Jump to content

Политеизм

(Перенаправлено с Политеистического )

Египетские боги в Музее естественной истории Карнеги

Политеизм – это вера или поклонение более чем одному богу . [1] [2] [3] Согласно Oxford Reference, считать богов непросто, и поэтому не всегда очевидно, является ли на самом деле политеистической религией, такой как китайские народные религии, или же очевидные различные объекты поклонения следует рассматривать как проявления единственное божество. [1] Политеистическая вера обычно объединяется в богов и , богинь . а также их собственные религиозные секты и ритуалы пантеон Политеизм – это разновидность теизма . В рамках теизма он контрастирует с монотеизмом , верой в единственного Бога , который в большинстве случаев трансцендентен .

В религиях, принимающих многобожие, различные боги и богини могут быть олицетворениями сил природы или древних принципов ; их можно рассматривать либо как автономные, либо как аспекты или эманации божества -творца или трансцендентального абсолютного принципа ( монистические проявляющегося теологии), имманентно в природе ( панентеистические и пантеистические теологии). [4] Политеисты не всегда одинаково поклоняются всем богам; они могут быть монолатристами или катенотеистами , специализирующимися на поклонении одному конкретному божеству только или в определенное время (соответственно).

Признание существования множества богов и богинь не обязательно приравнивается к поклонению всем божествам одного или нескольких пантеонов, поскольку верующий может либо поклоняться им в целом, либо концентрироваться только на определенной группе божеств, определяемой различные условия, такие как род занятий верующего, вкусы, личный опыт, семейные традиции и т. д. Также возможно поклоняться одному божеству, считающемуся верховным, не исключая существования других богов. Эту религиозную позицию назвали генотеизмом, но некоторые предпочитают называть ее монолатрией. Хотя термин «генотеизм» является спорным, ученые признают, что поклонение единому Богу, сопровождаемое верой в других божеств, поддерживает принцип политеизма. [5]

типичной формой религии до развития и распространения авраамических религий иудаизма христианства , Политеизм был и ислама , которые насаждали монотеизм. Это хорошо документировано на протяжении всей истории, от предыстории и самых ранних записей древнеегипетской религии и древней месопотамской религии до религий, преобладавших в период классической античности , таких как древнегреческая религия и древнеримская религия , а также в этнических религиях, таких как германская , славянская и Балтийское язычество и индейские религии . Известные политеистические религии, практикуемые сегодня, включают даосизм , шенизм или китайскую народную религию , японский синтоизм , сантерию , большинство традиционных африканских религий , [6] и различные неоязыческие религии, такие как Викка .

Индуизм , хотя и считается политеистическим, не может быть отнесен исключительно к такой категории, поскольку некоторые индуисты считают себя пантеистами , панентеистами , генотеистами , полиморфистами, монотеистами или монистами . Они совместимы с индуистскими текстами, поскольку не существует единого мнения о стандартизации веры. Веданта , наиболее доминирующая школа индуизма, предлагает сочетание пантеизма/панентеизма и политеизма, утверждая, что Брахман является единственной конечной реальностью вселенной, однако единства с ним можно достичь, поклоняясь бесчисленным божествам, которые представляют Высшую Абсолютную Истину . Индусы, практикующие бхакти , в конечном итоге верят в единого Бога, известного под разными именами как Параматман , Парабрахман , Бхагаван , Ишвара и т. д., который превосходит все категории (например, как формы, так и бесформенные). Несмотря на то, что Бог един, Бог проявляется в бесконечных формах, чтобы помочь Своим/Ее преданным осознать Его/Ее, и это не следует путать с верой в существование множества Богов/Богинь; это можно назвать Полиморфный монотеизм .

Терминология

[ редактировать ]

Этот термин происходит от греческого πολύ поли («много») и θεός теос («бог») и был придуман еврейским писателем Филоном Александрийским для спора с греками. Когда христианство распространилось по всей Европе и Средиземноморью, нехристиан называли просто язычниками (термин, первоначально использовавшийся евреями для обозначения неевреев), или язычниками (местными жителями), или явно уничижительным термином идолопоклонники (поклонники «ложных» богов). . В наше время термин «политеизм» был впервые возрожден на французском языке Жаном Боденом в 1580 году, а затем Сэмюэлем Перчасом в 1614 году. его использование на английском языке [7]

Мягкий против жесткого

[ редактировать ]

Основное разделение в современных политеистических практиках происходит между так называемым мягким политеизмом и жестким политеизмом. [8] [9]

«Мягкий» политеизм — это вера в то, что разные боги могут быть либо психологическими архетипами , олицетворениями природных сил, либо одним существенным богом, интерпретируемым через призму разных культур (например, Один , Зевс и Индра — все они являются одним и тем же богом в интерпретации различных культур). германские, греческие и индийские народы соответственно) – известный как омнитеизм . [10] Таким образом, боги могут быть взаимозаменяемыми в разных культурах. [9]

«Жесткий» политеизм — это вера в то, что боги — это отдельные, отдельные, настоящие божественные существа, а не психологические архетипы или олицетворения природных сил. Жесткие политеисты отвергают идею о том, что «все боги являются одним существенным богом», а также могут вообще отвергать существование богов вне их собственного пантеона . [9]

Боги и божественность

[ редактировать ]
Статуи Булула служат аватарами рисовых божеств в анитистских верованиях Ифугао на Филиппинах .

Божества политеизма часто изображаются как сложные персонажи большего или меньшего статуса, с индивидуальными навыками, потребностями, желаниями и историей, во многом похожие на людей ( антропоморфные ) по своим личностным качествам, но обладающие дополнительными индивидуальными силами, способностями, знаниями или восприятия.Политеизм невозможно четко отделить от анимистических верований, преобладающих в большинстве народных религий . Боги многобожия во многих случаях представляют собой высший уровень континуума сверхъестественных существ или духов, который может включать предков , демонов , тварей и других. В некоторых случаях эти духи делятся на небесные или хтонические классы, и вера в существование всех этих существ не означает, что всем им поклоняются.

