Йоханнес Салигер
Иоганнес Салигер (также известный как Джон Салигер , Йоханнес Селигер или Иоганн Беатус ) был радикальным лютеранским богословом и полемистом шестнадцатого века. Он был главным героем «Спора о Салигере», который носит его имя. [1] [2]
Жизнь
[ редактировать ]Считается, что Йоханнес Салигер родился в Любеке . Вполне вероятно, что он был сыном или, возможно, дальним родственником Иоганна Салиге , бизнесмена и общественного деятеля Любека , который умер в 1530 году. Впервые он появляется в записях как лютеранский проповедник, живший в Вурдене , процветающем маленьком городке небольшое расстояние к западу от Утрехта . К 1566 году он стал проповедником протестантской общины Антверпена . [2]
Два года спустя он стал страстно вовлечен в полемику о первородном грехе , которая вынудила его покинуть Антверпен. [3] Затем он вернулся в Любек , где был назначен дьяконом в церкви Святой Марии . Однако почти сразу же, 4 июля 1568 г., он был снят с этого поста. [4] Он оказался вовлеченным в еще один страстный спор. Вместе с Хинрихом Фределаном, проповедовавшим в церкви Св. Иакова , он начал то, что можно было бы истолковать как усиление лютеранской доктрины Реального Присутствия . Мартин Лютер бескомпромиссно отверг римско-католическую доктрину пресуществления , но заменил ее идеей, что Христос , тем не менее, существенно присутствует в физических элементах ( хлебе и вине ) Евхаристии . Доктрина Реального Присутствия , очевидно, требовала дальнейшего толкования. Спорный вопрос в «Споре Салигера» касался момента, когда Христос присутствует в Евхаристии. Салигер утверждал, что «истинное тело и истинная кровь Господа Христа присутствуют в Вечере уже до ее употребления, раздачи и приема». [1] Сам Лютер официально считал, что время появления Христа в хлебе и вине не является важным вопросом. Но для Салигера это действительно имело значение. Коллеги-служители, пытавшиеся его урезонить, находили его непреклонным. Wir haben noch niemals einen so sfeiften-Kopf gefunden (« Мы никогда раньше не встречали такого толстого черепа» ). [1] Тех, кто не разделял его взглядов, он осуждал как филиппистов или меланхтонистов . [1] Мартина Хемница пригласили в качестве посредника, но безуспешно.
Салигер теперь стал проповедником в церкви Святой Марии в Ростоке , где он согласился избегать конфронтации. Но спор разгорелся заново. Во многих случаях споры были разрешены Мекленбургским эдиктом 1569 года, который, возможно, был составлен Давидом Хитреем . Однако, с точки зрения Салигера, Мекленбургский эдикт игнорировал важные вопросы. [1] 5 октября 1869 г. он получил (но отказался принять) уведомление о своем отъезде . Группа его приверженцев, известная как « Батинеры», оставалась в Ростоке до конца шестнадцатого века. К 1571 году Салигер сам жил в Висмаре . Есть сведения, что в следующие несколько лет он появился в Гамбурге , а затем снова в Любеке . [2] В 1577 году он вернулся в страну, которая собиралась стать Нидерландами , где он исчезает из сохранившихся записей.
Последствия и оценка
[ редактировать ]Споры о Салигере вновь вспыхнули в Любеке в 1574 году, хотя на этот раз сам Салигер в них не участвовал. Вместо этого его друг, городской врач инициативу взял на себя , свидетельствует о серьезности, с которой церковные власти отнеслись к этому вопросу Лукас Бакмейстер и Мартин Хемниц (и брат его старого союзника Хинриха Фределанда) Ламберт Фределанд. То, что на этот раз за советом были вызваны был достигнут компромисс . В конце июня в ходе переговоров, состоявшихся в церкви Св. Екатерины, , практический результат которого заключался в том, что министры обязались практиковать повторное освящение хлеба и вина.
Споры о Салигере следует рассматривать как один из целой серии богословских споров, в основном между гнесио-лютеранами и филиппистами, возникшими в период между смертью Мартина Лютера в 1546 году и широким признанием Книги Согласия в 1580 году. споры включали Адиафористический спор и Осиандрический спор и привели к так называемому процессу исповедания .
Следы Салигеровой полемики все еще можно обнаружить в главе об освящении Евхаристии, которая появляется в Формуле согласия 1577 года , которая в общих чертах принимала основные выводы более ранних Магдебургского и Ростокского соглашений как общепринятую лютеранскую позицию. Однако, несмотря на упоминание вопросов, на которые он обратил внимание, «Формула согласия» избегала упоминания Салигера по имени и, возможно, действительно намеревалась сослаться на него, когда писала: «Мы отвергаем и осуждаем также все самонадеянные, легкомысленные, кощунственные вопросы и выражения, которые представлены в грубой, плотской, капернаитской форме относительно сверхъестественных, небесных тайн этой Вечери. Другие и дополнительные антитезы или отвергнутые противоположные доктрины были обличены и отвергнуты в предыдущем объяснении, которое ради краткости: мы не будем здесь повторяться...». [1]
Проблемы, поднятые Йоханнесом Салигером, никогда не исчезали полностью. В 1971 году Том Хардт , шведский богослов и пастор, включил в свою докторскую диссертацию утверждение, что Салигер был «доктринально верен» с точки зрения основных верований лютеран первой половины шестнадцатого века. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Гай Р. Пердью (31 октября 1995 г.). «... III. Споры о Салигере» (PDF) . Современные вопросы, касающиеся момента реального присутствия в Вечере Господней . стр. 10–23 . Проверено 19 июня 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Людвиг Фромм [на немецком языке] (1875). «Беатус: Иоганн Б. (Салигер, Селигер), уроженец Любека, лютеранский проповедник в Вердене…» Общая немецкая биография . Историческая комиссия Баварской академии наук. п. 191 . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Иоганн Бернхард Крей (1816 г.). Сувениры ростокских ученых за последние три столетия . Орел. п. 6.
- ^ Архив государственной и церковной истории герцогств Шлезвиг, Гольштейн, Лауэнбург и соседних стран и городов . Хаммерих. 1837. стр. 208–209.