Бухарские евреи
Общая численность населения | |
---|---|
320,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | 160,000 |
Соединенные Штаты | 120,000 80,000 |
Великобритания | 15,000 |
Австрия | 3,000–3,500 |
Германия | 2,000 |
Узбекистан | 1,500 150 [1] [2] |
Канада | 1,500 |
Россия | 1,000 |
Языки | |
Традиционно бухарский (иудео-таджикский), [3] Русский , иврит (Израиль), английский (США, Канада, Великобритания и Австралия) и немецкий (Австрия и Германия), узбекский (Узбекистан) | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Иранские евреи , афганские евреи , евреи Мешхади , горские евреи , грузинские евреи , евреи мизрахи , евреи Кайфэна , советские евреи |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Бухарские евреи бухарский : יהודיאני בוקארא/יאהודיוני בוקורו, ; : יהודי - Яхудийони Бухара ) время называемые евреями бухарскими ( בוקרא иврит в , Бухара Иехудей в наше , ), — это Мизрахи еврейская подгруппа в Центральной Азии , исторически говорившая на бухарском языке , иудео- таджикский [4] [3] [5] диалект таджикского языка , в свою очередь разновидность персидского языка . Их название происходит от названия бывшего среднеазиатского эмирата Бухара (ныне преимущественно Узбекистан ), в котором когда-то проживало значительное еврейское население. Бухарские евреи имеют персидско-еврейское происхождение, хотя они считаются одной из старейших этнорелигиозных групп Центральной Азии и на протяжении веков развивали свою собственную особую культуру. [3] [6] [4]
После распада Советского Союза подавляющее большинство иммигрировало в Израиль или Соединенные Штаты, тогда как другие иммигрировали в Европу или Австралию .
Имя и язык [ править ]
Бухарские евреи первоначально называли себя Бней Исраэль , что относится конкретно к израильтянам, находившимся в ассирийском плену . Термин «бухарский» был придуман европейскими путешественниками, посетившими Среднюю Азию примерно в 16 веке. Поскольку большая часть еврейской общины в то время проживала под властью Бухарского эмирата , их стали называть бухарскими евреями. Имя, под которым община называла себя, — «Бней Исроил». [7]
Бухарские евреи использовали бухарский или бухори , еврейский диалект таджикского языка (в свою очередь, разновидность фарси ) с лингвистическими элементами иврита , для общения между собой. [3] Этот язык использовался во всей культурной и образовательной жизни евреев. Он широко использовался до тех пор, пока Центральная Азия не была « русифицирована » Советским Союзом и распространение «религиозной» информации не было остановлено. Пожилое бухарское поколение использовало бухори в качестве основного языка, но в основном говорит по-русски (иногда с небольшим бухарским акцентом). Молодое поколение использует русский в качестве основного языка, но часто понимает или говорит по-бухарски .
Первое первичное письменное упоминание о евреях в Центральной Азии датируется началом IV века нашей эры. Об этом вспоминает в Талмуде раввин Шмуэль бар-Бисна, член Талмудической академии в Пумбедите , путешествовавший в Маргиану (современный Мерв в Туркменистане ). [8] О наличии еврейских общин в Мерве свидетельствуют также еврейские надписи на оссуариях V-VI веков, обнаруженные в период с 1954 по 1956 год. [9]
История [ править ]
Некоторые бухарские евреи связывают свое происхождение с изгнанниками из колен Неффалима и Иссахара во время ассирийского плена . [10] основываясь на этом предположении на прочтении слова «Авор» во 4 Царств 17:6 как ссылки на Бухару. Тем не менее, более распространенная бухарская еврейская традиция связывает их появление в стране с эмиграцией персидских евреев, спасавшихся от преследований короля Пероза I (458–485 гг. Н. Э.). [11] По мнению некоторых ученых, евреи поселились в Средней Азии в шестом веке, но достоверно известно, что в течение восьмого-девятого веков они жили в среднеазиатских городах, таких как Балх , Хорезм и Мерв. В то время и примерно до XVI века бухарские евреи составляли группу, продолжающую евреи Ирана и Афганистана. [12]
На протяжении многих лет евреи из других восточных стран, таких как Ирак , Иран , Йемен , Сирия и Марокко, мигрировали в Среднюю Азию (по Шелковому пути ). [13]
Под властью суннитов - мусульман
В начале 16 века Средняя Азия находилась под контролем узбеков-суннитов. Город Бухара стал центром еврейской жизни в Центральной Азии в 16 веке, также поглотив множество евреев между персами и местными суннитскими правителями.
