Jump to content

Баба Яга

Баба-Яга, изображенная в «Сказках русского народа» (издании В. А. Гацука в Москве в 1894 г.)
Баба-Яга используется в качестве примера кириллической буквы Б в Александра Бенуа . букваре

Баба Яга — загадочный или неоднозначный персонаж славянского фольклора (или одна из трио одноименных сестер), исполняющий две противоположные роли. В одних мотивах она описывается как отвратительная или свирепого вида старуха, жарящая и пожирающая детей, а в других — милая старушка, выручающая героя. [1] Она часто ассоциируется с лесной дикой природой. Ее отличительные черты - летать в деревянной ступе , владеть пестиком и жить глубоко в лесу в хижине, стоящей на курьих ножках.

Этимология

[ редактировать ]

Вариации имени Баба-Яга встречаются во многих славянских языках . На сербском , хорватском , боснийском и болгарском языках « баба» означает «бабушка» или «старуха». В современном польском и русском языках баба / баба также является уничижительным синонимом слова «женщина», особенно старая, грязная или глупая. Как и другие термины родства в славянских языках, баба может использоваться и по-другому, возможно, в результате табу ; его можно применять к различным животным, природным явлениям и объектам, например грибам, пирожным или грушам. В Полесском регионе Украины ребенок во множественном числе может относиться к осенним поминкам. Этот элемент может появиться как средство придания блеска второму элементу, iaga , с знакомым компонентом или также может применяться как средство различения Бабы-Яги от мужского аналога. [2]

Яга более этимологически проблематична, и среди ученых не существует четкого консенсуса относительно ее значения. В XIX веке Александр Афанасьев предложил происхождение праславянского * ож и санскритского ахи («змей»). Эту этимологию исследовали ученые 20-го века. Родственные термины появляются в сербском и хорватском языках jeza («ужас», «содрогание», «холод»), словенском jeza («гнев»), древнечешском jězě («ведьма», «легендарное злое существо женского пола»), современном чешском jezinka ( «злая лесная нимфа», « дриада ») и польское jędza («ведьма», «злая женщина», «ярость»). Этот термин появляется в старославянском языке как jęza/jędza («болезнь»). В других индоевропейских языках элемент iaga связан с литовским engti («оскорблять (постоянно)», «принижать», «эксплуатировать»), древнеанглийским inca («сомнение», «беспокойство», «боль»). ) и древнескандинавский ekki («боль», «беспокойство»). [3]

Сертификаты

[ редактировать ]
Баба Яга и ее избушка, Иван Билибин

Владимир Пропп писал, что изображения Бабы-Яги, взятые из различных сказок, не создают целостного образа. [4]

Первое четкое упоминание о Бабе-Яге ( Яга-баба ) встречается в 1755 году в Михаила В. Ломоносова «Русской грамматике» [ ru ] . В грамматике Ломоносова Баба-Яга упоминается дважды среди других фигур, в основном принадлежащих славянской традиции. Второе из двух упоминаний встречается в списке славянских богов и существ рядом с их предполагаемым эквивалентом в римской мифологии (например, славянский бог Перун приравнивается к римскому богу Юпитеру ). Баба Яга, однако, появляется в третьем разделе без эквивалента, подчеркивая ее воспринимаемую уникальность даже в этом первом известном свидетельстве. [5]

В повествованиях с участием Бабы-Яги она демонстрирует ряд отличительных признаков: вертящуюся избушку на курьих ножках; и ступка, пестик и/или швабра или метла. Баба Яга может кататься на метле или, что наиболее узнаваемо, в ступе, заметая метлой свои следы. [1] Российский этнограф Андрей Топорков [ ru ] объясняет выбор Бабой Ягой инструментов многочисленными языческими ритуалами с участием женщин. Он предполагает, что пестик первой использовала Баба Яга, поскольку его можно использовать в качестве оружия (как такового, он использовался в ряде ритуалов), а ступка была добавлена ​​ассоциацией позже. [6]

Бабу Ягу часто называют Бабой Ягой костяной ногой («костлявая нога») или Бабой Ягой железными зубами («с железными зубами»). [7] а находясь внутри своего жилища, ее можно найти распростертой над печью, простирающейся из одного угла избы в другой. Баба-Яга может почувствовать и упомянуть русский дух («русский запах») тех, кто к ней приходит. Ее нос может упираться в потолок. Некоторые рассказчики могут сделать особый акцент на отталкивании ее носа, груди, ягодиц или вульвы. [8]

Баба-Яга Ивана Билибина в «Василисе Прекрасной» , 1900 год.

