Феминизм в Норвегии
![]() Феминистка Хульда Гарборг оказала влияние на норвежское гражданское общество в 19 веке. | |
Индекс гендерного неравенства [1] | |
---|---|
Ценить | 0.016 (2021) |
Классифицировать | 2-й из 191 |
Глобальный индекс гендерного разрыва [2] | |
Ценить | 0.845 (2022) |
Классифицировать | 3 место из 146 |
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
Феминистское движение в Норвегии добилось значительного прогресса в реформировании законов и социальных обычаев страны, продвигая права норвежских женщин.
1840-е: Первая волна феминизма
[ редактировать ]В 1840 году статус норвежских женщин считался недееспособным, что означало невозможность заключать какие-либо соглашения, брать долги или даже контролировать свои собственные деньги. Они не имели права на какое-либо обучение и не могли претендовать на какую-либо государственную работу. Что касается одиноких женщин, которых в то время было много, они могли попросить о трудоустройстве под опекуном. В день свадьбы замужние женщины переходили от жизни под властью отца к жизни под властью мужа.
Во время правления Магнуса VI Лагаботера (1263–1280) возраст совершеннолетия был установлен в двадцать лет для обоих полов. Норвежское законодательство изменилось позже, во время правления Кристиана V (1670–1699). Его режим издал в Норвегии Закон (1687 г.) , который, в соответствии с датскими правилами того времени, определял незамужних женщин как несовершеннолетних.
Однако в 1845 году первый шаг к эмансипации женщин был сделан с принятием «Закона о подавляющем большинстве одиноких женщин», согласно которому совершеннолетие женщины было установлено на уровне 25 лет, после чего женщина больше не нуждалась в законном опекуне.
В первой половине XIX века женщины работали на первых текстильных фабриках (1840 г.) и на табачных фабриках, которые были предназначены для их работы. Они также работали в пищевой промышленности и на работах, требующих «маленьких рук», но не работали в тяжелой промышленности.
Литература, предназначавшаяся женщинам того времени, все еще была отражением системы ценностей общества: в этих романах можно было найти только поиск мужа. Среди женщин-писателей, публиковавшихся в Норвегии в то время, были Ханна Уинснес , Мари Вексельсен и Анна Магдалина Торесен .
1854–1879: Пробуждение сознания
[ редактировать ]В этот период были приняты новые законы, и хотя они не сразу произвели революцию в положении женщин, барьеры преодолевались регулярно и быстро. Формальное равенство женщин с мужчинами стало почти полным всего за два поколения. В 1854 году после жарких дебатов и сопротивления был принят закон о престолонаследии, предоставляющий полное равное наследство обоим полам. (До этого наследование женщины ограничивалось совместным правлением.)
В 1863 г. был принят новый закон о совершеннолетии, пришедший на смену закону 1845 г.: женщины, как и мужчины, достигали совершеннолетия в 25 лет. Что касается вдов, разведенных и раздельно проживающих, то они становятся старшими «независимо от возраста». В 1869 году возраст совершеннолетия был снижен до 21 года, хотя не без некоторых сомнений в том, оправдано ли это для женщин. Юридический комитет, полагая, что женщины взрослеют быстрее мужчин, заявил, что этот возраст ей очень подходит. В 1866 году был принят закон, устанавливающий свободное предпринимательство (кроме замужних женщин), чтобы каждый мог получить лицензию в своем городе.

Но женщины выражали себя в основном через литературу. Камилла Коллетт — первая писательница, вышедшая за рамки, установленные до того времени для женской литературы, и чей самый известный роман « Дочери префекта» (1855) посвящен образованию буржуазных женщин в 19 веке. Центральной темой этого романа является конфликт между стандартными условностями общества и чувствами и потребностями человека. Кроме того, Ааста Ханстин была страстным голосом феминистского движения, чья яркая личность послужила образцом для образа Лоны Хессель в » Генрика Ибсена ( «Столпах общества 1877).
Вторая волна феминизма (1879–1890).
[ редактировать ]
Писатели, которые занимались защитой прав женщин, называли Камиллу Коллетт своим вдохновением и, таким образом, создали первую волну феминизма в Норвегии.