Бухарские евреи жили под статусом зимми и подвергались преследованиям со стороны мусульманского большинства. Их заставляли носить желтую нашивку вместе со специальной шляпой под названием тильпак, чтобы идентифицировать их как евреев, и ремни были сделаны из веревки, а кожаные ремни предназначались для мусульман. [14] Еврейские дома также должны были быть помечены как «еврейские» с помощью грязной ткани, прибитой к входным дверям, а их магазины и дома должны были быть ниже мусульманских. [15] В судебных делах любые показания еврея в отношении мусульманина были недопустимы. Им также было запрещено ездить на лошадях и ослах, и они должны были передвигаться пешком. Наконец, при уплате ежегодного налога джизья мусульманские власти ритуально давали еврейским мужчинам пощечину. [16] Несмотря на эти запреты и унижения, евреи смогли добиться финансового успеха прежде всего как купцы и основали прибыльный торговый бизнес. [17]
В конце XVI — начале XVII веков в городе Бухаре возник еврейский квартал Махалля. Евреям было запрещено проживать за пределами его границ. [18]
В XVIII веке бухарские евреи продолжали сталкиваться со значительной дискриминацией и преследованиями. Еврейские центры были закрыты, а мусульмане региона заставили принять христианство более трети бухарских евреев под угрозой пыток и мучительной казни. [19] Эти насильно обращенные евреи были известны как «Чала » — узбекский термин, означающий «ни то, ни это». [20] Вдобавок ко всему, изоляция от остального еврейского мира достигла точки, когда евреям Бухары стало не хватать знаний и практики своей еврейской религии. [21]
К середине XVIII века практически все бухарские евреи проживали в Бухарском эмирате . В начале 1860-х годов Арминий Вамбери , венгерско-еврейский путешественник, посетил эмират под видом суннитского дервиша , написав в своих дневниках, что евреи Бухары «живут в крайнем угнетении, презираемые всеми». [22]
Раввин Йосеф Маймон [ править ]
В 1793 году миссионер-каббалист по имени раввин Йосеф Маймон , который был евреем -сефардом родом из Тетуана , Марокко , отправился в Бухару, чтобы собрать/выпросить деньги у еврейских покровителей. По прибытии и в первые дни своего знакомства с бухарскими евреями он заявил в своих трудах:
«Приехав в Бухару в 1793 году, я застал своих единоверцев в состоянии крайнего невежества. Лишь немногие из них умели читать. Я обнаружил серьезные отклонения в еврейских обрядах. В местной общине не было лидеров, которые могли бы компетентно управлять своими Кроме того, не хватало религиозной литературы, община владела лишь двумя экземплярами Священного Писания, да и то в наличии были только первые три книги Пятикнижия». [23]
До прибытия Маймона коренные евреи Бухары следовали персидской религиозной традиции. Маймон решительно требовал, чтобы коренные евреи Бухары переняли сефардские традиции. [24] [25] Многие коренные евреи были против этого, и община разделилась на две фракции. Последователи клана Маймон в конечном итоге одержали победу в борьбе за религиозную власть над коренными бухарцами, и бухарское еврейство насильственно перешло на сефардские обычаи. Сторонники клана Маймон в конфликте считают, что Маймон вызвал возрождение еврейской практики среди бухарских евреев, которая, по их утверждениям, находилась под угрозой исчезновения. Однако есть свидетельства того, что по прибытии в Бухару присутствовали знатоки Торы, но, поскольку они следовали персидскому обряду, Маймон решительно отвергал их методы как неправильные. [26]
Правнук Маймона Шимон Хахам продолжил дело своего прадеда в качестве раввина и в 1870 году открыл ешиву Талмид Хахам в Бухаре, где пропагандировалось религиозное право. В то время бухарские евреи получали лишь общее образование, которое в основном состояло из религиозных законов, чтения, письма и некоторой математики. Многие бухарские евреи, хотя и изучали Тору , не говорили бегло на иврите. Лишь несколько книг были написаны на персидском языке , и многие из них были старыми и неполными. Хахам решил изменить эту ситуацию, переведя религиозные книги на бухори. [27] Но так как в Бухаре в то время типографии не было, он отправился в Иерусалим печатать свои книги. [28] [29]
Под властью царской России [ править ]
В 1865 году российские колониальные войска захватили Ташкент и основали Туркестанскую область как часть своей расширяющейся империи. Эмир Бухары Абд аль-Ахад Хан и его преемник Сайид Мир Мухаммад Алим Хан обвинили евреев в своем поражении против русских и попытались наказать их, вызвав миграцию евреев из Бухары в Самарканд, Ташкент, Фергану , Душанбе. и другие города Туркестана. [30] В отличие от евреев Восточной Европы , царская Россия была в значительной степени благосклонна к жившим там бухарским евреям из-за многих лет тесных торговых отношений между русскими и еврейскими купцами. [31] Названный «золотым веком» бухарских евреев, с 1876 по 1916 год они больше не были ограничены в своей автономии и имели те же права, что и их мусульманские соседи. [32] [33] Десятки бухарских евреев занимали престижные должности в медицине, юриспруденции и правительстве, и многие из них преуспевали. Многие бухарские евреи стали успешными и уважаемыми актерами, художниками, танцорами, музыкантами, певцами, кинопродюсерами и спортсменами. Несколько бухарских артистов стали заслуженными артистами и получили звания «Народный артист Узбекистана», «Народный артист Таджикистана» и даже (в советское время) « Народный артист Советского Союза ». Евреи также преуспели в мире спорта: несколько бухарских евреев в Узбекистане стали известными боксерами и завоевали множество медалей для страны. [34]
Цион и иммиграция в Османскую Палестину - Хиббат
