Амэ-но-Минакануши
Амэ-но-Минакануши-но-Ками | |
---|---|
Другие имена | Амэ-но-Минакануши-но-Микото (Амэ-но-Минакануши-но-Микото) |
японский | Главный бог неба, главный бог неба |
Главный культовый центр | Храм Тиба , Куруме Суитенгу и другие. |
Тексты | Кодзики , Нихон Сёки , Кого Шуй , Сендай Кудзи Хонги |
Генеалогия | |
Родители | Никто; самогенерируемый |
Братья и сестры | Никто |
Супруга | Никто |
Дети | Никто |
Амэ-но-Минакануси (天之皇主, букв. «Повелитель Августовского Центра Небес») [ 1 ] [ 2 ] ) — божество ( ками ) в японской мифологии , изображаемое в « Кодзики» и «Нихон сёки» как первое или одно из первых божеств , проявившихся при возникновении неба и земли.
Имя
[ редактировать ]Ками . дали имя «Амэ-но-Минакануси-но-Ками» (天之皇主神; древнеяпонский : Амэ 2 -но 2 -Ми 1 накануси) [ 3 ] ) в Кодзики (ок. 712 г. н.э.) То же божество упоминается как «Аме-но-Минакануси-но-Микото» в варианте описания, цитируемом в « Нихон Сёки» (720 г. н.э.).
Мифология
[ редактировать ]Кодзики изображает Амэ-но-Минакануши как первого бога , появившегося в небесном царстве Такамагахара после возникновения неба и земли из первобытного хаоса :
Во времена зарождения неба и земли в Такаманохаре появилось божество по имени Амэ-но-Минакануши-но-Ками; следующий, Такамимусуби-но-Ками ; следующий, Камимусуби-но-Ками . Все эти три божества возникли как отдельные божества ( хиторигами ), и их формы не были видимы (или «они спрятали свои тела»). [ 4 ]
В отличие от более поздних поколений ками , первые семь богов были «одиночными» или «одиночными» в том смысле, что они появлялись один за другим, без каких-либо аналогов, и описываются как скрывающие свое присутствие после своего появления. Амэ-но-Минакануши считается первым из «трех божеств творения» (造化三神, дзока сансин ) и одним из пяти «выдающихся небесных богов» (別天津神, котоамацуками ). [ 5 ]
В основном повествовании «Нихон Сёки » и многих других вариантах, цитируемых в нем, первый ками вместо этого идентифицируется как Куни-но-Токотати ; Амэ-но-Минакануши появляется лишь мимоходом в одном из этих вариантов:
В одном письме сказано: «Когда возникли Небо и Земля, одновременно были созданы Божества, чьи имена были сначала Куни-но-токо-тати-но Микото, а затем Куни-но-са-цути-но Микото ». Далее говорится: «Имена Богов, которые были созданы на Равнине Высокого Неба, были Ама-но ми-нака-нуси-но Микото, следующий Така-ми-мусуби-но Микото, следующий Ками-ми-мусуби-но Микото. "
- перевод Уильяма Джорджа Астона [ 6 ]
В Сендае Кудзи Хонги первое появившееся божество называется «Аме-Юзурухи-Аме-но-Сагири-Куни-Юзуруцуки-Куни-но-Сагири-но-Микото» (Микото). псевдоним 'Амэ-но-Токотати-но-Микото' (天长立尊; имя отдельного ками в Кодзики ) — наряду с божеством Умаши-Асикаби-Хикодзи (Умо-чи Ашаби Хико-бог) вместо этого считается первым поколением, появившимся после этого бога. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
В этих текстах Амэ-но-Минакануши больше не упоминается.
Кодзики | Нихон Сёки (основной текст) |
Нихон Сёки (вариант 2) |
Нихон Сёки (вариант 4) |
Нихон Сёки (вариант 6) |
Сендай Кудзи Хонги [ 8 ] [ 9 ] |
---|
Потомки
[ редактировать ]В генеалогическом отчете, составленном по заказу императора, известном как Синсэн Сёдзироку (815 г. н. э.), два клана идентифицируются как потомки божеств, произошедших от Амэ-но-Минакануши: [ 10 ]
- Клан Хаттори-но Мураджи , происходящий от Амэ-но-Михоко, потомка Амэ-но-Минакануши в 11-м поколении.
- Клан Митеширо-но Обито, происходящий от потомка Амэ-но-Минакануши в 10-м поколении Амэ-но-Мороками (Амэ-но-Мороками).