Иногда говорят, что Баба-Яга живет в Дальнем или Тридевятом царстве : «За тридевятью царствами, в тридесятом царстве, за огненной рекой живет Баба-Яга». [9] В некоторых сказках трио Бабы-Яги фигурируют как сестры, носящие одно и то же имя. Например, в версии «Царь-девицы», собранной в XIX веке Александром Афанасьевым , Иван, красивый купеческий сын, пробирается в дом одной из трех Бабы-Яги: [10]

Он шел дальше, прямо вперед... и наконец пришел к маленькой хижине; оно стояло в чистом поле, поворачиваясь на курьих ножках. Он вошел и нашел Бабу-Ягу Костяноногую. «Тьфу, тьфу, — сказала она, — русского запаха здесь никогда не слышали и не видели, а он пришел сам собой. По своей воле или по принуждению вы здесь, мой добрый юноша?» — Во многом по своей воле, а в два раза по принуждению! Знаешь ли ты, Баба-Яга, где находится трижды десятое царство? «Нет, не знаю», — сказала она и велела ему пойти к ее второй сестре; она может знать..

Иван Билибин , Баба-Яга, иллюстрация 1911 года из «Сказки о трех царских чудесах и об Ивашке, поповском сыне» (А. С. Рославлев)

Иван идет некоторое время, прежде чем натыкается на небольшую хижину, идентичную первой. Эта Баба-Яга комментирует и задает тот же вопрос, что и первая, и Иван задает тот же вопрос. Эта вторая Баба-Яга тоже не знает и направляет его к третьему, но говорит, что если она рассердится на него «и захочет сожрать тебя, возьми у нее три рога и попроси у нее разрешения трубить в них; в первый подуй тихо, второй громче, а третий еще громче». Иван благодарит ее и продолжает путь.

Пройдя некоторое время, Иван в конце концов находит поворачивающую в чистом поле избушку младшей из трех сестер на курьих ножках. Эта третья и самая младшая из Бабы-Яги делает то же самое о «русском запахе», прежде чем бежать точить зубы и сожрать Ивана. Иван умоляет ее дать ему три рога, и она так и делает. Первый он дует тише, второй громче, а третий еще громче. Из-за этого прилетают самые разные птицы и наводняют хижину. Одна из птиц — жар-птица , которая велит ему запрыгнуть ей на спину, иначе Баба-Яга съест его. Он так и делает, и Баба-Яга бросается на него и хватает жар-птицу за хвост. Жар-птица уходит вместе с Иваном, оставив Бабу-Ягу с горстью перьев жар-птицы.

В сборнике сказок Афанасьева Баба-Яга фигурирует также в «Бабе-Яге и Заморышке», «По велению князя Даниила», « Василисе Прекрасной », « Марье Морьевне », «Царствах меди, серебра и золота . » ] , « Морской царь и Василиса Мудрая », «Безногий рыцарь и слепой рыцарь» (английские названия из перевода Магнуса). [11]

Андреас Джонс описывает Бабу Ягу как «одну из самых запоминающихся и самобытных фигур восточноевропейского фольклора» и отмечает, что она «загадочна» и часто демонстрирует «поразительную двусмысленность». [12] Он характеризует Бабу-Ягу как «многогранную фигуру, способную вдохновить исследователей видеть в ней Облако, Луну, Смерть, Зиму, Змею, Птицу, Пеликана или Богиню Земли, тотемическую матриархальную прародительницу, женщину-посвятительницу, фаллическую мать или архетипическую богиню». изображение". [2]

Изображение на лубках

[ редактировать ]
«Яга-баба сражается с «Крокодилом».
Лубок «Яга-бабы», танцующий с лысым стариком на волынке.

