Христос и сатана
«Христос и Сатана» — анонимная древнеанглийская религиозная поэма, состоящая из 729 строк аллитеративных стихов , содержащаяся в рукописи Юниуса .
Рукопись Юния
[ редактировать ]Стихотворение находится в кодексе древнеанглийской библейской поэзии под названием « Манускрипт Юниуса» . Рукопись Юниуса состоит из двух буклетов, называемых «Книга I» и «Книга II», и содержит множество иллюстраций. В первой книге рукописи Юниуса содержатся стихи «Бытие А» , «Бытие Б» , «Исход» и «Даниил» , а в книге II — «Христос и Сатана» , последнее стихотворение в рукописи.
Авторство
[ редактировать ]Фрэнсис Юниус был первым, кто назвал Кэдмона , англосаксонского религиозного поэта VII века, автором рукописи. Юниус был не единственным, кто предположил, что Кэдмон был автором рукописи, поскольку многие другие заметили, что «коллективное содержание книги поразительно напоминало объем работ, приписываемых Бедой устному поэту Кэдмону» (Remley 264). Однако несоответствия между Книгой I и Книгой II сделали Христа и сатану решающей частью дебатов по поводу авторства рукописи. Большинство ученых теперь полагают, что рукопись Юниуса была написана несколькими авторами. Одним из доказательств, которое поставило под сомнение авторство рукописи, является тот факт, что в отличие от Бытия А и Бытия Б , жалобы сатаны и падших ангелов из Книги II (в стихотворении «Христос и сатана» ) не направлены против Бога-Отца. , а скорее Иисус Сын. [1] Это отклонение — лишь один из примеров того, почему авторство рукописи находится под подозрением. Еще одним поводом для подозрений является мнение, что сатана изображен «гораздо более жалкой и жалкой фигурой [во Христе и сатане ], чем, например, в Бытии Б ». [1] Более того, один писец несет ответственность за переписывание Бытия , Исхода и Даниила , но Книга II (состоящая только из Христа и Сатаны ) была введена «тремя разными писцами с более круглыми руками». [2]
Структура и краткий обзор
[ редактировать ]В отличие от стихов в книге I рукописи Юниуса, которые основаны на темах Ветхого Завета , «Христос и сатана» охватывает всю библейскую историю, связывая как Ветхий Завет, так и Новый Завет , и разъясняя ряд конфликтов между Христом и сатаной. [1]
Сложный и непоследовательный характер текста был и остается причиной путаницы и споров. [3] Тем не менее, «Христос и сатана» обычно делятся на три повествовательные части:
- Падение сатаны . Первый раздел занимает строки с 1 по 365 и состоит из недовольства сатаны и его собратьев-падших ангелов. В этом разделе сатана и его падшие братья направляют свои жалобы на Христа-Сына. Это необычное и беспрецедентное изображение истории, поскольку жалобы сатаны и падших ангелов обычно направлены к Богу-Отцу, как и в предыдущих стихотворениях «Бытие А» и «Бытие Б» . [1]
- Терзание ада . Второй раздел занимает строки с 366 по 662 и предлагает описание Воскресения , Вознесения и Страшного Суда с акцентом на мучениях Христа в аду и победе над сатаной на его собственной земле. [1]
- Искушение Христа . Третий и последний раздел проходит со строк 663 по 729 и напоминает об искушении Христа сатаной в пустыне. [1]
Кроме того, стихотворение перемежается проповедническими отрывками, призывающими к праведной жизни и подготовке к Судному дню и загробной жизни. Ценность тройного деления не осталась неоспоримой. Такие ученые, как Дональд Скрэгг, задавались вопросом, следует ли читать Христа и Сатану как одно стихотворение, разбитое на три части, или как множество стихотворений, которые могут быть или не быть тесно связаны между собой. В некоторых случаях, например, в последовательности «Воскресение», «Вознесение» и «Судный день», стихотворение действительно следует некоторому логическому повествовательному порядку. [4]
Анализ
[ редактировать ]Из-за большого разнообразия тем в тексте ученые спорят о том, какие темы являются основными. Однако наиболее распространенными обсуждаемыми темами являются: 1) Сатана как персонаж; 2) Мощь и мера Христа и сатаны (Христос против сатаны: борьба за власть) и 3) Поиск личности и идентичности Христа и сатаны (Христос против сатаны: борьба за себя). [5]
Сатана как персонаж
[ редактировать ]Староанглийские авторы часто избегали открытого унижения дьявола. [6] Для сравнения, Христос и сатана унижают, осуждают и преуменьшают значение сатаны в сравнении с Христом, считая его эпическим врагом и славным ангелом. [7] В тексте Сатана изображается как повествовательный персонаж, давая ему длинные монологи в «Падении Сатаны» и «Мучениях ада», где он рассматривается как ущербный, неудачливый, сердитый и сбитый с толку. Комбинируя другую преобладающую тему (см. «Христос против Сатаны: Борьба за идентичность»), сатана путает и лжет о своей собственной самоидентичности, а его демоны плачут в аду и говорят:
- «Đuhte þe anum thêt du ahtest alles gewald,
- хеофнес и эордан, будьте святы и добры,
- Скайпенд запущен». (55-57а)
- «Кажется, что ты [Сатана] один обладал властью над всем небом и землей,
- что Ты был святым Богом и сам творил».