Роль литературы
[ редактировать ]В 1871 году Георг Брандес инициировал движение «Современный прорыв» : он требовал, чтобы литература служила прогрессу, а не реакционным взглядам. Именно тогда в Норвегии появились писатели, ставшие известными как «Большая четверка», а именно Хенрик Ибсен , Бьёрнстьерне Бьёрнсон , Александр Килланд и Йонас Ли . Все будут говорить в защиту женщин. Камилла Коллетт и Ааста Ханстин писали, защищая феминистские теории, которые были неотъемлемой частью более широкой программы авторов «Современного прорыва». Для последнего это будет защита угнетенных людей от социальных ожиданий того времени, одним из которых была жена: женщин, получивших начальное образование, единственной целью которых был брак, женщин, которые не могли продолжать в полной мере наслаждаться интеллектуальной жизнью. , которые не могли свободно распоряжаться собственной жизнью и телом.
Особенно это касается двух пьес: « Столпы общества» (1877 г.) и «Кукольный дом» (1879 г.), где Ибсен поднял дело современного гуманизма и индивидуализма. Последняя пьеса, в частности, оказала значительное влияние на феминистское движение даже за пределами Норвегии, поскольку была переведена на несколько языков и широко исполнялась по всей Европе и за ее пределами.
В 1879 году Бьёрнсон написал пьесу « Леонарда», в которой защищает женщину, у которой «есть прошлое». Но прежде всего его пьеса «Перчатка» большое влияние на норвежскую публику оказала (1883).
В 1880 году в Норвегии разгорелись дебаты, и первой проблемой женщин были двойные стандарты .
Споры о двойных стандартах
[ редактировать ]В XIX веке Норвегия была очень бедной страной, что привело к массовому исходу из сельских районов и высокому уровню эмиграции. В 1882 году в Норвегии было 30 000 выездов при населении в 1,9 миллиона жителей. Однако число эмигрантов превышает 27% женщин в 1900 г.; к тому году на каждые 100 женщин приходилось 165 мужчин. Следствием этого стал распад семейной ячейки, что привело к увеличению рождаемости вне брака и колоссальному росту проституции.
Взрыв проституции и распространение публичных домов вызывают резкую реакцию, которая привлекла внимание общественности к проблеме сексуальной морали. Христиане Бергена первыми возглавили нападение в 1879 году. В 1881 году Ассоциация против общественной безнравственностибыл основан.
Во время дебатов о двойных стандартах (1879–1884) брак рассматривался как основная ячейка общества, но которую следует реформировать. Для авторов «Богемы Кристиании » это было более радикально: брак не был основой общества, и дебаты должны быть сосредоточены на более политическом решении проблемы женского неравенства. В то время как Арне Гарборг считал брак неизбежным злом, [Ханс Йегер] считал, что брак следует заменить свободной любовью.
Не разделяя взглядов богемы Кристиании, писательница Амалия Скрам стала самым радикальным персонажем того периода. Если, как и другие писатели, она осуждала разницу в обращении с прелюбодейными мужчинами и женщинами, то она считала Дон Жуана мужским эквивалентом проститутки: общепринятая точка зрения заключалась в том, что Дон Жуан не продает себя, он накапливает свои завоевания; для Скрама это не веский аргумент, ведь у женщины тоже есть завоевания, хотя ее завоевания будут рассматриваться как проституция, даже когда она не торгует.
бросить реальный вызов Литература позволила Ибсену и Бьёрнсону среднему классу, а «Богема Кристиании» распространилась в народном сознании.
Достижения в повседневной жизни
[ редактировать ]В 1884 году была создана Норвежская ассоциация прав женщин , первая официальная организация по защите прав женщин в Норвегии. В 1885 была основана Ассоциация голосов за женщин, но она распалась в 1898. В 1890 был создан первый профсоюз женщин-работниц, затем в 1896 — Норвежская организация женского здравоохранения, а в 1904 — Национальный совет женщин .
В 1890 году были приняты два важных закона. По первому закону замужние женщины получили статус большинства. Второй закон положил конец власти мужа над женой. Мужчина сохранил контроль над домом пары, но женщина теперь могла свободно распоряжаться плодами его труда.
С 1890 по 1960 год
[ редактировать ]Голосование
[ редактировать ]В отличие от некоторых стран, где женщины получили право голоса посредством одного закона, в Норвегии было несколько этапов.