Виды божеств

[ редактировать ]

Типы божеств, часто встречающихся в политеизме, могут включать:

Религия и мифология

[ редактировать ]

В классическую эпоху неоплатоник IV века нашей эры Саллюстий разделил мифологию на пять типов: [11]

  1. Теологические: мифы, рассматривающие сущность богов, такие как Кронос, проглатывающий своих детей, что Саллюстий считал аллегорическим выражением сущности божественности.
  2. Физический: выражение деятельности богов в мире.
  3. Психологические: мифы как аллегории деятельности самой души или мыслительных действий души.
  4. Материальный: относиться к материальным объектам как к богам, например: называть землю Геей , океан Океаном или тепловым Тифоном.
  5. Смешанный

Верования многих исторических политеистических религий обычно называют «мифологией». [12] [ ненадежный источник? ] хотя истории, которые культуры рассказывают о своих богах, следует различать [ по мнению кого? ] от их поклонения или религиозной практики. Например, божествам, изображенным в мифологии в конфликте, тем не менее, часто поклонялись бок о бок, что иллюстрирует различие внутри религии между верой и практикой. [ нужна ссылка ] Такие ученые, как Яан Пухвел , Дж. П. Мэллори и Дуглас К. Адамс, реконструировали аспекты древней протоиндоевропейской религии, религии различных индоевропейских народов. от которой , как полагают, произошли натуралистическая нуменистическая религия. [ нужна ссылка ] Примером религиозного понятия из этого общего прошлого является концепция *dyēus , которая засвидетельствована в нескольких религиозных системах индоевропейскоязычных народов.

Древние и исторические религии

[ редактировать ]

Хорошо известные исторические политеистические пантеоны включают шумерских богов, египетских богов, пантеон, засвидетельствованный в классической древности древнегреческой и римской религии), скандинавских асов и ванов , йоруба- ориша и ацтекских богов.

Во многих цивилизациях пантеоны имели тенденцию со временем расти. Божества, которым сначала поклонялись как покровителям городов или других мест, стали собираться вместе по мере того, как империи распространялись на большие территории. Завоевания могли привести к подчинению пантеона культуры пантеону захватчиков, как в греческой «Титаномахии» и, возможно, также в войне асов и ванов в скандинавских мифах . Культурный обмен может привести к тому, что «одно и то же» божество будет почитаться в двух местах под разными именами, как это было у греков, этрусков и римлян, а также к культурной передаче элементов внешней религии, как в случае с древнеегипетским божеством Осирисом. , которому позже поклонялись в Древней Греции .

Большинство древних систем верований считали, что боги влияют на жизнь людей. Однако греческий философ Эпикур считал, что боги — нетленные, но материальные, блаженные существа, населяющие пустые пространства между мирами и не утруждающие себя делами смертных, но способные восприниматься разумом, особенно во время сна.

Древняя Греция

[ редактировать ]
Шествие двенадцати олимпийцев

Классическая схема Двенадцати Олимпийцев в Древней Греции (Каноническая Двенадцать искусства и поэзии) была: [13] [14] Зевс , Гера , Посейдон , Афина , Арес , Деметра , Аполлон , Артемида , Гефест , Афродита , Гермес и Гестия . Хотя предполагается, что Гестия ушла в отставку, когда Диониса пригласили на гору Олимп , это является предметом споров. В книге Роберта Грейвса «Греческие мифы » цитируются два источника. [15] [16] это, очевидно, не означает, что Гестия уступила свое место, хотя он предполагает, что она это сделала. Аид [17] его часто исключали, потому что он жил в подземном мире. Все боги обладали силой. Однако в древности существовала большая неопределенность относительно того, кого причисляли к их числу. [18] В разных городах часто поклонялись одним и тем же божествам, иногда с эпитетами , которые отличали их и уточняли местный характер.

Эллинский политеизм распространился за пределы материковой Греции, на острова и побережья Ионии в Малой Азии , до Великой Греции (Сицилия и южная Италия), а также на разбросанные греческие колонии в Западном Средиземноморье, такие как Массалия (Марсель). Греческая религия смягчила этрусский культ и веру, сформировав большую часть позднейшей римской религии . В эллинистическую эпоху философские школы, такие как эпикурейство, разработали отдельные теологии. [19] На практике эллинизм в первую очередь сосредоточен на политеистическом и анимистическом поклонении.

Народная религия

[ редактировать ]

Большинство так называемых « народных религий » в современном мире (в отличие от традиционных этнических религий ) находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе . [20] Этот факт соответствует тенденции большинства политеистических религий находиться за пределами западного мира. [21]

Народные религии часто тесно связаны с анимизмом . Анимистические верования встречаются в исторических и современных культурах. Народные верования часто называют суевериями, когда они присутствуют в монотеистических обществах. [22] Народные религии часто не имеют организованных авторитетов, также известных как священство , или каких-либо официальных священных текстов . [23] Они часто совпадают и с другими религиями. Авраамические монотеистические религии , которые доминируют в западном мире, обычно не одобряют исповедование частей нескольких религий, но народные религии часто пересекаются с другими. [22] Последователи политеистических религий не часто проблематизируют следование практикам и убеждениям нескольких религий.

