Jump to content

Йецер хара

В иудаизме ивр ецер ( хара .: יֵצֶר הַרַע ‎, латинизировано : yēṣer haraʿ ‍) — термин, обозначающий врожденную склонность человечества творить зло . Термин взят из фразы «наклонность сердца человека – зло» ( библейский иврит : יֵצֶר לֵב הָאָדָם רַע , латинизированная: йецер лев-ха-адам ра ), которая встречается дважды в начале Торы ( Бытие 6) . :5 и Бытие 8:21).

Еврейское слово йецер, дважды встречающееся в книге Бытия, снова встречается в конце Торы: «Я знал их замыслы, которые они делают». [1] (план) сердца Таким образом, от начала и до конца ецер постоянно направлен на зло. Однако Тора, начавшаяся с благословения [2] предвидит будущее благословение [3] которое произойдет в результате того, что Бог обрежет сердце в последние дни. [4]

В традиционном иудаизме Йецер Хара не является демонической силой, несмотря на то, что Самаэль считается источником Йецер Хара из-за неправильного использования человеком вещей, необходимых физическому телу для выживания. Таким образом, потребность в еде становится чревоугодием из-за ецер хара . Потребность в деторождении становится распущенностью и так далее.

Еврейская концепция ецер хара похожа на христианскую концепцию «греховной природы», известной как похоть , которая представляет собой склонность людей грешить. Однако похоть явно проистекает из первородного греха , тогда как ецер хара является естественной частью Божьего творения.

Согласно талмудическому трактату Авот де-Рабби Натан , злые наклонности мальчика превышают его добрые наклонности до тех пор, пока ему не исполнится 13 лет ( бар-мицва ), после чего добрые наклонности «зарождаются» и способны контролировать его поведение. [5] Более того, раввины заявили: «Чем больше человек, тем больше его [злые] наклонности». [6]

Свободная воля и выбор между злыми и добрыми наклонностями

[ редактировать ]

Основной принцип еврейской мысли гласит, что каждый человек – как еврей, так и нееврей – рождается как с добрыми, так и со злыми наклонностями. [7] Обладание злыми наклонностями не считается ни плохим, ни ненормальным. Проблема, однако, возникает, когда кто-то делает умышленный выбор «перейти черту» и пытается удовлетворить свои злые наклонности, основываясь на прототипических моделях добра и зла в еврейской Библии. [8] Это понятие кратко сформулировано в Вавилонском Талмуде : «Все определяется небом, кроме страха перед небом». [9] Это означает, что все в жизни человека предопределено Богом, за исключением выбора человека быть праведным или злым, который оставлен на его свободную волю .

В Библии говорится, что каждый человек в какой-то момент поддается своему злому наклонению: «Ибо нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил бы». [10] Талмуд . говорит о трудности преодоления злого наклонения: «На что оно похоже, злое начало в человеке? Оно похоже на отца, который берет своего маленького сына, купает его, обливает духами, причесывает, одевает его» одевается, кормит его, напоит, надевает ему на шею мешок с деньгами, а затем уходит и ставит сына у входной двери публичного дома, что может сделать мальчик, чтобы не согрешить?» [11] Признавая эту трудность, говорят, что покаяние (а в некоторых случаях и скорбь) искупает большинство грехов, в то время как преобладание добрых дел удерживает человека в общем классе хороших людей. [12]

Маймонид дал инструкции, как относиться к злым наклонностям и вытекающим из этого невзгодам:

...Поэтому пусть человек приготовит свой разум и попросит у Бога, чтобы все, что когда-либо случилось с ним в этом мире, из того, что по промыслу Божию является добром, или из того, что по Его воле является злом, чтобы причина [их возникновения] в том, чтобы он мог достичь истинного счастья. Это было сказано относительно доброй наклонности [в человеке] и относительно [его] злой наклонности, то есть для того, чтобы он мог положить в свое сердце любовь к Богу и свою [постоянную] веру в Него, даже в час бунта, или гнева, или неудовольствия, видя, что все это вращается вокруг злого наклонения [человека], как и сказали: «Во всех путях твоих познавай Его», [13] [значение] даже в деле, связанном с преступлением. [14]

Моше Хаим Луццатто писал в Дерех Ашем , что «Человек — это существо, созданное для того, чтобы приблизиться к Богу. Он находится между совершенством и недостатками, обладая силой заслужить совершенство. Однако человек должен заслужить это совершенство своими собственными силами». свободная воля... Таким образом, склонности человека балансируются между добром (Йецер хаТов) и злом (Йецер хаРа), и он не принужден ни к одному из них. Он имеет право выбора и способен выбрать любую сторону сознательно и добровольно». . [15]

Сила внутри человека для победы над грехом

[ редактировать ]

