Феминизм в Греции
![]() | Эта статья требует внимания эксперта в области гендерных исследований . смотрите на странице обсуждения Подробности ( февраль 2017 г. ) |
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
Вскоре после того, как феминистская идеология начала набирать популярность в середине 19-го и начале 20-го века в Соединенном Королевстве Великобритании и Ирландии и Соединенных Штатах, а постепенно и в остальном мире, движение начало влиять на изменения в социальной и политической жизни общества. Греция . В 1952 году греческие женщины получили право голоса . [1] Однако другие изменения произошли лишь несколько десятилетий спустя, как, например, внесение радикальных изменений в семейное право в 1983 году (см. ниже). [2] [3] [4] Греция подписала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и ратифицировала ее в 1983 году. [5]
В крупных городах Греции, таких как Афины , женщины играют более интегрированную роль в обществе и обществе; [1] однако в сельских районах Греции сильны патриархальные традиции. [6] Одна из основополагающих идей, лежащих в основе этой структуры, заключается в том, что женщины «естественно» связаны с домашней сферой рабочей силы, которая имеет меньший вес, чем более крупная рабочая сила, в которой обычно участвуют мужчины. [7]
История
[ редактировать ]1830-1950
[ редактировать ]Каллирои Паррен (1859-1940), урожденная Сигану, также называемая Каллирро Паррен, часто приписывают начало феминистского движения в Греции с создания и публикации ее газеты Ephemeris ton kyrion ( «Женский журнал ») в 1887 году. [8] Газета Паррена вскоре стала символом социальных перемен, работая одновременно как форум для продвижения прогрессивных идеалов и распространения информации. Влияние ее газет распространялось на последующие десятилетия и имело высокое литературное качество, привлекая внимание к «женскому вопросу» и меняющейся роли женщин в Греции. Видение Паррена ознаменовало новую эру, которая длилась вплоть до первой половины двадцатого века, в которой подчеркивалась социальная справедливость и равенство между полами, и которая началась с драматических социальных изменений в традиционной семейной структуре. [9]
В 1872 году Каллиопи Кехаджиа (1839–1905) основала Общество содействия образованию женщин . Каллирой Паррен основала Союз за эмансипацию женщин в 1894 году и Союз греческих женщин в 1896 году, хотя оба избегали призывов к спорному вопросу избирательного права женщин. Национальный совет греческих женщин , объединяющая около пятидесяти благотворительных ассоциаций женщин и детей, был основан в 1911 году. Прогресс на образовательном фронте был достигнут с приемом женщин в Афинский университет , но только в 1920 году Авра Теодоропулу основала Греческую лигу за права женщин , в частности требуя прогресса в области политических прав и избирательного права. [10] [11]
После 1950 г.
[ редактировать ]Начиная с 1950-х годов Греция была национальным государством. Недавно вышедшее из-под власти Османской империи последних четырех столетий греческое население пережило мир, но возник новый вопрос о том, как дальше направлять страну в ее вновь обретенной свободе. Проявилось желание вестернизировать, а также возродить греческую культуру и традиции. Вскоре встал вопрос, что именно делать с уже присутствующими в обществе ролями, в частности с ролью женщины, был введён «женский вопрос» . Феминизм и более прогрессивные взгляды на права женщин стали популярными, как и еврокоммунизм , что вызвало напряженность. [12]
В 1952 году был принят Закон 2159, дающий женщинам право голоса. Первые всеобщие выборы, на которых могла голосовать женщина, состоялись в 1956 году. [12]
Начиная с 1960-х годов, занятость женщин в сфере услуг резко возросла, как и доступ женщин к высшему образованию . [12] К 1970-м годам количество ученых степеней, присуждаемых женщинам, увеличилось с 27 000 до 60 000. Однако это все равно составляло около 40% от числа ученых степеней, присуждаемых мужчинам. [12]
