Jump to content

Гроза-богатырь, Иван Коровий сын

" Storm-Bogatyr, Ivan the Cow's Son " ( Russian : Буря-богатырь Иван коровий сын ) is a Russian fairy tale ( skazka ) #136 collected by Alexander Afanasyev in Narodnye russkie skazki , categorized as Aarne-Thompson type 300 A and 519.

« Взрывной богатырь Иван Коровий сын » или « Иван Коровий сын » — альтернативные английские названия, данные другими переводчиками.

Общая информация

[ редактировать ]

" Burya-Bogatyr Ivan-Korovich syn " ( Буря-богатырь Иван коровий сын ) is tale #136 in Alexander Afanasyev's mid-19th-century collection Narodnye russkie skazki [ 1 ] («Русские народные сказки»). Встречается как сказка № 136 «Буря-богатырь, Иван Коровий сын» в полном переводе Джека В. Хейни (2014). [ 2 ] Среди других переводов - «Взрывной богатырь Иван Коровий сын» в двуязычном издании Сергея Левчина (2014 г.), [ 3 ] и «Иван Коровий сын» в переводе Норберта Гутермана (1946). [ 4 ]

Сказка относится к категории АТ- сказок типа 300 А и 519. [ 2 ] Записано в Оренбургской губернии в эпоху Российской империи. [ 2 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]
Рождение трех Иванов

Повесть начинается с объяснения того, как в один день родились три Ивана: главный герой, сын коровы, князь и сын служанки.

Король иностранного королевства обратился ко всему миру с просьбой помочь любому, кто сможет сделать его бездетную королеву беременной. Некий крестьянский сын по наставлению старой мудрой ведьмы подарил королю золотокрылую щуку ( щука злато крылая ), пойманную в сеть возле дворца. В тот день корова, которая пила помои из рыбы, которую чистили повара, служанка, которая пробовала рыбу, неся блюдо, и царица, которой подали блюдо, зачали ребенка. [ 1 ] [ 3 ] [ 2 ] Три женщины родили одновременно и в один день родили Ивана-коровьего сына, Ивана-царевича-царевича и Ивана-служанки. Все трое выросли со скоростью, превышающей норму.

Три Ивана в пути

Достигнув совершеннолетия, трое Иванов просят царя отпустить их в путешествие посмотреть мир. Они устраивают соревнование по подбрасыванию стеклянного шарика высоко в воздух, чтобы выбрать среди них того, кого следует считать «старшим». Победит Иван-Коровий сын по прозвищу Буря-Богатырь. Принц предлагает матч-реванш, соревнуясь в том, кто сможет заставить рептилию (змею) Черного моря перестать кудахтать. [ а ] [ 2 ] но никакие крики двух других Иванов не тревожат существо, и только Гроза-Богатырь заставил его бежать своими криками и метаниями палок. Двое других Иванов недовольны результатом и расходятся, продолжая путь самостоятельно.

Гроза-богатырь докладывает царю и наказана

Гроза-богатырь возвращается в царство одна и брошена в крепость, оставленная голодной без еды на три дня. Он требует объяснений по поводу жестокого обращения с ним, поскольку он не сделал ничего плохого, угрожая снести стены. Царь приходит к нему лично, и Иван уверяет его, что два других сына живы и здоровы, но продолжили свой путь сами по себе в месте, где из Черного моря появляются три змеи с шестью, девятью и двенадцатью головами. Гроза-богатырь заявляет, что только он способен их выследить, и по просьбе короля отправляется в погоню, вооружившись своей боевой дубиной и волшебным мечом ( Меч Кладенец , хотя в сказке этот меч не играет большой роли) . [ 5 ]

