Мучение ада
События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
Порталы: христианство Библия |
В христианском богословии , Терзание ада ( лат . Descensus Christi ad Inferos , «нисхождение Христа в ад » или Аид ) [а] Это период времени между распятием Иисуса и его воскресением . В триумфальном нисхождении Христос принес спасение душам, содержавшимся там в плену от начала мира. [1]
О сошествии Христа в мир мертвых упоминается в Апостольском Символе веры и Афанасийском Символе веры ( Quicumque vult ), в которых говорится, что Он «сошел в преисподнюю» ( densit ad inferos ), хотя ни в одном из них не упоминается, что Он освободил мертвых. О его сошествии в преисподнюю упоминается в Новом Завете в 1 Петра 4 :6, где говорится, что «благая весть была возвещена мертвым». [2] В Катехизисе Католической Церкви отмечается Ефесянам 4 :9, в котором говорится, что «[Христос] сошел в преисподние части земли», что также подтверждает эту интерпретацию. [3] Эти отрывки Нового Завета породили различные толкования. [4] Мучение ада отмечается в литургическом календаре в Великую субботу . [5]
Согласно «Католической энциклопедии» , эта история впервые ясно появляется в Евангелии от Никодима в разделе, называемом « Деяния Пилата» , который также появляется отдельно в более ранние периоды в « Деяниях Петра и Павла» . [6] Сошествие в ад было описано в древнеанглийских стихах, связанных с именами Кедмона (например, Христа и Сатаны ) и Киневульфа . Впоследствии это повторяется в Эльфрика Эйншама проповедях ок. 1000 год нашей эры , что является первым известным включением слова «мучительный». Среднеанглийская драматическая литература содержит наиболее полное и драматическое развитие темы. [1]
Как предмет христианского искусства , он также известен как Анастасис ( по-гречески «воскресение»), считается творением византийской культуры и впервые появился на Западе в начале 8 века. [7]
Фон
[ редактировать ]Ветхозаветный заключался в том , взгляд на загробную жизнь что все люди после смерти, будь то праведные или неправедные, попадали в Шеол , темное и тихое место. [8] В нескольких работах периода Второго Храма разрабатывается концепция Шеола, разделяющая его на части в зависимости от праведности или неправедности тех, кто умер. [9]
В Новом Завете проводится различие между Шеолом, общим «местом мертвых», и вечной судьбой осужденных на Страшном суде , которую по-разному называют геенной , «тьмой внешней» или озером вечного огня . [10]
Терминология
[ редактировать ]Греческая ( формулировка в Апостольском Символе веры — κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα — katelthonta eis ta katôtata ), а на латыни потомок ad inferos . Греческое τὰ κατώτατα ( ta katôtata , «самый низкий») и латинское inferos («те, что внизу») также могут быть переведены как « подземный мир », «преисподняя» или «обитель мертвых».
Царство, в которое сошел Иисус, в давнем английском языке называется Адом, но некоторые христианские теологи также называют его Шеолом или Лимбо, чтобы отличить его от Ада проклятых. [11] В классической мифологии Аид — это подземный мир, населенный душами умерших, а его правителем является бог Плутон . В некоторых переводах Нового Завета термин «Аид» используется для обозначения обители или состояния мертвых, обозначая нейтральное место, где мертвые ожидали смерти, погребения и воскресения Иисуса.
Слово «борона» первоначально происходит от древнеанглийского hergian , «грабить или грабить», и встречается в проповедях Эльфрика означающего , ок. 1000 . [б] Термин «Мучение ада» относится не просто к идее о том, что Иисус сошел в ад, как в Символе веры, но и к богатой традиции, которая развилась позже, утверждая, что он одержал победу над инферосами , освободив пленников ада, особенно Адама и Еву , и праведники ветхозаветного периода.
Писание
[ редактировать ]Терзание ада упоминается или предполагается в нескольких стихах Нового Завета: [13] [с]
- Матфея 12:40: «Ибо, как Иона был три дня и три ночи во чреве морского чудовища, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
- От Матфея 27 :50–54: «И Иисус снова закричал громким голосом, и испустил дух Свой. Тогда вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу, и земля потряслась, и скалы раскололись, и гробы открылись, и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой город и явились многим. Охранявшие Иисуса, увидев землетрясение и происшедшее, весьма устрашились, говоря: «Воистину Это был Сын Божий » »
- Деяния 2:24: «Но Бог воскресил Его, освободив от смерти, потому что невозможно было удержать Его в ее власти».
