Jump to content

Бухарские евреи

Бухарские евреи
יְהוּדֵי־בּוּכָרָהБухарские евреи
Еврейские студенты со своим учителем в Бухаре , ок. 1910 год
Общая численность населения
320,000
Регионы со значительной численностью населения
 Израиль 160,000
 Соединенные Штаты
120,000
80,000
 Великобритания 15,000
 Австрия 3,000–3,500
 Германия 2,000
 Узбекистан
1,500
150 [1] [2]
 Канада 1,500
 Россия 1,000
Языки
Традиционно бухарский (иудео-таджикский), [3] Русский , иврит (Израиль), английский (США, Канада, Великобритания и Австралия) и немецкий (Австрия и Германия), узбекский (Узбекистан)
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Иранские евреи , афганские евреи , евреи Мешхади , горские евреи , грузинские евреи , евреи мизрахи , евреи Кайфэна , советские евреи

Бухарские евреи бухарский : יהודיאני בוקארא/יאהודיוני בוקורו, ; : יהודי - Яхудийони Бухара ) время называемые евреями бухарскими ( בוקרא иврит в , Бухара Иехудей в наше , ), — это Мизрахи еврейская подгруппа в Центральной Азии , исторически говорившая на бухарском языке , иудео- таджикский [4] [3] [5] диалект таджикского языка , в свою очередь разновидность персидского языка . Их название происходит от названия бывшего среднеазиатского эмирата Бухара (ныне преимущественно Узбекистан ), в котором когда-то проживало значительное еврейское население. Бухарские евреи имеют персидско-еврейское происхождение, хотя они считаются одной из старейших этнорелигиозных групп Центральной Азии и на протяжении веков развивали свою собственную особую культуру. [3] [6] [4]

После распада Советского Союза подавляющее большинство иммигрировало в Израиль или Соединенные Штаты, тогда как другие иммигрировали в Европу или Австралию .

Имя и язык [ править ]

Бухарские евреи первоначально называли себя Бней Исраэль , что относится конкретно к израильтянам, находившимся в ассирийском плену . Термин «бухарский» был придуман европейскими путешественниками, посетившими Среднюю Азию примерно в 16 веке. Поскольку большая часть еврейской общины в то время проживала под властью Бухарского эмирата , их стали называть бухарскими евреями. Имя, под которым община называла себя, — «Бней Исроил». [7]

Бухарские евреи использовали бухарский или бухори , еврейский диалект таджикского языка (в свою очередь, разновидность фарси ) с лингвистическими элементами иврита , для общения между собой. [3] Этот язык использовался во всей культурной и образовательной жизни евреев. Он широко использовался до тех пор, пока Центральная Азия не была « русифицирована » Советским Союзом и распространение «религиозной» информации не было остановлено. Пожилое бухарское поколение использовало бухори в качестве основного языка, но в основном говорит по-русски (иногда с небольшим бухарским акцентом). Молодое поколение использует русский в качестве основного языка, но часто понимает или говорит по-бухарски .

Первое первичное письменное упоминание о евреях в Центральной Азии датируется началом IV века нашей эры. Об этом вспоминает в Талмуде раввин Шмуэль бар-Бисна, член Талмудической академии в Пумбедите , путешествовавший в Маргиану (современный Мерв в Туркменистане ). [8] О наличии еврейских общин в Мерве свидетельствуют также еврейские надписи на оссуариях V-VI веков, обнаруженные в период с 1954 по 1956 год. [9]

История [ править ]

Некоторые бухарские евреи связывают свое происхождение с изгнанниками из колен Неффалима и Иссахара во время ассирийского плена . [10] основываясь на этом предположении на прочтении слова «Авор» во 4 Царств 17:6 как ссылки на Бухару. Тем не менее, более распространенная бухарская еврейская традиция связывает их появление в стране с эмиграцией персидских евреев, спасавшихся от преследований короля Пероза I (458–485 гг. Н. Э.). [11] По мнению некоторых ученых, евреи поселились в Средней Азии в шестом веке, но достоверно известно, что в течение восьмого-девятого веков они жили в среднеазиатских городах, таких как Балх , Хорезм и Мерв. В то время и примерно до XVI века бухарские евреи составляли группу, продолжающую евреи Ирана и Афганистана. [12]

На протяжении многих лет евреи из других восточных стран, таких как Ирак , Иран , Йемен , Сирия и Марокко, мигрировали в Среднюю Азию (по Шелковому пути ). [13]

Под властью суннитов - мусульман

Бухарская еврейская девушка, 1871-1872 гг.

В начале 16 века Средняя Азия находилась под контролем узбеков-суннитов. Город Бухара стал центром еврейской жизни в Центральной Азии в 16 веке, также поглотив множество евреев между персами и местными суннитскими правителями.

