Он (мифология)
Он | |
---|---|
Преисподняя | |
![]() Нья , Марек Хапон, 2017 г. | |
Другие имена | Она, тетя, няня |
Почитается в | Польша |
Главный культовый центр | Гнезно |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Аид |
Римский эквивалент | Плутон |
Намерение ( польский : Nyja IPA: [nɨja] , Вызов IPA: [ɲja] , латынь : Nya) — лечитский бог подземного мира неизвестного пола, точные функции которого неизвестны. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Ния упоминается вместе с другими богами, которым поклоняются поляки, такими как Йеша , Лада или Девана . Культ Нии можно продемонстрировать поговорками «Иди в Ние» («pójść do Nyje») и «Живи в Ние» («bydlić w Nyi»), собранными польским этнографом Александром Брюкнером . [ 5 ] В последние годы в научном сообществе возросла уверенность в подлинности Нии. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]По словам Станислава Урбанчика , имя Ния происходит от корня ny- , который появляется в старопольском слове nyć , что означает «исчезать, исчезать». Вариант naw появляется в русинском и болгарском языках в формах nav , navje, navka . [ 1 ] С этим утверждением соглашается Анджей Шиевский , добавляя, что Ния — это отголосок праславянского слова * навь, означающего «труп», «умерший». В болгарских заклинаниях «двенадцать нефов» означают злых демонов, распространяющих чуму, а южнославянские навиже или навье рассматриваются как злые птицы, преследующие беременных женщин. У восточных славян «навья кость» использовалась в обрядах, связанных со смертью. [ 7 ] На других славянских языках ниц означает «лежащий лицом вниз», что указывает на направление вниз и хтоническую загробную жизнь. [ 8 ]
Олег Трубачёв также отметил родство праславянского слова * навь и праиндоевропейского слова * nāu , означающего «течь», и указал на латинское слово navis, означающее «лодка». [ 9 ] Это связывало бы Нию с функцией психопомпа и в этом случае было бы эквивалентом греческого Харона . [ нужна ссылка ]
Александр Брюкнер взял свое имя от слова niti, означающего «гнить», «тлеть». [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]Первым источником, упоминающим божество по имени Ния, является богослов Лукас из Вельки Козмин . Как наиболее вероятный автор Гнезненской проповеди, созданной в 1410–1412 годах для епископа Войцеха Ястшембеца , он писал: [ 10 ]
Следует обратить внимание на тех, кто сегодня говорит безбожное в танцах или где-либо еще в представлениях, считает нечистое в своем сердце, выкрикивает и упоминает имена идолов и размышляет, возможно ли обращение к Богу Отцу. Конечно, нет. Ибо запрещено свободно слышать эти праздники, которые, к несчастью, отмечаются по тому, что осталось от обрядов проклятых язычников наших предков, разве что для наказания, как поднялся некогда крик жителей Содома и Гоморры. Ибо на этом празднике неприличное разоблачение и прочие мерзости, о которых, по словам Апостола, не следует даже и называть ради Бога Отца. Однако благодаря тому, что пришли проповедники, такие вещи прекращаются, и во многих местах уже прекратились [...] Нет другого имени под небом, в котором мы могли бы спастись. Ибо человек спасается не во имя Ладо, Ясса , !Квиа, Ниха , а во имя Иисуса Христа... Не Лада , не Ясса, не Ния , каковы имена идолов, которым поклоняются здесь, в Польше, как некоторые летописи поляков свидетельствуют...
- Лукас Великий Козмин, проповедь в Гнезно (1420–1422)
В провинциальной статуе, датированной 1420–1422 гг., имя бога упоминается как Тия/Тия: [ 11 ] [ 12 ]
Также запретите хлопать в ладоши и петь, называя имена богов Ладо, Юлели, Яссы и Тья , которые использовались для празднования во время Зеленой недели .
- Николай Троба , Гнезненская проповедь (1410–1412).
Ян Длугош описывает культ Нии, представляя его как польский эквивалент Плутона и его храма в Гнезно : [ 13 ] [ 14 ]
Они называли Плутона Нией , считая его богом подземного мира и хранителем и защитником душ, когда они покидают тело. Ему молились, чтобы введение после смерти было в лучшие места подземелья. Для этих душ [или: этого бога] в городе Гнезно был построен важнейший храм, к которому со всех сторон приходили паломники.
- Ян Длугош, Анналы или хроники знаменитого Царства Польского (1455–1480).
После Длугоша культ Нии описывает Мацей Стрийковский : [ 15 ]
Плутон, тоже адский бог, которого они называли Нией , восхвалял вечер, а также просил его о лучшем и более раннем месте в аду и дожде или укрощать непогоду, церковь которой была самой святой в Гнезно, как свидетельствует Длугос.
- Мацей Стрийковский, О древних церемониях или, скорее, безумиях русских, польских, жемайтийских, литовских, лифляндских и прусских идолопоклонников и разнообразии их ложных богов (1582 г.)
Якуб Паркошович пишет о Ние как боге поляков независимо от источников Яна Длугоша в своем трактате по польской орфографии : [ 16 ]
всякий раз, когда речь шла о мягком «н»… они всегда писались с двойным «у» перед соответствующей гласной… Такого написания было недостаточно для различения, потому что между « Ниджа », которое было именем идол и «ния», слог в слове «гниаздо», разницы в написании не было.