Современные религии

[ редактировать ]

В зависимости от типа исповедуемого буддизма его можно рассматривать как политеистический, поскольку он, по крайней мере, признает существование нескольких богов. Будда — фигура лидера, но он не предназначен для того, чтобы ему поклонялись как богу. Дэвы , санскритское слово, обозначающее богов , также не предназначены для поклонения. Они не бессмертны и имеют ограниченные силы. Возможно, это были люди, имевшие в своей жизни положительную карму и переродившиеся дэвами. [24] Распространенной буддийской практикой является тантра , которая представляет собой использование ритуалов для достижения просветления. Тантра фокусируется на восприятии себя как божества и использовании божеств как символов, а не сверхъестественных агентов. [25] Буддизм наиболее тесно связан с многобожием, когда он связан с другими религиями, часто с народными религиями. Например, японская религия синто , в которой божествам, называемым ками , иногда смешивается с буддизмом. поклоняются [26]

христианство

[ редактировать ]

Хотя христианство обычно называют монотеистической религией, [27] [28] иногда утверждают, что христианство не является истинно монотеистическим из-за его идеи Троицы . [29] Троица верит, что Бог состоит из Отца , Сына и Святого Духа . Поскольку божество состоит из трех лиц, некоторые люди считают, что христианство следует рассматривать как форму тритеизма или политеизма. [30] [31] Христиане утверждают, что «один Бог существует в трёх лицах и одной субстанции». [32] но божество не может быть личностью, имеющей одну индивидуальную личность. Христианство унаследовало идею единого Бога от иудаизма и утверждает, что его монотеистическая доктрина занимает центральное место в вере.

Иногда утверждают, что христианство не является по-настоящему монотеистическим из-за его идеи Троицы.

Джордан Пейпер, западный ученый и самопровозглашенный политеист, считает многобожие нормальным состоянием человеческой культуры. Он утверждает, что «даже католическая церковь демонстрирует политеистические аспекты «почитания» святых». С другой стороны, сетует он, монотеистические миссионеры и учёные стремились увидеть в политеистических религиях протомонотеизм или хотя бы генотеизм , например, когда отбирали у китайской пары Неба и Земли только одну часть и называли её Царем Бога. Рай , как это сделал Маттео Риччи . [33] В 1508 году лондонского лолларда по имени Уильям Потье обвинили в вере в шесть богов. [34]

Мормонизм

[ редактировать ]

Джозеф Смит , основатель движения Святых последних дней , верил в «множественность Богов», говоря: «Я всегда заявлял, что Бог — это отдельная личность, Иисус Христос — отдельная и отличная личность от Бога-Отца, и что Святой Призрак был отдельной личностью и духом: и эти трое составляют три отдельные личности и трех богов». [35] Мормонизм, возникший из протестантизма, [36] учит экзальтации , определяемой как идея о том, что люди могут стать подобными богам в загробной жизни. [37] Мормонизм также подтверждает существование Небесной Матери . [38] и среди мормонов преобладает мнение, что Бог-Отец когда-то был человеком, который жил на планете со своим высшим Богом и стал совершенным после следования этому высшему Богу. [39] [40] Некоторые критики мормонизма утверждают, что утверждения в Книге Мормона описывают троичную концепцию Бога (например, 2 Нефий 31:21 ; Алма 11:44 ), но были вытеснены более поздними откровениями . [41] Из-за учений мормонской космологии некоторые богословы утверждают, что она допускает бесконечное количество богов. [42] [43] [44] [45] [46] [47]

Мормоны учат, что утверждения Священных Писаний о единстве Отца, Сына и Святого Духа представляют собой единство цели, а не сущности. [48] Они полагают, что ранняя христианская церковь не характеризовала божественность с точки зрения нематериальной, бесформенной общей субстанции до тех пор, пока постапостольские богословы не начали включать греческую метафизическую философию (например, неоплатонизм ) в христианскую доктрину. [49] [50] Мормоны верят, что истина о природе Бога была восстановлена ​​благодаря современному откровению, которое восстановило первоначальную иудео-христианскую концепцию естественного, телесного, бессмертного Бога. [51] кто является буквальным Отцом духов людей. [52] Только этому персонажу молятся мормоны, поскольку Он есть и всегда будет их Небесным Отцом, верховным «Богом богов» (Второзаконие 10:17). В том смысле, что мормоны поклоняются только Богу-Отцу, они считают себя монотеистами. Тем не менее, мормоны придерживаются учения Христа о том, что те, кто принимает слово Божье, могут получить титул «богов» (Иоанна 10:33–36), потому что, будучи буквальными детьми Бога, они могут принять на себя Его божественные качества. [53] Мормоны учат, что «Слава Божья — это разум» (Учение и Заветы 93:36) и что Иисус Христос и Святой Дух также являются божественными, если они разделяют совершенное понимание всего сущего с Отцом. [54]

Индуизм не является монолитной религией: под этим общим термином сгруппированы самые разнообразные религиозные традиции и практики, и некоторые современные ученые ставят под сомнение законность их искусственного объединения и предлагают говорить об «индуизмах» во множественном числе. [55] Теистический индуизм включает в себя как монотеистические, так и политеистические тенденции, а также вариации или сочетание обеих структур.

Индусы почитают божеств в форме пратимы или идола. Пуджа в индуизме) , (поклонение) пратиме это способ общения с бесформенным, абстрактным божеством ( Брахманом которое создает, поддерживает и растворяет творение. Однако есть секты, которые утверждают, что нет необходимости придавать форму Богу и что он вездесущ и находится за пределами того, что человек может увидеть или почувствовать осязаемо. В частности, Арья Самадж, основанная Свами Даянандой Сарасвати , и Брахмо Самадж, основанная Рамом Моханом Роем (есть и другие), не поклоняются божествам. Арья Самадж отдает предпочтение ведическим песнопениям и Хавану , а Брахмо Самадж делает упор на простые молитвы. [ нужна ссылка ]

Некоторые индуистские философы и теологи выступают за трансцендентную метафизическую структуру с единой божественной сущностью. [ нужна ссылка ] Эту божественную сущность обычно называют Брахманом или Атманом , но понимание природы этой абсолютной божественной сущности является линией, которая определяет многие индуистские философские традиции, такие как Веданта .