Бухарские евреи жили под статусом зимми и подвергались преследованиям со стороны мусульманского большинства. Их заставляли носить желтую нашивку вместе со специальной шляпой под названием тильпак, чтобы идентифицировать их как евреев, и ремни были сделаны из веревки, а кожаные ремни предназначались для мусульман. [14] Еврейские дома также должны были быть помечены как «еврейские» с помощью грязной ткани, прибитой к входным дверям, а их магазины и дома должны были быть ниже мусульманских. [15] В судебных делах любые показания еврея в отношении мусульманина были недопустимы. Им также было запрещено ездить на лошадях и ослах, и они должны были передвигаться пешком. Наконец, при уплате ежегодного налога джизья мусульманские власти ритуально давали еврейским мужчинам пощечину. [16] Несмотря на эти запреты и унижения, евреи смогли добиться финансового успеха прежде всего как купцы и основали прибыльный торговый бизнес. [17]

В конце XVI — начале XVII веков в городе Бухаре возник еврейский квартал Махалля. Евреям было запрещено проживать за пределами его границ. [18]

В XVIII веке бухарские евреи продолжали сталкиваться со значительной дискриминацией и преследованиями. Еврейские центры были закрыты, а мусульмане региона заставили принять христианство более трети бухарских евреев под угрозой пыток и мучительной казни. [19] Эти насильно обращенные евреи были известны как «Чала » — узбекский термин, означающий «ни то, ни это». [20] Вдобавок ко всему, изоляция от остального еврейского мира достигла точки, когда евреям Бухары стало не хватать знаний и практики своей еврейской религии. [21]

К середине XVIII века практически все бухарские евреи проживали в Бухарском эмирате . В начале 1860-х годов Арминий Вамбери , венгерско-еврейский путешественник, посетил эмират под видом суннитского дервиша , написав в своих дневниках, что евреи Бухары «живут в крайнем угнетении, презираемые всеми». [22]

Раввин Йосеф Маймон [ править ]

Интерьер Большой синагоги в Бухаре , эскиз по фотографии Элькана Натана Адлера.
Бухарские евреи (до 1899 г.)

В 1793 году миссионер-каббалист по имени раввин Йосеф Маймон , который был евреем -сефардом родом из Тетуана , Марокко , отправился в Бухару, чтобы собрать/выпросить деньги у еврейских покровителей. По прибытии и в первые дни своего знакомства с бухарскими евреями он заявил в своих трудах:

«Приехав в Бухару в 1793 году, я застал своих единоверцев в состоянии крайнего невежества. Лишь немногие из них умели читать. Я обнаружил серьезные отклонения в еврейских обрядах. В местной общине не было лидеров, которые могли бы компетентно управлять своими Кроме того, не хватало религиозной литературы, община владела лишь двумя экземплярами Священного Писания, да и то в наличии были только первые три книги Пятикнижия». [23]

До прибытия Маймона коренные евреи Бухары следовали персидской религиозной традиции. Маймон решительно требовал, чтобы коренные евреи Бухары переняли сефардские традиции. [24] [25] Многие коренные евреи были против этого, и община разделилась на две фракции. Последователи клана Маймон в конечном итоге одержали победу в борьбе за религиозную власть над коренными бухарцами, и бухарское еврейство насильственно перешло на сефардские обычаи. Сторонники клана Маймон в конфликте считают, что Маймон вызвал возрождение еврейской практики среди бухарских евреев, которая, по их утверждениям, находилась под угрозой исчезновения. Однако есть свидетельства того, что по прибытии в Бухару присутствовали знатоки Торы, но, поскольку они следовали персидскому обряду, Маймон решительно отвергал их методы как неправильные. [26]

Правнук Маймона Шимон Хахам продолжил дело своего прадеда в качестве раввина и в 1870 году открыл ешиву Талмид Хахам в Бухаре, где пропагандировалось религиозное право. В то время бухарские евреи получали лишь общее образование, которое в основном состояло из религиозных законов, чтения, письма и некоторой математики. Многие бухарские евреи, хотя и изучали Тору , не говорили бегло на иврите. Лишь несколько книг были написаны на персидском языке , и многие из них были старыми и неполными. Хахам решил изменить эту ситуацию, переведя религиозные книги на бухори. [27] Но так как в Бухаре в то время типографии не было, он отправился в Иерусалим печатать свои книги. [28] [29]

Под властью царской России [ править ]

Границы российских имперских территорий Хивы , Бухары и соседних губерний в 1902–1903 гг.

В 1865 году российские колониальные войска захватили Ташкент и основали Туркестанскую область как часть своей расширяющейся империи. Эмир Бухары Абд аль-Ахад Хан и его преемник Сайид Мир Мухаммад Алим Хан обвинили евреев в своем поражении против русских и попытались наказать их, вызвав миграцию евреев из Бухары в Самарканд, Ташкент, Фергану , Душанбе. и другие города Туркестана. [30] В отличие от евреев Восточной Европы , царская Россия была в значительной степени благосклонна к жившим там бухарским евреям из-за многих лет тесных торговых отношений между русскими и еврейскими купцами. [31] Названный «золотым веком» бухарских евреев, с 1876 по 1916 год они больше не были ограничены в своей автономии и имели те же права, что и их мусульманские соседи. [32] [33] Десятки бухарских евреев занимали престижные должности в медицине, юриспруденции и правительстве, и многие из них преуспевали. Многие бухарские евреи стали успешными и уважаемыми актерами, художниками, танцорами, музыкантами, певцами, кинопродюсерами и спортсменами. Несколько бухарских артистов стали заслуженными артистами и получили звания «Народный артист Узбекистана», «Народный артист Таджикистана» и даже (в советское время) « Народный артист Советского Союза ». Евреи также преуспели в мире спорта: несколько бухарских евреев в Узбекистане стали известными боксерами и завоевали множество медалей для страны. [34]

Цион и иммиграция в Османскую Палестину - Хиббат

Бухарские еврейки в бухарском квартале Иерусалима, 1906 год.
Бухарские евреи в бухарском квартале Иерусалима, 1927 год.
Бухарские еврейки в бухарском квартале Иерусалима, 1927 год.

