Иоганн Флирль
Иоганн Флирль | |
---|---|
![]() Апрель 1878 г. | |
Рожденный | 16 апреля 1858 г. |
Умер | 30 сентября 1947 г. (89 лет) Миссионерская станция Нойендеттельзау, провинция Финшхафен, Новая Гвинея |
Образование | Миссионерская семинария Нойендеттельзау, Франкония |
Супруг | Беате Мария Луиза Аурихт |
Дети | Вильгельм, Йоханнес, Дора, Элиза |
Родители) | е: Иоганн Конрад Флирль м: Кунигунда, урожденная Даннхаузер |
Церковь | Лютеранское миссионерское общество Нойендеттельсау , Синод Южной Австралии |
Рукоположен | 21 апреля 1878 г. |
Сочинения | Сорок лет в Новой Гвинее (Чикаго, 1927)Посмотреть список публикаций |
Конгрегации служили | Помощник, миссионерская станция Бетесда, Австралия, 1878–1885 гг. Основатель миссии «Елим», Северный Квинсленд, Австралия, 1885–1886 гг. Основатель/директор миссионерской станции Симбанг, недалеко от Финшхафена, Новая Гвинея (Кайзер-Вильгельмсланд), 1886–1930 гг. Основатель/директор миссионерской станции Саттельберг, район Финшхафен, Новая Гвинея, 1892–1900, миссионерская станция Малаханг. |
Примечания | |
Иоганн Флирль (16 апреля 1858 — 30 сентября 1947) был лютеранским миссионером-пионером в Новой Гвинее . Он основал миссионерские школы и организовал строительство дорог и средств связи между отдаленными внутренними районами. Под его руководством лютеранское евангелическое движение процветало в Новой Гвинее. Он основал евангелическо-лютеранскую миссию в Саттельберге и ряд филиалов на северо-восточном побережье Новой Гвинеи, включая миссионерскую станцию Малаханг .
Он получил образование в миссионерской семинарии в Нойендеттельзау , в Королевстве Бавария . Прежде чем закончить образование, Миссионерское общество Нойендеттельзау отправило его в миссию Бетесда, недалеко от Хандорфа , в Южной Австралии, где он присоединился к старой лютеранской общине. Там он почувствовал призвание служить в недавно созданном немецком протекторате Кайзер-Вильгельмсланд . По пути в Новую Гвинею он основал миссионерскую станцию Хоуп-Вейл в Куктауне, Квинсленд , в Австралии.
В Кайзер-Вильгельмсланде он установил прочное лютеранское присутствие в миссионерских станциях Симбанга , недалеко от Финшхафена , еще одной на Тами и третьей в Саттельберге на полуострове Хуон , а также в нескольких филиальных миссионерских станциях вдоль побережья нынешнего Провинция Моробе.