Начиная с 1872 года, бухарские евреи начали переселяться в регион Османской Палестины , мотивированные религиозными убеждениями и желанием вернуться на прародину. [35] Земля, на которой они поселились в Иерусалиме, получила название Бухарского квартала (Шхунат ха-Бухарим) и существует до сих пор. [36] [37] В 1890 году семь членов бухарской еврейской общины образовали Ассоциацию «Ховевей-Цион» еврейских общин Бухары, Самарканда и Ташкента . [36] [37] В 1891 году ассоциация купила землю и составила устав, в котором говорилось, что новый квартал будет построен в стиле крупнейших городов Европы. [37] Архитектор Конрад Шик был нанят для проектирования района. [36] Улицы были в три раза шире, чем даже основные магистрали Иерусалима того времени, и были построены просторные особняки с большими дворами. [36] Дома были спроектированы с неоготическими окнами, европейскими черепичными крышами, неомавританскими арками и итальянским мрамором. Фасады были украшены еврейскими мотивами, такими как Звезда Давида и надписи на иврите. [37]
Раввин Шимон Хахам и раввин Шломо Мусаев были одними из организаторов квартала, где были построены бухарские дома, синагоги, школы, библиотеки и бани. [38] [39]
Район Бухарим был одним из самых богатых районов города, населенным бухарскими еврейскими купцами и религиозными учеными, поддерживаемыми в первую очередь различной торговой деятельностью, такой как хлопок , драгоценные камни и чай из Центральной Азии . Однако после Первой мировой войны и большевистской революции 1917 года район пришел в упадок, поскольку зарубежные источники дохода были отключены, а жителям остались только свои дома в Иерусалиме, что вынудило их разделить и сдать комнаты в аренду, чтобы получить доход. [39] [40] Будучи прославленным как один из самых красивых районов Иерусалима, Бухарим заслужил противоположное прозвище - один из самых бедных районов Иерусалима. [41] В 1920-х и 1930-х годах этот район также стал одним из центров сионистского движения, где жили многие его лидеры и философы. [42]
В период с 1953 по 1963 год раввин Бернард М. Каспер работал деканом по делам студентов в Еврейском университете Иерусалима , и в этот период он стал глубоко обеспокоен состоянием обедневшего квартала. [43] После своего назначения на пост главного раввина Южной Африки он учредил специальный фонд для благоустройства квартала, и это было связано с премьер-министра Менахема Бегина «Проект обновления». программой возрождения города [43] Йоханнесбург был побратимом Бухарского квартала, и еврейство Йоханнесбурга собрало огромные средства на его восстановление. [43] Разочарованный отсутствием прогресса, Каспер в 1981 году отправился в Иерусалим, чтобы устранить препятствия. [43] Он проконсультировался с общественным организатором Моше Каханом и предложил им представить бездействующим организациям конкретные доказательства того, что можно сделать. [43] Используя частный дискреционный фонд, он инициировал разработку нескольких пилотных проектов, в том числе фонда бесплатных кредитов, стоматологической клиники и слухового центра, успехи которых вернули муниципалитет на правильный путь. [43]
Квартал граничит с Тель-Арзой на западе, районом Шмуэль ха-Нави на севере, Арзей-ха-Бира на востоке и Геулой на юге. Сегодня большинство жителей — евреи-харедим . [44]
Под властью Советского Союза [ править ]
К концу 19 века большая часть бухарского еврейского населения стала поддерживать большевистский переворот, полагая, что Советы и дальше будут толерантны к евреям. Эта новая политическая точка зрения привела к усилению враждебности со стороны мусульман: с 1918 по 1920 год против евреев вспыхнуло несколько беспорядков. После захвата Советским Союзом Бухары и создания Советских Социальных Республик Узбекистана и Таджикистана синагоги были разрушены или закрыты. и были заменены советскими институтами. [45] В результате многие бухарские евреи бежали на Запад . Маршрут, который они выбрали, пролегал через Афганистан , поскольку у соседней страны было много возможностей на западе.
Советские доктрины, идеология и национальная политика оказали большое влияние на повседневную жизнь, культуру и самобытность бухарских евреев. [45] Оставшаяся община попыталась сохранить свои традиции, проявляя при этом лояльность новому правительству.
Решение Сталина положить конец новой экономической политике Ленина и начать реализацию Первого пятилетнего плана в конце 1920-х годов привело к резкому ухудшению условий жизни бухарских евреев. К тому времени, когда советские власти установили контроль над границами в Центральной Азии в середине 1930-х годов, многие десятки тысяч семей из Центральной Азии пересекли границу с Ираном и Афганистаном, среди них около 4000 бухарских евреев, направлявшихся в Подмандатную Палестину . [46]
В это время как евреи, так и мусульмане пострадали от антирелигиозной политики, навязанной Советским Союзом в Центральной Азии, целью которой было подорвать власть их религиозных институтов и в конечном итоге заменить религиозные убеждения атеизмом. [47]
Вторая мировая война и Холокост привели к появлению множества -ашкенази еврейских беженцев из европейских регионов Советского Союза и Восточной Европы через Узбекистан, хотя евреи-ашкенази и бухарские евреи очень мало взаимодействовали, а смешанные браки между ними практически не существовали. [48]
После создания государства Израиль в 1948 году среди мусульманского большинства усилился антисемитизм. [49] В том же году начались «черные годы советского еврейства», когда подавление еврейской религии возобновилось после непродолжительной остановки из-за Второй мировой войны. После того как попытка Иосифа Сталина превратить недавно созданное государство Израиль в зависимую страну провалилась, против советских евреев началась антиизраильская, антисионистская и антисемитская кампания. [50] В 1950 году тринадцать религиозных бухарских евреев Самарканда были арестованы и приговорены к 25 годам заключения. Подобные аресты произошли с известными бухарскими евреями в Каттакургане и Бухаре по обвинению в «сионистской пропаганде». [51] даже те, кто произносил традиционную фразу, произносимую евреями в праздник Песах : «Следующий год в Иерусалиме» . Арестам подвергались [52]
