Женщины в Иордании
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Общая статистика | |
---|---|
Материнская смертность (на 100 000) | 46 (2017) |
Женщины в парламенте | 12% (2021) |
Женщины старше 25 лет со средним образованием | 69% (2021) |
Женщины в рабочей силе | 17,5% (2021) |
Индекс гендерного неравенства [1] | |
Ценить | 0.471 (2021) |
Классифицировать | 118 место из 191 |
Глобальный индекс гендерного разрыва [2] | |
Ценить | 0.639 (2022) |
Классифицировать | 122 место из 146 |
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
Политический, социальный и экономический статус женщин в Иордании варьировался в зависимости от правовых, традиционных, культурных и религиозных ценностей того времени. Права и опыт женщин в Иордании также зависят от других факторов, таких как класс, место происхождения, религия и другие факторы, такие как семья. [3] Эти влияния также различаются в зависимости от региона: каждый из бедуинов, друзов и чеченцев имеет свои собственные культурные традиции и привычки. В последние годы произошли значительные изменения в участии женщин в политике, а также в более активном участии в искусстве и спорте. В глобальном индексе гендерного разрыва Иордания заняла 131 место из 156 стран в 2021 году. [4] Сюда входят экономическое участие и возможности, участие в рабочей силе и неравенство в оплате труда за аналогичную работу. [4]
Движение за права женщин в Иордании имеет долгую и богатую историю: такие организации, как Союз иорданских женщин, выступают за образование женщин, политические права и правовые реформы. В последние годы Иордания провела правовые реформы, направленные на улучшение прав женщин, хотя в рабочей силе сохраняются значительные препятствия на пути к гендерному равенству. [5]
Насилие в отношении женщин по-прежнему остается серьезной проблемой в Иордании: в некоторых общинах распространено домашнее насилие, сексуальные домогательства и убийства чести. Усилия по решению этой проблемы затрудняются отсутствием правовой защиты и культурой безнаказанности преступников. [6]
Женщины и политика в Иордании
[ редактировать ]Политическим правам женщин в Иордании, а также высоким ролям и позициям, которые женщины могут занимать в государстве, уделяется особое внимание в иорданском законодательстве, это четко прописано в правовых основах. [7] Прямо сейчас иорданские женщины имеют право голоса, а также право баллотироваться на высокие должности. Женщины имеют право участвовать в политических партиях с 1992 года согласно Закону о политических партиях. [8] Однако женщины по-прежнему недостаточно представлены, поскольку партии не прилагают усилий для набора женщин. [9]
Политическое представительство
[ редактировать ]Действующая правовая база
[ редактировать ]Нынешняя действующая основа прав женщин в Иордании включает Конституцию Иордании, кодекс гражданского состояния, Закон о личном статусе и международное право, касающееся прав человека . Традиционные и культурные идеалы женственности также влияют на то, как к женщинам относятся и относятся к ним в Иордании. [10] Однако иорданские женщины не получили права голоса до 1974 года. Это было довольно поздно для региона, где многие другие страны предоставили женщинам избирательное право к 1967 году. [11]
Конституция Иордании была написана в 1952 году и гласит, что «все иорданцы равны перед законом. Это включает в себя то, что мужчины и женщины равны перед законом, и что женщины больше не будут подчиняться мужчинам, и что не будет никакой дискриминации в правах». или обязанности. Часть «равная по закону» указана в статье 6. [12] Между ними не должно быть никакой дискриминации в отношении их прав и обязанностей по признаку расы, языка или религии». [10] Многие конституционные положения подтверждают основные права и политическое представительство для всех. В качестве еще одного примера статья 22 гласит, что каждый иорданец имеет равные возможности быть назначенными на государственную должность и занимать ее, и что такие назначения «должны производиться на основе заслуг и квалификации». [13] Поправка, внесенная в январе 2003 года, ввела систему квот в иорданском парламенте, и, хотя в конституции существовал религиозный прецедент для парламентских мест, выделение мест для женщин было новым явлением и показало, что правительство признает и хочет разрушить барьеры, с которыми женщины сталкиваются при баллотировании на посты. . [13] Временный уголовный кодекс смягчает меры наказания для мужчин, совершающих насильственные действия в отношении женщин в контексте «чести» (см. ниже: «Насилие на гендерной почве»). Однако за последнее десятилетие в кодекс были внесены поправки. Хотя первоначальный закон позволял мужчинам самостоятельно применять закон, новая поправка оставила наказание и вынесение приговора на усмотрение судебной системы штата. [13] В Трудовом и Уголовном кодексах нет положений, защищающих женщин от сексуальных домогательств . Иордания является членом многих международных организаций основные права человека . , которые гарантируют женщинам [14]
Национальная хартия 1990 г.