Изменения в сексуальных нормах и практиках начались в 1970-х годах. Для женщин стало более распространенным и общепринятым флиртовать и общаться с мужчинами до замужества. Однако практика, когда молодые незамужние женщины нуждались в сопровождении родственника-мужчины, по-прежнему широко распространена, а также преступления чести, основанные на репутации женщины. Контроль над рождаемостью , хотя и получил распространение в большинстве стран Европы в то время, не сразу стал популярным в Греции. Вместо этого аборты были очень популярны среди греческих женщин, и, хотя эта практика была незаконной, количество абортов быстро росло в 1960-х и 1970-х годах. [12]
Несмотря на активизацию феминистской мысли и вопросов, брак оставался преобладающей целью для женщин. Однако это относилось только к гетеросексуальным отношениям, поскольку гомосексуализм по-прежнему не одобрялся. [12]
В конце 1970-х - начале 1980-х годов наблюдался приток феминистских журналов и студенческих групп, не связанных и не мотивированных определенной политической партией, несмотря на историческую напряженность между еврокоммунизмом и феминистским движением. Одним из таких журналов был Skoupa, который обратил внимание на проблематичность привязки женственности к материнству и ожиданий от женщин желания иметь детей. Они также критиковали медицинские конференции, на которых женщин призывали не использовать противозачаточные таблетки, и регулярно публиковали факты и статистику об абортах и контрацепции, включающие данные со всей Европы. [12]
К середине 1980-х годов семейное право , которое считалось дискриминационным по отношению к женщинам, было пересмотрено, и правительство начало вводить некоторые изменения, которых требовали греческие феминистки. Аборт был легализован в 1986 году. [12]
Еврокоммунизм и феминизм
[ редактировать ]Когда Греция наконец вышла из-под диктатуры, еврокоммунизм завоевал популярность, особенно среди молодого поколения. Было сформировано множество студенческих групп, которые стали особенно влиятельными. Еврокоммунистическая волна вскоре вступила в контакт с новыми феминистскими идеалами, охватившими нацию, и вместе с этим возникла напряженность и совпадение.
В Афинах сформировался женский комитет, объединивший молодых еврокоммунистов, находившихся под влиянием этих феминистских идей. Это пересечение подняло вопросы телесной автономии, включая репродуктивные права на доступ к абортам и противозачаточным таблеткам, дискриминацию на рабочем месте и представительство в правительстве. Комитет разделял общее мнение о том, что вопросы прав женщин по своей сути связаны с проблемами классовых конфликтов, и поэтому решил сосредоточиться на работающих крестьянках в своих доктринах. [12]
Феминистское движение
[ редактировать ]В доме
[ редактировать ]Традиционно ответственность греческой женщины лежала на домашней арене. Занимались ли они домашними делами или готовкой для семьи, греческие женщины эффективно выполняли свои обязанности по дому. Дом был настолько важным фактором в жизни гречанки, что чистоту жилого помещения часто сравнивали с характером населявшей его женщины. [7] В частности, сельские районы очень консервативны в отношении гендерных ролей . По словам Миллс, традиционное восприятие женщин в сельской Греции таково, что время, проведенное женщиной вне дома, представляет собой потенциальную угрозу чести семьи . Такое представление проистекает из фундаментального греческого убеждения, что честь мужчины во многом зависела от чистоты и скромности его жены, сестры и дочерей. [6] [12]
Что касается семейного права, группа феминисток начала работу по отмене законов, которые явно дискриминируют женщин, включая законы, которые требовали, чтобы мужчины были «главой семьи», а женщины отказывались от своей фамилии при вступлении в брак. Семейный закон также гласил, что женщины могут вступать в брак по достижении 14-летнего возраста, тогда как мужчины могут вступать в брак только по достижении 18-летнего возраста. В 1983 году был принят новый семейный закон, который предусматривал гендерное равенство в браке, отменил приданое и обеспечил равные права. для « незаконнорожденных » детей. [13] [14] [15] Новый семейный закон также предусматривал гражданский брак и либерализовал закон о разводе . Прелюбодеяние также было декриминализировано в 1983 году. Закон 3719/2008 дополнительно рассматривал семейные вопросы, включая статью 14 закона, которая сократила период раздельного проживания (необходимый перед разводом при определенных обстоятельствах) с 4 лет до 2 лет. [16]
