Jump to content

Матриархальная религия

Фигурки минойской богини-змеи , хотя и являются почти уникальной находкой, часто фигурируют в литературе, постулирующей матриархальную религию.

Матриархальная религия — это религия, которая подчеркивает богиню или несколько богинь как центральных фигур поклонения и духовного авторитета. Этот термин чаще всего используется для обозначения теорий доисторических матриархальных религий, которые были предложены такими учеными, как Иоганн Якоб Бахофен , Джейн Эллен Харрисон и Мария Гимбутас , и позже популяризированы феминизмом второй волны . Эти ученые предположили, что ранние человеческие общества могли быть организованы вокруг женских божеств и матрилинейных социальных структур. В 20 веке движение за возрождение этих практик привело к возникновению движения Богини .

Концепция доисторического матриархата была введена в 1861 году, когда Иоганн Якоб Бахофен опубликовал « Право матери: исследование религиозного и юридического характера матриархата в древнем мире» . Он постулировал, что исторические патриархаты возникли сравнительно недавно, придя на смену более раннему состоянию первобытного матриархата , и постулировал существование « хтонически -материнской» доисторической религии . Бахофен представляет модель, согласно которой матриархальное общество и хтонические мистериальные культы являются вторым из четырех этапов исторического развития религии . Первый этап, названный им «гетеризмом», характеризовался палеолитическим обществом охотников и собирателей, практиковавшим полиаморный и коммунистический образ жизни. Второй этап — неолит , матриархальный лунный этап земледелия с ранней формой Деметры , доминирующего божества. За этим последовала «дионисическая» стадия зарождающегося патриархата, на смену которой, наконец, пришла «аполлоническая» стадия патриархата и появление цивилизации в классическая древность . Идея о том, что этот период был золотым веком, который был вытеснен приходом патриархата, впервые была описана Фридрихом Энгельсом в его книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» .

Британский археолог сэр Артур Эванс , главный первооткрыватель и пропагандист минойской цивилизации , считал, что минойская религия более или менее исключительно поклонялась богине-матери , и его точка зрения господствовала в первой половине 20-го века, оказав широкомасштабное влияние на мышление в различных областях. Современные ученые согласны с тем, что мать или богиня природы, вероятно, была доминирующим божеством, но существовали и мужские божества.

Степень матриархального влияния, особенно со стороны минойской цивилизации, остается предметом споров среди ученых из-за ограниченности археологических данных. Тем не менее, греческое искусство и литература отражают тонкое взаимодействие патриархальных и матриархальных тем, предполагая многогранный культурный ландшафт. Этот динамический баланс между различными социальными парадигмами подчеркивает богатство и сложность древнегреческой цивилизации.

В начале 1900-х годов историк Джейн Эллен Харрисон выдвинула теорию о том, что олимпийский пантеон заменил более раннее поклонение богиням земли. [1]

Роберт Грейвс постулировал доисторическую матриархальную религию в 1950-х годах в своих «Греческих мифах» и «Белой богине» и дал подробное описание будущего общества с матриархальной религией в своем романе « Семь дней на Новом Крите» . [2]

Запретная земля , 1936 год.

Вдохновленный Грейвсом и другими источниками, австрийский сюрреалист Вольфганг Паален в своей картине Pays interdit («Запретная земля») рисует апокалиптический пейзаж, в котором доминирует женщина-богиня, и, как символы богов-мужчин, упавшие, похожие на метеориты планеты. .

Феминизм второй волны и движение Богини

[ редактировать ]

Идеи Бахофена и Грейвса были подхвачены в 1970-х годах феминистками второй волны, такими как писательница Мерлин Стоун , которая восприняла палеолитические фигурки Венеры как свидетельство доисторической матриархальной религии. Она представляет матриархальные религии как связанные с «культом змей » как главного символа духовной мудрости, плодородия, жизни и силы. [3]