Расширенное избирательное право в 1884 году стало «всеобщим» в 1898 году. В 1886 году Норвежская ассоциация голосов для женщин потребовала доступа к всеобщему избирательному праву. Однако в 1901 году женщины, которые могут установить собственный минимальный доход, и те, кто состоит в браке с избирателем, могут участвовать в муниципальных выборах, а затем в 1907 году - в национальных выборах.
В 1910 году всеобщее избирательное право было введено на всех муниципальных выборах, а в 1913 году — на национальных выборах. Первой женщиной, занявшей пост в норвежском парламенте, Стортинге , стала Анна Рогстад в 1911 году. Она баллотировалась от политического правого крыла, наряду с консерваторами и умеренными левыми. Однако женщины были редкостью в политике и в Стортинге.
Возвращение домохозяйки
[ редактировать ]
Экономическая ситуация в Норвегии оставалась хрупкой, с ростом безработицы, который в основном затрагивал низкоквалифицированные профессии и женщин.
Идеология домохозяйки пришла в это время при поддержке государственной церкви. Были женщины, которые стояли за этим движением и созданием Организации норвежских домохозяек. Это движение и его лидеры были ориентированы на средний класс и буржуазию: его влияние было одним из самых низких в стране в целом, и оно мало влияло на рабочий класс.
Первоначальная идея этого движения заключалась в том, что работа по дому не является врожденной для женщин, а, скорее, ей можно научиться. Он стал «более профессиональным» благодаря школам домоводства, которые обучали женщин ведению домашнего хозяйства. Их обучали основам кулинарии и даже управлению домашними деньгами. Это движение будет иметь даже экономический эффект благодаря лозунгу «Покупайте норвежский!» лозунг. Его влияние позволило ему проводить конференции и мероприятия даже в периоды ограничений 1920-х годов.
В эти же годы работа замужних женщин была запрещена. Однако были и успехи: Закон о супругах 1927 года придал устным показаниям домохозяйки равную юридическую силу наравне с мужчинами.
Преобразование норвежского общества из сельского крестьянского в индустриальное привело к очень жестким и негибким гендерным ролям , где домохозяйка и муж-кормилица стали новыми идеалами для женщин и мужчин. По словам Хильде Даниэльсен, что касается истории прав женщин в первой половине 20-го века в Норвегии: «Мы были впереди с точки зрения избирательного права для женщин, но кроме этого Норвегии особо нечего показать». [3]
Контроль над рождаемостью и сокращение численности населения
[ редактировать ]Теперь ожидалось, что женщины вернутся к дому и семейной жизни. В то время в Норвегии наблюдалась убыль населения , которую она пыталась замедлить или даже обратить вспять.
Проблема контроля над рождаемостью и яростное сопротивление консерваторов замедлили развитие законодательства о контрацепции и абортах, которое в то время было относительно либеральным. Тем не менее, закон наказал женщину, сделавшую аборт, тремя годами тюремного заключения, а также шестерых лиц, совершивших аборт.
Ограниченный прогресс
[ редактировать ]Именно в 1920-е годы были установлены принципы равной оплаты труда и права доступа ко всем рабочим местам в правительстве.
Литература
[ редактировать ]Писатели того времени, в частности Хульда Гарборг , Нини Ролл Анкер и Сигрид Ундсет , считали, что если феминистская борьба 1880-х годов и была необходима, то теперь она устарела.
Послевоенные годы
[ редактировать ]В 1946 году были созданы пособия для матерей на дому.
В 1950 году женщины, вышедшие замуж за иностранцев, могли сами решать, сохранять норвежское гражданство или нет. В том же году вопрос о праве каждой женщины свободно брать на себя контроль над своим телом стал реальностью в Норвежском национальном совете женщин.
Вторая волна феминизма (1960–1990)
[ редактировать ]Проблемы феминизма второй волны
[ редактировать ]Первая волна феминизма заключалась в том, чтобы изменить положение женщин в браке и положить конец подчинению замужних женщин; следующая волна феминизма боролась за получение тех же прав, что и мужчины.
1960-е годы ознаменовались многочисленными протестами, появлением новых идей и первыми писательницами-феминистками второй волны.
Уже недостаточно заявлять о женской инаковости, а скорее определять женские ценности и формировать общество в соответствии с этими ценностями. Таким образом, целью второй волны феминизма было изменить природу государства, которое в то время было по сути мужским.
