Истоки иудаизма
иудаизм | |
---|---|
יַהֲדוּתиудаизм евреи | |
Тип | Этническая религия [1] |
Классификация | авраамический |
Писание | Еврейская Библия |
Теология | Монотеистический |
Лидеры | Еврейское руководство |
Движения | Еврейские религиозные движения |
Ассоциации | Еврейские религиозные организации |
Область | Преобладающая религия в Израиле и широко распространенная во всем мире среди меньшинств. |
Язык | Библейский иврит [2] |
Штаб-квартира | Иерусалим ( Сион ) |
Основатель | Авраам [3] [4] (традиционный) |
Источник | 1-е тысячелетие до нашей эры 20–18 века до н.э. [3] (традиционный) Иуда Месопотамия [3] (традиционный) |
Отдельно от | Яхвизм |
Конгрегации | Еврейские религиозные общины |
Члены | в. 14–15 миллионов [5] |
Министры | Раввины |
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Истоки иудаизма лежат в бронзового века политеистической ханаанской религии . Иудаизм также синкретизировал элементы других семитских религий, таких как вавилонская религия , что отражено в ранних пророческих книгах еврейской Библии . [6] [ не удалось пройти проверку ]
В период железного века I (12-11 вв. до н.э.) [7] ),Религия израильтян развилась из ханаанской религии и приняла форму яхвизма . Яхвизм был национальной религией Израильского царств и Иудейского . [8] [ нужна цитата для проверки ] [9] В отличие от других ханаанских религиозных традиций, яхвизм был монолатристичен и сосредоточен на исключительном поклонении Яхве , которого его поклонники отождествляли с Эль . [10] Яхвисты начали отрицать существование других богов, ханаанских или иностранных, поскольку яхвизм стал более строго монотеистическим . со временем [11] [12]
Во время вавилонского плена в VI и V веках до нашей эры ( II железный век ) определенные круги изгнанных иудеев в Вавилоне усовершенствовали ранее существовавшие идеи о яхвизме, такие как природа божественного избрания , закона и заветов . Их идеи стали доминировать в еврейской общине в последующие столетия. [13]
С V века до нашей эры до 70 года нашей эры яхвизм развился в различные богословские школы иудаизма Второго Храма , помимо эллинистического иудаизма в диаспоре . Второго Храма Еврейская эсхатология имеет сходство с зороастризмом . [14] Текст еврейской Библии в этот период был отредактирован до сохранившейся формы и, возможно, также канонизирован . Археологические и текстовые свидетельства, указывающие на широкое соблюдение законов Торы среди рядовых евреев, впервые появляются примерно в середине II века до нашей эры, в период Хасмонеев . [15] [ нужна страница ]
Раввинистический иудаизм развился в поздней античности , в III-VI веках нашей эры; Масоретский текст еврейской Библии и Талмуд были составлены в этот период. Самые старые рукописи масоретской традиции относятся к X и XI векам нашей эры и представляют собой Кодекс Алеппо (более поздние части X века нашей эры) и Ленинградский кодекс (датированный 1008–1009 годами нашей эры). Во многом из-за цензуры и сжигания рукописей в средневековой Европе самые старые из существующих рукописей различных раввинских произведений появились довольно поздно. Самая старая сохранившаяся полная рукописная копия Вавилонского Талмуда датируется 1342 годом нашей эры. [16]
железного века Яхвизм
Иудаизм состоит из трех основных и взаимосвязанных элементов: изучение письменной Торы ; признание Израиля избранным народом и получателем закона на горе Синай ; и требование, чтобы Израиль и их потомки жили по законам, изложенным в Торе. [17] Эти три элемента берут свое начало в яхвизме железного века и в иудаизме Второго Храма . [18]
Яхвизм железного века был официально оформлен в 9 веке до нашей эры, примерно в то же время, когда царства железного века Израиль (или Самария) и Иудея консолидировались в Ханаане. [19] [ не удалось пройти проверку ] [20] [ не удалось пройти проверку ] [21] Яхве был национальным богом обоих царств. [22]
Другие соседние ханаанские царства также имели своего собственного национального бога, происходящего из ханаанского пантеона богов: Хамос был богом Моава , Милком — богом аммонитян , Каус — богом идумеян и так далее. В каждом королевстве король был наместником своего национального бога на Земле. [8] [23] [24]
Различные национальные боги были более или менее равными, что отражало тот факт, что сами царства в Ханаане были более или менее равными, и внутри каждого царства существовала божественная пара, состоящая из национального бога и его супруги – в случае Израиля и Иуды. : Яхве и богиня Ашера – возглавляли пантеон меньших богов. [20] [25] [26]