Шторм-Богатырь побеждает трёх водяных драконов

Буря-богатырь догоняет своих братьев у Калинского моста. [ 2 ] («пылающий мост», [ 6 ] «мост из белого орешника» [ 7 ] ). Столб отмечен предупреждающим знаком о том, что три змеи («змеи» или «драконы»). в этом месте, как известно, появляются [ 3 ] В ночь, когда должен был появиться шестиглавый змей , бросали жребий, кто будет стоять на страже. Хоть и выбран Иван-девиный сын, но он спит всю ночь, и именно Гроза-Богатырь противостоит шестиголовому Чудо-Юдо [ ru ] [ 9 ] [ 2 ] (или «морское чудовище» [ 2 ] ), который появляется из воды. Чудовище вызывает своего коня Сивко-Бурко ( Сивко-бурко ). [ 2 ] или «Серый», [ 3 ] который спотыкается, узнав запах своего врага, Бури-Богатыря. Начинается бой, и герой уничтожает своего противника, сбивая ему по три головы за каждый ход. Все головы он прячет под мостом, а труп разрезает и топит в Черном море. Он возвращается в их избу и привязывает пойманную лошадь к Ивану Девичьему сыну, который просыпается утром и воображает, что лошадь — это божий дар ему.

На вторую ночь действие повторяется с появлением девятиголового монстра. Буря-богатырь отдает Ивану-царевичу пленного коня, тоже называемого Сивко-Бурко, но лучше предыдущего. На третью ночь Гроза-богатырь готовится к тяжелому бою, прося братьев быть начеку и прийти ему на помощь, когда появится признак того, что ему угрожает опасность (свеча пошатнется, а с висящего полотенца закапает кровь). блюдо). Это генеральная битва с двенадцатиглавым. Отрубив ему шесть голов, [ б ] эти двое борются друг с другом до изнеможения, пока, наконец, герой не отрубает еще три головы, но его дубинка сломана. Затем он бросает свои ботинки, чтобы предупредить своих братьев, но они не просыпаются. Затем он швыряет сломанную дубину, в результате чего две захваченные лошади прибывают и сбивают двенадцатиглавого Чудо-Юдо с лошади, после чего Буря-Богатырь отрубает оставшиеся головы. [ с ]

Жены драконов замышляют месть

Братья три дня не могли найти следа Бури-Богатыря и решают повернуть назад. Затем появляется Гроза-богатырь, упрекает их в том, что они так неблагодарно пытались его бросить, но прощает. Перед уходом Гроза-богатырь решает вернуться в избушку, где они ночевали («избушка на курьих ножках»), и превращается в муху, чтобы подслушать ее истинных обитательниц, Бабу-Ягу , мать монстры и три ее невестки, вышедшие за них замуж. Дочери произносят каждый свой план: превратиться в луг с колодцем и грядкой, в фруктовый сад, полный фруктов, и в старую хижину, чтобы, когда братья захотят искать передышки, их разнесло на куски, как маковые семена. . [ д ]

Когда встречаются луг и колодец, фруктовый сад и старая изба, подозрительно неуместные среди степей и пустыни, братья заманиваются отдохнуть там или полакомиться плодами. Но Гроза-Богатырь, вооружившись предвидением, предостерегает своих братьев, и бьет и режет колодец на лугу, деревья в садах и избу (колодец и избушка кровоточат, выдавая себя превращениям). Братья недовольны тем, что им отказывают в угощении, и снова расходятся на развилке дорог .

Баба-Яга превращается в пожирающую свинью

Баба-Яга превращается в свинью и пожирает двух сбившихся с пути братьев. Но Гроза-Богатырь, подслушавший ее планы, готовится к ее нападению на деревню, в которую он вошел, нанимая двенадцать кузнецов, чтобы укрепить свою кузницу железной пластиной. Когда она приходит с требованием к кузнецам выдать Бурю-Богатыря, они предлагают ей высунуть язык, чтобы вырвать его. Когда она доверчиво это делает, Иван зажимает ей язык раскаленными докрасна щипцами , а кузнецы и богатырь бьют свинью железными прутьями, пока у нее не сломаются все ребра. Она умоляет о пощаде и извергает двух Иванов, но герой разбивает ее на куски.

