Jump to content

Декларация прав женщины и гражданки

Первая страница Декларации прав женщины и гражданки

Декларация прав женщины и гражданки ( фр . Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne ), также известная как Декларация прав женщины , была написана 14 сентября 1791 года французской активисткой, феминисткой , и драматург Олимпия де Гуж в ответ на Декларацию прав человека и гражданина 1789 года . Опубликовав этот документ 15 сентября, де Гуж надеялся разоблачить неудачи Французской революции в признании гендерного равенства . В результате ее сочинений (включая Декларацию прав женщины и гражданки) де Гуж была обвинена, предана суду и признана виновной в государственной измене, что привело к ее немедленной казни вместе с жирондистами .

Декларация прав женщины имеет большое значение, поскольку она привлекла внимание к ряду проблем, которые позже будут известны как феминистские проблемы, которые в совокупности отражали и влияли на цели многих французских революционеров и других современников.

Исторический контекст

[ редактировать ]

Предыдущие попытки равенства

[ редактировать ]

Декларация прав человека и гражданина была принята в 1789 году Национальным Учредительным собранием ( Assemblée nationale constituante ), во время Французской революции. Подготовленная и предложенная маркизом де Лафайетом декларация утверждала, что все люди «рождаются и остаются свободными и равными в правах» и что эти права универсальны. Декларация прав человека и гражданина стала ключевым документом по правам человека и классической формулировкой прав личности по отношению к государству. [1] Декларация выявила несоответствия законов, которые относились к гражданам по-разному в зависимости от пола, расы, класса или религии. [2] В 1791 году во французскую конституцию были добавлены новые статьи, расширявшие гражданские и политические права протестантов и евреев, ранее подвергавшихся преследованиям во Франции. [1]

В 1790 году Николя де Кондорсе и Этта Пальм д'Элдерс безуспешно призывали Национальное собрание расширить гражданские и политические права женщин. [2] Кондорсе заявил, что «тот, кто голосует против прав другого, независимо от религии, цвета кожи или пола этого другого, отныне отрекается от своих собственных». [1]

В октябре 1789 года женщины на рынках Парижа, бунтуя из-за дороговизны и нехватки хлеба, начали марш на Версаль, часто называемый Женским маршем на Версаль . Демонстранты считали, что равенство всех французских граждан не только является попыткой расширить естественные и политические права женщин, но и распространит эти права на женщин, политические меньшинства и безземельных граждан. [3] [ нужна страница ] Хотя во время марша король признал изменения, связанные с Французской революцией, и больше не сопротивлялся таким либеральным реформам, лидеры революции не смогли признать, что женщины были крупнейшей силой в марше, и не предоставили естественные права . женщинам [4] [5]

В ноябре 1789 года, в ответ как на Декларацию прав человека и гражданина, так и на отказ Национального собрания признать естественные и политические права женщин, группа женщин подала петицию о распространении равенства на женщин. , называемое Женской петицией в Национальное собрание . Хотя в Национальное собрание неоднократно подавали тысячи петиций, эта ни разу не поднималась и не обсуждалась. [ нужна ссылка ]

Французская революция не привела к признанию прав женщин , и это побудило де Гуж опубликовать в начале 1791 года свою Декларацию прав женщины и гражданки. [6]

Политика Гужа

[ редактировать ]

Олимпия де Гуж была французским драматургом и политическим активистом, чьи феминистские и аболиционистские произведения достигли широкой аудитории. Она начала свою карьеру драматурга в начале 1780-х годов, а по мере нарастания политической напряженности во время Французской революции она стала более активно заниматься политикой и правом.

В 1788 году она опубликовала «Размышления о черных людях» , в которых требовала сострадания к тяжелому положению рабов во французских колониях . [7] Для Гуж существовала прямая связь между самодержавной монархией во Франции и институтом рабства. Она утверждала, что «Люди повсюду равны… Короли, которые просто не хотят рабов; они знают, что у них есть покорные подданные». [8] Она привлекла внимание публики пьесой «L'Esclavage des Noirs» , которая была поставлена ​​в знаменитой Комеди-Франсез в 1785 году. [9]

