Jump to content

Женщины в классических Афинах

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Фотография погребальной стелы, изображающей женщину со служанкой.
Могильная стела Хегесо ( ок. 410–400 до н. э.) — один из лучших сохранившихся примеров аттических могильных стел. Начиная примерно с 450 г., афинские погребальные памятники все чаще изображали женщин по мере возрастания их гражданского значения. [1]

Изучение жизни женщин в классических Афинах было важной частью классической науки с 1970-х годов. Знания о жизни афинских женщин происходят из множества древних источников. Большая часть этого — литературные свидетельства, в первую очередь трагедии , комедии и ораторского искусства; дополнена археологическими источниками, такими как эпиграфика и керамика . Все эти источники были созданы мужчинами — и в основном для них: не сохранилось древних свидетельств классических афинских женщин об их собственной жизни.

Дети женского пола в классических Афинах не имели формального образования; скорее, их матери научили бы их навыкам, необходимым для ведения домашнего хозяйства. Они выходили замуж молодыми, часто за мужчин намного старше. Выйдя замуж, афинские женщины выполняли две основные роли: рожать детей и вести домашнее хозяйство. Идеальная афинская женщина не появлялась на публике и не общалась с мужчинами, с которыми она не была связана, хотя эта идеология уединения была бы практичной только в богатых семьях. В большинстве домохозяйств женщинам приходилось выполнять такие задачи, как поход на рынок и черпание воды для приготовления пищи или стирки, что требовало проведения времени вне дома, где было возможно общение с мужчинами.

Юридически права женщин были ограничены. Им было запрещено участвовать в политической жизни, а афинским женщинам не разрешалось представлять себя в законе, хотя, похоже, женщины -метики могли ( Метик был постоянно проживающим иностранцем - свободным, но без прав и привилегий гражданства). Им также было запрещено проводить экономические операции на сумму, превышающую номинальную сумму. Однако, похоже, это ограничение не всегда соблюдалось. В более бедных семьях женщины работали, чтобы заработать деньги. Афинские женщины имели ограниченные возможности владеть имуществом, хотя могли иметь значительное приданое и наследовать имущество.

Областью гражданской жизни, в которой афинские женщины могли участвовать наиболее свободно, была религиозно-ритуальная сфера. Наряду с важными фестивалями, предназначенными исключительно для женщин, они участвовали во многих смешанных ритуальных мероприятиях. Особое значение имел культ Афины Полиас, жрица которой имела значительное влияние. Женщины играли важную роль в Панафинее , ежегодном фестивале в честь Афины. Женщины также играли важную роль в домашних религиозных ритуалах.

Историография

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Нельзя слишком сильно и слишком часто утверждать, что подборка доступных нам сейчас книжных текстов не отражает греческое общество в целом.

- Джон Дж. Винклер, Ограничения желания: антропология пола и гендера в Древней Греции. [2]

Основными источниками информации о жизни женщин в классических Афинах являются литературные, политические и юридические. [3] и художественный. [4] Поскольку женщины играют заметную роль в большей части афинской литературы, поначалу кажется, что существует множество свидетельств жизни и опыта афинских женщин. [5] Однако сохранившиеся литературные свидетельства написаны исключительно мужчинами: древние историки не имеют прямого доступа к верованиям и опыту классических афинских женщин. [5] Именно из-за этого Джон Дж. Винклер пишет в «Ограничениях желания» , что «большинство наших сохранившихся документов просто нельзя принимать за чистую монету, когда они говорят о женщинах». [6]

По мнению Сары Помрой , «трагедии не могут использоваться как независимый источник жизни среднестатистической женщины». [7] поскольку положение женщин в трагедии диктовалось их ролью в доклассических мифах, использовавшихся трагиками в качестве источников. [8] Однако книга А. В. Гомма 1925 года «Положение женщин в Афинах в пятом и четвертом веках» в значительной степени опиралась на трагедию как на источник и утверждала, что классическая афинская трагедия смоделировала свои женские персонажи на основе жизни современных женщин. [9] Актуальность комедии как доказательства также оспаривается. Помрой пишет, что, поскольку речь идет чаще об обычных людях, чем о мифологических героях и героинях, комедия является более надежным источником социальной истории, чем трагедия. [7] Гомм, однако, раскритиковал использование Старой комедии как свидетельства повседневной жизни, «поскольку у Аристофана может случиться все, что угодно». [10]

Еще одним важным источником информации о жизни женщин в классических Афинах являются сохранившиеся юридические речи. Поскольку многие из них касаются наследования, они являются ценным источником информации об отношении афинян к полу и семье. [11] Хотя к этим источникам следует относиться с осторожностью, поскольку судебные процессы в классических Афинах были «по сути риторической борьбой», [12] они полезны для получения информации об идеологиях пола, семьи и домашнего хозяйства. [11] Эти речи также часто содержат ссылки на афинские законы и даже их тексты, не сохранившиеся иным образом. Псевдодемосфеническая речь « Против Нееры» , например, содержит закон о прелюбодеянии, который ничем иным образом не засвидетельствован. [13]

Археологические и иконографические свидетельства открывают более широкий спектр точек зрения, чем литература. Известно, что производители древнего афинского искусства включали метиков . [14] Некоторые из этих произведений искусства, возможно, были созданы женщинами и детьми. [14] Хотя произведения искусства (особенно керамика, могильные стелы и статуэтки) использовались более широким кругом людей, чем большая часть афинской литературы, включая женщин и детей. [14] — неизвестно, насколько точно иконография классического искусства отображала реальность классического общества. [15]

Изучение женщин в древности было популяризировано в 1970-х годах после распространения второй волны феминизма . Симона де Бовуар оказала большое влияние на развитие феминизма второй волны и исследовала жизнь женщин в классическом мире в своей книге «Второй пол».

До 20-го века, а в некоторых случаях даже в 1940-х годах, историки в основном принимали древние литературные источники за чистую монету как свидетельства жизни женщин в древнем мире. [16] В середине 20 века ситуация начала меняться. Первые инновации в изучении женщин в древней истории начались во Франции, когда Школа Анналов начала проявлять больший интерес к недостаточно представленным группам. Робер Фласельер был влиятельным одним из первых авторов, посвященных женщинам в Греции. [17] Примерно в то же время феминистская философия, такая как Симоны де Бовуар, » «Второй пол также исследовала жизнь женщин в классическом мире. [17]

Под влиянием феминизма второй волны изучение женщин в древности получило широкое распространение в англоязычном мире в 1970-х годах. [17] С тех пор количество исследований о женщинах в древнем мире резко возросло. Первой крупной публикацией в этой области стал специальный выпуск журнала Arethusa 1973 года . [18] целью которого было взглянуть на женщин древнего мира с феминистской точки зрения. [17] первое издание книги Сары Помрой «Богини, шлюхи, жены и рабыни» В 1975 году вышло . Это было описано как «открытие женских исследований в классике». [19] Лин Фоксхолл назвал книгу Помроя «революционной» и «большим шагом вперед» по сравнению с предыдущими англоязычными исследованиями древних женщин. [20] По словам Шелли Хейли , работа Помроя «узаконила изучение греческих и римских женщин в древние времена». [21]