Среди индуистов-мирян некоторые верят в различные божества, исходящие от Брахмана, в то время как другие практикуют более традиционный политеизм и генотеизм, сосредотачивая свое поклонение на одном или нескольких личных божествах, допуская при этом существование других.

С академической точки зрения древние ведические писания, на которых основан индуизм, описывают четыре авторитетные дисциплинарные линии учения, сложившиеся на протяжении тысячелетий. (Падма Пурана). Четыре из них утверждают, что Абсолютная Истина полностью личностна, как и в иудео-христианской теологии. Они говорят, что Изначальный Бог Личностен, трансцендентен и имманентен всему творению. Им можно стать, и к нему часто обращаются через поклонение Пратимам, называемым «Арча-Виграха», которые описаны в Ведах как идентичные Его различным динамическим, духовным формам. Это теология вайшнавов.

Пятая ученическая линия ведической духовности, основанная Ади Шанкарачарьей , продвигает концепцию, согласно которой Абсолют — это Брахман, без четких дифференциаций, без воли, без мысли, без разума.

В индуистской конфессии смарта философия Адвайты, изложенная Шанкарой, допускает почитание многочисленных божеств. [ нужна ссылка ] с пониманием того, что все они являются лишь проявлениями одной безличной божественной силы, Брахмана . Поэтому, согласно различным школам Веданты, включая Шанкару, которая является самой влиятельной и важной индуистской теологической традицией, в индуизме существует большое количество божеств, таких как Вишну , Шива , Ганеша , Хануман , Лакшми и Кали , но они по сути разные формы одного и того же «Бытия». [ нужна ссылка ] Однако многие философы-веданты также утверждают, что все люди были объединены одной и той же безличной божественной силой в форме Атмана .

Однако многие другие индуисты считают политеизм гораздо предпочтительнее монотеизма. Рам Сваруп , например, указывает на Веды как на специфически политеистические, [56] и заявляет, что «только некоторая форма политеизма может отдать должное этому разнообразию и богатству». [57] Сита Рам Гоэл , еще один индуистский историк XX века, писала:

«У меня была возможность прочитать машинописный текст книги, которую [Рам Сваруп] закончил писать в 1973 году. Это было глубокое исследование монотеизма, центральной догмы как ислама, так и христианства, а также мощное изложение того, что осуждают монотеисты. как индуистский политеизм, я никогда не читал ничего подобного. Для меня было открытием, что монотеизм был не религиозной концепцией, а империалистической идеей. Должен признаться, что до этого времени я сам был склонен к монотеизму. множественность Богов была естественным и спонтанным выражением развитого сознания». [58]

Некоторые индуисты истолковывают понятие политеизма в смысле полиморфизма — одного Бога со многими формами и именами. Ригведа : , основное индуистское писание, поясняет это следующим образом

Зовут его Индра, Митра, Варуна, Агни, и он — небесный благороднокрылый Гарутман. Тому, что Едино , мудрецы дают множество титулов, которые они называют Агни, Яма, Матарисван. Книга I, Гимн 164, Стих 46 Ригведы [59]

Зороастризм

[ редактировать ]

Ахура Мазда – верховный бог, но зороастризм не отрицает и других божеств. У Ахура Мазды есть язаты («хорошие агенты»), среди которых есть Анахита , Сраоша , Митра , Рашну и Тиштрия . Ричард Фольц представил доказательства того, что иранцы доисламской эпохи поклонялись всем этим фигурам, особенно Митре и Анахите. [60]

Продс Октор Скьярво заявляет, что зороастризм является генотеистической и «дуалистической и политеистической религией, но с одним верховным богом, который является отцом упорядоченного космоса». [61] Другие ученые заявляют, что это неясно, поскольку исторические тексты представляют противоречивую картину, начиная от веры зороастризма в «одного бога, двух богов или генотеизм лучшего бога». [62]

Тенгрианство

[ редактировать ]

Природа тенгризма остается дискуссионной. По мнению многих ученых, тенгризм изначально был политеистическим , но монотеистическая ветвь с богом неба Кёк-Тенгри в качестве верховного существа в результате династической легитимации развилась . По крайней мере, общепринято, что тенгризм сформировался из разнообразных народных религий местного населения и мог иметь разные ветви. [63] [64] [65]

Высказано предположение, что тенгризм был монотеистической религией лишь на имперском уровне, в аристократических кругах, [66] [67] [68] и, возможно, только к XII–XIII вв. (поздняя форма развития древнего анимистического шаманизма в эпоху Монгольской империи). [69]

По мнению Жан-Поля Ру , монотеистическая концепция развилась позднее из политеистической системы и не была исходной формой тенгризма. Монотеистическая концепция помогла узаконить правление династии: «Как на Небесах только один Бог, так и на земле может быть только один правитель…». [70]

Другие указывают, что сам Тенгри никогда не был Абсолютом, а лишь одним из многих богов верхнего мира, небесным божеством политеистического шаманизма, позже известного как тенгрианство. [71]

Этот термин также описывает несколько современных тюрко-монгольских религиозных движений и учений. Все современные приверженцы «политического» тенгризма — монотеисты. [72]

Современное язычество

[ редактировать ]

Современное язычество , также известное как неоязычество и современное язычество . [73] представляет собой группу современных религиозных движений, находящихся под влиянием различных исторических языческих верований досовременной Европы или утверждающих, что они произошли от них. [74] [75] Хотя у них есть общие черты, современные языческие религиозные движения разнообразны, и единый набор верований, практик или текстов . ни один из них не разделяет [76]

Основатель Викки Джеральд Гарднер помог возродить древний политеизм. [77] [78] Английский оккультист Дион Форчун был крупным популяризатором мягкого политеизма . В своем романе «Морская жрица » она написала: «Все боги — один бог, и все богини — одна богиня, и есть один инициатор». [79]

Реконструкционизм

[ редактировать ]

