Чала (евреи)
- см. на странице значений Чалла . Дополнительные значения этого слова
Чала ( узбекский : чала [тала] ) — узбекский термин, означающий «ни то, ни это». [ 1 ] имея в виду бухарских евреев которых принуждали принять ислам , с конца восемнадцатого века. [ 2 ] В ответ эти евреи Чалы внешне исповедовали ислам, но тайно сохраняли свои еврейские традиции. Эти криптоевреи женились между собой и жили в своих отдельных кварталах, граничащих с существующими еврейскими кварталами. Евреи Чала рассказывают историю, очень похожую на историю донме и марранов Испании .
Евреи Чалы не смогли вернуться к своей истинной еврейской вере из-за фатальных последствий, связанных с отказом от исламской веры . Исламское правление в этот период применяло смертную казнь к тем, кто отказывался от исламской веры. Таким образом, только с появлением Императорской России и советской власти евреи Чалы смогли вернуться к своей первоначальной вере.
К 19 веку общины чала возникли в городах: Самарканде , Хиве , Коканде , Маргилане и Шахрисабзе . Часто только через два-три поколения евреи Чалы начинали вступать в брак с местным мусульманским населением и отказываться от всех оставшихся еврейских традиций.
Возвращение Чалы в иудаизм началось с завоеванием Россией Средней Азии в 1867 году. В то время как Хивинское и Кокандское ханства были включены в состав Туркестанской губернии , Бухарское ханство оставалось автономным и продолжало применять смертную казнь против тех, кто отказался от ислама . В результате многие евреи Чалы нелегально иммигрировали в районы, контролируемые Россией, чтобы избежать верной угрозы смерти. Хотя российский закон требовал, чтобы эти вновь прибывшие были депортированы обратно в Бухару и им грозила неминуемая смерть, приказы о депортации постоянно откладывались, и поэтому многие из них остались постоянными негражданами российского Туркестанского региона. Некоторые евреи Чала также вступали в торговые гильдии, чтобы доказать свою экономическую пользу империи . Поскольку мусульманское право сохранялось в Бухаре в течение более длительного периода, чем в соседних городах, к тому времени, когда коммунистическая советская власть пришла в Бухару, многие члены местной Чалы больше не идентифицировали себя как евреи , к тому времени полностью ассимилировались с мусульманским населением. . [ 3 ]
После установления советской власти в 1920 году религиозные различия среди населения больше не признавались официально. Тем не менее, этнические различия в паспортах позволили многим евреям Чалы продолжать считаться этническими узбеками и таджиками , а не евреями.
В 2000 году автор Мансур Сурош опубликовал роман «Чала» («Изгои») , в котором описаны переживания чала. [ 4 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Донме
- Крестный отец
- Конверсы
- Маррано
- Новички
- Бухарский эмират
- Иудаизм и ислам
- Чалла (страница значений)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мировалев, Мансур «Бухарские евреи Узбекистана, давно преследуемые» Аль-Джазира, 5 мая 2015 г. http://www.aljazeera.com/ineepeep/features/2015/04/uzbekistan-long-persecuted-bukhara-jews-150428083675.html
- ^ Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза . Лондон: Рутледж. п. 370. ИСБН 0-7103-0188-Х .
- ^ Каганович, Альберт «Евреи-мусульмане - Чала в Центральной Азии» https://www.academia.edu/4749714/The_Muslim_Jews_Chala_in_Central_Asia
- ^ Рецензия на роман Мансура Суроша «Чала» на tajnet.com. Архивировано 11 июня 2009 г. в Wayback Machine (на русском языке).
- ^ «Бухарские евреи: «Аутсайдеры», обзор Наджама Аббаса» . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 г. Проверено 17 июня 2016 г.