Кроме того, в 1970-х годах антрополог Мария Гимбутас представила область феминистской археологии . Ее книги «Богини и боги старой Европы» (1974), «Язык богини» (1989) и «Цивилизация богини» (1991) стали стандартными работами для теории о том, что патриархальная или «андрократическая» культура зародилась в бронзовом веке. , заменяя неолитическое мировоззрение, ориентированное на Богиню. [4] Эти теории были представлены как научные гипотезы, хотя и с идеологической точки зрения, в 1970-х годах, но они также повлияли на феминистскую духовность и особенно на феминистские ветви неоязычества , которые также возникли в 1970-е годы (см. Дианическая Викка и Возрождение (Неоязычество) ), поэтому что матриархальная религия также является современным новым религиозным движением в более широкой области неоязычества, широко известным как движение Богини . [5]

Большинство современных антропологов отвергают идею доисторического матриархата, но признают матрилинейные и матрифокальные группы на протяжении всей истории человечества[1][2] (хотя матрилинейное происхождение не обязательно подразумевает матриархальное политическое правление). Материнство или матрилокальность встречались в некоторых доисторических группах охотников-собирателей и, вероятно, были обычным явлением в древних [ нужны разъяснения ] общества. Современные антропологи отмечают достаточно гибкую систему родства и проживания у охотников-собирателей (наших предков).[3][4] Оно может быть матрилинейным и/или патрилинейным, матрилокальным и/или патрилокальным.[5] Некоторые ученые также выступают за мультилокальность сообществ охотников-собирателей, опровергая концепции исключительной матрилокальности (матрилинейности) или патрилокальности (патрилинейности).[3][6] Также некоторые научные данные опровергают однолинейную теорию эволюции, которая утверждала, что древнее общество было исключительно матриархальным и лишь после некоторых культурных сдвигов перешло к патриархату. Современные данные ставят под сомнение эту точку зрения.[7] В то же время, например, скотоводы-фермеры склонны быть более патрилокальными и патрилинейными, чем нескотоводы.[8]

Преобладание матрилинейности или матрилокальности варьируется в зависимости от культуры и периода, включая конкретные доисторические сообщества охотников-собирателей и древние общества. Хотя некоторые исследователи утверждают, что группы охотников-собирателей являются мультилокальными, оспаривая исключительную матрилокальность или патрилокальность, им требуются конкретные примеры или ссылки в поддержку своего утверждения. Более того, существуют научные факты, противоречащие однолинейной гипотезе эволюции; однако цитирование конкретных исследований или примеров повысит достоверность этого аргумента.

Исследование антрополога Элеоноры Ликок среди коренных народов Канады Монтанье-Наскапи является одним из примеров исследования, которое ставит под сомнение идею исключительной матрилокальности или патрилокальности. Ликок обнаружил, что, хотя эти сообщества часто классифицировались как патрилинейные и патрилокальные, семейные отношения были более сложными и гибкими, чем предполагалось ранее, включая свидетельства матрилинейных и двусторонних практик родства. В этом исследовании подчеркивается необходимость пересмотреть предположения относительно жесткости семейных сетей и разнообразия социальных структур в группах охотников-собирателей.

В современной духовности используется движение Богини. [ кем? ] как способ для женщин отделиться от бессилия, в котором они оказались, а также принять и смириться с тем фактом, что они сильны.

Духовность Богини не использовалась на ранних этапах феминистского движения, когда речь шла о женщине, выражающей свою духовность, потому что они [ ВОЗ? ] не видел корреляции и считал ее подходящим способом выразить различные ситуации и события, с которыми сталкивались женщины. Кроме того, женская духовность и геронтология тесно связаны или связаны друг с другом, потому что женская духовность очень тесно фокусируется на новых поколениях и на том, как им нужно быть в контакте с собой и окружающим миром. [ нужна ссылка ] Но это также то, что следует навязывать пожилым женщинам. [ нужна ссылка ] потому что женская духовность, как и духовность, встречается у людей всех возрастов. [6]

Движение Богини и Женское движение иногда были тесно связаны. Одним из примеров является идея телесной автономии . Многие феминистские движения и лидеры считают, что женские тела подвергались угнетению на протяжении многих лет, причем обвинения в стыде шлюх направлены, например, на некоторые религиозные группы. [ ВОЗ? ] Члены этого движения видят, что женщин фетишизируют и эксплуатируют, и считают, что оно сыграло значительную роль в насилии в отношении женщин .[1]

