История философии в Финляндии
История финской философии простирается от доисторического периода до современной философии.
Философия была первым академическим предметом как в Финляндии, так и в мире. Когда в 1640 году была основана Королевская академия Турку , помимо профессоров права, медицины и трех теологий , были назначены шесть профессоров факультета философских наук. Философия XXI века имеет все внешние характеристики академической среды в Финляндии: устоявшееся положение академического предмета, собственные публикации, научные общества, конгрессы и организации международного сотрудничества.
В число громких имен финской философии входили Й. В. Снельман , который представлял мышление Г. В. Ф. Гегеля в 19 веке и находился под влиянием немецкого идеализма и считался национальным философом Финляндии, а также в 20 веке Эдвард Вестермарк , Эйно Кайла , Георг Хенрик фон Райт и Яакко Хинтикка, которые связали финскую философию прежде всего с англосаксонской, британской и американской философией.
Доисторическая мысль
[ редактировать ]
В доисторический период размышления о финском существовании и жизни были представлены в виде различных мифов и народной поэзии. Знания о жизни и мышлении доисторической Финляндии сохранились лишь в народных стихах, записанных позднее. В «Калевале» , например, можно найти описания легенд и концепций того времени, например, различные объяснения строения Вселенной и ее происхождения. С другой стороны, личные описания могут быть использованы для определения моральных и социальных представлений того времени. [ 1 ]
Шведский период
[ редактировать ]Католическое средневековье
[ редактировать ]Когда католическая церковь утвердилась в Финляндии в 13 веке, она также присоединила страну к общей европейской культуре Средневековья, что было достигнуто за счет общей католической религии и латинского языка . В то же время Финляндия была включена в философскую систему католической церкви. В нем господствовала схоластика , сочетавшая античную философию с учением Церкви. Схоластики особенно подчеркивали логику. Метафизические учения основывались на идеях Аристотеля и Церкви.
В средние века для изучения философии требовались как церковные, так и высокие административные должности. Изучение философии было необходимым условием, особенно для продвижения к изучению богословия. Общая культура позволила финнам поехать в европейские университеты учиться . Однако обучение было очень дорогим, и поэтому студенты, уехавшие из Финляндии за границу, принадлежали к высшему классу. Они стали епископами и священниками на службе католической церкви в Финляндии. Самыми популярными направлениями были Париж , Росток и Лейпциг .
Известно, что в средние века не менее 150 финнов получили ученые степени и читали лекции в университетах по всей Европе. Однако они не сохранили сочинения, идентифицированные как их сочинения. Студентов могло быть значительно больше, поскольку в университетских учебниках часто регистрируются только студенты с ученой степенью. Йоханнес Флике известен как первый финн, получивший богословскую степень в Париже. Олави Маунунпойка – самый известный из студентов Европы. [ 2 ]
Реформация
[ редактировать ]
После Реформации финны получали образование преимущественно в Германии, где Виттенбергский университет стал центром протестантского богословия.
Среди известных финских богословов той эпохи были:
- Микаэль Агрикола (1510–1557)
- Эрик Эрики (1550–1625)
- Хенрикус Мартини Фаттбур (или Фатебур)
- Сигфрид Арон Форсиус (1550–1624)
- Йоханнес Канути Фортелиус
- Маркус Генри Хельсингиус (1555–1609)
- Николай Великий
- Йоханнес Клемент Ментциус
- Йоханнес Свенонис Рауманнус
- Пиетари Сяркилахти
17 век
[ редактировать ]Королевская академия Турку была основана в 1640 году. Вначале на факультете философских наук Академии было четыре профессорских должности: 1) этика, политическая доктрина и история; (2) логика и поэзия; 3) математика; и 4) риторика. Первые два включали изучение и преподавание философии и могут считаться соответствующими современным областям практической и теоретической философии. [ 1 ]