[ редактировать ]Национальная хартия Иордании была принята в 1991 году. В хартии уделялось внимание политической системе Иордании, включая свободные и справедливые выборы. Это было полезно для равенства женщин Иордании в государственной системе. Хартия также фокусируется на защите прав человека и свобод человека и, следовательно, является улучшением для всех, но особенно и для женщин. Его можно рассматривать как основу для прав человека и, следовательно, для улучшения прав женщин.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации
[ редактировать ]Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (также называемая CEDAW) была конвенцией Генеральной Ассамблеи ООН. Он был принят в 1979 году. [15] Эту конвенцию подписали многие страны, включая Иорданию в 1980 году, а Иордания ратифицировала Конвенцию в 1992 году. [16] Эта Конвенция обеспечила полное гендерное равенство для мужчин и женщин. Это включало равные возможности в политической и общественной жизни и на работе в целом. [17] Эта конвенция значительно улучшила ситуацию с правами женщин. Страны, подписавшие эту конвенцию, юридически обязаны применять ее на практике в своей стране. [18] Конвенция также включала улучшения в области равенства брака, обязанностей детей и свободы выбора.
Представительство на выборных должностях
[ редактировать ]
Хотя участие женщин в иорданском парламенте за последнее десятилетие выросло, оно все еще остается низким. Несмотря на закон 1974 года, дающий женщинам право проводить избирательные кампании и занимать государственные посты, немногие иорданские женщины сегодня мотивированы или чувствуют себя комфортно баллотироваться на политические посты, и еще меньше избираются и в конечном итоге служат. [19] В 2016 и 2020 годах глобальная инициатива «Сестричество» в Иордании запустила программу под названием «Взгляд на женщин» для мониторинга активности женских политических кампаний и их восприятия. [20] [21] Нынешний король Иордании, Его Величество король Абдалла II , принял закон, требующий введения квоты на количество женщин в парламенте. [22] С момента установления квоты 15 из 130 мест в нижней палате парламента последовательно и успешно закрепляются за женщинами. Однако на выборах 2013 года женщины получили 19 мест. [23]
Доктор Алия Мохаммед Оде Абу Тайе был видным членом Сената Иордании, активно внося свой вклад в законодательные процессы страны. Будучи сенатором, она представляет интересы своих избирателей и участвует в разработке политики и принятии решений, которые формируют будущее Иордании. Ее положение в качестве сенатора было результатом ее приверженности государственной службе и преданности решению социальных проблем. [24] Избрание доктора Абу Тайе сенатором имеет важное значение в контексте представительства женщин в политической сфере Иордании.
