Идзанами
Идзанами ( イザナミ ) , официально именуемый почетным именем Идзанами-но-Микото ( 伊弉冉尊/伊邪那美命 , что означает «Та-кто-приглашает» или «Женщина-кто-приглашает») , является божеством-создателем . как творения, так и смерти в японской мифологии , а также синтоистской богини-матери . Она и ее брат-муж Идзанаги — последние из семи поколений первобытных божеств , проявившихся после образования неба и земли. Идзанами и Идзанаги считаются создателями Японского архипелага и прародителями многих божеств, в том числе богини солнца Аматэрасу , лунного божества Цукуёми и бога бури Сусаноо . В мифологии она является прямым предком японской императорской семьи.
Часть серии о |
синтоизм |
---|
Идзанами-но-Микото | |
---|---|
Первородная богиня творения и смерти | |
Другие имена | Идзанами-но-Ками (Идзанами-но-Ками) |
японский | Идзанами |
Главный культовый центр | Тага Тайша |
Тексты | Кодзики , Нихон Сёки , Сендай Кудзи Хонги |
Пол | Женский |
Область | Япония |
Генеалогия | |
Родители | Нет ( Кодзики , Нихон Сёки ) Аокасикине-но-Микото ( Сёки ) Аванаги-но-Микото ( Сёки ) Омодару и Аякашиконе. [ 1 ] |
Братья и сестры | Идзанаги |
Супруга | Идзанаги |
Дети | Аматэрасу Цукуёми Сусаноо из трех Кагу-цучи (и другие ) |
Имя
[ редактировать ]Ее имя дано в Кодзики ( ок. 712 г. н.э. ) как Идзанами-но-Ками (伊弉冉神) и Идзанами-но-Микото (伊邪那美命), тогда как в « Нихон Сёки » (720 г. н. э.) она относится к ней. как Идзанами-но-Микото , с именем, написанным разными буквами. (伊弉冉尊).
Имена Идзанаги ( Идзанаки ) и Идзанами часто интерпретируются как производные от глагола идзанау ( историческая орфография идзанафу ) или iⁿzanap — от западно-старояпонского «приглашать», при этом -ki / -gi и -mi воспринимаются как мужского и женского рода. суффиксы соответственно. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Буквальный перевод слов Iⁿzanaŋgî и Iⁿzanamî — «Мужчина, который приглашает» и «Женщина, которая приглашает». [ 5 ] [ 6 ] Сиратори Куракичи предложил альтернативную теорию, согласно которой корень иза- (или, скорее, иса- ) происходит от исао (историческая орфография: исаво ), означающего «достижение» или «заслуги». [ 7 ]
Богиня творения
[ редактировать ]Первые боги Аменоминакануши и Кунитокотачи вызвали два божественных существа к существованию , мужчину Идзанаги и женщину Идзанами, и поручил им создать первую землю. Чтобы помочь им в этом, Идзанаги и Идзанами дали копье украшенное драгоценностями под названием Аменонухоко (небесное копье). Затем два божества подошли к мосту между небом и землей, Амэ-но-укихаси («плавающий небесный мост»), и взбалтывали море внизу копьем. Когда с копья упали капли соленой воды, Оногоросима был создан . Они спустились с небесного моста и поселились на острове. [ 8 ]
В конце концов они захотели спариться , поэтому построили колонну под названием Амэ-но-михашира (天の御柱, «небесный столп»; ми- — почетная приставка), а вокруг нее построили дворец под названием Яхиро-доно (八尋殿, один хиро равен приблизительно 1,82 м, поэтому «дворец с восемью хиро » должен был составлять 14,56 м. в реальности «йа» было священным числом для японцев, и его часто можно перевести как «несметное число» [ 9 ] ). Идзанаги и Идзанами обошли колонну в противоположных направлениях, и когда они встретились на другой стороне, Идзанами первой заговорила с приветствием. Идзанаги не считал это правильным, но они все равно спаривались. У них было двое детей, Хируко («ребенок-пиявка»), который позже стал известен в синтоизме как бог Эбису . [ 10 ] и Авасима, но они родились уродливыми и не считались божествами.
