Дьявол
Дьявол или Вампир [ 1 ] ( русский : Упырь Упырь ) — русская сказка , собранная Александром Афанасьевым под его номером 363. [ 2 ] Сказку перевел и опубликовал Уильям Ралстон Шедден-Ральстон . [ 3 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Молодая женщина по имени Маруся отправляется на пир, где знакомится с добрым, красивым и, видимо, богатым мужчиной. Они влюбляются друг в друга, и Маруся соглашается выйти за него замуж. Она также соглашается с указанием матери следовать за мальчиком, чтобы узнать, где он живет и узнать больше о нем. Она следует за ним в церковь, где видит, как он ест труп. Позже демон спрашивает ее, видела ли она его в церкви. Когда Маруся отрицает, что следила за ним, он говорит ей, что ее отец умрет на следующий день. После этого он постоянно задает этот вопрос и с каждым отрицанием приводит к смерти еще одного члена ее семьи. Наконец он говорит ей, что она сама умрет. В этот момент Маруся спрашивает бабушку, что делать. Бабушка объясняет, как Маруся может вернуться к жизни после смерти (при условии, что после этого она не сможет войти в церковь). Вернувшись к жизни, она встречает хорошего человека, за которого выходит замуж, однако ему не нравится тот факт, что она не пойдет в церковь, и в конце концов он заставляет ее это сделать. Таким образом, Дьявол обнаруживает, что она жива, и убивает ее мужа и сына, но с помощью бабушки воду жизни и святую воду она приносит им обратно и убивает демона.
Анализ
[ редактировать ]Тип сказки
[ редактировать ]сказка классифицируется В Индексе Аарне-Томпсона-Утера как сказка типа ATU 363, «Вампир» или «Пожиратель трупов». [ 4 ] [ 5 ] в то время как в Классификации восточнославянских народных сказок ( русский : СУС , латинизированный : SUS ) он индексируется как тип SUS 363, русский : Жених-упыръ , латинизированный : Жених-упыр , букв. «Жених-вампир». [ 6 ] Эти истории о девушке, которая выходит замуж за загадочного мужчину. По пути домой они останавливаются у церкви, и мужчина входит в нее. Обеспокоенная его долгим отсутствием, женщина следует за ним и видит, как он пожирает труп. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Оригинальное название сказки « Упырь » — слово , означающее « вампир » на славянских языках . [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]Стипендия утверждает, что этот сказочный тип появляется в Европе и Турции. В турецких вариантах героиня в конце концов побеждает дервиша. [ 11 ] в то время как в Европе судьба героини может различаться в зависимости от региона (скандинавский и прибалтийский вариант, западнославянский и украинский). [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейни, Джек В. Полное собрание сказок А. Н. Афанасьева. Том III. Джексон: Университетское издательство Миссисипи. 2021. стр. 93-98.
- ^ Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Том 3. Лит. памятники. М.: Наука, 1984—1985.
- ^ Ралстон, Уильям Ралстон Шедден. Русские народные сказки . Нью-Йорк: Р. Уортингтон, 1878. стр. 24–31.
- ^ Аарне, Антти; Томпсон, Стит. Виды народной сказки: классификация и библиография . Стипендиаты по фольклору FFC no. 184. Хельсинки: Academia Scientiarum Fennica, 1961. стр. 126–127.
- ^ Утер, Ханс-Йорг (2004). Типы международных сказок: классификация и библиография на основе системы Антти Аарне и Стита Томпсона . Финская академия наук, Academia Scientiarum Fennica. стр. 228. ISBN 978-951-41-0963-8 .
- ^ Barag, Lev. "Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка". Leningrad: НАУКА, 1979. p. 125.
- ^ Томпсон, Стит (1977). Народная сказка . Издательство Калифорнийского университета. стр. 40-41. ISBN 0-520-03537-2
- ^ Павелкова, Марта. «Антропофагия как часть международной мифологии и фольклора» [Антропофагия как часть международной мифологии и фольклора]. В: Studia Ethnologica Pragensia 2018, Vol. 2. Карлов университет в Праге, факультет искусств, издательство. стр. 151-163.
- ^ Хейни, Джек В. Полное собрание сказок А. Н. Афанасьева. Том III. Джексон: Университетское издательство Миссисипи. 2021. с. 536.
- ^ Андерсен, Хеннинг. 2021. «Пиде. *peh2ur 'огонь'. Две славянские этимологии». В: Slovenski Jezik [Словенские лингвистические исследования] 13 (октябрь). Любляна, Словения. стр. 11-12. https://doi.org/10.3986/sjsls.13.1.01 .
- ^ Эберхард, Вольфрам ; Боратав, Пертев Наилы (1953). Виды турецких народных сказок (на немецком языке). Висбаден: Штайнер. стр. 163–165. дои : 10.25673/36433 .
- ^ Костюхин Е.А. 1998. «Волшебные сказки, которые плохо кончаются». ФОЛЬКЛОРИКА - Журнал Славянской, Восточноевропейской и Евразийской фольклорной ассоциации 3 (2): 9. https://doi.org/10.17161/folklorica.v3i2.3670 .