Тройная богиня и другие божества

[ редактировать ]

В движении и других духовных группах существует божество, известное как Тройная Богиня, которая представляет этапы жизни женщины. Участники говорят, что это не строго для женщин, а для общего руководства в детстве, зрелости и старости, но это тесно связано с женщинами. Тройная Богиня — божество, которому поклоняются многие неоязыческие группы: женщины, дети и мужчины. В этих движениях она рассматривается как божество, помогающее людям понять, что происходит в их жизни в любом возрасте. Многие [ кто? ] верят, что на этапах внутри женщины Тройная Богиня ведет их через девственность/юность, мать и возлюбленную и, наконец, мудрую женщину. Это коренится в язычниках и их верованиях, но со временем изменилось, но ее центральное представление осталось прежним.[7]

Тройной символ богини

Культурное влияние

[ редактировать ]

Богиня -Мать является широко признанным архетипом в психоанализе , [1] и поклонение богиням Матери-Земли и неба известно из многочисленных религиозных традиций исторического политеизма , особенно в классических цивилизациях, когда храмы были построены многим Богиням.

Продолжаются споры о том, существовала ли исторически древняя матриархальная религия.[7] Американский ученый Камилла Палья утверждала, что «Ни малейшего доказательства не подтверждает существование матриархата где-либо в мире и в любое время» и далее, что «моральная двойственность великих Богинь-матерей была удобно забыта теми американскими феминистками, которые их воскресили». .»[8] В своей книге « Миф о матриархальной предыстории» (2000) ученый Синтия Эллер обсуждает истоки матриархальной предыстории, доказательства за и против ее исторической точности, а также подходит ли эта концепция для современного феминизма.[9]

Кавита Майя цитирует ученых, указывающих на отсутствие этнической смеси в феминизме Богини, утверждая, что движение Богини включает в себя «неравную динамику отношений между белыми феминистками Богини и цветными женщинами», и заявляет, что оно находится под влиянием колониальных нарративов, что приводит к тому и другому « замалчивание и романтизация расовых различий».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уилер-Барклай, Марджори (2010). «Джейн Эллен Харрисон». Наука о религии в Великобритании, 1860-1915 гг . Серия «Викторианская литература и культура». Университет Вирджинии Пресс. п. 231. ИСБН  9780813930107 . [Это] ее интерес к матриархальной религии и ее настойчивость в ее важности наиболее отчетливо отличали ее от других британских ученых... Еще в 1900 году она обратила внимание на свидетельства существования более старого слоя религии - поклонение богиням земли, лежащее в основе олимпизма и вытеснившее его.
  2. ^ Смедс, Джон (зима 1990–1991 гг.). «Грейвс, Бахофен и дебаты о матриархате» (PDF) . Сосредоточьтесь на Роберте Грейвсе и его современниках . 1 (10): 1–17. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 12 декабря 2012 г.
  3. ^ Стоун, Мерлин (1978). Когда Бог был женщиной . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  9780156961585 .
  4. ^ Хусейн, Шахрух (1997). «Палеолит и неолит» . Богиня: сила, сексуальность и женское божество . Издательство Мичиганского университета. п. 13. ISBN  9780472089345 . Проверено 12 декабря 2012 г. Мария Гимбутас неразрывно связана с изучением доисторической богини.
  5. ^ Христос, Кэрол П. (2002). «Феминистская теология как посттрадиционная теология» . В Сьюзен Фрэнк Парсонс (ред.). Кембриджский справочник феминистской теологии . Издательство Кембриджского университета. п. 80. ИСБН  9780521663809 . Мария Гимбутас невольно снабдила молодое движение историей посредством своего анализа символизма Богини в религии палеолита и неолита Старой Европы.
  6. ^ Мэннинг, Лидия К. (2 июля 2010 г.). «Исследование язычества: стареющие женщины, принимающие божественную женственность» . Журнал религии, духовности и старения . 22 (3): 196–210. дои : 10.1080/15528030903547790 . ISSN   1552-8030 . S2CID   144409754 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10b6cb8d2dc94d0c2572375f7b0aaa6b__1716495720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/6b/10b6cb8d2dc94d0c2572375f7b0aaa6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matriarchal religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)