Олимпия де Гуж
Олимпия де Гуж | |
---|---|
Рожденный | Мари Гуз 7 мая 1748 г. Монтобан , Керси, Королевство Франция |
Умер | 3 ноября 1793 г. | ( 45 лет
Причина смерти | Казнь на гильотине |
Занятия |
|
Супруг | Луи Обри |
Дети | 1 |
Подпись | |
Олимпия де Гуж (англ. Французский: [ɔlɛ̃p də ɡuʒ] ; урожденная Мари Гуз ; 7 мая 1748 — 3 ноября 1793) — французский драматург и политический деятель. Она наиболее известна своей Декларацией прав женщины и гражданки, а также другими работами о правах женщин и аболиционизме .
Де Гуж родилась на юго-западе Франции и начала свою плодотворную карьеру драматурга в Париже в 1780-х годах. Страстный защитник прав человека, она была одним из первых публичных противников рабства во Франции. Ее пьесы и брошюры охватывали широкий спектр вопросов, включая развод и брак, права детей , безработицу и социальное обеспечение . Помимо того, что она была драматургом и политическим активистом, до революции она также была небольшой актрисой. [1] Де Гуж приветствовал начало Французской революции , но вскоре разочаровался, когда женщинам не были предоставлены равные права. В 1791 году, в ответ на Декларацию прав человека и гражданина 1789 года , де Гуж опубликовала свою Декларацию прав женщины и гражданки, в которой она бросила вызов практике мужской власти и выступила за равные права для женщин. женщины.
Де Гуж был связан с умеренными жирондистами и выступал против казни Людовика XVI . Ее все более яростные сочинения, направленные против Максимилиана Робеспьера радикальных монтаньяров и революционного правительства во время правления террора , привели к ее возможному аресту и казни на гильотине в 1793 году.
Биография
[ редактировать ]Рождение и отцовство
[ редактировать ]Мари Гуз родилась 7 мая 1748 года в Монтобане , Керси (в современном департаменте Тарн и Гаронна ) на юго-западе Франции. [2] Ее мать, Анна Олимпия Муиссе Гуз, была дочерью буржуазной семьи. [3] Личность ее отца неоднозначна. Ее отцом мог быть муж ее матери, Пьер Гуз, или она могла быть внебрачной дочерью Жан-Жака Лефранка, маркиза де Помпиньяна . [2] Мари Гуз поощряла слухи о том, что Помпиньян был ее отцом, и их отношения считаются правдоподобными, но «исторически не поддающимися проверке». [4] Другие слухи восемнадцатого века также предполагали, что ее отцом мог быть Людовик XV , но эта идентификация не считается достоверной. [2]
Семья Помпиньян имела давние тесные связи с семьей Муиссе, матери Мари Гуз, Анны. Когда в 1727 году родилась Анна, ее крестным отцом был старший сын Помпиньяна, Жан-Жак Лефран де Помпиньян (пяти лет). Отец Анны обучал его, пока он рос. В детстве Помпиньян сблизился с Анной, но был разлучен с ней в 1734 году, когда его отправили в Париж. Анна вышла замуж за мясника Пьера Гузе в 1737 году и родила до Мари троих детей: сына и двух девочек. [5] Помпиньян вернулся в Монтобан в 1747 году, за год до рождения Мари. [5] Пьер был юридически признан отцом Мари. [2] Пьер не присутствовал на крещении Марии 8 мая. Ее крестным отцом был рабочий по имени Жан Портье, а крестной матерью - женщина по имени Мари Грималь. [6] Пьер умер в 1750 году. [6]
Основное подтверждение идентификации Помпиньяна как отца Мари Гуз можно найти в ее полуавтобиографическом романе « Воспоминания мадам де Вальмон» , опубликованном после смерти Помпиньяна. [2] По словам современного политика Жана-Батиста Понсе-Дельпеша и других, «весь Монтобан» знал, что Помпиньян был отцом Гузы. [7] Однако некоторые историки считают вероятным, что Гуз сфабриковала эту историю для своих мемуаров, чтобы поднять свой престиж и общественное положение после переезда в Париж. [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мари-Олимп де Гуж (ранее Мари Гуз) родилась в богатой семье, и хотя ее мать занималась частным репетиторством, у нее самой не было формального образования. [8] Сообщается, что она была неграмотной и, как сообщается, диктовала секретарю. [9]
Гуз вышла замуж 24 октября 1765 года за Луи Ива Обри, поставщика провизии, против ее воли. [10] Героине ее полуавтобиографического романа «Мемуары» исполняется четырнадцать лет на свадьбе; самой новой Мари Обри было семнадцать. [10] В ее романе брак резко осуждался: «Я была замужем за человеком, которого не любила, который не был ни богатым, ни знатным. Меня принесли в жертву без причины, которая могла бы компенсировать отвращение, которое я испытывал к этому человеку». [11] Значительно большее состояние Мари позволило ее новому мужу Луи оставить своего работодателя и начать собственный бизнес. 29 августа 1766 года она родила сына Пьера Обри. В ноябре того же года разрушительное наводнение реки Тарн стало причиной смерти Луи. [12] Больше она так и не вышла замуж, назвав институт брака «могилой доверия и любви». [13]
Известная под именем Мари Обри, после смерти мужа она сменила имя на Олимпия де Гуж, сложив свою фамилию (Гуз) и добавив второе имя матери, Олимпия. [14] Вскоре после этого у нее завязались отношения с богатым Жаком Бьетриксом де Розьером, бизнесменом из Лиона. [15]
Переехать в Париж
[ редактировать ]В 1768 году Бьетрикс профинансировал переезд де Гуж в Париж, где обеспечил ей доход. [15] Она жила с сыном и сестрой. [13] Она общалась в модном обществе, в какой-то момент ее называли «одной из самых красивых женщин Парижа», и она подружилась с мадам де Монтессон и Луи-Филиппом II, герцогом Орлеанским . [16] Де Гуж посещала художественные и философские салоны Парижа, где познакомилась со многими писателями, в том числе с Лагарпом , Мерсье и Шамфором , а также с будущими политиками, такими как Бриссо и Кондорсе . Ее обычно приглашали в салоны мадам де Монтессон и графини де Богарне , которые также были драматургами.