Чтобы достичь своей цели, феминисткам нужно было отличиться от других протестных движений 1960-х годов. Женщины, имеющие опыт работы в этих движениях, стремились создать свои собственные, потому что они не были продвинутыми: даже типичное революционное движение не было лишено мужественности. В результате феминистки ухватились за проблемы, выдвигаемые политикой, и занялись своим делом (равная оплата труда, аборты и т. д.).
Из собрания в августе 1970 года по организации женского движения.
[ редактировать ]Основополагающий акт нового феминистского движения произошел в августе 1970 года, когда Норвежская ассоциация за права женщин решила организовать в Осло большую встречу с основным докладчиком Джо Фриман .
В последующие месяцы по всей Норвегии сформировалось множество групп. Эта новая организация женского движения привлекла внимание радио, газет и телевидения.
На базе образовалось множество женских групп с разной мотивацией: они обсуждали как жилищные проблемы, так и место женщины на рабочем месте. Женская солидарность росла независимо от границ и социального происхождения: в этом было одно из главных различий между феминизмом первой и второй волны.
Старые и новые движения
[ редактировать ]Новое женское движение будет более радикальным и конкретным, но эти движения также объединят свои силы для ведения новых сражений. На самом деле различные движения редко противостояли друг другу: они просто представляли разную чувствительность.
В 1972 году были созданы два движения: «Хлеб и розы» и «Женский фронт», который был самым радикальным феминистским движением. Что касается движения за гражданские права норвежцев ЛГБТ , то в 1970-е годы они сформировали различные ЛГБТ -организации.
Аборт
[ редактировать ]Первый закон о легализации абортов был принят в 1964 году. Он разрешал аборты в случаях опасности для матери, а решение об аборте принималось двумя врачами.
Новое объединение женщин сделало этот вопрос одной из своих центральных тем. В июне 1974 года несколько организаций объединились, чтобы сформировать группу действий за свободный выбор женщин на аборт. Осенью 1974 года в Стортинг был внесен законопроект, но он отклонен одним голосом.
В январе 1975 года был представлен новый законопроект, расширяющий условия абортов. Рассмотрение закона раскололо единство инициативной группы, и она распалась.
Весной 1978 года в Стортинге был принят закон о свободном доступе к абортам .
Литературная жена
[ редактировать ]Бьёрг Вик лидировал в 1960-х годах, но в 1970-е годы развивалась литература, в которой женщин следует отличать от литературы в традиционном смысле (с такими авторами, как Элдрид Лунден , Лив Кёльцов , Сесили Лёвейд и Туве Нильсен ), литература свидетельства женского опыта.
Многие реформы
[ редактировать ]
В 1971 году Норвегия объявила изнасилование в браке незаконным. [4]
С 1975 года было проведено множество реформ:
, 1977
- Закон об условиях труда, который позволяет, среди других реформ, продлевать отпуск по беременности и расширять доступ к отпуску по уходу за ребенком.
, 1978
- Закон об абортах
- Закон о гендерном равенстве (введен в действие в 1979 году). Для обеспечения соблюдения закона создается омбудсмен, ответственный за соблюдение закона о гендерном равенстве, а также комитет по рассмотрению жалоб на равенство. Норвегия — первая страна, принявшая такие меры. Даже если санкции были ограниченными, посредник обладал подлинным моральным авторитетом .
Единое движение в Европе
[ редактировать ]Норвежское женское движение имело особенность, которой не было ни в одной другой западной стране: «мягкое» движение Майка Менна .
Феминизация политики
[ редактировать ]
В 1974 году Либеральная партия ( Venstre ), а затем, в следующем году, Радикальная социалистическая партия ( Sosialistisk Venstreparti , SV), ввели новую политическую стратегию: 40% кандидатов в списках и важные посты зарезервированы для женщин. Но так было только в 1983 году для Arbeiderpartiet (AP), в 1989 году для Senterpartiet (SP) и в 1993 году для Kristelig Folkeparti (KRF).
В 1977 году муниципалитеты решили обеспечить паритет на местных выборах. Не имея характера обязательства по этому решению, паритет был реализован в 1980 году более чем в 300 графствах из 439.
В Стортинге женское представительство переживает стремительную эволюцию:
- 1969: 9% депутатов - женщины.
