Ларс Леви Лестадиус
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2024 г. ) |
Ларс Леви Лестадиус | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 21 февраля 1861 г. Пайала , Норрботтен , Швеция | ( 61 год
Занятия |
|
Часть серии о |
лестадизм |
---|
Ларс Леви Лестадиус (англ. Шведское произношение: [ˈlɑːʂ ˈlěːvɪ lɛˈstɑ̌ːdɪɵs] ; 10 января 1800 — 21 февраля 1861) — шведский саамский писатель, эколог, мифолог и этнограф, а также пастор и администратор шведской государственной лютеранской церкви в Лапландии , который основал лестадское пиетистское движение возрождения, чтобы помочь своим преимущественно саамским общинам, которые были опустошены алкоголизмом . Сам Лестадиус стал трезвенником (за исключением того, что он постоянно употреблял вино во время святого причастия ). [1] в 1840-х годах, когда он начал успешно отговаривать своих саамских прихожан от алкоголизма. Лестадиус также был известным ботаником и писателем.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рождение и образование
[ редактировать ]Лестадиус родился в шведской Лапландии в Яквике. [2] близ Арьеплуга в западной гористой части графства Норрботтен , самого северного графства Швеции, Карлу Лестадиусу (1746-1832) — шведскому охотнику, рыбаку, производителю смолы и бывшему управляющему серебряными рудниками, потерявшему работу из-за алкоголизм — и Анна Магдалена (урожденная Йохансдоттер) (1759–1824), вторая жена старшего Лестадиуса. Оба были дальнего саамского происхождения. [3] [4] Семья жила в бедности из-за алкоголизма Карла Лестадиуса и длительного отсутствия. Однако с помощью старшего сводного брата Ларса Леви Карла Эрика Лестадиуса (1775–1817), пастора из Квиккйокка , с которым Ларс Леви и его младший брат Петрус (1802–1841) прожили часть своего детства, мальчики смогли продолжить образование сначала в Хернесанде , а начиная с 1820 года — в Уппсальском университете . Из-за смерти сводного брата-благодетеля в 1817 году мальчикам с самого начала учебы в университете постоянно не хватало средств. [5] [4] Тем не менее Ларс Леви оказался блестящим учеником. Из-за его интереса к ботанике он был назначен ассистентом кафедры ботаники , пока изучал теологию . Ларс Леви Лестадиус был рукоположен в сан лютеранского священника в 1825 году епископом Хернесанда Эриком Абрахамом Альмквистом.
Брак и семья
[ редактировать ]В 1827 году Лестадиус женился на Брите Катарине Альстадиус, местной саамской женщине, которая была его подругой детства; [5] [6] и вместе у них было двенадцать детей, по крайней мере двое из которых умерли в детстве. [4]
Лютеранское служение и движение возрождения Лестадиуса
[ редактировать ]Часть серии о |
лютеранство |
---|
Приходы, где он служил
[ редактировать ]Первый приход Лестадиуса был в Арьеплуге в Лапландии, где он стал региональным миссионером в округе Пите. С 1826 по 1849 год он был викарием прихода Каресуандо в Лапландии. Ближе к концу своего пребывания в Каресуандо Лестадиус подал заявку на должности декана прихода Пайала в графстве Норрботтен и инспектора приходов Лапландии. После того, как он, как требовалось, дополнил свои экзамены в Хернесанде , он занял эти должности в 1849 году и занимал их до своей смерти в 1861 году.
Движение возрождения
[ редактировать ]Во время прибытия Лестадиуса в Каресуандо в 1826 году жители лапландского прихода страдали от повсеместной нищеты и алкоголизма.
Пробуждение Лестадиуса
[ редактировать ]Лестадиус встретил саамскую женщину по имени Милла Клементсдоттер из Фёллинге (также известную как Лаппская Мария в Лестадианской лютеранской церкви) в муниципалитете Кроком в Емтланде во время инспекционной поездки в Оселе в Лапландии в 1844 году. Она принадлежала к движению возрождения, отмеченному пиетистскими и моравскими влияниями и возглавляемому пастором Пером Бранделлом из прихода Нора в муниципалитете Крамфорс в Онгерманланде .