- Деяния 2:31: «Провидя это, Давид говорил о воскресении Мессии, говоря: «Он не был предан аиду, и плоть Его не испытала тления».
- Ефесянам 4 :9: «Когда говорят «восшел», что это значит, как не то, что Он сошел и в преисподние, на землю?»
- Колоссянам 1:18 : «Он есть глава тела Церкви; Он есть начало, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первое место».
- 1 Петра 3 :18–19: «Ибо и Христос пострадал за грехи раз и навсегда, праведник за неправедных, чтобы привести вас к Богу. Он был предан смерти по плоти, но ожив духом, в о чем он и пошел и возвестил духам в темнице…»
- 1 Петра 4 :6: «Для того и мертвым было проповедано Евангелие, чтобы они, хотя и были судимы плотью, как судятся все, но жили духом, как Бог».
Богослов Ганс Урс фон Бальтазар видит параллели с Марком 3:24: «Если царство разделится само в себе, то царство то не устоит. И если дом разделится сам в себе, то дом тот не сможет устоять. А если сатана восстал восстав против самого себя и разделившись, он не может устоять, но пришел конец ему, но никто не может войти в дом сильного и расхитить имущество его, не связав прежде сильного; тогда и дом может быть разграблен». Это и Евангелие от Матфея 16:18 («И говорю тебе: ты — Петр , и на сем камне Я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее») говорят о силе Иисуса и бессилии сатаны. [14]
Раннехристианское учение
[ редактировать ]О терзании ада учили богословы ранней церкви : св. Мелитон Сардийский (умер около 180 г.) в своей проповеди на Пасху и более подробно в своей проповеди на Великую субботу Тертуллиан ( «Трактат о душе» , 55, хотя он сам не согласен с этой идеей), Ипполит ( «Трактат о Христе и Антихристе» ), Ориген ( «Против Цельса» , 2:43), а позднее Амвросий (умер в 397 г.) – все писали о терзании ада. Ранний еретик Маркион и его последователи также обсуждали терзание ада, о котором упоминают Тертуллиан, Ириней и Епифаний . VI века Секта христолитов , как записано Иоанном Дамаскинским , верила, что Иисус оставил свою душу и тело в аду и только вознесся со своей божественностью на Небеса. [15]
В Евангелии от Матфея повествуется, что тотчас после смерти Христа земля потряслась, наступила тьма , завеса во Втором Храме разорвалась надвое, и многие люди воскресли из мертвых, а после воскресения ( Мф. 27:53 ) ходили в Иерусалиме , и их видели там многие люди. Бальтазар говорит, что это «визионерское и воображаемое» описание Иисуса, побеждающего саму смерть. [14]
Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима , адские терзания были предзнаменованы воскрешением Христом Лазаря из мертвых перед его собственным распятием.
В Деяниях Пилата, обычно включенных в широко читаемое средневековое Евангелие от Никодима, тексты, построенные на основе оригинала, датируемого, возможно, III веком нашей эры, со многими улучшениями и вышитыми вставками, главы с 17 по 27 называются Decensus Christi. рекламный инферос . Они содержат драматический диалог между Аидом и Принцем Сатаной, а также появление Царя Славы, воображаемое изнутри Тартара .
Интерпретации доктрины
[ редактировать ]Православие
[ редактировать ]Иоанна Златоуста также Пасхальная проповедь обращается к терзанию ада и обычно читается во время пасхального бдения , кульминационного богослужения православного празднования Пасхи (Пасхи).
В Восточной Православной Церкви Терзание Гадеса празднуется ежегодно в Великую и Великую субботу во время Вечерней Божественной литургии святого Василия , что является нормой византийского обряда . В начале службы завесы в церкви и облачения священнослужителей окрашены в мрачные постные цвета (обычно пурпурные или черные). Затем, непосредственно перед чтением Евангелия , литургические цвета меняются на белые и диакон совершает каждение , а священник посыпает лавровые вокруг церкви листья, символизирующие разбитые врата Ада; это делается в честь происходившего тогда ужаса в аиде и в ожидании скорого воскресения Христа.
