Йецер хара
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
В иудаизме ивр ецер ( хара .: יֵצֶר הַרַע , латинизировано : yēṣer haraʿ — термин, обозначающий врожденную склонность человечества творить зло . Термин взят из фразы «наклонность сердца человека – зло» ( библейский иврит : יֵצֶר לֵב הָאָדָם רַע , латинизированная: йецер лев-ха-адам ра ), которая встречается дважды в начале Торы ( Бытие 6) . :5 и Бытие 8:21).
Еврейское слово йецер, дважды встречающееся в книге Бытия, снова встречается в конце Торы: «Я знал их замыслы, которые они делают». [1] (план) сердца Таким образом, от начала и до конца ецер постоянно направлен на зло. Однако Тора, начавшаяся с благословения [2] предвидит будущее благословение [3] которое произойдет в результате того, что Бог обрежет сердце в последние дни. [4]
В традиционном иудаизме Йецер Хара не является демонической силой, несмотря на то, что Самаэль считается источником Йецер Хара из-за неправильного использования человеком вещей, необходимых физическому телу для выживания. Таким образом, потребность в еде становится чревоугодием из-за ецер хара . Потребность в деторождении становится распущенностью и так далее.
Еврейская концепция ецер хара похожа на христианскую концепцию «греховной природы», известной как похоть , которая представляет собой склонность людей грешить. Однако похоть явно проистекает из первородного греха , тогда как ецер хара является естественной частью Божьего творения.
Согласно талмудическому трактату Авот де-Рабби Натан , злые наклонности мальчика превышают его добрые наклонности до тех пор, пока ему не исполнится 13 лет ( бар-мицва ), после чего добрые наклонности «зарождаются» и способны контролировать его поведение. [5] Более того, раввины заявили: «Чем больше человек, тем больше его [злые] наклонности». [6]
Свободная воля и выбор между злыми и добрыми наклонностями
[ редактировать ]Основной принцип еврейской мысли гласит, что каждый человек – как еврей, так и нееврей – рождается как с добрыми, так и со злыми наклонностями. [7] Обладание злыми наклонностями не считается ни плохим, ни ненормальным. Проблема, однако, возникает, когда кто-то делает умышленный выбор «перейти черту» и пытается удовлетворить свои злые наклонности, основываясь на прототипических моделях добра и зла в еврейской Библии. [8] Это понятие кратко сформулировано в Вавилонском Талмуде : «Все определяется небом, кроме страха перед небом». [9] Это означает, что все в жизни человека предопределено Богом, за исключением выбора человека быть праведным или злым, который оставлен на его свободную волю .
В Библии говорится, что каждый человек в какой-то момент поддается своему злому наклонению: «Ибо нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил бы». [10] Талмуд . говорит о трудности преодоления злого наклонения: «На что оно похоже, злое начало в человеке? Оно похоже на отца, который берет своего маленького сына, купает его, обливает духами, причесывает, одевает его» одевается, кормит его, напоит, надевает ему на шею мешок с деньгами, а затем уходит и ставит сына у входной двери публичного дома, что может сделать мальчик, чтобы не согрешить?» [11] Признавая эту трудность, говорят, что покаяние (а в некоторых случаях и скорбь) искупает большинство грехов, в то время как преобладание добрых дел удерживает человека в общем классе хороших людей. [12]
Маймонид дал инструкции, как относиться к злым наклонностям и вытекающим из этого невзгодам:
...Поэтому пусть человек приготовит свой разум и попросит у Бога, чтобы все, что когда-либо случилось с ним в этом мире, из того, что по промыслу Божию является добром, или из того, что по Его воле является злом, чтобы причина [их возникновения] в том, чтобы он мог достичь истинного счастья. Это было сказано относительно доброй наклонности [в человеке] и относительно [его] злой наклонности, то есть для того, чтобы он мог положить в свое сердце любовь к Богу и свою [постоянную] веру в Него, даже в час бунта, или гнева, или неудовольствия, видя, что все это вращается вокруг злого наклонения [человека], как и сказали: «Во всех путях твоих познавай Его», [13] [значение] даже в деле, связанном с преступлением. [14]
Моше Хаим Луццатто писал в Дерех Ашем , что «Человек — это существо, созданное для того, чтобы приблизиться к Богу. Он находится между совершенством и недостатками, обладая силой заслужить совершенство. Однако человек должен заслужить это совершенство своими собственными силами». свободная воля... Таким образом, склонности человека балансируются между добром (Йецер хаТов) и злом (Йецер хаРа), и он не принужден ни к одному из них. Он имеет право выбора и способен выбрать любую сторону сознательно и добровольно». . [15]
Сила внутри человека для победы над грехом
[ редактировать ]Хотя Бог создал человечество как с добрыми, так и со злыми наклонностями, двумя силами или тенденциями, которые тянут человека в противоположные стороны, Бог повелевает каждому человеку выбирать добрый и правильный путь вместо зла. В повествовании о Каине и Авеле Бог говорит Каину: «Не правда ли, что если ты делаешь добро, ты будешь прощен? ], и к тебе будет его тоска, хотя у тебя есть способность подчинить его». [16] Средневековый комментатор Раши объясняет: «И к тебе будет его стремление», то есть стремление к греху – т. е. злое начало, – которое постоянно жаждет и жаждет заставить человека споткнуться, «хотя у тебя есть способность подчинить его». то есть, если человек захочет, он его осилит. [17]
Подразумевается, что каждый человек способен победить грех, если он действительно этого желает. Это может быть сложно, а может и нет, и может потребовать некоторого ремонта, но это все же возможно.