Молодость образование и
Иоганн Флирль родился в сельской Германии, в Буххофе , крошечной усадьбе (с тремя домами), недалеко от Фюрниеда , в окрестностях Зульцбаха , в Оберпфальце , Королевство Бавария . [3] У него было как минимум две сестры. В тринадцать лет, когда он закончил учебу в местной начальной школе, отец отдал его в ученики кузнецу, но передумал, когда обнаружил, что сыну придется работать по воскресеньям. Поскольку Флирль с ранней юности надеялся служить миссионером среди североамериканских индейцев, его отец пытался отправить его в семинарию в Нойендеттельзау , но ему сказали, что его сыну должно исполниться 17 лет, прежде чем он сможет записаться на программу. Четыре года Флирль работал на ферме своего отца и продолжал образование неформально; он также научился вязать и, как сообщается, мог связать носок за день. Наконец он поступил в семинарию в 1875 году; Пройдя половину программы, он услышал о возможности миссионерской работы в миссии, основанной старыми лютеранами , и после своего посвящения в апреле 1878 года уехал в Австралию. [4]
Миссия в Австралии [ править ]
Часть серии о |
лютеранство |
---|
![]() |
Флирл провел свои первые семь лет миссионерской жизни, работая на станции лютеранской миссии Киллалпанинна (Бетезда) в Купер-Крик (1878–1885). В 1882 году он женился на Луизе Аурихт, чья старая лютеранская семья иммигрировала из Пруссии в Австралию в 1839 году. [5] В начале 1885 года он услышал об основании немецкой колонии в Новой Гвинее. По пути туда он задержался более чем на год в Куктауне , Кейп-Бедфорд, Северный Квинсленд; Немецко -Новая Гвинейская компания отказала ему в проезде. Пока дипломаты и бюрократы спорили о формальностях, он основал миссионерскую станцию Элим . [6] (позже называвшаяся Долиной Надежды, иногда Долиной Надежды, но это современная Долина Надежды ), чтобы служить Гуугу Йимидхирру . [7]
Связь с Нойендеттельзау обществом миссионерским
Флирль был пионером-миссионером Лютеранского синода Южной Австралии и Миссионерского общества Нойендеттельзау. Синод и миссионерское общество объединили лютеранские убеждения после Реформации с пиетизмом XIX века и стремились принести «неразбавленную убежденность» исторического лютеранского исповедания в Австралию и Новую Гвинею. [8] Немецкая колония в Австралии, подобно немецкой лютеранской колонии в штате Миссури в США, покинула Пруссию в 1838 и 1840-х годах, чтобы избежать «юнионизма» — движения к единообразию организации и вероисповедания, навязанного им государством. Вильгельм Лёэ , пастор Нойендеттельзау в Германии, привнес аналогичную идеологию в миссионерское общество Нойендеттельзау, даже отказываясь сотрудничать, например, с миссионерскими обществами Бармена или Базеля , потому что такое сотрудничество разбавило бы «чистую доктрину» греховный «юнионизм» с прихожанами, соблюдавшими государственное единообразие. Миссионерское общество обеспечивало духовенство и религиозное образование для лютеранских поселений в Миссури, Айове и Огайо, Австралия, а также везде, где поселились «свободомыслящие» лютеране. [9]
Несмотря на свое детство и юность в «юнионистском» приходе (в котором католики и все протестанты делили церковные помещения), Флирль приехал на миссионерскую работу в Новую Гвинею с мышлением, сходным с мышлением Лёэ, сформированным в результате его образования в семинарии Нойендеттельзау и его опыт среди так называемых старых лютеран на юге Австралии. [10] Когда он прибыл в начале июля 1886 года, он установил четкие границы между своей работой и работой делового и официального сообщества; хотя они поддерживали уважительные отношения, он стремился основать миссию, которая была бы верна Слову Божьему и не была бы запятнана «юнионизмом» и сотрудничеством между церковью и государством. [11]
Он и его первый коллега Карл Тремель (также называемый Тремл) основали миссию недалеко от Симбанга в октябре 1886 года. Первоначально они жили в палатках. С помощью некоторых австралийских уэслианцев (методистов), которых они завербовали в Новой Померании , они позже создали небольшой комплекс из нескольких домов, школы и церкви. Другой немецкий миссионер, Георг Бамлер, присоединился к ним в 1887 году; трое мужчин боролись со смертельными заболеваниями, в первую очередь с дизентерией и малярией с сопутствующими осложнениями, и их удручающе медленным прогрессом среди народа Кате. Несмотря на эти проблемы, в 1889 году Флирль открыл вторую станцию на Тами , которая находится в заливе Хуон в семи морских милях (13 км; 8,1 миль) к юго-юго-востоку от Финшхафена; оно прогрессировало столь же ограниченно. К ним присоединились новые миссионеры: Иоганн Декер, Георг Пфальцер, Конрад Феттер (умер в 1906 году), Иоганн Рупперт (умер от брюшного тифа в 1894 году), Фридрих Хельд (умер от черноводной лихорадки ) и Андреас Цвангер. [12]