Икона
[ редактировать ]«Мучение ада» обычно более распространено и заметно в православной иконографии по сравнению с западной традицией. Это традиционная икона Великой субботы , которая используется во время Пасхи и по воскресеньям в течение всего года.
Традиционная православная икона Воскресения Иисуса , частично вдохновленная апокрифическими Деяниями Пилата (IV в.), не изображает просто физический акт выхода Христа из Гроба , но, скорее, раскрывает то, что православные христиане считают духовная реальность того, что совершили его Смерть и Воскресение . На иконе изображен Иисус, облаченный в белое и золотое, что символизирует его божественное величие, стоящий на медных вратах ада (также называемых «Дверями смерти»), которые сломаны и упали в форме креста, иллюстрируя веру. что своей крестной смертью Иисус «смертью смерть попрал» (см. Пасхальный тропарь ). Он держит Адама и Еву и вытаскивает их из ада. Традиционно его изображают держащим их не за руки, а за запястья, чтобы проиллюстрировать богословское учение о том, что человечество не может вырваться из своего первородного или первородного греха , но что это может произойти только благодаря работе ( энергии ) Бога. . Иисуса окружают различные праведники из Ветхого Завета ( Авраам , Давид и др.); В нижней части иконы Аид изображен как пропасть тьмы, часто с разбросанными вокруг различными кусками сломанных замков и цепей. Довольно часто в темноте изображаются одна или две фигуры, скованные цепями, которые обычно идентифицируются как олицетворения Смерти или дьявола .
католицизм
[ редактировать ]На эту тему есть древняя проповедь неизвестного автора, обычно озаглавленная «Сошествие Господне во ад» , которая проводится во втором чтении в канцелярии чтений в Великую субботу в Римско-католической церкви . [16]
В Катехизисе Католической Церкви говорится: «Выражением «Он сошел во ад» Апостольский Символ веры исповедует, что Иисус действительно умер и Своей смертью за нас победил смерть и диавола, «имеющего власть смерти» ( Евреям 2:14 ). В своей человеческой душе, соединившейся со своей божественной личностью, умерший Христос сошел в царство мертвых. Он открыл врата Небесные для праведников, шедших до него». [17]
Как сказано в Катехизисе, слово «Ад» — от норвежского Hel ; по-латински infernus, infernum, inferni ; по-гречески ᾍδης ( Аид ); на иврите שאול (Шеол) — используется в Священном Писании и Апостольском Символе веры для обозначения обители всех мертвых, праведных или злых, до тех пор, пока они не будут допущены на Небеса (CCC 633). Этой обителью мертвых является «Ад», в который, как говорит Символ веры, сошел Христос. Его смерть освободила от изгнания из Неба праведников, бывших до него: «Именно эти святые души, ожидавшие своего Спасителя на лоне Авраамовом , которых Христос Господь избавил, когда Он сошел во ад», — говорится в Катехизисе (ККЦ 633), вторя ему. слова Римского Катехизиса , 1, 6, 3. Его смерть не принесла никакой пользы проклятым. [ нужна ссылка ]
Концептуализация обители умерших как места хотя и возможна и привычна, но не является обязательной (церковные документы, например катехизисы, говорят о «состоянии или месте»). Некоторые утверждают, что Христос не ходил в место проклятых, что сегодня обычно понимают под словом «Ад». Например, Фома Аквинский учил, что Христос сошел в «Ад заблудших» не по Своей сущности, а только вследствие Своей смерти, посредством которой «Он посрамил их за их неверие и нечестие: но тех, которые задержанным в чистилище, он дал надежду на достижение славы: а на святых отцов, задержанных в аду исключительно за первородный грех , он пролил свет славы вечной». [18]
В то время как некоторые утверждают, что Христос просто сошел в «неопределенность отцов», другие, в частности теолог Ганс Урс фон Бальтазар (вдохновленный видениями Адриенны фон Шпейр ), утверждают, что это было нечто большее и что нисхождение включало страдания Иисуса. . [19] Некоторые утверждают, что в этом вопросе допустимы разногласия и богословские спекуляции, не выходя за пределы ортодоксальности. [19] Однако точка зрения Бальтазара была решительно осуждена консервативными католическими СМИ. [20] [ ненадежный источник? ]
лютеранство
[ редактировать ]Мартин Лютер в проповеди, произнесенной в Торгау в 1533 году, заявил, что Христос сошел в ад.
