Jump to content

Он (мифология)

Он
Преисподняя
Нья , Марек Хапон, 2017 г.
Другие имена Она, тетя, няня
Почитается в Польша
Главный культовый центр Гнезно
Эквиваленты
Греческий эквивалент Аид
Римский эквивалент Плутон

Намерение ( польский : Nyja IPA: [nɨja] , Вызов IPA: [ɲja] , латынь : Nya) — лечитский бог подземного мира неизвестного пола, точные функции которого неизвестны. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Ния упоминается вместе с другими богами, которым поклоняются поляки, такими как Йеша , Лада или Девана . Культ Нии можно продемонстрировать поговорками «Иди в Ние» («pójść do Nyje») и «Живи в Ние» («bydlić w Nyi»), собранными польским этнографом Александром Брюкнером . [ 5 ] В последние годы в научном сообществе возросла уверенность в подлинности Нии. [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

По словам Станислава Урбанчика , имя Ния происходит от корня ny- , который появляется в старопольском слове nyć , что означает «исчезать, исчезать». Вариант naw появляется в русинском и болгарском языках в формах nav , navje, navka . [ 1 ] С этим утверждением соглашается Анджей Шиевский , добавляя, что Ния — это отголосок праславянского слова * навь, означающего «труп», «умерший». В болгарских заклинаниях «двенадцать нефов» означают злых демонов, распространяющих чуму, а южнославянские навиже или навье рассматриваются как злые птицы, преследующие беременных женщин. У восточных славян «навья кость» использовалась в обрядах, связанных со смертью. [ 7 ] На других славянских языках ниц означает «лежащий лицом вниз», что указывает на направление вниз и хтоническую загробную жизнь. [ 8 ]

Олег Трубачёв также отметил родство праславянского слова * навь и праиндоевропейского слова * nāu , означающего «течь», и указал на латинское слово navis, означающее «лодка». [ 9 ] Это связывало бы Нию с функцией психопомпа и в этом случае было бы эквивалентом греческого Харона . [ нужна ссылка ]

Александр Брюкнер взял свое имя от слова niti, означающего «гнить», «тлеть». [ 1 ]

Источники

[ редактировать ]

Первым источником, упоминающим божество по имени Ния, является богослов Лукас из Вельки Козмин . Как наиболее вероятный автор Гнезненской проповеди, созданной в 1410–1412 годах для епископа Войцеха Ястшембеца , он писал: [ 10 ]

Следует обратить внимание на тех, кто сегодня говорит безбожное в танцах или где-либо еще в представлениях, считает нечистое в своем сердце, выкрикивает и упоминает имена идолов и размышляет, возможно ли обращение к Богу Отцу. Конечно, нет. Ибо запрещено свободно слышать эти праздники, которые, к несчастью, отмечаются по тому, что осталось от обрядов проклятых язычников наших предков, разве что для наказания, как поднялся некогда крик жителей Содома и Гоморры. Ибо на этом празднике неприличное разоблачение и прочие мерзости, о которых, по словам Апостола, не следует даже и называть ради Бога Отца. Однако благодаря тому, что пришли проповедники, такие вещи прекращаются, и во многих местах уже прекратились [...] Нет другого имени под небом, в котором мы могли бы спастись. Ибо человек спасается не во имя Ладо, Ясса , !Квиа, Ниха , а во имя Иисуса Христа... Не Лада , не Ясса, не Ния , каковы имена идолов, которым поклоняются здесь, в Польше, как некоторые летописи поляков свидетельствуют...

- Лукас Великий Козмин, проповедь в Гнезно (1420–1422)

В провинциальной статуе, датированной 1420–1422 гг., имя бога упоминается как Тия/Тия: [ 11 ] [ 12 ]

Также запретите хлопать в ладоши и петь, называя имена богов Ладо, Юлели, Яссы и Тья , которые использовались для празднования во время Зеленой недели .

- Николай Троба , Гнезненская проповедь (1410–1412).

Ян Длугош описывает культ Нии, представляя его как польский эквивалент Плутона и его храма в Гнезно : [ 13 ] [ 14 ]

Они называли Плутона Нией , считая его богом подземного мира и хранителем и защитником душ, когда они покидают тело. Ему молились, чтобы введение после смерти было в лучшие места подземелья. Для этих душ [или: этого бога] в городе Гнезно был построен важнейший храм, к которому со всех сторон приходили паломники.

После Длугоша культ Нии описывает Мацей Стрийковский : [ 15 ]

Плутон, тоже адский бог, которого они называли Нией , восхвалял вечер, а также просил его о лучшем и более раннем месте в аду и дожде или укрощать непогоду, церковь которой была самой святой в Гнезно, как свидетельствует Длугос.

- Мацей Стрийковский, О древних церемониях или, скорее, безумиях русских, польских, жемайтийских, литовских, лифляндских и прусских идолопоклонников и разнообразии их ложных богов (1582 г.)

Якуб Паркошович пишет о Ние как боге поляков независимо от источников Яна Длугоша в своем трактате по польской орфографии : [ 16 ]

всякий раз, когда речь шла о мягком «н»… они всегда писались с двойным «у» перед соответствующей гласной… Такого написания было недостаточно для различения, потому что между « Ниджа », которое было именем идол и «ния», слог в слове «гниаздо», разницы в написании не было.

