Катабасис
Катабасис букв или катабасис ( древнегреческий : κατάβασις , латинизированный : katábasis , . «спуск»; от κατὰ ( katà ) «вниз» и βαίνω ( baínō ) «идти») — путешествие в подземный мир . Его первоначальный смысл обычно связан с греческой мифологией и классической мифологией в более широком смысле, где главный герой посещает греческий подземный мир , также известный как Аид. Этот термин также используется в широком смысле для любого путешествия в царство мертвых и в других мифологических и религиозных традициях. Катабасис похож на некию или некромантию, когда человек видит видение подземного мира или его обитателей; Однако некия обычно не предполагает физического посещения. Одним из наиболее известных примеров является пример Одиссея , который совершает что-то на границе некийи и катабасиса в 11 книге « Одиссеи» ; он посещает границу миров, прежде чем призвать к себе мертвых с помощью кровавого обряда, при этом спорно, находился ли он на самом высоком царстве подземного мира или на самом низком краю живого мира, где он совершил это.
Обзор
[ редактировать ]Путешествие в подземный мир — это мифологическая тема сравнительной мифологии, встречающаяся в самых разных религиях по всему миру. [1] Герой или в или божество верхнего мира отправляется в подземный мир страну мертвых и возвращается. Характер квеста различается ; иногда ищут предмет или спасение любимого человека, тогда как в других историях целью являются знания и тайные откровения. Способность войти в царство мертвых, будучи еще живым, и вернуться обратно является доказательством исключительного статуса классического героя как нечто большее, чем просто смертный. Божество, вернувшееся из загробного мира, демонстрирует такие эсхатологические темы, как цикличность времени и существования или победа над смертью и возможность бессмертия . [2]
Катабасис, возможно, представляет собой особый тип путешествия знаменитого героя . В путешествии Героя герой отправляется в запретное, неизвестное царство; катабасис — это когда этим местом является именно подземный мир. Пилар Серрано использует этот термин для обозначения краткого или хронического пребывания в подземном мире, например, пребывания Лазаря , Кастора и Поллукса . [1]
За катабасисом обычно следует анабасис ( восхождение), чтобы отличить его от смерти; очень редко живой герой решает навсегда остаться в Подземном мире.
Известные примеры катабаз в греческой мифологии включают Орфея , который входит в подземный мир, чтобы вернуть Эвридику в мир живых, и Одиссея , который стремится посоветоваться с пророком Тиресием для получения знаний. В римской мифологии Эней разыскивает своего отца Анхиза, чтобы узнать пророчества о его судьбе и судьбе Римской империи .
Одиссея
[ редактировать ]В 11-й книге « Одиссеи » Одиссей следует совету Цирцеи посоветоваться с Тиресием в Аиде , стране мертвых. [3] Одиссей приносит в жертву мед, молоко, вино, воду и ячмень, а затем забивает двух овец, чтобы добавить к еде свежую кровь. Затем ему являются души многих людей. Первым, кто явился Одиссею, был Эльпенор , член его команды, который умер перед тем, как покинуть остров Цирцеи. Эльпенор просит Одиссея похоронить его должным образом, и Одиссей соглашается. [4] Следующей явилась Одиссею его мать Антиклея . Поскольку Одиссей почти 20 лет сражался в Троянской войне, он удивлен и опечален видом ее души. [5]
Следующим ему является Тиресий , душа, к которой пришел увидеться Одиссей. Тиресий дает ему несколько сведений о его носсе (возвращении домой) и его жизни после. Тиресий подробно описывает гнев Посейдона Одиссеем на ослепление Полифема (и, как следствие, грядущие неприятности), предупреждает Одиссея не есть скот бога Гелиоса и предсказывает возвращение Одиссея домой на Итаку и его возможную смерть в море в старость. [6] После того, как Тиресий поручает Одиссею позволить духам, с которыми он хочет поговорить, выпить жертвенную кровь, которую он использовал, чтобы найти Тиресия, ему снова предоставляется возможность увидеть свою мать, и она рассказывает ему о страданиях его семьи, ожидающей его возвращения домой. . [7] Когда его мать уходит, Одиссея посещает вереница душ прошлых цариц. Он впервые видит Тирону , мать Пелия и Нелея от Посейдона. [8]