После Длугоша культ Нии описывает и Мацей Меховита . [ 17 ] Нию также упоминали Марцин Бельский и его сын Иоахим , а также священник Якуб Вуек вместе с другими богами, которым поклонялись поляки. [ 18 ] В «Проповедях по кругу Анни Кунради» 1423 года упоминается бог по имени Яя , который считается другой версией имени Ния. [ 11 ] [ 12 ]
Описание
[ редактировать ]Храм в Гнезно
[ редактировать ]Рассказывая о Ние, Длугош упоминает храм, который должен был быть построен в его честь в Гнезно. Археологические исследования, проведенные на холме Лех, выявили наличие каменного сооружения в виде кургана, на котором были найдены фрагменты костей животных и раннесредневековая керамика, вероятно, представляющая собой следы тамошних жертвоприношений. [ 19 ] Кроме того, на вершине холма находился периодически влажный бассейн, что в богословском видении мира могло подчеркивать сакральный (водно-хтонический) характер места. [ 20 ] Археолог Павел Щепаник интерпретирует его как остаток культового объекта, соответствующего храму, упомянутому в летописи Длугоша. [ 20 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Гжегож Недзельский считает, что Тия (и/или Дия) — это не искажение имени Ния, а скорее другое имя Ния. Дия и Тия происходят от dąć , tchnąć – «дуть, дышать», от которых происходит dech , tchnienie – «дыхание», за которым следуют duch «дух», dusza «душа», натниение «вдохновение». Греческий термин, обозначающий бога – θεός ( теос ) – происходит от того же индоевропейского корня * dheu- . Он также отмечает связи между персонажами с похожими именами и подземным миром в греческой мифологии: говорят, что нимфа Тиния была матерью Дельфуса , который заменил Пифона в качестве дельфийского оракула , а имя Питон происходит от того же корня, что и индийский мифологический змей Ахи Будхья. и бадняк . Семела сменила имя на Тиона после того, как ее сын Дионис спас ее от Аида , и она связана с дионисийским безумием – вдохновением. Антестерия – праздник Диониса, во время которого воскрешаются мертвые. Подобное родство можно встретить и в славянстве: vilas , болгарское wilněja («сумасшедший, потерявший рассудок»), Чешский wilny («сладострастный»), славянский velna («волна, воды») и панславянский бог подземелий Велес (вероятно, от * wel – смерть). Латинское слово thya , thyon означает «ароматное дерево» и напоминает деревянное бревно, изображающее бадняк. Он также отмечает сходство имен Ния, бадняк, бадник и банник , наводя на мысль об общем звуковом кластере «б-(д)-ндж» (существующем также в имени Ахи Будхня), сходном со словом безденна [прзепашч] , «бездонная [яма]», связанная с обителью бога подземелий. В этом случае имя Нии может означать «Исчезающий [в бездне]» и быть эквивалентным значению имени Аида «Невидимый, Невидимый». [ 4 ]
Для Александра Гейстора Ния — эквивалент Плутона. [ 1 ] Брюкнер, чрезмерно критично относившийся к пантеону Длугоша, сказал, что Ния действительно могла быть остатком язычества. [ 2 ] По мнению Кшиштофа Витчака , Ния является славянским эквивалентом греческой богини Эньо . Оба должны были быть останками протоиндоевропейской богини , «исполнительницы, исполнительницы исчезновения, т.е. высыхания, исчезновения». [ 6 ] и реконструировал имя этой богини как * Нуя . [ 21 ] Щепаньяк утверждает, что Ния — женское божество, заботящееся о мёртвых, человеческой судьбе и сообществе живых. [ 22 ] Для Коланкевича Ния была эквивалентом Велеса как хранителя душ умерших. [ 3 ] и синоним луны . [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Гейстор 2006 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Коланкевич 1999 , стр. 294.
- ^ Перейти обратно: а б Недзельский 2011 , стр. 189–194.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Стжельчик 2007 , стр. 138.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 206–207.
- ^ Недзельский 2011 , стр. 189.
- ^ Трубачев, Олег (1997). Этимологический словарь славянских языков (на русском языке). Том. 24. Институт русского языка. стр. 49–52. ISBN 5-02-011206-2 .
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 416–417.
- ^ Перейти обратно: а б Коланкевич 1999 , стр. 418.
- ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , стр. 223–224.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 421.
- ^ Гейстор 2006 , с. 195.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 429.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 420.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 426–427.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 432.
- ^ Щепаник 2018 , стр. 97–100.
- ^ Перейти обратно: а б Щепаник 2018 , стр. 101.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 465.
- ^ Щепаник 2018 , стр. 95.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 238.
Библиография
[ редактировать ]- Коланкевич, Лешек (1999). Дзяды. Театр Дня Мертвых . Гданьск: Территории слова/изображения. ISBN 8387316393 .
- Щепаник, Павел (2018). Славянский подземный мир. Верования, видения и мифы . Щецин: Издательство Триглав. ISBN 978-83-62586-73-8 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . ISBN 83-235-0234-Х .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . ISBN 83-7318-205-5 .
- Стжельчик, Ежи (2007). Мифы, сказания и поверья древних славян . ISBN 978-83-7301-973-7 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . ISBN 8301062452 .
- Недзельский, Гжегож (2011). Короли со звезд. Мифология протопольских племен . Сандомир: Арморика. ISBN 978-83-7950-077-2 .