Однако классику характеризуют как «заведомо консервативную» область. [21] и поначалу женская история внедрялась медленно: с 1970 по 1985 год в крупных журналах было опубликовано лишь несколько статей о древних женщинах. [22] В 1976 году один обзор смог охватить «всю область последних исследований о женщинах во всей классической античности». [23] Однако к 1980 году писать о женщинах в классических Афинах было названо «позитивно модным». [3] а в 1989 году женские исследования были описаны как «одна из самых захватывающих точек роста» в классической литературе. [24]

Наряду с феминистской теорией, работы Мишеля Фуко , находившиеся под влиянием структурализма и постструктурализма , оказали значительное влияние на изучение гендера в классической античности. [25] Фуко хвалили за то, что он смотрел на гендер через призму социальных систем. [26] По словам Лина Фоксхолла, его подход «оказал большее влияние на гендерные исследования, чем что-либо со времен второй волны феминизма». [25] и является «практически каноническим в некоторых кругах». [27] Однако работу Фуко критиковали за «поверхностное обсуждение женщин как исторических субъектов». [28]

Научный интерес к жизни женщин древнего мира продолжает расти. К 2000 году обзор книг, посвященных женщинам Древней Греции, опубликованный за трехлетний период, мог охватывать восемнадцать работ, но не был исчерпывающим. [23] Круг тем, освещаемых женщинами-историками, также существенно увеличился; в 1980 году вопрос статуса женщин был самой важной темой для историков афинских женщин, [3] но к 2000 году ученые также работали над «полом, телом, сексуальностью, мужественностью и другими темами». [23]

До 1980-х годов исследователи женщин в классических Афинах в первую очередь интересовались статусом женщин. [29] и как на них смотрели мужчины. [3] Ранние феминистские исследования были направлены на то, чтобы доказать, что женщины играли важную роль в древней истории, и продемонстрировать, как их угнетали. [30] Ранние ученые считали, что афинские женщины занимали «неблагородное» место. [31] но в 1925 году эту позицию оспорил Арнольд Викомб Гомм . По мнению Гомме, женщины имели высокий социальный статус, несмотря на их ограниченные законные права; с тех пор его точка зрения укрепила эту позицию. [32] Помрой объясняет разнообразие точек зрения типами доказательств, которым отдают приоритет ученые: те, кто выступает за высокий статус афинских женщин, преимущественно ссылаются на трагедии, а те, кто выступает против этого, подчеркивают ораторское искусство. [9]

С ростом интереса к женской истории со стороны ученых-классиков ряд смежных дисциплин также стал более значимым. Классики стали больше интересоваться семьей после Второй мировой войны , особенно влиятельной стала книга У.К. Лейси « Семья в классической Греции» 1968 года . [33] История детства возникла как субдисциплина истории в 1960-х годах. [34] и другие дисциплины, такие как изучение древней медицины, находились под влиянием феминистских подходов к классике. [19]

Фотография могильной стелы в память о молодой девушке.
Афинские девочки в детстве играли в куклы. Плангон, молодая девушка на этой могильной стеле, держит в правой руке куклу.

Младенческая смертность была обычным явлением в классических Афинах: около 25 процентов детей умирали при рождении или вскоре после него. [35] Помимо естественного риска родов, древние афиняне практиковали детоубийство ; по словам Сары Помрой, девочек убивали чаще, чем мальчиков. [36] Дональд Энгельс утверждал, что высокий уровень детоубийств женского пола «демографически невозможен». [37] хотя ученые с тех пор в значительной степени отвергли этот аргумент. [38] [примечание 1] Хотя ученые пытались определить уровень детоубийств женского пола, Синтия Паттерсон отвергает этот подход как постановку неправильных вопросов; Паттерсон предлагает ученым вместо этого учитывать социальную значимость и влияние этой практики. [40]

Джанет Бернетт Гроссман пишет, что на сохранившихся аттических надгробиях поминают девочек примерно так же часто, как мальчиков, хотя предыдущие ученые предполагали, что мальчиков поминают в два раза чаще. [41] Если они выживали, афинским детям давали имена на церемонии ( декате ) через десять дней после рождения. [42] другие афинские церемонии, празднующие роды (через пять, семь и сорок дней после рождения). Соблюдались и [43] Более поздние обряды посвящения, очевидно, были более распространены и сложны для мальчиков, чем для девочек. [44]

Классические афинские девушки, вероятно, достигали менархе примерно в четырнадцать лет, когда им предстояло выйти замуж. [45] Девочек, умерших до замужества, оплакивали из-за того, что они не достигли зрелости. Мемориальные вазы для умерших девушек в классических Афинах часто изображали их одетыми как невесты, а иногда имели форму лутрофороев (ваз, в которых хранилась вода, используемая для купания перед свадьбой). [46]

Афинские девушки не имели формального образования; вместо этого матери учили их домашним навыкам, необходимым для ведения домашнего хозяйства. Формальное образование мальчиков состояло из риторики, необходимой для эффективного политического участия, и физического воспитания при подготовке к военной службе. Эти навыки не считались необходимыми для женщин, которым было запрещено их изучать. [47] Классическое искусство указывает на то, что девочки и мальчики играли с такими игрушками, как волчки, обручи и качели, а также играли в такие игры, как катание на спине. [48] На надгробии Плангоны, афинской девочки лет пяти лет, находящемся в музее Глиптотеки в Мюнхене , изображена она с куклой в руках; набор костяшек пальцев . На стене на заднем плане висит [49]

О роли афинских детей в религии известно больше, чем о любом другом аспекте их жизни, и, похоже, они играли заметную роль в религиозных церемониях. [50] Девушки приносили подношения Артемиде накануне свадьбы, во время беременности и при родах. [35] Хотя девочки и мальчики появляются на винных кувшинах , связанных с праздником Антестерии ранней весной , изображения мальчиков встречаются гораздо чаще. [48]

Семейная жизнь

[ редактировать ]
Фотография греческого горшка, оформленного в краснофигурном стиле и изображающего женщину в колеснице, запряженной упряжкой лошадей.
Брак считался важнейшей частью жизни свободной афинской женщины. Эта шкатулка, известная как пиксис , использовалась для хранения женских украшений или косметики и украшена сценой свадебного шествия.

Основная роль свободных женщин в классических Афинах заключалась в том, чтобы выйти замуж и родить детей. [46] Акцент на браке как способе сохранения семьи посредством деторождения изменился по сравнению с архаичными Афинами, когда (по крайней мере, среди влиятельных лиц) браки были направлены не только на сохранение семьи, но и на установление полезных связей. [51] Афинские женщины обычно впервые выходили замуж за мужчин гораздо старше, примерно в четырнадцать лет. [52] [53] До этого за ними присматривал их ближайший родственник-мужчина , который отвечал за выбор их мужа; [примечание 2] [55] невеста не имела особого права голоса в этом решении. [56] Поскольку классический афинский брак был связан с рождением детей, которые могли наследовать имущество своих родителей, [57] женщины часто выходили замуж за родственников. [55] Особенно это касалось женщин, у которых не было братьев ( эпиклероев ), ближайший родственник которых мужского пола имел право первым жениться на ней. [58]