Что касается воспроизводства, будущее и размер семьи традиционно рассматривались как зависящие от желания мужа. По данным общенационального исследования, проведенного Яннисом Тонтасом и др., большинство женщин в Греции считают, что контрацепция является обязанностью мужчины. Передача ответственности за планирование семьи в руки мужчины во многом обусловлена взглядом на пассивную сексуальность, согласно которому греческие женщины называют себя «беременеющими, не принимая участия в этом процессе». [7] "В доме женщина отвечает за воспитание и воспитание детей, пока ее муж на работе. Это входит в сферу ее домашних обязанностей в доме. Одной из частей контроля, которую женщины часто контролируют, являются финансы. Хотя многие женщины не имеют рабочих мест в официальном секторе труда, они по-прежнему составляют бюджет и регулируют доходы. [6]
Традиционно домашнее насилие считалось в основном частной проблемой, но за последние десятилетия взгляды изменились. В 2006 году Греция приняла Закон 3500/2006 «О борьбе с домашним насилием» , который устанавливал уголовную ответственность за домашнее насилие, включая изнасилование в браке . [18]
В 2009 году Греция ратифицировала Лансаротскую конвенцию , первый международный договор, касающийся сексуального насилия над детьми, происходящего дома или в семье. [19]
Греция также ратифицировала Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми в 2014 году. [20]
В составе рабочей силы
[ редактировать ]
Эфарис Петриду была первой женщиной-юристом в Греции; в 1925 году она присоединилась к Афинской коллегии адвокатов. [22] [23]
В 1955 году женщинам впервые разрешили стать судьями в Греции. [22]
По данным ЮНИСЕФ , 52% населения Греции составляют женщины. По данным Всемирного банка , доля женщин в рабочей силе увеличилась с 36,1% в 1990 году до 44,1% в 2019 году. [24] В 2001 году Греция занимала второе место в Европейском Союзе по величине гендерного разрыва в занятости . [4] Большинство женщин, работающих в формальном секторе, живут в крупных городских городах. В сельских районах Греции женщинам особенно трудно найти работу в какой-либо сфере, кроме сельскохозяйственных работ. Низкое количество женщин, имеющих работу в сельских общинах, может частично объясняться высоким уровнем сексуальных домогательств, с которыми они сталкиваются на рабочем месте. Другое объяснение низкой вовлеченности в состав рабочей силы заключается в том, что адекватные законы, защищающие женщин от сексуального насилия, не были приняты до 1984 года. В 1984 году Греция приняла Закон 1414/1984 против дискриминации при приеме на работу, но он часто не соблюдался. [25]
Хотя процент женщин на рабочем месте ниже, чем во многих других европейских странах, предположения и отношение к тому, что влечет за собой работа, делают эту статистику тревожной. Как указывалось ранее, в сельских общинах среди рабочей силы гораздо меньше женщин; однако многие из этих женщин работают полный рабочий день. Поскольку время женщины вне дома ограничено, многие женщины обнаружили, что аренда комнат в доме или открытие собственной гостиницы может принести достаточный доход. [6] Эти женщины из сельской местности также могут зарабатывать деньги, работая уборщицами, швеями или открывая туристические магазины. [1] Эти работы являются продолжением домашней работы женщины и могут быть легко совмещены с выполнением повседневных обязанностей по дому. По иронии судьбы, их подработка может принести больший доход, чем деньги, получаемые от работы мужчины. Однако в небольших сельских обществах, таких как Коккари в Греции, женский труд не считается «настоящим» трудом и поэтому имеет меньшую символическую ценность, чем мужской труд. [6] Хотя это обобщение широко распространено в небольших городах, оно устарело в крупных мегаполисах.