Достижения д-ра Абу Тайе на посту женщины-сенатора демонстрируют прогресс, достигнутый в расширении участия женщин в процессах принятия политических решений в Иордании. Ее избрание подчеркивает важность продвижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин на руководящих должностях. На выборах 2020 года за женщинами было зарезервировано 15 мест, и было избрано именно это число (опять же из 130 мест). [25] Женщины-кандидаты составляли 20,5% из 1674 человек, баллотировавшихся на пост парламента в 2020 году; в конечном итоге они получили 11,5% мест. [25]
Королева Иордании Рания использовала свое положение и власть для поддержки прав женщин . [26] Ее семья имеет палестинское происхождение (ее отец был из Тулькарма , мать из Наблуса ), она родилась и выросла в Кувейте . [26] Рания высокообразованна; она получила степень делового администрирования в Американском университете в Каире (1991 г.) и до того, как выйти замуж за короля Абдаллу II в январе 1993 г., работала банкиром. [26] Будучи королевой, Рания защищала права женщин, доступ к образованию, экологические проблемы и развитие сильных иорданских общин. В марте 2008 года она запустила видеоблог в рамках своих усилий по разрушению стереотипов об арабах и развитию диалога с Западом. [26]
Иорданская национальная комиссия по делам женщин
[ редактировать ]Миссия Иорданской национальной комиссии по делам женщин (JNCW) состоит в том, чтобы «поддерживать учет гендерного равенства во всех областях политики и сокращать разрыв между формальным признанием прав женщин, как указано в законодательстве, и реальным отношением общества к женщинам посредством улучшения статуса». женщин и повышения их роли в национальном развитии». [27] Они работают над выравниванием социального, политического и экономического статуса женщин в Иордании, предлагая законы и изучая существующую политику в отношении прав женщин. [26] JNCW также тесно сотрудничает с различными государственными учреждениями и НПО в надежде на расширение и развитие своей организации. В 1996 году кабинет министров Иордании сделал JNCW официальным правительственным «ориентиром» по всем вопросам, касающимся женщин; теперь он подчиняется непосредственно премьер-министру . JNCW превратился в квазиправительственное учреждение, ответственное в значительной степени за разработку национальной политики в отношении прав женщин и экономического развития. [28] Ее Королевское Высочество принцесса Басма является нынешним президентом, а ее возглавляла покойный генеральный секретарь Асма Хадер , известный юрист-феминистка и бывший министр культуры , которая также была генеральным директором Иорданского сестричества - Глобального института (SIGI). [29] Ее сменит нынешний генеральный секретарь Маха Али . [30]
Гендерное равенство в Иордании
[ редактировать ]Гендерное равенство имеет большие преимущества, и половина иорданцев это понимает. Однако для достижения этой цели по-прежнему необходимы дополнительные усилия, поскольку только 18 процентов активно участвуют в достижении этого. [31] Женщины сталкиваются с рядом проблем, связанных с их полом в Иордании, включая семейные роли, культурные нормы, недостаточную представленность, юридические проблемы и опеку мужчин. [31] Однако 29 процентов считают, что в Иордании к мужчинам и женщинам уже относятся полностью равно. [31]
Социальное представительство
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]
В Иордании сохраняется самый высокий уровень грамотности женщин на Ближнем Востоке — 98,1%. [32] [33] Большинство иорданских женщин грамотны и высокообразованы; различия в карьерных ожиданиях в зависимости от пола, как правило, проистекают из культурных традиций, а не из-за того факта, что женщины не так достойны, как мужчины. [34] Женское образование в Иордании также занимает первое место в регионе MENA. [35]
Конституционные положения подтверждают основные права всех иорданских граждан на образование . Статья 20 делает начальное образование обязательным для всех иорданцев и бесплатным в государственных школах. [13] Это положение развито и усилено в Законе об образовании . Правительство Иордании тратит 3,2% своего ВВП на образование (2021 г.), [36] а с 1980 года уровень грамотности женщин в Иордании увеличился с 69,2% до 91% (2002 г.), до 97,4% (2012 г.) и, наконец, до 98,1% (2021 г.). [32]
Зачисление женщин в школы всех уровней является высоким, и иорданские женщины имеют самое большое среднее количество лет обучения по сравнению с женщинами как в Кувейте , так и в Бахрейне . Хотя по состоянию на 2005 год мужчины в Иордании получали образование на 1,7 года больше, чем женщины в Иордании, эта разница считается очень незначительной для региона. [37] Процент отсева не является чрезмерным. Женщины, которые бросают учебу, заявляют, что их основной причиной (на различных уровнях) является брак и их обязанности по дому, в то время как бросающие учебу мужчины говорят, что делают это в первую очередь для того, чтобы получить работу и помочь своим семьям зарабатывать деньги. [37]
