Jump to content

Андерс Чудениус

Андерс Чудениус
Андерс Чудениус
Рожденный 26 февраля 1729 г.
Соткамо , Швеция (ныне Финляндия)
Умер 1 февраля 1803 г. ) ( 1803-02-01 ) ( 73 года
Гамлакарлебю , Швеция (ныне Коккола, Финляндия)
Эра Философия XVIII века
Область Западная философия
Школа Либерализм , Эпоха свободы
Основные интересы
Математика , естествознание , экономика , политическая философия
Известные идеи
Экономический либерализм , свобода религии , свобода слова и миграция .

Андерс Чудениус (англ. Финляндия Шведский: [ˈandærs tɕyˈdeːniʉs] ; 26 февраля 1729 — 1 февраля 1803) — шведско-финский лютеранский священник . [1] член шведского риксдага и известен как ведущий классический либерал в истории Северных стран . [2]

Чудениус родился в Соткамо , Финляндия (тогда часть Швеции), учился у Пера Кальма в Королевской академии Або и стал священником и Просвещения философом . Он был избран церковным членом шведского сословного риксдага в 1765–1766 годах, в котором его партия Кэпа захватила большинство и правительство и поддержала первый в Швеции Закон о свободе печати , самый либеральный в мире наряду с законами Великой Великобритания и семь соединенных провинций . Яростно выступая против крайне интервенционистской политики меркантилизма, проповедуемой ранее доминирующей партией Хэта на протяжении десятилетий, он в конечном итоге был вынужден уйти в отставку из-за своей критики радикальной политики дерегулирования администрации Кэпа и ее социальных и политических последствий.

После Густава III государственного переворота в 1772 году, который означал конец парламентского правления еще на столетие, Чудениус ненадолго вернулся к выдающемуся положению и работал над расширением гражданских и экономических свобод в рамках доктрины Густава просвещенного деспотизма , а также внес свой вклад в отмена пыток как средства допроса, ограничение смертной казни и легализация еврейской и католической иммиграции в Швецию. позиция короля В конце концов, все более авторитарная снова вывела Чидениуса из немилости, и он ушел в частную жизнь в Остроботнии , где и умер в возрасте 73 лет.

Ранний пионер — также по международным стандартам — и сторонник экономического либерализма , свободы религии , свободы слова и миграции (написав брошюру « невидимой рукой» за десять лет до публикации «Богатства народов» ), он был одним из первых всеобъемлющих философы либерализма . [3] [4] [5]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Чудениус

Андерс Чудениус родился в 1729 году в Соткамо , Остроботния (ныне часть региона Кайнуу ), где его отец Якоб был капелланом . семья переехала в Куусамо В 1734 году , где его отец стал настоятелем прихода . Детство Андерса прошло в бесплодной местности северной Финляндии . Его и его брата Самуэля отец обучал в частном порядке, а затем они пошли в Оулу гимназию (Uleåborg tributionskola). После русско-шведской войны (1741–1743) мальчики учились в Торнио частным образом и в 1745 году поступили в Королевскую академию Або . Они также учились в Уппсальском университете . Андерс изучал математику , естественные науки , латынь и философию . В 1746 году отец Яков с семьей переехал в Кокколу . [6]

Ниже вниз

[ редактировать ]

В 1753 году, после окончания учебы, Андерс был назначен проповедником капеллы зависимого прихода Недерветил (сегодня часть Кроноби ) в Остроботнии . Он был женат в 1755 году на Беате Магдалене Мельберг, дочери купца из Якобстада . Пара была бездетной.Находясь в Недерветиле, он принимал активное участие во многих проектах, таких как расчистка болот, экспериментирование с новыми породами животных и растений, а также внедрение новых методов выращивания картофеля и табака . Его целью было просветить крестьян своим примером. Чидениус занимался медицинской практикой и стал известен тем, что делал прививку простым людям от оспы . Он также проводил операции по удалению катаракты и готовил лекарства. [6]

Статуя Андерса Чудениуса в Кокколе , Финляндия .

Сословный риксдаг 1765–1766 гг.