В XXI веке Греция также решила ряд других проблем, с которыми женщины сталкиваются на рабочем месте. Например, в ответ на Директиву ЕС 2002/73/EC Греция приняла Закон 3488/2006 против дискриминации в сфере труда и занятий по признаку пола или семейного положения, а также против сексуальных домогательств . [26]
В религии
[ редактировать ]Религиозная жизнь считается фундаментальным аспектом жизни значительной части греческого населения. Согласно опросу 2005 года, 81% греков верили, что Бог существует. Этот процент сделал Грецию третьей страной с самым высоким рейтингом в Европейском Союзе по этому опросу. Кроме того, греческая православная вера признана доминирующей религией в греческом обществе. Как в городских, так и в сельских общинах женщины играют активную роль в греческой религии и в целом женщины более активно ходят в церковь, чем мужчины. Идея о том, что женщины более посвящают себя посещению церкви, распространена по всему Средиземноморью. [7]
Несмотря на постоянство женщин в посещении церкви, традиция (а не официальная церковь) ограничивает женщин из-за их уникальных физиологических процессов. Традиция, согласно которой женщине не разрешается входить в церковь во время менструального цикла и в течение сорока дней после родов, соблюдается и сегодня; однако среди молодых женщин это становится все менее распространенным. Известно, что в это время женщины стоят возле церкви и слушают послание. Традиционно женщины занимали левую часть нефа церкви, а мужчины - правую. Эта традиция быстро исчезает, и это легко заметить, если кто-то сегодня посещает службы Греческой православной церкви. [7]
В политике
[ редактировать ]Для многих стран, включая Грецию, идея участия женщин в политике до недавнего времени была спорной темой. Выход женщин на политическую арену происходит очень медленно. [27] Из-за слабого представительства женщин в политике Греция традиционно занимала последнее место в списке по участию женщин в правительстве . Ограниченное участие греческих женщин в политике позволяет предположить, что стереотип о том, что женщины лучше подходят для домашней жизни, по-прежнему широко распространен как в сельских, так и в городских общинах. Однако за последние несколько лет женщины добились успехов, и на выборах 2004 года женщина по имени профессор Хелен Лури была назначена старшим экономическим советником премьер-министра. [28] В последние годы доля женщин в политике быстро увеличилась, и по состоянию на 2014 год в парламенте было 21,0% женщин. [29] На нынешнем 14-м сроке полномочий парламента Греции из 300 членов парламента 56 женщин. [30]
Люфт
[ редактировать ]Некоторые молодые социалистки были безразличны к феминистскому движению, а некоторые были откровенно враждебны. Просоветские коммунисты раскритиковали женские комитеты за внимание к вопросам репродуктивного здоровья и права на контрацепцию, заявив, что они отвлекают широкие слои населения, продвигая неофеминистские идеалы вместо того, чтобы сосредоточиться на положении женщин в рабочей силе. По их мнению, выдвинутые идеалы были «буржуазными» и вызовут расхождения между мужчинами и женщинами, тем самым препятствуя солидарности рабочего класса. В ответ противники так называемого «неофеминизма» опубликовали литературу и пропаганду, рекламирующие преимущества традиционной семейной структуры. Хотя мужчины больше не должны рассматриваться как единственный источник дохода в семье, женщины по-прежнему должны стремиться быть матерями, поскольку правильный брак основан на настоящей любви, и, следовательно, ребенок укрепит эту любовь. Противозачаточные меры и аборты также осуждались, поскольку считалось, что если женщина получит финансовую поддержку государства при зачатии, ей не понадобятся противозачаточные средства. [12]
Женские организации
[ редактировать ]В следующем списке представлены национальные женские организации Греции:
- Греческая лига за права женщин
- Всегреческое женское движение
- Международная ассоциация феминистской экономики: Греция
- Политический союз женщин
- Греческая женская ассоциация
- Лига женщин-ученых
- Федерация женщин Греции
- Ассоциация греческих женщин юридических профессий
- Европейский форум левых феминисток – греческое отделение
- Ассоциация греческих домохозяек
- Прогрессивная женская организация
- Демократическое женское движение
- Лига женщин-предпринимателей и специалистов Афин
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стамирис, Элени. 1986 Женское движение в Греции. Обзор новых левых I. 1 (158): 98–112.
- ^ «ВОКРУГ МИРА: Греция одобряет изменения в семейном законодательстве» . Нью-Йорк Таймс . 26 января 1983 года.
- ^ Демос, Василики (2007). «Пересечение пола, класса и национальности и деятельность киферианских греческих женщин» . Ежегодное собрание Американской социологической ассоциации . Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маркос, Анастасиос К.; Бахр, Стивен Дж. (июнь 2001 г.). «Греческие (греческие) гендерные отношения». Гендерные проблемы . 19 (3): 21–40. дои : 10.1007/s12147-001-0009-6 . S2CID 143989412 .
- ^ «ЮНТК» . Договоры.un.org. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Миллс, Джанин (январь 2003 г.). «Свобода и власть: дебаты о положении греческих женщин». Женские исследования . 32 (1): 1–19. дои : 10.1080/00497870310078 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Дубиш, Джилл. (1983) «Греческие женщины: священные или светские». Журнал современных греческих исследований . 185–202.