Она рассказала Лестадиусу о своем опыте на пути к живой вере. Это была важная встреча для Лестадиуса, потому что после нее он сказал, что впервые понял секрет живой веры. У него был религиозный опыт, и позже он писал, что наконец увидел путь, ведущий к вечной жизни. Его проповеди приобрели, по его собственным словам, «новую окраску», на которую стали откликаться люди. Движение быстро распространилось из Швеции в Финляндию и Норвегию. [ нужна ссылка ]
Первоначальное воздействие на прихожан
[ редактировать ]Согласно отчету с точки зрения саамской культуры,
- «[Саамы] начали замечать, что... Лестадиус изменился. Его проповеди были наполнены яркими метафорами из жизни саамов, которые они могли понять. Он проповедовал о Боге, который заботился о жизни людей. Он нападали на священников и торговцев, набивавших свои карманы за счет других... Через двадцать лет между пастором и его прихожанами стало происходить что-то новое. И молодые, и старые хотели научиться читать. Появилась и суета, и энергия. в церкви, где люди исповедуются в своих грехах, плачут и молятся о прощении (в [финском] лестадианстве это называлось лиикутуксия, разновидность экстаза, конечно, не всем нравилось... Тем, кто раньше много зарабатывал). денег за счет продажи спиртных напитков исчезли их доходы и высмеяли новую мораль... Пьянство и воровство оленей уменьшились, что положительно повлияло на отношения, финансы и семейную жизнь саамов». [5]
Сопротивление
[ редактировать ]Сопротивление радикальной христианской этике и морали Лестадиуса, а также его способу противостоять прихожанам по поводу их грехов было сильнее в Пахале, куда Лестадиус переехал в 1849 году; и в 1853 году епископ решил провести две отдельные церковные службы: одну для лестадианцев , а другую для остальных. Можно сказать, что лестадианство , религиозное возрождение, названное в его честь, в это время стало самостоятельным движением, хотя оно оставалось внутри Шведской церкви и никогда не отделялось от нее .
Рост лестадианства среди саамов
[ редактировать ]Быстрый рост лестадизма среди саамов был обусловлен несколькими факторами. Лестадиус гордо называл себя южным саамом через свою мать и говорил и проповедовал на двух саамских диалектах. Далее он выбрал необразованных проповедников-мирян из числа саамских оленеводов, чтобы они путешествовали с ними круглый год и проповедовали нераскаявшимся. Кроме того, на заре движения Лестадиус, чтобы найти общий язык со своими прихожанами, позаимствовал у саамов знакомые языческие божества и концепции и адаптировал их к христианству. Еще одним фактором роста лестадианства среди саамов было то, что государственные школы-интернаты вскоре стали заселяться лестадианским персоналом. Затем саамам понравился строгий моральный кодекс, включающий строгую умеренность лестадианства. Целые общины, разрушенные алкоголизмом, высохли практически за одну ночь. Это имело дополнительный положительный эффект в виде улучшения социального положения саамов во внешнем мире.