- 1973: 16% депутатов - женщины.
- 1977: 24% депутатов - женщины.
Первой женщиной, занявшей пост премьер-министра Норвегии, стала Гро Харлем Брундтланд . После национальных выборов 2013 года Эрна Сольберг из Хойре (Г) стала второй женщиной-премьер-министром Норвегии.
Феминизм и работа
[ редактировать ]В 1970-е годы борьба за равную оплату труда доминировала в десятилетии. В 1980-е годы появилось желание лучше скоординировать работу и семейную жизнь. В 1987 году отпуск по уходу за ребенком был значительно продлен, но, прежде всего, отцы получили равное право и без колебаний им воспользовались.
Трудовой кодекс, принятый в 1935 году, регулярно пересматривался.
- Обзор 1981 года: Обеспечено равное обращение между мужчинами и женщинами при приеме на работу и заработной плате.
- Пересмотр 1985 года: создание должности делегата по вопросам равенства мужчин и женщин в бизнесе.
Норвежское женское лобби
[ редактировать ]
В 2014 году восемь общенациональных организаций по защите прав женщин в Норвегии создали Норвежское женское лобби по образцу аналогичных организаций в других странах, чтобы укрепить организованное феминистское движение. [5] [6]
Отпуск по уходу за ребенком
[ редактировать ]Отпуск по уходу за ребенком – это программа льгот, которая предоставляет родителям оплачиваемый отпуск на ограниченный период времени. В Норвегии работники часто имеют право на отпуск во время беременности, усыновления, болезни детей или болезней опекунов. Работники имели возможность взять отпуск по уходу за ребенком с 1970-х годов, но в 1993 году законодательство радикально изменилось. [7] Если во время отпуска работник получает от работодателя заработную плату, то время отпуска считается оплачиваемым отпуском. Если работник не получает зарплату от своего или других работодателей, отгул считается неоплачиваемым отпуском. Отпуск по уходу за ребенком включает отпуск по беременности и родам, отцовству, усыновлению и беременности.
Родители имеют право на отпуск, если они получают родительское пособие от Национального страхования через NAV (Норвежское управление труда и социального обеспечения).
Если родители или опекуны решат получить 100% отпуска по уходу за ребенком от того, на что они имеют право, это дает им оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 недель, ссылаясь на закон от 1 июля 2013 года, или если они решат получить 80% отпуска по уходу за ребенком от того, что они имеют. имеют на это право, что дает им оплачиваемый отпуск продолжительностью 59 недель. Родители могут распределять эти недели между собой по своему усмотрению, за исключением трех недель до рождения и шести недель после рождения, которые зарезервированы для матери, и 10-недельной квоты отца , зарезервированной для отца. [8]
Основанием для расчета родительского пособия является заработная плата каждого из родителей, рассчитываемая по тем же правилам, что и для больничных .
Отпуск по беременности
[ редактировать ]Беременные работницы имеют право на отпуск по беременности и родам продолжительностью до 12 недель. С этого момента отпуск по уходу за ребенком может быть распределен. За 3 недели до родов закрепляется за матерью и включается в квоту отпуска по уходу за ребенком. Она должна воспользоваться этими 3 неделями, иначе они не будут учитываться в дальнейшем. [8]
Отпуск по рождению
[ редактировать ]Первые 6 недель после рождения также принадлежат матери. [8] Однако отец имеет право взять 2-недельный отпуск после рождения ребенка. Это не входит в установленную родительскую квоту в 10 недель, которая обычно используется позже в течение льготного периода.
Квота отца и квота матери
[ редактировать ]Квота отца до 2013 года составляла 14 недель и зарезервирована для отца/соматери. С 2013 года этот закон был изменен, и отпуск по уходу за ребенком был разделен на три части одинаковой продолжительности (14 недель), причем одна часть зарезервирована для матери, а другая - для отца. Квота матери на 6 недель должна быть использована в связи с рождением ребенка. [9] Квота для отцов с 1 июля 2014 года изменена с 14 недель до 10 недель. [10] Это касается всех родителей, у которых есть дети после этой даты. Целью отцовской квоты было содействие более равному распределению ухода между матерями и отцами. В качестве политической меры предполагается изменить отношения между матерью и отцом, между работодателем и работниками обоих полов, а также между отцом и ребенком. [11]
Отпуск по уходу
[ редактировать ]Отпуск по уходу представляет собой двухнедельный период, на который отец/со-мать имеет право в связи с рождением ребенка, но он не включается в отпуск по уходу за ребенком. Отец/со-мать не имеет права на получение зарплаты в эти 2 недели, но работодатель обычно покрывает ее.