Де Гуж начала свою карьеру писательницы в Париже, опубликовав роман в 1784 году, а затем начав плодотворную карьеру драматурга. Будучи женщиной из провинции и низкого происхождения, она старалась соответствовать парижскому истеблишменту. [17] Де Гуж подписывала свои публичные письма словом «citoyenne» , феминизированной версией слова «гражданка» . В дореволюционной Франции не было граждан, а авторы были подданными короля, а в революционной Франции были только граждане . В октябре 1792 года Конвент постановил использовать слово «гражданка» вместо «мадам» и «мадемуазель» . [18]
В 1788 году она опубликовала «Reflexions sur les hommes nègres» , в которой требовала сострадания к тяжелому положению рабов во французских колониях. [19] Для де Гужа существовала прямая связь между самодержавной монархией во Франции и институтом рабства. Она утверждала, что «Люди везде равны… Короли просто не хотят рабов; они знают, что у них есть покорные подданные». [20] Она привлекла внимание публики пьесой «L'Esclavage des Noirs» , которая была поставлена в знаменитой Комеди Франсез в 1785 году. Ее позиция против рабства во французских колониях сделала ее объектом угроз. [13] Де Гуж также подвергся нападкам со стороны тех, кто считал, что женщине не место в театре. Влиятельный Абрахам-Жозеф Бенар заметил: «Мадам де Гуж - одна из тех женщин, которым хочется подарить бритвенные лезвия, которые из-за своих претензий теряют очаровательные качества своего пола... Каждая женщина-писатель находится в ложном положении. , независимо от ее таланта». Де Гуж была дерзкой: она написала: «Я полна решимости добиться успеха, и я сделаю это, несмотря на своих врагов». Лобби работорговли развернуло в прессе кампанию против ее пьесы, и в конце концов она подала в суд, вынудив Комеди Франсез поставить «Эсклаваж де Нуар» . Но спектакль закрылся после трех представлений; лобби заплатило критикам за саботаж выступлений. [21]
Революционная политика
[ редактировать ]Страстный защитник прав человека , де Гуж встретила начало революции с надеждой и радостью, но вскоре разочаровалась, когда принцип égalité (равные права) не был распространен на женщин. В 1791 году, под влиянием и вдохновением трактатов Джона Локка о естественных правах, де Гуж стал частью Общества Друзей Истины , также известного как «Социальный клуб», которое представляло собой ассоциацию с целью установления равных политических и юридических прав. для женщин. Члены организации иногда собирались в доме известной защитницы прав женщин Софи де Кондорсе . В 1791 году в ответ на Декларацию прав человека и гражданина она написала « Декларацию прав женщины и гражданки» (« Декларация прав женщины и гражданки »). В этой брошюре она впервые высказала свое знаменитое высказывание:
Женщина имеет право подняться на эшафот. Она должна обладать равным правом подняться на трибуну оратора. [22]
За этим последовал ее Contrat Social (« Общественный договор », названный в честь знаменитого произведения Жан-Жака Руссо ), предлагающий брак, основанный на гендерном равенстве. [22]
В 1790 и 1791 годах во французской колонии Сен-Доминго (современное Гаити ) свободные цветные люди и африканские рабы восстали в ответ на идеалы, выраженные в Декларации прав человека и гражданина . [23] Де Гуж не одобрял насильственную революцию и в 1792 году опубликовал «L'Esclavage des Noirs» с предисловием, утверждая, что рабы и свободные люди, которые ответили на ужасы рабства «варварскими и зверскими пытками», в свою очередь, оправдывали поведение тираны. В Париже мэр Парижа обвинил де Гужа в том, что он с помощью пьесы спровоцировал восстание в Сен-Доминго. [24] Когда в декабре 1792 года его снова поставили, в Париже вспыхнул бунт. [25]
Де Гуж выступала против казни Людовика XVI (которая состоялась 21 января 1793 года), отчасти из-за несогласия со смертной казнью , а отчасти потому, что она выступала за конституционную монархию . Это вызвало гнев многих республиканцев, придерживающихся жесткой линии, даже в следующем поколении, таких как историк XIX века Жюль Мишле , ярый апологет революции, который писал: «Она позволяла себе действовать и писать о более чем одном дело, которого не понимала ее слабая голова». [26] Мишле выступала против любого политического участия женщин и поэтому не любила де Гужа. [27] В декабре 1792 года, когда Людовика XVI собирались предстать перед судом, она написала в Национальное собрание с предложением защитить его, что вызвало возмущение многих депутатов. В своем письме она утверждала, что его обманули, что он виновен как король, но невиновен как человек, и что его следует изгнать, а не казнить. [28]
Олимпия де Гуж была связана с фракцией Жиронды, что в конечном итоге привело к ее казни. Она отправилась на гильотину не за свой феминизм, как многие могли подумать. Вместо этого ее преступлением было распространение федерализма в качестве замены революционного централизованного правления горцев. Революционное правление во время террора сопровождалось акцентом на мужскую публичную политическую власть, что привело, например, к изгнанию женщин из якобинских клубов. [29]
Из-за того, что она была частью фракции Жиронды, на которую напала более радикальная фракция Монтаньяров. После казни Людовика XVI она стала опасаться фракции Монтаньяров Робеспьера и в открытых письмах критиковала их насилие и массовые убийства.