Философия, практиковавшаяся в Академии Турку, долгое время была очень консервативной, так называемой нео-схоластической философией. Влиятельными лицами той эпохи были: [ 1 ]

- Николас Лоуренс из Никопенсиса (–1664)
- Андреас Турониус (1632–1665)
- Микаэль Вексиониус (1609–1680)
- Йохан Вассениус (1620/22–1691)
- Георг Аланус (1609–1664)
- Авраам Таувониус (1622–1679)
- Мартин Стодиус (1590–1675)
- Эневальд Свенониус (1617–1688)
- Йохан Гезелиус старший
- Якоб Флаксениус (1633–1694)
- Симон Талпо (1652–1711)
- Иоганнес Рунгиус (1666–1704)
- Габриэль Юслениус (1666–1724)
- Аксель Кемпе (1623–1682)
- Сэмюэл Гилденстолп (1650–1692)
- Андерс Ваночиус (1651–1700)
- Петрус Лаурбеккиус (1628–1705)
- Мартин Мильтопей (1631–1679)
- Дэниел Ахрелиус
- Йохан Гезелиус младший
- Ларс Таммелин
18 и 19 века
[ редактировать ]

В 18 и 19 веках на Академию Турку повлияли, в частности: [ 3 ]
- Даниэль Юслениус (1676–1752)
- Йохан Бернхард Мюнстер (1694–1714)
- Йохан Хартман (1682–1737)
- Йохан Валлениус (1698–1746)
- Йохан Велин (1705–1744)
- Габриэль Генри
- Карл Местертон (1715–1773)
- Якоб Хаартман (1717–1788)
- Вильгельм Роберт Нэф (1720–1783)
- Олоф Шальберг (1733–1804)
- Нильс Хассельбом (1690–1764)
- Хенрик Хассель (1700–1776)
- Карл Фредерик Меннандер (1712–1786)
- Хенрик Габриэль Портан (1739–1804)
- Якоб Тенгстрем (1755–1832)
- Йохан Арелин
- Хенрик Аланус
- Йохан Якоб Лагерстрем
- Самуэль Кастрен
- Альгот Скарин (1684–1771)
- Йохан Билмарк (1728–1801)
- Эрик Йохан Фростерус
- Нильс Магнус Толпо
- Густав Гадолин
- Йохан Бонсдорф
- Габриэль Паландер (1774–1821)
- Андерс Йохан Лагус (1775–1831)
- Фредрик Бергбом (1785–1830)
- Габриэль Исраэль Хартман (1776–1809)
За пределами Академии влияние включало: [ 3 ]
- Адольф Ивар Арвидссон (1751–1858)
- Андерс Чудениус (1729–1783)
- Петтер Форсскол (1732–1763)
- Франц Микаэль Франзен (1772–1847)
Русский период
[ редактировать ]
После пожара в Турку Академия Турку переехала в Хельсинки . В финской философии XIX века доминировало гегелианство . После И. В. Снельмана профессором философии был Тиодольф Рейн, основавший в 1873 Финскую философскую ассоциацию. Его сменил в 1905 году Арви Гротенфельт , неокантианец . В 1906 году кафедра разделилась (снова) на теоретическую и прикладную философию.
Самым выдающимся философом на рубеже веков был моралист и социальный антрополог Эдвард Вестермарк , который стал профессором прикладной философии с 1906 года, а также был профессором Лондонской школы экономики с 1907 по 1930 год.
Гегелевские философы включали: [ 3 ]
- Гермунд Фредрик Аминофф (1796–1876)
- Йохан Хенрик Авелла (1773–1832)
- Аксель Адольф Лорелл (1801–1852)
- Карл Седерхольм (1789–1867)
- Йохан Вильгельм Снельман (1806–1881)
- Иоганн Матиас Сундвалль (1793–1843)
- Йохан Якоб Тенгстрем (1787–1858)
Другие школы мысли были представлены: [ 3 ]
- Вильгельм Болин (1835–1924)
- Исраэль Хвассер (1790–1860)
- Арви Гротенфельт (1863–1941)
- Карл Роберт Седерхольм (1818–1903)
- Эдвард Вестермарк (1862–1939)
- Юрьё Хирн (1870–1952)
Независимый период
[ редактировать ]
20 век
[ редактировать ]Эдвард Вестермарк оказал влияние прежде всего на финскую философию своими исследованиями возникновения и развития морали. [ 4 ] На рубеже XIX и XX веков три ученика Вестермарка сыграли особую роль в финской философии:
- Рафаэль Карстен (1879–1956)
- Рольф Лагерборг (1874–1959)
- Гуннар Ландтман (1878–1940)
Первыми выдающимися профессиональными философами периода независимости были: [ 1 ]
- Эрик Альман (1892–1952)
- Эйно Кайла (1890–1958)
- Й. Э. Саломаа (1891–1960)