Затем он разговаривает с Антиопой , матерью Амфиона и Зета (основателей Фив) от Зевса . [9] Затем его посещают Алкмена , мать Геракла от Зевса, и жена Геракла Мегара . [10] Его также посещают Эпикаста , мать Эдипа, и Хлориса , царица Пилоса . [11] Затем Одиссея посещают Леда , мать Кастора и Полидевка, и Ифимедея , мать алоадей Посейдона . [12] Затем Одиссей видит список женщин, которых он упоминает лишь вкратце: Федра , Прокрис , Ариадна , Меера, Климена и Эрифила , все они также любители богов или героев. [13] Следующим, кто посетил Одиссея, был Агамемнон , царь Микен . Агамемнон сообщает Одиссею о его смерти от жены Клитемнестры и ее любовника Эгисфа . Он предупреждает Одиссея тайно вернуться на Итаку и опасаться собственной жены. [14]
Затем Одиссей встречает Ахилла , который спрашивает о благополучии своего отца Пелея и его сына Неоптолема . Одиссей заверяет Ахилла в храбрости его сына в борьбе с троянцами. [15] Затем Одиссей начинает видеть фигуры мертвых душ, которые не разговаривают с ним напрямую: Аякс , Минос , Орион , Титий , Тантал и Сизиф . [16] Одиссей заканчивает свой визит Гераклом, который спрашивает о намерении Одиссея попасть в Аид. Одиссей начинает бояться, ожидая новых героев, и уходит. [17]
Энеида
[ редактировать ]Катабазис « Энеиды Вергилия » встречается в шестой книге эпоса. В отличие от Одиссея, Эней стремится войти в Подземный мир, а не привести к себе духи умерших посредством жертвоприношения. Он начинает свое путешествие с посещения Кумской Сивиллы (жрицы Аполлона) и просит ее помочь отправиться в Подземный мир и навестить своего отца. [18] Жрица велит ему найти Золотую ветвь , и если ветвь сломается у него в руках, ему суждено попасть в Подземный мир. Она также велит Энею похоронить своего мертвого друга и подготовить скот к жертвоприношению. [19] Когда Эней достигает леса, чтобы найти золотую ветвь, птицы приводят его к дереву, и ветка ломается ему в руку. Ветку, однако, нелегко отломить, как сказала Сивилла, это случается с человеком, которому суждено попасть в Подземный мир – ветвь описывается как « cunctantem » («колеблющаяся»). Последствия этого обсуждаются учеными: некоторые утверждают, что это означает, что Эней не настолько героичен, каким ему нужно быть, другие утверждают, что Эней еще не исполнил свое предназначение, а некоторые утверждают, что он все еще герой, с этим раздел добавлен чисто ради драмы. Эней хоронит Мизена, и он и Сивилла готовят жертву, чтобы войти в Подземный мир. [20]
При входе Эней впервые встречает несколько существ и монстров: Печали, Душевные боли, Болезни, Старость, Террор, Голод, Зло, Преступление, Бедность, Смерть, Каторжный труд, Сон, Злые удовольствия разума, Война, Семейная месть, Безумная междоусобица, Сцилла , Бриарей , Гидра , Химера , Горгоны , Гарпии и Цербер . [21] Далее Эней встречает Харона , перевозчика, ведущего души в Подземный мир, и массу непогребенных людей. [22] Его первый разговор происходит с Палинурусом , членом его команды, который упал за борт и умер во время путешествия. Палинурус умоляет Энея похоронить его, чтобы он мог войти в Подземный мир. [23] Сивилла убеждает Харона переправить их через реку Стикс в обмен на золотую ветвь. [24] Эней встречает Миноса, произносящего приговор душам и душам, умершим за любовь: Федре , Прокриде , Эрифиле , Эвадне , Пасифае , Лаодамии , Кенею и Дидоне . [25] Далее Эней видит героев битвы: Тидея , Партенопея, Адраста , Главка , Медона , Терсилоха, Полибоэта , Идея, Агамемнона и Деифоба . [26] Затем Сивилла ведет Энея в Элизиум , место блаженных. По пути они проезжают место замученных душ, и Сивилла описывает некоторые судьбы замученных. Титиоса Стервятник ежедневно съедает печень . Над Пирифоем и Иксионом постоянно висит камень. Многие другие подвергаются наказанию в виде перемещения камней, растягивания и привязки к колесам. [27] Затем двое входят в Поместья Блаженных, где видят утопическую страну, где живут герои и хорошие люди. Там Эней находит своего отца, который рассказывает ему о будущей богатой истории Рима. [28]
Метаморфозы
[ редактировать ]В также поэтический сборник мифологических рассказов Овидия он рассказы о катабасисе включает . В книгу 4 он включает отчет о спуске Юноны в Аид, чтобы принести Ино справедливость. [29] Овидий описывает путь Юноны в подземный мир, отмечая присутствие Цербера. [30] Юнона ищет фурий (Тисифоне, Мегары и Алекто ), чтобы разрушить дом Кадма , а именно Ино и ее мужа Афамаса . Находясь в подземном мире, Юнона проходит мимо нескольких душ, наказываемых в Аиде. Аид тоже человек, и ему необходимо избавиться от этих душ, потому что они нужны ему для полного выздоровления ( Тантал , Сизиф , Иксион и Белиды ). [31] Когда Фурии соглашаются на просьбу Юноны, она с радостью возвращается на небеса, где ее очищает Ирис. [32]