Гуж написала свою знаменитую Декларацию прав женщины и гражданки вскоре после того, как французская конституция 1791 года была ратифицирована королем Людовиком XVI , и посвятила ее своей жене, королеве Марии-Антуанетте . Конституция Франции ознаменовала рождение недолговечной конституционной монархии и ввела гражданство, основанное на статусе. Гражданами считались мужчины старше 25 лет, которые были «независимыми» и платили подушный налог . Эти граждане имели право голоса. Более того, активное гражданство было двухуровневым. Граждане были разделены на две группы: те, кто мог голосовать, и те, кто был пригоден для государственной должности . Женщинам по определению не предоставлялись никакие права активной гражданственности. Подобно мужчинам, которые не могли платить подушный налог, детям, домашней прислуге, сельским поденщикам, рабам, евреям, актерам и палачам, женщины не имели политических прав . Передавая суверенитет нации, конституция разрушила старый режим, но Гуж утверждал, что она не зашла достаточно далеко. [10] За этим последовал ее Contrat Social Общественный договор », названный в честь знаменитого произведения Жан-Жака Руссо ), предлагающий брак, основанный на гендерном равенстве. [11]

Декларация

[ редактировать ]
Олимпия де Гуж

Декларация прав женщины и гражданки была опубликована 15 сентября 1791 года. [12] Он создан по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Олимпия де Гуж посвятила текст Марии-Антуанетте , которую де Гуж назвал «самой ненавистной» из женщин. В Декларации говорится, что «эта революция вступит в силу только тогда, когда все женщины полностью осознают свое плачевное положение и права, которые они потеряли в обществе».

Декларация прав женщины и гражданки следует семнадцати статьям Декларации прав человека и гражданина пункт за пунктом. Несмотря на серьезный замысел, одна писательница, Камилла Нэйш, описала его как «почти пародию… на оригинальный документ». [6]

Призыв к действию

[ редактировать ]

Де Гуж открывает свою Декларацию знаменитой цитатой: «Мужчина, способен ли ты быть справедливым? Женщина спрашивает: ты, по крайней мере, даешь ей это право. Скажи мне? Что дало тебе суверенное право угнетать мой пол?» Она требует, чтобы ее читатель соблюдал природу и правила поведения окружающих их животных – во всех остальных видах полы сосуществуют и смешиваются мирно и справедливо. Она спрашивает, почему люди не могут действовать аналогичным образом, и требует (в преамбуле), чтобы Национальное собрание провозгласило Декларацию частью французского законодательства. [13] Кроме того, они видели много войн с французами, поэтому они искали права для себя.

Преамбула Декларации

[ редактировать ]

В преамбуле к своей Декларации де Гуж отражает формулировку Декларации прав человека и гражданина и объясняет, что женщинам, как и мужчинам, гарантируются естественные, неотъемлемые, священные права – и что политические институты создаются с помощью целью защиты этих естественных прав. Она завершает преамбулу, заявляя, что «пол, превосходящий по красоте и мужеству во время родовых мук, признает и провозглашает в присутствии и под покровительством Высшего Существа следующие права женщины и гражданки: ." [13]

Статьи Декларации

[ редактировать ]

Первая статья Декларации прав человека и гражданина провозглашает, что «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах . Социальные различия могут основываться только на общей полезности». Первая статья Декларации прав женщины и гражданки отвечает: [ нужна ссылка ] «Женщина рождается свободной и остается равной мужчине в правах. Социальные различия могут основываться только на общей полезности». [13] [14]

Статья II и Статья III

[ редактировать ]

Статьи II и III расширяют статьи Декларации прав человека и гражданина, включив в их заявления как женщин, так и мужчин. [13]

Статья IV

[ редактировать ]

Статья IV провозглашает, что «единственным ограничением осуществления естественных прав женщины является вечная тирания, которой противостоит ей мужчина» и что «эти ограничения должны быть изменены законами природы и разума». В этом заявлении де Гуж конкретно заявляет, что мужчины тиранически противостоят естественным правам женщин и что эти ограничения должны быть реформированы законами политической организации, чтобы создать справедливое общество, защищающее естественные права всех. . [13]

Статья V не изменилась по сравнению с Декларацией прав человека и гражданина. [13]

Статья VI

[ редактировать ]

Де Гуж расширяет шестую статью Декларации прав человека и гражданина, в которой провозглашаются права граждан принимать участие в формировании права, следующим образом: «Все граждане, включая женщин, в равной степени допускаются ко всем общественным достоинствам, должностям и занятия в соответствии с их способностями и без каких-либо иных различий, кроме их достоинств и талантов». [13]

Статьи VII – Статьи IX

[ редактировать ]

Статьи с VII по IX снова расширяют статьи Декларации прав человека, включив в их заявления как женщин, так и мужчин.

