Jump to content

Самаэль

Самаэль сидит в мантии с косой в руке на вершине мира, Гюстава Доре. иллюстрация
Рельеф архангела Самиила в красном одеянии, показанный на левой стороне алтаря церкви Святого Варфоломея в Сиденхеме, Лондон .

Самаэль ( иврит : סמָּאֵל , Саммэль , «Яд/Яд Бога»); [1] По-арабски : Самсамаил , Samsama'il или Самаэль ; Самаил альтернативно Смаль , Смил , Самил или Самиэль ) [2] [3] [4] является архангелом в талмудических и постталмудических преданиях; фигура, которая является обвинителем или противником ( Сатана в Книге Иова ), соблазнителем и ангелом-разрушителем Книге Исход ).

Хотя многие из его функций напоминают христианское представление о сатане , вплоть до того, что его иногда называют падшим ангелом , [5] [6] [7] : 257–60  он не обязательно злой, поскольку его функции также считаются приводящими к добру, например, уничтожению грешников. [3]

он рассматривается В текстах мидрашей как член небесного воинства , часто выполняющий мрачные и разрушительные обязанности. Одна из величайших ролей Самаэля в еврейских преданиях — роль главного ангела смерти и главы сатаны . Хотя он осуждает грехи человека, он остается одним из слуг Божьих. Он часто появляется в истории об Эдемском саду и спланировал падение Адама и Евы с помощью змеи в писаниях периода Второго Храма . [5] Однако змей — это не форма Самаэля, а зверь, на котором он ездил, как верблюд . [8] В одном сообщении он также считается отцом Каина . [6] [9] а также партнер Лилит . В ранней талмудической и мидрашской литературе он еще не отождествляется с сатаной. Лишь в более поздних Мидрашах он назван «главой сатаны». [10]

Как ангел-хранитель и князь Рима , он является заклятым врагом Израиля . К началу еврейской культуры в Европе Самаэль зарекомендовал себя как представитель христианства из-за его идентификации с Римом. [11] [7] : 263 

В некоторых гностических космологиях роль Самаэля как источника зла отождествлялась с Демиургом , создателем материального мира. Хотя, вероятно, обе версии происходят из одного и того же источника, гностическое развитие отличается от еврейского развития Самаэля, в котором Самаэль — просто ангел и слуга Бога.

Период Второго Храма и его последствия

[ редактировать ]
Джейкоб борется с ангелом , Гюстав Доре (1855)

Самаэль впервые упоминается в период Второго Храма и сразу после его разрушения. Впервые он упоминается в « Книге Еноха» , которая является частью еврейских апокрифов , наряду с другими мятежными ангелами. В Енохе 1 он один из Наблюдателей , спустившихся на Землю, чтобы совокупляться с человеческими женщинами, хотя он и не является их лидером> [5] это Самьяза . [6]

В Апокалипсисе Варуха греческом [5] он - доминирующая злая фигура. Самаэль сажает Древо познания , после чего он изгнан и проклят Богом. [7] : 257–60  Чтобы отомстить, он соблазняет Адама и Еву согрешить, приняв облик змея. [5] [6]

Он предстает далее как воплощение зла в Вознесении Исайи и называется разными именами:

  • Мелькира На иврите : מלך רע , «царь зла/нечестивый».
  • Малькира / Мальчира מלאך רע , «Вестник зла»
  • Белкира проб. » «повелитель стены
  • Бечира בחיר רע , «избранный/избранный зла».

имена Белиал и Сатана К нему также применяются , и он получает контроль над царем Манассией , чтобы обвинить Исайю в измене. [6]

Талмудически-мидрашская литература

[ редактировать ]

В Талмуде и мидраше роль Самаэля как агента зла довольно маргинальна. Однако, начиная с пятого или шестого века, он становится одним из самых выдающихся среди демонических существ. [7] : 257–60  Самаэль не отождествляется с ангелом смерти в Талмуде. [12]

В « Исходе Рабы » Самаэль изображен как обвинитель на небесном суде и искуситель ко греху, в то время как Михаил защищает действия Израиля. [13] Здесь Самаэль отождествляется с Сатаной . Хотя Сатана описывает свою функцию как «обвинителя», Самаэль считается его собственным именем. Он также исполняет роль Ангела Смерти, когда приходит забрать тело Моисея и называется предводителем сатаны.