В 1889–1891 годах особенно сильная эпидемия малярии уничтожила почти половину европейского населения побережья; даже сам Финшхафен был в значительной степени заброшен, когда Немецкая компания Новой Гвинеи перенесла свои операции в Стефенсорт (ныне Маданг ). [13] Луиза Флирл приехала позже, в 1889 году, но сказала мужу, что не останется, если он не найдет более здоровое место для жизни, чем кишащие комарами земли в дельте вокруг Симбанга; после дальнейших исследований он определил многообещающее место на высоте 700 метров (2297 футов) в высокогорье. В 1890 году он построил там миссионерскую станцию Саттельберг и проложил дорогу длиной примерно 24 километра (15 миль) между станцией и гаванью Финшхафен ( Finschhafen ), что сократило время в пути с трех дней до пяти часов. [14]
Станции Новой Гвинеи
Старая политика Флирла в Симбанге и та, которая преобладала в Саттельберге, была сосредоточена на образовании и призывала к предварительному изучению языка и развитию грамотности, чтобы люди могли изучать Библию - фундаментальную заповедь постреформационной мысли. Взрослых Кате, казалось, больше интересовали практические аспекты европейской жизни, особенно железные изделия. Однако местные общины были любопытны и часто приписывали присутствие миссионеров вернувшимся предкам, доброжелательным духовным силам, несущим материальные блага, и называли их Мити . [15] Для Кате эти люди отличались от жаждущих земли плантаторов, которые редко покидали пределы своих плантаций; миссионеры, с другой стороны, были дружелюбны, хотели исследовать внутренние районы и были заинтересованы в знании людей, их языка и сельской местности. [16] Отчасти различие в отношениях коммерческих и официальных интересов, географически расположенных на побережье, и евангелических настроений, преимущественно расположенных внутри страны, но имеющих снабженческие, культурные и языковые связи с побережьем, историки колониализма называют «правилом» колониальных различий». [17] «Правило различия» объясняет, каким образом колонизаторы и колонизированные проводят законную политику и реакцию. В первую очередь он фокусируется на том, как европейцы оправдывают свои действия, как они относятся к «колонизированным» и как они структурируют политику. [18]
Две группы немцев населяли Кайзер-Вильгельмсланд . Безусловно, самую большую группу составляли предприниматели, владельцы плантаций, чиновники немецкой компании Новой Гвинеи и правительственные чиновники, жившие в Финшхафене и Маданге, а также на плантациях вдоль побережья. Они смотрели на Кате и другие группы, с которыми они столкнулись, иначе, чем на евангелистов-лютеран в Финшхафене и Саттельберге и на их филиальных миссионерских станциях на побережье. Для бизнесменов и чиновников туземцы были еще одним ресурсом, которым нужно было управлять: например, когда вдоль побережья прокладывались железнодорожные пути, продукцию загружали в железнодорожные вагоны и толкали или тащили из точки в точку, используя человеческую энергию, а не приводили ее в движение. паром. Официальные посетители, как немцы, так и британцы, отметили, что немецкие плантаторы, в частности, гораздо чаще использовали плеть, чем другие группы. [19]
Это было неприемлемо для Флирля. Хотя Каты действительно были разными, и некоторые группы время от времени поедали своих врагов, он все равно считал их детьми Божьими. Для него необходимо было привести всех детей Божиих к пониманию спасения. Первые крещения двух взрослых мужчин, совершенные в 1899 году, придали ободрение миссионерской жизни. Личное принятие спасения было фундаментальной заповедью лютеранства, и обучение двух мужчин лютеранскому учению предшествовало крещению, хотя работа была медленной и кропотливой. [20] Флирль часто обращался к Синоду в Австралии с просьбой о новых миссионерах, и в 1899 году он направил Кристиана Кейзера , который, как оказалось, дал искру, необходимую для великого прорыва в 1905 году.
