Jump to content

Хаугейское движение

(Перенаправлено с Хаугеана )
Гаугианцы
Адольф Тидеманд (1852)
Ганс Нильсен Хауге ок. 1800 г.

Хаугианское движение или хаугианизм ( норвежский : haugianere ) было пиетистским движением за реформу государственной церкви , призванным принести новую жизнь и жизнеспособность в Норвежскую церковь , которая часто характеризовалась формализмом и вялостью . Движение подчеркивало личное трудолюбие, предприимчивость и бережливость. [1] [2]

Хаугианское движение получило свое название от мирского евангелиста Ганса Нильсена Хауге (1771–1824). Оно сыграло важную роль в развитии демократического народного движения того времени и стимулировало вход в политику представителей сельского населения. Это усилило напряженность между более привилегированными классами и простыми людьми, а также между духовенством и мирянами. [3] [4] [5]

Ханс Нильсен Хауге работал мирским проповедником в то время, когда такая деятельность была запрещена законом. Закон о монастырях 1741 года ( Konventikkelplakaten ) запрещал любые религиозные собрания ( монастыри ), не санкционированные государственной церковью: ответ на радикальный пиетизм в норвежских городах. Закон постановил, что религиозные собрания могут проводиться только под наблюдением утвержденного государством служителя церкви Норвегии . Считалось, что пастор был единственным человеком, который мог правильно интерпретировать христианское учение. Служители имели исключительное право совершать таинства , и как государственный чиновник он нес ответственность перед государством за христианскую идеологическую обработку своей паствы. [5] [6]

Хауге почувствовал, что у него есть божественное призвание, которое обязывает его нарушить этот закон и провозглашать слово Божье непосредственно среди своих собратьев. Он выступал за священство всех верующих . Он чувствовал, что люди должны пробудиться к осознанию своих грехов, прежде чем они смогут начать обретать спасение по благодати Божией . По мнению Хауге, государственная церковь не смогла предоставить прихожанам личный религиозный опыт . Таким образом, религиозные учения Хауге рассматривались как нападки на государственную церковь и ее служителей. [7] [8]

За 18 лет Хауге опубликовал 33 книги. Хауге путешествовал, в основном пешком, по большей части Норвегии. Хауге несколько раз арестовывался и подвергался преследованию со стороны государства. В период с 1794 по 1811 год он был заключен в тюрьму не менее четырнадцати раз, проведя в тюрьме в общей сложности девять лет. После освобождения из тюрьмы в 1811 году он начал работать фермером и промышленником в Баккехаугене недалеко от Христиании (ныне Осло). Позже он купил ферму Бредтвет (сейчас там находится церковь Бредтвет в Осло), где и прожил свою жизнь. [9]

На заре существования движения акцент Хауге на равенстве между мужчинами и женщинами был ключевым аспектом; такие женщины, как Сара Оуст, служили проповедниками-мирянами. [10]

Число гаугарских либералов в парламенте (1814-1910 гг.)

Учение Хауге имело значительное влияние в Норвегии. В сфере торговли многие гаугийцы выступили с отраслевыми инициативами, включая фабрики, верфи, бумажные фабрики, текстильную промышленность и типографии. В рамках политической деятельности трое гаугийцев – Джон Хансен Сёрброден , Кристофер Боргерсен Хоэн и Оле Расмуссен Апенесс – присутствовали на Национальном собрании в Эйдсволле в 1814 году. [12]

В массовой культуре персонаж Сольвейг в «Пер Гюнте » (1876) Генрика Ибсена представлен как член семьи Хаугиан, и эта религиозная принадлежность явно связана с ее чистотой и стойкой любовью к главному герою пьесы. Бьёрнстьерна Бьёрнсона В произведении «Синнёве Солбаккен » (1857) героиня также представлена ​​как хаугианка, обладающая такой же чистотой и преданностью своему будущему жениху, Торбьёрну. Яркий образ гаугианцев предстает в романах Александра Килланда . Адольф Тидеманд изобразил Хауге и его последователей на картине «Огианерн» (1852). [13] [14] [15]