Они посадили детей в лодку и отправили их в море, а затем обратились к другим богам с просьбой ответить, что они сделали не так. Им сказали, что мужское божество должно было первым приветствовать во время свадебной церемонии. Итак, Идзанаги и Идзанами снова обошли колонну, на этот раз Идзанаги заговорил первым, когда они встретились, и их брак наконец оказался успешным.
От их союза возникли Ояшима , или «восемь великих островов» японской цепи:
Они родили еще шесть островов и множество божеств. Идзанами умерла, родив ребенка Кагу-цути (воплощение огня) или Хо-Мусуби (причинитель огня). [ 10 ] похоронена на горе Хиба, на границе старых провинций Идзумо Затем она была и Хоки , недалеко от современного Ясуги префектуры Симанэ . Идзанаги был настолько разгневан смертью жены, что убил новорожденного ребенка, создав тем самым десятки божеств.
В Кодзики
[ редактировать ]Кодзики рассказывает о смерти Идзанами и ее могиле, которая находилась на границе между странами Идзумо и Хоки. что Идзанами перед смертью передала свою душу животному Это подразумевает , и человеку , но не уточняется, были ли у Идзанами воплощения. [ 11 ]
Смерть и подземный мир
[ редактировать ]Идзанаги-но-Микото оплакивал смерть Идзанами-но-Микото и предпринял путешествие в Ёми («темную страну мертвых»). Он искал Идзанами-но-Микото и нашел ее. Сначала Идзанаги-но-Микото не мог ее видеть, потому что тени скрывали ее внешний вид. Он попросил ее вернуться с ним. Идзанами-но-Микото сообщил Идзанаги-но-Микото, что он опоздал. Она уже съела пищу подземного мира и теперь была едина со страной мертвых. Она больше не могла вернуться к жизни, но попыталась попросить разрешения уйти. [ 12 ]
Эта новость шокировала Идзанаги-но-Микото, но он отказался оставить ее в Ёми. Пока Идзанами-но-Микото спал, он взял гребешок, которым были связаны его длинные волосы, и поджег его как факел. В внезапной вспышке света он увидел ужасную фигуру некогда красивой и изящной Идзанами-но-Микото. Теперь она представляла собой гниющую форму плоти, по ее изуродованному телу бегали личинки и мерзкие твари.
Громко закричав, Идзанаги-но-Микото больше не мог контролировать свой страх и побежал, намереваясь вернуться к живым и бросить свою охваченную смертью жену. Идзанами-но-Микото проснулся, визжа и возмущаясь, и погнался за ним. Она также послала Якуса-но-икадзути-но-ками (демонов, похожих на Райджина ) и сикомэ (грязных женщин) охотиться на Идзанаги-но-Микото и вернуть его в Ёми. В это время Идзанаги бросает персик, чтобы прогнать богов. Эта повествовательная особенность имеет китайское влияние: в Китае персик считается священным фруктом-оберегом. [ нужна ссылка ]
Идзанаги-но-Микото вырвался из входа и толкнул валун в устье Ёмоцухирасака ( 黄泉津平坂 ; пещера, которая была входом в Ёми), чтобы создать разделение между миром живых и миром мертвых. а также отделение Идзанаги от Идзанами. [ 12 ]
Идзанами-но-Микото закричала из-за этой непроницаемой баррикады и сказала Идзанаги-но-Микото, что, если он оставит ее, она будет уничтожать 1000 живых жителей каждый день. Он яростно ответил, что даст жизнь 1500 жителям.
