Мандейская космология
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
Мандейская космология — это гностическая концепция вселенной в религии мандеизма . [1]
Мандейская космология находится под сильным влиянием древней ближневосточной космологии в целом и еврейской , вавилонской , персидской , египетской , греческой , манихейской и других ближневосточных религий и философий в частности. [2]
Эманации
[ редактировать ]Три основных эманации или «жизни» ( хайи ) в мандеизме:
- Вторая жизнь: Юшамин , первобытная утра
- Третья жизнь: Абатур , весовщик душ, а также отец утри (множественное число от утры )
- Четвертая жизнь: Птахил , создатель материального мира.
Вторая Жизнь, Третья Жизнь и Четвертая Жизнь являются эманациями Первой Жизни, Хайи Рабби (Верховного Бога).
Царства
[ редактировать ]Мандейская космология делит Вселенную на три сферы: [1]
- Мир Света или Световой мир ( alma ḏ-nhūra )
- Тибил , или Земля
- Мир Тьмы или подземный мир ( alma ḏ-hšuka )
Согласно Книге 3 « Правой Гиндзы» , «плод ( пира ) внутри плода» и «эфир ( айар ) внутри эфира» существовали до того, как появился Мир Света. В своего рода « Большом Взрыве » возникает Мир Света вместе с Великим Иорданом и Утрами . Тибил и Мир Тьмы были сформированы Птахилом и другими после того, как появился Мир Света. [1]
Мир Света
[ редактировать ]Мир Света — это первобытный, трансцендентный мир, из которого возникли Тибил и Мир Тьмы. Великая Жизнь ( Хайи Рабби или Верховный Бог / Монада ) и его утры обитают в Мире Света. Мир Света также является источником Пириависа , Великой Ярдены ( классический мандейский язык : ࡉࡀࡓࡃࡍࡀ , или ( Река Иордан )) Жизни. [1]
В мандейской космологии эфир (мандейский: айар или айар ) пронизывает космическое пространство и Мир Света. Утры путешествуют, перемещаясь через эфир. Отца (« Сияющий также иногда упоминают как Аяр Рба («Великий Эфир») или Аяр Зива Эфир»). В мандеизме «внешний эфир» ( aiar baraia ), упоминаемый в таких текстах, как «Тысяча и двенадцать вопросов» , [3] : 173 относится к эфиру, который пронизывает космос, тогда как «внутренний эфир» ( айар гавайя ) относится к «дыханию или чистому воздуху Жизни внутри души». [4] : 14–15
Мшуния Кушта — это часть Мира Света, где духовные аналоги или образы, называемые дмута . находятся [4]
Когда человек- мандей умирает, священники проводят сложные ритуалы смерти или мессы смерти, называемые масикта , чтобы помочь душе ( нишимта ) попасть в Мир Света. Чтобы перейти из Тибиля (Земли) в Мир Света, душа должна пройти через множество матарт (сторожевых постов, платных постов или чистилищ ; см. также Дуги Нисхождения и Восхождения и Араф (Ислам) ), прежде чем, наконец, стать воссоединился с дмутой , небесным двойником души. [1]
В Свитке Абатура упоминается райское дерево под названием Шатрин ( Шатрин ), где в течение 30 дней временно питаются души некрещеных мандейских детей. На 30-й день Хибил Зива крестит души детей, которые затем отправляются в Мир Света . длина дерева составляет 360 000 парасангов Согласно Свитку Абатура, . [5]
Эта идея имеет некоторые параллели с гностической концепцией плеромы .
ТАБЛИЦА
[ редактировать ]Тибил , или Земля, — среднее, земное царство в мандейской космологии. Он отделен от Мира Света вверху и Мира Тьмы внизу айаром ( эфиром ) . [2] Ритуалы, проводимые священниками, позволяют осуществить лауфу (или лаупа , что означает «связь» или «союз») из Тибиля в Мир Света.
Мир Тьмы
[ редактировать ]Миром Тьмы управляют его король Ур ( Левиафан ) и его королева Руха , мать семи планет и двенадцати созвездий . Великое темное Море Суфа лежит в Мире Тьмы. [1] Великая разделительная река Хитфон , аналогичная реке Стикс в греческой мифологии , отделяет Мир Тьмы от Мира Света. [6]
Направления
[ редактировать ]Мандеизм считает Север , а следовательно, и Северный полюс и Полярную звезду благоприятными и связанными с Миром Света. Мандеи во время молитвы смотрят на север, и храмы также ориентированы на север. Напротив, Юг ассоциируется с Миром Тьмы. [7]
Планеты
[ редактировать ]Всего семь классических планет ( классический мандейский язык : ࡔࡅࡁࡀ шуба , «Семь»; классический мандейский язык : ࡔࡉࡁࡉࡀࡄࡉࡀ shibiahia , «планеты»; или, вместе взятые, шуба шибиахия «Семь планет». [5] ), как правило, не пользуются благосклонностью в мандеизме, поскольку они составляют часть свиты Рухи , Королевы Мира Тьмы, которая также является их матерью. Однако по отдельности некоторые планеты могут быть связаны с положительными качествами. Названия семи планет в мандаике заимствованы из аккадского языка . [7] Некоторые имена в конечном итоге происходят от шумерского языка , поскольку аккадский язык заимствовал многие имена божеств из шумерского языка.