Статья Х

[ редактировать ]

В статье X де Гуж обращает внимание на тот факт, что по французскому законодательству женщины полностью наказуемы, но лишены равных прав, заявляя: «Женщины имеют право подняться на эшафот, они также должны иметь право подняться на трибуну оратора». ". [15] Это заявление впоследствии стало хорошо известно и распространилось среди широкой аудитории.

Статья XI

[ редактировать ]

Де Гуж заявляет в статье XI, что женщине должно быть разрешено назвать отца своего ребенка/детей. Историки полагают, что это может быть связано с воспитанием де Гужа как возможного внебрачного ребенка и позволяет женщинам требовать поддержки от отцов внебрачных детей. [16] [ нужна страница ]

Статья XII

[ редактировать ]

В этой статье объясняется, что декларация этих прав для женщин приносит огромную пользу обществу, а не только тем, кто ею защищен. По словам ее биографа Оливье Блана, де Гуж утверждала, что эта статья была включена, чтобы объяснить мужчинам, какую пользу они получат от поддержки этой Декларации, несмотря на советы ей Общества Друзей Истины. [16] [ нужна страница ]

Статьи XIII–XVI

[ редактировать ]

Статьи с XIII по XVI расширяют статьи Декларации прав человека и гражданина, включив в их заявления как женщин, так и мужчин. [13]

Статья XVII

[ редактировать ]

Семнадцатая статья Декларации выражает половое равенство брака, а также то, что при вступлении в брак женщины и мужчины признаются равными в глазах закона – это означает, что при разводе имущество делится поровну между участвующими сторонами и имущество не может быть конфисковано. без причины у женщин (так как не отбирают у мужчин). [13]

Постскриптум к Декларации

[ редактировать ]

Де Гуж открывает свой постскриптум к Декларации заявлением: «Женщина, проснитесь; во вселенной раздается набат разума: признайте свои права». [13] В своем первом абзаце она умоляет женщин задуматься о том, что они получили от революции – «большее презрение, большее презрение». Она утверждает, что у мужчин и женщин все общее и что женщины должны «объединиться под знаменем философии». Она заявляет, что с какими бы барьерами ни сталкивались женщины, в их силах преодолеть эти барьеры и добиться прогресса в обществе. Далее она описывает, что «брак — это могила доверия и любви», и умоляет мужчин задуматься о морально правильном поступке при создании основы для образования женщин. [13]

Затем де Гуж пишет основу общественного договора (заимствованного у Руссо ) для мужчин и женщин и подробно останавливается на особенностях правовых последствий и равенства в браке. Руссо, Во многих отношениях она переформулирует «Общественный договор» акцентируя внимание на том, что он стирает гендерную концепцию гражданина и создает условия, необходимые для процветания обеих сторон. [17]

Согласно журналу де Гужа, правительство беспокоит фиксированная социальная иерархия, которую невозможно поддерживать. Что исцеляет правительство, так это равный баланс сил и общая добродетель. Это соответствует ее продолжающемуся одобрению конституционной монархии. Браки должны быть добровольными союзами равноправных партнеров, которые совместно владеют имуществом и детьми и распоряжаются ими по соглашению. Все дети, рожденные в этом союзе, имеют право на имя матери и отца, «от какой бы постели они ни родились». [13]

Реакция на Декларацию

[ редактировать ]

В ответ на Декларацию прав женщины и гражданки многие радикалы революции сразу же заподозрили де Гужа в измене. Якобинцы (во главе с Робеспьером ), увидев, что Декларация адресована королеве, заподозрили де Гуж (а также ее союзников- жирондистов ) в роялистах. После того, как де Гуж попыталась опубликовать записку с требованием провести плебисцит для выбора между тремя формами правления (включая конституционную монархию), якобинцы быстро судили и признали ее виновной в государственной измене. Она была приговорена к казни на гильотине и была одним из многих «политических врагов» государства Франции, на которое претендует период правления террора . [6]

На момент ее смерти парижская пресса перестала считать ее безобидной. Хотя журналисты и писатели утверждали, что ее программы и планы относительно Франции были иррациональны, они также отмечали, что, предлагая их, она хотела быть «государственным деятелем». Ее преступление, как сообщала общественность Feuille du Salut , заключалось в том, что она «забыла добродетели, присущие ее полу». В среде якобинки Парижа ее феминизм и «политическое вмешательство» рассматривались как опасная комбинация. [6]

Де Гуж была строгим критиком принципа равенства, рекламируемого в революционной Франции, потому что он не обращал внимания на тех, кого он упускал из виду, и она работала над тем, чтобы заявить о законном месте женщин и рабов под его защитой. Написав многочисленные пьесы на темы чернокожих, прав женщин и избирательного права, поднятые ею проблемы распространились не только по Франции, но и по всей Европе и недавно созданным Соединенным Штатам Америки. [6]