Хотя Бог создал человечество как с добрыми, так и со злыми наклонностями, двумя силами или тенденциями, которые тянут человека в противоположные стороны, Бог повелевает каждому человеку выбирать добрый и правильный путь вместо зла. В повествовании о Каине и Авеле Бог говорит Каину: «Не правда ли, что если ты делаешь добро, ты будешь прощен? ], и к тебе будет его тоска, хотя у тебя есть способность подчинить его». [16] Средневековый комментатор Раши объясняет: «И к тебе будет его стремление», то есть стремление к греху – т. е. злое начало, – которое постоянно жаждет и жаждет заставить человека споткнуться, «хотя у тебя есть способность подчинить его». то есть, если человек захочет, он его осилит. [17]

Подразумевается, что каждый человек способен победить грех, если он действительно этого желает. Это может быть сложно, а может и нет, и может потребовать некоторого ремонта, но это все же возможно.

Хотя пороков много, мудрецы Израиля говорили, что большинство людей склонны «воровать» то, что им не принадлежит ( גזל ), тогда как меньше людей склонны «обнажать наготу» других ( גלוי עריות ), эвфемизм для обозначения разврата. [18] Что касается похоти , Шалом Шабази (1619 – ок. 1720 ) называет ее «феноменом души» и описывает способы, с помощью которых человек, искушенный похотью, может преодолеть это побуждение, не попадая в его лапы. [19] [а]

Положительная роль злого наклонения

[ редактировать ]

Однако раввинские источники также описывают йецер хара (при правильном направлении) как необходимую для продолжения общества, поскольку сексуальная похоть мотивирует создание семей, а жадность мотивирует работу:

Рабби Нахман бар Самуил бар Нахман сказал от имени рабби Самуила бар Нахмана :   [...] «И вот, это было весьма хорошо» ( Бытие 1:31 ) — это относится к йецер хара . Но так ли хорош ецер хара ?! — Если бы не ецер хара , мужчина не построил бы дом, не женился бы на женщине, не завел бы детей и не занялся бы бизнесом. [21]

Мишна . интерпретирует библейскую заповедь любить Бога «всем сердцем» [22] означает «с двумя твоими наклонностями — добрыми и злыми наклонностями». [23] Вторая половина этой интерпретации интерпретировалась по-разному. По мнению некоторых, это указывает на то, что физические удовольствия, такие как еда и питье, могут быть формой служения Богу, если человек намерен тем самым укрепить тело, чтобы лучше служить Богу. [24]

Йецер хара также рассматривается положительно, поскольку его существование допускает свободу воли, что, в свою очередь, позволяет вознаграждать тех, кто выбирает добрые дела. [25]

Заботьтесь о добре, и зло автоматически уменьшится. [26]

Ребе Нахман из Бреслова говорил: судите обо всех с положительной стороны . Затем он заявил, что каждый обязан отбросить плохие мысли . Как лидер, Ребе должен иметь возможность вести диалог и участвовать в дискуссиях со всеми, кто этого хочет: это правда... у него, как и у Ребе Носона, было много противников, поэтому во многих случаях, присоединяясь к ним, становясь хасидами , в других даже почтив их каводом , наконец установив диалектические отношения, однако после признания их величия. Этот факт был с Митнагдим и с Хаскалой , впервые против хасидов.

Это правда, что зло, присущее даже одному человеку, может усугубить и без того опасное состояние, а в случае духа или даже интеллектуальных способностей тогда доброта служения Богу также будет поставлена ​​под угрозу; хасиды уже на заре хасидизма знали, что зло может укорениться до такой степени, что затронет всех людей: оно изучается с раннего детства в еврейских школах или в иешивах , как в случае с Кореем против Аарона или в хасидской истории о злом отшельнике, о котором потом вдали от него будет рассказывать простой народ, о скорпионах, пауках и всяком колдовстве, оставшемся из памяти о нем. Одиночество является добродетелью в иудаизме и хасидизме, но такой отшельник имел злые последствия для любого, кто приближался к нему: зло в сегодняшнем хасидизме почти персонифицируется как нечто, что необходимо победить после борьбы с его искушениями. [27] Остается один факт: одна цель религиозного еврея – это хорошо… но всегда, и в мыслях, и, следовательно, в душе, как и в заповедях, то есть в «действии». Одна цель, добро, ее нужно искать и жить в каждой мицве, помимо того, что она является внутренней ценностью души, поэтому она является неотъемлемой частью ее существования: это Йецер ха-Тов, обычно переводимый как «склонность к добру». ".

