Jump to content

Еврейские взгляды на грех

Иудаизм считает нарушение любой из 613 заповедей грехом. Иудаизм учит, что грешить – это часть жизни, поскольку не существует совершенного человека и склонность творить зло есть у каждого «с юности», хотя люди рождаются безгрешными. [ 1 ] Грех имеет множество классификаций и степеней.

Непреднамеренные грехи считаются менее тяжкими грехами. Грехи, совершенные по незнанию, не считаются грехами. [ 2 ] [ 3 ]

Когда Храм еще стоял в Иерусалиме, люди приносили корбанот (жертвы) за свои проступки. Искупительный аспект корбанота тщательно описан. По большей части корбан не только искупает непреднамеренные грехи, совершенные в результате человеческой забывчивости или ошибки. Никакого искупления не требуется за нарушения, совершенные под принуждением или по незнанию, и корбанот по большей части не может искупить злонамеренный, умышленный грех. Кроме того, корбанот не имеет искупительного эффекта, если только лицо, совершающее подношение, искренне не раскается в своих действиях перед совершением подношения и не возместит ущерб любому лицу (лицам), пострадавшему в результате нарушения. [ 2 ] [ 3 ]

Терминология

[ редактировать ]

Еврейская Библия использует несколько слов для описания греха. Стандартное существительное для греха — ḥeṭ (глагол: хата ), что означает «не попасть в цель» или «грех». [ 4 ] Слово эйвон часто переводится как «беззаконие», то есть грех, совершенный из-за моральных недостатков. [ 5 ] Слово пеша , или «преступление», означает грех, совершенный из-за неповиновения. [ 6 ] Слово реша относится к действию, совершенному с злым намерением. [ 7 ] В нескольких библейских стихах человек исповедуется один за другим в нескольких таких категориях грехов. [ 8 ]

По мнению раввинов, эти термины относятся к грехам различной степени тяжести: хет относится к непреднамеренному греху, эйвон — к умышленному греху (совершенному не для того, чтобы бросить вызов Богу), а пеша — к бунту. [ 9 ] Человек несет ответственность за каждый из этих грехов, хотя наименьшая ответственность за непреднамеренные грехи и наибольшая ответственность за грехи неповиновения и бунта. К ситуациям, в которых нет ответственности, относятся те, кто (человек был вынужден совершить грех по независящим от него факторам); тинок шенишба (человек, выросший в ассимилированной или нееврейской среде и не знающий надлежащих еврейских законов); и хереш, шоте, катан (глухонемые, безумные, несовершеннолетние – люди, которые считаются не обладающими умственной способностью осознать свой грех).

Термин грех, часто используемый на раввинском иврите, но не встречающийся в Библии, — это авейра (что означает «преступление»). Соответствующая фраза la'avor brito («нарушать Его завет») действительно встречается в Библии. [ 10 ]

Взгляд на человеческую природу

[ редактировать ]

Иудаизм отвергает идею первородного греха : он считает, что люди приходят в мир чистыми, со способностью выбирать добро или зло по своей свободной воле . [ 11 ] У человека всегда есть сила избежать греха и его негативных последствий. [ 12 ] Благодаря свободе воли добро не является невозможным, а лишь временами трудным. Именно эта способность свободно выбирать делает людей ответственными за те грехи, которые они совершают. [ 13 ]

Библия утверждает, что ум склонен ко злу: «Ибо помыслы сердца человека злы от юности его». [ 14 ] Однако в библейских стихах это приводится как аргумент в пользу божественного милосердия, поскольку людей нельзя винить за природу, с которой они были созданы. Поэтому Бог по Своей милости позволил людям покаяться и получить прощение . [ 13 ] Бог Говорят, что сочетает справедливость с милосердием и следует Тринадцати Атрибутам Милосердия , чтобы простить грехи. [ 15 ]

Иудаизм учит, что в людях есть ецер , или человеческий инстинкт. Во многих источниках говорится как о ецер хатов («добрых наклонностях»), так и о ецер хара («злых наклонностях») в душе человека. [ 16 ] Йецер хатов концептуализируется в разных источниках как тенденция к добру, продуктивности или заботе о других, тогда как ецер хара концептуализируется как тенденция к злу, эгоизму или низменному или животному поведению. В некоторых источниках характер Сатаны тоже приравнивается к психологической склонности человека ко злу (в отличие от падшего ангела традиционного христианства). [ 17 ] Люди обладают способностью контролировать свои злые наклонности ( Бытие 4:7 ) и предпочитать добро злу ( Псалом 37:27 ). [ 18 ]

Будучи психологической склонностью, раввины видели положительные аспекты даже в Йецер Хара : без нее у людей не было бы мотивации вступать в брак, рожать детей или вести бизнес (поскольку эти действия часто мотивированы похотью или жадностью). [ 19 ] Похожее отношение проявляется и в знаменитом высказывании Гиллеля : «Если я не для себя, то кто будет для меня? А если я только для себя, то что я?» [ 20 ]

Согласно Талмуду , всего четыре человека за всю историю никогда не согрешили: « Виньямин , сын Иакова; Амрам , отец Моисея; Иессея , отец Давида; и Чилиав , сын Давида». [ 21 ] Подразумевается, что великие герои Библии, в том числе Иаков, Моисей и Давид, упомянутые в этом отрывке, согрешили, как и любой другой человек в истории. Фактически, весь Танах полон упоминаний о грехах, совершаемых руководящими людьми, который учит, что никто не идеален, каждый выдерживает испытания/испытания, и люди должны стараться изо всех сил учиться на своих собственных ошибках.