К концу 8-го века и Иудея, и Израиль стали вассалами Ассирийской империи , связанные договорами о лояльности с одной стороны и защите с другой. Израиль восстал и был уничтожен ок. 722 г. до н. э., и беженцы из бывшего царства бежали в Иудею, принося с собой традицию о том, что Яхве, уже известный в Иудее, был не просто самым важным из богов, но и единственным богом, которому следует служить. [27] Различные пророки традиционно играли значительную роль в продвижении яхвизма за счет конкурирующих религий как на Севере, так и на Юге. [28] восьмилетнего Иосию Яхвистское мировоззрение было подхвачено иудейской землевладельческой элитой, которая стала чрезвычайно влиятельной в придворных кругах в следующем столетии, когда они посадили на трон (годы правления 641–609 до н.э.). Во время правления Иосии власть Ассирии внезапно рухнула (после 631 г. до н.э.), и к власти в Иерусалиме пришло движение за независимость, продвигая как независимость Иудеи от иностранных повелителей, так и верность Яхве как единственному богу Израиля. При поддержке Иосии движение «Только Яхве» начало полномасштабную реформу богослужения, включая завет (то есть договор) между Иудой и Яхве, заменивший завет между Иудой и Ассирией. [29]
К тому времени, когда это произошло, Яхве уже впитал или вытеснил положительные характеристики других богов и богинь пантеона, и этот процесс присвоения стал важным шагом в последующем появлении одной из наиболее примечательных особенностей иудаизма: его бескомпромиссного монотеизма. . [25] Филип Р. Дэвис считает, что жители древнего Израиля и Иудеи не были последователями иудаизма; они были приверженцами политеистической культуры, поклонялись множеству богов, заботились о плодородии, местных святынях и легендах. Вероятно, у них не было письменной Торы , тщательно продуманных законов, регулирующих ритуальную чистоту, и чувства завета с исключительным национальным богом. [30]
Второго Иудаизм Храма
В 586 г. до н.э. Иерусалим был разрушен вавилонянами, а иудейская элита – царская семья, священники, книжники и другие представители элиты – была взята в плен в Вавилон. Они представляли лишь меньшинство населения, и Иуда, оправившись от непосредственных последствий войны, продолжала вести жизнь, мало чем отличающуюся от той, что была раньше. В 539 г. до н.э. Вавилон пал перед персами; Вавилонское изгнание закончилось, и часть изгнанников, но далеко не все, а, вероятно, меньшинство, вернулась в Иерусалим. Они были потомками первых изгнанников и никогда не жили в Иудее; тем не менее, по мнению авторов библейской литературы, именно они, а не оставшиеся в земле, были «Израилем». [31] Иудея, ныне называемая Йехудом, была персидской провинцией, и репатрианты, имеющие свои персидские связи в Вавилоне, контролировали ее. Они также представляли потомков старого движения «Только Яхве», но установленная ими религия существенно отличалась от обоих монархических яхвизма. [6] и современный иудаизм. Эти различия включают в себя новые концепции священства, новый акцент на писаном законе и, следовательно, на Священных Писаниях, а также заботу о сохранении чистоты путем запрета смешанных браков за пределами сообщества этого нового «Израиля». [6]
Партия Яхве вернулась в Иерусалим после персидского завоевания Вавилона и стала правящей элитой Йехуда. Большая часть еврейской Библии была собрана, пересмотрена и отредактирована ими в V веке до нашей эры, включая Тору (книги Бытие , Исход , Левит , Числа и Второзаконие ), исторические труды, а также большую часть пророческой литературы и литературы мудрости. . [32] [33] Библия повествует об обнаружении в Храме в седьмом веке до нашей эры юридической книги, которую большинство ученых рассматривают как некую форму Второзакония и считают ее ключевой для развития Священного Писания. [34] Растущая коллекция Священных Писаний была переведена на греческий язык в эллинистический период евреями египетской диаспоры, в то время как вавилонские евреи создали придворные сказки Книги Даниила (главы 1–6 Книги Даниила – главы 7–12 были более поздним дополнением). ), и книги Товита и Есфири . [35]
Впоследствии яхвизм раскололся на иудаизм Второго Храма и самаритянство . [36] Первоначально у этих религий были дружеские отношения, но после Иоанном Гирканом разрушения храма на горе Гризим в 120 г. до н.э. они стали соперниками. [37] Последнее печально описано в христианском Новом Завете . [38]
закона Торы принятие Широкое
В своем плодотворном «Прологе к истории Израиля » 1878 года Юлиус Велльхаузен утверждал, что иудаизм как религия, основанная на повсеместном соблюдении закона Торы, впервые возник в 444 году до нашей эры, когда, согласно библейскому повествованию, представленному в Книге Неемия (глава 8), священник-писец по имени Ездра, прочитал копию Моисеевой Торы перед населением Иудеи, собравшимся на центральной площади Иерусалима. [39] Вельхаузен считал, что это повествование следует принять как историческое, поскольку оно звучит правдоподобно, отмечая: «Достоверность повествования видна на первый взгляд». [40] Вслед за Веллхаузеном большинство ученых XX и начала XXI веков признавали, что широкое соблюдение Торы началось где-то примерно в середине V века до нашей эры.