Следующий крупный катабасис в « Метаморфозах» встречается в пятой книге Прозерпины , дочери Цереры , похищенной Дисом . Когда Прозерпина собирала цветы, Плутон влюбляется в нее и решает схватить ее и увезти в подземный мир на своей колеснице. Обеспокоенная своей пропавшей дочерью, Церера обезумела и ищет Прозерпину. [33]
Когда Церера обнаруживает похищение, она отправляется к Юпитеру, чтобы попытаться вернуть Прозерпину. Он согласен, что ее следует вернуть до тех пор, пока Прозерпина не прикоснется ни к какой еде в подземном мире. Однако она съела зерна граната, и ее нельзя вернуть на Цереру. [34] Чтобы обеспечить компромисс между Церерой и Дисом, Юпитер делит год пополам и приказывает Прозерпине проводить равные части года между своей матерью и мужем. С этого момента Прозерпина совершает ежегодные путешествия в подземный мир, проводя там полгода. [35]
Овидий также кратко упоминает катабасис Геракла в 7-й книге. Овидий рассказывает этиологическую историю яда Медеи для Тесея . Когда Геракл отправился в Подземный мир, чтобы захватить Цербера в качестве одного из своих 12 подвигов , Цербер выпускал изо рта белую пену, из которой росли ядовитые растения. [36]
Катабасис » Орфея « в книге 10 — последнее крупное включение темы Овидия в Метаморфозы . Орфей обезумел из-за смерти своей жены Эвридики . Он входит в Подземный мир через Спартанские врата и посещает Диса и Прозерпину, чтобы умолять вернуть его невесту. Охваченная проникновенной песней Орфея, Прозерпина призывает Эвридику уйти с мужем – при условии, что он не оглянется назад, пока не доберется до выхода. Когда он оглядывается назад, его жена исчезает, и он во второй раз страдает от горя из-за ее смерти. [37]
Другие примеры в религиозной и мифологической литературе.
[ редактировать ]Месопотамская мифология
- Энкиду , в шумерском тексте «Гильгамеш, Энкиду и преисподняя» и в последней табличке стандартного вавилонского эпоса о Гильгамеше.
- Инанна / Иштар , в попытке свергнуть свою сестру Эрешкигаль , царицу загробного мира
- Нергал , чтобы загладить свою вину за неуважение к Эрешкигаль.
Древнеегипетская мифология
- Волшебник Мерир в Папирусе Вандье (Posener, 1985)
- Сетне Хамвас и Си-Осире , хотя эта история берет свое начало из эллинистического Египта , в котором также смешались греческие традиции.
Греческая мифология и римская мифология
- Адониса оплакивает, а затем возвращает его супруга Афродита.
- Бог Дионис , чтобы спасти Семелу от Аида, [38] и снова в роли покровителя театра
- Геракл во время своих 12-х родов, во время которых он также спас Тесея.
- Геракл , чтобы спасти Алкестиду от Аида
- Орфей , чтобы спасти Эвридику от Аида
- Психика
- Пелопс , сын Тантала [39]
- Одиссей
- Эней , чтобы поговорить со своим отцом в « Энеиде»
- Тесей и Пирифой пытаются похитить Персефону ; они терпят неудачу, и только Тесея спасает Геракл.
индуизм
- Ведическая религия : Ушас (рассвет) освобождается от Валы Индрой .
- Император Юдхиштхира спускается в Нараку.
буддизм
- Спуск Авалокитешвары в область, похожую на ад, после того, как из жалости на себя взяла на себя плохую карму своего палача.
- Кшитигарбха
- Пхра Малай , монах , который отправляется в ад, чтобы учить его обитателей.
- Несколько эпизодов с людьми, в том числе с Девадаттой , которых живыми затаскивают в ад после совершения проступков против Будды.
- Могинлин , который пытается спасти свою мать от голодной смерти в подземном мире.
христианство
- Петр в Апокалипсисе Петра
- Фома в Апокалипсисе Фомы
- Иисус в Пистис Софии
- Павел в Апокалипсисе Павла
- Иисус во время терзания ада , описанный в Евангелии от Никодима.
- Данте Алигьери в роли главного героя своей поэмы « Божественная комедия».
ислам
- Пророк Мухаммед в Исрахе и Мирадже и Книге Лестницы Магомета
мандеизм
- Хибила Зивы Спуск в Мир Тьмы, когда он покоряет Руху
Скандинавская религия и финская мифология
- Odin
- Бальдр
- Армейская мать
- Хелрейд Брюнхильдар
- Туонелы Спасение Лемминкяйнена из его матерью
- Несколько поездок Вяйнямёйнена и других волшебников в Туонелу.