Начиная с 1872 года, бухарские евреи начали переселяться в регион Османской Палестины , мотивированные религиозными убеждениями и желанием вернуться на прародину. [35] Земля, на которой они поселились в Иерусалиме, получила название Бухарского квартала (Шхунат ха-Бухарим) и существует до сих пор. [36] [37] В 1890 году семь членов бухарской еврейской общины образовали Ассоциацию «Ховевей-Цион» еврейских общин Бухары, Самарканда и Ташкента . [36] [37] В 1891 году ассоциация купила землю и составила устав, в котором говорилось, что новый квартал будет построен в стиле крупнейших городов Европы. [37] Архитектор Конрад Шик был нанят для проектирования района. [36] Улицы были в три раза шире, чем даже основные магистрали Иерусалима того времени, и были построены просторные особняки с большими дворами. [36] Дома были спроектированы с неоготическими окнами, европейскими черепичными крышами, неомавританскими арками и итальянским мрамором. Фасады были украшены еврейскими мотивами, такими как Звезда Давида и надписи на иврите. [37]

Раввин Шимон Хахам и раввин Шломо Мусаев были одними из организаторов квартала, где были построены бухарские дома, синагоги, школы, библиотеки и бани. [38] [39]

Район Бухарим был одним из самых богатых районов города, населенным бухарскими еврейскими купцами и религиозными учеными, поддерживаемыми в первую очередь различной торговой деятельностью, такой как хлопок , драгоценные камни и чай из Центральной Азии . Однако после Первой мировой войны и большевистской революции 1917 года район пришел в упадок, поскольку зарубежные источники дохода были отключены, а жителям остались только свои дома в Иерусалиме, что вынудило их разделить и сдать комнаты в аренду, чтобы получить доход. [39] [40] Будучи прославленным как один из самых красивых районов Иерусалима, Бухарим заслужил противоположное прозвище - один из самых бедных районов Иерусалима. [41] В 1920-х и 1930-х годах этот район также стал одним из центров сионистского движения, где жили многие его лидеры и философы. [42]

В период с 1953 по 1963 год раввин Бернард М. Каспер работал деканом по делам студентов в Еврейском университете Иерусалима , и в этот период он стал глубоко обеспокоен состоянием обедневшего квартала. [43] После своего назначения на пост главного раввина Южной Африки он учредил специальный фонд для благоустройства квартала, и это было связано с премьер-министра Менахема Бегина «Проект обновления». программой возрождения города [43] Йоханнесбург был побратимом Бухарского квартала, и еврейство Йоханнесбурга собрало огромные средства на его восстановление. [43] Разочарованный отсутствием прогресса, Каспер в 1981 году отправился в Иерусалим, чтобы устранить препятствия. [43] Он проконсультировался с общественным организатором Моше Каханом и предложил им представить бездействующим организациям конкретные доказательства того, что можно сделать. [43] Используя частный дискреционный фонд, он инициировал разработку нескольких пилотных проектов, в том числе фонда бесплатных кредитов, стоматологической клиники и слухового центра, успехи которых вернули муниципалитет на правильный путь. [43]

Квартал граничит с Тель-Арзой на западе, районом Шмуэль ха-Нави на севере, Арзей-ха-Бира на востоке и Геулой на юге. Сегодня большинство жителей — евреи-харедим . [44]

Под властью Советского Союза [ править ]

Семья Давида Калонтарова, главы бухарского квартала Самарканда , перед своей суккой , 1902 год.
Еврейские эмигранты из Бухары в Атлите , 1944 год.

К концу 19 века большая часть бухарского еврейского населения стала поддерживать большевистский переворот, полагая, что Советы и дальше будут толерантны к евреям. Эта новая политическая точка зрения привела к усилению враждебности со стороны мусульман: с 1918 по 1920 год против евреев вспыхнуло несколько беспорядков. После захвата Советским Союзом Бухары и создания Советских Социальных Республик Узбекистана и Таджикистана синагоги были разрушены или закрыты. и были заменены советскими институтами. [45] В результате многие бухарские евреи бежали на Запад . Маршрут, который они выбрали, пролегал через Афганистан , поскольку у соседней страны было много возможностей на западе.

Советские доктрины, идеология и национальная политика оказали большое влияние на повседневную жизнь, культуру и самобытность бухарских евреев. [45] Оставшаяся община попыталась сохранить свои традиции, проявляя при этом лояльность новому правительству.

Бухарская еврейская семья празднует Хануку в Тель-Авиве , 1959 год.
Бухарская еврейская семья празднует Песах в Иерусалиме , ок. 1970-е годы

Решение Сталина положить конец новой экономической политике Ленина и начать реализацию Первого пятилетнего плана в конце 1920-х годов привело к резкому ухудшению условий жизни бухарских евреев. К тому времени, когда советские власти установили контроль над границами в Центральной Азии в середине 1930-х годов, многие десятки тысяч семей из Центральной Азии пересекли границу с Ираном и Афганистаном, среди них около 4000 бухарских евреев, направлявшихся в Подмандатную Палестину . [46]

В это время как евреи, так и мусульмане пострадали от антирелигиозной политики, навязанной Советским Союзом в Центральной Азии, целью которой было подорвать власть их религиозных институтов и в конечном итоге заменить религиозные убеждения атеизмом. [47]