Совсем недавно Йонатан Адлер утверждал, что на самом деле не существует сохранившихся доказательств того, что Тора была широко известна, считалась авторитетной и применялась на практике когда-либо до середины II века до нашей эры. [41] Адлер исследовал вероятность того, что иудаизм, как широко распространенная практика закона Торы в еврейском обществе в целом, впервые возник в Иудее во время правления династии Хасмонеев , спустя столетия после предполагаемого времени Ездры. [42]
Развитие раввинистического иудаизма
На протяжении веков традиционное понимание заключалось в том, что раскол раннего христианства и иудаизма спустя некоторое время после разрушения Второго Храма в 70 году нашей эры был первым крупным богословским расколом в еврейской традиции. Начиная со второй половины ХХ века некоторые ученые начали утверждать, что историческая картина несколько сложнее. [43] [44]
К I веку иудаизм Второго Храма был разделен на конкурирующие богословские фракции, в частности, на фарисеев и саддукеев , а также на многочисленные более мелкие секты, такие как ессеи , мессианские движения, такие как раннее христианство , и тесно связанные традиции, такие как самаритянство (что дает нам Самаритянское Пятикнижие , важный свидетель текста Торы, независимого от масоретского текста ). Секта израильского богослужения, которая в конечном итоге стала раввинистическим иудаизмом , и секта, которая развилась в раннее христианство, были лишь двумя из этих отдельных израильских религиозных традиций. Таким образом, некоторые ученые начали предлагать модель, которая предполагает двойное рождение христианства и раввинистического иудаизма, а не эволюцию и отделение христианства от раввинистического иудаизма. Среди ученых все больше признается, что «в конце I века нашей эры еще не существовало двух отдельных религий, называемых «иудаизм» и «христианство». [45] Дэниел Боярин (2002) предлагает пересмотренное понимание взаимодействия между зарождающимся христианством и зарождающимся раввинистическим иудаизмом в поздней античности , согласно которому эти две религии глубоко и сложно переплетались на протяжении всего этого периода.
Амораимы , были еврейскими учеными поздней античности которые систематизировали и комментировали закон и библейские тексты. Заключительный этап редактирования Талмуда в его окончательную форму произошел в VI веке нашей эры учеными, известными как Савораимы . Этот этап завершает эпоху Хазаля , лежащую в основе раввинистического иудаизма.
См. также [ править ]
- Атенизм , древнеегипетская монотеистическая религия 14 века до нашей эры, просуществовавшая два десятилетия.
- Эллинистическая религия
- Историчность Библии
- Еврейская история
- Иудаика
- Маккавеи
- Богословие Ветхого Завета
- Религии древнего Ближнего Востока
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Джейкобс 2007 , с. 511 цитата: «Иудаизм, религия, философия и образ жизни евреев».
- ^ Сота 7:2 с огласованными комментариями (на иврите). Нью-Йорк. 1979 год . Проверено 26 июля 2017 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мендес-Флор 2005 .
- ^ Левенсон 2012 , с. 3.
- ^ Дашефски, Арнольд ; Делла Пергола, Серджио ; Шескин, Ира, ред. (2018). Еврейское население мира (PDF) (Отчет). Берманский еврейский банк данных . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мур и Келле, 2011 , с. 402.
- ^ Хакетт 2001 , с. 132: «Период в истории Израиля, который длится большую часть двенадцатого и одиннадцатого веков до нашей эры, является эрой судей, которую археологи называют железным веком I».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хакетт 2001 , с. 156.
