмерному акценту на праведности дел « Сильно верующие» было сформировано движение . Ее лидер, мирянин-проповедник Кнуд Сподерволд , опубликовал в 1848 году свою книгу Guds nådes husholdning («Диспенсация Божьей благодати»). Это была полемическая богословская критика гаугейцев, Моравской церкви , квакеров и других. [22] [23] Это привело к «жестокой вражде» между хаугианцами и Сподервольдом. [24]
См. также
[ редактировать ]- Религия в Норвегии
- Читатели , аналогичное пиетистское движение в Швеции.
- Неевангелизм — движение, оказавшее некоторое влияние на хаугианство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ с. 15 Отчет о ежегодном собрании Хаугейских церквей, состоявшемся в Лиссабоне, штат Иллинойс, в июне 1854 года. Архивировано 12 июня 2011 г. в Wayback Machine, переведено и отредактировано Дж. Магнусом Роне. Норвежско-американская историческая ассоциация. Том IV:
- ^ «Оджанерн» . Университет в Осло. Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Халльгейр Эльстад. «Ханс Нильсен Хауге – норвежский проповедник-мирянин» . Большая норвежская энциклопедия. Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Ханс Нильсен Хауге (1771–1824): мирянин-евангелист и лидер религиозного пробуждения в Норвегии. Архивировано 25 июля 2012 г. в Wayback Machine Global Christian, семинария Лютера.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б От восстания к гегемонии. Архивировано 2 декабря 2017 г. в краеведческом справочнике Wayback Machine Tysvær. Том 9; Такие, как «Они жили» , Свейн Ивар Лангелле, коммуна Тисвер, Рогаланд, Норвегия, 1997 г., перевод Ротрауда Слогвика, 2002 г.
- ^ с. 3 Норвежский иммигрант и его церковь. Архивировано 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine , Юджин Л. Феволд, Норвежско-американская историческая ассоциация. Том 23
- ^ Ханс Нильсен Хауге, мирянин-проповедник и социальный реформатор. Архивировано 17 марта 2012 г. в Wayback Machine согласно Gjendem Historieportal.
- ^ Сигбьёрн Равносен (январь 2004 г.). «Ханс Нильсен Хауге – Его этика и некоторые последствия его работы» (PDF) . сайт учениковнаций.org. Архивировано (PDF) из оригинала 21 августа 2017 г. Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Андреас Аарфлот. «Ханс Нильсен Хауге, светский проповедник, агитатор, социальный реформатор» . Норвежская биографическая энциклопедия. Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Рё, Ингрид Петронилле; Эдегард, Ингер Карин Рё (08 марта 2023 г.), «Sara Oust» , Store norske lexikon (на норвежском языке), заархивировано из оригинала 26 марта 2020 г. , получено 2 мая 2023 г.
- ^ Минде, Хьелл Бьорн (10 июня 2021 г.). «Вклад в политическую географию Норвегии: хаугейские парламентарии в Стортинге (норвежском парламенте) в 19 веке» . Проблемы и перспективы менеджмента . 19 (2): 251–263. дои : 10.21511/ppm.19(2).2021.21 . ISSN 1810-5467 .
- ^ Нильс Эгеде Блох-Хёлль. «хаугианере» . Магазин норвежского лексикона. Архивировано из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ Земмингсен, Ингрид Гаустад . Норвежская эмиграция в Америку в девятнадцатом веке. Архивировано 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Норвежско-американская историческая ассоциация. Том XI: с. 66.
- ^ Магнус, Альв Йохан (1978). Возрождение и общество: исследование Хаугийского возрождения и его влияния на норвежское общество в XIX веке . Магистерская диссертация по социологии в Университете Осло.
- ^ Солтведт, Сюзанна (1999) Ханс Нильсон Хауге: Влияние движения Хауге на женщин Норвегии. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine . Библиотека Мерфи, Университет Висконсина, Ла-Кросс, бакалавриат.
- ↑ Письмо Самсона Трааэ из коллекции рукописей Университетской библиотеки, Осло; письма из Киллингена и Сеглема в банке писем Хаугеана, рукопись в Норвежском институте письменности исторических источников, Осло.
- ^ Немецкие эмигранты в «Дорогие, возлюбленные братья и сестры Божьего общества в Бергене», 14 мая 1819 года, в Haugean Letter-hook, рукопись в Norsk historisk kjeldeskriftinstitutt, Осло.