Формула согласия (лютеранское исповедание) гласит: «Мы просто верим, что весь человек, Бог и человек, спустился в ад после своего погребения, победил дьявола, уничтожил силу Ада и забрал у дьявола всю его силу. (Сплошная декларация, ст. IX).
После смерти Лютера было предпринято множество попыток систематизировать его богословие нисхождения, независимо от того, сошел ли Христос с победой или унижением. Однако для Лютера поражение или « унижение » Христа никогда полностью неотделимо от Его победоносного прославления. Сам Лютер, когда его попросили уточнить вопрос о том, сошел ли Христос в ад в унижении или в победе, ответил: «Достаточно проповедовать эту статью мирянам так, как они научились узнавать ее в прошлом из витражей и других источников. ." [21]
Англиканство
[ редактировать ]«Англиканская ортодоксия без протеста позволила высоким властям учить, что существует промежуточное состояние, Аид, включающий в себя как геенну, так и рай, но с непреодолимой пропастью между ними». [10] Традиционный язык Апостольского Символа веры утверждает, что Иисус «сошел в ад»; в современной Книге общих молитв говорится, что Иисус «сошел к мертвым» (BCP, стр. 53, 96). [13]
Кальвинизм
[ редактировать ]Жан Кальвин выразил обеспокоенность тем, что многие христиане «никогда серьезно не задумывались о том, что это такое или означает, что мы были искуплены от Божьего суда. И все же в этом наша мудрость: должным образом почувствовать, сколько стоило наше спасение Сыну Божьему».
Вывод Кальвина таков: «Если у кого-то возникнут сомнения по поводу включения этой статьи в Символ веры, то вскоре станет ясно, насколько она важна для суммы нашего искупления: если ее исключить, большая часть пользы от смерти Христа будет потеряна». потерянный." [22] Кальвин решительно выступал против идеи, что Христос освобождал узников, а не путешествовал в ад как часть завершения своих страданий. [23]
Реформаты интерпретируют фразу «он сошел в ад» как относящуюся к боли и унижению Христа перед его смертью, и что это унижение имело духовное измерение как часть Божьего суда над грехом, который он понес от имени христиан. Учение об уничижении Христа также призвано заверить верующих в том, что Христос искупил их от боли и страданий Божьего суда за грех. [24]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
[ редактировать ]«Мучение ада» было уникальным и важным учением среди членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с момента ее основания в 1830 году Джозефом Смитом , хотя члены церкви (известные как « мормоны ») обычно называют ее по-другому. такие термины, как «посещение Христом духовного мира». Подобно христианским экзегетам, проводящим различие между шеолом и геенной , Святые последних дней различают царство умерших духов (« духовный мир ») и долю (или состояние) нечестивцев (« духовная тюрьма »). Часть или состояние праведников часто называют «раем».