Планеты перечислены в соответствии с традиционным мандейским порядком планет, упомянутым у Маско (2012). [8] : 87
Планета | мандайский | Мандейский сценарий | аккадский | Другие имена | Ассоциации |
---|---|---|---|---|---|
Солнце | Серна | ࡔࡀࡌࡉࡔ | Шамаш | Адунай < иврит Адонай | свет и жизненные силы Явар-Зива (Ослепительный свет) и Симат-Хия (Сокровище жизни); Язукианцы [9] |
Венера | Примите участие | ࡋࡉࡁࡀࡕ | Он стирал | Амамит (богиня подземного мира), Аргиуат , Дайтия , Кукбат (уменьшительное от слова «звезда»), Спиндар , Остира (т. е. Иштар или Астарта ) и Руха или Руха ḏ-кудша ( Святой Дух ) | успех в любви и воспроизводстве |
Меркурий | Нбу (ʿНбу) | ࡍࡁࡅ ࡏࡍࡁࡅ | этого не произошло | Макурпиил , Мшиха < Мессия ; атарид <арабский | обучение, писцы; Христос и христианство |
Луна | Грех | ࡎࡉࡍ | Видимый | Агзил , Таммиль , Сауриль и Сира | выкидыши и аномальные роды |
Сатурн | Разведение | ࡊࡉࡅࡀࡍ | Каяману | Бр Шамиш (Сын Солнца) | евреи; Суббота; Кентейцы [10] |
Юпитер | Был | ࡁࡉࡋ | Бледный | Ангил | мужской; «горячий и влажный» |
Марс | Нириг | ࡍࡉࡓࡉࡂ | Нергалл | Marik | насилие; ислам |
Говорят, что каждую планету перевозят на корабле. Рисунки этих кораблей можно найти в различных мандейских свитках , таких как Свиток Абатура .
Календарь и зодиак
[ редактировать ]Двойные аналоги
[ редактировать ]В мандеизме люди, духи и места часто считаются имеющими как земные, так и небесные аналоги ( дмута ), обитающие в Мшуния Кушта («Царство Истины»).
См. также
[ редактировать ]- Древняя месопотамская религия
- Вавилонская астрология
- Вавилонская астрономия
- Библейская космология
- Эманационизм
- Гностицизм
- Еврейская мифология
- Меркаба мистицизм
- Седер хишталшелус (эманации) в еврейском мистицизме
- Сфирот (божественные атрибуты) в еврейской мистике
- Религия и мифология
- Религиозная космология
- Зороастрийская космология
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ Перейти обратно: а б Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Дроуэр, Этель С. (1960). Тысяча и двенадцать вопросов: мандейский текст (Альф Трисар Шуялия) . Берлин: Академия Верлаг.
- ^ Перейти обратно: а б Дроуэр, ES (1960). Тайный Адам - Исследование насорийского гнозиса (PDF) . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Насорая, Бриха Х.С. (2021). Мандейская гностическая религия: практика поклонения и глубокая мысль . Нью-Дели: Стерлинг. ISBN 978-81-950824-1-4 . OCLC 1272858968 .
- ^ Аль-Саади, Кайс Мугашгаш; Аль-Саади, Хамед Мугашгаш (2012). Гинза Рабба: Великое сокровище. Эквивалентный перевод Мандейской Священной Книги. Драбша.
- ^ Перейти обратно: а б Бхайро, Сиам (10 февраля 2020 г.). Космология в мандейских текстах . Брилл. стр. 572–579. дои : 10.1163/9789004400566_046 . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Маско, Мэр (2012). Мандеи: гностическая астрология как артефакт передачи культуры . Такома, Вашингтон: Fluke Press. ISBN 978-1-938476-00-6 . OCLC 864905792 .
- ^ Шапира, Дэн Д.Ю. (2004). «Манихеи ( Марманайя ), зороастрийцы ( Язукаия ), евреи, христиане и другие еретики: исследование редакции мандейских текстов» . Ле Музеон . 117 (3–4): 243–280. дои : 10.2143/MUS.117.3.516929 .
- ^ ван Блейдел, Кевин (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004339460 . ISBN 978-90-04-33943-9 .