Призрак
![]() Иллюстрация Фантома | |
Группировка | Легендарные существа мужского пола |
---|---|
Фольклор | Славянское язычество |
Впервые засвидетельствовано | В фольклоре |
Другое имя (а) | Ukrainian : Упир |


Upiór (Tatar language: Убыр (Ubır) , Turkish: Ubır, Obur, Obır, (modern Belarusian: вупыр ( vupyr ), Bulgarian: въпир ( văpir ), Serbian: вампир ( vampir ), Czech and Slovak: upír , Polish: upiór , wupi , Russian: упырь ( upyr' ), Ukrainian: упир ( upyr ), from Old East Slavic : упирь ( upir' )) is a demonic being from Slavic and Turkic folklore, a prototype of the vampire . [ 1 ] Предполагается, что вера в убир ( упиор ) распространилась по евразийским степям посредством миграций кипчако - половцев , зародившись в регионах, окружающих реку Волга (Итиль) и в понтийских степях . Современное слово «вампир» происходит от старославянского языка и тюркской формы онпыр (онпыр) с добавлением звука «в» перед большой носовой гласной (он), характерной для древнеболгарского языка, о чем свидетельствует традиционная болгарская форма. впир (впир). (другие названия: онпырь, вопир, впир, упир, уперз.) [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]![]() | В этом разделе должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( ноябрь 2021 г. ) |
Точная этимология неясна. Среди предложенных протославянских форм — ?pyрь и ?piрь . [ 3 ] Другая, менее распространенная теория, состоит в том, что славянские языки заимствовали это слово из тюркского термина, обозначающего Убир или Убар , « ведьма , вампир , хортдан ». [ 4 ] Чешский лингвист Вацлав Мачек предлагает словацкий глагол vrepiť sa («прилипать, втыкать») или его гипотетическую анаграмму vperiť sa (по-чешски архаичный глагол vpeřit означает «сильно втыкать») в качестве этимологической основы и, таким образом, переводит upír. [ какой это язык? ] как «тот, кто толкает, кусает». [ 5 ]
Раннее использование древнего восточнославянского слова встречается в антиязыческом трактате «Слово святого Григория» , датируемом по разным временам XI–XIII веками, где о языческом поклонении упыри . сообщается [ 6 ] [ 7 ]
Термин упиор ( upir – праславянский язык * ϫpir , OCS ϫpyrь/ѫпырь ) был введен в англоязычную культуру как «вампир», упомянутый лордом Байроном в «Гиауре» в 1813 году, описанный Джоном Уильямом Полидори в « The Giaour» . Вампир » в 1819 году и популяризированный « » Брэма Стокера Дракулой . С развитием массовой культуры он вернулся как «вампир», узнаваемый в литературе и кино. [ 8 ] В славянской народной культуре упиор имеет черты, которые сильно присутствуют в стржиге , [ 9 ] и поэтому Адам Мицкевич предположил, что upiór произошел от древнеримского и греческого strix . [ 10 ] На Украине (например, в Чигиринском уезде термин мартвец . ) для обозначения упиора использовался [ 11 ]
В славянской культуре
[ редактировать ]Распространенные славянские верования указывают на резкое различие между душой и телом. Душа не считается тленной. Славяне верили, что после смерти душа выйдет из тела и в течение 40 дней скитается по окрестностям и месту работы, прежде чем отправиться в вечную загробную жизнь. Так, славяне-язычники считали необходимым оставлять в доме окно или дверь открытой, чтобы душа могла пройти на досуге. Считалось, что в это время душа имела возможность снова войти в труп умершего. Подобно духам, упомянутым ранее, уходящая душа могла либо благословить, либо нанести ущерб своей семье и соседям в течение 40 дней своего ухода. После смерти человека большое внимание уделялось правильным погребальным обрядам , чтобы обеспечить чистоту и покой души при ее отделении от тела. Смерть некрещеного ребенка, насильственная или преждевременная смерть или смерть тяжкого грешника (например, колдуна или убийцы) были основаниями для того, чтобы душа стала нечистой после смерти. Душа также могла стать нечистой, если ее тело не было надлежащим образом погребено. С другой стороны, тело, не похороненное должным образом, может быть подвержено одержимости другими нечистыми душами и духами. Славяне боялись нечистых душ из-за их способности мстить. [ 12 ]
Из этих глубоких верований, касающихся смерти и души, происходит изобретение славянской концепции Убира . Вампир – это проявление нечистого духа, обладающего разлагающимся телом. Этому существу-нежити для поддержания существования своего тела нужна кровь живых, и оно считается мстительным и ревнивым по отношению к живым. Хотя эта концепция вампира существует в несколько разных формах в славянских странах и некоторых из их неславянских соседей, можно проследить развитие веры в вампиров до славянского спиритуализма, предшествовавшего христианству в славянских регионах.