Вторая мировая война и Холокост привели к появлению множества -ашкенази еврейских беженцев из европейских регионов Советского Союза и Восточной Европы через Узбекистан, хотя евреи-ашкенази и бухарские евреи очень мало взаимодействовали, а смешанные браки между ними практически не существовали. [48]

После создания государства Израиль в 1948 году среди мусульманского большинства усилился антисемитизм. [49] В том же году начались «черные годы советского еврейства», когда подавление еврейской религии возобновилось после непродолжительной остановки из-за Второй мировой войны. После того как попытка Иосифа Сталина превратить недавно созданное государство Израиль в зависимую страну провалилась, против советских евреев началась антиизраильская, антисионистская и антисемитская кампания. [50] В 1950 году тринадцать религиозных бухарских евреев Самарканда были арестованы и приговорены к 25 годам заключения. Подобные аресты произошли с известными бухарскими евреями в Каттакургане и Бухаре по обвинению в «сионистской пропаганде». [51] даже те, кто произносил традиционную фразу, произносимую евреями в праздник Песах : «Следующий год в Иерусалиме» . Арестам подвергались [52]

К Шестидневной арабо-израильской войне 1967 года отношения между евреями и мусульманами достигли еще одного переломного момента: война привела к росту еврейского патриотизма , поскольку бухарские евреи и другие люди проводили демонстрации в качестве отказников . [53] Бухарским евреям, которые приложили усилия для создания бухарско-еврейской советской культуры и национальной идентичности, были предъявлены обвинения во время сталинской Великой чистки или, в рамках национальной политики Советского Союза и кампаний по построению нации, они были вынуждены ассимилироваться с более крупными советскими узбеками или советскими таджиками. национальные идентичности. [46]

В конце 1980-х - середине 1990-х годов, после распада Советского Союза, почти все оставшиеся бухарские евреи покинули Центральную Азию и перебрались в США , Израиль , Европу или Австралию в результате последней массовой эмиграции бухарских евреев с мест своего проживания. . В 1990 году произошли беспорядки против еврейского населения Андижана и близлежащих районов. Это привело к тому, что большинство евреев Ферганской долины иммигрировали в Израиль или Соединенные Штаты . [53]

После 1991 года [ править ]

После распада Советского Союза и образования независимой Республики Узбекистан в 1991 году некоторые опасались роста националистической политики в стране. Возрождение исламского фундаментализма в Узбекистане и Таджикистане (например, резня в Фергане и беспорядки в Душанбе в 1990 году ) вызвало рост уровня эмиграции евреев (как бухарских, так и ашкеназских). До распада СССР в Средней Азии проживало 50 000 бухарских евреев. [54]

население Иммигрантское

Вход в ныне снесенную синагогу Душанбе, 2006 г.

Таджикистан [ править ]

В начале 2006 года все еще действующая синагога Душанбе в Таджикистане, а также городская миква (ритуальная баня), кошерная мясная лавка и еврейские школы были снесены правительством (без компенсации общине), чтобы освободить место для нового Дворца Наций . После международного протеста правительство Таджикистана объявило об отмене своего решения и публично заявило, что разрешит восстановить синагогу на ее нынешнем месте. Однако в середине 2008 года правительство Таджикистана разрушило всю синагогу и начало строительство Дворца Наций. Синагога в Душанбе была единственной синагогой в Таджикистане, поэтому община осталась без центра или места для молитвы. В результате большинство бухарских евреев из Таджикистана, проживающих в Израиле и США, очень негативно относятся к таджикскому правительству, и многие из них разорвали все связи, которые у них были со страной. В 2009 году правительство Таджикистана восстановило синагогу в другом месте для небольшой еврейской общины. [55]

15 января 2021 года скончался последний еврей Таджикистана Джура Абаев. [56]

США [ править ]

Конгрегация Бет-Эль во Фреш-Медоуз, Квинс , бухарская синагога.

Наибольшее количество бухарских евреев в США проживает в Нью-Йорке . [6] В Форест-Хиллз, Квинс , 108-я улица, которую часто называют «Бухарским Бродвеем». [57] или «Бухарский Бродвей», [58] наполнен бухарскими ресторанами и сувенирными магазинами. Кроме того, Форест-Хиллз называют «Бухарлем», поскольку большинство населения составляют бухарцы. [59] Они образовали сплоченный анклав на этой территории, которая когда-то была в основном населена евреями-ашкенази . Конгрегация Тиферет Исраэль в Короне, Квинс , синагога, основанная в начале 1900-х годов евреями-ашкенази, стала бухарской в ​​1990-х годах. В Кью-Гарденс, Квинс , также проживает очень большое население бухарских евреев. Хотя бухарские евреи в Квинсе в некотором смысле остаются изолированными (живут в непосредственной близости друг от друга, владеют и покровительствуют группам магазинов и посещают свою собственную синагогу, а не другие синагоги в этом районе), у них есть связи с небухарцами в этом районе. . В декабре 1999 года в Квинсе собрался Первый Конгресс бухарских евреев США и Канады. [60] В 2007 году бухарско-американские евреи начали лоббистскую деятельность от имени своей общины. [61] Зоя Максумова, президент бухарской женской организации «Эстер Хамалка», сказала: «Это событие представляет собой огромный шаг вперед для нашего сообщества. Теперь американцы впервые узнают, кто мы». [ нужна ссылка ] Сенатор Джозеф Либерман произнес: «Бог сказал Аврааму: «Вы будете вечным народом»… и теперь мы видим, что государство Израиль живёт, и эта историческая [бухарская] община, которая была отрезана от еврейского мира на протяжении веков. в Центральной Азии и пострадал от притеснений во времена Советского Союза, жив и здоров в Америке, Бог сдержал свое обещание, данное еврейскому народу». [61]