- ^ Сравнивать: Альстрем, Гёста Вернер (1982). Царская администрация и национальная религия в Древней Палестине . Том 1 Исследования по истории древнего Ближнего Востока / Исследования по истории древнего Ближнего Востока. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 83. ИСБН 9789004065628 . Проверено 11 ноября 2023 г.
[...] картина, нарисованная для нас северным королевством и его религией, ненадежна. Более того, так называемый консервативный яхвизм, который, как говорят, преобладал в Иудее, по-видимому, существовал только в реконструкции истории библейскими авторами.
- ^ Смит 2002 , стр. 8, 33–34.
- ^ Бетц 2000 , с. 917: «Монотеизм в Израиле [...], по-видимому, развивался в течение длительного периода времени, начиная примерно с 10 века и до конца вавилонского изгнания».
- ^ Альбертц 1994 , с. 61 Говорят, что распространение единоличного поклонения Яхве началось лишь на позднем этапе, самое раннее с Илией в девятом веке, но на самом деле только с Осией в восьмом веке, и вызывало лишь небольшую оппозицию. группировки (движение «Только Яхве»). [...] Согласно этой точке зрения, это движение могло влиять на общество лишь в течение короткого периода при Иосии, но затем, наконец, помогло монотеизму одержать победу в период изгнания и в начале после изгнания.
- ^ Гнусе 1997 , с. 225.
- ^ «Болезни в еврейских источниках». Энциклопедия иудаизма . дои : 10.1163/1872-9029_ej_com_0049 .
- ^ Адлер 2022 .
- ^ Голб, Норман (1998). Евреи в средневековой Нормандии: социальная и интеллектуальная история . Издательство Кембриджского университета. п. 530. ИСБН 978-0521580328 .
Копия [...] была завершена в конце 1342 года [...] писцом Соломоном б. Симсон [...]. [...] Эта рукопись, находящаяся сейчас в Bayerische Staatsbibliotek в Мюнхене (MS Heb. 95), остается единственной полной рукописью Вавилонского Талмуда, сохранившейся со времен средневековья.
- ^ Нойснер 1992 , с. 3.
- ^ Нойснер 1992 , с. 4.
- ^ Шнидевинд 2013 , с. 93.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 2010 , с. 119.
- ^ Финкельштейн, Израиль, (2020). «Обновление Саула и нагорья Вениамина: роль Иерусалима» , в книге Иоахима Дж. Краузе, Омера Серги и Кристин Вайнгарт (ред.), Саул, Вениамин и возникновение монархии в Израиле: библейские и археологические перспективы , SBL Press , Атланта, Джорджия, с. 48, сноска 57: «...Они стали территориальными царствами позже: Израиль в первой половине девятого века до н.э., а Иуда во второй его половине...»
- ^ Хакетт 2001 , с. 156: «[...] некоторые современные учёные предполагают, что то, что отличало «Израиль» от других возникающих ханаанских обществ Железного I I, было религией - вера в Яхве как в своего бога, а не в Хамоша (моавитян), например, или Милкома ( Действительно, ранний железный век ознаменовал возникновение национальной религии на Ближнем Востоке, связывающей веру в национального бога с этнической идентичностью. Таким образом, израильтяне являются народом Яхве, точно так же, как моавитяне являются народом Чемоса; Аммонитяне, поклонники Милкома; эдомитяне, Кауса [...] (Термины «национальная религия» и «национальный бог» , хотя и широко используются, по общему признанию, вводят в заблуждение: особенности современных национальных государств не следует рассматривать в контексте этих древних обществ. )"
- ^ Дэвис 2010 , с. 112.
- ^ Миллер 2000 , с. 90.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андерсон 2015 , с. 3.
- ^ Бетц 2000 , с. 917.
- ^ Стейплс, Джейсон А. (20 мая 2021 г.). «Другие израильтяне: самаритяне, евреи и нееврейский Израиль». Идея «Израиля» в иудаизме Второго Храма: новая теория людей, изгнания и израильской идентичности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 61, 62. ISBN. 9781108842860 . Проверено 4 февраля 2024 г.
[Примечание 23:] Поселение израильских групп в Иудее после разрушения Северного царства, возможно, принесло с собой большую часть северного библейского материала, породив панизраильские настроения в Иудее (Финкельштейн, Забытое царство , 155).