Политеисты-реконструктивисты применяют научные дисциплины, такие как история , археология и изучение языка, чтобы возродить древние традиционные религии, которые были фрагментированы, повреждены или даже уничтожены, такие как скандинавское язычество , римское и кельтское . Реконструктор стремится возродить и реконструировать аутентичную практику, основанную на образе жизни предков, но применимую в современной жизни. Эти политеисты резко отличаются от неоязычников тем, что считают свою религию не только вдохновленной историческими религиями, но во многих случаях продолжением или возрождением этих религий. [80] [ самостоятельно опубликованный источник? ]

Викка дуотеистическая вера, созданная Джеральдом Гарднером , допускающая многобожие. [81] [82] [83] Виккане специально поклоняются Лорду и Леди Островов (их имена связаны клятвой). [82] [83] [84] [85] Это ортопрактическая мистериальная религия, которая требует посвящения в священство, чтобы считать себя викканцем. [82] [83] [86] Викка подчеркивает двойственность и цикличность природы. [82] [83] [87]

В Африке политеизм в религии Серер восходит к эпохе неолита или, возможно, раньше, когда древние предки народа Серер представляли свой Пангул на Тассили-н'Аджер . [88] [ сомнительно обсудить ] Верховным божеством-творцом в религии Серер является Руг . Однако существует множество божеств . [89] и Пангул (единственное число: Фангул , ходатаи перед божественным) в религии Серер. [88] Каждый из них имеет свою цель и служит агентом Руга на Земле. [89] Среди носителей кангина , подгруппы сереров , Руг известен как Кукс . [90]

Использовать как оскорбление

[ редактировать ]

Термин «многобожие» иногда используется мусульманскими экстремистскими группировками- суннитами, такими как « Исламское государство Ирака и Леванта » (ИГИЛ), как уничижительное указание на мусульман- шиитов , которых они считают «отклонившимися от монотеистического вероучения ислама из-за почтения, которое они проявляют». для исторических личностей, таких как Имам Али ». [91]

Профессор Пол Витц , противник селфизма [так в оригинале], считал Америку «самой политеистической нацией». [92]

Полидеизм

[ редактировать ]

Полидеизм (от греческого πολύ поли («много») и латинского deus, означающего бог) — это чемодан, отсылающий к политеистической форме деизма , охватывающий веру в то, что Вселенная была коллективным творением множества богов , каждый из которых создал часть вселенной или мультивселенной , а затем перестали вмешиваться в ее эволюцию. Эта концепция устраняет очевидное противоречие в деизме, заключающееся в том, что монотеистический Бог создал вселенную, но теперь не выражает к ней очевидного интереса, предполагая, что, если вселенная является конструкцией многих богов, ни один из них не будет интересоваться вселенной как таковой. целое.

Университета Крейтона Профессор философии Уильям О. Стивенс , [93] кто преподавал эту концепцию, предполагает, что CD Broad спроектировал эту концепцию [94] в статье Броуда 1925 года «Обоснованность веры в личного Бога». [95] Броуд отметил, что аргументы в пользу существования Бога имеют тенденцию доказывать только то, что «проектирующий ум существовал в прошлом, а не то, что он существует сейчас. С этим аргументом вполне совместимо то, что Бог должен был умереть давным-давно или что он должен был обратить свое внимание на другие части Вселенной», и тут же отмечает, что «в фактах нет ничего, что позволяло бы предположить, что существует только одно такое существо». [96] Стивенс утверждает, что Броуд, в свою очередь, заимствовал эту концепцию у Дэвида Юма . Стивенс утверждает:

Критика Дэвидом Юмом аргумента о замысле включает аргумент о том, что, насколько нам известно, комитет очень могущественных, но не всемогущих божественных существ мог сотрудничать в создании мира, но затем оставил его в покое или даже прекратил свое существование. Это был бы полидеизм.

Такое использование этого термина, по-видимому, возникло, по крайней мере, еще в Роберта М. Боумана-младшего « 1997 году в эссе Апологетика от Бытия до Откровения» . [97] Боуман написал:

Материализм (иллюстрированный эпикурейцами ) , представленный сегодня атеизмом , скептицизмом и деизмом. Материалист может признавать существование высших существ, но он не верит в Высшее Существо. Эпикуреизм был основан около 300 г. до н. э. Эпикуром . Их мировоззрение можно было бы назвать «полидеизмом»: богов много, но они всего лишь сверхчеловеческие существа; они отдалены, не вовлечены в мир, не представляют никакой угрозы и не дают людям надежды. Эпикурейцы считали традиционную религию и идолопоклонство достаточно безобидными до тех пор, пока богов не боялись и не ожидали, что они что-то сделают или скажут.