Извинения перед «немецкими девушками»
[ редактировать ]В 2018 году тогдашний премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг принесла извинения примерно 50 000 норвежским женщинам, имевшим отношения с немцами во время Второй мировой войны (а также тем, кто подозревался в их связях), в частности, заявив: «Молодые норвежские девушки и женщины, у которых были отношения с немецкими солдатами или были заподозрены в их наличии, стали жертвами недостойного обращения. Наш вывод состоит в том, что норвежские власти нарушили основополагающий принцип, согласно которому ни один гражданин не может быть наказан без суда или осужден без закона. Для многих это была просто подростковая любовь. Для некоторых это любовь всей их жизни к вражескому солдату или невинный флирт, оставивший след на всю оставшуюся жизнь. Сегодня от имени правительства я хочу принести свои извинения». [12] [13] Норвежских женщин, имевших отношения с немецкими солдатами, называли «немецкими девушками», а некоторых задерживали, высылали из Норвегии или лишали гражданских прав. [13]
Инклюзивный феминизм
[ редактировать ]В 2022 году группа феминисток сформировала Инициативу инклюзивного феминизма (IFI) для противодействия растущей трансфобии и антигендерного популизма в Норвегии, а также для создания широкого и инклюзивного феминистского движения. IFI сотрудничает с несколькими феминистскими и квир-организациями, такими как radiOrakel , Sex og politikk , Норвежская организация сексуального и гендерного разнообразия (FRI) и Queer World. Марианна Гулли, президент FRI Осло и Викена, заявила, что Инициатива инклюзивного феминизма «важна для создания феминистского сообщества, в котором есть место для каждой». [14]
Насилие в отношении женщин
[ редактировать ]Насилие в отношении женщин в Норвегии обсуждалось в контексте «скандинавского парадокса», а именно более высокого, чем ожидалось, уровня такого насилия в странах, которые считаются более гендерно эгалитарными. [15] Опрос 2023 года показал, что 23% женщин в Норвегии подвергались изнасилованию силой, принуждением или во время сна, или что они подвергались насилию до того, как им исполнилось 13 лет, при жизни. [16] В отчете Amnesty International за 2019 год говорится: «Несмотря на то, что они входят в число ведущих стран мира с точки зрения гендерного равенства, в четырех странах Северной Европы (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) наблюдается тревожно высокий уровень изнасилований и лиц, переживших сексуальное насилие. терпят неудачу в своих системах правосудия». [17]
Заключение
[ редактировать ]В 1990-е годы после более чем двадцати лет реформ феминизм в Норвегии пережил некоторый застой.
Несмотря на все достижения в области эгалитарных мер, заработная плата не всегда равна. Число избитых женщин трудно уменьшить, и, наконец, пособие по беременности и родам остается низким. [ по мнению кого? ]
Сегодня феминизм принимает новые формы. Ассоциации и движения, выросшие из первой и второй волны норвежского феминизма, адаптируются к этим новым структурам, которые иногда носят неформальный характер.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2011 г. ) |
- ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2023 г.» (PDF) . Всемирный экономический форум . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ «История норвежского равенства» .
- ^ Элман, Р. Эми (1996). Сексуальное подчинение и вмешательство государства: сравнение Швеции и США . Книги Бергана. п. 90. ИСБН 978-1-57181-071-7 .
- ^ Благодарю, норвежское квиннелобби! Архивировано 6 октября 2014 г. в Wayback Machine , Омбудсмен по гендерному равенству и борьбе с дискриминацией , 29 января 2014 г.
- ↑ Норвежское женское движение объединяется в новом лобби , Куререн, 29 января 2014 г.
- ^ Ренсен, Марит (июль 2014 г.). «Семейная политика гендерного равенства и выход матерей на оплачиваемую работу: недавние данные из Норвегии». Феминистская экономика . 21 (1). Тейлор и Фрэнсис : 59–89. дои : 10.1080/13545701.2014.927584 . S2CID 154808826 .