Богатырь выигрывает индийскую принцессу для Ивана-царевича

Трое богатырей прибывают в королевство в Индии, и Гроза-богатырь предъявляет его королю ультиматум, требуя, чтобы он выдал свою царевну замуж за Ивана-царевича или послал армию для сопротивления. Буря-богатырь своим ковшом уничтожает войско, и король вынужден выдать царевну замуж. Во время банкета принцесса превращается в голубя. [ и ] и навещает своего дедушку с золотыми волосами и серебряной бородой, который выходит из моря. Она просит его вырвать для нее три волоска, которые она покажет Ивану-царевичу, чтобы тот угадал, откуда взялась «трава», как условие ее выхода за него замуж. Но поскольку Буря-Богатырь следил за ней в облике сокола, Иван способен ответить правильно. [ ж ] Индийская принцесса в брачную ночь пытается задушить Ивана подушкой, но Гроза-Богатырь подменил себя и бьет ее железным, медным и оловянным прутом, пока они не сломаются, и царевна подчиняется, обещая никогда не делать этого. такие попытки снова. Гроза-богатырь желает теперь счастья Ивану-царевичу и его жене и просит никогда его не забывать.

Магические элементы

[ редактировать ]

Рядом с местом появления трех монстров трое братьев обнаруживают «избушку на курьих ножках» с петушиной головой, вход которой обращен в другую сторону, в сторону леса, но которая разворачивается и впускает их после декламации Бури-Богатыря. короткое заклинание. Внутри хижины стол был накрыт с едой и питьем, а там была готова постель, на которой можно было спать. [ 10 ] «Избушка на курьих ножках» известна как жилище Бабы -Яги в русских сказках. [ 11 ] После битвы с двенадцатиглавым чудовищем избушка разбивается на куски, но по команде Грозы-Богатыря восстанавливается в исходное состояние. [ 12 ]

Буря-Богатырь также совершает таинственный ритуал, во время которого он ходит вверх и вниз по мосту, постукивая по нему тростью, пока не появится маленький кувшин (или кувшинка) и не начнет танцевать; Затем он плюет на это и разбивает, в результате чего тут же появляется Чудо-Юдо. [ 13 ]

У нескольких персонажей проявляется способность трансформироваться, в том числе и у героя (который превращается в муху и сокола). Один исследователь называет превращение Бабы-Яги в свинью (кабана) «одним из древнейших аватар Богини подземного мира». [ г ] и трансформации ее невесток как олицетворение тем жизни и смерти. [ 14 ]

«Калинов мост»

According to Russian scholarship, similar stories are attested in the East Slavic tale corpus, under the classification 300A*, "Возвращение змееборцем похищенных змеем небесных светил" ("Returning the celestial lights stolen by a serpent"). [ 15 ] Российский ученый Лев Бараг, обновивший этот классификационный индекс в 1979 году, отметил, что история восстановления небесных светил привела к восточнославянскому типу 300А «Бой на Калиновом мосту». [ 16 ] последний эпизод которого - убийство ведьмы с помощью кузнеца. [ 17 ] По мнению русской науки и фольклористов, этот Калинов мост [ быть ; Великобритания ; ru ] появляется в восточнославянском фольклоре как пограничное пространство , поскольку мост пересекает болото или огненную реку Смородина [ ru ; uk ] , и на нем герой сражается со злым злодеем (например, Чудо-Юдо , Змей Горыныч ). [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

Имя «Калинов» интерпретировалось по-разному: «пылающий», «раскаленный», «пылающий». [ 21 ] что касается того, что он сделан из железа; или «вид дерева или цветка», например, калина ( калина ). [ 22 ]

