Соль и сено
Соль и сено | |
---|---|
Другие имена | Гнозис Жизни |
Обитель | Мир Света |
Оружие | Сияние и Свет; отличный наряд; маргна (посох) Живой Воды; венок Живого Пламени; рука или Великих; булава/дубинка; вуаль/сетка; одеяние Великих |
Потомство | Озеро Хибил |
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
В мандеизме Манда д-Хайи или Манда ḏ-Хия ( классический мандайский язык : ࡌࡀࡍࡃࡀ ࡖࡄࡉࡉࡀ , букв. « Гнозис жизни», «Знание жизни» или «Знающий жизнь») — это утра (ангел или опекун) [1] : 8 послан Великой Жизнью ( Хайи Рабби , или Трансцендентным Богом) в качестве посланника к Иоанну Крестителю . Манда д-Хайи считается самым важным утрой , поскольку именно он приносит манду (знание или гнозис ) на Землю ( Тибил ). [1]
В мандейских текстах
[ редактировать ]В книге 5, главе 4 « Правой Гиндзы » Манда д-Хайи предстает Иоанну Крестителю как «маленький мальчик в возрасте трех лет и одного дня». Иоанн Креститель крестит маленького мальчика, после чего Иоанн возносится в Мир Света (см. также Коптский Апокалипсис Павла , в котором маленький мальчик является апостолу Павлу , который затем возносится на небо). Также в 8-й книге « Правой Гиндзы » Манда д-Хайи предостерегает верующих от опасностей Рухи . [1]
В Мандейской книге Иоанна и Книге 3 Правой Гиндзы Манда д-Хайи совершает путешествие в Мир Тьмы ( подземный мир ), где встречает Гафа и других демонов и побеждает их. [2]
Манда д-Хайи иногда изображается затаившим обиду на Юшамина . В восьмой главе Книги Иоанна Манда д-Хайи выступает против прошения к Королю Света о прощении Юшамина, принесенного сыном Юшамина Набом Зивой ( классический мандайский язык : ࡍࡑࡀࡁ ࡆࡉࡅࡀ , букв. «Великолепное растение»), и получает упрек. Королем Света за ненависть к Юшамину из-за того, что Юшамин отказал ему в жене из своей семьи. [3] [4]
В некоторых мандейских текстах его также называют Юзатак Манда д-Хайи . [5] Э. С. Дроуэр (1960) предполагает, что «мужской Святой Дух» является вероятным значением Юзатака . [6] : 79 Марк Дж. Лофтс (2010) предполагает связь с Еседекеем в сифианстве . [7] [8] : 39
Отношения с Хибилом
[ редактировать ]Э. С. Дроуэр отмечает в приложении к своему переводу « Свитка Абатура» , что Манда д-Хайи и Хибил иногда отождествляются друг с другом, хотя в « Диван Абатур» они считаются отдельными фигурами . [9] Манду д-Хайи иногда называют отцом Хибила; [10] в другом месте есть Хайи Рабби . [11]
Ритуальные отрывки в «Крещении Хибила Зивы» описывают Хибила как сына Манды д-Хайи и включают Манду д-Хайи среди тех, кто совершал крещение Хибила. Однако в том же свитке о нисхождении Хибила в Мир Тьмы упоминается «Хибил-Зива», когда ему приказано спуститься, и переключается на упоминание «Манда» или «Манда-ḏ-Хия», пока он находится в Мире. о Тьме и снова к упоминанию «Хибиль-Зивы», когда он пытается вернуться в Мир Света; более того, Манда д-Хайи затем вызывается в Мир Света, чтобы послать письмо Кушты своему сыну Хибилу, чтобы помочь последнему подняться. Дроуэр отмечает «читай «Хибил» вместо «Манда»» в сноске к ее переводу и вставляет « (Хибил-Зива, сын) » в качестве дифференцированной встроенной аннотации, где это необходимо. [12]
Оружие
[ редактировать ]По мнению Райт Гиндза , оружием Манда д-Хайи являются: [13]
- Сияние и свет ( Зива у Нхура )
- отличный наряд
- маргна ) ) Живой Воды ( Миа Хия ( посох
- венок Живого Пламени ( Шата Хаита )
- доспехи Великих
- булава (дубинка)
- вуаль (или сетка?)
- одеяние Великих
Сирийские параллели
[ редактировать ]Сирийская “ фраза maddəᶜā dəḥayye ( классический сирийский язык : ������������������������������������������������������������������������” , букв. знание жизни”) засвидетельствована в Пешитты тексте Луки 1:77, отрывке из Песни Захарии . В этом отрывке Захария восхваляет своего сына Иоанна Крестителя , говоря, что его сын «даст знание жизни народу Своему [Господню]». Это единственное место, где эта фраза упоминается в Новом Завете Пешитты. [14] Однако в большинстве других версий и переводов Библии фраза «познание спасения» ( греческий койне : γνῶσιν σωτηρίας , латинизированное: gnōsin sōtērias ) используется вместо «познания жизни».
Ниже приведен отрывок из Луки 1:76–77 из Библии Ламса . [15]
И тебя, мальчик, назовут пророком Всевышнего; ( ватт ṭalyā nəḇīēh dəᶜelaya teṯqəre )
ибо ты пойдешь пред лицем Господним , чтобы приготовить путь Ему; ( tīzal gēr qəḏām parsūppēh dəmāryā daṯṭayyeḇ ᵓurḥēh )
Дать знание жизни своему народу ( dənettel maddəᶜā dəḥayye ləᶜammēh )
прощением своих грехов ( bəšūḇnā daḥṭāhayhon )
См. также
[ редактировать ]- Гностицизм § Иисус как гностический спаситель
- Манда (мандаеизм)
- Божественная искра
- Манда (богиня)
- Список ангелов в богословии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Хаберл, Чарльз (2020). Мандейская книга Иоанна: критическое издание, перевод и комментарии . Берлин Бостон: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-048651-3 . OCLC 1129155601 .
- ^ Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. (2019). Мандейская книга Иоанна: текст и перевод (PDF) . Версия открытого доступа. Берлин/Бостон: Де Грюйтер.
- ^ Хеберль, Чарльз Г. (2012). «08 – Йошамин (Продолжение)» . Мандейская книга Иоанна: первый перевод древнего текста на английский язык .
- ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ Дроуэр, ES (1960). Тайный Адам: исследование насорийского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Праведник
- ^ Лофтс, Марк Дж. (2010). «Мандеизм: единственная сохранившаяся традиция сифианского гностицизма». Периодическое издание АРАМ . 22 : 31–59. дои : 10.2143/ARAM.22.0.2131031 .
- ^ Дроуэр, Этель Стефана (1950). «Приложение I». Диван Абатур или Прогресс через чистилища . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана . стр. 41–44.
- ^ «Книга пятая: Сошествие Спасителя». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. с. 83.
В благодарность мы выражаем благодарность Манде ад Хайи и его сыну Хибилу, которые установили орден Хайи.
- ^ «Книга пятая: Сошествие Спасителя». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. с. 78.
Мой Отец, Хайи, сказал мне: «Почему ты стоишь на Яваре? Ты Явар Хибил, посланник![…]»
- ^ Дроуэр, Этель С. (1953). Харан Гавайта и Крещение Хибил-Зивы: мандейский текст, воспроизведенный вместе с переводом, примечаниями и комментариями . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана .
- ^ Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ «Духрана Аналитический лексикон сирийского Нового Завета» . Духрана Библейские исследования . 13 февраля 2021 г. Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Пешитта Новый Завет» . Духрана Библейские исследования . 11 ноября 2023 г. Проверено 10 декабря 2023 г.