К Шестидневной арабо-израильской войне 1967 года отношения между евреями и мусульманами достигли еще одного переломного момента: война привела к росту еврейского патриотизма , поскольку бухарские евреи и другие люди проводили демонстрации в качестве отказников . [53] Бухарским евреям, которые приложили усилия для создания бухарско-еврейской советской культуры и национальной идентичности, были предъявлены обвинения во время сталинской Великой чистки или, в рамках национальной политики Советского Союза и кампаний по построению нации, они были вынуждены ассимилироваться с более крупными советскими узбеками или советскими таджиками. национальные идентичности. [46]
В конце 1980-х - середине 1990-х годов, после распада Советского Союза, почти все оставшиеся бухарские евреи покинули Центральную Азию и перебрались в США , Израиль , Европу или Австралию в результате последней массовой эмиграции бухарских евреев с мест своего проживания. . В 1990 году произошли беспорядки против еврейского населения Андижана и близлежащих районов. Это привело к тому, что большинство евреев Ферганской долины иммигрировали в Израиль или Соединенные Штаты . [53]
После 1991 года [ править ]
После распада Советского Союза и образования независимой Республики Узбекистан в 1991 году некоторые опасались роста националистической политики в стране. Возрождение исламского фундаментализма в Узбекистане и Таджикистане (например, резня в Фергане и беспорядки в Душанбе в 1990 году ) вызвало рост уровня эмиграции евреев (как бухарских, так и ашкеназских). До распада СССР в Средней Азии проживало 50 000 бухарских евреев. [54]
население Иммигрантское
Таджикистан [ править ]
В начале 2006 года все еще действующая синагога Душанбе в Таджикистане, а также городская миква (ритуальная баня), кошерная мясная лавка и еврейские школы были снесены правительством (без компенсации общине), чтобы освободить место для нового Дворца Наций . После международного протеста правительство Таджикистана объявило об отмене своего решения и публично заявило, что разрешит восстановить синагогу на ее нынешнем месте. Однако в середине 2008 года правительство Таджикистана разрушило всю синагогу и начало строительство Дворца Наций. Синагога в Душанбе была единственной синагогой в Таджикистане, поэтому община осталась без центра или места для молитвы. В результате большинство бухарских евреев из Таджикистана, проживающих в Израиле и США, очень негативно относятся к таджикскому правительству, и многие из них разорвали все связи, которые у них были со страной. В 2009 году правительство Таджикистана восстановило синагогу в другом месте для небольшой еврейской общины. [55]
15 января 2021 года скончался последний еврей Таджикистана Джура Абаев. [56]
США [ править ]
Наибольшее количество бухарских евреев в США проживает в Нью-Йорке . [6] В Форест-Хиллз, Квинс , 108-я улица, которую часто называют «Бухарским Бродвеем». [57] или «Бухарский Бродвей», [58] наполнен бухарскими ресторанами и сувенирными магазинами. Кроме того, Форест-Хиллз называют «Бухарлем», поскольку большинство населения составляют бухарцы. [59] Они образовали сплоченный анклав на этой территории, которая когда-то была в основном населена евреями-ашкенази . Конгрегация Тиферет Исраэль в Короне, Квинс , синагога, основанная в начале 1900-х годов евреями-ашкенази, стала бухарской в 1990-х годах. В Кью-Гарденс, Квинс , также проживает очень большое население бухарских евреев. Хотя бухарские евреи в Квинсе в некотором смысле остаются изолированными (живут в непосредственной близости друг от друга, владеют и покровительствуют группам магазинов и посещают свою собственную синагогу, а не другие синагоги в этом районе), у них есть связи с небухарцами в этом районе. . В декабре 1999 года в Квинсе собрался Первый Конгресс бухарских евреев США и Канады. [60] В 2007 году бухарско-американские евреи начали лоббистскую деятельность от имени своей общины. [61] Зоя Максумова, президент бухарской женской организации «Эстер Хамалка», сказала: «Это событие представляет собой огромный шаг вперед для нашего сообщества. Теперь американцы впервые узнают, кто мы». [ нужна ссылка ] Сенатор Джозеф Либерман произнес: «Бог сказал Аврааму: «Вы будете вечным народом»… и теперь мы видим, что государство Израиль живёт, и эта историческая [бухарская] община, которая была отрезана от еврейского мира на протяжении веков. в Центральной Азии и пострадал от притеснений во времена Советского Союза, жив и здоров в Америке, Бог сдержал свое обещание, данное еврейскому народу». [61]
Культура [ править ]
Дресс-код [ править ]
Бухарские евреи имели свой собственный дресс-код , похожий на дресс-код других культур (в основном тюрко-монгольских ), живущих в Центральной Азии, но отличающийся от него, который они носили в качестве повседневной одежды до тех пор, пока страна не была « русифицирована » Советским Союзом . Сегодня традиционный кафтан (Джома-ҷома-ג'אמה на бухорском и таджикском языках) носят во время свадеб и бар-мицвы . [62]
У бухарских евреев также есть уникальная кипа — покрывало размером с голову, украшенное богатыми узорами и вышитое яркими цветами. В настоящее время эту кипу иногда можно увидеть среди либерально настроенных и реформистских евреев . [63]
Музыка [ править ]
У бухарских евреев есть особая музыкальная традиция, называемая шашмакам , которая представляет собой ансамбль струнных инструментов, наполненный среднеазиатскими ритмами и значительным влиянием клезмеров , а также мусульманских мелодий и даже испанских аккордов . Главный инструмент – дайере . Музыка Шашмакама «отражает смесь хасидского вокала, индийских и исламских инструментов, а также суфийских текстов и лирических мелодий». [64]
Ансамбль Шашмакам был одним из первых ансамблей в Нью-Йорке, созданных для демонстрации музыки и танцев бухарских евреев. Ансамбль был создан в 1983 году Шумиэлем Куеновым, музыкантом на даере из Квинса.