Кейзер лучше, чем Флиерль, понимал корпоративистские взгляды народа Кате и находил способы приблизить их к Слову, прежде всего потому, что он уловил центральную особенность гвинейской жизни, которую Флирль никогда не понимал: Кате не могли воспринимать себя как автономных личностей. Представления Кейт о себе были неразрывно связаны с контекстом больших семей, кланов и предков. Следовательно, Каты не могли прийти ко Христу индивидуально — это означало бы, что человек оказался вне всех социальных и культурных отношений, — а, скорее, они должны были прийти как группа. Кейзер изобрел метод группового обращения, в результате которого состоялись первые групповые крещения в 1903 году и массовые обращения в 1905 и 1906 годах. [21]
Понимая, что его собственная полезность в Саттельберге закончилась, в 1904 году Флирль передал пост директора Кейзеру и переехал со своей семьей, в которую теперь входили четверо детей, в Хельдсбах, находящийся в 5,8 км (4 мили) от побережья. [22] Там он основал коммерческую кокосовую плантацию и в 1907 году приобрел первое большое судно миссии « Бавария». Он также совершил длительную поездку в Европу, Австралию и Соединенные Штаты, расширяя свои контакты за пределами Германии и развивая финансовые возможности миссии. ресурсы. [23] [24]
под австралийской оккупацией Миссия
Начало Первой мировой войны в 1914 году усложнило жизнь немецким миссионерам в районе Финшхафен, а также бизнесменам и государственным чиновникам. Немецкое население там никогда не было значительным. В 1902 году на северо-восточном побережье проживало менее 25 европейцев. К 1914 году их число все еще было небольшим: около 300 во всей Германской Новой Гвинее и 50 в Кайзер-Вильгельмсланде, в основном владельцы плантаций и их семьи, а также пара десятков миссионеров и их собственных семей. [ нужна ссылка ]
Австралийские войска вторглись в немецкую Новую Гвинею, захватив немецкие казармы в Гербертсхёэ (ныне Кокопо ) в Новой Померании (ныне Новая Британия). Поражение Германии при Бита-Паке в сентябре 1914 года и их последующая капитуляция положили конец эффективному сопротивлению. Миссионеры на всех станциях подписали клятву нейтралитета, требуемую австралийскими администраторами, и им было разрешено продолжить свою работу. Два миссионера, управляющие станцией Нойендеттельзау на Саттельберге, Отто Тиле и Кристиан Кейссер, по-видимому, закрывали глаза на присутствие надоедливого Германа Децнера , офицера регулярной армии, застрявшего во время исследовательской миссии во внутренних районах страны в начале войны; Децнер отказался сдаться австралийским властям и на протяжении всей войны раздражал австралийцев, маршируя от деревни к деревне в джунглях, развевая имперский флаг и распевая патриотические песни. [25]
Во время войны Флирль также больше полагался на связи между лютеранскими церковниками в Австралии и США, которые он тщательно поддерживал на протяжении довоенных лет. Он сделал это, отправив артефакты и письма лютеранам-единомышленникам; некоторые из этих артефактов собраны в музее Вартбургской духовной семинарии в Айове, которая также наградила Флирла почетной степенью. [26] Эти новые отношения были особенно важны для поддержания потоков персонала и снабжения и стали еще более важными во время сложной послевоенной дипломатической и политической динамики переговоров по Версальскому договору . Потенциальные территориальные изменения сделали возможным то, что миссии будут экспроприированы австралийцами и британцами, а их сотрудники, вероятно, будут изгнаны из своих домов. [24] [26]