Титул сатаны применяется к нему также в мидраше Пиркей Де-рабби Элиэзер , где он является главой падших ангелов , [7] : 257–60  и двенадцатикрылый серафим . [14] Согласно тексту, Самаэль выступил против создания Адама и спустился на Землю, чтобы соблазнить его на зло. Оседлав змея, он убеждает Еву съесть запретный плод. [6] Его роль здесь может быть аналогична исламской идее Иблиса . [15] который отказался пасть ниц перед Адамом, потому что он состоит из огня, а Адам просто из праха. [16] [17] Мидраш также показывает, что Самаэль родил Каина от Евы. [6]

В меньшем мидраше он является правителем ада. Несколько источников, например Ялкут Шимони (I, 110), описывают его как -хранителя Исава , связывающего его с Римом , того, кто боролся с Иаковом , ангела, приказавшего Аврааму принести в жертву Исаака , и покровителя Эдома ангела . [2] [18]

В Каббале ( А.Э. Уэйт , 255) Самаэль описывается как «Строгость Бога» и числится пятым из архангелов мира Брия . Среди его уделов — Исав, народ, который наследует меч и ведет войну; козлы и сейрим (демоны); и ангелы-разрушители . [10]

Хотя и Самаэль, и Лилит являются главными демонами в более ранних еврейских традициях, они не появляются в паре до второй половины тринадцатого века, когда они представлены вместе. [19] Лилит — демон, созданный вместе с Адамом , изначально созданный для роли Евы , которая затем становится невестой Самаэля. С ее помощью Самаэль создал множество детей-демонов, в том числе сына, «Меч Самаэля». [20] (или Асмодая ). [21]

В каббалистическом труде « Трактат о левой эманации » Самаэль является частью клиппота , принца всех демонов и супруга Лилит. [6] Говорят, что эти двое параллельны Адаму и Еве, поскольку они вместе исходят от Престола Славы как двойник. Также упоминается, что Асмодей подчиняется Самаэлю и женат на более молодой и меньшей Лилит. [22] Согласно трактату, Бог кастрировал Самаэля, чтобы не наполнять мир их демоническим отпрыском, и это причина, по которой Лилит стремится блудить с мужчинами. [6]

В « Зогаре» , одном из главных произведений Каббалы, Самаэль описывается как лидер божественных сил разрушения, являющийся частью клиппот. Он снова упоминается как всадник змея, [8] и описывается как спаривавшийся с Эйшет Зенуним , Наамой и Агратом бат Махлат , которые все были «ангелами» священной проституции . [23] Примечательно, что в том же произведении позже он назван Азазелем . [8] что может быть случаем ошибочной идентификации, поскольку в зохаристических преданиях Азазель может быть самим собой, комбинацией ангелов Азы и Азраила . [24]

Также говорят, что Баал Шем Тов однажды вызвал Самаэля, чтобы заставить его выполнить его приказы. [25]

Другая традиция

[ редактировать ]

Самаэль также изображается как ангел смерти и один из семи архангелов, правитель Пятого неба и командир двух миллионов ангелов, таких как глава всех ангелов-разрушителей .

Согласно апокрифическому Гедулату Моше ( «Апокалипсис Моисея» , «Вознесение Моисея» в » «Иудейских легендах Луиса Гинзберга ) Самаэль также упоминается как находящийся на 7-м небе:

На последнем небе Моисей увидел двух ангелов, каждый в пятьсот парасангов высотой, выкованных из цепей черного и красного огня, ангелов Аф, «Гнев», и Хему, «Гнев», которых Бог создал в начале мир, чтобы исполнить Его волю. Моисей встревожился, взглянув на них, но Метатрон обнял его и сказал: «Моисей, Моисей, ты любимец Божий, не бойся и не ужасайся», и Моисей успокоился. На седьмом небе был еще один ангел, отличавшийся внешним видом от всех остальных и ужасным видом. Рост его был так велик, что на преодоление равного ему расстояния понадобилось бы пятьсот лет, а от макушки головы до подошв ног он был усеян сверкающими глазами. «Этот, — сказал Метатрон, обращаясь к Моисею, — Самаэль, который забирает душу у человека». "Куда он идет теперь?" — спросил Моисей, и Метатрон ответил: «Чтобы забрать душу Иова благочестивого». Вслед за этим Моисей помолился Богу такими словами: «Да будет воля Твоя, Бог мой и Бог отцов моих, не допустить, чтобы я попал в руки этого ангела». [26]

Гностицизм

[ редактировать ]
Божество с лицом льва, найденное на гностическом камне в Бернара де Монфокона книге «Античность, объясненная и представленная в рисунках», может быть изображением Демиурга Самаэля.

В Апокрифе Иоанна , «О происхождении мира » и «Ипостаси Архонтов» , найденных в библиотеке Наг-Хаммади , Самаэль — одно из трёх имён демиурга , другие имена которого — Ялдабаоф и Саклас .

