Еврейские взгляды на грех
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Иудаизм считает нарушение любой из 613 заповедей грехом. Иудаизм учит, что грешить – это часть жизни, поскольку не существует совершенного человека и склонность творить зло есть у каждого «с юности», хотя люди рождаются безгрешными. [ 1 ] Грех имеет множество классификаций и степеней.
Непреднамеренные грехи считаются менее тяжкими грехами. Грехи, совершенные по незнанию, не считаются грехами. [ 2 ] [ 3 ]
Когда Храм еще стоял в Иерусалиме, люди приносили корбанот (жертвы) за свои проступки. Искупительный аспект корбанота тщательно описан. По большей части корбан не только искупает непреднамеренные грехи, совершенные в результате человеческой забывчивости или ошибки. Никакого искупления не требуется за нарушения, совершенные под принуждением или по незнанию, и корбанот по большей части не может искупить злонамеренный, умышленный грех. Кроме того, корбанот не имеет искупительного эффекта, если только лицо, совершающее подношение, искренне не раскается в своих действиях перед совершением подношения и не возместит ущерб любому лицу (лицам), пострадавшему в результате нарушения. [ 2 ] [ 3 ]
Терминология
[ редактировать ]Еврейская Библия использует несколько слов для описания греха. Стандартное существительное для греха — ḥeṭ (глагол: хата ), что означает «не попасть в цель» или «грех». [ 4 ] Слово эйвон часто переводится как «беззаконие», то есть грех, совершенный из-за моральных недостатков. [ 5 ] Слово пеша , или «преступление», означает грех, совершенный из-за неповиновения. [ 6 ] Слово реша относится к действию, совершенному с злым намерением. [ 7 ] В нескольких библейских стихах человек исповедуется один за другим в нескольких таких категориях грехов. [ 8 ]
По мнению раввинов, эти термины относятся к грехам различной степени тяжести: хет относится к непреднамеренному греху, эйвон — к умышленному греху (совершенному не для того, чтобы бросить вызов Богу), а пеша — к бунту. [ 9 ] Человек несет ответственность за каждый из этих грехов, хотя наименьшая ответственность за непреднамеренные грехи и наибольшая ответственность за грехи неповиновения и бунта. К ситуациям, в которых нет ответственности, относятся те, кто (человек был вынужден совершить грех по независящим от него факторам); тинок шенишба (человек, выросший в ассимилированной или нееврейской среде и не знающий надлежащих еврейских законов); и хереш, шоте, катан (глухонемые, безумные, несовершеннолетние – люди, которые считаются не обладающими умственной способностью осознать свой грех).
Термин грех, часто используемый на раввинском иврите, но не встречающийся в Библии, — это авейра (что означает «преступление»). Соответствующая фраза la'avor brito («нарушать Его завет») действительно встречается в Библии. [ 10 ]
Взгляд на человеческую природу
[ редактировать ]Иудаизм отвергает идею первородного греха : он считает, что люди приходят в мир чистыми, со способностью выбирать добро или зло по своей свободной воле . [ 11 ] У человека всегда есть сила избежать греха и его негативных последствий. [ 12 ] Благодаря свободе воли добро не является невозможным, а лишь временами трудным. Именно эта способность свободно выбирать делает людей ответственными за те грехи, которые они совершают. [ 13 ]
Библия утверждает, что ум склонен ко злу: «Ибо помыслы сердца человека злы от юности его». [ 14 ] Однако в библейских стихах это приводится как аргумент в пользу божественного милосердия, поскольку людей нельзя винить за природу, с которой они были созданы. Поэтому Бог по Своей милости позволил людям покаяться и получить прощение . [ 13 ] Бог Говорят, что сочетает справедливость с милосердием и следует Тринадцати Атрибутам Милосердия , чтобы простить грехи. [ 15 ]
Иудаизм учит, что в людях есть ецер , или человеческий инстинкт. Во многих источниках говорится как о ецер хатов («добрых наклонностях»), так и о ецер хара («злых наклонностях») в душе человека. [ 16 ] Йецер хатов концептуализируется в разных источниках как тенденция к добру, продуктивности или заботе о других, тогда как ецер хара концептуализируется как тенденция к злу, эгоизму или низменному или животному поведению. В некоторых источниках характер Сатаны тоже приравнивается к психологической склонности человека ко злу (в отличие от падшего ангела традиционного христианства). [ 17 ] Люди обладают способностью контролировать свои злые наклонности ( Бытие 4:7 ) и предпочитать добро злу ( Псалом 37:27 ). [ 18 ]
Будучи психологической склонностью, раввины видели положительные аспекты даже в йецер хара : без нее у людей не было бы мотивации вступать в брак, рожать детей или вести бизнес (поскольку эти действия часто мотивированы похотью или жадностью). [ 19 ] Похожее отношение проявляется и в знаменитом высказывании Гиллеля : «Если я не для себя, то кто будет для меня? А если я только для себя, то что я?» [ 20 ]
Согласно Талмуду , всего четыре человека за всю историю ни разу не согрешили: « Виньямин , сын Иакова; Амрам , отец Моисея; Иессея , отец Давида; и Чилиав , сын Давида». [ 21 ] Подразумевается, что великие герои Библии, в том числе Иаков, Моисей и Давид, упомянутые в этом отрывке, согрешили, как и любой другой человек в истории. Фактически, весь Танах полон упоминаний о грехах, совершаемых руководящими людьми, который учит, что никто не идеален, каждый выдерживает испытания, и люди должны стараться изо всех сил учиться на своих собственных ошибках.