Баба Яга появляется на различных лубках (единственном лубке ), гравюрах на дереве, популярных в России конца 17 - начала 18 веков. В некоторых случаях Баба Яга появляется верхом на свинье, идущей на битву с рептильным существом, называемым «крокодилом». Дмитрий Ровинский интерпретировал эту сцену как политическую пародию . Петр Великий преследовал старообрядцев , которые, в свою очередь, называли его крокодилом. Ровинский отмечает, что в некоторых лубках под крокодилом изображен корабль, что интерпретируется как намек на правление Петра Великого, а Баба Яга, одетая в финское платье («платье чухонка»), является намеком на жену Петра Великого Екатерину I , иногда насмешливо называли чухонкой («финская женщина»). Лубок, в котором Баба-Яга танцует с лысым мужчиной, играющим на волынке , был признан более веселым изображением семейной жизни Петра и Екатерины. [13] [14] Некоторые другие ученые [ ВОЗ? ] интерпретировали эти мотивы лубков как отражение представления о Бабе-Яге как о шаманке . «Крокодил» в этом случае будет представлять собой монстра, сражающегося с ведьмами, а гравюра будет чем-то вроде «культурного микса», который «демонстрирует интерес к шаманизму того времени». [15]

По словам Андреаса Джонса, «ни одна из этих двух интерпретаций существенно не меняет образ Бабы-Яги, знакомый по народным сказкам. Либо ее можно рассматривать как буквальную злую ведьму, к которой в этих гравюрах относятся несколько с юмором, либо как образную «ведьму», иностранная императрица. Как буквальное, так и переносное понимание Бабы-Яги задокументировано в девятнадцатом веке и, вероятно, существовало в то время, когда были сделаны эти гравюры». [15]

[ редактировать ]

Ежибаба [ cs ] — фигура, тесно связанная с Бабой Ягой, встречается в фольклоре западнославянских народов . Эти две фигуры могут происходить от общей фигуры, известной в средние века или раньше; обе фигуры одинаково неоднозначны по своему характеру, но различаются по внешнему виду и различным типам сказок, в которых они встречаются. Остаются вопросы относительно ограниченной славянской территории — восточнославянских народов, Словакии и чешских земель , — на которой записаны упоминания о Ежибабе. [16] Ендза [ pl ] , еще одна фигура, связанная с Бабой Ягой, появляется в польском фольклоре. [17]

Сходство Бабы-Яги с другими существами фольклора может быть связано как с прямым родством, так и с культурным контактом восточных славян с другими окружающими народами. [ нужна ссылка ] В Центральной и Восточной Европе к этим фигурам относятся болгарская горска майка (Горска майка, «Мать леса», также название цветка ); венгерская vasorrú bába («Акушерка с железным носом»), сербская Баба Коризма , Гвоздензуба («Железный зуб»), Баба Рога (используется для пугания детей в Боснии , Хорватии , Черногории , Северной Македонии и Сербии ), Шумска майка ( «Мать леса») и бабица; и словенские яга баба или ежибаба , Пехта или Пехтра баба и кватрна баба или кватрница . В румынском фольклоре сходство было выявлено у нескольких фигур, в том числе у Мамы Падурии («Мать леса») или Бабы Клоанты, называющей нос птичьим клювом. В соседней германской Европе наблюдались сходства между альпийской перхтой и холдой или холле в фольклоре Центральной и Северной Германии и швейцарскими хлунгерами . [18]

Некоторые ученые предполагают, что на концепцию Бабы-Яги повлияли контакты восточнославян с финно-угорскими и сибирскими народами . « Избушка на курьих ножках в глубине леса» явно напоминает избушки, возведенные на одной или нескольких сваях с использованием в качестве ходулей пня с корнями, широко используемые финно-угорскими народами и встречающиеся также не в деревнях, а в лесах. Пни с корнями можно выкорчевать и уложить на новом месте, как в примере, представленном в Скансене, или в земле, где они были срублены. Как и избушка Бабы-Яги, они обычно тесноваты для человека, хотя в отличие от домика Бабы-Яги не ходят активно, а также не содержат печи, предназначаясь для хранения, а не для проживания. [19] В карельском Сёятаре есть некоторые черты Бабы-Яги, но только отрицательные, тогда как в других карельских сказках полезные роли, родственные Бабе-Яге, может выполнять персонаж по имени акка («старуха»). [20]

Адаптации

[ редактировать ]