- ^ Роджерсон, Джон (27 августа 2009 г.) [2007]. «Древний Израиль до падения Второго Храма». В Хиннеллсе, Джон Р. (ред.). Справочник пингвинов по древним религиям . Лондон: Пингвин Великобритания. ISBN 9780141956664 . Проверено 4 февраля 2024 г.
«Чистый» яхвизм поддерживался экстатическими пророческими группами, возглавляемыми такими людьми, как Самуил, Илия и Елисей, которые активно участвовали в политических вопросах. Позже эту роль взяли на себя так называемые пишущие пророки: Осия, Амос, Михей и Исаия [...] в восьмом веке. Эти пророки были создателями этического монотеизма древнего Израиля.
- ^ Роджерсон 2003 , с. 153-154.
- ^ Дэвис, Филип Р. (1 апреля 2016 г.) [2011]. «Ранний иудаизм (ы)». О происхождении иудаизма . Абингдон: Рутледж. п. 15. ISBN 9781134945023 . Проверено 4 февраля 2024 г.
Культура израильских или иудейских земледельцев, судя по всему, была политеистической, ориентированной на плодородие и основанной на местных и домашних святынях. Его фольклор, вероятно, включал бы такие вещи, как местная правовая практика, местные рассказы о предках и местах, а также сборник пословиц, мифов и легенд, связанных с местными святынями, а не с письменной Торой, законами чистоты или верой в корпоративный «завет». 'с исключительным национальным божеством.
- ^ Мур и Келле 2011 , с. 397.
- ^ Куган и др. 2007 , с. XXIII.
- ^ Берквист 2007 , с. 3-4.
- ^ Фредерик Дж. Мерфи (15 апреля 2008 г.). «Иудаизм Второго Храма» . У Алана Эйвери-Пека (ред.). Блэквеллский спутник иудаизма . Джейкоб Нойснер. Джон Уайли и сыновья. стр. 61–. ISBN 978-0-470-75800-7 .
- ^ Куган и др. 2007 , с. xxvi
- ^ Пуммер 2016 , с. 25.
- ^ Кнопперс 2013 , стр. 173–174.
- ^ «Самаритянин | Определение, религия и Библия | Британика» . britannica.com . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Веллхаузен 1885 , с. 405–410.
- ^ Веллхаузен 1885 , с. 408 н. 1.
- ^ Адлер 2022 , с. 223: «[...] литературные источники, твердо датированные ранним эллинистическим периодом, не предоставляют убедительных доказательств относительно степени, в которой Тора могла быть известна или считаться авторитетной среди иудейских масс того времени».
- ^ Адлер 2022 , с. 223-234.
- ^ Беккер и Рид 2007 .
- ^ Данн, Джеймс Д.Г., изд. (1999). Евреи и христиане: пути разошлись с 70 по 135 год нашей эры . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 9780802844989 .
- ^ Гольденберг, Роберт (2002). «Рецензируемая работа: Умереть за Бога: Мученичество и становление христианства и иудаизма Даниила Боярина». Еврейский ежеквартальный обзор . 92 (3/4): 586–588. дои : 10.2307/1455460 . JSTOR 1455460 .
Библиография [ править ]
- Акерман, Сьюзен (2003). «Богини» . В Ричарде, Сюзанна (ред.). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Адлер, Йонатан (2022). Истоки иудаизма: археолого-историческая переоценка . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300254907 .
- Альстрем, Госта В. (1991). «Роль археологических и литературных памятников в реконструкции истории Израиля» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Ткань истории: текст, артефакт и прошлое Израиля . А&С Черный. ISBN 9780567491107 .
- Альбертц, Райнер (2003). «Проблемы и возможности: перспективы постексильного яхвизма» . В Альбертце, Райнер; Бекинг, Боб (ред.). Яхвизм после изгнания: взгляды на израильскую религию в персидскую эпоху . Уитгеверий Ван Горкум. ISBN 9789023238805 .
- Альбертц, Райнер (1994). История израильской религии, том I: от начала до конца монархии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227197 .
- Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование божественных имен Истара, Ваала и Яхве и божественной множественности на древнем Ближнем Востоке . Де Грютер. ISBN 9781501500220 .
- Андерсон, Джеймс С. (2015). Монотеизм и присвоение Яхве Ваала . Блумсбери. ISBN 9780567663962 .
- Беккер, АХ; Рид, AY (2007). Пути, которые никогда не расходились: евреи и христиане в поздней античности и раннем средневековье . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-0343-5 .