Хотя пороков много, мудрецы Израиля говорили, что большинство людей склонны «воровать» то, что им не принадлежит ( גזל ), тогда как меньше людей склонны «обнажать наготу» других ( גלוי עריות ), эвфемизм для обозначения разврата. [18] Что касается похоти , Шалом Шабази (1619 – ок. 1720 ) называет ее «феноменом души» и описывает способы, с помощью которых человек, искушенный похотью, может преодолеть это побуждение, не попадая в его лапы. [19] [а]
Положительная роль злого наклонения
[ редактировать ]Однако раввинские источники также описывают йецер хара (при правильном направлении) как необходимую для продолжения общества, поскольку сексуальная похоть мотивирует создание семей, а жадность мотивирует работу:
Рабби Нахман бар Самуил бар Нахман сказал от имени рабби Самуила бар Нахмана : [...] «И вот, это было весьма хорошо» ( Бытие 1:31 ) — это относится к йецер хара . Но так ли хорош ецер хара ?! — Если бы не ецер хара , мужчина не построил бы дом, не женился бы на женщине, не завел бы детей и не занялся бы бизнесом. [21]
Мишна . интерпретирует библейскую заповедь любить Бога «всем сердцем» [22] означает «с двумя твоими наклонностями — добрыми и злыми наклонностями». [23] Вторая половина этой интерпретации интерпретировалась по-разному. По мнению некоторых, это указывает на то, что физические удовольствия, такие как еда и питье, могут быть формой служения Богу, если человек намерен тем самым укрепить тело, чтобы лучше служить Богу. [24]
Йецер хара также рассматривается положительно, поскольку его существование допускает свободу воли, что, в свою очередь, позволяет вознаграждать тех, кто выбирает добрые дела. [25]
Хасидут
[ редактировать ]Заботьтесь о добре, и зло автоматически уменьшится. [26]
Ребе Нахман из Бреслова говорил: судите обо всех с положительной стороны . Затем он заявил, что каждый обязан отбросить плохие мысли . Как лидер, Ребе должен иметь возможность вести диалог и участвовать в дискуссиях со всеми, кто этого хочет: это правда... у него, как и у Ребе Носона, было много противников, поэтому во многих случаях, присоединяясь к ним, становясь хасидами , в других даже почтив их каводом , наконец установив диалектические отношения, однако после признания их величия. Этот факт был с Митнагдим и с Хаскалой , впервые против хасидов.
Это правда, что зло, присущее даже одному человеку, может усугубить и без того опасное состояние, а в случае духа или даже интеллектуальных способностей тогда доброта служения Богу также будет поставлена под угрозу; хасиды уже на заре хасидизма знали, что зло может укорениться до такой степени, что затронет всех людей: оно изучается с раннего детства в еврейских школах или в иешивах , как в случае с Кореем против Аарона или в хасидской истории о злом отшельнике, о котором потом вдали от него будет рассказывать простой народ, о скорпионах, пауках и всяком колдовстве, оставшемся из памяти о нем. Одиночество является добродетелью в иудаизме и хасидизме, но такой отшельник имел злые последствия для любого, кто приближался к нему: зло в сегодняшнем хасидизме почти персонифицируется как нечто, что необходимо победить после борьбы с его искушениями. [27] Остается один факт: одна цель религиозного еврея – это хорошо… но всегда, и в мыслях, и, следовательно, в душе, как и в заповедях, то есть в «действии». Одна цель, добро, ее нужно искать и жить в каждой мицве, помимо того, что она является внутренней ценностью души, поэтому она является неотъемлемой частью ее существования: это Йецер ха-Тов, обычно переводимый как «склонность к добру». ".