В иудаизме человека судят не по сравнению с идеалом отсутствия греха или по сравнению с такими великими личностями, как Моисей, а скорее по сравнению с его собственным личным потенциалом, учитывая его способности и обстоятельства. [ 22 ] Эту идею иллюстрирует следующая история:
Зуша , великий хасидский учитель, лежал и плакал на смертном одре. Его ученики спросили его: «Ребе, почему ты такой грустный? После всех заповедей и добрых дел, которые ты совершил, ты обязательно получишь великую награду на небесах!». "Боюсь!" - сказала Зуша. «Потому что, когда я попаду на небеса, я знаю, что Бог не спросит меня: «Почему ты не был больше похож на Моисея?» или «Почему ты не был больше похож на царя Давида?» Но я боюсь, что Бог спросит: «Зуша, почему ты не была больше похожа на Зушу?» И что тогда я скажу?!» [ 22 ]
Виды греха
[ редактировать ]Грехи между человеком и его собратьями
[ редактировать ]Евреи признают два вида греха: преступления против других людей и преступления против Бога. Таким образом, в иудаизме термин «грех» включает в себя нарушения еврейского закона , которые не обязательно являются нарушением морали.
По некоторым источникам, грехи между людьми считаются более тяжкими, чем грехи между человеком и Богом, поскольку сама цель Торы — предотвратить страдания. [ а ] Другие источники говорят, что невозможно определить относительную тяжесть разных грехов. [ б ]
Множество мелких грехов против одного большого греха
[ редактировать ]Рассказана история о двух евреях, которые посетили своего ребе в поисках совета относительно совершенных ими грехов. Один совершил большой грех, который казался непростительным, тогда как другой беспокоился меньше, будучи виновен лишь в обычном разнообразии мелких грехов. Ребе велел им выйти на улицу и собрать камни, соответствующие числу и величине их грехов, а затем снова разбросать эти камни по полю. Сделав это, они вернулись к ребе, который велел им собрать разбросанные камни. Тот, кто совершил один большой грех, легко нашел свой большой камень, тогда как тому, кто совершил много грехов, было трудно идентифицировать и собрать все свои камни. Ребе заявил, что камни сравнимы с грехами: «Ты, совершивший великий грех, осознавал, что согрешил, и при искреннем покаянии можешь покаяться. Но тебе, совершившему много мелких грехов, будет трудно справиться со своими грехами, пока ты не поймите, что даже маленькие дела имеют значение». [ 12 ]
Договор
[ редактировать ]Преступления против Бога можно понимать как нарушение контракта (завета между Богом и детьми Израиля). Ездра, священник и писец, возглавлял большую группу изгнанников. По возвращении в Иерусалим, чтобы обучать законам Божьим, он обнаружил, что евреи женятся на неевреях. В отчаянии он разорвал свои одежды и исповедал грехи Израиля перед Богом, прежде чем приступить к очищению общины. [ 29 ] Книгу Иеремии (Йирмияу [ירמיהו]) можно разделить на пять подразделов. Одна часть, Иеремия 2-24, демонстрирует презрение к грехам Израиля. Стихотворение в 2:1–3:5 показывает доказательства нарушения завета против Израиля. [ 30 ]
Другие ситуации
[ редактировать ]Сфорно предполагает, что Левит 4:22 , в котором говорится о согрешившем лидере, начинается с слова «когда» (а не «если»), чтобы подразумевать, что лидеры — будучи влиятельными и богатыми людьми — почти неизбежно будут грешить. Этот стих Торы завершается словами «осознает свою вину», потому что очень важно, чтобы влиятельные люди признали и почувствовали раскаяние в своем грехе, чтобы не согрешить снова. [ 31 ]
В иудаизме не только разрешается, но и требуется совершать большинство грехов, если это необходимо для спасения человеческой жизни. Этот принцип называется пикуах нефеш . Единственным исключением являются три исключительных греха (убийство, идолопоклонство и сексуальные проступки), за которые нужно скорее умереть, чем совершить.