Реакция в других странах

[ редактировать ]

Великобритания

[ редактировать ]

В Великобритании Мэри Уолстонкрафт была побуждена написать «Защиту прав женщины: с критикой политических и моральных вопросов» в 1792 году. Это было ответом как на Декларацию де Гужа, так и на обращение Шарля Мориса де Талейран-Перигора в 1791 году к Национальное собрание Франции, которое заявило, что женщины должны получать только домашнее образование. Уолстонкрафт написала « Права женщины», чтобы начать широкую атаку против двойных сексуальных стандартов и обвинить мужчин в том, что они поощряют женщин предаваться чрезмерным эмоциям. [18] [ нужна страница ]

В отличие от де Гужа, Уолстонкрафт действительно призывает к равенству между полами в определенных сферах жизни, но не заявляет прямо, что мужчины и женщины равны. Ее неоднозначные заявления о равенстве полов затрудняют классификацию Уолстонкрафт как современной феминистки. [19] «Права женщины» были относительно хорошо приняты в Англии в 1792 году. [20]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Хотя публикация Декларации прав женщины и гражданки в Соединенных Штатах не имела немедленных последствий, она широко использовалась при моделировании Декларации чувств , написанной Элизабет Кэди Стэнтон и другими в Сенека-Фолс. Конвент , состоявшийся летом 1848 года. [21] Декларация чувств, как и Декларация прав женщины, была написана в стиле Декларации прав человека и гражданина , которая была написана в стиле Декларации независимости Соединенных Штатов .

«Дебютантка» (1807) Генри Фюзели ; «Женщина, жертва мужских социальных условностей, привязана к стене, вынуждена шить и охраняется гувернантками. Картина отражает взгляды Мэри Уолстонкрафт в книге « Права женщин» [ sic ]». [22]

В своей Декларации де Гуж имеет решительный и саркастический тон и воинственный дух. Для де Гужа самым важным выражением свободы было право на свободу слова; она пользовалась этим правом всю свою жизнь. Доступ к трибуне был еще одним вопросом, и она потребовала, чтобы он был поставлен на первый план в дискуссии о правах женщин и избирательном праве. [23]

естественных . Презумпция Просвещения о правах человека (или неотъемлемых правах, как в Декларации независимости США) находится в прямом противоречии с убеждениями о естественном половом неравенстве (иногда называемом «основополагающими принципами природы») Права, о которых говорится во Французской Декларации о равенстве, но не подразумевают этого, подразумевают, по мнению де Гужа, необходимость признания как имеющих более далеко идущее применение; если права естественны и если эти права каким-то образом присущи телам, то все тела заслуживают таких прав, независимо от каких-либо особенностей, таких как пол или раса. [24]

Де Гуж в целом согласился с Жан-Жаком Руссо и его пониманием того, как образование нации может изменить общество, в котором эта нация проживает. Однако, выходя далеко за рамки Руссо с точки зрения гендера, она утверждала, что неспособность общества дать образование своим женщинам была единственной причиной коррупции в правительстве. Ее общественный договор, прямое присвоение Руссо, провозглашает, что право в браке на равное имущественное, родительское и наследственное право является единственным способом построения общества гармонии. [25] [ нужна страница ]