Арест и казнь
[ редактировать ]По мере развития революции она становилась все более и более яростной в своих произведениях. 2 июня 1793 года якобинцы из фракции монтаньяров заключили в тюрьму видных жирондистов; в октябре их отправили на гильотину. Наконец, ее плакат 1793 года Les Trois urnes, ou le Salut de la Patrie, par un voyageur aérien (« Три урны, или Спасение отечества воздушным путешественником ») привел к ее аресту. Олимпия постановила в этой публикации: «Сейчас настало время создать достойное правительство, энергия которого исходит от силы его законов; сейчас настало время положить конец убийствам и страданиям, которые они причиняют, просто потому, что они придерживаются противоположных взглядов. Пусть каждый исследуйте свою совесть; позвольте им увидеть неисчислимый вред, причиненный таким длительным разделением... и тогда каждый сможет свободно высказать свое мнение о правительстве по своему выбору. Пришло время смерти отдохнуть и уйти. анархия, чтобы вернуться в подземный мир». [30] Она также призвала положить конец кровопролитию Революции, сказав: «Пришло время положить конец этой жестокой войне, которая только поглотила ваши сокровища и собрала самых блестящих из ваших молодых людей. Кровь, увы, текла слишком свободно». !" и предупредил, что «разделенные французы... борются за три противоборствующих правительства; как враждующие братья, они бросаются к своему падению, и, если я не остановлю их, они вскоре подражают фиванцам, в конечном итоге перерезав друг другу глотки до последний выживший». [31] Эта статья требовала проведения плебисцита для выбора одной из трех потенциальных форм правления: первая — унитарная республика , вторая — федералистское правительство и третья — конституционная монархия. Проблема заключалась в том, что закон революции предусматривал смертную казнь за публикацию книги или брошюры, призывавшей к восстановлению монархии. [32]
Мария-Олимп де Гуж была арестована 20 июля 1793 года. Хотя она была арестована в июле, она не встретила конец своей жизни до ноября того же года. [33] После ее ареста члены комиссии обыскали ее дом в поисках улик. Когда они не смогли найти ничего в ее доме, она добровольно отвела их на склад, где хранила свои бумаги. Именно там члены комиссии нашли неоконченную пьесу под названием La France Sauvée ou le Tyran Détroné (« Сохраненная Франция, или Тиран свергнут »). В первом акте (осталось только первые полтора акта) Мария-Антуанетта планирует стратегию защиты, чтобы сохранить рушащуюся монархию, и сталкивается с революционными силами, включая саму де Гуж. Первый акт заканчивается тем, что де Гуж упрекает королеву в крамольных намерениях и читает ей нотации о том, как ей следует руководить своим народом. И де Гуж, и ее прокурор использовали эту пьесу в качестве доказательства на суде. Прокурор утверждал, что изображения королевы де Гуже угрожают вызвать сочувствие и поддержку роялистов, тогда как де Гуж заявила, что пьеса показывает, что она всегда была сторонницей революции. [34]
Она провела три месяца в тюрьме без адвоката, поскольку председательствующий судья отказал де Гуж в ее законном праве на адвоката на том основании, что она более чем способна защищать себя. Вполне вероятно, что судья основывал этот аргумент на склонности де Гуж представлять себя в своих произведениях. [34] Через своих друзей ей удалось опубликовать два текста: Olympe de Gouges au tribunal revolutionnaire (« Олимп де Гуж перед Революционным трибуналом »), в которых она рассказала о своих допросах; и ее последняя работа, Une Patriote Persécutée (« Преследуемая [женщина] патриотка »), в которой она осудила террор. [34]
Де Гуж добилась для своего сына Пьера Обри должность вице-генерала и командира батальона в обмен на выплату 1500 ливров, и после ее ареста он был отстранен от этой должности. [35] 2 ноября 1793 года она писала ему: «Я умираю, мой дорогой сын, жертвой моего идолопоклонства к отечеству и к народу. Под благовидной маской республиканизма ее враги безжалостно привели меня на эшафот». [36]
3 ноября 1793 года Революционный трибунал приговорил ее к смертной казни, и она была казнена за подстрекательство к мятежу и попытку восстановить монархию. [37] Олимпию казнили всего через месяц после того, как Кондорсе был объявлен вне закона, и всего через три дня после того, как лидеры жирондистов были казнены на гильотине. Ее тело было захоронено на кладбище Мадлен . [38] Последние минуты Олимпии запечатлел анонимный парижанин, ведший хронику событий:
Вчера, в семь часов вечера, на эшафот была взята необыкновенная личность по имени Олимпия де Гуж, носившая внушительный титул литератора, тогда как весь Париж, восхищаясь ее красотой, знал, что она не Я даже не знаю ее алфавита... Она подошла к эшафоту со спокойным и безмятежным выражением лица и заставила фурий гильотины, загнавших ее в это место пыток, признать, что такой смелости и красоты еще никогда не видели ... Эта женщина... отдалась Революции телом и душой. Но быстро осознав, насколько жестокой была система, принятая якобинцами, она решила пойти по своим стопам. Она попыталась разоблачить злодеев с помощью литературных произведений, которые она напечатала и развесила. Они ей так и не простили, и за свою беспечность она поплатилась головой. [39]
Посмертное политическое влияние