Награда и наказание
[ редактировать ]Божественное наказание
[ редактировать ]Совершенно праведные, то есть те, кто чист от греха, наслаждаются этой жизнью и жизнью после нее. Средний человек страдает в этом мире, чтобы искупить свои грехи, оставляя свою полную небесную награду для наслаждения; если покаяние и искупление человека не завершены в этом мире, его страдания продолжатся в одном из нижних гехинном , и как только их грехи будут полностью искуплены, они присоединятся к праведникам на небесах. Совсем нечестивцы, превратившиеся в чистое зло без возможности раскаяния, считаются мертвыми дикими зверями; когда они умирают, они попадают на самый нижний уровень загробного мира, где становятся несуществующими. Они не могут исправить свои грехи ни в этом мире, ни в следующем и не каются даже у «врат ада», так сказать. Поэтому этот мир может показаться несправедливым, где праведники страдают, а нечестивцы процветают. Многие великие мыслители размышляли об этом, но Божье правосудие долго, точно и справедливо. [ 3 ] [ 32 ]
Человеческое наказание
[ редактировать ]Во времена Храма еврейские суды наказывали за определенные грехи различными формами наказания в зависимости от конкретного греха, как показано в Торе. Эти наказания варьируются от одной из четырех форм казни до ударов плетью, штрафов и всего, что между ними. После разрушения Второго Храма и Синедриона физические наказания больше не применялись из-за необходимости Синедриона для их казни.
Искупление
[ редактировать ]Иудаизм описывает различные способы получения искупления греха, то есть примирения с Богом и освобождения от наказания. Основной метод искупления – покаяние . В процессе искупления наряду с покаянием могут использоваться и другие средства (например, храмовые жертвоприношения, судебные наказания и возврат украденного имущества).
См. также
[ редактировать ]- Этический монотеизм
- Запрещенные отношения в иудаизме
- Еврейская этика
- Награда и наказание в иудаизме
- Семь законов Ноя
- Десять заповедей
- Три исключительных греха
- Пиркей «Одно без ведет к другому без» ( Авот 4:2)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бытие 8:21
- ^ Jump up to: а б «Жертвоприношения и приношения (Карбанот)» . JewishVirtualLLibrary.org . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Скобач, раввин Михаэль. «Левит 17:11» . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Словарь: грех
- ^ «Греческие и еврейские слова, обозначающие грех» . www.theopedia.com . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Словарь: преступление
- ^ «ГРЕХ — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com .
- ^ Псалмы 105:6 ; 3 Царств 8:47 ; Даниил 9:5
- ^ Вавилонский Талмуд , Йома 36б.
- ^ Второзаконие 17:2
- ^ Проблемы еврейской этики: неприятие иудаизмом первородного греха
- ^ Jump up to: а б Яблоко, раввин Раймонд (1970). «Покаяние, молитва и милосердие: антология Рош ха-Шана и Йом Кипура» . Издательский комитет Объединенной синагоги . Лондон, Великобритания . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Джейкобс, Джозеф; Эйзенштейн, Джуда Дэвид. «Грех» . Еврейская энциклопедия . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Бытие 8:21 ; Йома 20а; Синедрион 105а
- ^ Вавилонский Талмуд , Рош ха-Шана 17б.
- ^ Еврейский взгляд на грех
- ^ Бава Батра 16а
- ^ «Еврейский ответ миссионерам (8-страничный буклет) на английском языке» . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Бытие Раба 9:7; см. также Йома 69б
- ^ Пиркей Авот 1:14
- ^ Бава Батра 17а
- ^ Jump up to: а б «Великий, как Моисей» . Айш ха-Тора . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Ашер бен Джехиэль , введение к комментарию к Пеа
- ^ Шаббат 31а
- ^ Сифра , Кедошим 2:4
- ↑ Мишне Тора , Гнейва 7:14.
- ^ Пиркей Авот 2:1)
- ↑ Мешех Хохма в Исходе 14:29.
- ^ Эзра 7–10
- ^ О'Коннор 2007 , с. 491.
- ^ Сфорно, Левит 4:22 ; Вейсбанд, Ховард. «Смирение: важное качество лидерства» . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Награда и наказание» . JewishVirtualLibrary.org . Проверено 1 января 2020 г.
- ^
- «Ибо Святой, благословен Он, желает заповедей, которыми человек оказывает благо другим людям, больше, чем заповедей между человеком и его Творцом». [ 23 ]
- «То, что тебе ненавистно, не делай ближнему, остальное — комментарии, иди и научись этому!» [ 24 ]
- «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — говорит рабби Акива: Это великий принцип Торы». [ 25 ]
- «Наказание за [нечестные] меры хуже, чем наказание за сексуальные преступления, поскольку последнее происходит между человеком и Богом, а первое - между человеком и его собратьями». [ 26 ]
- Сфорно , Кавванат хаТора, раздел 2-3
- ^
- «Вы не знаете размера награды за каждую заповедь». [ 27 ]
- «Учтите, что в заповедях послушания (таких как идолопоклонство и половые отношения) есть карет , побивание камнями и другие смертные наказания и бичи, чего нет в отношении заповедей социальных отношений и таких черт характера, как сплетни, клевета и воровство... Но это касается только отдельных лиц, которые их совершают, тогда как если все сообщество развращено [такими грехами], мы обнаруживаем обратное». [ 28 ]
Цитируемые работы
[ редактировать ]- О'Коннор, Кэтлин М. (2007). «23. Иеремия». В Бартоне, Джон; Маддиман, Джон (ред.). Оксфордский библейский комментарий (первое издание (в мягкой обложке)). Издательство Оксфордского университета. стр. 487–533. ISBN 978-0199277186 . Проверено 6 февраля 2019 г.