Социолог Сьюзен Старр Серед использовала этот термин в своей книге 1994 года « Жрица, мать, священная сестра: религии, в которых доминируют женщины », которая включает главу под названием «Нет Отца на Небесах: андрогинность и полидеизм». Она пишет, что «предпочла приукрасить «полидеизм» ряд верований в более чем одну сверхъестественную сущность». [98] Серед использовала этот термин таким образом, чтобы охватывать политеизм, а не исключать большую его часть, поскольку она намеревалась охватить как политеистические системы, так и нетеистические системы, которые утверждают влияние «духов или предков». [98] Однако такое использование этого термина не согласуется с историческим неправильным использованием деизма как концепции для описания отсутствующего бога-творца .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Политеизм» . Оксфордский справочник . Издательство Оксфордского университета . Проверено 3 февраля 2023 г.
  2. ^ «Политеизм» . Кембриджский словарь для продвинутых учащихся . Издательство Кембриджского университета . Проверено 3 февраля 2023 г.
  3. ^ «Политеизм» . Оксфордский словарь для продвинутых учащихся . Издательство Оксфордского университета . Проверено 3 февраля 2023 г.
  4. ^ Ульрих Либбрехт . В четырех морях...: Введение в сравнительную философию . Издательство Питерс, 2007. ISBN   9042918128 . п. 42.
  5. ^ «Монотеизм – Политеизм, Дуализм, Генотеизм» . Британника . Проверено 26 декабря 2023 г.
  6. ^ Киммерле, Хайнц (11 апреля 2006 г.). «Мир духов и уважение к природе: к новому пониманию анимизма» . Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 (2): 15. дои : 10.4102/td.v2i2.277 . ISSN   2415-2005 .
  7. ^ Шмидт, Фрэнсис (1987). Немыслимый политеизм: исследования по религиозной историографии . Нью-Йорк: Издательство Gordon & Breach Science. п. 10. ISBN  978-3718603671 .
  8. ^ Гальцин Дмитрий (21 июня 2018 г.). «Возвращение к современному языческому религиозному обращению» . Сакра . 14 (2): 7–17 . Проверено 5 февраля 2019 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Хофф, Кремер, Кристина (2012). В поисках тайны: введение в языческое богословие . Энглвуд, Колорадо: Patheos Press. ISBN  9781939221186 . OCLC   855412257 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Негеду, Айова (1 января 2014 г.). «Традиционная система религиозных верований Игала: между монотеизмом и политеизмом» . ОГИРИСИ: Новый журнал африканских исследований . 10 (1): 116–129. дои : 10.4314/og.v10i1.7 . ISSN   1597-474X .
  11. ^ Саллюстий, О богах и мире , 4.
  12. ^ Юджини К. Скотт, Эволюция против. Креационизм: Введение (2009), с. 58.
  13. ^ «Греческая мифология». Американская энциклопедия . Том. 13. 1993. с. 431.
  14. ^ «Додекатеон» [Двенадцать олимпийцев]. Папирус Ларусса Британника (на греческом языке). 2007.
  15. ^ «Аполлодор, Библиотека, книга 3, глава 5, раздел 3» .
  16. ^ «Павсаний, Описание Греции» .
  17. ^ Джордж Эдвард Райнс, изд. (1919). Американская энциклопедия Том 13 . Том 13. Americana Corp., стр. 408–411.
  18. ^ Столл, Генрих Вильгельм (пер. Р.Б. Пауля) (1852). Справочник по религии и мифологии греков . Фрэнсис и Джон Ривингтон. п. 8. Ограничение [количества олимпийцев] двенадцатью, похоже, было сравнительно современной идеей.
  19. ^ «Об эпикурейских богах» . Общество друзей Эпикура. 2020. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 года.
  20. ^ «Народные религиозные деятели» . Форум Пью . Исследовательский центр Пью. 18 декабря 2012 года . Проверено 31 марта 2021 г.
  21. ^ Грис, П.; Су, Дж.; Шак, Д. (декабрь 2012 г.). «К научному изучению политеизма: за пределами мер принудительного выбора религиозных убеждений» . Журнал научного изучения религии . 51 (4): 623–637. дои : 10.1111/j.1468-5906.2012.01683.x . Проверено 31 марта 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б ван Баарен, Теодор П. «Монотеизм» . Британника . Британская энциклопедия . Проверено 12 апреля 2021 г.
  23. ^ «Народные религиозные деятели» . Форум Пью . Исследовательский центр Пью. 18 декабря 2012 года . Проверено 31 марта 2021 г.
  24. ^ Трейнор, Кевин (2004). Буддизм: Иллюстрированное руководство . Издательство Оксфордского университета. п. 62.
  25. ^ О'Брайен, Барбара. «Роль богов и божеств в буддизме» . Изучайте религии . Проверено 31 марта 2021 г.
  26. ^ «Буддизм и синтоизм: два столпа японской культуры» . Японология . 20 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 г. Проверено 14 апреля 2021 г.
  27. ^ Вудхед, Линда (2004). Христианство: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. нп
  28. ^ «Монотеизм | Определение, типы, примеры и факты» . 24 мая 2023 г.
  29. ^ Оксфордский словарь христианской церкви (1974), ст. «Монотеизм»
  30. ^ «Типичные еврейские непонимания христианства» . Совет центров еврейско-христианских отношений . Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 8 июня 2018 г.
  31. ^ «Мусульмане отвергают Троицу, потому что понимают ее» . дебатная инициатива . Проверено 8 июня 2018 г.
  32. ^ Оксфордский словарь христианской церкви (1974), ст. «Троица, Учение о»
  33. ^ Jordan Paper: Божеств много. Политеистическая теология. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2005, стр. 112 и 133.