Свадьбы и брачные традиции [ править ]
Бухарские евреи праздновали свои свадьбы в несколько этапов, предшествующих свадебной церемонии. Когда брак между парой был принят, помолвка ( Ширини-Хори в доме невесты состоялась ). После этого раввин поздравил отца невесты с помолвкой и раздал присутствующим сахар. Другие сладости раздавали родственникам, оповещая их о том, что помолвка состоялась. [65] После помолвки встреча родителей жениха и невесты проводилась в доме невесты, куда присылались угощения и подарки от жениха. Дальнейшие торжества длились неделю в доме жениха, где родственники жениха приносили невесте подарки. [66]
Перед свадьбой была проведена уникальная церемония Кош-Шинон , местный обычай, практикуемый как евреями, так и мусульманами в Центральной Азии, в ходе которого все гости женского пола на свадьбе выщипывали брови невесты и пряди волос над ней. ее губа, а также боковые стороны лица невесты очищаются от темных прядей. [67] Девушек в Центральной Азии учили, что им нельзя делать маникюр на лице, пока они не выйдут замуж. Гладкое, чистое лицо служило признаком женственности. [68] Эта церемония проводилась за несколько дней до свадьбы и после того, как невеста погрузилась в микву . [69]
Сама свадьба следовала тем же традициям, что и стандартная еврейская свадьба, включая подписание Ктубы , Хупы и Киддиша . Несколько небольших отличий заключались в том, что хупа представляла собой молитвенную шаль, которую держали члены семьи, в отличие от того, что ее подвешивали на четырех столбах, как это широко практикуется сегодня на еврейских свадьбах. Кроме того, когда жених и невеста занимали свои места в молитвенном платке, собравшиеся во время церемонии поднимали руки над головой и вытягивали пальцы. Тем временем матери жениха и невесты прошивали иголками ткань детской одежды. [70]
Кухня [ править ]
Кулинария бухарских евреев образует особую кухню в Узбекистане, других частях Центральной и даже Юго-Восточной Азии, подчиняясь ограничениям еврейских диетических законов . [71]
Еврейская идентичность бухарцев всегда сохранялась на кухне. «Несмотря на то, что мы были в изгнании из Иерусалима, мы соблюдали кашрут», — сказал Исак Мастуров, другой владелец «Чебуречной». «Мы не могли ходить в рестораны, поэтому нам пришлось научиться готовить для себя». [72]
К аутентичным бухарско-еврейским блюдам относятся: [73]
- Ошский плов — бухарско-еврейский вариант плова для будней, включает в себя как говядину, так и курицу .
- Бахш – «зеленый плов», рис с мясом или курицей и зелеными травами ( кориандр , петрушка , укроп ), существует в двух вариантах; бахши халтаги, приготовленные по-еврейски в небольшом мешочке, погруженном в кастрюлю с кипящей водой или супом, и бахши деги, приготовленные как обычный плов в казане; [74] бахши халтаги готовят заранее, поэтому их можно подавать в субботу .
- Оши сабо (также ош саво или осово ), «еда в кастрюле», которую медленно готовят в течение ночи и едят горячей на субботний обед. Оши сабо готовится из мяса, риса, овощей и фруктов, которые придают ему уникальный кисло-сладкий вкус. [75] По своей кулинарной функции (горячая субботняя еда в еврейских домах) и ингредиентам (рис, мясо, овощи, приготовленные вместе на ночь), оши сабо представляет собой бухарский вариант чолента или хамина .
- Халта саво – еда, приготовленная в пакете (обычно рис и мясо, возможно с добавлением сухофруктов). [71] [76]
- Яхни – блюдо, состоящее из двух видов отварного мяса (говядины и курицы), подаваемого на стол целиком и нарезанного перед подачей ломтиками, с небольшим количеством бульона и гарниром из отварных овощей; основное блюдо пятничного ужина . [71]
- Ков рогхан – жареные кусочки курицы с выложенным сверху жареным картофелем. [77]
- Серканиз ( Сиркониз ) — чесночно-рисовое блюдо, еще одна вариация плова . [78]
- Оши лук – фаршированный лук. [74]
- Шула по-бухарски – ризотто .
- Бойджон – пюре из баклажанов, смешанное только с солью и чесноком, традиционная закуска к пятничной трапезе в домах бухарских евреев. [71]
- Слота Бухори – салат из помидоров, огурцов, зеленого лука, кинзы, соли, перца и лимонного сока. Некоторые еще добавляют салат и перец чили.
- Самса — выпечка с начинкой из пряного мяса или овощей, выпекаемая в уникальной выдолбленной печи -тандыре и очень напоминающая по приготовлению и форме индийскую самсу .
- Нони Токи – хрустящая лепешка, выпекаемая на обратной стороне вока. Этот метод позволяет получить хлеб в форме чаши.
- Жареная рыба с чесночным соусом (на ужин в пятницу ): [74] «Каждую бухарскую субботу... встречают блюдом из жареной рыбы, покрытой толченым соусом из чеснока и кинзы». [79] На бухарском диалекте блюдо называется май бирион или полностью май бирион ови сэр , где май бирион — жареная рыба, а ови сэр — чесночный соус (буквально «чесночная вода»). [71] Хлеб иногда обжаривают, а затем обмакивают в оставшуюся чесночную воду и называют нони-сэр .
- Чакчак — популярная сладость, приготовленная из пресного теста, нарезанного и скатанного в шарики размером с лесной орех, которые затем обжариваются во фритюре в масле. По желанию в смесь добавляют фундук или сухофрукты (например, абрикосы и изюм). Обжаренные шарики складывают горкой в специальной форме и заливают горячим медом.
Генетика [ править ]
Генетическое исследование нескольких еврейских групп, включая бухарских евреев, проведенное в 2013 году, показало, что бухарские евреи тесно группируются с еврейскими общинами Ближнего Востока и Кавказа, такими как иранские евреи , горские евреи , грузинские евреи , курдские евреи и иракские евреи , и не группируются. со своими соседями. [80]
бухарские Известные евреи
Израиль [ править ]
- Исраэль Ахарони , израильский шеф-повар и ресторатор.
- Мордехай Батчаев , поэт и радиоведущий
- Йони Бен-Менахем , израильский журналист; Генеральный директор Управления радиовещания Израиля
- Амнон Коэн , израильский политик и член Кнессета от ШАС
- Гай Хаимов профессиональный футболист ,
- Шимон Хахам , бухарско-израильский раввин, писатель, один из основателей Бухарского квартала.
- Роберт Илатов , израильский политик и депутат Кнессета от партии «Исраэль Бейтейну»
- Ави Иссахаров , израильский журналист и создатель сериала Фауда
- Лев Леваев , бизнесмен-миллиардер, инвестор, филантроп, президент Всемирного конгресса бухарских евреев
- Ницан Кайков , израильский автор песен и музыкальный продюсер
- Ринат Мататов , израильская актриса.