Одобрение семьи образования женщины имеет решающее значение. Когда более бедная семья не может отправить в школу более одного ребенка, мальчик, скорее всего, получит образование, а девочка, как ожидается, сосредоточится на навыках ведения домашнего хозяйства, и это коренится в гендерном неравенстве. [38] Хотя женщины имеют доступ к базовому образованию, доступ к техническому обучению ограничен, поскольку ожидается, что женщины будут изучать темы, которые напрямую связаны с их доминирующей ролью жены и матери, например, искусство, гуманитарные науки и преподавание (2005). [39] В иорданских учебниках присутствуют чрезмерные гендерные стереотипы. [37]
Иорданские женщины активно занимаются образованием уже более столетия: первой женщиной, которая преподавала курсы в средней школе в Иордании, была Зайнаб Абу Гнейма в 1922 году. [40] Феминистские курсы были впервые введены в Иорданском университете Рулой Куавас , которая также ранее была основательницей и директором Университетского центра женских исследований. [41] [42] [43]
Королева Иордании Рания поддерживает образование всех детей в Иордании с помощью своего фонда «Фонд образования и развития королевы Рании», основанного в 2013 году. [44] Фонд помогает в исследованиях и разработках в области образования в Иордании и недавно обнаружил, что в Иордании именно девочки имеют наибольший процент образования по сравнению с мальчиками, что привело к обратному гендерному разрыву. [45] Королева Рания также является защитником ЮНИСЕФ и была почетным глобальным председателем Инициативы ЮНИСЕФ по образованию девочек при Организации Объединенных Наций в 2009 году. [46]
Работа
[ редактировать ]Существуют конституционные положения, подтверждающие основные права иорданских граждан на труд. Ничто в исламе , религии большинства в Иордании, не запрещает женщинам делать это. [47] В Конституции говорится: «Труд – это право всех граждан», «Работа зависит от способностей» и «Все иорданцы равны перед законом». [48] Не будет никакой дискриминации между иорданцами в отношении прав и обязанностей по признаку расы , языка или религии ». [48] Законы о труде дополнительно разъясняют Конституцию: «Под иорданцами подразумеваются как мужчины, так и женщины». [48] Трудовой кодекс определяет рабочего/работника/служащего как «каждого человека, мужчину или женщину, который выполняет работу за вознаграждение». В Конституции утверждается, что правительство «обеспечивает работу и образование в пределах своих возможностей, а также обеспечивает состояние спокойствия и равные возможности всем иорданцам». [48] Труд является «правом каждого гражданина», и «государство должно предоставлять возможности для работы всем гражданам, направляя национальную экономику и повышая ее стандарты». Иорданское трудовое законодательство защищает женщин от потери работы во время беременности и предоставляет им помощь по уходу за детьми . [10] В то время как сами законы способствуют справедливости и равенству, традиционные идеалы мужественности и женственности и « патриархальный характер правовой системы » способствуют заметному отсутствию женщин на рабочем месте и неравенству, с которым они сталкиваются, оказавшись там. [48]
Гендерное неравенство в Иордании сегодня также связано с традиционными гендерными ролями, которые укоренились в иорданской культуре. «В основе барьеров для участия женщин в рабочей силе лежат традиционные взгляды, которые придают большое значение роли женщин в частной сфере и в семье, что важно в иорданском обществе». [10] Эти стереотипы основаны на представлениях о том, что: «(а) мужчины и женщины биологически различаются и что эти биологические различия определяют их социальную функцию; (б) мужчины и женщины несут разные и взаимодополняющие обязанности в семье; и (в) они имеют разные но справедливые права, связанные с этими обязанностями». [10]
«Традиционная парадигма» иорданского гендера предполагает, что женщины рано вступят в брак и будут вносить свой вклад в семью в качестве домохозяйки, жены и матери. [10] Предполагается, что мужчина будет отвечать за домашнее хозяйство и обеспечивать свою семью финансово. Женщины как жены и матери воспринимаются как уязвимые и нуждающиеся в защите, которую должен обеспечить муж. Обязанность мужчин защищать своих жен и детей считается достаточным оправданием для осуществления ими власти над женщинами во всех сферах принятия решений, как в общественной, так и в частной сфере. Благодаря этой традиционной парадигме взаимодействие и представительство женщины в политике и обществе опосредованы ее мужем. [10] Хотя эта парадигма в некоторой степени существует во всем мире, она особенно заметна в Иордании, поскольку она стала институционализированной и пронизывает правовую базу.