[ редактировать ]

Некоторые из его первых работ были посвящены практическим вопросам, таким как мох, поросший лугами, и улучшения конструкции конных экипажей. Затем он перешел к социальным вопросам и стал известен как писатель и оратор. В 1765 году его отправили в сейм с просьбой добиться права свободной торговли для городов Остроботнии . Города Гамлакарлеби , Васа (фин. Vaasa ), Бьорнеборг (фин. Pori ) и Улеоборг получили права судоходства, что помогло в их дальнейшем развитии, а также помогло всей Остроботнии. В то время смолу, которая должна была принести процветание его городу и побережью, приходилось продавать за границу через Стокгольм , что приносило большую часть прибыли. Во многом благодаря усилиям Чудениуса монополия Стокгольма была нарушена, и с 1765 года города получили свободу продавать и отправлять смолу напрямую иностранным покупателям.

Чудениус активно участвовал в работе сейма и опубликовал несколько критических статей, вызвавших большой резонанс. Одним из результатов его деятельности в Сейме стало ужесточение парламентского контроля над государственным бюджетом . Он считал, что одним из своих величайших достижений было расширение свободы прессы . Его радикальная деятельность привела к тому, что его собственная политическая партия исключила его из сейма в 1766 году. [6]

В 1770 году он был назначен настоятелем Гамлакарлебю , где сосредоточился на приходской работе. У него был собственный оркестр, и он с ним репетировал. Они давали концерты в приемной приходского дома. Его отец жил в пасторском доме в Гамлакарлеби с 1746 по 1766 год, а Андерс жил там с 1770 по 1803 год.

Между 1778 и 1779 годами Андерс Чудениус снова участвовал в сейме, на котором поднимался вопрос о положении наемных рабочих. Он отстаивал права класса слуг. По предложению короля Густава III он внес законопроект, согласно которому иностранцам также предоставлялись ограниченные права исповедовать свою религию. Он снова участвовал в сейме в 1793 году и активно писал статьи о развитии сельского хозяйства, сжигании селитры , оспы и заселении Лапландии . Одной из его главных задач в последние годы жизни было наблюдение за строительством пристройки к старой приходской церкви. В 1796 году он стал членом шведского общества Pro Fide et Christianismo , основанного для содействия христианскому образованию, вместе со своим племянником Якобом Тенгстремом . [7] Он умер в 1803 году. [6]

Чудениус сосредоточил свои либеральные сочинения на атаке на меркантилизм , меркантилистскую политику завоеваний, консерватизм , протекционизм и привилегии , которые были распространены в то время. По его мнению, государственные должности не должны продаваться, и государство не должно налагать какие-либо ограничения или привилегии на какие-либо действия. Он критиковал духовенство , дворянство , чиновников и других привилегированных людей, говоря, что они жили за счет труда крестьян, стремясь превратить дебаты о статусе крестьян в дебаты о статусе привилегированных. Преобладало мнение, что крестьян и рабочих следует держать бедными, чтобы они не бездельничали. Чудениус показал, что, напротив, рабочие были не бездельниками, которых следует заставлять обогащать государство, а живыми личностями, которые, будучи свободными в стремлении к собственному счастью, также могли бы принести пользу другим.

Чудениус был за мир, требовал полной и неприкосновенной собственности на землю, хотел предоставить беженцам защиту, а крестьянам и ремесленникам право продавать свою продукцию когда и где они захотят. Он выступал против регулирования цен и заработной платы и забастовки рабочих и требовал права рабочих выбирать своих работодателей. Чтобы спасти малонаселенную Лапландию , он предложил превратить ее в государство ночного сторожа .

Свободная торговля

[ редактировать ]

В 1765 году Чудениус опубликовал брошюру под названием «Национальное завоевание» ( Den nationalnale winsten ), в которой он предлагает идеи свободной торговли и промышленности, исследует отношения между экономикой и обществом и излагает принципы либерализма , капитализма и современной демократии . [8] В книге Чудениус опубликовал теории, близко соответствующие Адама Смита , невидимой руке за одиннадцать лет до того, как Смит опубликовал свою книгу « Богатство народов» .

Чудениус также применил свои теории на практике, предложив Риксдагу сословий радикальную либерализацию торговли в городах вдоль Ботнического залива . Однако большинство других его предложений не были реализованы, например, превратить Лапландию в государство ночного сторожа , чтобы бедная провинция процветала экономически:

– свободное государство, частная собственность и свобода личности. Жители могли выбирать любую профессию, свобода торговли была бы полной, не было бы никаких привилегий, регулирования и налогов. Бюрократии не будет, и единственным чиновником будет судья, который будет следить за тем, чтобы ничьи права не были ущемлены. [9]

Свобода выражения мнений

[ редактировать ]

Чудениус стал ярым сторонником свободы прессы . В отчете, опубликованном в 1776 году, он писал: [10]

Не нужно никаких доказательств того, что определенная свобода письма и печати является одним из самых сильных оплотов свободной организации государства, так как без нее сословия не имели бы достаточной информации для составления хороших законов, а те, кто отправляет правосудие, были бы не будут контролироваться, а субъекты не будут знать требований закона, границ прав правительства и своих собственных обязанностей. Образование и хорошее поведение будут уничтожены; грубость в мыслях, речах и манерах возобладала бы, и тьма затмила бы через несколько лет все небо нашей свободы.