- Моше Мишаэлоф , профессиональный футболист
- Шломо Мусаев , соучредитель Бухарского квартала в Иерусалиме
- Шломо Мусаев , израильский бизнесмен-миллионер
- Доррит Мусаефф , бывшая первая леди Исландии
- Рафаэль Пинхаси , израильский политик и член Кнессета от ШАС
- Эсон Кандов , певец, заслуженный народный артист СССР.
- Гидеон Саар , израильский политик, член Кнессета от партии « Новая надежда».
- Юлия Шамалова-Беркович , израильский политик, депутат Кнессета от партии Кадима в 2009–2013 годах.
- Идан Янив , израильский певец, «Артист года Израиля 2007 года».
- Бенджамин Юсупов , израильский классический композитор, дирижёр и пианист.
США [ править ]
- Джейкоб Арабов , владелец компании Jacob & Co.
- Майкл Аронов , американский актер и драматург, лауреат премии «Тони».
- Борис Кандов , президент Бухарского еврейского конгресса США и Канады
- Джеффри Муссаев Мэссон , автор
- Джейкоб Насиров , бухарско-американский раввин из Афганистана (член Бухарского раввинского совета)
- Рус Юсупов , бухарско-американский интернет-предприниматель; соучредитель Vine
- Иосиф Юсупов , дизайнер
Соединенное Королевство [ править ]
- Ивонн Грин (урожденная Маммон), поэтесса и переводчица [81]
- Энтони Ядгаров , британский бизнесмен, лидер еврейской общины
Другое [ править ]
- Александр Реза , ювелир, известный своей разнообразной и редкой коллекцией драгоценных камней.
- Ари Бабаханов , музыкант из Узбекистана
- Рена Галибова , советская актриса, «Народная артистка Таджикистана» (присвоенное звание, намекающее на национальную известность)
- Мейрхаим Гавриэлов , журналист, убит в Таджикистане в 1998 году.
- Барно Ицхакова , вокалистка, известная исполнением традиционных песен Шашмакома на таджикском и узбекском языках.
- Малика Калонтарова , танцовщица, «Народная артистка Советского Союза» (королева восточного танца)
- Фатима Куинова , советская певица, «Заслуженная артистка Советского Союза».
- Ильяс Малаев , музыкант и поэт из Узбекистана, «Заслуженный артист Узбекистана»
- Шойста Муллоджанова , певица Шашмакона, «Народная артистка Таджикистана» (Королева музыки Шашмакома )
- Гавриил Муллокандов , популярный артист Шашмакома, «Народный артист Узбекистана»
- Сулейман Юдаков , советский композитор и музыкант, «Народный артист Узбекской ССР».
См. также [ править ]
- Бухарские евреи в Израиле
- Бухорский диалект
- Африка Израиль Инвестиции
- Академия Байса Яакова Махона
- Dushanbe Synagogue
- Бухарский эмират
- История евреев в России и Советском Союзе.
- История евреев под властью мусульман
- Фонд Ора Авнера
Ссылки [ править ]
Примечания
- ^ «В Бухаре 10 тысяч еврейских могил, но всего 150 евреев» . Нью-Йорк Таймс . 7 апреля 2018 г.
- ^ Идо, Синдзи (15 июня 2017 г.). «Система гласных еврейского бухарско-таджикского языка: с особым упором на сдвиг цепочки гласных в таджикском языке» . Журнал еврейских языков . 5 (1): 81–103. дои : 10.1163/22134638-12340078 . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Занд, Майкл (1989). «БУХАРА vii. Бухарские евреи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, Том IV/5: Кирпичное захоронение II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 530–545. ISBN 978-0-71009-128-4 .
- ^ Jump up to: а б Эрлих, М. Аврум, изд. (2009). «Кавказ и Средняя Азия». Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . АВС-КЛИО. п. 1124.
Бухарские евреи говорили на диалекте таджикского языка, называемом бухорским или иудео-таджикским, который до сих пор используется бухарскими евреями.
- ^ Идо, Синдзи (2017). «Система гласных еврейского бухарско-таджикского языка: с особым акцентом на сдвиг цепочки гласных в таджикском языке» . Журнал еврейских языков . 5 (1): 85. дои : 10.1163/22134638-12340078 .
Термин «еврейский диалект таджикского языка» часто используется в литературе как взаимозаменяемый с такими терминами, как иудео-таджикский, иудео-таджикский, бухорский, бухарский, бухарский, бухарский, бухарский и бухаритский (Купер 2012:284).
- ^ Jump up to: а б Гудман, Питер. «Бухарские евреи находят дома на Лонг-Айленде», Newsday , сентябрь 2004 г.
- ^ Исторический словарь Таджикистана.
- ^ Вавилонский Талмуд, Трактат Абода Зара, 31б, и Раши.
- ^ Очилдиев, Д; Р. Пинхасов, И. Калонтаров. История и культура бухарских евреев , Рошной-Лайт, Нью-Йорк, 2007.
- ^ «Еврейский вкус: бухарские евреи» . «Джерузалем Пост» .
- ^ Авраам Н. Поляк , Узбекистан, Энциклопедия иудаики , 2-е изд., 2007 г., том 20, стр. 447-448,447.
- ^ «Бухарские евреи» .
- ^ «Странствующий еврей: Бухара, древний город Шелкового пути» . «Джерузалем Пост» .
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253006554 .
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253006554 .
- ^ Глюк, Грейс (6 августа 1999 г.). «ОБЗОР ДИЗАЙНА: когда Россия открыла экзотические еврейские культуры — The New York Times» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 сентября 2017 г.
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253006554 .
- ^ Иран и Кавказ Том. 9, № 2 (2005), стр. 257-272.
- ^ Очилдиев, Давид. История бухарских евреев . МИР. п. 75.
- ^ Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза . Лондон: Рутледж. п. 370. ИСБН 0-7103-0188-Х .
- ^ «Бухарские евреи - история и культурные связи» , веб-сайт Everycultural.com. Проверено 13 декабря 2009 г.