Его противоположностью является Йецер ха-ра, то есть зло или «извращенный инстинкт», поскольку в христианстве оно относится к искушению . Действительно, Йецер ха-ра присутствует почти у всех людей с самого начала Творения из-за первородного греха , концепция, широко обсуждаемая в еврейской Каббале. Затем хасидизм сделал это радикальным вопросом, вплоть до морального императива в религиозном обязательстве «завоевать и окончательно победить Йецер ха-ра»; Таким образом, добро, вместе с радостью и религиозным долгом, является сопутствующим фактором религиозности и ее уровня преданности: чем больше истинная «привязанность к Богу», Девекут , тем больше благотворное влияние Бога, именно Милосердного Отца. В этом отношении 13 атрибутов божественного Милосердия относятся к достоинствам человека, только в отношении наказаний преобладает аспект строгости (по- еврейски Гвура ).

Хасиды уже обсуждали , присутствует ли Йецер ха-ра с раннего детства, после рождения: в иудаизме бар-мицва также санкционирует осознание теологической разницы между добром и злом. Ребенок еще не представляет Йецер ха-Ра, он практически лишен ее… и тем не менее, существуют формы «бунта» даже в «нежном возрасте», которые приводят к тому, что некоторые раввины нынешней современной эпохи утверждают, что что дети — это либо только все Йецер ха-Тов, либо «почти все Йецер ха-ра» [28] тем самым оставляя сомнение по этому поводу, поскольку богословско-мистическая фигура цадика остается основой хасидизма :

Рабби Пинхас, войдя однажды в школу, увидел, что ученики, увлеченные страстной речью, были поражены его появлением. Он спросил: «О чем ты говоришь?» «Равви, — сказали они, — мы говорим о нашей обеспокоенности тем, что за нами гонится Злой Инстинкт». «Не волнуйтесь, — ответил он, — вы еще не поднялись так высоко, чтобы оно могло погнаться за вами; сначала ты побежишь за ним». [29]

Олицетворение зла

[ редактировать ]

Хотя некоторые древние группы евреев, по-видимому, верили в существование сверхъестественного зла, в частности падших ангелов (как в свитках Мертвого моря ), [30] [31] [32] Йецер Хара в недостоверных источниках представлен как олицетворение зла, отличного от сверхъестественного Дьявола традиционного христианства и ислама. Тенденция к демифологизации Сатаны обнаруживается в Вавилонском Талмуде. [33] и другие раввинские произведения, например: «Реш Лакиш сказал: Сатана, злое начало и Ангел Смерти - все одно». [34] Примечательно, однако, что этот и другие отрывки Талмуда не отрицают внешнего существования сатаны, а создают синтез между внешними и внутренними силами зла. [35] [36] [37] Подобные тенденции можно также обнаружить у некоторых христианских писателей эпохи Просвещения, например, в религиозных трудах Исаака Ньютона . [38] [ нужны разъяснения ]

Противодействие последствиям Йецер Хара

[ редактировать ]