Культура [ править ]

Дресс-код [ править ]

Бухарская кипа

Бухарские евреи имели свой собственный дресс-код , похожий на дресс-код других культур (в основном тюрко-монгольских ), живущих в Центральной Азии, но отличающийся от него, который они носили в качестве повседневной одежды до тех пор, пока страна не была « русифицирована » Советским Союзом . Сегодня традиционный кафтан (Джома-ҷома-ג'אמה на бухорском и таджикском языках) носят во время свадеб и бар-мицвы . [62]

У бухарских евреев также есть уникальная кипа — покрывало размером с голову, украшенное богатыми узорами и вышитое яркими цветами. В настоящее время эту кипу иногда можно увидеть среди либерально настроенных и реформистских евреев . [63]

Музыка [ править ]

Еврейский ансамбль Нозанин в Бухаре , 1987 год.

У бухарских евреев есть особая музыкальная традиция, называемая шашмакам , которая представляет собой ансамбль струнных инструментов, наполненный среднеазиатскими ритмами и значительным влиянием клезмеров , а также мусульманских мелодий и даже испанских аккордов . Главный инструмент – дайере . Музыка Шашмакама «отражает смесь хасидского вокала, индийских и исламских инструментов, а также суфийских текстов и лирических мелодий». [64]

Ансамбль Шашмакам был одним из первых ансамблей в Нью-Йорке, созданных для демонстрации музыки и танцев бухарских евреев. Ансамбль был создан в 1983 году Шумиэлем Куеновым, музыкантом на даере из Квинса.

Свадьбы и брачные традиции [ править ]

Еврейская невеста на церемонии Кош-Шинон в Бухаре , 2000 год.

Бухарские евреи праздновали свои свадьбы в несколько этапов, предшествующих свадебной церемонии. Когда брак между парой был принят, помолвка ( Ширини-Хори в доме невесты состоялась ). После этого раввин поздравил отца невесты с помолвкой и раздал присутствующим сахар. Другие сладости раздавали родственникам, оповещая их о том, что помолвка состоялась. [65] После помолвки встреча родителей жениха и невесты проводилась в доме невесты, куда присылались угощения и подарки от жениха. Дальнейшие торжества длились неделю в доме жениха, где родственники жениха приносили невесте подарки. [66]

Перед свадьбой была проведена уникальная церемония Кош-Шинон , местный обычай, практикуемый как евреями, так и мусульманами в Центральной Азии, в ходе которого все гости женского пола на свадьбе выщипывали брови невесты и пряди волос над ней. ее губа, а также боковые стороны лица невесты очищаются от темных прядей. [67] Девушек в Центральной Азии учили, что им нельзя делать маникюр на лице, пока они не выйдут замуж. Гладкое, чистое лицо служило признаком женственности. [68] Эта церемония проводилась за несколько дней до свадьбы и после того, как невеста погрузилась в микву . [69]

Сама свадьба следовала тем же традициям, что и стандартная еврейская свадьба, включая подписание Ктубы , Хупы и Киддиша . Несколько небольших отличий заключались в том, что хупа представляла собой молитвенную шаль, которую держали члены семьи, в отличие от того, что ее подвешивали на четырех столбах, как это широко практикуется сегодня на еврейских свадьбах. Кроме того, когда жених и невеста занимали свои места в молитвенном платке, собравшиеся во время церемонии поднимали руки над головой и вытягивали пальцы. Тем временем матери жениха и невесты прошивали иголками ткань детской одежды. [70]

Кухня [ править ]

в среднеазиатском стиле, с пельменями Суп называемый шурбой душпера или тушпера (слева), а также традиционный хлеб в стиле тандыра, называемый нон на бухарском, таджикском и узбекском языках (справа)

Кулинария бухарских евреев образует особую кухню в Узбекистане, других частях Центральной и даже Юго-Восточной Азии, подчиняясь ограничениям еврейских диетических законов . [71]

Еврейская идентичность бухарцев всегда сохранялась на кухне. «Несмотря на то, что мы были в изгнании из Иерусалима, мы соблюдали кашрут», — сказал Исак Мастуров, другой владелец «Чебуречной». «Мы не могли ходить в рестораны, поэтому нам пришлось научиться готовить для себя». [72]

К аутентичным бухарско-еврейским блюдам относятся: [73]