Наибольшее влияние из них оказал Эйно Кайла , который был в контакте с венским кружком , логикой и философией науки в Финляндии и таким образом ввёл финскую философию в контекст логического позитивизма . [ 4 ] Он был профессором философии в Университете Турку с 1921 по 1930 год, профессором теоретической философии в Университете Хельсинки с 1930 по 1948 год и членом Финляндской академии с 1948 года до своей смерти в 1958 году. Влияние Кайлы на развитие философии Финская интеллектуальная жизнь имела решающее значение. Крепче, чем любой другой частный человек, Кайла связал финскую философию с европейской традицией, установив связи с венским кружком. Таким образом, он «привез в Финляндию» современную логику и научную концепцию реальности, выдвинутую эмпирикой. [ 5 ]
Кайлу можно считать основателем традиции финской аналитической философии . Ранняя аналитическая философия, представленная Бертраном Расселом и Г. Э. Муром , очень критически относилась к традиции немецкого происхождения, гегельянско-ориентированного идеализма , имевшего также своих финских представителей. В работах Й. Э. Саломаа по истории философии прослеживается влияние немецкого идеализма, а в работах Эрика Альмана также присутствует идеалистический акцент. Ученик Ахвена Свен Крон продолжил традицию идеалистической философии. Рейо Вилениус представлял параллельное, идеалистически настроенное мышление, распространенное на антропософию. Ученики Вилениуса, такие как Кари Э. Турунен, опубликовавший множество популярных работ, тем временем были исключены из финского философского сообщества. [ 6 ]
Студенты и сфера влияния Кайлы включали: [ 3 ]


- Ойва Кетонен (1913–2000)
- Эрик Стениус (1911–1990)
- Георг Хенрик фон Райт (1913–2003)
Феноменология была представлена: [ 3 ]
- Эйно Крон (1902–1987)
- Свен Крон (1903–1999)
- Юрьё Реенпяя (1894–1976)
- Мартти Сиирала (1922–2008)
Среди других философских деятелей были: [ 3 ]
- Урпо Харва (1910–1994)
- Ф. Дж. Кантола (–1940)
- Юрьё Каллинен (1886–1976)
- Райли Кауппи (1920–1995)
- Ханну Таанила (1939–2024)
- Юсси Тенкку (1917–2005)
- Рейо Вилениус (1930–2019)
Финская современная философия
[ редактировать ]Финская философия пользуется уважением в мире, и несколько финских философов занимали ответственные посты в международных организациях в области философии. [ 7 ]
В финской философии во второй половине 20 в. господствовала логико-аналитическая философия. Исследования были сосредоточены в первую очередь на логике, теории индуктивного познания, а также проблемах научного объяснения и формирования теорий. [ 7 ] Финские философы были хорошо знакомы с философским и теологическим дискурсом аналитической философии, в которой инструменты логики часто применяются для постановки и решения философских проблем.
Яакко Хинтика сыграл центральную роль в современной финской философии, с одной стороны, благодаря своим ученикам, а с другой — благодаря темам исследований, которые он открыл. Хинтикка начинал как ученик фон Райта и основал аналитическую школу, ориентированную на логику как ведущее философское направление Финляндии. Сама Хинтикка особенно изучала семантику возможных миров , логику вопросов и теорию игр . В настоящее время он является профессором Бостонского университета . [ 1 ]
Финская континентальная философия продолжила прежде всего феноменологические традиции Й. Э. Саломаа, Эрика Альмана, Свена и Эйно Крон. Помимо прочего, Эса Сааринен практиковал экзистенциализм .
С 1980-х годов заговорили о «постаналитическом» мышлении. С этим связан также рост прагматизма в Финляндии. Философский журнал Niin&näin , начавший выходить в 1994 году, публиковал статьи, особенно по континентальной философии. Другое финское философское периодическое издание, «Кенигсберг» , было основано в Тампере в 1996 году.
Некоторые финские философы, особенно в 1990-е годы, стали активными общественными деятелями. Философия вернулась в качестве обязательного предмета в средних школах. В конце 1990-х годов курсы философии открытых университетов были более популярны, чем когда-либо. [ 8 ]
Профессора философии
[ редактировать ]
Действующие профессора:
- Сара Хейнямаа (1960–), профессор философии Университета Ювяскюля
- Антти Кауппинен (1972–), профессор практической философии Хельсинкского университета.