Безработица , неполная занятость , различия в заработной плате и профессиональная сегрегация являются четырьмя основными факторами в экономике, влияющими на уровень занятости женщин. [49] Что касается безработицы, 15% мужчин являются безработными, 25% женщин являются безработными и 82% молодых женщин в возрасте 15–29 лет являются безработными. [49] Женщины частично заняты, поскольку их, как правило, нанимают меньше, чем мужчин с более низким уровнем образования, поскольку значительная часть иорданской экономики традиционно закрыта для женщин. [34] Менее образованные мужчины часто занимают больше рабочих мест, в то время как женщины зачастую более образованы, что приводит к тому, что многие женщины соглашаются на работу, требующую более низкого образования, чем они есть. Дискриминация в оплате труда в Иордании ничем не отличается от любой другой страны мира, но в сочетании с традиционными и культурными факторами – такими как ответственность за частную сферу (семью и дом) – женщины вытесняются с рабочей силы. [50] Законодательство Иордании предполагает, что жены должны быть послушны своим мужьям, поскольку мужчины финансово поддерживают семью, и если она непослушна, ее муж может прекратить финансовую поддержку. [51] Кроме того, мужчины взяли на себя право запрещать своим женам работать, и иорданские суды поддержали эти законы. [51] Более того, поскольку убийства чести происходят постоянно и в настоящее время их число растет, у женщин меньше мотивации покидать безопасные дома. [52] Законы Иордании, касающиеся убийств чести, по-прежнему позволяют судам снисходительно относиться к преступникам. [52]
Профессиональная сегрегация существует во всех аспектах иорданской рабочей силы, поскольку присутствует как вертикальная, так и горизонтальная сегрегация. [53] Вертикальная сегрегация относится к концепции « стеклянного потолка» , когда женщины концентрируются на низкооплачиваемых и низкоранговых должностях и не могут пробиться на более высокие уровни. Горизонтальная сегрегация возникает, когда некоторые профессии более интенсивны для женщин. Например, больше иорданских мужчин являются государственными служащими и занимают высокопоставленные должности, в то время как иорданские женщины сосредоточены на должностях среднего звена. Последствия ограниченного экономического развития женщин и низкого участия женщин в рабочей силе приводят к низкой загрузке национального производственного потенциала ( по оценкам Всемирного банка , в настоящее время он находится на половине своего потенциала), снижению среднего дохода домохозяйства и снижению ВВП на душу населения . [53] Самая большая проблема на пути равного вовлечения женщин в трудовую деятельность — это преодоление традиционного отношения к женщинам и их ожидаемым обязанностям как матери и жены. [34] Изменение отношения неизбежно приведет к изменению «гендерных законов» и роли женщин как домохозяек. [54]
В июле 2021 года министр СМИ Иордании Сахер Дудин призвал к совместным государственным и частным усилиям по расширению экономических прав и возможностей женщин, поскольку, согласно отчету, опубликованному Департаментом статистики, женщины в Иордании составляют 15 процентов от общей численности рабочей силы. [55]
Домашние рабочие-мигранты в Иордании