Говорят, что Идзанаги совершил ритуальное очищение ( хараи ) после того, как стал свидетелем разложения тела своей жены. Это традиционное объяснение ритуалов очищения, часто совершаемых в синтоистских святилищах японской религии, когда прихожане моются водой перед входом в священное пространство. [ 13 ] Пока он купался, Идзанаги родила богиню солнца Аматэрасу из левого глаза, бога луны Цукуёми из правого глаза и бога бури Сусаноо из носа. [ 10 ]
В Нихонсёки
[ редактировать ]Хотя версия сказки об Идзанаги и Идзанами в « Нихонсёки» схожа во многих аспектах, она отличается от версии Кодзики тем, что Идзанаги не спускается в Подземный мир ( Ёми ), а вместо этого постоянно проживает на острове Авадзи в храме. Кроме того, в «Нихонсёки» говорится , что три божества Аматэрасу , Цукиёми и Сусаноо были созданы как Идзанаги, так и Идзанами, а не только Идзанаги. [ 14 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Идзанами появляется как игровой бог в видеоигре Smite . [ 15 ] Она также, вместе с Аматэрасу и Сусаноо, появляется в видеоигре DKO ( Divine Knockout ). Идзанами — повторяющийся важный персонаж в Megami Tensei серии видеоигр .
Генеалогия
[ редактировать ]Куни-но-Токотачи | |||||||||||||||||||||
Тойокумо | |||||||||||||||||||||
Ухиби | Сухиджи | ||||||||||||||||||||
Цунуги | Навсегда | ||||||||||||||||||||
Иходоноджи | Отонобе | ||||||||||||||||||||
Омодару | Аякашиконе | ||||||||||||||||||||
Идзанаги | Идзанами | ||||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]- Гонг Атаго
- Баба Яга
- Ошибка монтирования
- Орфей и Эвридика
- Персефона
- Синтоизм в популярной культуре
- Близнецы в мифологии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Энциклопедия синтоизма — Главная: Ками в классических текстах: Омодару, Аякашиконе» . eos.kokugakuin.ac.jp . Проверено 17 января 2021 г.
- ^ Кадоя, Ацуши; Юмияма, Тацуя. Энциклопедия Синтоистского университета . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Филиппи, Дональд Л. (1969). Кодзики . Токио: Издательство Токийского университета. п. 482 .
- ^ Чемберлен (1882). Раздел II. Семь божественных поколений.
- ^ Филиппи, Дональд Л. (1968). Кодзики . п. 480.
- ^ Чемберлен, Бэзил Холл (1919). Кодзики . п. 19.
- ^ Мацумура, Такео (1955). Исследование японской мифологии, том 2 (Нихон синва но кэнкю, том 2) , стр. 56.
- ^ Такеши, Мацумаэ (2005). «Идзанаги и Идзанами » Энциклопедия религии 7 :4754 – через виртуальную справочную библиотеку Гейла.
- ^ Кодзики, перевод с введением и примечаниями ДОНАЛЬДА Л. ФИЛИППИ . Издательство Принстонского университета, Издательство Токийского университета. 1969. с. 63.
- ^ Jump up to: а б с «Идзанаги и Идзанами». Британская энциклопедия мировых религий : 578. 2006 г. - через ProQuest Ebook Central.
- ^ «Идзанаги и Идзанами» . Япония, Библиотека знаний . НетАдванс Инк.
- ^ Jump up to: а б Кобаяши, Фумихико (2015). «Японские сказки о женах-животных: повествование о гендерной реальности в японской народной традиции» . Международная фольклористика . 9 – через ProQuest Ebook Central.
- ^ «Идзанаги и Идзанами» . Британская энциклопедия мировых религий : 439. 2006 г. - через ProQuest Ebook Central.
- ^ Такеши, Мацумаэ (2005). Джонс, Линдси (ред.). «Идзанаги и Идзанами» Энциклопедия религии 7 . Детройт, Мичиган: Справочник Macmillan, США: 4754–4755.
- ^ «Идзанами — Покровительница мертвых» . www.smitegame.com . Проверено 4 ноября 2022 г.
- Читатель, Ян (2008). Простые руководства: Синтоизм . Куперард. стр. 53–55. ISBN 978-1-85733-433-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Идзанами, на Викискладе?
- Идзанами в базе данных истории Японии .