- Олли Койстинен (1956–), профессор теоретической философии Университета Турку.
- Яакко Куорикоски (1977–), профессор практической философии (штатный), Хельсинкский университет
- Мария Ласонен-Аарнио (1979–), профессор теоретической философии (постоянная должность), Хельсинкский университет
- Эрик Лагерспец (1956–), профессор практической философии Университета Турку.
- Арто Лайтинен (1969–), профессор философии Университета Тампере
- Сами Пильстрем (1969–), профессор философии религии, Хельсинкский университет
- Юха Райккя (1965–), профессор практической философии Университета Турку
- Хосе Филипе Перейра да Силва (1975–), профессор теоретической философии, Хельсинкский университет
- Габриэль Санду (1954–), профессор теоретической философии, Хельсинкский университет
- Томас Валлгрен (1958–), профессор шведской философии (философ), Хельсинкский университет Хельсинки
- Микко Юрьёнсуури, профессор теоретической философии Университета Ювяскюля
За границей:
- Лилли Аланен (1941–2021)
- Ристо Хильпинен (1943–), Университет Майами ; бывший профессор теоретической философии Университета Турку
- Тарья Кнууттила , профессор философии Венского университета
- Мари Миккола, профессор философии Оксфордского университета
- Мартин Куш (1959–), профессор философии Венского университета
- Паулина Ремес, профессор философии Уппсальского университета
- Пекка Вяйринен (1974–), профессор философии Университета Лидса
Другие исследователи философии
[ редактировать ]- Юха Химанка
- Хейкки Икахеймо
- Лина Каккори
- Хейкки Каннисто
- Тони Каннисто
- С. Альберт Кивинен (1933–2021)
- Петтер Коркман
- Юсси Коткавирта
- Маркус Ламменранта
- Сюзанна Линдберг
- Олли Лукола
- Лаури Мехтонен
- Олли-Пекка Мойсио
- Пентти Мяаттянен
- Илкка Патолуото
- Тапио на полпути
- Пану Раатикайнен
- Мартин Рейтер
- Юха Сихвола
- Ханну Сивениус
- Juha Varto
Другие философские мыслители
[ редактировать ]- Торсти Лехтинен
- Хайди Лиху
- Пентти Линкола
- Туомас Неванлинна
- Аапо Риихимяки
Библиография
[ редактировать ]- Фоллесдал, Дагфинн: Скандинавия, философия . Теоксесса Крейг, Эдвард (ред.): Энциклопедия философии Routledge. Лондон: Рутледж, 1998. ISBN 0-415-07310-3 .
- Хинтикка, Яакко: Финская философия . В Хондерихе, Теде (ред.): Оксфордский справочник по философии. Новое издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2005. ISBN 0-19-926479-1 .
- Лехтинен, Аня Инкери: Об истоках финской средневековой философии . В Кнууттила, Симо; Маннинен, Юха; Ниинилуото, Илкка, ред. (1979). Идея и мировоззрение. Философское наследие Финляндии от Средневековья до нашего века . Хельсинки: WSOY. ISBN 951-0-08827-7 .
- Ниинилуото, Илкка: Философия в Финляндии. В работе Нордин, Сванте (1999). История философии. Приключения западного разума от Тале до постмодернизма . Оулу: Север. ISBN 951-749-292-8 .
- Пильстрем, Сами (2001). Практики философа. Влияние традиции прагматизма в финской философии XX века . Хельсинки: Юнипресс. ISBN 951-579-129-4 .
- фон Врайт, Георг Хенрик: Обзор состояния философии в Финляндии . В Ниинилуото, Илкка; Сааринен, Эса, ред. (1986). Философия нашего века . Хельсинки: WSOY. ISBN 951-0-12166-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Хроника финской философии» . So&So — философский журнал . Архивировано из оригинала 15 ноября 2012 г. Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ Лехтинен 1979, с. 13–32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Хроника финской философии» . So&So — философский журнал . Архивировано из оригинала 15 ноября 2012 г. Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б фон Райт 1986, с. 245.
- ^ Пильстрем 2001, с. 26.
- ^ Пильстрем 2001, с. 28.
- ^ Jump up to: а б фон Райт 1986, с. 251.
- ^ Пильстрем 2001, с. 31.