[ редактировать ]Ее казнь была использована как предупреждение другим политически активным женщинам. На заседании Коммуны 15 ноября 1793 года Пьер Гаспар Шометт предостерег группу женщин, носивших фригийские шляпки , напомнив им о «дерзкой Олимпии де Гуж, которая была первой женщиной, основавшей женские политические клубы, отказавшейся от забот о своих домой, вмешиваться в дела Республики, и чья голова пала под мстительным лезвием закона». Эта посмертная характеристика де Гужа со стороны политического истеблишмента вводила в заблуждение, поскольку де Гуж не играла никакой роли в основании Общества революционных женщин-республиканок . В своих политических трудах де Гуж не призывала женщин покинуть свои дома, но политики называли ее врагом естественного порядка и, следовательно, врагом правящей якобинской партии. Парадоксально, но две женщины, основавшие Общество революционных женщин-республиканок, Клэр Лакомб и Полин Леон , не были казнены. [40] Лакомб, Леон и Теруань де Мерикур выступали в женских и смешанных клубах, а также в Ассамблее, в то время как де Гуж выказывал нежелание участвовать в публичных выступлениях, но активно публиковал брошюры. [41] Однако Шометт была стойкой противницей жирондистов и до казни охарактеризовала де Гуж как неестественную и нереспубликанскую. [42]
1793 год описывается как переломный момент в строительстве женского места в революционной Франции и деконструкции жирондистской Марианны . В том же году были казнены несколько женщин, игравших общественную роль в политике, в том числе мадам Роланд и Мария-Антуанетта . Новая республиканка была матерью-республиканкой, вскормившей нового гражданина. За это время Конвенция запретила все женские политические объединения и казнила многих политически активных женщин. [43] 1793 год ознаменовал начало правления террора в послереволюционной Франции, когда были казнены тысячи людей. Наблюдатели Французской революции по всему Атлантическому миру были шокированы, но идеалы свободы, равенства и братства лишились своей собственной жизни. [44]
Де Гуж Декларация прав женщины и гражданки была широко воспроизведена и оказала влияние на труды защитников прав женщин в атлантическом мире. [45] Через год после публикации, в 1792 году, проницательный наблюдатель Французской революции Мэри Уолстонкрафт опубликовала «Защиту прав женщины» . [46] Сочинения о женщинах и их бесправии стали широко доступны. Опыт француженок во время революции вошел в коллективное сознание.
Американские женщины начали называть себя гражданками или гражданками и вышли на улицы, чтобы добиться равенства и свободы. [47] В том же году, когда де Гуж был казнен, анонимно была опубликована брошюра « О браке двух знаменитых вдов» , в которой утверждалось, что «две знаменитые вдовы, дамы из Америки и Франции, после того как они отказались от своих мужей из-за плохого обращения с ними, задумали задумать жить вместе в строжайшем союзе и дружбе». [48] Были опубликованы революционные романы, в которых женщины оказались в центре жестокой борьбы, например, рассказы, написанные Хелен Марией Уильямс и Леонорой Сансей . [47] На Конвенции о правах женщин 1848 года в Сенека-Фолс риторический стиль Декларации прав женщины и гражданки был использован для перефразирования Декларации независимости Соединенных Штатов в Декларацию чувств : [49] который требовал права голоса женщин. [50]
После ее казни ее сын Пьер Обри подписал письмо, в котором отрицал свою поддержку ее политического наследия. [35] Он пытался изменить ее имя в записях на Мари Обри, но имя, которое она себе дала, сохранилось. [51]
Письмо
[ редактировать ]Все пьесы и романы Олимпии де Гуж передают главную тему творчества ее жизни: негодование по поводу социальной несправедливости. В дополнение к правам женщин, де Гуж затронул спорные темы, включая работорговлю , развод , брак , тюрьмы для должников , права детей и государственные схемы работы для безработных . Большая часть ее работ выдвинула на первый план тревожные пересечения двух или более проблем. Хотя многие пьесы женщин-драматургов, поставленные в «Комеди Франсез», публиковались анонимно или под мужскими псевдонимами, де Гуж нарушила традицию; она не только публиковалась под своим именем, но и раздвинула границы того, что считалось подходящей темой для женщин-драматургов, и выдержала последствия. [52] В протоколе ее бумаг, изъятых во время казни в 1793 году, насчитывается около 40 пьес. [53]
В 1784 году она опубликовала эпистолярный роман, вдохновленный «Опасными связями» (1782) Пьера Шодерло де Лакло . Ее роман утверждал, что состоит из подлинных писем, которыми она обменивалась с ее отцом, маркизом де Помпиньян, с измененными именами. Таким образом, «госпожа Вальмон» представляла саму де Гуж, а «господин де Флокур» — Помпиньян. [54] Полное название романа, опубликованное вскоре после смерти Помпиньяна, указывало на его утверждение: « Мемуары г-жи де Вальмон о неблагодарности и жестокости семьи Флокур по отношению к ней, от которой сьеры де Флокур получили так много услуг» («Мемуары г-жи де Вальмон о «Неблагодарность и жестокость семьи Флокуров по отношению к себе, оказавшей такие услуги сэрам Флокурам»). [55]
Как драматург, она участвовала в современных политических спорах и часто была в авангарде. [56] Наряду с маркизом де Кондорсе , де Гуж считается одним из первых публичных противников рабства во Франции.
