Jump to content

Соль и сено

Соль и сено
Другие имена Гнозис Жизни
Обитель Мир Света
Оружие Сияние и Свет; отличный наряд; маргна (посох) Живой Воды; венок Живого Пламени; рука или Великих; булава/дубинка; вуаль/сетка; одеяние Великих
Потомство Озеро Хибил

В мандеизме Манда д-Хайи или Манда ḏ-Хия ( классический мандайский язык : ࡌࡀࡍࡃࡀ ࡖࡄࡉࡉࡀ , букв. « Гнозис жизни», «Знание жизни» или «Знающий жизнь») — это утра (ангел или опекун) [1] : 8  послан Великой Жизнью ( Хайи Рабби , или Трансцендентным Богом) в качестве посланника к Иоанну Крестителю . Манда д-Хайи считается самым важным утрой , поскольку именно он приносит манду (знание или гнозис ) на Землю ( Тибил ). [1]

В мандейских текстах

[ редактировать ]

В книге 5, главе 4 « Правой Гиндзы » Манда д-Хайи предстает Иоанну Крестителю как «маленький мальчик в возрасте трех лет и одного дня». Иоанн Креститель крестит маленького мальчика, после чего Иоанн возносится в Мир Света (см. также Коптский Апокалипсис Павла , в котором маленький мальчик является апостолу Павлу , который затем возносится на небо). Также в 8-й книге « Правой Гиндзы » Манда д-Хайи предостерегает верующих от опасностей Рухи . [1]

В Мандейской книге Иоанна и Книге 3 Правой Гиндзы Манда д-Хайи совершает путешествие в Мир Тьмы ( подземный мир ), где встречает Гафа и других демонов и побеждает их. [2]

Манда д-Хайи иногда изображается затаившим обиду на Юшамина . В восьмой главе Книги Иоанна Манда д-Хайи выступает против прошения к Королю Света о прощении Юшамина, принесенного сыном Юшамина Набом Зивой ( классический мандайский язык : ࡍࡑࡀࡁ ࡆࡉࡅࡀ , букв. «Великолепное растение»), и получает упрек. Королем Света за ненависть к Юшамину из-за того, что Юшамин отказал ему в жене из своей семьи. [3] [4]

В некоторых мандейских текстах его также называют Юзатак Манда д-Хайи . [5] Э. С. Дроуэр (1960) предполагает, что «мужской Святой Дух» является вероятным значением Юзатака . [6] : 79  Марк Дж. Лофтс (2010) предполагает связь с Еседекеем в сифианстве . [7] [8] : 39 

Отношения с Хибилом

[ редактировать ]

Э. С. Дроуэр отмечает в приложении к своему переводу « Свитка Абатура» , что Манда д-Хайи и Хибил иногда отождествляются друг с другом, хотя в « Диван Абатур» они считаются отдельными фигурами . [9] Манду д-Хайи иногда называют отцом Хибила; [10] в другом месте есть Хайи Рабби . [11]

Ритуальные отрывки в «Крещении Хибила Зивы» описывают Хибила как сына Манды д-Хайи и включают Манду д-Хайи среди тех, кто совершал крещение Хибила. Однако в том же свитке о нисхождении Хибила в Мир Тьмы упоминается «Хибил-Зива», когда ему приказано спуститься, и переключается на упоминание «Манда» или «Манда-ḏ-Хия», пока он находится в Мире. о Тьме и снова к упоминанию «Хибиль-Зивы», когда он пытается вернуться в Мир Света; более того, Манда д-Хайи затем вызывается в Мир Света, чтобы послать письмо Кушты своему сыну Хибилу, чтобы помочь последнему подняться. Дроуэр отмечает «читай «Хибил» вместо «Манда»» в сноске к ее переводу и вставляет « (Хибил-Зива, сын) » в качестве дифференцированной встроенной аннотации, где это необходимо. [12]

По мнению Райт Гиндза , оружием Манда д-Хайи являются: [13]