Возможно, наиболее примечательным аспектом верований Святых последних дней относительно терзания ада является их взгляд на цель этого как для праведных, так и для нечестивых. Джозеф Ф. Смит , шестой президент Церкви, объяснил в откровении, которое сейчас является канонизированным, что, когда Христос умер, «собралось в одном месте бесчисленное множество духов праведных... радующихся вместе, потому что день их избавления был близок. Они собрались в ожидании пришествия Сына Божьего в духовный мир, чтобы провозгласить свое искупление из уз смерти». [25]
С точки зрения Святых последних дней, хотя Христос объявил праведным свободу от физической смерти, у него была еще одна цель — спуститься в ад в отношении нечестивых. «Господь не пошел лично к нечестивцам и непокорным, отвергшим истину, чтобы учить их; но вот, из праведников Он организовал свои силы… и поручил им идти и нести свет Евангелие находящимся во тьме, всем духам человеческим; и так было благовествуемо мертвым... тем, кто умер во грехах своих, не познав истины, или в преступлении, имея отверг пророков». [26] С точки зрения Святых последних дней, спасение духов было не разовым событием, а постоянным процессом, который продолжается до сих пор. [27] Эта концепция идет рука об руку с доктриной крещения за умерших , которая основана на вере Святых последних дней в то, что те, кто решает принять Евангелие в духовном мире, все равно должны получить спасительные таинства, чтобы жить в нем. Царство Божие. [28] Эти крещения и другие таинства совершаются в храмах Святых последних дней, где член церкви крестится вместо или от имени тех, кто умер, не будучи крещеным надлежащей властью. Получатели в духовном мире затем имеют возможность принять или отвергнуть это крещение. [29]
Отказ от доктрины
[ редактировать ]Хотя о терзании ада учат лютеранские, католические, реформатские и православные традиции, ряд христиан отвергают доктрину «истязания ада», утверждая, что «существует скудное библейское свидетельство в пользу [этого] и что слова Иисуса собственные слова противоречат этому». [30] Джон Пайпер , например, говорит, что «нет никакого текстуального [то есть библейского] основания верить в то, что Христос сошел в ад», и, следовательно, Пайпер не повторяет фразу «он сошел в ад», произнося Апостольский Символ веры. [31] Уэйн Грудем также пропускает эту фразу при чтении Символа веры; он говорит, что «единственный аргумент в... пользу [пункта «Адские терзания» в Символе веры], кажется, заключается в том, что он существует так долго. ... Но старая ошибка все еще остается ошибкой». [30] В своей книге «Воспитанные со Христом » пятидесятник Адриан Уорнок соглашается с Грудемом, комментируя: «Несмотря на некоторые переводы древнего символа веры (т. предположить, что он действительно это сделал». [32]
Августин в своем 99-м послании признается, что этот текст полон трудностей. Он заявляет, что вне всякого сомнения ясно, что Иисус Христос сошел душой после своей смерти в нижние области, и завершает такими словами: Quis ergo nisi infidelis negaverit fuisse apud inferos Christum? («Кто же, как не неверующий, отрицал, что Христос был в аду?») В этой тюрьме души не могли бы содержаться, если бы они не были в долгу перед божественным правосудием, и им не проповедовалось бы спасение, если бы они не находились в состоянии, был способен получить спасение.
Христианский мортализм
[ редактировать ]Вышеуказанные взгляды разделяют традиционную христианскую веру в бессмертие души . Морталистский Деяния взгляд на промежуточное состояние требует альтернативного взгляда на Деяния 2:27 и 2:31 , принимая точку зрения на в Новом Завете использование ада как эквивалент использования Аида в Септуагинте и, следовательно, Шеола в Ветхом Завете. . [33] Уильям Тиндейл и Мартин Бусер из Страсбурга утверждали, что Аид во 2-й главе Деяний был просто метафорой могилы. Другие реформаторы Кристофер Карлайл и Уолтер Делоен в Лондоне выступали за исключение этой статьи из символа веры. [34] «Мучение ада» было главной сценой в традиционных изображениях жизни Христа, которую Джон Мильтон избегал из-за своих смертных взглядов. [35] Морталистские интерпретации заявлений о пребывании Христа в аиде из второй главы Деяний также встречаются среди более поздних англикан, таких как Э. У. Буллинджер . [36]
В то время как те, кто придерживается смертных взглядов на душу, согласились бы с «мучением ада» в отношении душ, что не было сознательных мертвецов, которых Христос мог бы буквально посетить, вопрос о том, был ли сам Христос также мертв, без сознания, дает разные ответы:
- Для большинства протестантских сторонников « сна души », таких как Мартин Лютер , сам Христос не находился в том же состоянии, что и мертвые, и пока его тело находилось в аиде, Христос, как второе лицо Троицы, находился в сознании на небесах. [37]
- Христианским смертникам, которые также не являются тринитариями , таким как социниане и христадельфиане , [38] максима «мертвые ничего не знают» включает в себя и Христа в течение трех дней.
О трёх днях Христос говорит: «Я был мёртв» (греч. egenomen nekros ἐγενόμην νεκρὸς, лат. fui mortuus ). [39]
В культуре
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2011 г. ) |
Драма
[ редактировать ]Самые богатые и подробные описания Адских терзаний можно найти в средневековой драматической литературе, например, в четырех великих циклах английских мистерий , каждый из которых посвящает отдельной сцене его изображению. [1] Христос изображался победителем сатаны, а затем победоносно ведущим Адама и Еву, пророков и патриархов. Самая ранняя сохранившаяся христианская драма, вероятно, предназначенная для постановки, — это « Мучение ада», VIII века найденное в « Книге Керна» .