Наконец, лестадианство было верой, которую саамы могли идентифицировать как возникшую изнутри, поскольку сам Лестадиус утверждал, что познал истинную живую веру только после встречи с Миллой Клементсдоттер. [7]
Преемник
[ редактировать ]Награды | |
---|---|
Когда Лестадиус умер в 1861 году, его сменил Йохан Рааттамаа на посту лидера лестадианского движения. [8]
Ботаник
[ редактировать ]Свою первую ботаническую поездку Лестадиус совершил еще будучи студентом. Позже Шведская королевская академия наук заплатила ему за поездку в Сконе на юге Швеции и в Лапландию для изучения и создания рисунков растений для использования в научных работах по шведской ботанике. Он был всемирно признанным ботаником и членом Эдинбургского ботанического общества , а также Королевского общества наук в Уппсале . [9]
В честь Laestadius назван ряд видов растений, например:
Лестадиус назвал многие виды растений: Список растений, названных Лестадиусом в IPNI
Исследовательская экспедиция (1838-1840)
[ редактировать ]Выполняя свои пастырские обязанности, Лестадиус продолжал интересоваться ботаникой и написал ряд статей о растительной жизни Лапландии. Из-за широкого признания его знаний в области ботаники и саамов французское адмиралтейство пригласило Лестадиуса принять участие в экспедиции La Recherche в Самиленд в 1838–1840 годах. В качестве члена экспедиции Лестадиус служил полевым гидом на островах и во внутренних районах Северной Норвегии и Швеции, изучая как растительный мир, так и культуру жителей саамов.
Во время экспедиции Лестадиус по просьбе организаторов приступил к своей рукописи. Впервые опубликованные более 150 лет спустя «Фрагменты саамской мифологии» представляют собой снимок традиционных религиозных верований саамов, которые к 1830-м годам ушли в историю из-за мандата христианизации Шведской церкви, который в то время находился в полном разгаре. [11] Однако Лестадиус завершил рукопись лишь спустя много времени, и завершенная работа была утеряна на многие годы. [12] По этим и другим причинам рукопись не была опубликована до 1997 года, спустя более 150 лет после экспедиции.
За участие в экспедиции La Recherche Лестадиус был награжден Почетной медалью Почетного легиона Франции после 1841 года. Он был первым скандинавом, удостоенным этой чести. [13]
Языки общения
[ редактировать ]Родными языками Лестадиуса были южносаамские языки от его матери и шведский язык, язык дома его детства, от его отца. [14] Лестадиус также говорил на пите-саамском языке . Проведя год в Каресуандо , Лестадиус говорил по-фински и на северном саамском языке также . Обычно он проводил службы на финском языке, поскольку это был самый распространенный язык в этом районе, но иногда проповедовал также на северносаамском и шведском языках.
Семейные смерти и личные болезни
[ редактировать ]После смерти своего старшего сводного брата и финансовой поддержки Карла Эрика, когда Ларс Леви был еще подростком, Лестадиус оплакивал смерть своей матери в 1824 году, отца в 1832 году и младшего брата Петруса в 1841 году. По крайней мере, двое Сообщается, что один из сыновей Лестадиуса также умер раньше него. [5] [4]
Около 1833 года Лестадиус заболел недугом, который врачи сначала приняли за пневмонию . Он выздоровел. В 1840-х годах Лестадиус перенес тяжелую форму брюшного тифа , а затем и туберкулеза . [5] К концу своей жизни Лестадиус испытал «надвигающуюся слепоту» и заразился болезнью, похожей на холеру. [15]
Автор книг
[ редактировать ]- «Фрагменты саамской мифологии» (1997); ISBN 0-9685881-9-0
- Голос плачущего в пустыне (периодическое издание, издававшееся в 1852–1854 годах) (на шведском языке, Ens ropandes röst i öknen 1852–1854 )
Литература
[ редактировать ]- Густав Дальбек, Старый и новый человек в богословии Ларса Леви Лестадиуса , 1949 г.
- Лилли Энн Осттвейт Элгвин, Духовность Ларса Леви Лестадиуса (Краткое содержание: Духовность Л.Л. Лестадиуса), 2010.
- Олле Франзен, естествоиспытатель Ларс Леви Лестадиус , 1973 г.
- Сеппо Лохи, Христианство сердца Ларс Леви Лестадиус и ранние этапы лестадианского возрождения , 2000.
- Ханну Юнтунен, Восприятие церкви Ларсом Леви Лестадиусом , 1982 г.
- Кристина Нильссон, Небесный Родитель. Исследование важности женщин для теологии и провозглашения Ларса Леви Лестадиуса , 1988.