- ^ Jump up to: а б с «Родительское пособие» . НАВ.номер . 12 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2015 г. Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ «НОО 2012: 15 Политика равенства» . Реггеринген.нет . 28 сентября 2015 года . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ «Родительская квота» . НАВ.номер . 12 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2015 г. Проверено 15 апреля 2015 г.
- ^ «Квота отцовства как панацея равенства» . Форскнинг.нет . 28 декабря 2010 года . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ «Извиняясь перед своими женщинами, Норвегия сталкивается с темным прошлым | NewsCut | Новости общественного радио Миннесоты» . Блоги.mprnews.org . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Норвегия приносит извинения своим «немецким девушкам» времен Второй мировой войны – BBC News» . Новости Би-би-си . 17 октября 2018 года . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ «Марианна Гулли является вновь избранным председателем правления – FRI Oslo and Viken» . Освободить Осло и Викен . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ https://www.newsendip.com/more-than-20-of-norwegian-women-victims-of-rape-violence-increased-in-the-last-decade-in-norway-a-new-report -найденный/
- ^ https://www.sciencenorway.no/gender-differences-ntb-english-violence/almost-one-in-four-norwegian-women-have-experienced-rape-during-their-lifetime/2162371
- ^ https://www.amnesty.org/en/latest/press-release/2019/04/rape-and-сексуальное-насилие-in-nordic-countries-consent-laws/
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блом, Ида (1980). «Борьба за избирательное право женщин в Норвегии, 1885–1913». Скандинавский исторический журнал . 5 (1–4). Тейлор и Фрэнсис : 3–22. дои : 10.1080/03468758008578963 .
- Блом, Ида (1996). «Нация – Класс – Пол: Скандинавия на рубеже веков». Скандинавский исторический журнал . 21 (1). Тейлор и Фрэнсис : 1–16. дои : 10.1080/03468759608579312 .
- Блом, Ида (июнь 1990 г.). «Изменение гендерной идентичности в индустриализирующемся обществе: пример Норвегии, 1870 – 1914 годы». Пол и история . 2 (2). Уайли : 131–147. дои : 10.1111/j.1468-0424.1990.tb00090.x .
- Флойстад, Ингеборг, «Женская история в Норвегии», у Карен М. Оффен, Рут Роуч Пирсон и Джейн Рендалл. Написание женской истории: международные перспективы (Indiana Univ Pr, 1991), стр. 221–30.
- Харрелл, Грег. «Хенрик Ибсен, Фредерика Бремер, Мари Мишле и эмансипация женщин в Норвегии». Северные заметки 2 (1998).
- Зюмер, Севиль; Эслен-Зия, Ханде (февраль 2017 г.). «Новые волны за старые права? Женская мобилизация и телесные права в Турции и Норвегии». Европейский журнал женских исследований . 24 (1). МУДРЕЦ : 23–38. дои : 10.1177/1350506815619878 . S2CID 148220666 .
- Французский
- Ида БЛОМ, 2004, «Феминизмы и государство: скандинавская перспектива» в «Веке феминизмов » под руководством Элианы ГУБИН , Катрин ЖАК и др., глава 15, страницы 253–268, Les Éditions de l'Atelier.
- Морис ГРАВЬЕ, 1968, Феминизм и любовь в норвежской литературе 1850–1950 , Минар, Париж.
- Джанин ГЕТШИ, 1994, Социальные модели Северных стран, проверенные Европой , Французское издание документации, Париж.
- норвежский
- Агерхольт, Анна Каспари , 1973, История норвежского женского движения , Gyldendal Norsk Forlag, Осло
- Кари Фогт, Сиссель ЛИ, Карин Йорунн БОРГУМ ГУНДЕРСЕН и др., 1985, История женской культуры, Том 2: с 1800 года до нашего времени , Universitetsforlaget AS, Осло
- Пер Томас Андерсен, 2001, История норвежской литературы , Университетское издательство Осло.
- Джанет Гартон, Норвежское женское письмо 1850–1990 (Женщины в контексте) , Атлон (2002), ISBN 9780485920017
- Этлин Т. Клаф , норвежская жизнь , Valde Books (2009) (первоначально опубликовано в 1909 году) ISBN 9781444404760
Внешние ссылки
[ редактировать ]