Первая постановка Де Гужа изначально называлась «Замор и Мирза» ; или L'Heureux Naufrage [ Заморе и Мирза; или Счастливое кораблекрушение ] (1788). Получив как похвалу со стороны аболиционистов, так и нападки со стороны торговцев, выступающих за рабство, это первая французская пьеса, в которой основное внимание уделяется не только бесчеловечности рабства, но и первая, в которой показан взгляд порабощенного человека от первого лица. [57]
В своих «Размышлениях о неграх» 1788 года она привлекла внимание к ужасному положению рабов во французских колониях и осудила несправедливость этого института, заявив: «Я ясно осознавала, что именно сила и предрассудки обрекли их на это ужасное рабство. в котором Природа не играет никакой роли и за который несут ответственность только несправедливые и могущественные интересы Белых», также заявляя, что «Люди повсюду равны... Справедливые короли не хотят рабов; они знают, что у них есть покорные подданные». [58]
В заключительном акте L'Esclavage des Noirs de Gouges французский колониальный хозяин, а не раб, произносит молитву о свободе: «Пусть наше общее ликование будет счастливым предзнаменованием свободы». Она провела параллель между колониальным рабством и политическим угнетением во Франции. Один из героев-рабов объясняет, что французы должны обрести собственную свободу, прежде чем они смогут справиться с рабством. Де Гуж также открыто критиковал идею о том, что права человека являются реальностью в революционной Франции. Главный герой-раб комментирует ситуацию во Франции: «Власть одного Господина находится в руках тысячи тиранов, которые топчут народ ногами. Народ однажды разорвет свои цепи и потребует все свои права в соответствии с естественным законом. научит тиранов, на что способен народ, объединенный долгим угнетением и просвещенный здравой философией». Хотя во Франции было принято приравнивать политическое угнетение к рабству, это была аналогия, а не аболиционистское мнение. [59]
Политические брошюры и письма
[ редактировать ]За свою карьеру де Гуж опубликовала 68 брошюр. [60] Ее первая политическая брошюра была опубликована в ноябре 1788 года — манифест под названием « Письмо к народу, или Проект патриотического фонда» . В начале 1789 года она опубликовала «Remarques Patriotiques», в которой изложила свои предложения по социальному обеспечению , уходу за престарелыми, учреждениям для беспризорных детей, общежитиям для безработных, введению системы присяжных . В этой работе она осветила и обнародовала проблемы, стоящие перед Францией на пороге революции, написав: «Франция погружена в горе, люди страдают, а монарх плачет. Парламент требует Генеральных штатов, и нация не может прийти к соглашению. Нет единого мнения по поводу избрания этих собраний... Третье сословие небезосновательно требует голоса, равного голосу духовенства и дворянства... для решения проблем, которые ухудшаются с каждым днем» и заявил королю, что «Ваш народ недовольны. Несчастный!». [61] Она также призвала женщин «стряхнуть иго позорного рабства». В том же году она написала серию брошюр по ряду социальных проблем, таких как внебрачные дети. В этих брошюрах она продвигала общественные дебаты по вопросам, которые позже были подхвачены феминистками, такими как Флора Тристан . Между 1788 и 1791 годами она продолжала публиковать политические эссе. Например, «Крик мудреца», написанный женщиной в ответ на то, что Людовик XVI созвал Генеральные штаты. [56]
Де Гуж написала свою знаменитую Декларацию прав женщины и гражданки вскоре после того, как французская конституция 1791 года была ратифицирована королем Людовиком XVI , и посвятила ее своей жене, королеве Марии-Антуанетте . Конституция Франции ознаменовала рождение недолговечной конституционной монархии и ввела гражданство, основанное на статусе. Гражданами считались мужчины старше 25 лет, которые были «независимыми» и заплатили подушный налог . Эти граждане имели право голоса. Более того, активное гражданство было двухуровневым: те, кто мог голосовать, и те, кто был пригоден для государственных должностей . Женщинам по определению не предоставлялись никакие права активной гражданственности. Подобно мужчинам, которые не могли платить подушный налог, детям, домашней прислуге, сельским поденщикам и рабам, евреям, актерам и палачам, женщины не имели политических прав . Передавая суверенитет нации, конституция разрушила старый режим, но де Гуж утверждал, что она не зашла достаточно далеко. [62]
Де Гуж была не единственной феминисткой, пытавшейся повлиять на политические структуры Франции позднего Просвещения. Но, как и сочинения Этты Пальм д'Элдерс , Теруань де Мерикур , Клэр Лакомб и маркиза де Кондорсе , ее аргументы остались без внимания. В конце XVIII века влиятельные политические деятели, такие как Оноре Габриэль Рикети , Шарль Морис де Талейран-Перигор и Эммануэль Жозеф Сийес, не были убеждены в необходимости равенства. [63]