В иудаизме человека судят не по сравнению с идеалом отсутствия греха или по сравнению с такими великими личностями, как Моисей, а скорее по сравнению с его собственным личным потенциалом, учитывая его способности и обстоятельства. [ 22 ] Эту идею иллюстрирует следующая история:

Зуша , великий хасидский учитель, лежал и плакал на смертном одре. Его ученики спросили его: «Ребе, почему ты такой грустный? После всех заповедей и добрых дел, которые ты совершил, ты обязательно получишь великую награду на небесах!». "Боюсь!" - сказала Зуша. «Потому что, когда я попаду на небеса, я знаю, что Бог не спросит меня: «Почему ты не был больше похож на Моисея?» или «Почему ты не был больше похож на царя Давида?» Но я боюсь, что Бог спросит: «Зуша, почему ты не была больше похожа на Зушу?» И что тогда я скажу?!» [ 22 ]

Виды греха

[ редактировать ]

Грехи между человеком и его собратьями

[ редактировать ]

Евреи признают два вида греха: преступления против других людей и преступления против Бога. Таким образом, в иудаизме термин «грех» включает в себя нарушения еврейского закона , которые не обязательно являются нарушением морали.

По некоторым источникам, грехи между людьми считаются более тяжкими, чем грехи между человеком и Богом, поскольку сама цель Торы — предотвратить страдания. [ а ] Другие источники говорят, что невозможно определить относительную тяжесть разных грехов. [ б ]

Множество мелких грехов против одного большого греха

[ редактировать ]

Рассказана история о двух евреях, которые посетили своего ребе в поисках совета относительно совершенных ими грехов. Один совершил большой грех, который казался непростительным, тогда как другой беспокоился меньше, будучи виновен лишь в обычном разнообразии мелких грехов. Ребе велел им выйти на улицу и собрать камни, соответствующие числу и величине их грехов, а затем снова разбросать эти камни по полю. Сделав это, они вернулись к ребе, который велел им собрать разбросанные камни. Тот, кто совершил один большой грех, легко нашел свой большой камень, тогда как тому, кто совершил много грехов, было трудно идентифицировать и собрать все свои камни. Ребе заявил, что камни сравнимы с грехами: «Ты, совершивший великий грех, осознавал, что согрешил, и при искреннем покаянии можешь покаяться. Но тебе, совершившему множество мелких грехов, будет трудно справиться со своими грехами, пока ты не поймите, что даже маленькие дела имеют значение». [ 12 ]

Преступления против Бога можно понимать как нарушение контракта (завета между Богом и детьми Израиля). Ездра, священник и писец, возглавлял большую группу изгнанников. По возвращении в Иерусалим, чтобы обучать законам Божьим, он обнаружил, что евреи женятся на неевреях. В отчаянии он разорвал свои одежды и исповедал грехи Израиля перед Богом, прежде чем приступить к очищению общины. [ 29 ] Книгу Иеремии (Йирмияу [ירמיהו]) можно разделить на пять подразделов. Одна часть, Иеремия 2-24, демонстрирует презрение к грехам Израиля. Стихотворение в 2:1–3:5 показывает доказательства нарушения завета против Израиля. [ 30 ]

Другие ситуации

[ редактировать ]

Сфорно предполагает, что Левит 4:22 , в котором говорится о согрешившем лидере, начинается с слова «когда» (а не «если»), чтобы подразумевать, что лидеры — будучи влиятельными и богатыми людьми — почти неизбежно будут грешить. Этот стих Торы завершается словами «осознает свою вину», потому что очень важно, чтобы влиятельные люди признали и почувствовали раскаяние в своем грехе, чтобы не согрешить снова. [ 31 ]

В иудаизме не только разрешается, но и требуется совершать большинство грехов, если это необходимо для спасения человеческой жизни. Этот принцип называется пикуах нефеш . Единственным исключением являются три исключительных греха (убийство, идолопоклонство и сексуальные проступки), за которые нужно скорее умереть, чем совершить.