Брак чаще всего включал обручение ( энге ), прежде чем невеста была отдана новому мужу и кириосу ( экдос ). [59] Менее распространенная форма брака, практиковавшаяся в случае эпиклероев , требовала решения суда ( эпидикасия ). [60] Афинские женщины выходили замуж с приданым , которое должно было обеспечить им средства к существованию. [61] В зависимости от семьи приданое могло составлять до 25 процентов семейного богатства. [62] Дочери даже из самых бедных семей, очевидно, имели приданое на десять мин . Богатые семьи могли обеспечить гораздо большее приданое; Сестра Демосфена , например, имела приданое в два таланта (120 мин ). [63] Приданое обычно состояло из движимого имущества и денег, хотя иногда включалась и земля. [62]

Лишь в исключительных обстоятельствах приданое могло отсутствовать, поскольку его отсутствие могло быть истолковано как доказательство того, что законного брака не было. [42] Иногда на приданое могли не обращать внимания, если семейные связи невесты были очень благоприятными; Каллиас Сообщается, что женился на Эльпинике , дочери знатного Филаида , чтобы присоединиться к этой семье, и был достаточно богат, так что отсутствие ее приданого не беспокоило его. [64]

Замужние женщины несли ответственность за повседневное ведение домашнего хозяйства. Вступая в брак, они брали на себя ответственность за благополучие семьи мужа и здоровье ее членов. [65] Их основными обязанностями были рождение детей, воспитание и уход за ними, ткачество и изготовление одежды. [66] Они также должны были отвечать за уход за больными членами семьи, присмотр за рабами и обеспечение достаточного количества еды в доме. [67]

В классических афинских браках муж или жена могли по закону инициировать развод. [46] Ближайший родственник женщины мужского пола (который был бы ее кириосом , если бы она не была замужем) также мог сделать это, по-видимому, даже вопреки желанию пары. [68] После развода муж должен был вернуть приданое или платить 18 процентов годовых, чтобы женщина могла продолжать зарабатывать на жизнь и она могла снова выйти замуж. [64] Если на момент развода были дети, они оставались в доме отца и он оставался ответственным за их воспитание. [69] Если женщина совершила прелюбодеяние , ее муж по закону был обязан развестись с ней. [70] Женатый эпиклерос [примечание 3] разведется, чтобы выйти замуж за своего ближайшего родственника. [70]

Уединение

[ редактировать ]

Услышав, что мальчик был у меня дома, он пришел туда ночью в пьяном виде, выломал двери и проник в женские комнаты: внутри были моя сестра и мои племянницы, жизнь которых была так устроена, что им стыдно чтобы их видели даже их родственники.

Лисий против Симона §6 [72]

В классических Афинах женщины в идеале оставались отдельно от мужчин. [52] Эта идеология разделения была настолько сильна, что участник иска ( Лисий « против Симона ») мог заявить, что его сестра и племянницы стыдились находиться в присутствии своих родственников-мужчин, в качестве доказательства того, что они респектабельны. [73] Некоторые историки приняли эту идеологию как точное описание того, как афинские женщины жили своей жизнью; У. Б. Тиррел, например, сказал: «Внешняя дверь дома — граница для свободных женщин». [74] Однако даже в древности было признано, что многие афиняне не могли практиковать идеологию разделения. В «Политике» Аристотель задавался вопросом: «Как можно запретить женам бедняков выходить на улицу?» [75]

Идеал, согласно которому респектабельные женщины должны оставаться вне поля зрения общественности, был настолько укоренен в классических Афинах, что простое наименование женщины-гражданки могло стать источником стыда. [6] Жрицы были единственной группой женщин, освобожденной от этого правила. [76] Фукидид писал в своей «Истории Пелопоннесской войны» : «Великая честь принадлежит той, чья репутация среди мужчин наименьшая, будь то похвала или порицание». [77] Женщин идентифицировали по их отношениям с мужчинами, [78] что могло бы создать путаницу, если бы две сестры назывались дочерью (или сестрой) одного и того же мужчины. [79] В выступлениях в суде, где положение женщины часто является ключевым моментом (особенно в делах о наследстве), ораторы, похоже, намеренно избегали их названия. [80] Хотя Демосфен говорит о своей матери и сестре в пяти дошедших до нас речах, касающихся его наследства, ни одна из них никогда не упоминается; в его дошедших до нас работах названы только 27 женщин по сравнению с 509 мужчинами. [81] Использование женского имени - как в случае с Неэрой и Фано в Аполлодора речи против Нееры - было истолковано как подразумевающее, что она не заслуживает уважения. [79] Джон Гулд писал, что женщин, упомянутых в классическом афинском ораторском искусстве, можно разделить на три группы: женщины с низким статусом, оппоненты говорящего, [примечание 4] и покойный. [81]

Хотя респектабельные афинские женщины должны были держаться подальше от внимания общественности, такие обязанности, как приносить воду из фонтана на краю агоры, вынуждали их покидать дом.

На практике только богатые семьи смогли реализовать эту идеологию. [83] Женские обязанности заставляли их часто выходить из дома – например, за водой из колодца или стиркой одежды. Хотя в богатых семьях могли быть рабыни, чтобы свободные женщины могли оставаться в доме, но у большинства из них не было достаточного количества рабов, чтобы вообще помешать свободным женщинам уйти. [84] По мнению Гулда, даже афинские женщины, вынужденные работать вне дома по экономическим причинам, имели бы концептуальную (если не физическую) границу, не позволяющую им взаимодействовать с посторонними мужчинами. [85] Напротив, Костас Влассопулос утверждал, что некоторые районы Афин (например, агора ) были «свободными пространствами», где женщины и мужчины могли взаимодействовать. [86]

Даже самые респектабельные гражданские женщины появлялись в ритуальных случаях (в первую очередь на фестивалях, жертвоприношениях и похоронах), где они общались с мужчинами. [87] Фесмофория , , важный праздник Деметры который был доступен только женщинам, был организован и проведен афинскими гражданками. [88] Афинские женщины также рисковали выходить на улицу в светских мероприятиях. Дэвид Коэн пишет: «Одним из самых важных занятий женщин было посещение друзей или родственников или помощь им». [88] и даже богатые женщины, которые могли позволить себе проводить всю свою жизнь в помещении, вероятно, социально взаимодействовали с другими женщинами на улице в дополнение к религиозным и ритуальным мероприятиям, когда их видели на публике. [89] По мнению Д. М. Шапса (цитируя Коэна), идеология разделения в классических Афинах поощряла женщин оставаться дома, но необходимая внешняя деятельность преодолела бы ее. [90]

Идеология женского уединения, возможно, распространилась и внутри дома. Литературные данные, по-видимому, позволяют предположить, что в афинских домах были отдельные мужские и женские помещения . [91] В «Об убийстве Эратосфена » Евфилет говорит, что женские помещения расположены выше мужских. [92] Ксенофонта в то время как в «Оэкономике» они находятся на том же уровне, что и мужские помещения, но «отделены запертой дверью». [93] Однако археологические данные свидетельствуют о том, что эта граница не была так жестко определена, как предполагают литературные данные. Лиза Неветт , например, утверждала, что афинские женщины на самом деле ограничивались пребыванием в «женских покоях» только тогда, когда их посещали мужчины, не состоящие в родстве с ними. [91]

[ редактировать ]

Юридический статус женщин в Афинах прекрасно обозначен единственной записью под словом «женщины» в указателе к Афинскому закону Харрисона i: там написано просто «женщины, инвалидность».