Кроме того, «Христос и Сатана» — одно из древнеанглийских произведений, вошедших в «Равнины Люцифера». [8] «Жалобы» — это пьесы, в которых Сатана участвует в человеческом контексте и действиях и изображается ущербным, измученным и, в конечном счете, слабым, другие включают Феникса , Гутлака и «случайно» в Андреасе , Елене , Христе I и Христе II , Юлиане и в некоторых манерах фразеологии у Юдифи . [9] По сравнению с другой литературой того периода, в которой Сатана изображался как эпический герой (например, Бытие А и Б ), «Жалобы», похоже, исторически стали гораздо более популярными, и сегодня сохранилось большое количество жалобных текстов. [10]
Христос против сатаны: борьба за власть
[ редактировать ]Борьба за власть между двумя ключевыми персонажами Христа и сатаны подчеркивается посредством контекста, аллитерации и темы; с сильным акцентом на великой мере (аметан) Бога. С самого начала произведения читателю напоминают и ожидают, что он познает силу и могущество Бога, создателя вселенной:
- "это стоит под eorðbuendum
- Þæt meotod hæfde miht и strengðo
- Ða he gefastnadefoldan sceatas» (1-3)
- «Людям земли стало ясно, что меритель мог
- и силу, когда соединил области земли»
Во всех трех частях Христа и сатаны сила Христа торжествует над сатаной и его демонами. [11] Аллитерация объединяет и подчеркивает эти сравнения. Два слова метан «встречаться» и аметан «мерить» играют с измерением ада сатаной и его встречей с Христом. [12] благотворительность и жадность [13] сравниваются между Христом и Сатаной , micle mihte часто упоминается «великая сила» Бога, а также wite «наказание», witan «знать» и witehus «ад». [14] полностью совпадают с окончательным знанием сатаны о том, что он будет наказан в аду (Падение сатаны). В «Искушении» правда и ложь сравниваются между Христом и сатаной явно посредством диалога и чтения Священных Писаний. Хотя оба персонажа цитируют Священные Писания, Христос в конце концов побеждает, обладая истинным знанием слова Божьего. Концовка «Искушения Христом и сатаной» отличается от библейского повествования. Настоящее Священное Писание оставляет открытым финал с внезапным исчезновением сатаны ( Матфея 4:1-11), но Христос и сатана используют более вымышленный и эпический подход с победой Христа над сатаной, добавляя к тому, что Священное Писание, похоже, оставляет для интерпретации. .