- Пуйла Спуск в Аннун в валлийском «Мабиногионе».
- Прейддеу Аннуфн , короля Артура экспедиция в Аннуфн, описанная в Книге Талиесина.
Другой
- Японская мифология : Идзанаги и Идзанами в Ёми.
- Мифология майя : близнецы-герои майя
- Мифология Олоне (коренные американцы): Какну сражается с Каменным Телом.
- Религия йоруба : Обатала , умирающий и воскресающий бог , Ифу культурного центра йоруба.
- Религия монголов : король Гесар начинает вторжение в царство Эрлика, чтобы спасти душу своей матери
- Религия тюрков : киргизский герой Болот, который уходит под землю под властью Эрлика, чтобы найти источник в результате сверхъестественных событий.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Серрано 1999 , стр. 129–179.
- ^ Лиминг 2005 , с. 98; Эдмондс III 2004 г. , проходной ; Коллинз и Фишбейн, 1995 , проходной ; и Лауден 2011 , стр. 197–221.
- ^ Гомер 1975 , 10: 504 – 11: 50.
- ^ Гомер 1975 , 11: 51–83.
- ^ Гомер 1975 , 11: 84–89.
- ^ Гомер 1975 , 11: 90–137.
- ^ Гомер 1975 , 11: 145–224.
- ^ Гомер 1975 , 11: 235–259.
- ^ Гомер 1975 , 11: 260–265.
- ^ Гомер 1975 , 11: 266–270.
- ^ Гомер 1975 , 11: 271–285.
- ^ Гомер 1975 , 11: 298–320.
- ^ Гомер 1975 , 11: 321–332.
- ^ Гомер 1975 , 11: 385–461.
- ^ Гомер 1975 , 11: 466–540.
- ^ Гомер 1975 , 11: 550–600.
- ^ Гомер 1975 , 11: 601–640.
- ^ Вергилий 2007 , 6: 1–124.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 125–155.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 176–267.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 268–294.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 295–332.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 337–383.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 384–416.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 426–451.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 477–534.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 548–636.
- ^ Вирджил 2007 , 6: 637–901.
- ^ Овидий 2010 , 4: 432–479.
- ^ Овидий 2010 , 4: 594–617.
- ^ Овидий 2010 , 4: 624–634.
- ^ Овидий 2010 , 4: 649–659.
- ^ Овидий 2010 , 5: 552–615.
- ^ Овидий 2010 , 5: 658–712.
- ^ Овидий 2010 , 5: 739–746.
- ^ Овидий 2010 , 7: 575–595.
- ^ Овидий 2010 , 10: 1–110.
- ^ Грейвс , с. 27 тыс. цитат Павсаний Описание Греции 2.31.2
- ^ Картрайт, Марк. «Тантал» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 06 декабря 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Коллинз, Джон Дж.; Фишбейн, Майкл Л., ред. (1995), Смерть, экстази и другие мирские путешествия , Государственный университет Нью-Йорка.
- Эдмондс III, Рэдклифф Г. (2004), Мифы о путешествии в подземный мир: Платон, Аристофан и «орфические» золотые таблички , Cambridge University Press
- Фреччеро, Джон (1988), Поэтика обращения , издательство Гарвардского университета, стр. 108, ISBN 0674192265
- Грейвс, Роберт , Греческие мифы , с. 27. к [ нужна полная цитата ]
- Гомер (1975), Одиссея Гомера , перевод Латтимора, Ричмонд, Нью-Йорк: Harper & Row
- Лиминг, Дэвид (2005), Оксфордский справочник по мировой мифологии (онлайн-изд.), Oxford University Press, стр. 98
- Лауден, Брюс (2011), «Катабазис, консультация и видение: Одиссея 11, I Царств 28, Гильгамеш 12, Энеида 6, Аллегория Платона о пещере и Книга Откровения», « Одиссея Гомера и Ближний Восток» , Кембридж Университетское издательство
- Овидий (2010), Метаморфозы , перевод Мартина, Чарльза, Нью-Йорк: WW Norton & Company
- Серрано, Пилар Гонсалес (1999), «Катабазис и воскресение» , Пространство, время и форма, Серия II: Древняя история , том. 12, Мадрид, стр. 129–179
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вергилий (2007), Энеида , перевод Ахла, Фредерика, Оксфорд: Oxford University Press
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рэйчел Фалконер, Ад в современной литературе: повествования о западном происхождении с 1945 года , EUP, 2005. О современных примерах катабас или спусков в ад.
- Эрреро де Хауреги, Мигель (2023). Катабасис: адское путешествие в Античности . Мадрид: Редакционный альянс. ISBN 9788411482080 .