«распространены» истории о борьбе героя со злодеем на мосту По мнению профессора Джека В. Хейни, в восточнославянском языке . [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ гад "рептилия"; клохтать «издавать прерывистые звуки, как куры» (кудахтать).
  2. В какой-то момент Гроза-Богатырь падает на землю, но протестует, что его нельзя бить, находясь на земле по заранее согласованным правилам боя, и монстр воздерживается. Сразу после этого Буря-Богатырь заставил полететь три головы, как кочаны капусты.
  3. Буря-богатырь, очевидно, все время сражался пешим, поскольку во время битвы он описан как бегущий.
  4. Буря-богатырь вернулся в избу под предлогом того, что забыл в избе кнут. Прежде чем присоединиться к своим братьям, он делает импровизированный кнут, привязывая к ветке небольшой кусок лыка ( мочалочка , уменьшительное от мочало , веревка, сделанная из коры липы и т. д.), чтобы показать им кнут, который, как он утверждает, у него есть. забыл.
  5. ^ голубка .
  6. На самом деле Иван не ответил устно, а показал царевне голову ее деда, которую Буря-Богатырь оторвал и унес обратно. Но он с помощью магии возвращает голову обратно в тело, и принцесса может подтвердить, что ее дедушка снова жив.
  7. ^ Приведенные примеры относятся не к Богине, а к ее супругам, связанным с кабаном ( Аттис , Адонис , Осирис , Одиссей и сэр Гавейн ).
  1. ^ Jump up to: а б  Russian Wikisource has original text related to this article: Буря-богатырь Иван коровий сын
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хейни, Джек В., изд. (2014). «136. Гроза-богатырь, Иван Коровий сын». Полное собрание народных сказок А. Н. Афанасьева . Том. 1. Перевод Хейни, Джека В. Университета. Пресса Миссисипи. стр. 401–414. ISBN  9781626743151 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Левчин, Сергей, изд. (2014). «Взрывной богатырь Иван Коровий сын». Русские народные сказки из сборника А. Афанасьева: Двуязычная книга . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. стр. 153–179. ISBN  9780486782980 .
  4. ^ Гутерман, Норберт , изд. (1946). Иван Коровий сын . Александр Алексеев (иллюстрация). Джордж Рутледж и сыновья. стр. 234–249.
  5. ^ Левчин (2014) , с. 157, примечание 36.
  6. ^ Левчин (2014) , с. 159, примечание 37.
  7. ^ Гутерман (1946) , с. 238.
  8. ^ Левчин (2014) , с. 161, примечание 39
  9. ^ Хотя некоторые переводчики принимают это слово как имя собственное «Чудо-Юдо», [ 2 ] один переводчик интерпретирует это слово как эквивалент чудовише ( чудовище ) «монстр», к которому добавлен бессмысленный рифмующийся суффикс -iudo . [ 8 ]
  10. ^ Левчин (2014) , с. 159.
  11. ^ Джонс, Андреас (2004). Баба Яга: неоднозначная мать и ведьма русского фольклора . Питер Лэнг. стр. 28 и пассим. ISBN  9780820467696 .
  12. ^ Левчин (2014) , с. 167.
  13. ^ Левчин (2014) , с. 161, прим. 38 , хотя кувшинчик — уменьшительное от «кувшин», он цитирует словарь Ефремовой, который предполагает, что это слово может быть вариантом кувшинка «кувшинка».
  14. ^ Смит, Эванс Лансинг (1997). Путешествие героя в литературе: притчи о поэзии . Университетское издательство Америки. стр. 253–254. ISBN  9780761805090 .
  15. ^ Е.и, Лутовинова (2018). "Тематические группы сюжетов русских народных волшебных сказок" . Педагогическое искусство (2): 62–68.
  16. ^ Маранда, Пьер. Советская структурная фольклористика. Том. 1 . Вальтер де Грюйтер, 2012. с. 137. ISBN   9783110828047 .
  17. ^ Barag, Lev. "Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка". Leningrad: НАУКА, 1979. pp. 104-105.
  18. ^ Матич, Ольга. Петербург/Петербург: Роман и город, 1900–1921 . Университет Висконсина Пресс, 2010. с. 225. ISBN   9780299236038 .
  19. ^ В.м, Русаков (2019). "Врата" . Дискурс-Пи . 16 (1 (34)): 111–119.
  20. ^ Е.о, Акишина; Н.и, Мартишина (2016). "Мост как мифологема и философская метафора" . Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования . 4 (13): 10–14.
  21. ^ Е.о, Акишина; Н.и, Мартишина (2016). "Мост как мифологема и философская метафора" . Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования . 4 (13): 10–14.
  22. ^ Левчин, Сергей, изд. (2014). «Взрывной богатырь Иван Коровий сын». В кн.: Русские народные сказки из сборника А. Афанасьева: Двуязычная книга . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. стр. 159 (сноска № 37).
  23. ^ Хейни, Джек В. (2014). Полное собрание народных сказок А. Н. Афанасьева: Том I. Университетское издательство Миссисипи. ISBN  978-1-62674-054-9 . проекта МУЗА  Книга 35450 . [ нужна страница ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 730224c35505bdf98537271218107e49__1710965700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/49/730224c35505bdf98537271218107e49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Storm-Bogatyr, Ivan the Cow's Son - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)