Андерс Чудениус
Андерс Чудениус | |
---|---|
![]() Андерс Чудениус | |
Рожденный | 26 февраля 1729 г. |
Умер | 1 февраля 1803 г. Гамлакарлебю , Швеция (ныне Коккола, Финляндия) | ( 73 года
Эра | Философия XVIII века |
Область | Западная философия |
Школа | Либерализм , Эпоха свободы |
Основные интересы | Математика , естествознание , экономика , политическая философия |
Известные идеи | Экономический либерализм , свобода религии , свобода слова и миграция . |
Андерс Чудениус (англ. Финляндия Шведский: [ˈandærs tɕyˈdeːniʉs] ; 26 февраля 1729 — 1 февраля 1803) — шведско-финский лютеранский священник . [1] член шведского риксдага и известен как ведущий классический либерал в истории Северных стран . [2]
Чудениус родился в Соткамо , Финляндия (тогда часть Швеции), учился у Пера Кальма в Королевской академии Або и стал священником и Просвещения философом . Он был избран церковным членом шведского сословного риксдага в 1765–1766 годах, в котором его партия Кэпа захватила большинство и правительство и поддержала первый в Швеции Закон о свободе печати , самый либеральный в мире наряду с законами Великой Великобритания и семь соединенных провинций . Яростно выступая против крайне интервенционистской политики меркантилизма, проповедуемой ранее доминирующей партией Хэта на протяжении десятилетий, он в конечном итоге был вынужден уйти в отставку из-за своей критики радикальной политики дерегулирования администрации Кэпа и ее социальных и политических последствий.
После Густава III государственного переворота в 1772 году, который означал конец парламентского правления еще на столетие, Чудениус ненадолго вернулся к выдающемуся положению и работал над расширением гражданских и экономических свобод в рамках доктрины Густава просвещенного деспотизма , а также внес свой вклад в отмена пыток как средства допроса, ограничение смертной казни и легализация еврейской и католической иммиграции в Швецию. позиция короля В конце концов, все более авторитарная снова вывела Чидениуса из немилости, и он ушел в частную жизнь в Остроботнии , где и умер в возрасте 73 лет.
Ранний пионер — также по международным стандартам — и сторонник экономического либерализма , свободы религии , свободы слова и миграции (написав брошюру « невидимой рукой» за десять лет до публикации «Богатства народов» ), он был одним из первых всеобъемлющих философы либерализма . [3] [4] [5]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Андерс Чудениус родился в 1729 году в Соткамо , Остроботния (ныне часть региона Кайнуу ), где его отец Якоб был капелланом . семья переехала в Куусамо В 1734 году , где его отец стал настоятелем прихода . Детство Андерса прошло в бесплодной местности северной Финляндии . Его и его брата Самуэля отец обучал в частном порядке, а затем они пошли в Оулу гимназию (Uleåborg tributionskola). После русско-шведской войны (1741–1743) мальчики учились в Торнио частным образом и в 1745 году поступили в Королевскую академию Або . Они также учились в Уппсальском университете . Андерс изучал математику , естественные науки , латынь и философию . В 1746 году отец Яков с семьей переехал в Кокколу . [6]
Ниже вниз
[ редактировать ]В 1753 году, после окончания учебы, Андерс был назначен проповедником капеллы зависимого прихода Недерветил (сегодня часть Кроноби ) в Остроботнии . Он был женат в 1755 году на Беате Магдалене Мельберг, дочери купца из Якобстада . Пара была бездетной.Находясь в Недерветиле, он принимал активное участие во многих проектах, таких как расчистка болот, экспериментирование с новыми породами животных и растений, а также внедрение новых методов выращивания картофеля и табака . Его целью было просветить крестьян своим примером. Чидениус занимался медицинской практикой и стал известен тем, что делал прививку простым людям от оспы . Он также проводил операции по удалению катаракты и готовил лекарства. [6]

Сословный риксдаг 1765–1766 гг.