голос Софии После того, как Ялдабаоф заявляет о своей исключительной божественности, раздается , называющей его Самаэлем из-за его невежества. [27] [28] В «Происхождении мира » его имя объясняется как «слепой бог», и его собратья -архонты говорят, что тоже слепы. Это отражает характеристики христианского дьявола, делающего людей слепыми, как это делает дьявол во 2 Коринфянам 4 . Также Самаэль является первым грешником в Ипостаси Архонтов , а Первое послание Иоанна называет дьявола грешником с самого начала. Эти характеристики в сочетании с его хвастовством отождествляют еврейского бога с дьяволом. [29] Его внешний вид подобен змею с львиным лицом. [30] Хотя гностики и евреи изначально использовали один и тот же источник, оба изображения Самаэля развивались независимо. [7] : 266 

В некоторых книгах Самаэля иногда путают с Камаэлем , который появляется в коптском Евангелии египтян также как злая сила, имя которой похоже на слова, означающие «подобный Богу» (но у Камаэля отсутствует вау ). Название можно объяснить тем, что в еврейских традициях змея имела форму верблюда до того, как была изгнана Богом. [7] : 259 

Антропософия

[ редактировать ]

Антропософам Самаэль известен как один из семи архангелов : Святой Григорий называет семь архангелов Анаэлем , Гавриилом , Михаилом , Орифиелом , Рафаилом , Самаэлем и Зеракиилом . [ нужна ссылка ] Предполагается, что у всех них есть особое задание действовать в качестве глобального духа времени («духа времени»), каждый на период около 360 лет. [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Самаэль» - Еврейская энциклопедия.
  2. ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Густав (1971). «Самаэль». Словарь ангелов, включая падших ангелов . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . п. 255. ИСБН  978-0029070505 .
  3. ^ Jump up to: а б Юнг, Лео (июль 1925 г.). «Падшие ангелы в еврейской, христианской и мусульманской литературе. Исследование сравнительного фольклора». Еврейский ежеквартальный обзор . 16 (1). Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета : 88. doi : 10.2307/1451748 . JSTOR   1451748 .
  4. ^ Чарльзворт, Джеймс Х. , изд. (1 февраля 2010 г.). Псевдоэпиграфы Ветхого Завета: апокалиптическая литература и заветы . Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers . п. 658. ИСБН  9781598564914 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Еврейская виртуальная библиотека – Самаэль
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Патай, Рафаэль (2015). Энциклопедия еврейского фольклора и традиций . Лондон: Рутледж . п. 463. ИСБН  978-1317471714 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Иври, Эллиот Р. Вольфсон. [1998] 2013. Перспективы еврейской мысли . Рутледж. ISBN   978-1136650123 .
  8. ^ Jump up to: а б с Орлов, Андрей А. (2013). Небесное священство в Апокалипсисе Авраама . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . п. 151. ИСБН  978-1107470996 .
  9. ^ Еврейская энциклопедия - Самаэль
  10. ^ Jump up to: а б Израиль, О. (2016). Храмовые порталы: исследования Агады и Мидраша в Зоаре. Германия: Де Грюйтер. п. 146
  11. ^ Гросс, Авраам (1995). Иберийское еврейство от заката до рассвета: мир раввина Авраама Сабы . Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . п. 133. ИСБН  978-9004100534 .
  12. ^ Referenzen EVERSON, DL Краткое сравнение таргумических и мидрашских ангелологических традиций. Арамейские исследования, [сл], т. 5, н. 1, с. 75–91, 2007. дои : 10.1163/147783507X231930 . Доступ: 30 января. 2022.
  13. ^ Кареш, Сара Э.; Гурвиц, Митчелл М. (2005). Энциклопедия иудаизма . Издательство информационной базы. п. 447. ИСБН  978-0-816-06982-8 .
  14. ^ Далкин, Райан С. «Дьявол внутри: раввинистические традиции-история истории Самаэля в «Пиркей де-рабби Элиэзер»». Ежеквартальный журнал еврейских исследований , том. 21, нет. 2, 2014 г., стр. 153–175, JSTOR   24751800 . Доступ 6 сентября 2021 г.