Христос против сатаны: борьба за себя
[ редактировать ]Слово seolf «сам» встречается в стихотворении более 22 раз. [15] оставляя ученым размышлять о тематических элементах самоидентичности в произведении. Сатана путает себя с Богом и обманывает своих демонов, заставляя их поверить в то, что он является окончательным Создателем, в то время как личность на протяжении всего произведения много раз подчеркивается Христа. В пустыне (Часть III, Искушение Христа) сатана нападает на Христа, ставя под сомнение Его личность и божественность. [16] говоря:
- "gif þu swa micle mihte habbe"
- «Если у тебя столько силы» (672)
и
- "gif þu seo riht cyning engla and monna
- сва ðu ær myntest» (687-88)
- «Если ты настоящий царь людей и ангелов, как ты думал раньше»
Однако Христос триумфально завершает, изгоняя сатану в наказание и ад, проявляя свою способность изгонять дьявола и раскрывая истинную личность себя и сатаны. [17]
Влияние
[ редактировать ]Стихи «Манускрипта Юниуса», особенно «Христос и Сатана» , можно рассматривать как предшественники эпической поэмы Джона Мильтона 17 века « Потерянный рай» . Было высказано предположение, что стихи из Рукописи Юниуса послужили источником вдохновения для эпоса Мильтона, но никогда не было достаточно доказательств, подтверждающих такое утверждение (Rumble 385).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Фруктовый сад 181.
- ^ Грохот 385.
- ↑ Например, У. Д. Конибер (1787-1857) прокомментировал его фрагментарный характер, заявив, что стихотворение «[i] было представлено несколькими длинными речами сатаны и его ангелов… так мало связанных с продолжением или друг с другом, и поэтому неискусственно собраны вместе, чтобы напоминать скорее скопление отдельных фрагментов, чем какой-либо правильный рисунок». Цитируется в Clubb xlii, xliii.
- ^ Скрэгг 105
- ^ Клубб, Слит, Дендл, Велау.
- ^ Дендл 41.
- ^ Дендл 41, 69.
- ^ Clubb xxvi и Dendle 40
- ^ Клуб xxvi.
- ^ Дендл 41
- ^ Слит 14
- ^ Велау 291
- ^ Слит 14.
- ^ Велау 291-2.
- ^ Велау 288
- ^ Велау 290.
- ^ Велау.
Библиография
[ редактировать ]- Редакции и переводы
- Финнеган, Р.Э. (ред.). Христос и сатана: критическое издание . Ватерлоо, 1977 год.
- Крапп, Г. (ред.). Рукопись Юния . Англо-саксонская поэтическая пластинка 1. Нью-Йорк, 1931.
- Клубб, Меррел Гэр (ред.). Христос и Сатана: Староанглийская поэма . Нью-Хейвен, Коннектикут, 1925 г. (Перепечатка: Archon Books, 1972 г.)
- Брэдли, SAJ (тр.). Англосаксонская поэзия . Лондон; Дэвид Кэмпбелл, 1995. 86–105.
- Кеннеди, Джордж У. (тр.). Христос и Сатана , Библиотека средневековой и классической литературы. 25 октября 2007 г.
- Тротт, Джеймс Х. Жертва хвалы: антология христианской поэзии на английском языке от Кэдмона до 20-го века . Камберленд-хаус, 1999 год.
- Фойс, Мартин и др. (изд. и тр. к цифровому факсимиле). Древнеанглийская поэзия в проекте факсимиле . Центр истории печатной и цифровой культуры. Мэдисон, 2019.
- Вторичная литература
- Дендл, П. Дж. Освобожденный Сатана: Дьявол в древнеанглийском повествовании .
- Люуза, РМ
- Лукас, П.Дж. «О неполном окончании книги Даниила и добавлении Христа и сатаны к MS Junius II». Англия 97 (1979): 46–59.
- Слит, Чарльз Р. Исследования Христа и сатаны . Торонто Пресс, 1982.
- Велау, Рут. «Сила познания и место читателя во Христе и сатане ». JEGP 97 (1998): 1–12.
- Записи в энциклопедии:
- Орчард, А.П.М. «Христос и сатана». Средневековая Англия: Энциклопедия , изд. Пол Э. Шармах, М. Тереза Тавормина, Джоэл Т. Розенталь . Нью-Йорк: Паб Гарленд, 1998. 181.
- Ремли, Пол Г. «Рукопись Юниуса». Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии , изд. Майкл Лапидж . Оксфорд: Паб Блэквелл, 1999. 264–266.
- Рамбл, Александр Р. «Рукопись Юниуса». Средневековая Англия: Энциклопедия , изд. Пол Э. Шармах, М. Тереза Тавормина, Джоэл Т. Розенталь. Нью-Йорк: Паб Гарленд, 1998. 385-6.
- Скрэгг, Дональд. «Христос и сатана». Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии , изд. Майкл Лапидж. Оксфорд: Паб Блэквелл, 1999. 105.