Его противоположностью является Йецер ха-ра, то есть зло или «извращенный инстинкт», поскольку в христианстве оно относится к искушению . Действительно, Йецер ха-ра присутствует почти у всех людей с самого начала Творения из-за первородного греха , концепция, широко обсуждаемая в еврейской Каббале. Затем хасидизм сделал это радикальным вопросом, вплоть до морального императива в религиозном обязательстве «завоевать и окончательно победить Йецер ха-ра»; Таким образом, добро, вместе с радостью и религиозным долгом, является сопутствующим фактором религиозности и ее уровня преданности: чем больше истинная «привязанность к Богу», Девекут , тем больше благотворное влияние Бога, именно Милосердного Отца. В этом отношении 13 атрибутов божественного Милосердия относятся к достоинствам человека, только в отношении наказаний преобладает аспект строгости (по- еврейски Гвура ).
Хасиды уже обсуждали , присутствует ли Йецер ха-ра с раннего детства, после рождения: в иудаизме бар-мицва также санкционирует осознание теологической разницы между добром и злом. Ребенок еще не представляет Йецер ха-Ра, он практически лишен ее… и тем не менее, существуют формы «бунта» даже в «нежном возрасте», которые приводят к тому, что некоторые раввины нынешней современной эпохи утверждают, что что дети — это либо только все Йецер ха-Тов, либо «почти все Йецер ха-ра» [28] тем самым оставляя сомнение по этому поводу, поскольку богословско-мистическая фигура цадика остается основой хасидизма :
Рабби Пинхас, войдя однажды в школу, увидел, что ученики, увлеченные страстной речью, были поражены его появлением. Он спросил: «О чем ты говоришь?» «Равви, — сказали они, — мы говорим о нашей обеспокоенности тем, что за нами гонится Злой Инстинкт». «Не волнуйтесь, — ответил он, — вы еще не поднялись так высоко, чтобы оно могло погнаться за вами; сначала ты побежишь за ним». [29]
Олицетворение зла
[ редактировать ]Хотя некоторые древние группы евреев, по-видимому, верили в существование сверхъестественного зла, в частности падших ангелов (как в свитках Мертвого моря ), [30] [31] [32] Йецер Хара в недостоверных источниках представлен как олицетворение зла, отличного от сверхъестественного Дьявола традиционного христианства и ислама. Тенденция к демифологизации Сатаны обнаруживается в Вавилонском Талмуде. [33] и другие раввинские произведения, например: «Реш Лакиш сказал: Сатана, злое начало и Ангел Смерти - все одно». [34] Примечательно, однако, что этот и другие отрывки Талмуда не отрицают внешнего существования сатаны, а создают синтез между внешними и внутренними силами зла. [35] [36] [37] Подобные тенденции можно также обнаружить у некоторых христианских писателей эпохи Просвещения, например, в религиозных трудах Исаака Ньютона . [38] [ нужны разъяснения ]
Противодействие последствиям Йецер Хара
[ редактировать ]Многие постановления, принятые раввинами на протяжении веков, представляют собой настоящие «гарантии», призванные отдалить человека от его естественных склонностей и усложнить ему грех. Запрет Давида на йихуд (указ, запрещающий мужчине уединяться в комнате с женщиной, не связанной с ним родством) и правила, определяющие поведение евреев при входе в общественную баню , - вот лишь несколько примеров.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Второзаконие 31:21.
- ^ Бытие 1: 1–2: 3.
- ^ Второзаконие 33
- ^ Второзаконие 30:6
- ^ Авот де Рабби Натан 16
- ^ Вавилонский Талмуд ( Сукка 52а)
- ^ Ялкут Шимони , Бытие (глава 2)
- ^ Моисей Мильзинер , Введение в Талмуд (3-е издание), Нью-Йорк, 1925, стр. 269–270 .
- ^ Нида 16б; сравните с Пирке Авот 3:18: «Все предвидено [Богом], но выбор дан [человеку], и мир оценивается по [его] достоинствам».
- ^ Экклезиаст 7:20 (перевод Еврейского издательского общества)
- ^ Берахот 32а
- ^ Пиркей Авот 3:18 [17]
- ^ Притчи 3:6
- ^ Маймонид , Комментарий к Мишне, Брахот 9:5
- ↑ Путь Бога , Моше Хаим Луццатто, 1998. «Он имеет право выбора и может выбирать любую сторону, сознательно и добровольно, и обладать той, которую он пожелает. Поэтому человек был создан как с добрым побуждением (Йецр ха-Тов ) и Злое Побуждение (Йецер ХаРа)».