[ редактировать ]Некоторые из его первых работ были посвящены практическим вопросам, таким как мох, поросший лугами, и улучшения конструкции конных экипажей. Затем он перешел к социальным вопросам и стал известен как писатель и оратор. В 1765 году его отправили в сейм с просьбой добиться права свободной торговли для городов Остроботнии . Города Гамлакарлеби , Васа (фин. Vaasa ), Бьорнеборг (фин. Pori ) и Улеоборг получили права судоходства, что помогло в их дальнейшем развитии, а также помогло всей Остроботнии. В то время смолу, которая должна была принести процветание его городу и побережью, приходилось продавать за границу через Стокгольм , что приносило большую часть прибыли. Во многом благодаря усилиям Чудениуса монополия Стокгольма была нарушена, и с 1765 года города получили свободу продавать и отправлять смолу напрямую иностранным покупателям.
Чудениус активно участвовал в работе сейма и опубликовал несколько критических статей, вызвавших большой резонанс. Одним из результатов его деятельности в Сейме стало ужесточение парламентского контроля над государственным бюджетом . Он считал, что одним из своих величайших достижений было расширение свободы прессы . Его радикальная деятельность привела к тому, что его собственная политическая партия исключила его из сейма в 1766 году. [6]
Коккола
[ редактировать ]В 1770 году он был назначен настоятелем Гамлакарлебю , где сосредоточился на приходской работе. У него был собственный оркестр, и он с ним репетировал. Они давали концерты в приемной приходского дома. Его отец жил в пасторском доме в Гамлакарлеби с 1746 по 1766 год, а Андерс жил там с 1770 по 1803 год.
Между 1778 и 1779 годами Андерс Чудениус снова участвовал в сейме, на котором поднимался вопрос о положении наемных рабочих. Он отстаивал права класса слуг. По предложению короля Густава III он внес законопроект, согласно которому иностранцам также предоставлялись ограниченные права исповедовать свою религию. Он снова участвовал в сейме в 1793 году и активно писал статьи о развитии сельского хозяйства, сжигании селитры , оспы и заселении Лапландии . Одной из его главных задач в последние годы жизни было наблюдение за строительством пристройки к старой приходской церкви. В 1796 году он стал членом шведского общества Pro Fide et Christianismo , основанного для содействия христианскому образованию, вместе со своим племянником Якобом Тенгстремом . [7] Он умер в 1803 году. [6]
Идеи
[ редактировать ]Чудениус сосредоточил свои либеральные сочинения на атаке на меркантилизм , меркантилистскую политику завоеваний, консерватизм , протекционизм и привилегии , которые были распространены в то время. По его мнению, государственные должности не должны продаваться, и государство не должно налагать какие-либо ограничения или привилегии на какие-либо действия. Он критиковал духовенство , дворянство , чиновников и других привилегированных людей, говоря, что они жили за счет труда крестьян, стремясь превратить дебаты о статусе крестьян в дебаты о статусе привилегированных. Преобладало мнение, что крестьян и рабочих следует держать бедными, чтобы они не бездельничали. Чудениус показал, что, напротив, рабочие были не бездельниками, которых следует заставлять обогащать государство, а живыми личностями, которые, будучи свободными в стремлении к собственному счастью, также могли бы принести пользу другим.
Чудениус был за мир, требовал полной и неприкосновенной собственности на землю, хотел предоставить беженцам защиту, а крестьянам и ремесленникам право продавать свою продукцию когда и где они захотят. Он выступал против регулирования цен и заработной платы и забастовки рабочих и требовал права рабочих выбирать своих работодателей. Чтобы спасти малонаселенную Лапландию , он предложил превратить ее в государство ночного сторожа .
Свободная торговля
[ редактировать ]В 1765 году Чудениус опубликовал брошюру под названием «Национальное завоевание» ( Den nationalnale winsten ), в которой он предлагает идеи свободной торговли и промышленности, исследует отношения между экономикой и обществом и излагает принципы либерализма , капитализма и современной демократии . [8] В книге Чудениус опубликовал теории, близко соответствующие Адама Смита , невидимой руке за одиннадцать лет до того, как Смит опубликовал свою книгу « Богатство народов» .