- Джон Гулд, «Закон, обычаи и миф: аспекты социального положения женщин в классических Афинах» [68]

Жители Афин делились на три класса: афиняне, метеки и рабы. [94] Каждый из этих классов имел разные права и обязанности: например, афинян нельзя было сделать рабами, а метиков — можно. [95] Николь Лоро пишет, что афинские женщины не считались гражданками. [96] Однако это не является общепринятым. Ева Кантарелла с этим не согласна, утверждая, что оба греческих слова, обозначающие гражданство, aste и politis , использовались для обозначения афинских женщин. [97] Жозин Блок утверждает, что военная и политическая служба не были предварительным условием получения гражданства; вместо этого, говорит она, именно участие в культовой жизни полиса делало человека гражданином. [98] Таким образом, по мнению Блока, афинские мужчины и женщины считались гражданами. [99] Точно так же Синтия Паттерсон говорит, что, хотя английское слово «гражданин» означает разделение политических и судебных прав, эквивалентные классические афинские концепции больше касались «быть членом афинской семьи». Таким образом, она утверждает, что английских слов «гражданин» и «гражданство» лучше избегать при обсуждении классических афинских концепций. [100]

Остатки бемы , или трибуны оратора, на Пниксе в Афинах. Афинским женщинам было запрещено принимать участие в собрании . проходившем здесь

Афинские женщины имели некоторые серьезные юридические ограничения по сравнению с их коллегами-мужчинами. Подобно рабам и метикам , им было отказано в политической свободе. [101] быть исключенным из судов и Собраний . [102] В некоторых случаях, если видели, как женщины комментировали участие своего мужа в политике, им делали выговор. Предположения об этом можно увидеть в пьесе Аристофана под названием «Лисистрата» . Права метических женщин были ближе к правам метических мужчин. Женщины -метики платили только 6 драхм в год подушного налога по сравнению с 12 драхмами, которые платили их коллеги-мужчины. [примечание 5] и не проходили военную службу, но в остальном их законные права и обязанности были такими же, как и у метиков- мужчин . [103]

В афинских судах присяжные состояли исключительно из мужчин. [104] Афинские женщины не могли выступать в качестве истцов; их представляли их кирио или, если он был на другой стороне спора, любой человек, который пожелал. [105] По словам Саймона Голдхилла , «афинский суд, похоже, крайне не желал допускать присутствия женщин в гражданском пространстве самого суда». [106] Однако женщины-метики, очевидно, могли выступать в суде от своего имени и инициировать судебные иски. [95]

В политической сфере мужчины входили в Ассамблею и занимали политические посты. [107] Хотя афинским женщинам формально было запрещено участвовать в демократическом процессе, Костас Влассопулос пишет, что они были бы подвергнуты политическим дебатам на агоре . [108] Кроме того, некоторые афинские женщины, похоже, действительно занимались общественными делами, несмотря на их формальное отстранение от политической арены. [109] Плутарх в своей «Жизни Перикла » рассказывает две истории о публичных действиях Эльпиники. Однажды, говорит он, она раскритиковала Перикла за то, что тот вел войну против других греческих городов; [110] в другой раз она умоляла его не преследовать ее брата Кимона по обвинению в государственной измене. [111]

До принятия Перикла закона о гражданстве в 451–450 годах любой ребенок, отец которого был афинянином, считался афинским гражданином. [1] Блок предполагает, что в этот период по закону можно было также считать ребенка афинским гражданином через афинскую мать, даже при отце-негражданине, хотя она признает, что это было бы исключением. [112] Однако другие историки с этим не согласны — К.Р. Уолтерс, например, открыто отвергает такую ​​возможность, утверждая, что без отца-гражданина у ребенка не было возможности попасть в дему или фратрию . [113] Блок предполагает, что вместо этого ребенка могли зачислить в дему и фратрию деда по материнской линии. [112] После принятия закона о гражданстве Перикла, который требовал, чтобы оба родителя были афинянами, чтобы ребенок считался афинским гражданином, важность афинских женщин, похоже, возросла, хотя они не получили никаких юридических прав. [114]

Религия была единственной сферой общественной жизни, в которой женщины могли свободно участвовать; [115] по словам Кристофера Кэри, это была «единственная область греческой жизни, в которой женщина могла приблизиться к влиянию мужчины». [116] Религиозная деятельность женщин, включая ответственность за несение траура на похоронах [117] и участие в женской и смешанной культовой деятельности были неотъемлемой частью афинского общества. [118] Как афинские, так и неафинские женщины участвовали в общественной религиозной деятельности. Например, контролируемые государством Элевсинские мистерии были открыты для всех грекоязычных людей, мужчин и женщин, как свободных, так и несвободных. [119]

Культ Афины

[ редактировать ]
Фотография части фриза Парфенона, на которой изображены пять девушек в профиль.
Панафинея была самым важным религиозным праздником Афин, и считается, что на фризе Парфенона изображена Великая процессия Панафинеи. В этом разделе главная девушка несет курильницу; те, кто позади нее, несут кувшины для возлияний.

Культ Афины Полиас (одноименной богини города) занимал центральное место в афинском обществе, укрепляя мораль и поддерживая социальную структуру. [66] Женщины играли ключевую роль в культе; жрица Афины была положением огромной важности, [120] и жрица могла использовать свое влияние для поддержки политических позиций. Согласно Геродоту , перед Саламинской битвой жрица Афины поощряла эвакуацию Афин, сообщая афинянам, что священная Афина змея (жившая на Акрополе) уже ушла. [120]

Самым важным праздником Афины в Афинах была Малая Панафинея , проводившаяся ежегодно и открытая для представителей обоих полов. [120] Мужчины и женщины, по-видимому, не были разделены во время процессии, ведущей животных, принесенных в жертву к алтарю, самой религиозно значимой части фестиваля. [120] Метики , как мужчины, так и женщины, также принимали участие в панафинейском шествии. [121] хотя она и была подчинена роли афинян. [122] В процессии молодые знатные девушки ( канефорои ) несли священные корзины. Девушки должны были быть девственницами; По мнению Помроя, помешать избранию кандидата означало поставить под сомнение ее доброе имя. [123] Сообщается, что сестра Гармодия была отвергнута как канефор сыновьями Писистрата , что спровоцировало его убийство Гиппарха . [124]

Каждый год афинские женщины ткали новый пеплос для деревянной статуи Афины. Каждые четыре года на Великой Панафинее пеплос предназначался для гораздо большей статуи Афины и мог использоваться как парус. [125] Задание начали две девочки, выбранные из числа детей в возрасте от семи до одиннадцати лет, а завершили другие женщины. [124]

Женские фестивали

[ редактировать ]

Женщины могли принимать участие почти во всех религиозных праздниках в классических Афинах, но некоторые важные фестивали были доступны только женщинам. [126] Самым важным женским праздником была Фесмофория , обряд плодородия Деметры , который соблюдали замужние дворянки. Во время фестиваля женщины оставались на три дня в святилище Деметры на вершине холма, проводя обряды и празднуя. [127] Хотя конкретные ритуалы Фесмофорий неизвестны, свиней приносили в жертву и хоронили; останки тех, кого принесли в жертву в прошлом году, были предложены богине. [128]