  15. ^ Зайденберг, Дэвид Меворах (2015). Каббала и экология . Издательство Кембриджского университета. п. 65. ИСБН  978-1-107-08133-8 .
  16. ^ Дэн, Джозеф (1987). Гершом Шолем и мистическое измерение еврейской истории . Нью-Йорк Пресс. ISBN  978-0-814-72097-4 .
  17. ^ Томпсон, Уильям Ирвин (1996). Падающие во времени тела раскрывают свет: мифология, сексуальность и истоки культуры . Пэлгрейв Макмиллан. п. 14. ISBN  978-0-312-16062-3 .
  18. ^ Шварц, Ховард (2006). Древо душ: Мифология иудаизма . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . п. 361. ИСБН  978-0-195-32713-7 .
  19. ^ Дэн, Джозеф (апрель 1980 г.). «Самаэль, Лилит и концепция зла в ранней Каббале». Обзор AJS . 5 . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета : 17–40. дои : 10.1017/S0364009400000052 . S2CID   161672440 .
  20. ^ Розмари Эллен Гайли (2009). Энциклопедия демонов и демонологии . Издательство информационной базы. стр. 222 и далее. ISBN  978-1-4381-3191-7 .
  21. ^ «Лилит младшая» . Примечания к Либер 777 . Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года.
  22. ^ Квам, Кристен Э.; Ширинг, Линда С.; Зиглер, Валари Х. (1999). Ева и Адам: еврейские, христианские и мусульманские чтения о Бытии и гендере . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . стр. 221–222 . ISBN  978-0253212719 .
  23. ^ Джонсон, Эрика Д. «Миф о священной проституции в древности» . Rosetta.bham.ac.uk . Проверено 13 декабря 2012 г.
  24. ^ Лайтман, Михаил Рав. «Сефер-Зоар» (PDF) .
  25. ^ Бубер, Мартин (1947). Сказания хасидов . Нью-Йорк: Schocken Books . п. 77. ИСБН  978-0-307-83407-2 .
  26. Гинзберг, Луи, Еврейские легенды — Том 2: От Иосифа до исхода , Вознесение Моисея , Забытые книги, 21 апреля 2018 г., ISBN   978-0265621684 .
  27. ^ Гилхус, Ингвильд Салид. 1985. Природа архонтов: исследование сотериологии гностического трактата из Наг-Хаммади (CGII, 4) . Издательство Отто Харрасовица . ISBN   978-3447025188 . п. 44
  28. ^ Фишер-Мюллер, Э. Идея. 1990. «Ялдабаоф: гностический женский принцип в его падении». Новый Завет 32(1):79–95. JSTOR   1560677 .
  29. ^ М. Дэвид Литва, стремящийся к божественности: самообожествление в раннем еврейском и христианском мифотворчестве Oxford University Press, 2016 ISBN   978-0190467173 с. 55
  30. ^ Фишер-Мюллер, Э. Идет. «Ялдабаоф: гностический женский принцип в его падении». Девятый Завет, т. 32, нет. 1, 1990, с. 79–95. JSTOR   1560677
  31. ^ Матерн, Бобби. 2003. « Архангел Михаил, ГА № 67 » (рецензия). Читательский журнал 2. Проверено 11 октября 2014 г.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бамбергер, Бернард Джейкоб (15 марта 2006 г.). Падшие ангелы: Солдаты царства Сатаны . Еврейское издательское общество Америки. ISBN  0-8276-0797-0 .
  • Вознесение Исайи . Перевод Чарльза Р. Х. Лондон: Адам и Чарльз Блэк. 1900.
  • Круз, Джоан К. (1999). Ангелы и Дьяволы . Тан Книги и Издательства. ISBN  0-89555-638-3 .
  • Юнг, Лео (1925). «Падшие ангелы в еврейской, христианской и мусульманской литературе. Исследование сравнительного фольклора». Еврейский ежеквартальный обзор . Новая серия. опубликовано в четырех частях:
    • «Падшие ангелы…». Еврейский ежеквартальный обзор . Новая серия. 15 (4): 467–502. Апрель 1925 г. doi : 10.2307/1451739 . JSTOR   1451739 .
    • «Падшие ангелы…». Еврейский ежеквартальный обзор . Новая серия. 16 (1): 45–88. Июль 1925 г. doi : 10.2307/1451748 . JSTOR   1451748 .
    • «Падшие ангелы…». Еврейский ежеквартальный обзор . Новая серия. 16 (2): 171–205. Октябрь 1925 г. doi : 10.2307/1451789 . JSTOR   1451789 .
    • «Падшие ангелы…». Еврейский ежеквартальный обзор . Новая серия. 16 (3): 287–336. Январь 1926 г. doi : 10.2307/1451485 . JSTOR   1451485 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 029e645c61496b8b3e070db77c29a7a1__1722421260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/a1/029e645c61496b8b3e070db77c29a7a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samael - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)