- ^ Бытие 4:7
- ^ См. также Сифрей о Второзаконии, П. Экев 45, Кидд. 30б
- ^ Вавилонский Талмуд (Баба Батра 165а)
- ^ Тоби, Йосеф [на иврите] (1989–1990). «Медицинские книги йеменского еврейства». Иерусалимские исследования еврейского фольклора (на иврите). 12.11: 114 (прим. 46). JSTOR 23356313 . , цитируя работу Шабази «Сефер ха-Маргалит» , которая сейчас находится в Еврейской теологической семинарии Америки , г-жа 2672, стр. 168a–173a.
- ^ Шалом Шабази, Сефер ха-Маргалит (О болезни похоти)
- ^ Бытие Раба 9:7; см. также Йома 69б
- ^ Второзаконие 6:5
- ^ Мишна Брахот 9:5
- ^ Тиферет Исраэль и Кехати Мишне Брахот 9:5
- ^ Еврейская энциклопедия Даат - Свободный выбор
- ^ www.rabbini.it - Искры
- ^ «10 фактов, которые нужно знать о войне и иудаизме… 9. Мы находимся в состоянии войны со своими злыми наклонностями» (www.chabad.org - Любавич)
- ^ «Нефеш ха-Бахамис (Душа животного) Нефеш ХоЭлокис (Божественная душа)» (www.chabad.org - Любавич)
- ^ Мартин Бубер , Сказки хасидов
- ^ Дороти М. Питерс Традиции Ноя в свитках Мертвого моря 2008 «Девора Димант, «Падшие ангелы» в свитках Мертвого моря и в апокрифических и псевдоэпиграфических книгах, связанных с ними» (английское краткое изложение докторской диссертации, иврит). Университет, 1974), 4–7.
- ^ Коллинз Дж. Апокалиптика в свитках Мертвого моря 1997 «В Книге наблюдателей суд над падшими ангелами дает повод для вознесения Еноха на небеса. Это самый старый еврейский рассказ о путешествии туда и обратно, который у нас есть. на небо, где провидец возносится на небо».
- ^ Бохак Г. Древняя еврейская магия: история 2008 г. «Магия в 1 Енохе, Юбилеях и свитках Мертвого моря [...], которая может быть датирована третьим веком до нашей эры, рассказывает историю Падших ангелов, этих «сыновей». Бога", который возжелал..."
- ^ Баба Батра 16а
- ^ Еврейская религия: спутник . п. 443. Louis Jacobs, 1995. «Очень показательной тенденцией к демифологизации в раввинистической мысли является высказывание (Бава Батра 16а), что Сатана, йецер хара («злая склонность», см. йецер ха тов и йецер хара) и ангел смерти это одно и то же».
- ↑ В том же листе Баба Батра 16а цитируется Танна, делающий заявление, которое освещает три функции сатаны (обвинителя), злых наклонностей и ангела смерти таким образом, что становится ясно, что имеется в виду личное существо: «[Сатана] приходит спускается на землю и соблазняет, затем возносится на небо и пробуждает гнев, дается ему разрешение и он забирает душу».
- ^ Риг, Г. (2013). Дьявол в раввинской литературе. В книге И. Фрелиха и Э. Коскенниеми (ред.), Зло и Дьявол (стр. 71–83). Bloomsbury T&T Clark делает следующий комментарий по поводу b. Берахот 19а (в котором сатана маскируется под женщину): «Он визуализирует плотские желания и, следовательно, его можно приравнять к злым наклонностям. Однако нельзя игнорировать одно отличие: сатана — независимая фигура, в то время как злые наклонности являются частью человек» (с. 79).
- ^ Дамс, СП (1974). Не введи нас в искушение. Журнал Евангелического теологического общества, 17 (4), 223–230, отмечает, что два раввинских текста (б. Синедрион 107а и Исх. Раба 19.2), по-видимому, подразумевают, что «искушение возникает с позволения Бога, что злой йецер его внутренняя возможность и что сатана является внешней силой, ответственной за его возникновение» (с. 228).
- ^ Ньютон и ньютонианство: новые исследования 174 Джеймс Э. Форс, Сара Хаттон, 2004 «Поздние высказывания Ньютона о природе сатаны для практических целей неотличимы от еврейского «злого йетцера».
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Что касается похоти и явного чувственного желания, Шабази писал, что он не знает никакой предписанной формулы или противоядия для тех, кто обладает такими чертами, и что только Бог может исцелить таких людей. Далее он говорит, что ему лучше всего вычистить из своего сердца такие мысли и отстранить этот вопрос, чтобы он не стал для него навязчивой идеей. Это, говорит он, возможно, заменив его счастьем, например тем, которое возникает от прослушивания песен и других вещей, приносящих счастье, и приучить себя смотреть на природу (например, на воду, зеленую листву и приятные лица). [20]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бубер, Мартин (1952), Образы добра и зла, в: Добро и зло. Две интерпретации. .