После Длугоша культ Нии описывает и Мацей Меховита . [ 17 ] Нию также упоминали Марцин Бельский и его сын Иоахим , а также священник Якуб Вуек вместе с другими богами, которым поклонялись поляки. [ 18 ] В «Проповедях по кругу Анни Кунради» 1423 года упоминается бог по имени Яя , который считается другой версией имени Ния. [ 11 ] [ 12 ]

Описание

[ редактировать ]

Храм в Гнезно

[ редактировать ]

Рассказывая о Ние, Длугош упоминает храм, который должен был быть построен в его честь в Гнезно. Археологические исследования, проведенные на холме Лех, выявили наличие каменного сооружения в виде кургана, на котором были найдены фрагменты костей животных и раннесредневековая керамика, вероятно, представляющая собой следы тамошних жертвоприношений. [ 19 ] Кроме того, на вершине холма находился периодически влажный бассейн, что в богословском видении мира могло подчеркивать сакральный (водно-хтонический) характер места. [ 20 ] Археолог Павел Щепаник интерпретирует его как остаток культового объекта, соответствующего храму, упомянутому в летописи Длугоша. [ 20 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Гжегож Недзельский считает, что Тия (и/или Дия) — это не искажение имени Ния, а скорее другое имя Ния. Дия и Тия происходят от dąć , tchnąć – «дуть, дышать», от которых происходит dech , tchnienie – «дыхание», за которым следуют duch «дух», dusza «душа», натниение «вдохновение». Греческий термин, обозначающий бога – θεός ( теос ) – происходит от того же индоевропейского корня * dheu- . Он также отмечает связи между персонажами с похожими именами и подземным миром в греческой мифологии: говорят, что нимфа Тиния была матерью Дельфуса , который заменил Пифона в качестве дельфийского оракула , а имя Питон происходит от того же корня, что и индийский мифологический змей Ахи Будхья. и бадняк . Семела сменила имя на Тиона после того, как ее сын Дионис спас ее от Аида , и она связана с дионисийским безумием – вдохновением. Антестерия – праздник Диониса, во время которого воскрешаются мертвые. Подобное родство можно встретить и в славянстве: vilas , болгарское wilněja («сумасшедший, потерявший рассудок»), Чешский wilny («сладострастный»), славянский velna («волна, воды») и панславянский бог подземелий Велес (вероятно, от * wel – смерть). Латинское слово thya , thyon означает «ароматное дерево» и напоминает деревянное бревно, изображающее бадняк. Он также отмечает сходство имен Ния, бадняк, бадник и банник , наводя на мысль об общем звуковом кластере «б-(д)-ндж» (существующем также в имени Ахи Будхня), сходном со словом безденна [прзепашч] , «бездонная [яма]», связанная с обителью бога подземелий. В этом случае имя Нии может означать «Исчезающий [в бездне]» и быть эквивалентным значению имени Аида «Невидимый, Невидимый». [ 4 ]

Для Александра Гейстора Ния — эквивалент Плутона. [ 1 ] Брюкнер, чрезмерно критично относившийся к пантеону Длугоша, сказал, что Ния действительно могла быть остатком язычества. [ 2 ] По мнению Кшиштофа Витчака , Ния является славянским эквивалентом греческой богини Эньо . Оба должны были быть останками протоиндоевропейской богини , «исполнительницы, исполнительницы исчезновения, т.е. высыхания, исчезновения». [ 6 ] и реконструировал имя этой богини как * Нуя . [ 21 ] Щепаньяк утверждает, что Ния — женское божество, заботящееся о мёртвых, человеческой судьбе и сообществе живых. [ 22 ] Для Коланкевича Ния была эквивалентом Велеса как хранителя душ умерших. [ 3 ] и синоним луны . [ 23 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Гейстор 2006 , с. 197.
  2. ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , с. 41.
  3. ^ Перейти обратно: а б Коланкевич 1999 , стр. 294.
  4. ^ Перейти обратно: а б Недзельский 2011 , стр. 189–194.
  5. ^ Брюкнер 1985 , с. 42.
  6. ^ Перейти обратно: а б Стжельчик 2007 , стр. 138.
  7. ^ Шиевский 2003 , стр. 206–207.
  8. ^ Недзельский 2011 , стр. 189.
  9. ^ Трубачев, Олег (1997). Этимологический словарь славянских языков (на русском языке). Том. 24. Институт русского языка. стр. 49–52. ISBN  5-02-011206-2 .
  10. ^ Коланкевич 1999 , стр. 416–417.
  11. ^ Перейти обратно: а б Коланкевич 1999 , стр. 418.
  12. ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , стр. 223–224.
  13. ^ Коланкевич 1999 , стр. 421.
  14. ^ Гейстор 2006 , с. 195.
  15. ^ Коланкевич 1999 , стр. 429.
  16. ^ Коланкевич 1999 , стр. 420.
  17. ^ Коланкевич 1999 , стр. 426–427.
  18. ^ Коланкевич 1999 , стр. 432.
  19. ^ Щепаник 2018 , стр. 97–100.
  20. ^ Перейти обратно: а б Щепаник 2018 , стр. 101.
  21. ^ Коланкевич 1999 , стр. 465.
  22. ^ Щепаник 2018 , стр. 95.
  23. ^ Коланкевич 1999 , стр. 238.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3bfd200183232501a98f0c2a8bdc86f__1680206640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/6f/b3bfd200183232501a98f0c2a8bdc86f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Niya (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)