Эта тема встречается также в пьесах Корнуолла-мистерии и циклах Йорка и Уэйкфилда. Эти средневековые версии истории взяты из Священных Писаний, но подробности взяты из Евангелия от Никодима.
Литература
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]В » Данте « Аде мучения ада упоминаются в Песне IV проводником паломников Вергилием . Виргилий находился в Лимбо (первом круге ада) в первую очередь потому, что при жизни он не подвергался воздействию христианства, и поэтому он описывает Христа в общих чертах как «могущественного», спасшего еврейских праотцов христианства, но оставившего он и другие добродетельные язычники позади в том же кругу. Понятно, что Вергилий не до конца понимает значение события, как Данте.
Неполное среднеанглийское повествование о терзании ада можно найти в рукописи Окинлека . [40]
Хотя легенда об Орфее берет свое начало в языческой древности, средневековый роман о сэре Орфее часто интерпретируется как проведение параллелей между греческим героем и Иисусом, освобождающим души из ада. [41] [42] с объяснением спуска и возвращения Орфея из подземного мира как аллегории Христа еще в « Овиде Моралисе» (1340). [43]
Современный
[ редактировать ]Католический филолог и автор фэнтези Дж. Р. Р. Толкин повторяет тему «Мучения ада» во многих местах в «Сильмариллионе» (1977) и «Властелине колец» (1954–55). Идентифицированные примеры включают сказку « О Берене и Лутиэн в которой Берен спасается из освобождение темных темниц Саурона, и Гэндальфа короля Теодена Рохана » , от темных инсинуаций предателя Гнилоуста . [44]
В Стивена Лоухеда романе «Византия » (1997) молодого ирландского монаха просят объяснить жизнь Иисуса Христа группе викингов , которые были особенно впечатлены его « нисхождением в подземный мир » (Helreið) . [ нужна ссылка ]
Параллели в еврейской литературе относятся к легендам о Енохе и терзаниях Авраама в подземном мире, не связанных с христианской темой. Они были обновлены в Исаака Лейба Переца рассказе « Нейла в геенне », в котором еврейский хаззан спускается в ад и использует свой уникальный голос, чтобы добиться покаяния и освобождения заключенных там душ. [ нужна ссылка ]
Музыка
[ редактировать ]- «Мучение ада» является темой в стиле барокко, ораторий в том числе » Сальери « Gesù al Limbo (1803) на текст Луиджи Привидали. [45]
Искусство
[ редактировать ]- Последователь Иеронима Босха изображает Христа в подвешенном состоянии в яркой композиции, которая сейчас принадлежит Художественному музею Индианаполиса. [46]
Телевидение
[ редактировать ]- Это душераздирающее событие упоминается в одноименном эпизоде британского мрачного комедийного сериала « Внутри №9» .
- В «Сверхъестественном » серафим как Кастиэль, говорят, заслужил уважение других ангелов во время терзаний благодаря своей военной доблести. [47]
См. также
[ редактировать ]- Адам: первородный грех, Воскресение Иисуса и могила Адама на Голгофе – богословие, лежащее в основе православной иконографии
- Христианская мифология
- Гипотеза потерянного тела
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обратите внимание, что латинское слово - inferos «те, кто внизу», а не infernos «те, кто из нижних регионов». Ни одно слово не относится к огню; Использование в английском и других языках слова «инферно» для обозначения «большого огня» является современным и переносным, буквально «адским».
- ^ «Харроу» — это разновидность слова «Гарри», военного термина, означающего «совершать грабительские набеги или вторжения». [12] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
- ^ Следующие цитаты взяты из Новой пересмотренной стандартной версии .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Адские терзания» . www.newadvent.org . Том. 7. Архивировано из оригинала 11 мая 2023 года . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Харт, Дэвид Бентли, изд. (январь 2017 г.). Новый Завет: перевод . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-18609-3 . OCLC 1002687102 .
- ^ «631», Катехизис , заархивировано из оригинала 10 апреля 2020 года , получено 15 марта 2020 года .