Народные поверья
[ редактировать ]Происхождение, появление и деятельность упиора
[ редактировать ]
Упиор — человек, проклятый перед смертью. [ 13 ] человек, который внезапно умер, или тот, чей труп был осквернен. Среди других источников были мертвец, на которого прыгнуло животное, жертвы-самоубийцы, [ 13 ] [ 14 ] ведьмы, некрещеные дети и те, кого убил другой упиор. [ 15 ] [ 16 ]
Считалось, что те, кто физически отличался от других в сообществе, были потенциальными кандидатами на повышение: рыжеволосые, левши, хромые, однобровные , с двойным набором зубов. [ 17 ] или с серой отметиной на спине [ 18 ] и религиозно «другие» (например, лютеране в католических общинах). [ 8 ] Подозрительные черты среди живых также включали хождение при лунном свете, большую голову, отсутствие волос под мышками или на лобке. [ 19 ]
Многие из этих идей воспроизведены в легендах и этнографических записях стржигов . [ 17 ] а упиоров часто описывают как имеющих два сердца и две души, как и стржиг . [ 18 ]
Женщины, умершие во время или после родов, были особенно уязвимы для трансформации. Были опасения, что они вернутся к осиротевшему ребенку в качестве упиоров, чтобы кормить его по ночам. Вот почему в Силезии , например, умерших при родах хоронили на краю кладбища , возле стены. [ 20 ]
Отсутствие трупного окоченения , покрасневшее лицо или кровь под ногтями были признаками того, что умерший человек мог стать упиором/вомпером. Признаками его проступков среди членов семьи или соседей могут быть усталость , бледность, потливость или повторяющиеся кошмары . [ 8 ] [ 13 ] Упиор мог преследовать свою семью, если семья сожгла фотографию или портрет умершего. [ 14 ] Упиором мог стать и умерший, похороненный в старой рубашке. [ 20 ]
Один из способов распознать упиора заключался в том, чтобы невинный ребенок поехал на лошади на кладбище и указал на могилу упиора. [ 18 ] Вечером в зеркале можно было увидеть упиор, поэтому в Серадзском районе люди не смотрелись в зеркала после наступления сумерек. [ 20 ]
Упиоры приходили ночью, неся головы на руках или, если голова не была оторвана, со светящимися «волчьими» глазами. [ 21 ] [ 11 ] Некоторые из них создавали угрозу в дневное время, взбираясь на колокольни и убивая всех, кто слышал их крик. [ 16 ]
Упиоры пили человеческую кровь и использовали свою сверхчеловеческую силу, чтобы разрывать своих жертв в клочья. Они также могли убить своим дыханием или криками. [ 16 ] Они беспокоили людей по ночам, заставляя их задыхаться или ходить во сне. Были заявления о том, что мужья и жены стали упиорами и навещали овдовевшего супруга после смерти. Они выполняли работу по дому, которую выполняли при жизни, а иногда и беспокоили семью. [ 11 ] [ 8 ]
В эпидемиях скота и людей часто обвиняли ведьм или упиоров, в результате чего общины обвиняли и линчевали невинных людей. [ 10 ]
Средства защиты от упиоров
[ редактировать ]Говорили, что мертвых следует выносить из дома через специальный выход или отверстие, потому что, если их выносить через главную дверь, они могут стать упиорами. [ 14 ]
Мертвым людям, считавшимся упиорами, перед захоронением в рот клали головки чеснока, кирпичи или железные куски. [ 20 ] В их гробы клали ветки шиповника, боярышника или терновника. Гробы были посыпаны маком, поэтому упиорам предстояло потрудиться (собрать все семена), чтобы занять их. [ 20 ] Другой метод занять упиоров заключался в том, чтобы давать им маленькие узлы, сети или другие мелкие вещи, чтобы они распутывались в могиле ( Померания ).