- ^ Маликов А. Арминий Вамбери и городская культура Самарканда В: Орфей Ностер, Том. 14, нет. 4, 2022, с.97-108
- ^ Майндорф (1975). Путешествие из Оренбурга в Бухару . п. 96-97.
- ^ «Бухарские евреи Средней Азии» . Гени . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ ШНИДМАН, РОНЕН (19 октября 2011 г.). «Евреи повсюду» . «Джерузалем Пост» . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Купер, Аланна (2012). Бухарские евреи . Издательство Университета Индианы. п. 60.
- ^ Дымшиц, Валерий; Зволле, издательство Waanders Publishers; Емельяненко Татьяна; Нидерланды), Еврейский исторический музей (Амстердам (1998). Лицом к Западу: восточные евреи Центральной Азии и Кавказа . Клуб коллекционеров антиквариата Limited. ISBN 978-90-400-9216-9 .
- ^ Троуэр, Джеймс (2004). Религиозная история Центральной Азии с древнейших времен до наших дней . Эдвин Меллен Пресс. ISBN 978-0-7734-6417-9 .
- ^ Голдберг, Харви Э. (1996). Сефарды и евреи Ближнего Востока: история и культура в современную эпоху . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-21041-8 .
- ^ Занд, Майкл. «БУХАР vii. Бухарские евреи» . Энциклопедия Ираника
- ^ Очилдиев, Давид. История бухарских евреев . МИР. п. 132.
- ^ Купер, Аланна. «Кто такие бухарские евреи?» . Мое еврейское обучение .
- ^ ЛИПШИЗ, ЦНААН. «Сокращаясь дома, бухарские евреи Средней Азии процветают в диаспоре» . Таймс Израиля .
- ^ Пинхасов, Петр. «История бухарских евреев» , веб-сайт Бухарско-еврейского глобального портала, стр. 2. Проверено 13 декабря 2009 г.
- ^ Раппорт, Эван (2014). Встречают с улыбкой: бухарско-еврейская музыка и музыканты в Нью-Йорке . Издательство Оксфордского университета. п. 33. ISBN 978-0199379033 .
- ^ Jump up to: а б с д Вагер, Элияху (1988). Бухарский квартал . Иерусалимское издательство. стр. 207–201.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д Эйлон, Лили (2011). «В центре внимания Израиль: Иерусалим: архитектура позднего османского периода: Бухарский квартал» . Министерство иностранных дел Израиля . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Шакед, Шауль; Нецар, Амнон (2003). Ирано-иудаика, Том 5: Исследования, касающиеся персидской и еврейской культуры [ Ирано-иудаика, Часть V: Исследования, касающиеся еврейских контактов с персидской культурой на протяжении веков ]. Институт Бен Цви по изучению израильских общин на Востоке. п. 199. ИСБН 9789652350954 .
- ^ Jump up to: а б «Бухарим – Бейт Исраэль» . Муниципалитет Иерусалима. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ Жилье в еврейской Палестине . Еврейское агентство Израиля . 1938. с. 26.
- ^ Бен-Арье, Иегошуа (1979). Город в определенный период: Новый Иерусалим в начале пути [ Город, отраженный в свое время: Новый Иерусалим – Начало ] (на иврите). Иерусалим: Публикации Яд Ицхак Бен-Цви. п. 253.
- ^ https://archive.today/20120802121958/http://www.jerusalem.muni.il/jer_sys/picture/atarim/Toursite_form_atarEng.asp
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грейс под огнем критики «Джерузалем Пост» . 8 января 2009 г.
- ^ Синагога Мусаева, реликвия Бухары в Иерусалиме , Гаарец
- ^ Jump up to: а б Лой, Томас (2022). «Трансграничные биографии: репрезентации «бухарского» еврейского самосознания в меняющихся культурных и политических условиях». Журнал современных еврейских исследований . 22 (3): 4. дои : 10.1080/14725886.2022.2090240 . S2CID 250232378 .
- ^ Jump up to: а б Лой, Томас (2022). «Трансграничные биографии: репрезентации «бухарского» еврейского самосознания в меняющихся культурных и политических условиях». Журнал современных еврейских исследований . 22 (3): 5. дои : 10.1080/14725886.2022.2090240 . S2CID 250232378 .
- ^ Арто Луукканен (1994). Партия неверия . Хельсинки: Studia Historica 48. ISBN. 951-710-008-6 . OCLC 832629341 . ОЛ 25433417М .
- ^ «Разногласия по поводу коренных различий между узбекскими евреями остаются непреодолимыми» . 31 декабря 2006 г.
- ^ «Бухарские евреи» .
- ^ Гительман, Цви (22 апреля 2001 г.). Век амбивалентности, второе расширенное издание: Евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. стр. 144–145. ISBN 9780253013736 .
- ^ Гительман, Цви (22 апреля 2001 г.). Век амбивалентности, второе расширенное издание: Евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. стр. 144–145. ISBN 9780253013736 .
- ^ Гительман, Цви (22 апреля 2001 г.). Век амбивалентности, второе расширенное издание: Евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы. стр. 144–145. ISBN 9780253013736 .
- ^ Jump up to: а б Блади, Кен (2000). Еврейские общины в экзотических местах . Роуман и Литтлфилд. п. 185.
- ^ Купер, Аланна Э. (2003). «В поисках собственной идентичности: евреи Центральной Азии на волне коммунизма» . В Космине — Барри Александер; Ковач, Андраш (ред.). Новые еврейские идентичности: современная Европа и за ее пределами . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 189–210. ISBN 963-9241-62-8 .