- ^ Д. Брюс Локерби (1977). Апостольский символ веры: действительно ли вы в это верите ? Уитон, Иллинойс: Victor Books, стр. 53–54 . Архивировано 9 июля 2012 года на archive.today .
- ^ Кин, Майкл (1995). Христианский опыт . Нельсон Торнс. п. 112. ИСБН 978-0-7487-2188-7 . Архивировано из оригинала 29 мая 2024 года . Проверено 14 марта 2018 г.
- ↑ Вильгельм Шнеемельхер, Р. Маклахлан Уилсон (1 декабря 1990 г.) Апокрифы Нового Завета , Vol. 1 ISBN 0-66422721-X стр. 501–02.
- ^ Росс, Лесли (1996). Средневековое искусство: актуальный словарь . Интернет-архив. Вестпорт, Коннектикут, США: Greenwood Press. стр. 10–11. ISBN 978-0-313-29329-0 .
- ^ Рейнуотер, Роберт (1990). «Шеол». В Миллс, Уотсон Э. (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737
- ^ Лонгенекер, Ричард Н. (2003). "Космология". В Гоуэне, Дональд Э. (ред.). Вестминстерский богословский словарь Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 189 ISBN 9780664223946
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кук, Джозеф (1883). Передовая мысль в Европе, Азии, Австралии и т . д . Лондон: Ричард Д. Дикинсон. п. 41.
- ^ Мост, Уильям Г. «Сошествие Христа в ад и Его воскресение» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 года . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ ВОЗРАСТ
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мучение ада» . Епископальная церковь . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 11 мая 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б фон Бальтазар, Ганс Урс (1 января 2000 г.). Mysterium Paschale: Тайна Пасхи . Игнатиус Пресс. ISBN 978-1-68149-348-0 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Чемберс, Ефрем (1728). «Христолиты» . Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук . Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года . Получено 29 сентября 2017 г. - через историю науки и технологий, цифровые библиотеки Университета Висконсина.
- ^ «Из древней проповеди на Великую Субботу: Сошествие Господне во ад» . Святой Престол. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви]» . п. 636–37. Архивировано из оригинала 20 марта 2010 года.
- ^ «Summa theologiae: Сошествие Христа в ад (Tertia Pars, Q. 52)» . www.newadvent.org . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рено, Р.Р. (15 октября 2008 г.). «Бальтазар был еретиком?» . Первые вещи . Архивировано из оригинала 29 мая 2024 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ "Масса Дамната". Архивировано 7 октября 2020 года в Wayback Machine . ЦерковьМилитант.TV.
- ^ Скэггс, Ребекка (2 июня 2020 г.). 1, 2 Петр и Иуда сквозь века . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-97330-1 . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ «Центр реформатской теологии и апологетики» . реформированный.орг . Архивировано из оригинала 4 марта 2021 года . Проверено 28 июля 2020 г.
- ↑ Институты христианской религии , Книга 2, глава 16, разделы 8–10. Архивировано 28 сентября 2020 года в Wayback Machine .
- ^ Аллен, Р. Майкл (2012). Реформаторская теология . стр. 67–68
- ^ У. и З. 138:12,15–16.
- ^ У. и З. 138:29–30,32.
- ^ У. и З. 138 ; 1 Петра 4:6
- ^ Марка 16:16 ; Иоанна 3:5 ; 1 Петра 3:21
- ^ «Почему мормоны крестят за умерших?» , Часто задаваемые вопросы, Mormon.org , Церковь СПД, архивировано с оригинала 13 февраля 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэниел Берк: « Что делал Иисус в Великую субботу?» Архивировано 25 февраля 2020 г. в Wayback Machine в The Washington Post , 2 апреля 2012 г. (по состоянию на 14 января 2013 г.).
- ^ Пайпер, Джон; Обозреватель, гость Christian Post (23 апреля 2011 г.). «Сошёл ли Христос когда-нибудь в ад?» . Христианская почта . Архивировано из оригинала 11 мая 2023 года . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Адриан Уорнок, Воспитанный со Христом (Wheaton: Crossway, 2010), стр. 33-34
- ^ Бернс, Норман Т. (1972). Христианский мортализм от Тиндейла до Мильтона . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 180. ИСБН 0-674-12875-3 .