  • Ошский плов — бухарско-еврейский вариант плова для будней, включает в себя как говядину, так и курицу .
  • Бахш – «зеленый плов», рис с мясом или курицей и зелеными травами ( кориандр , петрушка , укроп ), существует в двух вариантах; бахши халтаги, приготовленные по-еврейски в небольшом мешочке, погруженном в кастрюлю с кипящей водой или супом, и бахши деги, приготовленные как обычный плов в казане; [74] бахши халтаги готовят заранее, поэтому их можно подавать в субботу .
  • Оши сабо (также ош саво или осово ), «еда в кастрюле», которую медленно готовят в течение ночи и едят горячей на субботний обед. Оши сабо готовится из мяса, риса, овощей и фруктов, которые придают ему уникальный кисло-сладкий вкус. [75] По своей кулинарной функции (горячая субботняя еда в еврейских домах) и ингредиентам (рис, мясо, овощи, приготовленные вместе на ночь), оши сабо представляет собой бухарский вариант чолента или хамина .
  • Халта саво – еда, приготовленная в пакете (обычно рис и мясо, возможно с добавлением сухофруктов). [71] [76]
  • Яхни – блюдо, состоящее из двух видов отварного мяса (говядины и курицы), подаваемого на стол целиком и нарезанного перед подачей ломтиками, с небольшим количеством бульона и гарниром из отварных овощей; основное блюдо пятничного ужина . [71]
  • Ков рогхан – жареные кусочки курицы с выложенным сверху жареным картофелем. [77]
  • Серканиз ( Сиркониз ) — чесночно-рисовое блюдо, еще одна вариация плова . [78]
  • Оши лук – фаршированный лук. [74]
  • Шула по-бухарски – ризотто .
  • Бойджон – пюре из баклажанов, смешанное только с солью и чесноком, традиционная закуска к пятничной трапезе в домах бухарских евреев. [71]
  • Слота Бухори – салат из помидоров, огурцов, зеленого лука, кинзы, соли, перца и лимонного сока. Некоторые еще добавляют салат и перец чили.
  • Самса — выпечка с начинкой из пряного мяса или овощей, выпекаемая в уникальной выдолбленной печи -тандыре и очень напоминающая по приготовлению и форме индийскую самсу .
  • Нони Токи – хрустящая лепешка, выпекаемая на обратной стороне вока. Этот метод позволяет получить хлеб в форме чаши.
  • Жареная рыба с чесночным соусом (на ужин в пятницу ): [74] «Каждую бухарскую субботу... встречают блюдом из жареной рыбы, покрытой толченым соусом из чеснока и кинзы». [79] На бухарском диалекте блюдо называется май бирион или полностью май бирион ови сэр , где май бирион — жареная рыба, а ови сэр — чесночный соус (буквально «чесночная вода»). [71] Хлеб иногда обжаривают, а затем обмакивают в оставшуюся чесночную воду и называют нони-сэр .
  • Чакчак популярная сладость, приготовленная из пресного теста, нарезанного и скатанного в шарики размером с лесной орех, которые затем обжариваются во фритюре в масле. По желанию в смесь добавляют фундук или сухофрукты (например, абрикосы и изюм). Обжаренные шарики складывают горкой в ​​специальной форме и заливают горячим медом.

Генетика [ править ]

Генетическое исследование нескольких еврейских групп, включая бухарских евреев, проведенное в 2013 году, показало, что бухарские евреи тесно группируются с еврейскими общинами Ближнего Востока и Кавказа, такими как иранские евреи , горские евреи , грузинские евреи , курдские евреи и иракские евреи , и не группируются. со своими соседями. [80]

бухарские Известные евреи

Израиль [ править ]

США [ править ]

Соединенное Королевство [ править ]