В своих ранних политических письмах де Гуж подчеркивала, что она женщина и говорит «как женщина». Свои публичные письма, часто публикуемые в виде брошюр, она адресовала таким государственным деятелям, как Жак Неккер , герцог Орлеанский или королева Мария-Антуанетта . Как и другие авторы памфлетов в революционной Франции, она говорила с поля зрения и рассказывала о своем гражданском опыте, желая повлиять на продолжающиеся общественные дебаты. В своих письмах она формулировала ценности Просвещения и комментировала способы их реализации на практике, такие как гражданская добродетель , универсальные права , естественные права и политические права . На языке и на практике это был спор среди мужчин и о мужчинах. Республиканцы обсуждали гражданскую добродетель с точки зрения патриотической мужественности ( la vertu mâle et repub-licaine ). В революционной Франции женщинам не были предоставлены политические права, поэтому де Гуж использовала свои брошюры для участия в публичных дебатах и утверждала, что в дебатах необходимо учитывать женский гражданский голос. [18]
Де Гуж подписывала свои брошюры с гражданкой . Было высказано предположение, что она позаимствовала это понятие из письма Руссо «Женевской республике» , где он обращается непосредственно к двум типам женевцев: «дорогим согражданам» или его «братьям» и « целям и добродетелям гражданок» , то есть гражданам. женщины-гражданки. В публичном письме Remarques Patriotique от декабря 1788 года де Гуж объяснила, почему она публикует свои политические мысли, утверждая, что «эта мечта, какой бы странной она ни казалась, покажет нации истинно гражданское сердце, дух, который всегда заботится об обществе». хороший". [64]
По мере того как политика революционной Франции менялась и развивалась, де Гуж не смогла стать действующим лицом на политической сцене, но в своих письмах давала советы политическому истеблишменту. Ее предложение о политическом порядке осталось в основном неизменным. Она выражает веру в Генеральные штаты и в отношении сословий королевства , что народ Франции (Третье сословие) сможет обеспечить гармонию между тремя сословиями, то есть духовенством , дворянством и народом. Несмотря на это, она выражает лояльность министрам Жаку Неккеру и Шарлю Александру де Калонну . Де Гуж выступает против абсолютизма , но считает, что Франция должна сохранить конституционную монархию . [64]
В своем открытом письме Марии-Антуанетте де Гуж заявила:
Я никогда не мог убедить себя, что принцесса, воспитанная среди величия, обладает всеми пороками низости... Мадам, пусть более благородная функция характеризует вас, возбуждает ваше честолюбие и фиксирует ваше внимание. Только тот, кого случай возвысил на выдающееся положение, может взять на себя задачу придать вес прогрессу в области прав женщины и ускорить его успех. Если бы вы были менее информированы, мадам, я бы опасался, что ваши личные интересы перевесят интересы вашего пола. Вы любите славу; Подумайте, сударыня, величайшие преступления увековечивают человека так же, как и величайшие добродетели, но какая иная слава в анналах истории! Одному беспрестанно ставятся в пример, а другое является вечным проклятием рода человеческого. [65]
Публичные письма или брошюры были основным средством участия рабочего класса и женщин-писателей в публичных дебатах революционной Франции. Целью не было добиться расположения адресата, часто публичного деятеля. Часто эти брошюры были призваны разжечь общественный гнев. Они были широко распространены во Франции и за ее пределами. Современник де Гужа мадам Ролан из партии Жиронды прославилась своим письмом к Людовику XVI в 1792 году. В том же году де Гуж написал «Письмо гражданину Робеспьеру» , на которое Робеспьер отказался ответить. Де Гуж вышел на улицу и от имени французского народа провозгласил: «Давайте окунемся в Сену! Тебе нужна ванна… твоя смерть потребует многого, а что касается меня, жертва чистой жизни будет обезоружить небеса». [66]
Наследие
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвящённой |
Либерализм во Франции |
---|
Хотя при жизни она была знаменитостью и плодовитым писателем, де Гуж была в значительной степени забыта, но затем вновь открыта через политическую биографию Оливье Блана в середине 1980-х годов. [67]
6 марта 2004 года перекресток улиц Беранже, Шарло, Тюренн и Франш-Конте в Париже был провозглашен Олимпийской площадью Гужа. Площадь открыли мэр 3-го округа Парижа Пьер Эйденбаум вместе с тогдашним первым заместителем мэра Парижа Анной Идальго . Актриса Вероник Женест прочитала отрывок из Декларации прав женщины. Кандидат в президенты Франции в 2007 году Сеголен Руаяль выразила пожелание, чтобы останки де Гужа были перенесены в Пантеон . Однако ее останки, как и останки других жертв террора, были утеряны в результате захоронения в братских могилах, поэтому любое перезахоронение (например, маркиза де Кондорсе ) будет лишь церемониальным. [ нужна ссылка ]
Ее имя отмечено на многих улицах Франции, в выставочном зале «Олимп де Гуж» на улице Мерлен в Париже и в Олимпийском парке Гуж в Аннемассе . [ нужна ссылка ]
«Революционисты» 2018 года Пьеса Лорен Гандерсон посвящена де Гуж и драматизированной версии ее жизни как драматурга и активистки во время правления террора . [68]
Избранные работы
[ редактировать ]- Заморе и Мирза, или Счастливое кораблекрушение (Заморе и Мирза, или Счастливое кораблекрушение) 1784 г. [69]
- Неожиданная свадьба Керубина 1786 г. [70]
- Щедрый человек 1786 [71]
- Мольер в Ниноне, или Век великих людей (Мольер в Ниноне, или Век великих людей) 1788 г. [72]
- Демократы и аристократы 1790 г. [73]
- Необходимость развода 1790 г. [74]
- Монастырь 1790 г. [75]
- Мирабо на Елисейских полях (Mirabeau at the Champs Elysées) 1791 г. [76]
- Спасенная Франция, или свергнутый тиран 1792 г. [77]
- Въезд Дюмурье в Брюссель, 1793 г. [78]
Изображения
[ редактировать ]- «Флэшбэк» — фильм, вышедший в ноябре 2021 года.