Чудениус также применил свои теории на практике, предложив Риксдагу сословий радикальную либерализацию торговли в городах вдоль Ботнического залива . Однако большинство других его предложений не были реализованы, например, превратить Лапландию в государство ночного сторожа , чтобы бедная провинция процветала экономически:
– свободное государство, частная собственность и свобода личности. Жители могли выбирать любую профессию, свобода торговли была бы полной, не было бы никаких привилегий, регулирования и налогов. Бюрократии не будет, и единственным чиновником будет судья, который будет следить за тем, чтобы ничьи права не были ущемлены. [9]
Свобода выражения мнений
[ редактировать ]Чудениус стал ярым сторонником свободы прессы . В отчете, опубликованном в 1776 году, он писал: [10]
Не нужно никаких доказательств того, что определенная свобода письма и печати является одним из самых сильных оплотов свободной организации государства, так как без нее сословия не имели бы достаточной информации для составления хороших законов, а те, кто отправляет правосудие, были бы не будут контролироваться, а субъекты не будут знать требований закона, границ прав правительства и своих собственных обязанностей. Образование и хорошее поведение будут уничтожены; грубость в мыслях, речах и манерах возобладала бы, и тьма затмила бы через несколько лет все небо нашей свободы.
Естественное равенство
[ редактировать ]Чудениус открыто говорил о всеобщих правах и отмене привилегий. Он хотел дать бедным такую же свободу, как и всем остальным, и выступал за благо бедных, что в то время было довольно исключительным явлением среди политиков. Он продвигал демократию и защищал свободу религии, свободу слова, свободу торговли и промышленности, а также права рабочих. Он призвал осуществлять надзор за расходованием государственных средств. Говоря современным языком, мы бы сказали, что он выступал за открытость и хорошее управление.
В эссе 1778 года « Мысли о естественных правах слуг и крестьян » он писал: [6]
Природа формирует их точно так же, как мы. Их поза в кроватке такая же, как наша, их души имеют тот же разум, что и у других народов, из чего ясно видно, что Господь творения также предназначил им иметь равные права с другими людьми.
Наследие
[ редактировать ]
Чудениуса можно рассматривать как человека, оказавшего большое влияние на скандинавских мыслителей, а также на реальную политику, строго продвигая классический либерализм . Его называют отцом шведского либерализма. [11] И Швеция, и Финляндия включают его в число своих исторических деятелей, и по национальности его по-разному относят к шведам или финнам.
Андерса Чудениуса помнят как человека, опередившего свое время, выражавшего идеи, которые были радикальными в свое время, но теперь являются основой северной идеологии . [8] Его также можно рассматривать как мыслителя эпохи Просвещения , защитника науки, искусства, рационального мышления и свободы. Он также был ученым и опытным глазным хирургом, автором нескольких изобретений, пионером вакцинации в Финляндии и основателем оркестра.
Чидениус был изображен на самой дорогой банкноте (1000 марок) из последней серии дизайна финской марки . [6] Есть также много географических названий, относящихся к Чидениусу в Кокколе , например, торговый центр Chydenia , строительство которого было завершено в центре города в 2006 году. [12]
Андерс Чудениус был выбран в качестве основного мотива для недавно выпущенной финской памятной монеты, памятной монеты Андерса Чудениуса номиналом 10 евро , отчеканенной в 2003 году. На аверсе изображена открытая книга, отсылающая к многочисленным публикациям Чудениуса и Библии. На реверсе видна традиционная деревня с церковью и другими постройками.
В книге Historiens 100 viktigaste svenskar («100 самых важных шведов в истории»), написанной Никласом Экдалем и Петтером Карлссоном, Чудениус был назван семнадцатым по значимости шведом в истории. [13] В Финляндии Чудениус занял 40-е место в списке «Величайших финнов» по результатам голосования, организованного национальной телерадиокомпанией. [14]
Семья Хидениус и сегодня является хорошо известной культурной семьей в Финляндии. Композитор Кай Чудениус — дальний родственник Андерса.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Американские носовые лодки . Турку 1753 г. (Американские лодки-барки.)