Естественное равенство

[ редактировать ]

Чудениус открыто говорил о всеобщих правах и отмене привилегий. Он хотел дать бедным такую ​​же свободу, как и всем остальным, и выступал за благо бедных, что в то время было довольно исключительным явлением среди политиков. Он продвигал демократию и защищал свободу религии, свободу слова, свободу торговли и промышленности, а также права рабочих. Он призвал осуществлять надзор за расходованием государственных средств. Говоря современным языком, мы бы сказали, что он выступал за открытость и хорошее управление.

В эссе 1778 года « Мысли о естественных правах слуг и крестьян » он писал: [6]

Природа формирует их точно так же, как мы. Их поза в кроватке такая же, как наша, их души имеют тот же разум, что и у других народов, из чего ясно видно, что Господь творения также предназначил им иметь равные права с другими людьми.

Наследие

[ редактировать ]
номиналом 1000 финских марок. Банкнота

Чудениуса можно рассматривать как человека, оказавшего большое влияние на скандинавских мыслителей, а также на реальную политику, строго продвигая классический либерализм . Его называют отцом шведского либерализма. [11] И Швеция, и Финляндия включают его в число своих исторических деятелей, и по национальности его по-разному относят к шведам или финнам.

Андерса Чудениуса помнят как человека, опередившего свое время, выражавшего идеи, которые были радикальными в свое время, но теперь являются основой северной идеологии . [8] Его также можно рассматривать как мыслителя эпохи Просвещения , защитника науки, искусства, рационального мышления и свободы. Он также был ученым и опытным глазным хирургом, автором нескольких изобретений, пионером вакцинации в Финляндии и основателем оркестра.

Чидениус был изображен на самой дорогой банкноте (1000 марок) из последней серии дизайна финской марки . [6] Есть также много географических названий, относящихся к Чидениусу в Кокколе , например, торговый центр Chydenia , строительство которого было завершено в центре города в 2006 году. [12]

Андерс Чудениус был выбран в качестве основного мотива для недавно выпущенной финской памятной монеты, памятной монеты Андерса Чудениуса номиналом 10 евро , отчеканенной в 2003 году. На аверсе изображена открытая книга, отсылающая к многочисленным публикациям Чудениуса и Библии. На реверсе видна традиционная деревня с церковью и другими постройками.

В книге Historiens 100 viktigaste svenskar («100 самых важных шведов в истории»), написанной Никласом Экдалем и Петтером Карлссоном, Чудениус был назван семнадцатым по значимости шведом в истории. [13] В Финляндии Чудениус занял 40-е место в списке «Величайших финнов» по ​​результатам голосования, организованного национальной телерадиокомпанией. [14]

Семья Хидениус и сегодня является хорошо известной культурной семьей в Финляндии. Композитор Кай Чудениус — дальний родственник Андерса.