Большинство женских праздников были посвящены Деметре. [129] но некоторые фестивали (в том числе Браурония и Аррефория ) чествовали других богинь. Оба этих фестиваля были обрядами посвящения, в ходе которых девочки становились взрослыми женщинами. В Брауронии девственниц перед замужеством посвящали Артемиде Брауронской ; [127] в «Аррефории» девушки ( Arrephoroi ), проведшие предыдущий год в служении Афине, покинули Акрополь проходом возле участка Афродиты , неся корзины, наполненные неизвестными им предметами. [130]

Афинский фестиваль Великого Дионисия включал пять дней драматических представлений в Театре Диониса , а Ленайя в рамках фестиваля проводила драматический конкурс. Разрешалось ли женщинам посещать театр во время этих фестивалей, было предметом длительных споров среди классиков. [примечание 6] во многом вращалось вокруг того, считался ли театр религиозным или гражданским мероприятием. [132]

Джеффри Хендерсон пишет, что в театре присутствовали женщины, ссылаясь на «Законы Платона» и «Горгий» , в которых говорится, что драма адресована мужчинам, женщинам и детям. [133] Хендерсон также упоминает более поздние истории об афинском театре, такие как рассказ о том, что Евменид Эсхила напугал женщин в зале, доведя их до выкидыша. [134] Другие свидетельства присутствия женщин в театре в Афинах включают отсутствие сохранившихся запретов на их посещение и важность женщин в афинских ритуалах, особенно связанных с Дионисом. [132]

По словам Саймона Голдхилла, доказательства принципиально неубедительны. [135] Голдхилл пишет, что театр можно рассматривать как социальное и политическое событие, аналогичное Ассамблее и залу суда, и женщины, возможно, были исключены. [136] Дэвид Кавалко Роселли пишет, что, хотя точка зрения Голдхилла ценна, он недостаточно учитывает ритуальную цель театра. [136] Если бы женщины посещали театр, они могли сидеть отдельно от мужчин. [137]

Частная религия

[ редактировать ]
Фотография, показывающая детали афинской вазы. Женщина оставляет гирлянду на могиле.
В классических Афинах женщины должны были посещать могилы с подношениями, как показано в этом лекифе .

Наряду с основными религиозными ритуалами на уровне общины женщины играли важную роль в домашней религии. Они были особенно важны при праздновании обрядов посвящения, особенно свадеб, родов и похорон. [126] Женщины принимали участие в ряде частных ритуалов подготовки и празднования брака. Они также играли важную роль в похоронах и траурных ритуалах. [138]

Перед замужеством девушки посвящали Артемиде зачастую детские игрушки и пряди волос. [139] Вместе с Артемидой девушки приносили добрачные жертвы Гее и Урану , Эриниям и Мойрам , а также своим предкам. [140] Перед свадьбой невеста была принято купаться; кувшины, называемые лутрофороями для черпания воды использовались , и многие из них впоследствии были посвящены нимфам . [141] Например, в святилище нимфы на южном склоне Акрополя в Афинах множество фрагментов лутрофороев было обнаружено с надписью на них слова «Нимфа» . [141]

В классический период законы определяли, какие женщины могли оплакивать на похоронах; скорбящие должны были быть двоюродными братьями или более близкими родственниками умершего. [142] Женщины повлияли на организацию похорон: оратор в «Исее в поместье Кирона» объяснил, что он согласился с желанием своей бабушки относительно того, как будет похоронен его дедушка. [143] Эта обязанность продолжалась и после похорон, и женщины регулярно посещали могилы членов семьи, чтобы принести подношения. [138] Могилу обычно посещали через три, девять, тридцать дней и год после похорон. [144] На изображениях аттических лекитоев изображены женщины, приносящие подношения могиле. [145]

Экономическая деятельность

[ редактировать ]

Экономическая власть афинских женщин была ограничена законом. Историки традиционно считали, что древнегреческие женщины, особенно в классических Афинах, не имели экономического влияния. [146] Афинским женщинам было запрещено заключать контракт на сумму, превышающую медимнос ячменя , которого было достаточно, чтобы прокормить среднюю семью в течение шести дней. [147] Однако известно, что по крайней мере в одном случае афинянка имела дело со значительно большей суммой. [148] а Дебора Лайонс пишет, что существование такого закона «недавно оказалось под вопросом». [149] Несмотря на это, нет никаких свидетельств того, что афинские женщины владели землей или рабами (двумя наиболее ценными формами собственности). [150]

Фотография краснофигурной вазы, на которой изображены две женщины, стирающие одежду.
Фотография краснофигурной вазы, на которой изображена женщина, продающая еду.
Ожидалось, что респектабельные свободные женщины будут заниматься домашними делами, такими как стирка одежды (слева); на самом деле многие работали (справа).

Хотя афинским женщинам по закону не разрешалось распоряжаться большими суммами денег, у них часто было большое приданое, которое поддерживало их на протяжении всей жизни. [64] Доход от приданого мог быть значительным. Чем больше приданое женщины по сравнению с богатством ее мужа, тем большее влияние она имела в семье, поскольку она сохраняла приданое в случае развода пары. [151] Афинские женщины также могли приобретать имущество по наследству, если они были ближайшими выжившими родственниками. [примечание 7] [153] но не мог по договору приобретать или распоряжаться имуществом. [150]

Респектабельные афинские женщины оставались отдельно от посторонних мужчин, а афинские граждане считали работу гражданок унизительной. [154] но женщины (свободные и несвободные) засвидетельствованы как работающие на различных должностях. Женщины, занятые профессиями, являющимися продолжением работы по дому, например, текстильной работой и стиркой, [155] и те, кто не связан с домашними делами: сапожники, позолотчики, ткачи сетей, гончары и конюхи. [156]

Некоторые афинские гражданки были торговцами. [157] а афинский закон запрещал критиковать кого-либо (мужчину или женщину) за торговлю на рынке. [88] [примечание 8] Женщины также ходили бы на рынок за товарами; [159] хотя у богатых женщин были рабы, которых они могли отправлять с поручениями, более бедные женщины сами ходили на рынок. [160]

Проституция

[ редактировать ]
Фотография аттической краснофигурной вазы, на которой изображена лежащая женщина.
Фотография аттической краснофигурной вазы, на которой изображена флейтистка и гости-мужчины на симпозиуме.
Поскольку солидные афинские женщины не могли присутствовать на симпозиумах, гостей развлекали проститутки. Слева гетера играет в пьющую игру коттабос ; справа флейтист (который помимо музыкальных развлечений часто оказывал сексуальные услуги) играет, а гости-мужчины смотрят. Изображение слева — из киликса , а справа — из кратера ; оба могли быть использованы на симпозиуме.