[ редактировать ]По оценкам, в Иордании трудоустроено один миллион рабочих-мигрантов (хотя документально подтверждено только около трети), и подавляющее большинство из них составляют женщины, приехавшие из Филиппин , Бангладеш , Шри-Ланки и Уганды . [56] [57] Эти женщины часто отправляют денежные переводы обратно в свои страны в качестве источника семейного дохода. Многие работники работают по системе « Кафала » (спонсорство), которая широко используется для регулирования отношений между работодателями и работниками, в том числе ставит правовой статус работников в стране в полную зависимость от работодателей. Практику Кафалы критикуют многие, в том числе Международная организация труда , иорданская правозащитная неправительственная организация «Тамкин» и ООН. [58] [59] Международная федерация домашних работников (основана в 2009 г.) работает с сетями в Иордании, чтобы обеспечить достойные условия труда, хотя многие женщины-мигранты в конечном итоге полагаются на поддержку неформальных сетей. [56] В 2009 году Иордания, как единственная страна в регионе, приняла домашних работников-мигрантов в соответствии со своим национальным трудовым законодательством. [60] Однако система Кафалы до сих пор конкретно не упоминается в этих законах, а это означает, что она не решила проблемы неравенства для домашних рабочих-мигрантов. [33]
Формальное нетворкинг
[ редактировать ]Благотворительное общество Исламского центра в Иордании является примером того, как иорданские женщины из среднего класса могут общаться и обмениваться опытом. Вместо того, чтобы функционировать как традиционная «благотворительная организация», эти исламские благотворительные учреждения основаны на более социальной основе. [61] Хотя они официально не связаны с государством, они влияют на страну как в социальном, так и в политическом плане.
Другие общественные группы в Иордании, такие как Иорданский хашимитский фонд , поощряют женщин создавать свои собственные комитеты, участвовать в местных выборах и создавать небольшие кооперативы, состоящие только из женщин. Когда многие из этих инициатив начались в 1980-х годах, они встретили заметное сопротивление со стороны общественных лидеров, причем некоторые из них угрожали закрыть женские комитеты в своем районе. [62]
В сфере искусства Коллектив иорданских женщин-художниц , созданный в 2020 году предпринимателем из музыкального сектора Майс Сахли , входит в число организаций, занимающихся продвижением иорданских женщин в творческих отраслях.
Еще одной важной женской фигурой в официальных сетях в Иордании снова стала королева Рания. Вместе со своим фондом она организует множество инициатив в области образования, прав женщин и прав детей. [44] Королева Рания показывает, что она предана своему народу и вкладывает средства в улучшение жизни своих подданных, пытаясь открыть Иорданию для современных влияний с помощью своего предпринимательства. [63] Как женщина с высоким статусом в Иордании, королева Рания зарекомендовала себя не просто как первая леди, жена короля и мать; но также быть женщиной, которая включена в свое общество и вносит в него свой вклад. [63]
Спорт
[ редактировать ]Дима и Лама Хаттаб (31 декабря 1980 г.) — сестры-близнецы из Иордании, признанные в первую очередь первыми женщинами-ультмарафонцами на Ближнем Востоке, принявшими участие в гонке на выносливость Marathon des Sables . [64] Дима и Лама Хаттаб столкнулись с трудностями при поиске спонсорской помощи у крупных компаний Иордании из-за отсутствия поддержки спортивных мероприятий. Несмотря на трудности, они полны решимости доказать миру способности арабских женщин. [65] Камар Маджали , возглавляющий женскую федерацию велоспорта, признает, что, хотя в Иордании нет дискриминации женщин в спорте, обеспечить спонсорство для спортсменок чрезвычайно сложно.