Война также нанесла ущерб семье Флирла. Самый старший мальчик, Вильгельм, был арестован в 1915 году после того, как два немецких офицера (вероятно, Децнер и еще один мужчина) захватили судно в попытке сбежать из Новой Гвинеи; их снаряжение не поместилось в каноэ, и они оставили после себя ящик, из-за чего австралийцы обвинили Вильгельма в сотрудничестве. Он находился в заключении в Австралии, а после войны был репатриирован в Германию. В конце концов в 1927 году он вернулся в Новую Гвинею через Техас. [27] Младший сын Флирля, Ганс (или Иоганн), поехал в Германию в 1914 году, чтобы учиться в семинарии Нойендеттельзау во Франконии, и вместо этого был призван в немецкую армию; после войны он также уехал в Техас и в конце концов вернулся в Новую Гвинею. [28]
и Спустя семья годы
Четверо детей Флирла также участвовали в миссии. Вильгельм и Йоханнес посещали семинарию Нойендеттельзау и были рукоположены в пасторы миссии. Вильгельм заинтересовался местным диалектом и написал словарь языка Кате . [29] Дора была миссионеркой и медсестрой; она осталась одинокой. Элиза вышла замуж за Георга Пилхофера, другого лютеранского миссионера, написавшего историю миссии Нойендеттельзау в Новой Гвинее. [30] Двое двоюродных братьев Флирла также занялись миссионерской деятельностью. Конраду Флирлю было всего 13, когда его старший двоюродный брат уехал в Австралию, и в следующем году он поступил в подготовительную программу Нойендеттельзау. В 1885 году его отправили миссионером в Соединенные Штаты. Другой двоюродный брат, Йоханнес, также учился в семинарии Нойендеттельзау и заменил своего двоюродного брата в Купер-Крик в 1886 году; после разногласий с миссией и местным синодом покинул Австралию. [31]
и смерть Последние годы
Флирл вышел на пенсию в 1930 году в возрасте 72 лет и вернулся с женой в ее родной город в Австралии. После ее смерти в 1934 году он жил со своей дочерью Дорой; он умер там 30 сентября 1947 года. [24]
Неполный список публикаций [ править ]
- (на немецком языке) Памятный лист языческой миссии Нойендеттельзау в Квинсленде и Новой Гвинее, Танунда, Южная Австралия: опубликовано самостоятельно, 1909 г.
- (на немецком языке) Как я стал миссионером, 1909 (1928).
- (на немецком языке) День памяти миссии Нойендеттельзау, 1909 (1910).
- (на немецком языке) Затерянный в кустах, Neuendettelsau Verl d. Миссионерский дом, 1910 год.
- (на немецком языке) 30 лет миссионерского работника, 1910 г.
- (на немецком языке) Как я стал миссионером и попал в Австралию и немецкую Новую Гвинею, Нойендеттельзау, Верл. Миссионерский дом, 1919, 4-е изд.
- (на английском языке) Сорок пять лет в Новой Гвинее, Чикаго, 1927 г.
- (на немецком языке) Что Бог сделал в Новой Гвинее за более чем четыре десятилетия и чего Бог ожидает от христиан дома. Нойендеттельзау: Издательство d. Миссионерский дом, 1928 год.
- (на немецком языке) Слово Божье в джунглях ст. Новая Гвинея, 1929 год.
- (на немецком языке) Из старого австралийца: Божье Слово в джунглях Новой Гвинеи. Общество внутренней и внешней миссии в духе лютеранской церкви: Писания миссии Нойендеттельзау, № 62. Нойендеттельсау, Verlag d. Миссионерский дом 1929 года.
- (на немецком языке) Мемориал почтенным усопшим отцам лютеранской церкви в Австралии: Об умерших только хорошее! Танунда: Самостоятельная публикация, 1929 г.
- (на немецком языке) Чудо божественной благодати. Евангелисты от каннибалов! 1931 год.
- (на английском языке) Христос в Новой Гвинее. Танунда, Южная Австралия, типография Аурихта, 1932 год.
- (на немецком языке) Как первый миссионер в Новой Гвинее. Нойендеттельзау: Фраймунд-Верль, 1936 г.