См. также
[ редактировать ]- Список лидеров гражданских прав
- Список активистов за права женщин
- Женский марш в Версале
- Женская петиция в Национальное собрание
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хант, страница 498.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Койпер, Кэтлин. «Заметка исследователя: кто был отцом Олимпии де Гуж?» . Британская энциклопедия . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 9. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Коул, Джон Р. (2011). Между королевой и таксистом: права женщины Олимпии де Гуж . Монреаль; Кингстон; Лондон; Итака: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 8–9. ISBN 9780773538863 .
- ^ Перейти обратно: а б Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 10. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 11. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Пол, Полина (2 июня 1989 г.). «Я все это предвидел: удивительная жизнь и творчество Олимпии де Гуж» . Ди Цайт . Перевод Кая Артура Дайерса.
- ^ Алмаз, стр. 98.
- ^ Сокольникова, стр. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. стр. 14–15. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Ноак, Пол (1992). Олимпия де Гуж, 1748–1793: Куртизанка и борец за права женщин [ Олимп де Гуж, 1748–1793: Куртизанка и активистка за права женщин ] (на немецком языке). Немецкое издательство в мягкой обложке. п. 31. ISBN 978-3-423-30319-4 .
- ^ Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 16. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Лиза Л. Мур; Джоанна Брукс; Кэролайн Виггинтон (2012). Трансатлантические феминизмы в эпоху революций . Издательство Оксфордского университета. п. 245. ИСБН 978-0199743483 .
- ^ Скотт, стр. 222
- ^ Перейти обратно: а б Гессен, Карла (2006). «Мария-Олимп де Гуж». В Мерримане, Джон; Винтер, Джей (ред.). Европа 1789–1914: Энциклопедия эпохи промышленности и империи . Сыновья Чарльза Скрибнера.
- ^ Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 27. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 121. ИСБН 978-1611493559 .
- ^ Перейти обратно: а б Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 122. ИСБН 978-1611493559 .
- ^ Эрика Харт (1992). Картезианские женщины: версии и подрывы рационального дискурса в старом режиме . Издательство Корнельского университета. п. 227 . ISBN 978-0801499982 .
- ^ Эрика Харт (1992). Картезианские женщины: версии и подрывы рационального дискурса в старом режиме . Издательство Корнельского университета. п. 229. ИСБН 978-0801499982 .
- ^ Мэри Сейдман Труй (1997). Сексуальная политика в эпоху Просвещения: женщины-писательницы читают Руссо . СУНИ Пресс. п. 272. ИСБН 978-0791434895 .
- ^ Перейти обратно: а б Лонгман (1989). Хроника Французской революции , с. 235
- ^ Лиза Л. Мур; Джоанна Брукс; Кэролайн Виггинтон (2012). Трансатлантические феминизмы в эпоху революций . Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN 978-0199743483 .
- ^ Лиза Голмарк (2020). Розуотер революции: феминистский гуманизм Олимпии де Гуж . Поделитесь издателями. стр. 41. ISBN 978-9163919695 .
- ^ Марлен Л. Даут (2015). Тропики Гаити: раса и литературная история гаитянской революции в атлантическом мире, 1789–1865 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 248. ИСБН 978-1781381847 .
- ^ Ж. Мишле, Французская революция .
- ^ См. Шарль Монселе, и презираемые Забытые . См. также Джоан Скотт в «Дочерях-бунтовщиках» .
- ^ Лонгман (1989). Хроника Французской революции , с. 311
- ^ Скотт, стр. 232
- ^ Де Гуж, Олимпия. Три урны, или Спасение отечества в исполнении авиапутешественника . 1793 г. [«Урны» — французский эквивалент урн для голосования.]
- ^ Де Гуж, Олимпия. Три урны, или Спасение отечества в исполнении авиапутешественника. 1793.
- ^ Уолш, Уильям Шепард (1913). Удобная книга любопытной информации: странные происшествия в жизни людей и животных, странная статистика, необычайные явления и необычные факты, касающиеся чудес Земли. Дж. Б. Липпинкотт и Ко. с. 834
- ^ Ванпи, стр. 47
- ^ Перейти обратно: а б с Ванпи, Джени (март 1999 г.). «Исполняющее правосудие: Испытания Олимпии де Гуж». Театральный журнал . 51 (1): 47–65. дои : 10.1353/tj.1999.0018 . JSTOR 25068623 . S2CID 191977456 .
- ^ Перейти обратно: а б Джессика Гудман (2017). В память о Мирабо: «Мирабо на Елисейских полях» и другие тексты . МХРА. п. 59. ИСБН 978-1781882184 .
- ^ Ян Л. Донначи; Ян Донначи; Кармен Лавин (2003). От Просвещения к романтизму: Антология I. Издательство Манчестерского университета. п. 94. ИСБН 978-0719066719 .
- ^ Бошан, Мари (2016). «Суд над Олимпией де Гуж и аффективная политика денатурализации во Франции» . Исследования гражданства . 20 (8): 943–56. дои : 10.1080/13621025.2016.1229195 . hdl : 11245.1/b22656a1-2621-4e9d-bc05-3f18827a525f .
- ^ Байерн, Б. Путеводитель по гробницам известных людей , Le Cherche Midi, 2008, стр. 377, ISBN 978-2-7491-1350-0
- ^ Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 99. ИСБН 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 144. ИСБН 978-1611493559 .
- ^ Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 148. ИСБН 978-1611493559 .
- ^ Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 150. ИСБН 978-1611493559 .
- ^ Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 154. ИСБН 978-1611493559 .
- ^ Лиза Л. Мур; Джоанна Брукс; Кэролайн Виггинтон (2012). Трансатлантические феминизмы в эпоху революций . Издательство Оксфордского университета. п. 14. ISBN 978-0199743483 .