Маджали объясняет, что компании, как правило, не решаются спонсировать женщин, поскольку убеждены, что женщины вряд ли добьются успеха в спортивных соревнованиях. [65] Однако, в отличие от некоторых других арабских стран, женщины, добившиеся успехов в спорте в Иордании, не подвергаются критике. Если близнецы достигнут своих целей, они присоединятся к избранной группе арабских женщин, получивших известность благодаря спорту, таких как принцесса Хайя , жена шейха Мохаммеда бен Рашеда, наследного принца Дубая. [65] Принцесса Хайя является самой молодой арабской спортсменкой, участвовавшей в конном спорте, и первой арабской женщиной и членом арабской королевской семьи, принявшей участие в Олимпийских играх. [65]
Самооборона для борьбы за права женщин
[ редактировать ]Для женщин, желающих научиться постоять за себя и защитить себя, работают специализированные залы по самообороне и боевым искусствам. [66] Ее основала Лина Халифе, и она утверждает, что это оказывает большое влияние на жизнь женщин. Это поможет женщинам защититься от физического насилия со стороны мужчин.
ИСКУССТВО
Женщины в Иордании внесли значительный вклад в мир искусства, продемонстрировав свою силу и возможности посредством художественного самовыражения. На недавней выставке в галерее Zara под названием «Нежные линии силы» были представлены работы четырех местных художниц. [67] Их картины передали красоту, чувствительность и тайну женщин, отражая их уверенность, страсть и любопытство. С помощью различных художественных стилей и техник эти художники передавали эмоции, бросали вызов социальным нормам и вдохновляли зрителей. Их произведения прославляют стойкость женщин и способствуют более широкому признанию творческих усилий женщин в Иордании. [67]
С помощью различных художественных средств, таких как живопись, скульптура и перформанс, эти женщины бросают вызов социальным нормам и переопределяют традиционные гендерные роли. [68] Их произведения искусства служат мощным инструментом самовыражения, активизма и социальных комментариев. Восстановив общественные пространства и включив феминистские взгляды в свои работы, эти художницы оказали глубокое влияние на городскую среду. [68] Их искусство не только решает социальные проблемы, но также стимулирует диалог и способствует инклюзивности внутри сообщества. Художественные начинания иорданских женщин охватывают широкий спектр тем, включая расширение прав и возможностей женщин, культурную самобытность и социальную справедливость. Благодаря своим уникальным взглядам и повествованиям эти художники вносят свой вклад в яркую и разнообразную художественную сцену Иордании. [68]
Семейные права
[ редактировать ]Свадьба
[ редактировать ]Иорданские мужья определяют способность своих жен использовать гарантированные конституцией права на труд и другую общественную деятельность. Иорданское законодательство и культура предполагают, что мужчины имеют определенный контроль над своими женами, чтобы выступать посредниками в их взаимодействии с общественностью. Мужчины ожидают, что их жены будут послушными, потому что они работают, чтобы поддержать семью материально. [51] Некоторые поправки откладывают это «право собственности» на молодых девушек. Например, парламент Иордании увеличил возраст вступления в брак до 18 лет как для мальчиков, так и для девочек, поскольку предыдущий закон устанавливал возраст вступления в брак на уровне 16 лет для мальчиков и 15 лет для девочек, что способствовало ранним бракам и последующему отказу от школы для женатых. девушки. [14]
Развод
[ редактировать ]Иорданские женщины, желающие подать на развод, должны сделать это через религиозные суды, также известные как шариатская судебная система. [69] существуют различия в толковании и применении закона о разводе Однако в исламских судах Ближнего Востока . В частности, разводы в Иордании часто игнорируют права женщин и оставляют женщин ни с чем, если их не поддерживают их семьи. Иорданские женщины часто неохотно подают на развод, поскольку существует серьезная культурная стигма в отношении разводящихся иорданских женщин, поскольку этих женщин обвиняют в том, что они допустили распад брака и предали семью. [69]
В последние годы, начиная с 2010 года, правительство работало над решением проблемы в судебной системе, изменяя судебную систему и предлагая больше прав женщинам. [69] Например, «разработан новый закон, который заставит мужчин платить алименты в течение трех лет вместо шести месяцев, как это было раньше». [70] Поскольку мужчины имеют право развестись и перестать содержать своих жен, если они «непослушны», другой закон создал обязательный фонд для разведенных женщин, гарантирующий им компенсацию от бывшего мужа. [71]
Дети
[ редактировать ]Отец отвечал за имущество , содержание и образование детей, а мать отвечала за «физический уход и воспитание» детей. [72] Хотя отец считался «естественным опекуном », в случае развода родителей опеку брала на себя мать. [73] Однако сегодня дети «принадлежат» обоим родителям, а мать обычно остается дома, чтобы воспитывать детей.