- Бекинг, Боб (2001). «Боги, которым они доверяли». В Бекинге, Бобе (ред.). Только один Бог?: Монотеизм в Древнем Израиле и почитание богини Ашеры . А&С Черный. ISBN 9781841271996 .
- Беннетт, Гарольд В. (2002). Несправедливость узаконена: Второзаконный закон и тяжелое положение вдов, чужеземцев и сирот в древнем Израиле . Эрдманс. ISBN 9780802825742 .
- Берквист, Джон Л. (2007). Приближаясь к Йехуду: новые подходы к изучению персидского периода . СБЛ Пресс. ISBN 9781589831452 .
- Бетц, Арнольд Готфрид (2000). «Монотеизм» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9053565035 .
- Чалмерс, Аарон (2012). Изучение религии древнего Израиля: пророк, священник, мудрец и народ . СПКК. ISBN 9780281069002 .
- Коэн, Шэй, Джей Ди (1999). «Храм и синагога» . В Финкельштейне, Луи ; Дэвис, штат Вашингтон; Хорбери, Уильям (ред.). Кембриджская история иудаизма: Том 3, Раннеримский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521243773 .
- Кон, Норман (2001). Космос, хаос и мир грядущий: древние корни апокалиптической веры . Издательство Йельского университета. ISBN 0300090889 .
- Коллинз, Джон Дж. (2005). Библия после Вавилона: историческая критика в эпоху постмодерна . Эрдманс. ISBN 9780802828927 .
- Куган, Майкл Д .; Смит, Марк С. (2012). Истории из Древнего Ханаана (2-е изд.). пресвитерианской издательской корпорации ISBN 978-9053565032 .
- Кук, Стивен Л. (2004). Социальные корни библейского яхвизма . Общество библейской литературы. ISBN 9781589830981 .
- Куган, Майкл Д.; Бреттлер, МЗ; Ньюсом, Калифорния; Перкинс, П. (2007). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-528880-3 .
- Дарби, Эрин (2014). Интерпретация фигурок из иудейских колонн: пол и империя в иудейском апотропическом ритуале . Мор Зибек. ISBN 9783161524929 .
- Дэвис, Филип Р .; Роджерсон, Джон (2005). Ветхозаветный мир . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780567084880 .
- Дэвис, Филип Р. (2016). Истоки иудаизма . Рутледж. ISBN 9781134945023 .
- Дэвис, Филип Р. (2010). «Городская религия и сельская религия» . В Ставракопулу, Франческа; Бартон, Джон (ред.). Религиозное разнообразие в Древнем Израиле и Иудее . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 9780567032164 .
- Дэй, Джон (2002). Яхве и боги и богини Ханаана . Журнал по изучению Ветхого Завета: серия дополнений . Том. 265. Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9780826468307 .
- Девер, Уильям Г. (2003a). «Религия и культ в Леванте» . В Ричарде, Сюзанна (ред.). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Девер, Уильям Г. (2003b). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли . Эрдманс. ISBN 9780802844163 .
- Девер, Уильям Г. (2005). Была ли у Бога жена?: Археология и народная религия в древнем Израиле . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2852-1 .
- Дику, Берт (1994). Эдом, брат и антагонист Израиля: роль Эдома в библейских пророчествах и историях . А&С Черный. ISBN 9781850754589 .
- Дейкстра, Мейндерт (2001). «Эль, Бог Израиля-Израиля, народ ЯХВЕ: об истоках древнеизраильского яхвизма» . В Бекинге, Боб; Дейкстра, Мейндерт; Корпель, Марджо, Калифорния; и др. (ред.). Только один Бог?: Монотеизм в Древнем Израиле и почитание богини Ашеры . А&С Черный. ISBN 9781841271996 .
- Эдельман, Диана Викандер (1995). «Слежение за соблюдением аниконической традиции» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Издательство Питерс. ISBN 9053565035 .
- Элиор, Рэйчел (2006). «Ранние формы еврейского мистицизма» . В Каце, Стивен Т. (ред.). Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521772488 .
- Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2002). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение священных текстов . Саймон и Шустер. ISBN 9780743223386 .
- Фридман, Д.Н.; О'Коннор, член парламента; Ринггрен, Х. (1986). «ЯХВЕ» . В Боттервеке, Дж.Дж.; Ринггрен, Х. (ред.). Богословский словарь Ветхого Завета . Том. 5. Эрдманс. ISBN 9780802823298 .