Анализ
[ редактировать ]Не существует дошедших до нас бесспорных свидетельств того, что Амэ-но-Минакануши поклонялись в каких-либо известных древних святилищах (в «Энгисики» , составленном в начале X века, никогда не упоминаются какие-либо святыни этого божества); это, в сочетании с отсутствием информации о боге за пределами документов, связанных с императорским двором, таких как Кодзики и Сёки (как видно выше, даже в этих текстах об этом боге практически не упоминается), привело некоторых ученых к считают Амэ-но-Минакануши абстрактным божеством (то есть богом, который существует только на бумаге, без реальных поклонников или посвященного ему культа ), созданным под влиянием китайской мысли . [ 5 ] [ 11 ] Другие ученые, однако, утверждают, что недостаток свидетельств поклонения Амэ-но-Минакануши в древности не обязательно означает, что этот бог является чисто литературным изобретением. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Кониси Дзинъити (1984) рассматривал повествования о создании Кодзики и Сёки как комбинацию трех различных традиций: одна, которая прослеживает происхождение богов до Амэ-но-Минакануши, другая, начавшаяся с Умаси-Асикаби-Хикодзи, и третий, начинающийся с Куни-но-Токотачи. Он увидел сходство между Аме-но-Минакануши и небесными божествами Тангалоа ( полинезийская мифология ) и Тенгри ( тюркская и монгольская мифология ), предполагая, что эти мифы в конечном итоге могут иметь общее происхождение. [ 15 ]
Каваи Хаяо сравнил Амэ-но-Минакануши с лунным божеством Цукуёми и Хосусери (одним из трёх детей Коноханасакуяхимэ ), поскольку все трое изображаются принадлежащими к триаде важных божеств, но не зафиксированы как совершающие какие-либо значимые действия. Он считал, что эти три «неактивных» божества выполняют мифическую функцию «полого центра», выступающего в качестве буферной зоны между двумя противоположными или конфликтующими силами (Камимусуби и Такамимусуби, Аматэрасу и Сусаноо , Ходэри и Хоори ). [ 16 ] [ 17 ]
В период средневековья и раннего Нового времени
[ редактировать ]До средневековья « Нихон Сёки» , благодаря своему статусу одной из шести национальных историй , читалось и комментировалось более широко, чем « Кодзики» , которое считалось вспомогательным трудом. Аналогичным образом, Сендай Кудзи Хонги , из-за предисловия, в котором утверждалось, что он был составлен принцем Сётоку и Сога-но Умако , считался более ранним и более надежным. (Современный консенсус предполагает, что « Кудзи Хонги» на самом деле был составлен в период Хэйан , хотя некоторые его части действительно могут сохранять подлинные ранние традиции.) [ 18 ] [ 19 ] Таким образом, упоминания об Амэ-но-Минакануши касались исключительно его роли одного из первобытных ками . [ 5 ]
В период Камакура школа мысли, разработанная Ватарай домом священников Внешнего святилища Исэ ( Геку ), известная как Исэ-синто (также известная как Ватарай-синто), отождествляла божество святилища, Тойоке (Тойокэхимэ), с Амэ-но. -Минакануши и Куни-но-Токотачи. Поступая так, Внешнее святилище утвердило превосходство над Внутренним святилищем ( Найку ) и его богиней Аматэрасу . [ 20 ]
Именно после расцвета нативистских исследований ( кокугаку ), а также повторного открытия и переоценки Кодзики в период Эдо , значение Амэ-но-Минакануси было переоценено. [ 5 ] разные авторы выражают свое мнение о роли и значении бога.