Многие постановления, принятые раввинами на протяжении веков, представляют собой настоящие «гарантии», призванные отдалить человека от его естественных склонностей и усложнить ему грех. Запрет Давида на йихуд (указ, запрещающий мужчине уединяться в комнате с женщиной, не связанной с ним родством) и правила, определяющие поведение евреев при входе в общественную баню , - вот лишь несколько примеров.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Второзаконие 31:21.
  2. ^ Бытие 1: 1–2: 3.
  3. ^ Второзаконие 33
  4. ^ Второзаконие 30:6
  5. ^ Авот де Рабби Натан 16
  6. ^ Вавилонский Талмуд ( Сукка 52а)
  7. ^ Ялкут Шимони , Бытие (глава 2)
  8. ^ Моисей Мильзинер , Введение в Талмуд (3-е издание), Нью-Йорк, 1925, стр. 269–270 .
  9. ^ Нида 16б; сравните с Пирке Авот 3:18: «Все предвидено [Богом], но выбор дан [человеку], и мир оценивается по [его] достоинствам».
  10. ^ Экклезиаст 7:20 (перевод Еврейского издательского общества)
  11. ^ Берахот 32а
  12. ^ Пиркей Авот 3:18 [17]
  13. ^ Притчи 3:6
  14. ^ Маймонид , Комментарий к Мишне, Брахот 9:5
  15. Путь Бога , Моше Хаим Луццатто, 1998. «Он имеет право выбора и может выбирать любую сторону, сознательно и добровольно, и обладать той, которую он пожелает. Поэтому человек был создан как с добрым побуждением (Йецр ха-Тов ) и Злое Побуждение (Йецер ХаРа)».
  16. ^ Бытие 4:7
  17. ^ См. также Сифрей о Второзаконии, П. Экев 45, Кидд. 30б
  18. ^ Вавилонский Талмуд (Баба Батра 165а)
  19. ^ Тоби, Йосеф [на иврите] (1989–1990). «Медицинские книги йеменского еврейства». Иерусалимские исследования еврейского фольклора (на иврите). 12.11: 114 (прим. 46). JSTOR   23356313 . , цитируя работу Шабази «Сефер ха-Маргалит» , которая сейчас находится в Еврейской теологической семинарии Америки , г-жа 2672, стр. 168a–173a.
  20. ^ Шалом Шабази, Сефер ха-Маргалит (О болезни похоти)
  21. ^ Бытие Раба 9:7; см. также Йома 69б
  22. ^ Второзаконие 6:5
  23. ^ Мишна Брахот 9:5
  24. ^ Тиферет Исраэль и Кехати Мишне Брахот 9:5
  25. ^ Еврейская энциклопедия Даат - Свободный выбор
  26. ^ www.rabbini.it - ​​Искры
  27. ^ «10 фактов, которые нужно знать о войне и иудаизме… 9. Мы находимся в состоянии войны со своими злыми наклонностями» (www.chabad.org - Любавич)
  28. ^ «Нефеш ха-Бахамис (Душа животного) Нефеш ХоЭлокис (Божественная душа)» (www.chabad.org - Любавич)
  29. ^ Мартин Бубер , Сказки хасидов
  30. ^ Дороти М. Питерс Традиции Ноя в свитках Мертвого моря 2008 «Девора Димант, «Падшие ангелы» в свитках Мертвого моря и в апокрифических и псевдоэпиграфических книгах, связанных с ними» (английское краткое изложение докторской диссертации, иврит). Университет, 1974), 4–7.
  31. ^ Коллинз Дж. Апокалиптика в свитках Мертвого моря 1997 «В Книге наблюдателей суд над падшими ангелами дает повод для вознесения Еноха на небеса. Это самый старый еврейский рассказ о путешествии туда и обратно, который у нас есть. на небо, где провидец возносится на небо».
  32. ^ Бохак Г. Древняя еврейская магия: история 2008 г. «Магия в 1 Енохе, Юбилеях и свитках Мертвого моря   [...], которая может быть датирована третьим веком до нашей эры, рассказывает историю Падших ангелов, этих «сыновей». Бога", который возжелал..."
  33. ^ Баба Батра 16а
  34. ^ Еврейская религия: спутник . п. 443. Louis Jacobs, 1995. «Очень показательной тенденцией к демифологизации в раввинистической мысли является высказывание (Бава Батра 16а), что Сатана, йецер хара («злая склонность», см. йецер ха тов и йецер хара) и ангел смерти это одно и то же».
  35. В том же листе Баба Батра 16а цитируется Танна, делающий заявление, которое освещает три функции сатаны (обвинителя), злых наклонностей и ангела смерти таким образом, что становится ясно, что имеется в виду личное существо: «[Сатана] приходит спускается на землю и соблазняет, затем возносится на небо и пробуждает гнев, дается ему разрешение и он забирает душу».
  36. ^ Риг, Г. (2013). Дьявол в раввинской литературе. В книге И. Фрелиха и Э. Коскенниеми (ред.), Зло и Дьявол (стр. 71–83). Bloomsbury T&T Clark делает следующий комментарий по поводу b. Берахот 19а (в котором сатана маскируется под женщину): «Он визуализирует плотские желания и, следовательно, его можно приравнять к злым наклонностям. Однако нельзя игнорировать одно отличие: сатана — независимая фигура, в то время как злые наклонности являются частью человек» (с. 79).
  37. ^ Дамс, СП (1974). Не введи нас в искушение. Журнал Евангелического теологического общества, 17 (4), 223–230, отмечает, что два раввинских текста (б. Синедрион 107а и Исх. Раба 19.2), по-видимому, подразумевают, что «искушение возникает с позволения Бога, что злой йецер его внутренняя возможность и что сатана является внешней силой, ответственной за его возникновение» (с. 228).
  38. ^ Ньютон и ньютонианство: новые исследования 174 Джеймс Э. Форс, Сара Хаттон, 2004 «Поздние высказывания Ньютона о природе сатаны для практических целей неотличимы от еврейского «злого йетцера».

Примечания

[ редактировать ]
  1. Что касается похоти и явного чувственного желания, Шабази писал, что он не знает никакой предписанной формулы или противоядия для тех, кто обладает такими чертами, и что только Бог может исцелить таких людей. Далее он говорит, что ему лучше всего вычистить из своего сердца такие мысли и отстранить этот вопрос, чтобы он не стал для него навязчивой идеей. Это, говорит он, возможно, заменив его счастьем, например тем, которое возникает от прослушивания песен и других вещей, приносящих счастье, и приучить себя смотреть на природу (например, на воду, зеленую листву и приятные лица). [20]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бубер, Мартин (1952), Образы добра и зла, в: Добро и зло. Две интерпретации. .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 917ed64cb48a4b9e05cb269080849e88__1722422580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/88/917ed64cb48a4b9e05cb269080849e88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yetzer hara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)