Если человек, которого считали упиором, умирал или если чья-то могила считалась могилой упиора, захоронение вампира проводилось . Голову можно было отрезать и положить между ног трупа, [ 10 ] труп можно было сжечь, [ 18 ] пригвожден к гробу, [ 10 ] или переместить в положение лежа лицом вниз.

Если упиор беспокоил человека ночью, средством защиты было не дать упиору вернуться в могилу: на рассвете он исчезал или превращался в черную смолу. [ 8 ] [ 21 ] Другой защитной мерой было пить кровь упиора или есть землю с его могилы. [ 18 ]
Местные варианты
[ редактировать ]- Около Слупи молодой человек, покончивший жизнь самоубийством из-за неразделенной любви, считался упиором. Захоронив его в укромной яме, якобы появился упиор и напал на людей и скот. Он исчез, когда на рассвете прокричал петух. [ 21 ]
- Под Варшавой найденное на дороге тело сочли потенциальным упиором и забросали его ветками. Весной эти стопки ветвей сжигали, чтобы душа умершего под ними очистилась от своих грехов. [ 16 ]
- Под Краковом в 1847 году был зафиксирован способ освобождения души упёра: нужно было проткнуть голову упёра гвоздём, а затем положить ему под язык бумагу с надписями учителя/профессора. Затем священника просили отрезать голову упиора и положить ее лицом к подушке в гробу. [ 18 ]
- В деревне Лишки рассказывали историю о женщине, которая ночью в одном из трёх гробов нашла упиора. Она вырезала из него печень, чтобы приготовить еду для мужа. Позже упиор преследовал семью, пока они не заболели и не умерли.
- В Люблинском воеводстве умерших хоронили лицом вниз с руками, связанными освященными травами, чтобы они не превратились в упёров. [ 20 ]
- В Покуттии женщину, русинскую о которой говорили, что ее «любил упиор», после ее смерти вывели из дома через дыру, проделанную в стене, а затем похоронили на перекрестке дорог, в соответствии с ее желанием. [ 14 ]
- На Волыни хозяйки, пекущие хлеб, закрывали печи, чтобы они «не умерли с открытым ртом», из-за чего они «становились всех-людоедами». [ 14 ]
- Записан рассказ украинских крестьян Чигиринского уезда об упиоре, который защитил казака от палача. [ 11 ]
- История путешествия на Миконос в 1701 году описывает многодневную драку между местными жителями и упиором. Покойный мужчина якобы входил в дома, бросал свечи и пугал семьи, чтобы они спали на улице. Его сердце было вынуто и сожжено морем, а когда эта мера в сочетании с молитвами не помогла, эксгумированное тело было сожжено целиком. [ 18 ]
- Около Градишки до конца 19 века рассказывали историю о мертвом отце, преследующем сына и требующем еды. После одного посещения шесть членов семьи заболели и умерли. После того как комиссия осмотрела тело и решила, что оно выглядит необычно, отца признали упиором. Сердце было заколото, а тело сожжено. [ 18 ]
В турецкой культуре
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2023 г. ) |
Убир турецкий ( чувашский : Вупэр ( Vupăr ) или Вупкан ( Vupkăn ), татарский : Убыр , ) тюркской : Убир мифологии — мифологическое или фольклорное существо, очень похожее на славянский упиор. Убиры существуют, питаясь жизненной сущностью (обычно в виде крови) живых существ, независимо от того, нежить ли это, человек или существо.
Убиры обычно выглядели раздутыми, румяными и темными по цвету; эти характеристики часто приписывались недавнему питью крови. Причины возникновения вампиров были многочисленны и разнообразны в оригинальном фольклоре. Убиры — это ожившие трупы, которые убивают живых существ, чтобы поглотить жизненную сущность своих жертв.