  34. ^ Роял, С.; Милтон, А. (2020). Лолларды в английской Реформации: история, радикализм и Джон Фокс . Политика, культура и общество в Британии раннего Нового времени. Издательство Манчестерского университета. п. 44. ИСБН  978-1-5261-2882-9 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  35. ^ Даль, Пол Э. (1992), «Божество» , в Ладлоу, Дэниел Х (редактор), Энциклопедия мормонизма , Нью-Йорк: Macmillan Publishing , стр. 552–553, ISBN  0-02-879602-0 , OCLC   24502140
  36. ^ Боуэн, К. (2005). Христиане в светском мире: канадский опыт . Исследования Макгилла-Куина по истории религии. Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 26. ISBN  978-0-7735-2712-6 . Проверено 13 ноября 2022 г. .
  37. ^ Поуп, Маргарет Макконки, «Возвышение» , Энциклопедия мормонизма , стр. 479, заархивировано из оригинала 19 октября 2017 г. , получено 12 ноября 2014 г.
  38. ^ Кэннон, Элейн Андерсон , «Мать Небесная» , Энциклопедия мормонизма , стр. 961, заархивировано из оригинала 19 октября 2017 г. , получено 26 марта 2014 г.
  39. ^ «Религии: объяснение верований мормонов о Боге» , BBC , 2 октября 2009 г. , дата обращения 28 октября 2014 г.
  40. ^ Рисс, Яна ; Бигелоу, Кристофер Кимбалл (2005), «Глава 3: Небесные Родители, Спаситель и Святой Дух», Мормонизм для чайников , John Wiley & Sons, ISBN  978-0-7645-7195-4
  41. ^ Хукема, Энтони (1969) [1963], Четыре основных культа: христианская наука, Свидетели Иеговы, мормонизм, адвентизм седьмого дня , Эксетер, Англия: Paternoster Press , стр. 34, ISBN  0853640947 , OCLC   12735425 [ ненадежный источник? ]
  42. ^ Крейн, Ю.А. (2010). Мормонизм теперь христианский? . Wipf & Stock Pub. п. 63. ИСБН  978-1-60899-251-5 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  43. ^ Хаддад, Дж. Ф.; Гротуис, Д. (2011). Покидая грязь: Любовь как апологетика христианства . Издатели Wipf & Stock. п. 57. ИСБН  978-1-61097-217-8 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  44. ^ Пэрриш, ЮВ (2019). Атеизм?: Критический анализ . Издатели Wipf & Stock. п. 65. ИСБН  978-1-5326-7266-8 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  45. ^ Морли, БК (2015). Картирование апологетики: сравнение современных подходов . Межвузовская пресса. п. 277. ИСБН  978-0-8308-9704-9 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  46. ^ Анкерберг, Дж.; Уэлдон, Дж. (2019). Все, что вы когда-либо хотели знать о мормонизме . АТР. п. 122. ИСБН  978-1-937136-51-2 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  47. ^ Цукалас, С. (2022). Познание Христа в борьбе с ересью: христология культов, христология Библии . Издатели Wipf & Stock. п. 37. ИСБН  978-1-6667-3786-8 . Проверено 23 февраля 2023 г.
  48. ^ Холланд, Джеффри Р. (ноябрь 2007 г.), «Единственный истинный Бог и Иисус Христос, которого Он послал» , Ensign
  49. ^ Бикмор, Барри Р. (2001), Есть ли у Бога тело в человеческой форме? (PDF) , Фонд апологетической информации и исследований
  50. ^ Дрейпер, Ричард Р. (апрель 1994 г.), «Реальность воскресения» , Ensign
  51. ^ Уэбб, Стивен Х. (2012), Иисус Христос, Вечный Бог: Небесная плоть и метафизика материи , Oxford University Press, заархивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. , получено 24 октября 2016 г.
  52. ^ «Бог воистину наш Отец» , Лиахона , январь 2010 г.
  53. ^ Линдси, Джефф (ред.). «Отношения между человеком, Христом и Богом» . Часто задаваемые вопросы СПД: Ответы мормонов . Если вы верите, что Отец и Сын — отдельные существа, не делает ли это вас политеистом? . Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 года.
  54. ^ « Слава Божья — это разум» – Урок 37: Раздел 93» , «Учение и Заветы», Руководство для инструктора: Религия 324–325 (PDF) , Институты религии , Система церковного образования , 1981 г.
  55. ^ Смит, Брайан. "Индуизм." Новый словарь истории идей. 2005. Получено 22 мая 2013 г. с сайта Encyclepedia.com: http://www.encyclepedia.com/doc/1G2-3424300342.html.
  56. ^ Гоэл, Сита Рам (1987). Защита индуистского общества . Нью-Дели, Индия: Голос Индии. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 августа 2011 г. «В ведическом подходе не существует единого Бога. Это достаточно плохо. Но у индусов нет даже верховного Бога, Бога-фюрера, который возглавляет множество Богов». - Рам Сваруп
  57. ^ Гоэл, Сита Рам (1987). Защита индуистского общества . Нью-Дели, Индия: Голос Индии. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 августа 2011 г.
  58. ^ Гоэл, Сита Рам (1982). Как я стал индусом . Нью-Дели, Индия: Голос Индии. п. 92.
  59. ^ «Ригведа» . Священные книги . Проверено 22 мая 2013 г.
  60. ^ Ричард Фольц , «Религии Ирана: от предыстории до наших дней», Oneworld Publications, 2013, стр. xiv
  61. ^ Prods Oktor Skjærvø (2006), Введение в зороастризм , 2005, Архив Гарвардского университета, стр. 15 со сноской 1
  62. ^ Брайан Артур Браун (2016). Четыре Завета: Дао Дэ Цзин, Аналекты, Дхаммапада, Бхагавад Гита: Священные Писания даосизма, конфуцианства, буддизма и индуизма . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 347–349. ISBN  978-1-4422-6578-3 .
  63. ^ Шмидт, Вильгельм (1949–52). Der Ursprung der Gottes [ Происхождение идеи Бога ] (на немецком языке). Том. 9–10.
  64. ^ Дорфер, Герхард (1965). Тюркские и монгольские элементы в новоперсидском языке (на немецком языке). Том 2. Висбаден. п. 580. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  65. ^ Pettazzoni 1956 , p. 261f ; Gumilyov 1967 , ch. 7 ; Tanyu 1980 ; Alici 2011 .
  66. ^ Ошибка SFNM Roux 1956 ; Roux 1984 ; Róna-Tas 1987 , стр. 33–45. ; Ошибка sfnm Kodar 2009 .