Мотоори Норинага в своем комментарии к Кодзики раскритиковал жречество Ватарай за то, что оно делало акцент на важности Амэ-но-Минакануси, утверждая, что порядок появления божеств во времени не имеет никакого отношения к их рангу или статусу. По его мнению, хотя Амэ-но-Минакануши действительно является первым среди проявившихся богов, он не является ни правителем небес, ни «первым предком» императорской линии (то есть Аматэрасу ), как считали некоторые в его время. Вместо этого Мотоори охарактеризовал Такамимусуби и Камимусуби как «первых предков неба и земли, ками и всего сущего». [ 21 ]
Цуруминэ Сигэнобу (1788-1859), который пытался дать рациональную интерпретацию мифов о сотворении Кодзики и Сёки на основе синтеза своего понимания европейской науки и астрономии, связывал Амэ-но-Минакануши с гравитацией :
Эти три ками : первый — Аманоминакануши, второй — Такамимусуби и третий — Камимусуби. Эти три великих ками описаны в теле Кодзики словами : «Эти три ками были созданы одни и спрятались». Смысл «спрятались» в том, что их невозможно было увидеть человеческими глазами. ] есть Тот факт, что частицы [ бунси во всех вещах, вероятно, является результатом действия [ ками ] производительной силы (Мимусуби), тогда как тот факт, что существует гравитация, является результатом действия [ ками ] Минакануси. Эту гравитацию нельзя увидеть глазами или взять в руки, и, подобно притяжению между магнитами и железом, она является чем-то, что взаимно притягивает и притягивает вещи вместе. Именно из-за существования этой гравитации частицы сливаются, и таким образом Солнце, Луна, планеты и Земля самопроизвольно принимают свою правильную форму. В результате, когда говорят о «земле, озаренной небесным багровым сиянием», именно благодаря действиям этих трёх ками [эта земля] возникла. Таким образом, хотя эти три Говорят, что ками появились на Равнине Высокого Неба, это не означает, что буквально изначально существовало место, называемое Равниной Высокого Неба, и что ками затем возникли внутри этого места, а скорее, что Равнина Высокого Неба само возникло в силу того факта, что эти три ками появились . Теперь, когда кто-то говорит об Аменоминакануши-но ками, аменоминака означает «вокруг ядра Солнца», тогда как нуси означает «повелитель этого места», в результате чего это имя означает того, кто устанавливает свои владения на небе и на земле. [ 21 ]
Связывая гравитацию с Амэ-но-Минакануси, Цурумине идентифицирует божество как «господин», который наблюдает за процессом, посредством которого деятельность двух богов «слияния» ( мусуби ) приводит к созданию всех вещей из представленных основных элементов. по «частицам». Используя язык, очевидно заимствованный из христианских представлений о Боге , Цурумине затем описал трех божеств творения как «древних предков ками небесных и великих ками, суверенных над первыми началами... которые создали все сущее, от солнца и луны, планеты и земля ко всему прочему». [ 21 ]
Поклонник и самопровозглашенный ученик Мотоори Хирата Ацутане , в отличие от Мотоори, описывал Амэ-но-Минакануши как верховное божество без начала и конца, обладающее суверенитетом над всем сущим, пребывающее в Полярной звезде в самом центре неба. [ 5 ]
Все сущее на небе и на земле имеет первоначальный, великий наследственный ками . Его зовут Аменоминакануши-но ками. У него нет ни начала, ни конца. Оно пребывает на небесах выше. Он наделен качеством создания всего сущего на небе и на земле, но он не действует и находится в покое (он обитает на так называемой Равнине Высокого Неба с самого начала), и он властен над всем существованием. Далее следуют Такамимусуби-но ками и Камимусуби-но ками. Им наделены качества Аменоминакануши-но ками, создающие все сущее на небе и на земле и осуществляющие власть над всем сущим на небе и на земле. Они наделены неизмеримо чудесным качеством, называемым духом зарождения ( мусуби ). Они являются высшими естественными предками людей. Эти два божества-предка затем выковали небо и землю, породив Идзанаги-но микото и Идзанами-но микото , заставив их укрепить землю и дать рождение людям. Это наши великие природные родительские божества.
Тем временем ряд учеников Хираты пришли к тому, чтобы сформулировать различные понимания Амэ-но-Минакануши от своего наставника. Один из таких учеников, Мутобе Ёсика (1798–1864), например, утверждал, что все звезды на небе имеют свою собственную планетную систему, подобную Солнцу ; возникновения Таким образом , описание Кодзики неба и Земли относится не ко всему космосу, как его интерпретировал Хирата, а только к Солнечной системе (которую Мутобе приравнивает к мифическому Такамагахаре). По мнению Мутобе, все звезды и соответствующие им планетные системы были сформированы тремя божествами творения, которые затем спустились, чтобы поселиться в нашей Солнечной системе. В отличие от Хираты, Мутобе отводил Аме-но-Минакануси и двум другим божествам творения второстепенную роль и вместо этого наделял высокий статус земным божеством Окунинуши , которому, как он утверждал, была предоставлена юрисдикция богов Такамимусуби и Аматэрасу не только над жизнями и судьбы людей, но также и над зерном и другими продуктами питания. Таким образом, он принял оценку, которую Хирата дал троим ками творения и повторно применил его к Окунинуши, по сути возвысив его до своего рода верховного божества. [ 21 ]
Поклонение
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( Август 2021 г. ) |
Буддийское божество Мёкен , которому поклонялись в Японии, по крайней мере, с VII века, в ранний современный период стало отождествляться с Амэ-но-Минакануси из-за связи Мёкена с Большой Медведицей и северной полярной звездой . Когда правительство Мэйдзи потребовало разделения буддизма и синтоизма , многие святыни, посвященные Мёкену, стали святынями Амэ-но-Минакануши. [ 5 ] Амэ-но-Минакануши также был одним из божеств-покровителей Института Тайкё ( 大教院 , Тайкёин ) , недолговечной правительственной организации, которая способствовала спонсируемому государством слиянию буддизма и синто после того, как более ранняя политика разделения была сочтена слишком спорный.