- ^ Ана М. Мартинес Герман; Кристен А. Ренн (2002). Женщины в высшем образовании: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 34 . ISBN 978-1576076149 .
- ^ Ана М. Мартинес Герман; Кристен А. Ренн (2002). Женщины в высшем образовании: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 35 . ISBN 978-1576076149 .
- ^ Перейти обратно: а б Лиза Л. Мур; Джоанна Брукс; Кэролайн Виггинтон (2012). Трансатлантические феминизмы в эпоху революций . Издательство Оксфордского университета. п. 16. ISBN 978-0199743483 .
- ^ Лиза Л. Мур; Джоанна Брукс; Кэролайн Виггинтон (2012). Трансатлантические феминизмы в эпоху революций . Издательство Оксфордского университета. п. 297. ИСБН 978-0199743483 .
- ^ Ана М. Мартинес Герман; Кристен А. Ренн (2002). Женщины в высшем образовании: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 37 . ISBN 978-1576076149 .
- ^ Ана М. Мартинес Герман; Кристен А. Ренн (2002). Женщины в высшем образовании: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 38 . ISBN 978-1576076149 .
- ^ Джессика Гудман (2017). В память о Мирабо: «Мирабо на Елисейских полях» и другие тексты . МХРА. п. 35. ISBN 978-1781882184 .
- ^ Вулфри, Джоан. «Олимп де Гуж (1748-1793)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Шерман, К. Чтение Олимпии де Гуж . Пэлгрейв Пивот; Издание 2013 г. (31 мая 2013 г.), с. 51. ISBN 9781137346452
- ^ Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 26. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 28. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Уильямс (1999). Просвещение . Издательство Кембриджского университета. п. 317. ИСБН 978-0521564908 .
- ^ Вулфри, Джоан. «Олимп де Гуж (1748-1793)» . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Де Гуж, Олимпия. Размышления о негритянских мужчинах. 1788.
- ^ Эрика Харт (1992). Картезианские женщины: версии и подрывы рационального дискурса в старом режиме . Издательство Корнельского университета. п. 228 . ISBN 978-0801499982 .
- ^ Уайт, Оливье (2003). Мари-Олимп де Гуж: гуманистка конца XVIII века . Париж: Р. Вьене. стр. 244–247. ISBN 2-84983-000-3 . OCLC 54205328 .
- ^ Де Гуж, Олимпия. Патриотические замечания. 1789.
- ^ Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 134. ИСБН 978-1611493559 .
- ^ Дэвид Уильямс (1999). Просвещение . Издательство Кембриджского университета. п. 38. ISBN 978-0521564908 .
- ^ Перейти обратно: а б Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 123. ИСБН 978-1611493559 .
- ^ Лиза Л. Мур; Джоанна Брукс; Кэролайн Виггинтон (2012). Трансатлантические феминизмы в эпоху революций . Издательство Оксфордского университета. п. 247. ИСБН 978-0199743483 .
- ^ Мэри А. Фавре (2005). Романтическая переписка: женщины, политика и художественная литература . Издательство Кембриджского университета. стр. 114, 119. ISBN. 978-0521604284 .
- ^ Мэри Сейдман Труй (1997). Сексуальная политика в эпоху Просвещения: женщины-писательницы читают Руссо . СУНИ Пресс. п. 237. ИСБН 978-0791434895 .
- ^ «Драматурги Play Service, Inc» . www.dramatists.com . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Муссе, Софи (2007). Права женщин и Французская революция: биография Олимпии де Гуж . Нью-Брансуик (США) и Лондон: Издатели транзакций. п. 29. ISBN 978-0-7658-0345-0 .
- ^ де Гуж, Олимпия. «НЕОЖИДАННАЯ СВАДЬБА ХЕРУВИ» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ де Гуж, Олимпия. «Щедрый человек» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ де Гуж, Олимпия. «Мольер из Нинон» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ де Гуж, Олимпия. «Демократы и аристократы» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ де Гуж, Олимпия. «Необходимость развода» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ де Гуж, Олимпия. «Ле Куван» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ де Гуж, Олимпия. «Мирабо на Елисейских полях» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ де Гуж, Олимпия де (20 июня 2019 г.). Спасенная Франция или свергнутый тиран: драматический сборник примеров .
- ^ де Гуж, Олимпия. «Въезд Дюмурье в Брюссель» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берже, Сандрин (2022). Олимпия де Гуж . Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Олимпия де Гуж на Data.bnf.fr
- Веб-сайт, содержащий английские переводы произведений де Гужа.
- Обширная статья об Олимпии де Гуж.
- Отрывок из Декларации прав женщины и гражданки
- Дэниел Казес (2007). Феминистские произведения Франсуа Пулена де ла Барра (1647–1723): предварительное исследование . УНАМ. п. 36. ISBN 978-9703246137 .
- Олимпия де Гуж: библиографические и биографические ссылки. - Центр истории женщин-философов и ученых
- 1748 рождений
- 1793 смерти
- Французские драматурги и драматурги XVIII века.
- Французские журналисты XVIII века
- Французские писательницы XVIII века.
- Французские женщины-журналистки XVIII века
- Философы XVIII века
- Философы-деисты
- Казненные француженки
- Казненные философы
- Казненные писатели
- Французские аболиционисты
- Французские деисты
- Французы казнены на гильотине во время Французской революции.
- Французские философы XVIII века
- Французские политические философы
- Французские женщины-драматурги и драматурги
- Французские женщины-философы
- Французские активистки за права женщин
- Люди, казненные на гильотине во время Французской революции
- Люди из Монтобана
- Женщины во Французской революции
- Женщины религиозные писатели