- Фрерихс, Эрнест С. (1998). Библия и Библии в Америке . Ученые Пресс. ISBN 9781555400965 .
- Гнусе, Роберт Карл (1997). Никаких других богов: возникающий монотеизм в Израиле . Журнал по изучению Ветхого Завета: серия дополнений . Том. 241. Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9780567374158 .
- Гнусе, Роберт Карл (1999). «Возникновение монотеизма в Древнем Израиле: обзор недавних исследований». Религия . 29 (4): 315–336. дои : 10.1006/reli.1999.0198 .
- Горман, Фрэнк Х. младший (2000). «Праздники, фестивали» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Граббе, Лестер (2010). Введение в иудаизм Второго Храма . Блумсбери. ISBN 9780567455017 .
- Граббе, Лестер (2010). « В тот день к ЯХВЕ присоединятся многие народы»: вопрос о ЯХВЕ за пределами Иуды» . В Ставракопулу, Франческа; Бартон, Джон (ред.). Религиозное разнообразие в Древнем Израиле и Иудее . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-03216-4 .
- Граббе, Лестер (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? . А&С Черный. ISBN 9780567032546 .
- Хакетт, Джо Энн (2001). « Не было царя в Израиле»: эпоха судей» . В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Хальперн, Барух; Адамс, Мэтью Дж. (2009). От богов к Богу: динамика космологий железного века . Мор Зибек. ISBN 9783161499029 .
- Хэнди, Лоуэлл К. (1995). Среди воинства небесного: Сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Айзенбрауны. ISBN 9780931464843 .
- Хесс, Ричард С. (2007). Израильские религии: археологический и библейский обзор . Бейкер Академик. ISBN 9780801027178 .
- Хесс, Ричард С. (2020). «Израильская религия». В Бартоне, Джон (ред.). Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.156 . ISBN 978-0-19-934037-8 .
- Хамфрис, В. Ли (1990). «Бог, Имена» . В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Джейкобс, Луи (2007). «Иудаизм» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 11 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. ISBN 978-0-02-866097-4 – через энциклопедию.com .
- Киль, Отмар (1997). Символизм библейского мира: древняя ближневосточная иконография и книга псалмов . Айзенбрауны. ISBN 9781575060149 .
- Киллебрю, Энн Э. (2005). Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев, филистимлян и раннего Израиля, 1300–1100 гг. до н.э. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-097-4 .
- Кнопперс, Гэри Н. (2013). Евреи и самаритяне: истоки и история их ранних отношений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9781575060835 . (ISBN соответствует версии Google Книги. Бумажная версия. ISBN 9780195329544 )
- Лемче, Нильс Петер (1998). Израильтяне в истории и традициях . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227272 .
- Левенсон, Джон Дуглас (2012). Наследование Авраама: наследие патриарха в иудаизме, христианстве и исламе . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16355-0 .
- Левин, Кристоф (2013). Перечитывая Священное Писание: Очерки литературной истории Ветхого Завета . Мор Зибек. ISBN 9783161522079 .
- Ливерани, Марио (2014). История Израиля и история Израиля . Рутледж. ISBN 978-1317488934 .
- Мафико, Темба LJ (1992). «Божественное имя Яхве Алохим с африканской точки зрения» . В Сеговии Фернандо Ф.; Толберт, Мэри Энн (ред.). Чтение из этого места: социальное положение и библейская интерпретация в глобальной перспективе . Том. 2. Крепость Пресс. ISBN 9781451407884 .
- Мастин, бакалавр (2005). «Ашера Яхве, инклюзивный монотеизм и вопрос датировки» . В Дэй, Джон (ред.). В поисках Израиля до плена . Блумсбери. ISBN 9780567245540 .
- Мендес-Флор, Поль (2005). «Иудаизм» . В Томасе Риггсе (ред.). Энциклопедия религиозных практик Worldmark . Том. 1. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Томсон Гейл. ISBN 978-0787666118 – через энциклопедию.com .
- Меттингер, Трюггве Н.Д. (2006). «Разговор с моими критиками: культовый образ или аниконизм в Первом Храме?» . В Амите, Яира; Нааман, Надав (ред.). Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте . Айзенбрауны. ISBN 9781575061283 .
- Мейерс, Кэрол (2001). «Родство и королевская власть: ранняя монархия» . В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Макдональд, Натан (2007). «Аниконизм в Ветхом Завете» . В Гордоне, Р.П. (ред.). Бог Израиля . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521873659 .