Награда и наказание

[ редактировать ]

Божественное наказание

[ редактировать ]

Совершенно праведные, то есть те, кто чист от греха, наслаждаются этой жизнью и жизнью после нее. Средний человек страдает в этом мире, чтобы искупить свои грехи, оставляя свою полную небесную награду для наслаждения; если покаяние и искупление человека не завершены в этом мире, его страдания продолжатся в одном из нижних гехинном , и как только их грехи будут полностью искуплены, они присоединятся к праведникам на небесах. Совсем нечестивцы, превратившиеся в чистое зло без возможности раскаяния, считаются мертвыми дикими зверями; когда они умирают, они попадают на самый нижний уровень загробного мира, где становятся несуществующими. Они не могут исправить свои грехи ни в этом мире, ни в следующем и не каются даже у «врат ада», так сказать. Поэтому этот мир может показаться несправедливым, где праведники страдают, а нечестивцы процветают. Многие великие мыслители размышляли об этом, но Божье правосудие долго, точно и справедливо. [ 3 ] [ 32 ]

Человеческое наказание

[ редактировать ]

Во времена Храма еврейские суды наказывали за определенные грехи различными формами наказания в зависимости от конкретного греха, как показано в Торе. Эти наказания варьируются от одной из четырех форм казни до ударов плетью, штрафов и всего, что между ними. После разрушения Второго Храма и Синедриона физические наказания больше не применялись ввиду необходимости Синедриона для их казни.

Искупление

[ редактировать ]

Иудаизм описывает различные способы получения искупления греха, то есть примирения с Богом и освобождения от наказания. Основной метод искупления – покаяние . В процессе искупления наряду с покаянием могут использоваться и другие средства (например, храмовые жертвоприношения, судебные наказания и возврат украденного имущества).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бытие 8:21
  2. ^ Jump up to: а б «Жертвоприношения и приношения (Карбанот)» . JewishVirtualLLibrary.org . Проверено 1 января 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Скобач, раввин Михаэль. «Левит 17:11» . Проверено 1 января 2020 г.
  4. ^ Словарь: грех
  5. ^ «Греческие и еврейские слова, обозначающие грех» . www.theopedia.com . Проверено 23 октября 2023 г.
  6. ^ Словарь: преступление
  7. ^ «ГРЕХ — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com .
  8. ^ Псалмы 105:6 ; 3 Царств 8:47 ; Даниил 9:5
  9. ^ Вавилонский Талмуд , Йома 36б.
  10. ^ Второзаконие 17:2
  11. ^ Проблемы еврейской этики: неприятие иудаизмом первородного греха
  12. ^ Jump up to: а б Яблоко, раввин Раймонд (1970). «Покаяние, молитва и милосердие: антология Рош ха-Шана и Йом Кипура» . Издательский комитет Объединенной синагоги . Лондон, Великобритания . Проверено 1 января 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б Джейкобс, Джозеф; Эйзенштейн, Джуда Дэвид. «Грех» . Еврейская энциклопедия . Проверено 1 января 2020 г.
  14. ^ Бытие 8:21 ; Йома 20а; Синедрион 105а
  15. ^ Вавилонский Талмуд , Рош ха-Шана 17б.
  16. ^ Еврейский взгляд на грех
  17. ^ Бава Батра 16а
  18. ^ «Еврейский ответ миссионерам (8-страничный буклет) на английском языке» . Проверено 1 января 2020 г.
  19. ^ Бытие Раба 9:7; см. также Йома 69б
  20. ^ Пиркей Авот 1:14
  21. ^ Бава Батра 17а
  22. ^ Jump up to: а б «Великий, как Моисей» . Айш ха-Тора . Проверено 1 января 2020 г.
  23. ^ Ашер бен Джехиэль , введение к комментарию к Пеа
  24. ^ Шаббат 31а
  25. ^ Сифра , Кедошим 2:4
  26. Мишне Тора , Гнейва 7:14.
  27. ^ Пиркей Авот 2:1)
  28. Мешех Хохма в Исходе 14:29.
  29. ^ Эзра 7–10
  30. ^ О'Коннор 2007 , с. 491.
  31. ^ Сфорно, Левит 4:22 ; Вейсбанд, Ховард. «Смирение: важное качество лидерства» . Проверено 1 января 2020 г.
  32. ^ «Награда и наказание» . JewishVirtualLibrary.org . Проверено 1 января 2020 г.
  1. ^
    • «Ибо Святой, Благословен Он, желает заповедей, которыми человек оказывает благо другим людям, больше, чем заповедей между человеком и его Творцом». [ 23 ]
    • «То, что тебе ненавистно, не делай ближнему, остальное — комментарии, иди и научись этому!» [ 24 ]
    • «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — говорит рабби Акива: Это великий принцип Торы». [ 25 ]
    • «Наказание за [нечестные] меры хуже, чем наказание за сексуальные преступления, поскольку последнее происходит между человеком и Богом, а первое — между человеком и его собратьями». [ 26 ]
    • Сфорно , Кавванат хаТора, раздел 2-3
  2. ^
    • «Вы не знаете размера награды за каждую заповедь». [ 27 ]
    • «Учтите, что в заповедях послушания (таких как идолопоклонство и половые отношения) есть карет , побивание камнями и другие смертные наказания и бичи, чего нет в отношении заповедей социальных отношений и таких черт характера, как сплетни, клевета и воровство... Но это касается только отдельных лиц, которые их совершают, тогда как если все сообщество развращено [такими грехами], мы обнаруживаем обратное». [ 28 ]

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b0b20575355dbd1f742eb6eba760a70__1721287920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/70/1b0b20575355dbd1f742eb6eba760a70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish views on sin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)