- (на немецком языке) Благодарный взгляд назад и обнадеживающий взгляд даже в самые трудные времена, Танунда: «Neu Guinea Haus», 1936 г.
- (на немецком языке) К юбилею лютеранской миссии в Новой Гвинее. Танунда, Южная Австралия, 1936 год.
- (на английском языке) Наблюдения и опыт, Танунда, Южная Австралия: Auricht, 1937, 5. изд.
- (на немецком языке) 60 лет миссионерской службы, Нойендеттельзау Фраймунд-Верль, 1938 г.
- Также :
- (на немецком языке) Как пионер-миссионер в далекой Новой Гвинее. Мемуары Иоганна Флирла с комментариями Сюзанны Фрёлих. Часть I: 1858–1886 гг., Часть II: 1886–1941 гг. (источники и исследования Южных морей, A.5), Висбаден: Харрассовиц, 2015.
- (на английском языке) Моя жизнь и миссия Бога. Автобиография. Перевод и изд. Эрих Флирл. – Аделаида: Совет по церковному сотрудничеству во Всемирной миссии. Лютеранская церковь Австралии, 1999 г. (Выдержки из немецкого оригинала, опубликованного сейчас Харрасовицем.)
- (на немецком языке) Жизнь (собрание сочинений). Трауготт Фарнбахер и Гернот Фугманн (ред.). Нойендеттельзау 2008.
Ссылки [ править ]
- ^ П. Г. Сак, «Флирл, Иоганн (1858–1947)», Австралийский биографический словарь, онлайн-издание, Австралийский национальный университет, 2006 г., постоянно обновляется, ISSN 1833-7538 , [1] .
- ^ Джон Гарретт, Шаги в море: христианство в Океании до Второй мировой войны. Институт тихоокеанских исследований, Всемирный совет церквей, 1992 год; ISBN 978-982-02-0068-5 , стр. 2–15
- ^ Это современная коммуна Биргланд .
- ^ Гарретт, с. 2; Регина Гантер, немецкие миссионеры в Квинсленде: Университет Иоганна Флирла Гриффита, Квинсленд.
- ^ HFW Pröve, «Аурихт, Иоганн Кристиан (1832–1907)», «Австралийский биографический словарь, онлайн-издание», 2006 г., постоянно обновляется, ISSN 1833-7538 , опубликованный Австралийским национальным университетом; Гарретт, с. 1
- ^ См. Исход 16:1: «Вся израильская община выступила из Елима и пришла в пустыню Син, что между Елимом и Синаем, в пятнадцатый день второго месяца после выхода из Египта».
- ^ Дань уважения влиятельным австралийским христианам, Иоганн Флирл, влиятельные австралийские христиане
- ^ Гарретт, с. 3.
- ^ Гарретт, с. 3–4; ЛЁЭ, ИОГАНН КОНРАД ВИЛЬГЕЛЬМ. Архивировано 22 июля 2012 г. в archive.today (Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога, том VII).
- ^ Гарретт, с. 4. Лерой Батиа, История Евангелическо-лютеранской церкви Папуа-Новой Гвинеи, Введение. Архивировано 30 ноября 2012 г. в Wayback Machine .
- ^ Гаррет, с. 5.
- ^ Гарретт, с. 5. Батия. Введение. Архивировано 30 ноября 2012 года в Wayback Machine .
- ^ Сэм Туа Кайма и Биама Канаса, Пути провинции Моробе, библиография, заархивированная 25 июля 2005 г. в Wayback Machine , часть II: Хронология.
- ^ Сак, [2] . Батиа, Введение. Архивировано 30 ноября 2012 года в Wayback Machine . Хотя между миссионерской станцией и побережьем всего 5 километров (3 мили), проход был труднопроходимым и представлял собой комплекс пешеходных троп через скользкие горные склоны и густые джунгли. Крис Култхард-Кларк, «Саттелбург». Энциклопедия сражений Австралии, Аллен и Анвин, 2002. ISBN 978-1-86508-634-7 стр. 243–44.