- ^ Хаанес, Видар Л. (2021). «Глава 10: В поисках Нового Иерусалима: надежды тысячелетия и скандинавские иммигранты в Америку». В Зоргати — Рагнхильд Дж.; Болин, Анна; Сьёволл, Тереза (ред.). Отслеживание Иерусалимского кодекса . Том. 3: Земля обетованная. Христианские культуры в современной Скандинавии (ок. 1750–1920 гг.). Берлин, Бостон: Де Грюйтер . стр. 189–212. дои : 10.1515/9783110639476-011 . ISBN 9783110636567 . S2CID 233586435 .
- ^ Земмингсен, Ингрид (8 августа 2008 г.). «Гаугейцы, раппиты и эмиграция 1825 года» . Колледж Святого Олафа . Перевод К. А. Клаузена. Архивировано из оригинала 8 августа 2008 г. Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ с. 345 Лютеранской циклопедии.
- ^ с. 66 Норвежская эмиграция в Америку в девятнадцатом веке. Архивировано 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine Ингрид Гаустад Земмингсен , Норвежско-американская историческая ассоциация. Том XI:
- ^ "sterktroende" , Store norske leksikon (на норвежском языке), 24 января 2023 г., заархивировано из оригинала 19 апреля 2023 г. , получено 1 мая 2023 г.
- ^ "sterktroende" , Store norske leksikon (на норвежском языке), 24 января 2023 г., заархивировано из оригинала 19 апреля 2023 г. , получено 1 мая 2023 г.
- ^ Скуллеруд, Оге (1971). Крестьянская оппозиция и религиозная свобода в 1840-е годы (на норвежском языке). Университетское издательство. стр. 56–57. ОСЛК 1153911989 .
Часть серии о |
лютеранство |
---|
![]() |
Другие источники
[ редактировать ]- Амундсен, Арне Бугге (1997) Хаугейское наследие - символ национальной истории (из «В поисках символов. Исследовательское исследование», Йенс Браарвиг и Томас Крог, редакторы, стр. 214–233. Департамент культурных исследований, Университет Осло). )
- Эйльсен, Сигрид (2000) Хаугейская женщина в Америке: автобиография Сигрид Эйльсен (Норвежско-американская историческая ассоциация. Нортфилд, Миннесота, том 35)
- Гьерде, С.С. и Льоствейт, П. (1941) Движение Хауге в Америке (Федерация внутренней миссии Хауге)
- Ви, Монс Олсон (1919) Хаугианизм: краткий очерк движения и некоторых его главных представителей (Гарвардский университет)
Связанное чтение
[ редактировать ]- Аарфлот, Андреас (1979) Ханс Нильсен Хауге, его жизнь и послание (издательство Аугсбург, Миннеаполис, Миннесота). ISBN 978-0-8066-1627-8
- Арнесен, Даниэль (2001) Хаугианске веннебрев (П. Оверланд) ISBN 978-82-90936-33-9 (норвежский)
- Бык, Якоб Бреда (1912) Ханс Нильсен Хауге (Kristania: Steen'ske Bogtrykkeri Og Forlag) ISBN 978-1-161-19331-2
- Петтерсен, Вильгельм (2008) Свет в тюремном окне: история жизни Ханса Нильсена Хауге (Kessinger Publishing, LLC) ISBN 978-1-4366-7790-5
- Хауге, Альфред (1947) Ханс Нильсен Хауге: Божий странствующий человек (Ансгар) ISBN 978-82-503-0463-5 (норвежский)
- Шоу, Джозеф М. (1979) Кафедра под небом: жизнь Ханса Нильсена Хауге (перепечатка Greenwood Press) ISBN 978-0-313-21123-2
- Сьюрсен, Финн Вийг (1993) Хаугский период, 1796–ок. 1850 (издатель НЛА) ISBN 978-82-7468-020-3 (норвежский)
- Торвальдсен, Стейнар (2010) Пророк за плугом, Ханс Нильсен Хауге и его служение (Университет Тромсё) ISBN 978-82-7389-210-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Семинария Лютера: Хауге Синод
- Ханс Нильсен Хаугес Минде. Архивировано 9 августа 2020 г. в Wayback Machine.