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Американские носовые лодки . Турку 1753 г. (Американские лодки-барки.)
  • Ответ на тот же вопрос (О том, как лучше обрабатывать покрытые мхом луга) . Стокгольм 1762 г. (Как возделывать мшистые луга.)
  • Ответ на тот же вопрос (Относительно улучшения автомобилей) . Стокгольм 1764 г. (Усовершенствование повозок.)
  • Опровержение причин, по которым пытаются оспорить свободное плавание восточных и вестерботнисских городов, а также западно-северных городов . Стокгольм, 1765 г. (Контраргументы тем, кто пытается противостоять свободному судоходству между городами Остроботнии, Вестерботтена и Норланда.)
  • Ответ на него от Кгл. Академия наук задается вопросом: в чем может быть причина того, что такое большое количество шведов ежегодно покидает страну? Стокгольм, 1765 год. (По какой причине ежегодно эмигрирует так много шведов?)
  • Келлан Тил Рикетс Ван-Магт . Стокгольм 1765 г. (Источник слабости королевства.)
  • Национальная победа. С уважением завещано знатным поместьям страны одним из их членов . Стокгольм 1765 г. ( Национальное завоевание ).
  • Косвенный ответ. Об опровержении Священного Писания, вышедшем в прессе, под названием: Источник Королевства Ванмагт, те же замечания о том же источнике, который использовал Ватту-Проф . Стокгольм, 1765 г. (В ответ на критику источника слабости королевства.)
  • История о китайской свободе письма в переводе Danskan . Стокгольм, 1766 г. (Отчет о свободе прессы в Китае).
  • Помощь Королевства через систему естественных финансов . Стокгольм, 1766 г. (Помощь Королевству через естественную денежную систему).
  • Речь, произнесенная на высокой коронации нашего милостивейшего короля, короля Густава III, 29 мая 1772 года . Стокгольм 1772 г. (Речь по случаю коронации Густава III.)
  • Ответ Обществу науки и знаний в Гетеборге Воображаемый вопрос: полезна или вредна для королевства в целом торговля землей и способствует ли она возрождению или упадку промышленности? Стокгольм, 1777 г. (Является ли сельская торговля выгодной или невыгодной для Королевства и в какой степени она влияет на прогресс или упадок средств к существованию?)
  • Мысли о естественном праве фермеров и слуг . Стокгольм 1778 г. (Мысли о естественных правах слуг и крестьян).
  • Мемориал, Ангоэнде Религиоз-Фрихет . Стокгольм 1779 г. (Меморандум о свободе вероисповедания).
  • Проповеди о десяти заповедях Божиих . Уппсала 1781–82. (Проповеди о десяти заповедях.)
  • Проповеди по второй главе Катехизации. Гомилетические попытки. Том. МЫ. Св. 2 . Стокгольм 1784 г. (Проповеди по второй основной части Катехизиса).
  • О селитре-сюдерцах, отделившихся в Остроботнии. Сочинения Общества общегражданских знаний II . Стокгольм 1795 г. (Приготовление селитры.)
  • Мысли о вакцинации против оспы для простых жителей Финляндии. К. Труды Финского общества домохозяев 1 . Турку 1803 г. (Мысли о прививке финского народа от оспы.) [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Этусиву» . kansallisbiografia.fi . Проверено 18 марта 2021 г.
  2. ^ «Андерс Чудениус» . Биографический лексикон Финляндии (на шведском языке). Хельсинки: Шведское литературное общество в Финляндии . урна : NBN:fi:sls-4505-1416928957111 .
  3. ^ «Первый в мире Закон о свободе информации (Швеция/Финляндия, 1766 г.) | Эпоха Просвещения | Швеция» . Скрибд . Архивировано из оригинала 09 марта 2021 г. Проверено 25 июля 2021 г.
  4. ^ "freedominfo.org, "Швеция" " . Архивировано из оригинала 06 апреля 2019 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
  5. ^ Йохан Норберг, История шведского либерализма , стр. 30–43
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пело, июнь. «Андерс Чудениус» . Архивировано из оригинала 30 октября 2007 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
  7. ^ Йонассон, Марен; Хиттинен, Пертти (23 декабря 1796 г.). «Комментарий до Брева до Pro Fide et Christianismo 1796» . Чудениус (на шведском языке) . Проверено 14 июня 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Институт Актона: Андерс Чудениус (1729–1803)» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2008 г. Проверено 26 ноября 2007 г.
  9. ^ Норберг, Йохан. «Liberalismen.com: Андерс Чудениус – отец шведского либерализма» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2008 г. Проверено 17 мая 2008 г.
  10. ^ Луома, Юкка. «Хельсингин Саномат – международное издание» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 г. Проверено 26 ноября 2007 г.
  11. История Швеции — о рынках, а не о социализме. Архивировано 27 апреля 2021 г. в сети Wayback Machine Atlas Network, 17 сентября 2018 г.
  12. ^ Сильный влиятельный человек Кокколы Андерс Чудениус также опередил свое время, когда дело дошло до вакцинации: следует ли возродить его наследие в области санитарного просвещения? - Кескипохьянмаа (на финском языке)
  13. ^ Экдал, Никлас и Карлссон, Петтер (2009). 100 самых выдающихся шведов в истории . Стокгольм : Форум. ISBN  978-91-37-13402-4 .
  14. ^ YLE.fi [ постоянная мертвая ссылка ]
  15. ^ Хиттинен, Пертти. «Чюдениус, Андерс (скандинавские авторы)» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2017 г. Проверено 26 ноября 2007 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4aeac423e7a32b241db200fddd2f7b51__1722233580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/51/4aeac423e7a32b241db200fddd2f7b51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anders Chydenius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)