  1. Сияние и свет ( Зива у Нхура )
  2. отличный наряд
  3. маргна ) ) Живой Воды ( Миа Хия ( посох
  4. венок Живого Пламени ( Шата Хаита )
  5. доспехи Великих
  6. булава (дубинка)
  7. вуаль (или сетка?)
  8. одеяние Великих

Сирийские параллели

[ редактировать ]

Сирийская фраза maddəᶜā dəḥayye ( классический сирийский язык : ������������������������������������������������������������������������” , букв. знание жизни”) засвидетельствована в Пешитты тексте Луки 1:77, отрывке из Песни Захарии . В этом отрывке Захария восхваляет своего сына Иоанна Крестителя , говоря, что его сын «даст знание жизни народу Своему [Господню]». Это единственное место, где эта фраза упоминается в Новом Завете Пешитты. [14] Однако в большинстве других версий и переводов Библии фраза «познание спасения» ( греческий койне : γνῶσιν σωτηρίας , латинизированное: gnōsin sōtērias ) используется вместо «познания жизни».

Ниже приведен отрывок из Луки 1:76–77 из Библии Ламса . [15]

И тебя, мальчик, назовут пророком Всевышнего; ( ватт ṭalyā nəḇīēh dəᶜelaya teṯqəre )
ибо ты пойдешь пред лицем Господним , чтобы приготовить путь Ему; ( tīzal gēr qəḏām parsūppēh dəmāryā daṯṭayyeḇ ᵓurḥēh )
Дать знание жизни своему народу ( dənettel maddəᶜā dəḥayye ləᶜammēh )
прощением своих грехов ( bəšūḇnā daḥṭāhayhon )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-515385-5 . OCLC   65198443 .
  2. ^ Хаберл, Чарльз (2020). Мандейская книга Иоанна: критическое издание, перевод и комментарии . Берлин Бостон: Де Грюйтер. ISBN  978-3-11-048651-3 . OCLC   1129155601 .
  3. ^ Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. (2019). Мандейская книга Иоанна: текст и перевод (PDF) . Версия открытого доступа. Берлин/Бостон: Де Грюйтер.
  4. ^ Хеберль, Чарльз Г. (2012). «08 – Йошамин (Продолжение)» . Мандейская книга Иоанна: первый перевод древнего текста на английский язык .
  5. ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN  9780958034630 .
  6. ^ Дроуэр, ES (1960). Тайный Адам: исследование насорийского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  7. ^ Праведник
  8. ^ Лофтс, Марк Дж. (2010). «Мандеизм: единственная сохранившаяся традиция сифианского гностицизма». Периодическое издание АРАМ . 22 : 31–59. дои : 10.2143/ARAM.22.0.2131031 .
  9. ^ Дроуэр, Этель Стефана (1950). «Приложение I». Диван Абатур или Прогресс через чистилища . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана . стр. 41–44.
  10. ^ «Книга пятая: Сошествие Спасителя». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. с. 83. В благодарность мы выражаем благодарность Манде ад Хайи и его сыну Хибилу, которые установили орден Хайи.
  11. ^ «Книга пятая: Сошествие Спасителя». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. с. 78. Мой Отец, Хайи, сказал мне: «Почему ты стоишь на Яваре? Ты Явар Хибил, посланник![…]»
  12. ^ Дроуэр, Этель С. (1953). Харан Гавайта и Крещение Хибил-Зивы: мандейский текст, воспроизведенный вместе с переводом, примечаниями и комментариями . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана .
  13. ^ Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
  14. ^ «Духрана Аналитический лексикон сирийского Нового Завета» . Духрана Библейские исследования . 13 февраля 2021 г. Проверено 10 декабря 2023 г.
  15. ^ «Пешитта Новый Завет» . Духрана Библейские исследования . 11 ноября 2023 г. Проверено 10 декабря 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d835f789aa18d80359e916c6686610f2__1722285960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/f2/d835f789aa18d80359e916c6686610f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manda d-Hayyi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)