В классических Афинах женская проституция была законной, хотя и позорной, и проституция облагалась налогом. [161] Проститутки в Афинах были либо « порнаи », либо гетайраи («товарищи», эвфемизм для проституции высшего класса). [161] Хотя многие из них были рабами или метиками (говорят, что государственные бордели, укомплектованные рабами, были частью реформ Солона ), [162] Женщины афинского происхождения также работали в сфере секс-торговли в Афинах. [163] Порнай, очевидно, взимал от одного до шести оболов за каждый половой акт; [164] гетайры с большей вероятностью получали подарки и услуги от своих клиентов, что позволяло им поддерживать иллюзию, что им не платят за секс. [165]

часто нанимали проституток Хозяева симпозиумов в качестве развлечения для гостей, как видно на краснофигурных вазах . Проституток также изображали на чашках для питья в качестве кинозвезд для мужских развлечений. [166] Танцующие девушки и музыканты, выступающие на симпозиумах, могли подвергнуться сексуальному насилию; в Аристофана комедии « Фесмофориазусы » с танцовщицей обращаются как с проституткой, и Еврипид берет с охранника одну драхму за секс с ней. [167]

Гетайры могли быть самыми независимыми, богатыми и влиятельными женщинами в Афинах. [168] и мог бы построить долгосрочные отношения с богатыми и влиятельными мужчинами. [169] Самые успешные гетераи были свободны в выборе клиентов. [170] а иногда становились наложницами своих бывших клиентов. [163]

Афинские проститутки, вероятно, совершали детоубийство чаще, чем замужние гражданки; [171] Сара Помрой предполагает, что они предпочли бы дочерей, которые могли бы стать проститутками, сыновьям. Некоторые проститутки также покупали рабов и обучали брошенных детей этой профессии. [171]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Например, Марк Голден отмечает, что аргумент Энгеля в равной степени применим и к другим доиндустриальным обществам, в которых, как известно, практиковалось детоубийство женского пола, и поэтому не может быть действительным. [39]
  2. ^ Когда женщина выходила замуж, ее новым куриосом становился муж . Его власть над женой распространялась до права выбрать вдове нового мужа по своему завещанию. [54]
  3. ^ Например, если у человека умер сын, как в случае с речью Исея против Аристарха , его дочь могла стать эпиклерос. [71]
  4. Гулд отмечает, что женщины, связанные с политическим оппонентом, являются «явным продолжением первой категории», то есть женщин с низким статусом. [81] Например, в случае «Аполлодора против Неэры» оратор утверждает, что Фано — дочь бывшей проститутки Нееры. Использование им ее имени — это риторическая стратегия, направленная на то, чтобы побудить присяжных считать ее позорной. [82]
  5. ^ Этот подушный налог, известный как метойкион , платился только метиками ; большинство афинских граждан не платили налогов.
  6. Мэрилин Кац говорит, что самый ранний комментарий по этому вопросу датируется 1592 годом, в Исаака Кейсобона издании Теофраста » «Характеристики . [131]
  7. ^ За исключением эпиклероев , чьи сыновья унаследовали, причем линия наследования передавалась через их мать. [152]
  8. ^ Стивен Джонстон выступает за чтение рукописи [Демосфена] 59.67. Если он прав, то возможность женщин иметь дело с мужчинами, работая торговцами на рынке, и не быть обвиненными в прелюбодеянии, похоже, также защищена законом. [158]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осборн 1997 , с. 4
  2. ^ Винклер 1989 , с. 19
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гулд 1980 , с. 39
  4. ^ И 1925 , с. 6
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гулд 1980 , с. 38
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винклер 1989 , с. 5
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Помрой 1994 , с. х
  8. ^ Помрой 1994 , стр. 93–94.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Помрой 1994 , с. 59
  10. ^ И 1925 , с. 10
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фоксхолл 2013 , с. 18
  12. ^ Гагарин 2003 , с. 198
  13. ^ Джонстон 2002 , с. 230, н. 3
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бомонт 2012 , с. 13
  15. ^ Фоксхолл 2013 , с. 20
  16. ^ Фоксхолл 2013 , с. 4
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фоксхолл 2013 , с. 6
  18. ^ Артур 1976 , с. 382
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холл 1994 , с. 367
  20. ^ Фоксхолл 2013 , с. 7
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейли 1994 , с. 26
  22. ^ Фоксхолл 2013 , стр. 7–8
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кац 2000 , с. 505
  24. ^ Винклер 1989 , с. 3
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фоксхолл 2013 , с. 12
  26. ^ Милнор 2000 , с. 305
  27. ^ Фоксхолл 2013 , с. 14
  28. ^ Бельман 2003 , с. 564
  29. ^ Помрой 1994 , с. 58
  30. ^ Фоксхолл 2013 , с. 8
  31. ^ И 1925 , с. 1
  32. ^ Помрой 1994 , стр. 58–59.
  33. ^ Бомонт 2012 , с. 5
  34. ^ Бомонт 2012 , с. 7
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гирлянда 2013 , с. 208
  36. ^ Помрой 1994 , с. 69
  37. ^ Английский 1980 , с. 112
  38. ^ Паттерсон 1985 , с. 107
  39. ^ Золотой 1981 , с. 318
  40. ^ Паттерсон 1985 , с. 104
  41. ^ Гроссман 2007 , с. 314
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Noy 2009 , p. 407