  67. ^ Месерве, Р., Религии в среде Центральной Азии . В: История цивилизаций Центральной Азии, Том. 4 Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , Возраст достижений: с 750 г. н. э. до конца пятнадцатого века, Часть вторая: Достижения, стр. 4. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine. 68:
    • «Имперская» религия была более монотеистической, сосредоточенной вокруг всемогущего бога Тенгри, бога неба».
  68. ^ Фергус, Майкл; Джандосова, Джанар. Казахстан: взросление , Стейси Интернэшнл, 2003, с. 91:
    • «...глубокое сочетание монотеизма и многобожия, получившее название тенгрианства».
  69. ^ Бира 2011 , с. 14.
  70. ^ Ру 1956 , с. 242.
  71. ^ Stebleva 1971 ; Klyashtornyj 2008 .
  72. ^ Ларюэль 2006 , стр. 3–4.
  73. ^ Адлер 2006 , с. xiii.
  74. ^ Льюис 2004 , с. 13.
  75. ^ Ханеграаф 1996 , с. 84.
  76. ^ Карпентер 1996 , с. 40.
  77. ^ «Джеральд Гарднер: Синяя мемориальная доска в честь «отца колдовства» - BBC News» . Новости Би-би-си . 13 июня 2014 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
  78. ^ Ходж, Б. (2016). Мировые религии и культы. Том 2: Моралистические, мифические и мистические религии . Мир религий и культов. Издательская группа New Leaf, Incorporated. п. 183. ИСБН  978-1-61458-504-6 . Проверено 22 февраля 2023 г.
  79. ^ Форчун, Дион ; Найт, Гарет (30 июня 2003 г.). Морская Жрица . Вайзер. п. 169. ИСБН  978-1-57863-290-9 . Все боги — один бог, и все богини — одна богиня, и есть один инициатор.
  80. ^ Александр, Ти Джей (2007). Эллинизм сегодня . Лулу.com. п. 14. ISBN  9781430314271 . Проверено 23 августа 2015 г.
  81. ^ Гарднер, Джеральд (1982). Смысл колдовства . Ллевеллин Пабнс. стр. 165–166. ISBN  0939708027 .
  82. ^ Jump up to: а б с д Хаттон, Рональд (2003). Триумф Луны: история современного языческого колдовства . Оксфордские книги в мягкой обложке. ISBN  0192854496 .
  83. ^ Jump up to: а б с д Ламонд, Фредерик (2005). Пятьдесят лет Викки . Зеленая магия. ISBN  0954723015 .
  84. ^ Брейселин, Дж (1999). Джеральд Гарднер: Ведьма . Пентакль Предприятия. п. 199. ИСБН  1872189083 .
  85. ^ Гарднер, Джеральд (1982). Смысл колдовства . Ллевеллин Пабнс. стр. 260–261. ISBN  0939708027 .
  86. ^ Гарднер, Джеральд (1982). Смысл колдовства . Ллевеллин Пабнс. стр. 21–22, 28–29, 69, 116. ISBN.  0939708027 .
  87. ^ Гарднер, Джеральд (1982). Смысл колдовства . Ллевеллин Пабнс. ISBN  0939708027 .
  88. ^ Jump up to: а б (на французском языке) Гравран, Анри , «Цивилизация Серер Пангул» , Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal, (1990), ISBN   2-7236-1055-1 . стр. 9, 20, 77
  89. ^ Jump up to: а б (на английском языке) Келлог, Дэй Отис и Смит, Уильям Робертсон, «Британская энциклопедия: последнее издание. Словарь искусств, наук и общей литературы», том 25, стр. 64, Вернер (1902)
  90. ^ (на французском языке) Ндиай, Усман Сему, «Разнообразие и уникальность Серера: пример региона Тьес», Éthiopiques, no. 54, том. 7, 2-й семестр 1991 г. [1] Архивировано 30 июня 2020 г. в Wayback Machine.
  91. ^ Каллимачи, Рукмини; Кокер, Маргарет (2018). «ИГИЛ взяло на себя ответственность за взрывы в Багдаде» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 21 января 2018 г. Второе относится к мнению группы о том, что шииты отошли от монотеистического вероучения ислама из-за почтения, которое они проявляют к историческим личностям, таким как Имам Али.
  92. ^ Институт, ТП (2013). Ньюман и интеллектуальная традиция: Портсмутское обозрение . Шид и Уорд. п. 58. ИСБН  978-1-58051-249-7 . Проверено 3 мая 2023 г.
  93. ^ «Статья о «Билле» Стивенсе» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 года . Проверено 7 июля 2018 г.
  94. ^ «статья о концептуальной проекции CD Broad» . Архивировано из оригинала 21 июня 2006 года . Проверено 7 июля 2018 г.
  95. ^ CD Broad, «Обоснованность веры в личного Бога», перепечатано в CD Broad, Religion, Philosophy and Psychical Research , (1953), 159–174.
  96. ^ Там же. в 171.
  97. ^ «Апологетика – от Бытия до Откровения» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 августа 2006 года . Проверено 7 июля 2018 г.
  98. ^ Jump up to: а б Сьюзан Старр Серед , Жрица, Мать, Священная сестра: Религии, в которых доминируют женщины (1994), с. 169.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ассманн, Ян, «Монотеизм и политеизм» в: Сара Айлс Джонстон (редактор), «Религии древнего мира: Путеводитель» , издательство Гарвардского университета (2004), ISBN   0-674-01517-7 , стр. 17–31.
  • Буркерт, Уолтер , Греческая религия: архаичная и классическая , Блэквелл (1985), ISBN   0-631-15624-0 .
  • Грир, Джон Майкл; Мир, полный богов: исследование политеизма , ADF Publishing (2005), ISBN   0-9765681-0-1
  • Айлс Джонстон, Сара; Древние религии , Belknap Press (15 сентября 2007 г.), ISBN   0-674-02548-2
  • Пейпер, Иордания; Божеств много: политеистическая теология , State University of New York Press (3 марта 2005 г.), ISBN   978-0-7914-6387-1
  • Пенчанский, Дэвид, Сумерки богов: многобожие в еврейской Библии (2005), ISBN   0-664-22885-2 .
  • Сваруп, Рам, и Фроули, Дэвид (2001). Слово как откровение: Имена богов . Нью-Дели: Голос Индии. ISBN   978-8185990682
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e7fb8d285de59df1083b8961a04b062__1719688620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/62/1e7fb8d285de59df1083b8961a04b062.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polytheism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)