В сюите Мусоргского 1874 года «Картинки с выставки» есть часть под названием «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)». Рок -адаптация этого произведения, записанная английской прогрессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer, включает двухчастный трек «The Hut of Baba Yaga», прерываемый «The Curse of Baba Yaga» (части с 8 по 10). [21] Анимационные фрагменты, рассказывающие историю Бабы-Яги, были использованы в документальном фильме 2014 года «Победа ведьмы Бабы-Яги» , снятом американским режиссером Джессикой Орек . [22] Первый роман Дженны Роуз Нетеркотт «Чертополох » «переосмысливает Бабу Ягу как еврейскую женщину, жившую в восточноевропейском местечке в 1919 году, во времена гражданской войны и погромов ». [23] Софи Андерсон Книга «Дом с куриными ножками» , получившая различные похвалы, [24] [25] [26] [27] В фильме представлена ​​Маринка, внучка Бабы Яги. Здесь «Яга» — это не имя, а титул хранительницы, ведущей умерших в загробный мир, и к этой роли готовят Маринку. Яги предстают добрыми и доброжелательными. [28] [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б  «Баба-яга» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке). 1906.
  2. ^ Перейти обратно: а б Джонс 2004 , с. 9.
  3. ^ Джонс 2004 , с. 10.
  4. ^ *А.А. Орлова, Ю.С. Обидина, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ САТИРЫ В РОССИИ XVIII ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА БАБЫ-ЯГИ) (Visualization of Social Satire in 18th Century Russia (On the Example of the Image of Baba-Yaga)) citing: Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000, p. 36
  5. ^ Джонс 2004 , с. 12.
  6. ^ Andrey Toporkov, "Откуда у Бабы-Яги ступа?" ["Where Did Baba Yaga Get the Mortar?]
  7. ^ «Баба Яга – русские сказки Старого Петра» . 1916.
  8. ^ Джонс 1998 , с. 21.
  9. ^ Афанасьев, Александр, изд. (1907). «Марья Моревна» . Русская книга сказок   . Нью-Йорк: Кроуэлл – через Wikisource .
  10. ^ Афанасьев 1973 , с. 231.
  11. ^ Афанасьев 1916 , с. .xiii–xv.
  12. ^ Джонс 2004 , с. 1–3.
  13. ^ Русские народные картинки: в 2-х томах. Т. 1 / Собрал и описал Д.А. Ровинский; посмертный трудпечатан под наблюдением Н.П. Собко. СПб.: Издание Р. Голике, 1900. 368 с
  14. ^ Джонс 2004 , с. 15.
  15. ^ Перейти обратно: а б Джонс 2004 , стр. 15–16.
  16. ^ Джонс 2004 , с. 61–66.
  17. ^ Хаббс 1993 , с. 40.
  18. ^ Джонс 2004 , стр. 68–84.
  19. ^ Джонс 2004 , с. 61.
  20. ^ Джонс 2004 , стр. 80–82.
  21. ^ "Эмерсон, Лейк и Палмер - Картинки с выставки" , AllMusic , получено 27 марта 2023 г.
  22. ^ Хоад, Фил (29 сентября 2016 г.). Рецензия на «Победу ведьмы Бабы Яги – документальный фильм о чарующей природе» . Хранитель . Guardian News & Media Limited . Проверено 13 сентября 2022 г.
  23. ^ Ю, Мэллори (8 октября 2022 г.). «ДженнаРоуз Незеркотт использует фольклор, чтобы исследовать болезненную и личную историю» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 29 сентября 2023 г.
  24. ^ «Дом с куриными ножками» Софи Андерсон . Младшая библиотечная гильдия . Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
  25. ^ «Дом с куриными ножками (в мягкой обложке)» . Водяные камни . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
  26. ^ Уильямс, Имоджен Рассел (26 мая 2018 г.). «Сводка новостей для детей и подростков: лучшие новые книжки с картинками и романы» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
  27. ^ Читатели Guardian (20 декабря 2018 г.). « Поистине гениально от корки до корки»: ваши любимые книги 2018 года» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
  28. ^ «Дом с куриными ножками» , рецензия на книгу на Goodreads .
  29. ^ «Дом с куриными ножками» , рецензия на книгу в Kirkus Reviews .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 141014d1988b4d382cc48e05b759f919__1722089160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/19/141014d1988b4d382cc48e05b759f919.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baba Yaga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)