- Хеннинг Тулин, Ларс Леви Лестадиус и его прокламация , 1949 год.
- Гуннар Викмарк, Путь Ларса Леви Лестадиуса к новому рождению , 1980
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ LL Laestadius, Голос плачущего в пустыне , пер. Староапостольская лютеранская церковь Америки (26 августа 1988 г.), стр.35.
- ^ Л. Лестадиус , Фрагменты саамской мифологии , Пер. Бёрье Вяхямяки, Aspasia Books, Бивертон, Онтарио. Канада. (2002), стр. 19 (введение Юхи Пентикайнена).
- ^ Л. Лестадиус , Фрагменты саамской мифологии , Пер. Бёрье Вяхямяки, Aspasia Books, Бивертон, Онтарио. Канада. (2002), стр. 24 (из предисловия профессора-стипендиата Лестадиуса Юхи Пентикайнена).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д "sukupuu.org Генеалогическая база данных, Лаури Кивиниеми, Хельсинки" . 11 октября 2011 года . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Ларс Леви Лестадиус и саамы» . 6 августа 2006 г. Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Л. Лестадиус , Фрагменты саамской мифологии , Пер. Бёрье Вяхямяки, Aspasia Books, Бивертон, Онтарио. Канада. (2002), стр.24 (предисловие Юхи Пентикайнена).
- ^ « Лестадианство и его роль в утрате традиционного саамского мировоззрения. Раздел: Лестадианство и саамский народ » . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ « Лестадианство и его роль в утрате традиционного саамского мировоззрения. Раздел: Ранние годы лестадианства » . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Францен, Олле: естествоиспытатель Ларс Леви Лестадиус. Лулео, Торнедалика, 1973, вып.
- ^ Международный указатель названий растений . Последний .
- ^ Ларс Леви Лестадиус, Фрагменты саамской мифологии , Юха Пентикайнен изд. Aspasia Books (1 декабря 2002 г.), стр. 36–44; ISBN 0-9685881-9-0
- ^ Л. Лестадиус , Фрагменты саамской мифологии , Пер. Бёрье Вяхямяки, Aspasia Books, Бивертон, Онтарио. Канада. (2002), стр. 49.
- ^ Л. Лестадиус , Фрагменты саамской мифологии , Пер. Бёрье Вяхямяки, Aspasia Books, Бивертон, Онтарио. Канада. (2002), стр. 45. (Цитата на странице также описывает "Bibl. Nat. 3303")
- ^ Л. Лестадиус , Фрагменты саамской мифологии , Пер. Бёрье Вяхямяки, Aspasia Books, Бивертон, Онтарио. Канада. (2002), стр. 24 (введение Юхи Пентикайнена).
- ^ Л. Лестадиус , Фрагменты саамской мифологии , Пер. Бёрье Вяхямяки, Aspasia Books, Бивертон, Онтарио. Канада. (2002), стр. 20 (предисловие редактора Юхи Пентикайнена).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Ларса Леви Лестадиуса или о нем в Internet Archive
- Лестадиус - возродитель и ботаник
- Проповеди Лестадиуса на английском, шведском и финском языках в текстовых и аудиофайлах
- Специальный веб-сайт библиотеки Пахалы, содержащий оригинальные рукописи и произведения Лестадиуса.
- «Божественное наследие » под редакцией Айлы Фольц и Мириам Юлиниеми при содействии Роджера Фольца, Йоуко Талонена и Элмера Юлиниеми представляет собой сборник статей о Лестадианском движении возрождения.
- 1800 рождений
- 1861 смертей
- Основатели новых религиозных движений
- Лестадианцы
- Лютеранские авторы проповедей
- Люди из муниципалитета Арьеплуг
- Птеридологи
- Шведские ботаники XIX века
- Шведские лютеранские священники XIX века
- Выпускники Уппсальского университета
- Шведские активисты трезвости
- Миссионеры-ботаники
- Семья Лестадиус
- Саамы XIX века