Другое [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания

  1. ^ «В Бухаре 10 тысяч еврейских могил, но всего 150 евреев» . Нью-Йорк Таймс . 7 апреля 2018 г.
  2. ^ Идо, Синдзи (15 июня 2017 г.). «Система гласных еврейского бухарско-таджикского языка: с особым упором на сдвиг цепочки гласных в таджикском языке» . Журнал еврейских языков . 5 (1): 81–103. дои : 10.1163/22134638-12340078 . Проверено 16 июня 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Занд, Майкл (1989). «БУХАРА vii. Бухарские евреи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, Том IV/5: Кирпичное захоронение II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 530–545. ISBN  978-0-71009-128-4 .
  4. ^ Jump up to: а б Эрлих, М. Аврум, изд. (2009). «Кавказ и Средняя Азия». Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . АВС-КЛИО. п. 1124. Бухарские евреи говорили на диалекте таджикского языка, называемом бухорским или иудео-таджикским, который до сих пор используется бухарскими евреями.
  5. ^ Идо, Синдзи (2017). «Система гласных еврейского бухарско-таджикского языка: с особым акцентом на сдвиг цепочки гласных в таджикском языке» . Журнал еврейских языков . 5 (1): 85. дои : 10.1163/22134638-12340078 . Термин «еврейский диалект таджикского языка» часто используется в литературе как взаимозаменяемый с такими терминами, как иудео-таджикский, иудео-таджикский, бухорский, бухарский, бухарский, бухарский, бухарский и бухаритский (Купер 2012:284).
  6. ^ Jump up to: а б Гудман, Питер. «Бухарские евреи находят дома на Лонг-Айленде», Newsday , сентябрь 2004 г.
  7. ^ Исторический словарь Таджикистана.
  8. ^ Вавилонский Талмуд, Трактат Абода Зара, 31б, и Раши.
  9. ^ Очилдиев, Д; Р. Пинхасов, И. Калонтаров. История и культура бухарских евреев , Рошной-Лайт, Нью-Йорк, 2007.
  10. ^ «Еврейский вкус: бухарские евреи» . «Джерузалем Пост» .
  11. ^ Авраам Н. Поляк , Узбекистан, Энциклопедия иудаики , 2-е изд., 2007 г., том 20, стр. 447-448,447.
  12. ^ «Бухарские евреи» .
  13. ^ «Странствующий еврей: Бухара, древний город Шелкового пути» . «Джерузалем Пост» .
  14. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253006554 .
  15. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253006554 .
  16. ^ Глюк, Грейс (6 августа 1999 г.). «ОБЗОР ДИЗАЙНА: когда Россия открыла экзотические еврейские культуры — The New York Times» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 сентября 2017 г.
  17. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253006554 .
  18. ^ Иран и Кавказ Том. 9, № 2 (2005), стр. 257-272.
  19. ^ Очилдиев, Давид. История бухарских евреев . МИР. п. 75.
  20. ^ Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза . Лондон: Рутледж. п. 370. ИСБН  0-7103-0188-Х .
  21. ^ «Бухарские евреи - история и культурные связи» , веб-сайт Everycultural.com. Проверено 13 декабря 2009 г.
  22. ^ Маликов А. Арминий Вамбери и городская культура Самарканда В: Орфей Ностер, Том. 14, нет. 4, 2022, с.97-108
  23. ^ Майндорф (1975). Путешествие из Оренбурга в Бухару . п. 96-97.
  24. ^ «Бухарские евреи Средней Азии» . Гени . Проверено 15 июня 2023 г.
  25. ^ ШНИДМАН, РОНЕН (19 октября 2011 г.). «Евреи повсюду» . «Джерузалем Пост» . Проверено 15 июня 2023 г.
  26. ^ Купер, Аланна (2012). Бухарские евреи . Издательство Университета Индианы. п. 60.
  27. ^ Дымшиц, Валерий; Зволле, издательство Waanders Publishers; Емельяненко Татьяна; Нидерланды), Еврейский исторический музей (Амстердам (1998). Лицом к Западу: восточные евреи Центральной Азии и Кавказа . Клуб коллекционеров антиквариата Limited. ISBN  978-90-400-9216-9 .
  28. ^ Троуэр, Джеймс (2004). Религиозная история Центральной Азии с древнейших времен до наших дней . Эдвин Меллен Пресс. ISBN  978-0-7734-6417-9 .
  29. ^ Голдберг, Харви Э. (1996). Сефарды и евреи Ближнего Востока: история и культура в современную эпоху . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-21041-8 .
  30. ^ Занд, Майкл. «БУХАР vii. Бухарские евреи» . Энциклопедия Ираника
  31. ^ Очилдиев, Давид. История бухарских евреев . МИР. п. 132.
  32. ^ Купер, Аланна. «Кто такие бухарские евреи?» . Мое еврейское обучение .
  33. ^ ЛИПШИЗ, ЦНААН. «Сокращаясь дома, бухарские евреи Средней Азии процветают в диаспоре» . Таймс Израиля .
  34. ^ Пинхасов, Петр. «История бухарских евреев» , веб-сайт Бухарско-еврейского глобального портала, стр. 2. Проверено 13 декабря 2009 г.
  35. ^ Раппорт, Эван (2014). Встречают с улыбкой: бухарско-еврейская музыка и музыканты в Нью-Йорке . Издательство Оксфордского университета. п. 33. ISBN  978-0199379033 .
  36. ^ Jump up to: а б с д Вагер, Элияху (1988). Бухарский квартал . Иерусалимское издательство. стр. 207–201. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  37. ^ Jump up to: а б с д Эйлон, Лили (2011). «В центре внимания Израиль: Иерусалим: архитектура позднего османского периода: Бухарский квартал» . Министерство иностранных дел Израиля . Проверено 10 мая 2021 г.
  38. ^ Шакед, Шауль; Нецар, Амнон (2003). Ирано-иудаика, Том 5: Исследования, касающиеся персидской и еврейской культуры [ Ирано-иудаика, Часть V: Исследования, касающиеся еврейских контактов с персидской культурой на протяжении веков ]. Институт Бен Цви по изучению израильских общин на Востоке. п. 199. ИСБН  9789652350954 .
  39. ^ Jump up to: а б «Бухарим – Бейт Исраэль» . Муниципалитет Иерусалима. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
  40. ^ Жилье в еврейской Палестине . Еврейское агентство Израиля . 1938. с. 26.
  41. ^ Бен-Арье, Иегошуа (1979). Город в определенный период: Новый Иерусалим в начале пути [ Город, отраженный в свое время: Новый Иерусалим – Начало ] (на иврите). Иерусалим: Публикации Яд Ицхак Бен-Цви. п. 253.
  42. ^ https://archive.today/20120802121958/http://www.jerusalem.muni.il/jer_sys/picture/atarim/Toursite_form_atarEng.asp