- Ответ на тот же вопрос (О том, как лучше обрабатывать покрытые мхом луга) . Стокгольм 1762 г. (Как возделывать мшистые луга.)
- Ответ на тот же вопрос (Относительно улучшения автомобилей) . Стокгольм 1764 г. (Усовершенствование повозок.)
- Опровержение причин, по которым пытаются оспорить свободное плавание восточных и вестерботнисских городов, а также западно-северных городов . Стокгольм, 1765 г. (Контраргументы тем, кто пытается противостоять свободному судоходству между городами Остроботнии, Вестерботтена и Норланда.)
- Ответ на него от Кгл. Академия наук задается вопросом: в чем может быть причина того, что такое большое количество шведов ежегодно покидает страну? Стокгольм, 1765 год. (По какой причине ежегодно эмигрирует так много шведов?)
- Келлан Тил Рикетс Ван-Магт . Стокгольм 1765 г. (Источник слабости королевства.)
- Национальная победа. С уважением завещано знатным поместьям страны одним из их членов . Стокгольм 1765 г. ( Национальное завоевание ).
- Косвенный ответ. Об опровержении Священного Писания, вышедшем в прессе, под названием: Источник Королевства Ванмагт, те же замечания о том же источнике, который использовал Ватту-Проф . Стокгольм, 1765 г. (В ответ на критику источника слабости королевства.)
- История о китайской свободе письма в переводе Danskan . Стокгольм, 1766 г. (Отчет о свободе прессы в Китае).
- Помощь Королевства через систему естественных финансов . Стокгольм, 1766 г. (Помощь Королевству через естественную денежную систему).
- Речь, произнесенная на высокой коронации нашего милостивейшего короля, короля Густава III, 29 мая 1772 года . Стокгольм 1772 г. (Речь по случаю коронации Густава III.)
- Ответ Обществу науки и знаний в Гетеборге Воображаемый вопрос: полезна или вредна для королевства в целом торговля землей и способствует ли она возрождению или упадку промышленности? Стокгольм, 1777 г. (Является ли сельская торговля выгодной или невыгодной для Королевства и в какой степени она влияет на прогресс или упадок средств к существованию?)
- Мысли о естественном праве фермеров и слуг . Стокгольм 1778 г. (Мысли о естественных правах слуг и крестьян).
- Мемориал, Ангоэнде Религиоз-Фрихет . Стокгольм 1779 г. (Меморандум о свободе вероисповедания).
- Проповеди о десяти заповедях Божиих . Уппсала 1781–82. (Проповеди о десяти заповедях.)
- Проповеди по второй главе Катехизации. Гомилетические попытки. Том. МЫ. Св. 2 . Стокгольм 1784 г. (Проповеди по второй основной части Катехизиса).
- О селитре-сюдерцах, отделившихся в Остроботнии. Сочинения Общества общегражданских знаний II . Стокгольм 1795 г. (Приготовление селитры.)
- Мысли о вакцинации против оспы для простых жителей Финляндии. К. Труды Финского общества домохозяев 1 . Турку 1803 г. (Мысли о прививке финского народа от оспы.) [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этусиву» . kansallisbiografia.fi . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ «Андерс Чудениус» . Биографический лексикон Финляндии (на шведском языке). Хельсинки: Шведское литературное общество в Финляндии . урна : NBN:fi:sls-4505-1416928957111 .