В сентябре 1817 года де Зее Плог [ нет ]; de ] , корабль с 500 иммигрантами из Вюртемберга , Германия, в том числе с рядом раппитов (последователей пиетистского сепаратиста Джорджа Раппа ), был вынужден остановиться в Норвегии из-за плохих погодных условий. Пробыв в Бергене около года и обеспечив их жильем от властей, они были тепло приняты хаугейцами. Обе группы нашли много общего и вместе проводили богослужения, при этом некоторые немцы изучали норвежский язык во время их пребывания. Самсон Трэй, лидер хауги, отметил: «Нам доставило огромную радость осознание того, что основание вашей веры соответствует истинному слову Божьему». [16] После того, как последователи Рэппа уехали и поселились в Соединенных Штатах, эти две группы продолжали поддерживать контакт по крайней мере некоторое время. В одном письме Раппиты заявили: «С тех пор, как мы приехали в Америку, наши сердца часто тосковали по вашей любящей и назидательной компании. Мы больше жаждали Бергена, чем Германии, из-за той любви, с которой вы нас приняли и освежили в тело и дух». [17] [18] [19]

Влияние Ханса Нильсена Хауге в Норвегии совпало с годами, в течение которых многие норвежцы иммигрировали в Северную Америку . Влияние Хауги на лютеранство в Америке было значительным. Например, первый норвежский лютеранский священник в Соединенных Штатах был хаугейцем. [20] Лютеране в США имели Синод Хауге , Синод Эйльсена и Лютеранскую свободную церковь , что свидетельствует об этом влиянии. Его почитают, а его сочинения изучают американские лестадианцы , также называемые апостольскими лютеранами. (Большинство лестадианских деноминаций не объединились.) Хауге упоминается в литургическом календаре Евангелическо -лютеранской церкви в Америке 29 марта как один из обновителей церкви. [21]


Оппозиция

[ редактировать ]