- ^ Бромили, Джеффри В. (1979). «Сошествие в ад». В Бромили, Джеффри В. (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия: A – D. стр. 926–927. ISBN 0-8028-8161-0 .
- ^ Хантер, Уильям Бриджес. Английская поэзия Мильтона: записи из энциклопедии Мильтона . п. 151.
- ^ Буллинджер, РЭБ «Ад». Критический лексикон и соответствие английскому и греческому Новому Завету . стр. 367–369.
- ^ Хаген, Кеннет (1974). Богословие Завета у молодого Лютера: лекции по Посланию к евреям . Лейден: Брилл. п. 95. ИСБН 90-04-03987-2 .
Для Лютера это относится к тому, что Бог оставил Христа в течение трех дней после его смерти:
- ^ Уиттакер, ХА (1984). Исследования Евангелий . OCLC 43138946 .
- ^ Откровение 1:18.
- ^ «Рукопись Окинлека» . Auchinleck.nls.uk . Архивировано из оригинала 17 сентября 2012 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Генри, Элизабет (1992). Орфей с лютней: поэзия и обновление жизни . Бристоль Классик Пресс. стр. 38, 50–53, 81. и др.
- ^ Трехарн, Элейн (2010). «Говоря о Средневековье». Оксфордский справочник по средневековой литературе на английском языке . Издательство Оксфордского университета. п. 10.
- ^ Фридман, Джон Блок (2000). Орфей в средние века . Издательство Сиракузского университета. стр. 125–126. ISBN 0-8156-2825-0 .
- ^ Стид, Роберт (2017). «Мотание ада в Легендариуме Толкина» . Мэллорн (58): 6–9. Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Запись и эссе с Il Giudizio Finale; Те Деум. режиссёр Альберто Турко, Бонджованни
- ^ «Христос в лимбе» . Художественный музей Индианаполиса . Архивировано из оригинала 26 марта 2016 года . Проверено 17 марта 2016 г.
- ^ «Миша Коллинз: Ангел-воин сверхъестественного» . Архивировано из оригинала 21 марта 2009 года . Проверено 11 мая 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Трамбауэр, Дж. А., «Сошествие Иисуса в подземный мир», в книге «Idem», « Спасение мертвых: посмертное спасение нехристиан в раннем христианстве» (Оксфорд, 2001) (Оксфордские исследования по исторической теологии), 91–108.
- Бринкман, Мартиен Э., «Сошествие в ад и феномен экзорцизма в ранней церкви», в книге Джеральда Д. Горта, Генри Янсена и Хендрика М. Врума (редакторы), « Исследование глубины зла и добра: мультирелигиозные взгляды и Тематические исследования (Амстердам/Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2007 г.) (Теки встреч – исследования контактов между христианством и другими религиями, верованиями и культурами, 33).
- Алисса Лира Питстик, Свет во тьме: Ганс Урс фон Бальтазар и католическая доктрина сошествия Христа в ад (Гранд-Рапидс (Мичиган), Эрдманнс, 2007).
- Гэвин Д'Коста, «Часть IV: Сошествие Христа в ад», в книге «То же самое», «Христианство и мировые религии: спорные вопросы теологии религий» (Оксфорд, Уайли-Блэквелл, 2009 г.),
- Джорджия Франк, «Сошествие Христа в подземный мир в древних ритуалах и легендах», в книге Роберта Дж. Дейли (редактор), «Апокалиптическая мысль в раннем христианстве» (Гранд-Рапидс (Мичиган), Baker Academic, 2009) (Исследования Святого Креста в святоотеческой теологии и История), 211–226.
- Иларион Алфаев, «Христос Победитель ада: Сошествие во ад с православной точки зрения». пр. Свято-Владимирской семинарии (20 ноября 2009 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Евангелие от Никодима : Сошествие Христа во ад
- Евангелие от Никодима, включая сошествие во ад
- Терзание ада. Архивировано 14 марта 2012 года в Wayback Machine в Честерском цикле.
- Le Harrowing of Hell dans les Cycles de York, Towneley et Chester , Александра Косташ-Бабчински (электронная книга, французский язык)
- Сошествие Господа во ад,
- Русская православная иконография Адского терзания
- Summa Theologica: Сошествие Христа в ад.