Сказки о сверхъестественных существах, пожирающих кровь или плоть живых, на протяжении многих столетий встречаются почти во всех культурах мира. Почти у каждого народа питье крови ассоциировалось с каким-то призраком или демоном, а в некоторых случаях с божеством. История о кровопитии рассказана в эпосе об Урал-Батыре . Однажды, когда родители ушли на охоту, Шульген предложил Уралу выпить кровь животного, оставленного родителями дома. [ 22 ] Урал отказался это сделать, и Шульген сам выпил кровь. Родители прокляли сына Шульгена и отвергли его.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ярослав Кольчинский (2003). «Еще раз о призраке (вампире) и стриптизерше (стриптизерше)». Польская этнография . 1–2 .
- ^ Ялтырык, Мехмет Берк; Сарпкая, Сечкин (2018). Английский: Вампиры в турецкой культуре, английский перевод: Вампиры в тюркской культуре (на турецком языке). Издательство Каракум. стр. 43–49.
- ^ «Русский этимологический словарь Макса Фасмера» (на русском языке) . Проверено 13 июня 2006 г.
- ^ (на болгарском языке) Младенов, Стефан (1941). Этимологически и правописан речник на болгарский книжный език.
- ^ МАЧЕК, В.: Этимологический словарь чешского языка, 5-е издание, NLN, Прага, 2010 г.
- ^ Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / М.: Издательство 'Наука,' 1981 г. (на русском языке) . Проверено 28 февраля 2007 г.
- ^ Зубов, Н.И. (1998). Загадка Периодизации Славянского Язычества В Древнерусских Списках "Слова Св. Григория ... О Том, Како Первое Погани Суще Языци, Кланялися Идолом..." . Живая Старина (in Russian). 1 (17): 6–10. Archived from the original on 2007-02-25 . Retrieved 2007-02-28 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ярослав Кольчинский (2003). «Еще раз о призраке (вампире) и стриптизерше (стриптизерше)». Польская этнография . 1–2 .
- ^ Стжельчик, Ежи. (2007). Мифы, сказания и поверья древних славян . Познань: Ребис. ISBN 9788373019737 . ОСЛК 228025091 .
- ^ Jump up to: а б с д Адам Мицкевич (1865). Славянская литература: преподавал во Французском колледже Адам Мицкевич . Познань.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д А. Подбереский (1880). «Материалы для демонологии украинского народа: из народных сказок Чехринского уезда» . Краков.
- ^ Перковский, «Вампиры славян», стр. 21–25.
- ^ Jump up to: а б с Адам Мицкевич (1823). Фантом .
- ^ Jump up to: а б с д и Хенрик Бигелайзен (1929). У колыбели. Перед алтарем. Над могилой . Львов.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Л. Стомм (1986). Антропология польской сельской культуры XIX века .
- ^ Jump up to: а б с д Оскар Кольберг (1970). «Все работы – люди…»
- ^ Jump up to: а б «Стригонь/Стрига — польская народная сказка. Словарь — под ред. Виолетты Врублевской» . bajka.umk.pl . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Оскар Кольберг (1874 г.). Люди: их обычаи, образ жизни ... Том VII - Краков, часть. 3.
- ^ «Призрак – польская народная сказка. Словарь – под ред. Виолетты Врублевской» . bajka.umk.pl . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Адам Фишер (1921). «Похоронные обычаи польского народа» .
- ^ Jump up to: а б с Оскар Кольберг (1964). «Луд…»
- ^ Урал Батыр - вариант английского языка, Кузбекова. Архивировано 4 октября 2013 г. в Wayback Machine.
Библиография
[ редактировать ]- Чунг, Тереза: Элементная энциклопедия вампиров. Издательство Harper Collins, Лондон, 2009 г., ISBN 9780007312795
- Майелло, Джузеппе: Вампиризм в истории культуры Европы. Издательство Lidové noviny, Прага, 2005, 190 с.
- Турецкий мифологический словарь, Дениз Каракурт, (OTRS: CC BY-SA 3.0) (на турецком языке)
- Энциклопедический словарь турецкой мифологии, Джелал Бейдили, Издательство «Юрта» (страница - 435) (на турецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вампиры: от трупов до суперменов (на чешском языке)