Во времена Французской революции брак был центром политической эксплуатации. В своем «Общественном договоре » де Гуж описывает брак как «могилу доверия и любви» и место «вечной тирании». Брак , являющийся наиболее распространенным местом институционализированного гендерного неравенства , создал условия для развития у женщин ненадежности и способности к обману. В ее «Общественном договоре» становятся очевидными многие сходства с движениями по всему миру. [23] Подобно тому, как Мэри Уолстонкрафт объясняет брак в «Защите прав женщины» (1792), де Гуж указывает на женскую хитрость и слабость как следствие бессильного места женщины в нем. Де Гуж, как и Уолстонкрафт, пытается бороться с социальными и образовательными недостатками: порочным кругом, который пренебрегает образованием своих женщин, а затем предлагает их более узкие интересы в качестве причины отказа от полного гражданства. Кроме того, оба рассматривают возникший в результате факт женской «коррупции и слабоумия» как главный источник проблем общества – и в этом также лежит решение. [26] [ нужна страница ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Лорен, Пол Гордон (2003). Эволюция международных прав человека . Издательство Пенсильванского университета. стр. 18–20. ISBN  978-0-8122-1854-1 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Хелен Мария; Нил Фрайстат; Сьюзан Снайдер Лансер; Дэвид Брукшир (2001). Письма, написанные во Франции . Бродвью Пресс Лтд. 246. ИСБН  978-1-55111-255-8 .
  3. ^ Лефевр, Жорж (1962). Французская революция: от истоков до 1793 года . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-7100-7181-7 . OCLC   220957452 .
  4. ^ Линн Эйвери Хант, Вызов Запада: народы и культуры с 1560 года до глобальной эпохи , с. 672, округ Колумбия, Хит, 1995 год. [ ISBN отсутствует ]
  5. ^ «Чудовищный женский полк: Женщины-революционерки – Женский марш на Версале» . www.monstrousregimentofwomen.com . Проверено 16 декабря 2015 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Нэйш, Камилла (1991). Смерть приходит к девушке: Секс и казнь, 1431–1933 . Рутледж. п. 136. ИСБН  978-0-415-05585-7 .
  7. ^ Эрика Харт (1992). Картезианские женщины: версии и подрывы рационального дискурса в старом режиме . Издательство Корнельского университета. п. 227. ИСБН  978-0801499982 .
  8. ^ Эрика Харт (1992). Картезианские женщины: версии и подрывы рационального дискурса в старом режиме . Издательство Корнельского университета. п. 229. ИСБН  978-0801499982 .
  9. ^ Лиза Л. Мур; Джоанна Брукс; Кэролайн Виггинтон (2012). Трансатлантические феминизмы в эпоху революций . Издательство Оксфордского университета. п. 245. ИСБН  978-0199743483 .
  10. ^ Энни Смарт (2011). Граждане: женщины и идеал гражданства во Франции восемнадцатого века . Университет штата Делавэр. п. 134. ИСБН  978-1611493559 .
  11. ^ Хроника Французской революции, Лонгман, 1989, стр. 235
  12. ^ Селестин, Р.; ДальМолин, Э.; Куртиврон, И. (2016). За пределами французского феминизма: дебаты о женщинах, культуре и политике во Франции 1980–2001 гг . Спрингер. стр. 44–45. ISBN  978-1-137-09514-5 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Права женщин – Олимпия де Гуж» . www.olympedegouges.eu . Архивировано из оригинала 3 ноября 2021 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
  14. ^ «Олимп де Гуж, Декларация прав женщины (сентябрь 1791 г.) · Свобода, равенство, братство: исследование Французской революции» . www.revolution.chnm.org . Проверено 4 сентября 2020 г.
  15. ^ Нэйш, Камилла (1991). Смерть приходит к девушке: Секс и казнь, 1431–1933 . Рутледж. п. 137. ИСБН  978-0-415-05585-7 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Уайт, Оливье (1981). Олимпия де Гуж . Сирос. ISBN  978-2901968542 .
  17. ^ фон Гуттнер, Дариус (2015). Французская революция . Нельсон Сенгадж. стр. 34–35.
  18. ^ Защита прав женщины Мэри Уолстонкрафт .
  19. ^ Дикенсон, Донна. Маргарет Фуллер: Написание женской жизни . (Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1993). ISBN   0-312-09145-1 , 45–46.
  20. ^ Литературный справочник Routledge по книге Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины» . Адриана Крачун, 2002, с. 36.
  21. ^ Элизабет Кэди Стэнтон, Сьюзан Б. Энтони, Матильда Джослин Гейдж, Ида Хастед Харпер, изд. (1881). История избирательного права женщин: 1848–1861 гг.   1 . Нью-Йорк: Фаулер и Уэллс. п. 74.
  22. ^ Томори, Питер. Жизнь и искусство Генри Фюзели. Нью-Йорк: Издательство Praeger, 1972; п. 217. LCCN   72-77546 .
  23. ^ Перейти обратно: а б «Гуж, Олимпия | Интернет-энциклопедия философии» . www.iep.utm.edu . Проверено 8 декабря 2015 г.
  24. ^ Карла Гессе, Другое Просвещение: Как французские женщины стали современными (2001), 42.
  25. ^ Лесснофф, Майкл Х. Теория общественного договора . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет, 1990. Печать.
  26. ^ Уолстонкрафт, Мэри. Полное собрание сочинений Мэри Уолстонкрафт . Эд. Джанет Тодд и Мэрилин Батлер. 7 томов. Лондон: Уильям Пикеринг, 1989. ISBN   0-8147-9225-1
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9988119892649341d397ce754877b357__1715790420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/57/9988119892649341d397ce754877b357.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Declaration of the Rights of Woman and of the Female Citizen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)