- ^ «В Душанбе открывается новая синагога» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 5 мая 2009 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ↑ Некролог Джуры Абаева
- ^ "Бухарский Бродвей":
- Фонер, Нэнси. Новые иммигранты в Нью-Йорке», Columbia University Press , 2001. ISBN 978-0-231-12415-7 , с. 133. «С 1970-х годов более 35 000 «бухарских» эмигрантов создали в Форест-Хиллз шумное сообщество с ресторанами, парикмахерскими, продуктовыми магазинами и синагогой, которые вместе дали 108-й улице прозвище «Бухарский Бродвей»».
- Морель, Линда. «Бухарские евреи сейчас в Квинсе воссоздают свои воспоминания о Суккоте» , J. The Jewish News of Northern California ( Еврейское телеграфное агентство ), 20 сентября 2002 г. «... 108-я улица, недавно названная «Бухарским Бродвеем»,...»
- Виктор Вишна, «Затерянное племя... найденное в Квинсе». Архивировано 21 августа 2008 г., в Wayback Machine , San Diego Jewish Journal , октябрь 2003 г. «Выходя из пекарни, мы идем по так называемому «Бухарскому Бродвею». где множество ресторанов и сувенирных магазинов соседствуют друг с другом».
- ^ Москин, Джулия. «Шелковый путь ведет в Квинс», The New York Times , 18 января 2006 г.
- ^ Попик, Барри. «Бухарлем или Бухарлем (Бухара + Гарлем)» . www.barrypopik.com . Проверено 29 января 2017 г.
- ^ "Наследство" . bucharianlife.blogspot.com . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б Руби, Уолтер. «Бухарское лобби». Архивировано 21 февраля 2008 г., в Wayback Machine , The Jewish Week , 31 октября 2007 г.
- ^ Примеры см. в мужских и женских пальто, а также детской одежде из Бухары, [«Дресс-код: раскрытие еврейского гардероба». «שפת לבוש» . Архивировано из оригинала 3 июля 2014 г. Проверено 23 июля 2014 г. ] выставка, Музей Израиля, Иерусалим, 11 марта 2014 г. – 18 октября 2014 г.
- ↑ Киппа Кутюр , Нападающий , Анджела Химзель, 29 сентября 2006 г.
- ^ «Шашмакам» . Странствующая муза. Архивировано из оригинала 8 октября 2011 г. Проверено 5 января 2012 г.
- ^ Очилдиев, Давид (2005). История бухарских евреев . МИР. п. 191.
- ^ Очилдиев, Давид (2005). История бухарских евреев . МИР. п. 191.
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153.
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153.
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153.
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153.
- ^ Jump up to: а б с д и Клаудия Роден, Книга еврейской еды: Одиссея от Самарканда до Нью-Йорка , Альфред Кнопф, Нью-Йорк (1996).
- ^ NYT, 18 января 2006 г. Шелковый путь ведет в Квинс.
- ^ BJews.com. «Бухарско-еврейский глобальный портал: Кухня» . Bukarianjews.com. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г. Проверено 5 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Этнографический атлас Узбекистана : евреи Центральной Азии. Архивировано 7 октября 2009 г. в Wayback Machine , с. 93 (на русском языке)
- ^ Рецепт Оси сабо. Архивировано 11 марта 2008 г. в Wayback Machine (на иврите) ; Рецепт на английском языке от еврейки. Архивировано 29 сентября 2008 г. в Wayback Machine , осень 2005 г.
- ↑ Бухарско-еврейская практика приготовления пищи в сумке. Архивировано 2 февраля 2023 г. в Wayback Machine (на русском языке).
- ^ Рецепт и фотография Ков Рогана. Архивировано 14 октября 2012 г. в Wayback Machine в Wiki Cookbook.
- ^ BJews.com. «Бухарско-еврейский глобальный портал: Кухня» . Bukarianjews.com. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 г. Проверено 5 января 2012 г.
- ^ «Шелковый путь ведет в Квинс». Архивировано 2 февраля 2023 г. в Wayback Machine , Краткая кулинарная история Центральной Азии из New York Times , 18 января 2006 г., по состоянию на 13 сентября 2008 г.
- ^ Бехар, Дорон; Мецпалу, Мейт; Баран, Яэль; Копельман, Наама; Юнусбаев, Баязит; Гладштейн, Ариэлла; Цур, Шей; Саакян, Аванес; Бахманимер, Ардешир; Епископосян, Левон; Тамбетс, Кристина (01 декабря 2013 г.). «Отсутствуют общегеномные данные о хазарском происхождении евреев-ашкенази» . Препринты по биологии человека в открытом доступе . 85 (6).
- ^ «Невеста Шелкового пути едет в лондонском такси» . Гаарец . 27 января 2015 г.
Библиография
- Рикардо Гарсия-Карсель: Инквизиция , Библиотека основной истории. Группа Анайя, Мадрид, Испания, 1990 г. ISBN 84-7969-011-9 .
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с евреями Бухары, на Викискладе?
- Бухарские израильтяне
- Великая сага о побеге Аминоффа
- Иосиф Маммон. Моя история заархивирована 28 марта 2004 г. в Wayback Machine.
- Официальный сайт всемирной бухарской общины
- BJews.com , Глобальный бухарский еврейский портал
- Купер, Аланна Э. Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2012.
- «Публикации Аланны Купера о бухарских евреях» , kikayon.com
- Елена Нева, «Небесные лягушки в творчестве бухарских ювелиров» , Кунстпедия, 19 марта 2009 г.
- «Бухарские евреи защищают свою культуру в анклаве Нью-Йорка» , «Гаарец» ( Рейтер ), 21 октября 2009 г.
- ЛАЗГИ Фируза Джуманиязова Шимон Полатов Израиль 2011 на YouTube
- АВРАМ ТОЛМАС, РУСТАМ, ЯША БАРАЕВ на YouTube
- Малика Калантарова - Lazgi.avi на YouTube
- Лазги Малика Калонтарова Душанбе Малика Калонтарова Лазги Душанбе на YouTube
- Лекции Бухарской Торы от бухарских раввинов