  43. ^ Гарланд 2013 , с. 209
  44. ^ Гарланд 2013 , с. 210
  45. ^ Помрой 1994 , с. 68
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Помрой 1994 , с. 62
  47. ^ Помрой 1994 , с. 74
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Окли, 2013 , стр. 166–167.
  49. ^ Гроссман 2007 , с. 315
  50. ^ Гарланд 2013 , с. 207
  51. ^ Осборн 1997 , с. 28
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дувр 1973 , с. 61
  53. ^ Лионс 2003 , с. 126
  54. ^ Гулд 1980 , с. 44
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Помрой 1994 , с. 64
  56. ^ Бэйкуэлл 2008 , с. 103
  57. ^ Дэвис 1992 , с. 289
  58. ^ Помрой 1994 , с. 61
  59. ^ Камен 2013 , стр. 91–2.
  60. ^ Камен 2013 , с. 92
  61. ^ Фоксхолл 1989 , с. 32
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кантарелла 2005 , с. 247
  63. ^ Каппарис 1999 , стр. 268–269
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Помрой 1994 , с. 63
  65. ^ Фантэм и др. 1994 , с. 101
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гулд 1980 , с. 51
  67. ^ Ксенофонт, Оэкономик , 7.35–7.37.
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гулд 1980 , с. 43
  69. ^ Помрой 1994 , с. 65
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кон-Хафт 1995 , с. 3
  71. ^ Исей 10.4.
  72. ^ Лисий 1930 , с. 75
  73. ^ Лисий 3.6.
  74. ^ Коэн 1989 , с. 7
  75. ^ Аристотель, Политика , 1300a.
  76. ^ Паттерсон 1987 , с. 53
  77. ^ Фукидид, История Пелопоннесской войны 2.45.2. Пер. Шапс 1977 , с. 323
  78. ^ Noy 2009 , p. 399
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Noy 2009 , p. 405
  80. ^ Шапс 1977 , с. 323
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гулд 1980 , с. 45
  82. ^ Noy 2009 , p. 401
  83. ^ Дувр 1973 , с. 69
  84. ^ Коэн 1989 , стр. 8–9.
  85. ^ Гулд 1980 , с. 48
  86. ^ Влассопулос 2007 , с. 42
  87. ^ Льюис 2002 , с. 138
  88. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коэн 1989 , с. 8
  89. ^ Коэн 1989 , с. 9
  90. ^ Шапс 1998 , с. 179
  91. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Наступил 2013 год , с. 90
  92. ^ Лисий 1.9
  93. ^ Ксенофонт, Оэкономик 9.5.
  94. ^ Акригг 2015 , с. 157
  95. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паттерсон 2007 , с. 170
  96. ^ Лоро 1993 , с. 8
  97. ^ Кантарелла 2005 , с. 245
  98. ^ Блок 2009 , с. 160
  99. ^ Блок 2009 , с. 162
  100. ^ Паттерсон 1987 , с. 49
  101. ^ Родос 1992 , с. 95
  102. ^ Шапс 1998 , с. 178
  103. ^ Паттерсон 2007 , стр. 164–166.
  104. ^ Гагарин 2003 , с. 204
  105. ^ Шапс 1998 , с. 166
  106. ^ Голдхилл 1994 , с. 360
  107. ^ Кац 1998b , с. 100
  108. ^ Влассопулос 2007 , с. 45
  109. ^ Паттерсон 2007 , стр. 172–173.
  110. ^ Плутарх, Перикл , 28.
  111. ^ Плутарх, Перикл , 10.
  112. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блок 2009 , с. 158
  113. ^ Уолтерс 1983 , с. 317
  114. ^ Рой 1999 , с. 5
  115. ^ Дувр 1973 , стр. 61–62.
  116. ^ Кэри 1995 , с. 414
  117. ^ Лисий 1.8.
  118. ^ Гулд 1980 , стр. 50–51.
  119. ^ Помрой 1994 , стр. 76–77.
  120. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Помрой 1994 , с. 75
  121. ^ Розелли 2011 , с. 169
  122. ^ Акригг 2015 , с. 166
  123. ^ Помрой 1994 , стр. 75–76.
  124. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Помрой 1994 , с. 76
  125. ^ Помрой 2002 , с. 31
  126. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фоксхолл 2005 , с. 137
  127. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Буркерт 1992 , с. 257
  128. ^ Буркерт 1992 , с. 252
  129. ^ Диллон 2002 , с. 191
  130. ^ Буркерт 1992 , стр. 250–251.
  131. ^ Кац 1998a , с. 105
  132. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розелли 2011 , с. 164
  133. ^ Хендерсон 1991 , с. 138
  134. ^ Хендерсон 1991 , с. 139
  135. ^ Голдхилл 1997 , с. 66
  136. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Розелли 2011 , с. 165
  137. ^ Хендерсон 1991 , с. 140
  138. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фантэм и др. 1994 , с. 96
  139. ^ Диллон 2002 , с. 215
  140. ^ Диллон 2002 , с. 217
  141. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Диллон 2002 , с. 219
  142. ^ Диллон 2002 , с. 271
  143. ^ Фантэм и др. 1994 , стр. 78–79.
  144. ^ Диллон 2002 , с. 282
  145. ^ Диллон 2002 , с. 283
  146. ^ Лионс 2003 , с. 96
  147. ^ Помрой 1994 , с. 73
  148. ^ Демосфен 41.8.
  149. ^ Лионс 2003 , с. 104
  150. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осборн 1997 , с. 20
  151. ^ Фоксхолл 1989 , с. 34
  152. ^ Шапс 1975 , с. 53
  153. ^ Шапс 1975 , с. 54
  154. ^ Брок 1994 , с. 336
  155. ^ Брок 1994 , стр. 338–339.
  156. ^ Брок 1994 , с. 342
  157. ^ Джонстон 2002 , с. 253
  158. ^ Джонстон 2002
  159. ^ Джонстон 2002 , с. 247
  160. ^ Помрой 1994 , стр. 79–80.
  161. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каппарис 1999 , с. 5
  162. ^ Помрой 1994 , с. 57
  163. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кантарелла 2005 , с. 251
  164. ^ Хамель 2003 , стр. 6–7.
  165. ^ Хамель 2003 , стр. 12–13.
  166. ^ Фантэм и др. 1994 , с. 116
  167. ^ Дувр 1973 , с. 63
  168. ^ Каппарис 1999 , с. 4
  169. ^ Каппарис 1999 , с. 6
  170. ^ Хамель 2003 , с. 13
  171. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Помрой 1994 , с. 91