В противовес воспринимаемому хаугианским движением законническому и чрезмерному акценту на праведности дел « Сильно верующие» было сформировано движение . Ее лидер, мирянин-проповедник Кнуд Сподерволд , опубликовал в 1848 году свою книгу Guds nådes husholdning («Диспенсация Божьей благодати»). Это была полемическая богословская критика гаугейцев, Моравской церкви , квакеров и других. [22] [23] Это привело к «жестокой вражде» между хаугианцами и Сподервольдом. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ с. 15 Отчет о ежегодном собрании Хаугейских церквей, состоявшемся в Лиссабоне, штат Иллинойс, в июне 1854 года. Архивировано 12 июня 2011 г. в Wayback Machine, переведено и отредактировано Дж. Магнусом Роне. Норвежско-американская историческая ассоциация. Том IV:
  2. ^ «Оджанерн» . Университет в Осло. Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 1 января 2017 г.
  3. ^ Халльгейр Эльстад. «Ханс Нильсен Хауге – норвежский проповедник-мирянин» . Большая норвежская энциклопедия. Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
  4. ^ Ханс Нильсен Хауге (1771–1824): мирянин-евангелист и лидер религиозного пробуждения в Норвегии. Архивировано 25 июля 2012 г. в Wayback Machine Global Christian, семинария Лютера.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б От восстания к гегемонии. Архивировано 2 декабря 2017 г. в краеведческом справочнике Wayback Machine Tysvær. Том 9; Такие, как «Они жили» , Свейн Ивар Лангелле, коммуна Тисвер, Рогаланд, Норвегия, 1997 г., перевод Ротрауда Слогвика, 2002 г.
  6. ^ с. 3 Норвежский иммигрант и его церковь. Архивировано 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine , Юджин Л. Феволд, Норвежско-американская историческая ассоциация. Том 23
  7. ^ Ханс Нильсен Хауге, мирянин-проповедник и социальный реформатор. Архивировано 17 марта 2012 г. в Wayback Machine согласно Gjendem Historieportal.
  8. ^ Сигбьёрн Равносен (январь 2004 г.). «Ханс Нильсен Хауге – Его этика и некоторые последствия его работы» (PDF) . сайт учениковнаций.org. Архивировано (PDF) из оригинала 21 августа 2017 г. Проверено 1 августа 2017 г.
  9. ^ Андреас Аарфлот. «Ханс Нильсен Хауге, светский проповедник, агитатор, социальный реформатор» . Норвежская биографическая энциклопедия. Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
  10. ^ Рё, Ингрид Петронилле; Эдегард, Ингер Карин Рё (08 марта 2023 г.), «Sara Oust» , Store norske lexikon (на норвежском языке), заархивировано из оригинала 26 марта 2020 г. , получено 2 мая 2023 г.
  11. ^ Минде, Хьелл Бьорн (10 июня 2021 г.). «Вклад в политическую географию Норвегии: хаугейские парламентарии в Стортинге (норвежском парламенте) в 19 веке» . Проблемы и перспективы менеджмента . 19 (2): 251–263. дои : 10.21511/ppm.19(2).2021.21 . ISSN   1810-5467 .
  12. ^ Нильс Эгеде Блох-Хёлль. «хаугианере» . Магазин норвежского лексикона. Архивировано из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 10 марта 2016 г.
  13. ^ Земмингсен, Ингрид Гаустад . Норвежская эмиграция в Америку в девятнадцатом веке. Архивировано 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Норвежско-американская историческая ассоциация. Том XI: с. 66.
  14. ^ Магнус, Альв Йохан (1978). Возрождение и общество: исследование Хаугийского возрождения и его влияния на норвежское общество в XIX веке . Магистерская диссертация по социологии в Университете Осло.
  15. ^ Солтведт, Сюзанна (1999) Ханс Нильсон Хауге: Влияние движения Хауге на женщин Норвегии. Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine . Библиотека Мерфи, Университет Висконсина, Ла-Кросс, бакалавриат.
  16. Письмо Самсона Трааэ из коллекции рукописей Университетской библиотеки, Осло; письма из Киллингена и Сеглема в банке писем Хаугеана, рукопись в Норвежском институте письменности исторических источников, Осло.
  17. ^ Немецкие эмигранты в «Дорогие, возлюбленные братья и сестры Божьего общества в Бергене», 14 мая 1819 года, в Haugean Letter-hook, рукопись в Norsk historisk kjeldeskriftinstitutt, Осло.
  18. ^ Хаанес, Видар Л. (2021). «Глава 10: В поисках Нового Иерусалима: надежды тысячелетия и скандинавские иммигранты в Америку». В Зоргати — Рагнхильд Дж.; Болин, Анна; Сьёволл, Тереза ​​(ред.). Отслеживание Иерусалимского кодекса . Том. 3: Земля обетованная. Христианские культуры в современной Скандинавии (ок. 1750–1920 гг.). Берлин, Бостон: Де Грюйтер . стр. 189–212. дои : 10.1515/9783110639476-011 . ISBN  9783110636567 . S2CID   233586435 .
  19. ^ Земмингсен, Ингрид (8 августа 2008 г.). «Гаугейцы, раппиты и эмиграция 1825 года» . Колледж Святого Олафа . Перевод К. А. Клаузена. Архивировано из оригинала 8 августа 2008 г. Проверено 22 июня 2022 г.
  20. ^ с. 345 Лютеранской циклопедии.
  21. ^ с. 66 Норвежская эмиграция в Америку в девятнадцатом веке. Архивировано 16 февраля 2012 г. в Wayback Machine Ингрид Гаустад Земмингсен , Норвежско-американская историческая ассоциация. Том XI:
  22. ^ "sterktroende" , Store norske leksikon (на норвежском языке), 24 января 2023 г., заархивировано из оригинала 19 апреля 2023 г. , получено 1 мая 2023 г.
  23. ^ "sterktroende" , Store norske leksikon (на норвежском языке), 24 января 2023 г., заархивировано из оригинала 19 апреля 2023 г. , получено 1 мая 2023 г.
  24. ^ Скуллеруд, Оге (1971). Крестьянская оппозиция и религиозная свобода в 1840-е годы (на норвежском языке). Университетское издательство. стр. 56–57. ОСЛК   1153911989 .

Другие источники

[ редактировать ]
  • Амундсен, Арне Бугге (1997) Хаугейское наследие - символ национальной истории (из «В поисках символов. Исследовательское исследование», Йенс Браарвиг и Томас Крог, редакторы, стр. 214–233. Департамент культурных исследований, Университет Осло). )
  • Эйльсен, Сигрид (2000) Хаугейская женщина в Америке: автобиография Сигрид Эйльсен (Норвежско-американская историческая ассоциация. Нортфилд, Миннесота, том 35)
  • Гьерде, С.С. и Льоствейт, П. (1941) Движение Хауге в Америке (Федерация внутренней миссии Хауге)
  • Ви, Монс Олсон (1919) Хаугианизм: краткий очерк движения и некоторых его главных представителей (Гарвардский университет)
[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be3b73b060c20606e9ad2ec1e80c78e2__1721104140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/e2/be3b73b060c20606e9ad2ec1e80c78e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haugean movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)