- Миллер, Патрик Д. (2000). Религия Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22145-4 .
- Миллер, Джеймс М.; Хейс, Джон Х. (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664212629 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля . Эрдманс. ISBN 9780802862600 .
- Нойснер, Джейкоб (1992). Краткая история иудаизма . Крепость Пресс. ISBN 9781451410181 .
- Ньер, Герберт (1995). «Возвышение ЯХВЕ в иудейской и израильской религии» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Издательство Питерс. ISBN 9053565035 .
- Нолл, КЛ (2001). Ханаан и Израиль в древности: Введение . А&С Черный. ISBN 9781841272580 .
- Петерсен, Аллан Розенгрен (1998). Царский Бог: праздники интронизации в древнем Израиле и Угарите? . А&С Черный. ISBN 9781850758648 .
- Пуммер, Рейнхард (2016). Самаритяне: Профиль . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6768-1 .
- Роджерсон, Джон В. (2003). «Второзаконие» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон В. (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Шнидевинд, Уильям М. (2013). Социальная история иврита: ее истоки в раввинистический период . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300176681 .
- Смит, Марк С. (2000). «Эл» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Смит, Марк С. (2001). Истоки библейского монотеизма: политеистическая основа Израиля и угаритские тексты . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195167689 .
- Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле . Эрдманс. ISBN 9780802839725 .
- Смит, Марк С. (2003). «Астральная религия и божественность» . В Ногеле, Скотт; Уокер, Джоэл (ред.). Молитва, магия и звезды в древнем и позднеантичном мире . Пенн Стейт Пресс. ISBN 0271046007 .
- Смит, Марк С. (2010). Бог в переводе: Божества в межкультурном дискурсе в библейском мире . Эрдманс. ISBN 9780802864338 .
- Смит, Марк С. (2017). «Изначальный персонаж ЯХВЕ: вопросы о неизвестном Боге» . В Ван Оршоте, Юрген; Витте, Маркус (ред.). Истоки яхвизма . Приложения к журналу ветхозаветной науки. Том 484. Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-042538-3 .
- Смит, Мортон (1984). «Еврейская религиозная жизнь в персидский период». В Финкельштейне, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма: Том 1, Введение: Персидский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521218801 .
- Соммер, Бенджамин Д. (2011). «Бог, Имена» . В Берлине Адель; Гроссман, Максин Л. (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199730049 .
- Вандеркам, Джеймс К. (2022). Введение в ранний иудаизм (2-е изд.). Эрдманс. ISBN 978-1-4674-6405-5 .
- Ван дер Тоорн, Карел (1995). «Ритуальное сопротивление и самоутверждение» . В Платвоете, Ян Г.; Ван дер Тоорн, Карел (ред.). Плюрализм и идентичность: исследования ритуального поведения . Издательство «Брилл». ISBN 9004103732 .
- Ван дер Тоорн, Карел (1999). «Яхве» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер Виллем (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Эрдманс. ISBN 9780802824912 .
- Ван дер Тоорн, Карел (1996). Семейная религия в Вавилонии, Угарите и Израиле: преемственность и изменения форм религиозной жизни . Издательство «Брилл». ISBN 9004104100 .
- Вризен, TC; ван дер Вауде, Саймон Адам (2005). Древняя израильская и ранняя еврейская литература . Перевод Дойла, Брайана. Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-12427-1 .
- Веллхаузен, Юлиус (1885). Пролегомены к истории Израиля . Черный. ISBN 9781606202050 .
- Вятт, Николас (2010). «Царская религия в Древней Иудее» . В Ставракопулу, Франческа; Бартон, Джон (ред.). Религиозное разнообразие в Древнем Израиле и Иудее . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-03216-4 .
Внешние ссылки [ править ]
- Адлер, Йонатан (16 февраля 2023 г.). «Когда евреи начали соблюдать Тору? – TheTorah.com» . thetorah.com . Проверено 23 февраля 2023 г.
- Амзаллаг, Ниссим (август 2018 г.). «Металлургия, забытое измерение древнего яхвизма» . Библия и ее толкование . Университет Аризоны . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 28 июля 2021 г.
- Браун, Уильям, изд. (октябрь 2017 г.). «Ранний иудаизм» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 28 июля 2021 г.
- Гастер, Теодор Х. (26 ноября 2020 г.). «Библейский иудаизм (20–4 века до н.э.)» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Дата обращения 28 июля 2021 г.