- ^ Гарретт, с. 5.
- ^ Гарретт, с. 5; Сак, [3] .
- ^ Джордж Штайнмец, «Почерк дьявола: доколониальный дискурс, этнографическая острота и перекрестная идентификация в немецком колониализме», Сравнительные исследования в обществе и истории, Том. 45, № 1 (январь 2003 г.), стр. 4–95, с. 43.
- ^ Штайнмец, стр. 42–43.
- ^ Гарретт, с. 4–5.
- ^ Гарретт, с. 6.
- ^ Гарретт, стр. 10–13.
- ^ Миссия Саттельберга. Плантация Хельдсбах .
- ^ Гарретт, стр. 9–12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мешок
- ^ Роберт Линке, Влияние немецких геодезических исследований на развитие Новой Гвинеи, Формируя изменения: XXIII Конгресс ФИГ, Мюнхен, Германия, 8–13 октября 2006 г., стр. 1–17, стр. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вартбургская духовная семинария, Евангелическо-лютеранская миссия ; по состоянию на 17 ноября 2015 г.
- ^ "Кто такой капитан Децнер?" Письма в редакцию. Аргус (Вик) , Мельбурн, Австралия. 15 ноября 1919 г.; Конкордия; Гантер, [4] .
- ^ Гантер, [5] .
- ^ Флирл, Вильгельм и Герман Штраус, ред. Кате словарь. Серия С-41. Канберра: Тихоокеанская лингвистика, 1977.
- ^ Мешок, [6] ; (на немецком языке) Георг Пилхофер, История миссии Нойендеттельсау в Новой Гвинее , Нойендеттельсау, 1961–63.
- ^ Профиль , griffith.edu.au; по состоянию на 17 ноября 2015 г.
Источники [ править ]
- Гаррет, Джон, Шаги в море: христианство в Океании до Второй мировой войны. Институт тихоокеанских исследований/Всемирный совет церквей, 1992 год; ISBN 978-982-02-0068-5 , стр. 1–15.
- Линке, Роберт. Влияние немецких геодезических исследований на развитие Новой Гвинеи, Формирование перемен: XXIII Конгресс ФПГ, Мюнхен, Германия, 8–13 октября 2006 г., стр. 1–17.
- Прёве, HFW «Аурихт, Иоганн Кристиан (1832–1907)», Австралийский биографический словарь, онлайн-издание, 2006 г., постоянно обновляется, ISSN 1833-7538 , опубликованный Австралийским национальным университетом.
- Сак, П.Г. «Флиерл, Иоганн (1858–1947)», Австралийский биографический словарь, онлайн-издание, 2006 г., постоянно обновляется, Австралийский национальный университет; ISSN 1833-7538
- Штайнмец, Джордж, «Почерк дьявола: доколониальный дискурс, этнографическая острота и перекрестная идентификация в немецком колониализме», Сравнительные исследования в обществе и истории, Vol. 45, № 1 (январь 2003 г.), стр. 41–95.
Дополнительный материал [ править ]
- (на немецком языке) Иоганн Флирль: жизнь ради миссии - миссия ради жизни. (биография). Нойендеттельзау: Эрлангер Верлаг для миссии и экуменизма, 2008 г.
- Э.А. Джерико, Время посева и жатвы, Брисб, 1961.
- (на немецком языке) Новая немецкая биография , том 7, Берлин, 1966.
- 1858 рождений
- 1947 смертей
- Люди из Амберг-Зульцбаха
- Люди из Королевства Бавария
- Немецкие лютеране
- Немецкие лютеранские миссионеры
- Немецкие люди в немецкой Новой Гвинее
- Австралийское лютеранское духовенство
- История Папуа-Новой Гвинеи
- Провинция Моробе
- Низкий
- Немецкие эмигранты в Австралии
- Лютеранские миссионеры в Папуа-Новой Гвинее