- ^ Эрсой, Ахмет; Горный, Мацей; Кехириотис, Вангелис (2010). Модернизм: создание национальных государств . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-1-4416-8411-0 . OCLC 699519530 . [ нужна страница ]
- ^ Анастасопулу, Мария (2004). «Зарождение феминизма в Греции девятнадцатого века». Классический бюллетень . 80 (2): 171–186. ПроКвест 222248383 .
- ^ Раппапорт, Хелен (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . АВС-КЛИО. стр. 529–. ISBN 978-1-57607-101-4 .
- ^ Баккетта, Паола; Власть, Маргарет (2002). Правые женщины: от консерваторов к экстремисткам во всем мире . Психология Пресс. стр. 116–. ISBN 978-0-415-92778-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Пападояннис, Николаос (2 января 2015 г.). «Красный и фиолетовый? Феминизм и молодые греческие еврокоммунисты в 1970-е годы» (PDF) . Европейский обзор истории: Revue européenne d'histoire . 22 (1): 16–40. дои : 10.1080/13507486.2014.983424 . hdl : 10023/9042 . S2CID 55174258 .
- ^ Маркос, Анастасиос С. и Бахр, Стивен Дж.2001 Греческие (греческие) гендерные отношения. Гендерные проблемы. 19 (3): 21–40.
- ^ «ВОКРУГ МИРА – Греция одобряет изменения в семейном законодательстве» . Нью-Йорк Таймс . ГРЕЦИЯ. Рейтер. 26 января 1983 года . Проверено 9 февраля 2018 г.
- ^ Демос, Василики. (2007) «Пересечение пола, класса и национальности и влияние киферианских греческих женщин». Доклад представлен на ежегодном собрании Американской социологической ассоциации. 11 августа.
- ^ «Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (PDF) . www.ohchr.org . 10 марта 2011 года . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Эрсой, Ахмет; Горни, Мэйси Дж.; Кехриотис, Вангелис, ред. (28 октября 2010 г.). Модернизм: создание национальных государств . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 125–130. ISBN 978-9-63-732661-5 .
- ^ «Борьба с домашним насилием :: Генеральный секретариат по гендерному равенству» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 сентября 2017 г.
- ^ «Чехия подписала Лансаротскую конвенцию» . www.mzv.cz. Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Полный список» . Договорное бюро . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Европейская комиссия . Ситуация в ЕС . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бьюкенен, Келли (6 марта 2015 г.). «Женщины в истории: юристы и судьи | In Custodia Legis: юридические библиотекари Конгресса» . Блоги.loc.gov . Проверено 9 февраля 2018 г.
- ^ «Женское движение в Греции | segth.gr» . segth.gr . Проверено 17 октября 2017 г.
- ^ «Рабочая сила, женщины (% от общей численности рабочей силы) | Данные» . data.worldbank.org . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Политика дискриминации по признаку пола в Банке труда» .
- ^ «Наблюдение (КЭПКР) – принято в 2008 г., опубликовано на 98-й сессии КМП (2009 г.)» . www.ilo.org . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Стефаниду, Ксения. (2007) «Греческие женщины на руководящих должностях». Доклад, представленный на ежегодном собрании Греко-Американского профессионального общества. 4 ноября.
- ^ Цауссис, Хацис. (2004) Международная ассоциация феминистской экономики: Греция.
- ^ «Женщины в парламентах: мировая классификация» . Ipu.org . Проверено 9 февраля 2018 г.
- ^ «Статистика 14-го парламентского срока» . www.hellenicparliament.gr . Проверено 4 марта 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дубиш, Джилл (декабрь 1996 г.). «Гендер, смерть и память в Греции». Американский антрополог . 98 (4): 874–875. дои : 10.1525/aa.1996.98.4.02a00240 . ПроКвест 198193242 .
- Альтамирано, Дебора Р. (июнь 2006 г.). «Из любви к женщинам: гендер, идентичность и однополые отношения в греческом провинциальном городе». Американский антрополог . 108 (2): 424–425. дои : 10.1525/aa.2006.108.2.424 . ПроКвест 198165868 .
- Пулос, Маргарет (2009). Оружие и женщина: справедливые воины и греческая феминистская идентичность . Издательство Колумбийского университета.