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж Грейс под огнем критики «Джерузалем Пост» . 8 января 2009 г.
  44. ^ Синагога Мусаева, реликвия Бухары в Иерусалиме , Гаарец
  45. ^ Jump up to: а б Лой, Томас (2022). «Трансграничные биографии: репрезентации «бухарского» еврейского самосознания в меняющихся культурных и политических условиях». Журнал современных еврейских исследований . 22 (3): 4. дои : 10.1080/14725886.2022.2090240 . S2CID   250232378 .
  46. ^ Jump up to: а б Лой, Томас (2022). «Трансграничные биографии: репрезентации «бухарского» еврейского самосознания в меняющихся культурных и политических условиях». Журнал современных еврейских исследований . 22 (3): 5. дои : 10.1080/14725886.2022.2090240 . S2CID   250232378 .
  47. ^ Арто Луукканен (1994). Партия неверия . Хельсинки: Studia Historica 48. ISBN.  951-710-008-6 . OCLC   832629341 . ОЛ   25433417М .
  48. ^ «Разногласия по поводу коренных различий между узбекскими евреями остаются непреодолимыми» . 31 декабря 2006 г.
  49. ^ «Бухарские евреи» .
  50. ^ Гительман, Цви (22 апреля 2001 г.). Век амбивалентности, второе расширенное издание: Евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. стр. 144–145. ISBN  9780253013736 .
  51. ^ Гительман, Цви (22 апреля 2001 г.). Век амбивалентности, второе расширенное издание: Евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. стр. 144–145. ISBN  9780253013736 .
  52. ^ Гительман, Цви (22 апреля 2001 г.). Век амбивалентности, второе расширенное издание: Евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. стр. 144–145. ISBN  9780253013736 .
  53. ^ Jump up to: а б Блади, Кен (2000). Еврейские общины в экзотических местах . Роуман и Литтлфилд. п. 185.
  54. ^ Купер, Аланна Э. (2003). «В поисках собственной идентичности: евреи Центральной Азии на волне коммунизма» . В Космине — Барри Александер; Ковач, Андраш (ред.). Новые еврейские идентичности: современная Европа и за ее пределами . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 189–210. ISBN  963-9241-62-8 .
  55. ^ «В Душанбе открывается новая синагога» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 5 мая 2009 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  56. Некролог Джуры Абаева
  57. ^ "Бухарский Бродвей":
  58. ^ Москин, Джулия. «Шелковый путь ведет в Квинс», The New York Times , 18 января 2006 г.
  59. ^ Попик, Барри. «Бухарлем или Бухарлем (Бухара + Гарлем)» . www.barrypopik.com . Проверено 29 января 2017 г.
  60. ^ "Наследство" . bucharianlife.blogspot.com . Проверено 19 ноября 2017 г. .
  61. ^ Jump up to: а б Руби, Уолтер. «Бухарское лобби». Архивировано 21 февраля 2008 г., в Wayback Machine , The Jewish Week , 31 октября 2007 г.
  62. ^ Примеры см. в мужских и женских пальто, а также детской одежде из Бухары, [«Дресс-код: раскрытие еврейского гардероба». «שפת לבוש» . Архивировано из оригинала 3 июля 2014 г. Проверено 23 июля 2014 г. ] выставка, Музей Израиля, Иерусалим, 11 марта 2014 г. – 18 октября 2014 г.
  63. Киппа Кутюр , Нападающий , Анджела Химзель, 29 сентября 2006 г.
  64. ^ «Шашмакам» . Странствующая муза. Архивировано из оригинала 8 октября 2011 г. Проверено 5 января 2012 г.
  65. ^ Очилдиев, Давид (2005). История бухарских евреев . МИР. п. 191.
  66. ^ Очилдиев, Давид (2005). История бухарских евреев . МИР. п. 191.
  67. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153.
  68. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153.
  69. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153.
  70. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153.
  71. ^ Jump up to: а б с д и Клаудия Роден, Книга еврейской еды: Одиссея от Самарканда до Нью-Йорка , Альфред Кнопф, Нью-Йорк (1996).
  72. ^ NYT, 18 января 2006 г. Шелковый путь ведет в Квинс.
  73. ^ BJews.com. «Бухарско-еврейский глобальный портал: Кухня» . Bukarianjews.com. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г. Проверено 5 января 2012 г.
  74. ^ Jump up to: а б с Этнографический атлас Узбекистана : евреи Центральной Азии. Архивировано 7 октября 2009 г. в Wayback Machine , с. 93 (на русском языке)
  75. ^ Рецепт Оси сабо. Архивировано 11 марта 2008 г. в Wayback Machine (на иврите) ; Рецепт на английском языке от еврейки. Архивировано 29 сентября 2008 г. в Wayback Machine , осень 2005 г.
  76. Бухарско-еврейская практика приготовления пищи в сумке. Архивировано 2 февраля 2023 г. в Wayback Machine (на русском языке).
  77. ^ Рецепт и фотография Ков Рогана. Архивировано 14 октября 2012 г. в Wayback Machine в Wiki Cookbook.
  78. ^ BJews.com. «Бухарско-еврейский глобальный портал: Кухня» . Bukarianjews.com. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г. Проверено 5 января 2012 г.
  79. ^ «Шелковый путь ведет в Квинс». Архивировано 2 февраля 2023 г. в Wayback Machine , Краткая кулинарная история Центральной Азии из New York Times , 18 января 2006 г., по состоянию на 13 сентября 2008 г.
  80. ^ Бехар, Дорон; Мецпалу, Мейт; Баран, Яэль; Копельман, Наама; Юнусбаев, Баязит; Гладштейн, Ариэлла; Цур, Шей; Саакян, Аванес; Бахманимер, Ардешир; Епископосян, Левон; Тамбетс, Кристина (01 декабря 2013 г.). «Отсутствуют общегеномные данные о хазарском происхождении евреев-ашкенази» . Препринты по биологии человека в открытом доступе . 85 (6).
  81. ^ «Невеста Шелкового пути едет в лондонском такси» . Гаарец . 27 января 2015 г.

Библиография

  • Рикардо Гарсия-Карсель: Инквизиция , Библиотека основной истории. Группа Анайя, Мадрид, Испания, 1990 г. ISBN   84-7969-011-9 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e11b3eb0daa19f5d69cc2d9bf57e8a51__1719034860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/51/e11b3eb0daa19f5d69cc2d9bf57e8a51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bukharan Jews - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)