См. также
[ редактировать ]Аналоги Амэ-но-Минакануши в других культурах
- Хираньягарбха , индуистский аналог.
- Нефритовый император , китайский аналог.
- Ади Будда , буддийский аналог.
- Юаньши Тяньцзунь , даосский аналог.
- Ханыллим , корейский аналог.
- Онг Трой , вьетнамский аналог.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брин, Джон; Теувен, Марк, ред. (2013). Синтоизм в истории: пути ками . Рутледж. п. 48. ИСБН 9781136826979 .
- ^ Оомс, Герман (2009). Имперская политика и символика в древней Японии: династия Тэнму, 650–800 гг . Издательство Гавайского университета. п. 168. ИСБН 9780824832353 .
- ^ Филиппи, Дональд Л. (2015). Кодзики Издательство Принстонского университета. п. 457. ИСБН 978-1400878000 .
- ^ Перевод с Филиппи, Дональд Л. (2015). Кодзики Издательство Принстонского университета. п. 49. ИСБН 978-1400878000 . Имена (в оригинале записанные на старояпонском языке ) заменены на современные эквиваленты.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мори, Мизуэ. «Аменоминакануши» . Энциклопедия Синтоистского университета . Проверено 07 ноября 2020 г.
- ^ Астон, Уильям Джордж (1896). Wikisource . . Нихонги: Хроники Японии с древнейших времен до 697 года нашей эры . Кеган Пол, Trench, Trübner & Co. p. – через
- ^ Кадоя, Ацуши. «Амэюзурухиаменосагирикуниюзурухикуниносагири» . Энциклопедия Синтоистского университета . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кейзай Дзасши-ша, изд. (1898 г.) «Сэндай Кудзи Хонги, т. 1: Дзиндай Хонги», т. 7. Кейзай Дзасши-ша, стр. 173–178.
- ^ Jump up to: а б «Том 1 Джиндай Хонки, Джиндайкей Ки, Онмё Хонки» Современный перевод «Сэндай Кодзи Хонки» (HISASHI) Проверено 1 ноября 2020 г. .
- ^ «Список недавно выбранных фамилий и имен» Список клана 2 (Вторая глава / Камибецу)» . Лаборатория Китагава (на японском языке) . Проверено 4 ноября 2020 г. .
- ^ «Аме-но-Минакануши-но-Ками» . コトバンク(Котобанк) . Компания Асахи Симбун, VOYAGE MARKETING . Проверено 11 ноября 2020 г. .
- ^ Като, Генчи (2010). Исследование синтоизма: религия японской нации . Рутледж. стр. 28–30. ISBN 9781136903700 .
- ^ Кисинэ, Тошиюки (2009). «Аменоминакануши (I) в японской мифологии (1)» . Обзор литературы и гуманитарных наук Университета Фукуока 41 ( 1): 515–551.
- ^ Кисинэ, Тошиюки (2009). «Аменоминакануши в японской мифологии (2)» . Обзор литературы и гуманитарных наук Университета Фукуока 41 ( 2): 905–944.
- ^ Кониси, Дзинъити (2017). История японской литературы, Том 1: Архаика и древние века . Издательство Принстонского университета. стр. 170–173. ISBN 9781400886333 .
- ^ Каваи, Хаяо; Хори, Тадаши (1986). «Полый центр в мифологии Кодзики» . Обзор японской культуры и общества . 1 (1): 72–77. JSTOR 42800067 .
- ^ Каваи, Хаяо (1999). Полые структуры в глубоких слоях Японии (Тюку кодзо Нихон но синсо) .
- ^ Сайто, Хидеки (2012 Кодзики: загадочная 1300-летняя история [Кодзики: Фусиги на 1300 нэн ши] (на японском языке, Синджинбуцу Орайша).
- ^ Филиппи, Дональд Л. (2015). Кодзики Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 30–32. ISBN 978-1400878000 .
- ^ Хардакр, Хелен (2017). Синто: История . Издательство Оксфордского университета. стр. 169–171. ISBN 9780190621711 .
- ^ Jump up to: а б с д Сасаки, Киёси но Ками в период позднего Токугава, Кокугаку» . 2020 «Аменоминакануши - Проверено 7 ноября г.
Источники
[ редактировать ]- Джозеф Мицуо Китагава. О понимании японской религии . Издательство Принстонского университета, 1987. ISBN 0691102295
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия синтоизма
- Аменоминакануши в базе данных истории Японии .