- ^ «Первый в мире Закон о свободе информации (Швеция/Финляндия, 1766 г.) | Эпоха Просвещения | Швеция» . Скрибд . Архивировано из оригинала 09 марта 2021 г. Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ "freedominfo.org, "Швеция" " . Архивировано из оригинала 06 апреля 2019 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Йохан Норберг, История шведского либерализма , стр. 30–43
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пело, июнь. «Андерс Чудениус» . Архивировано из оригинала 30 октября 2007 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
- ^ Йонассон, Марен; Хиттинен, Пертти (23 декабря 1796 г.). «Комментарий до Брева до Pro Fide et Christianismo 1796» . Чудениус (на шведском языке) . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Институт Актона: Андерс Чудениус (1729–1803)» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2008 г. Проверено 26 ноября 2007 г.
- ^ Норберг, Йохан. «Liberalismen.com: Андерс Чудениус – отец шведского либерализма» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2008 г. Проверено 17 мая 2008 г.
- ^ Луома, Юкка. «Хельсингин Саномат – международное издание» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 г. Проверено 26 ноября 2007 г.
- ↑ История Швеции — о рынках, а не о социализме. Архивировано 27 апреля 2021 г. в сети Wayback Machine Atlas Network, 17 сентября 2018 г.
- ^ Сильный влиятельный человек Кокколы Андерс Чудениус также опередил свое время, когда дело дошло до вакцинации: следует ли возродить его наследие в области санитарного просвещения? - Кескипохьянмаа (на финском языке)
- ^ Экдал, Никлас и Карлссон, Петтер (2009). 100 самых выдающихся шведов в истории . Стокгольм : Форум. ISBN 978-91-37-13402-4 .
- ^ YLE.fi [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хиттинен, Пертти. «Чюдениус, Андерс (скандинавские авторы)» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2017 г. Проверено 26 ноября 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерс Чудениус: Предвидя богатство народов: Избранные произведения Андерса Чудениуса (1729–1803). Перевод с оригинала Питера К. Хогга. Лондон: Рутледж, 2012. ISBN 978-0-415-55133-5 . Редакторы Марен Йонассон и Пертти Хиттинен.
- Хиттинен, Пертти. Андерс Чудениус Защитник свободы и демократии . Коккола: Институт Чудениуса Университета Ювяскюля, 1994. ISBN 951-34-0322-Х
- Мустонен, Юха. Первый в мире закон о свободе информации. Наследие Андерса Чудениуса сегодня . Публикации Фонда Андерса Чудениуса, 2. Коккола: Фонд Андерса Чудениуса, 2006. ISBN 952-99519-2-2
- Георг Шауман (1908), Биографические исследования об Андерсе Чудениусе и неопубликованные произведения Чудениуса / Георг Шауман. , Сочинения, опубликованные Шведским литературным обществом в Финляндии (на шведском языке), Хельсинки: Общество шведской литературы в Финляндии , ISSN 0039-6842 , Викиданные Q113396157
- Ур, Карл Г. Андерс Чудениус (1729–1803 гг.), финский предшественник Адама Смита . Объявления факультета экономики Школы экономики Академии Турку, 6. Турку: Факультет экономики Школы экономики Академии Турку, 1963.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Фонд Чидениуса
- Самая известная книга Чидениуса « Национальное усиление » в английском переводе
- Норберг, Йохан (25 октября 2013 г.). «Как политика невмешательства сделала Швецию богатой» . Либертарианство.org . Проверено 14 февраля 2016 г.
- Литон, Шахават (4 мая 2016 г.). «Модели свободы прессы» . Дейли Стар . Проверено 1 декабря 2021 г.
- Андерс Чудениус Национальное завоевание (1765)
- 1729 рождений
- 1803 смерти
- Экономисты XVIII века
- Шведские политики XVIII века
- Шведские писатели XVIII века.
- Финские писатели XVIII века.
- Финские экономисты XIX века
- Финские писатели XIX века.
- Шведские писатели XIX века.
- Писатели-мужчины XIX века
- Люди эпохи свободы
- Классические экономисты
- Финское лютеранское духовенство XVIII века
- Финские философы
- Финские политики
- Члены Риксдага сословий
- Люди из Соткамо
- шведскоязычные финны
- Шведские либеральные политики
- Активисты свободы слова