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Акригг, Бен (2015). «Метика в Афинах». В Тейлоре, Клэр; Влассопулос, Костас (ред.). Сообщества и сети в древнегреческом мире . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198726494 .
  • Артур, Мэрилин Б. (1976). «Классика». Знаки . 2 (2): 382–403. дои : 10.1086/493365 . S2CID   225091578 .
  • Бэйкуэлл, Джеффри (2008). «Запрет на брак: «Неайра» 16 и супруги Метики в Афинах». Классический журнал . 104 (2).
  • Бомонт, Лесли А. (2012). Детство в древних Афинах: иконография и социальная история . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9780415248747 .
  • Бельман, Ли (2003). «От древних к викторианским культурным исследованиям: оценка Фуко». Викторианская поэзия . 41 (4): 559–569. дои : 10.1353/vp.2004.0001 . S2CID   143691079 .
  • Блок, Жозин Х. (2009). «Закон Перикла о гражданстве: новый взгляд». Historia: Журнал древней истории . 58 (2).
  • Брок, Роджер (1994). «Женский труд в классических Афинах» . Классический ежеквартальный журнал . 44 (2): 336–346. дои : 10.1017/S0009838800043809 .
  • Буркерт, Уолтер (1992). «Афинские культы и фестивали». В Льюисе, Дэвид М.; Бордман, Джон; Дэвис, Дж. К.; и др. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. V (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521233477 .
  • Кантарелла, Ева (2005). «Гендер, сексуальность и право». У Гагарина, Михаил; Коэн, Дэвид (ред.). Кембриджский справочник по греческому праву . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521521598 .
  • Кэри, Кристофер (1995). «Изнасилование и прелюбодеяние в афинском праве». Классический ежеквартальный журнал . 45 (2): 407–417. дои : 10.1017/S0009838800043482 .
  • Коэн, Дэвид (1989). «Уединение, разделение и положение женщин в классических Афинах». Греция и Рим . 36 (1): 3–15. дои : 10.1017/S0017383500029284 .
  • Кон-Хафт, Луи (1995). «Развод в классических Афинах». Журнал эллинистических исследований . 115 : 1–14. дои : 10.2307/631640 . JSTOR   631640 .
  • Дэвис, Дж. К. (1992). «Общество и экономика». В Льюисе, Дэвид М.; Бордман, Джон; Дэвис, Дж. К.; и др. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. V (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521233477 .
  • Диллон, Мэтью (2002). Девушки и женщины в классической греческой религии . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0415202728 .
  • Довер, KJ (1973). «Классическое греческое отношение к сексуальному поведению». Аретуза . 6 (1).
  • Энгельс, Дональд (1980). «Проблема детоубийства женского пола в греко-римском мире». Классическая филология . 75 (2): 112–120. дои : 10.1086/366548 . ПМИД   11614351 . S2CID   31968702 .
  • Фэнтем, Элейн; Фоли, Хелен Пит; Кампен, Натали Боймел; Помрой, Сара Б.; Шапиро, Х. Алан (1994). Женщины в классическом мире: образ и текст . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195067279 .
  • Фоксхолл, Лин (1989). «Домохозяйство, пол и собственность в классических Афинах» . Классический ежеквартальный журнал . 39 (1): 22–44. дои : 10.1017/S0009838800040465 .
  • Фоксхолл, Лин (2005). «Освобожденная Пандора: феминистская критика истории сексуальности Фуко ». В Корнуолле, Андреа; Линдисфарн, Нэнси (ред.). Вывих мужественности . Лондон: Рутледж. ISBN  0203393430 .
  • Фоксхолл, Лин (2013). Изучение гендера в классической античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521553186 .
  • Гагарин, Михаил (2003). «Рассказывание историй в афинском праве». Труды Американской филологической ассоциации . 133 (2): 197–207. дои : 10.1353/apa.2003.0015 . S2CID   159972377 .
  • Гарланд, Роберт (2013). «Дети в афинской религии». У Эванса Граббса, Джудит; Паркин, Тим (ред.). Оксфордский справочник по детству и образованию в классическом мире . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199781546 .
  • Голден, Марк (1981). «Разоблачение девушек в Афинах». Феникс . 35 . дои : 10.2307/1087926 . JSTOR   1087926 .
  • Голдхилл, Саймон (1994). «Представление демократии: женщины в Великой Дионисии». В Осборне, Робин; Хорнблауэр, Саймон (ред.). Ритуал, финансы, политика: отчеты афинской демократии, представленные Дэвиду Льюису . Уоттон-андер-Эдж: Clarendon Press. ISBN  9780198149927 .
  • Голдхилл, Саймон (1997). «Аудитория афинской трагедии». В Истерлинге, ЧП (ред.). Кембриджский компаньон греческой трагедии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521412452 .
  • Гомме, AW (1925). «Положение женщин в Афинах в пятом и четвертом веках». Классическая филология . 20 (1): 1–25. дои : 10.1086/360628 . S2CID   161225008 .
  • Гулд, Джон (1980). «Закон, обычаи и миф: аспекты социального положения женщин в классических Афинах» . Журнал эллинистических исследований . 100 : 38–59. дои : 10.2307/630731 . JSTOR   630731 .
  • Гроссман, Джанет Бернетт (2007). «Вечно молодой: исследование изображений детей на классических аттических погребальных памятниках». Добавки гесперии . 41 .
  • Хейли, Шелли П. (1994). «Классические клише». Женское обозрение книг . 12 (1): 26–27. дои : 10.2307/4021927 . JSTOR   4021927 .
  • Холл, Эдит (1994). «Обзор: Древние женщины». Классический обзор . 44 (2): 367. дои : 10.1017/s0009840x00289415 .
  • Хамель, Дебра (2003). Суд над Неайрой: правдивая история скандальной жизни куртизанки в Древней Греции . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300107630 .
  • Хендерсон, Джеффри (1991). «Женщины и афинские драматические фестивали». Труды Американской филологической ассоциации . 121 .
  • Джонстон, Стивен (2002). «Апология рукописи Демосфена 59.67». Американский журнал филологии . 123 (2).
  • Камен, Дебора (2013). Статус в классических Афинах . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691138138 .
  • Каппарис, Константинос А. (1999). «Аполлодор против Неайры» с комментариями . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN  9783110163902 .
  • Кац, Мэрилин (1998a). «Посещали ли женщины древних Афин театр в восемнадцатом веке». Классическая филология . 93 (2): 105–124. дои : 10.1086/449382 . S2CID   161587459 .
  • Кац, Мэрилин (1998b). «Женщины, дети и мужчины». В Картледже, Пол (ред.). Кембриджская иллюстрированная история Древней Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521481960 .
  • Кац, Мэрилин (2000). «Сапфо и ее сестры: женщины в Древней Греции». Знаки . 25 (2): 505–531. дои : 10.1086/495449 . S2CID   144365160 .
  • Льюис, Сиан (2002). Афинская женщина: Иконографический справочник . Лондон: Рутледж. ISBN  9780415232357 .
  • Лоро, Николь (1993). Дети Афины: афинские представления о гражданстве и разделении полов . Перевод Левина, Кэролайн. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691037622 .
  • Лайонс, Дебора (2003). «Опасные дары: идеологии брака и обмена в Древней Греции». Классическая античность . 22 (1): 93–134. дои : 10.1525/ca.2003.22.1.93 .
  • Лисий (1930). Лисий . Перевод Лэмба, WRM Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674992696 .
  • Милнор, Кристина (2000). «Обзор: переосмысление сексуальности». Классический мир . 93 (3).
  • Ной, Дэвид (2009). «Дочь Ниеры: дело об афинской краже личных данных?». Классический ежеквартальный журнал . 59 (2): 398–410. дои : 10.1017/S0009838809990073 . S2CID   170103229 .
  • Окли, Джон Х. (2013). «Дети в архаическом и классическом греческом искусстве: обзор». У Эванса Граббса, Джудит; Паркин, Тим (ред.). Оксфордский справочник по детству и образованию в классическом мире . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199781546 .
  • Осборн, Робин (1997). «Закон, демократический гражданин и представительство женщин в классических Афинах». Прошлое и настоящее . 155 : 3–33. дои : 10.1093/прошлое/155.1.3 .
  • Паттерсон, Синтия Б. (1985). « «Не стоит выращивать»: причины заражения младенцев в Древней Греции». Труды Американской филологической ассоциации . 115 .
  • Паттерсон, Синтия (1987). «Хай Аттикай: Другие афиняне». В Скиннере, Мэрилин Б. (ред.). Спасение Креусы: новые методологические подходы к женщинам в древности . Лаббок, Техас: Издательство Техасского технологического университета. ISBN  9780896721494 .
  • Паттерсон, Синтия (2007). «Другие сорта: рабы, иностранцы и женщины в Афинах Перикла». В Сэммонсе, Лорен Дж. II (ред.). Кембриджский спутник эпохи Перикла . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521807937 .
  • Помрой, Сара Б. (1994). Богини, шлюхи, жены и рабыни: женщины в классической древности . Лондон: Пимлико. ISBN  9780712660549 .
  • Помрой, Сара Б. (2002). Спартанские женщины . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195130676 .
  • Роудс, Пи Джей (1992). «Афинская революция». В Льюисе, Дэвид М.; Бордман, Джон; Дэвис, Дж. К.; и др. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. V (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521233477 .
  • Роселли, Дэвид Кавалко (2011). Народный театр: зрители и общество в древних Афинах . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  9780292744776 .
  • Рой, Дж. (1999). « Полис и Ойкос в классических Афинах». Греция и Рим . 46 (1): 1–18. дои : 10.1017/S0017383500026036 .
  • Шапс, ДМ (1975). «Женщины в греческом праве о наследовании». Классический ежеквартальный журнал . 25 (1): 53–57. дои : 10.1017/S0009838800032894 .
  • Шапс, ДМ (1977). «Женщина, которую меньше всего упоминают: этикет и женские имена». Классический ежеквартальный журнал . 27 (2): 323–330. дои : 10.1017/S0009838800035606 .
  • Шапс, ДМ (1998). «Что было свободным в свободной афинской женщине?». Труды Американского филологического общества . 128 .
  • Влассопулос, Костас (2007). «Свободные пространства: идентичность, опыт и демократия в классических Афинах» . Классический ежеквартальный журнал . 57 (1): 33–52. дои : 10.1017/S0009838807000031 .
  • Уолтерс, КР (1983). «Закон Перикла о гражданстве». Классическая античность . 2 (2): 314–336. дои : 10.2307/25010801 . JSTOR   25010801 .
  • Винклер, Джон Дж. (1989). Ограничения желания: антропология пола и гендера в Древней Греции . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9780415901239 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с древними афинскими женщинами, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f6d5569ed3b9a96304ed3238f286415__1715239800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/15/8f6d5569ed3b9a96304ed3238f286415.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in classical Athens - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)