Свойство
[ редактировать ]Хотя исследования женщин и их прав собственности свидетельствуют о том, что исламские суды «поддержали права женщин на собственность», женщины в Иордании по закону владеют и наследуют меньше, чем их родственники-мужчины. [74] На протяжении всей истории и до сих пор, когда женщины владели и унаследовали собственность, на них часто и сильно оказывали давление, заставляя их отдать свою землю членам семьи мужского пола. [71] В результате менее четырех процентов всей собственности в Иордании принадлежит женщинам. [74]
Гендерное насилие
[ редактировать ]Справочная информация
[ редактировать ]В арабском мире домашняя и рабочая сферы остаются очень разделенными, и дискуссии о правах женщин продолжаются. Многие институты, которых больше нет в США, все еще существуют в Иордании , например, отсутствие доступа к образованию для женщин в арабском мире . В 1988 году Обследование труда и безработицы показало, что 22% иорданских женщин были студентками и не менее 76% женщин были домохозяйками. [75] Кроме того, женщины часто начинают работать в Иордании в очень молодом возрасте, многие из которых не имеют образования. [75] Ожидается, что большинство иорданских женщин либо останутся в своем семейном доме, либо выйдут замуж и будут жить со своими мужьями, контролируя свои дома, пока их мужей нет. [75] Почти все женщины в Иордании экономически зависят от мужчин в своей жизни, что делает их более уязвимыми к насилию в своих домах. [75]
В Иордании дом женщины может оказаться для нее самым опасным местом. Большая часть насилия в отношении женщин в Иордании происходит в семье и совершается людьми, которые большую часть времени непосредственно связаны с жертвой. Текущие исследования показывают, что насилие в семье может совершаться разными способами: от словесных оскорблений до инцеста . [75] Однако самым крайним из всех являются убийства чести , когда женщин, подозреваемых в отклонении от норм, навязанных обществом, убивают, чтобы восстановить честь мужчины. [75] Иорданское общество часто считают неопатриархатом в том смысле, что на властные отношения влияет не только пол , но также класс, клан или власть, которой может обладать ваша семья. [75] Убийства чести — это способ социального контроля , использующий страх для удержания женщин в подчиненном положении для сохранения своей власти и чести.
Убийства чести
[ редактировать ]Преступления против чести — это акты насилия, совершаемые членами семьи в отношении женщин, которые, как считается, каким-то образом опозорили семью. Женщины могут «позорить» свою семью, участвуя в « супружеской неверности , добрачном сексе и флирте » или подвергаясь изнасилованию. [6] Уголовный кодекс Иордании сегодня по-прежнему включает положения, которые оправдывают преступления во имя чести, предоставляя правонарушителю снисходительность в наказании. О многих из этих убийств не сообщается, но каждый год члены семьи убивают десятки женщин, чтобы «восстановить честь». [6] Убийства чести происходят на Ближнем Востоке и во всем мире. Отчеты Комиссии ООН по правам человека об убийствах чести в Бангладеш , Великобритании , Бразилии , Эквадоре , Египте , Индии , Израиле , Италии , Иордании , Пакистане , Марокко , Швеции , Турции и Уганде показывают, что эта практика «проходит сквозь культуры и между религиями». [6]
Изменить законодательство (особенно статью 340 Уголовного кодекса Иордании) было сложно, поскольку насилие в отношении женщин традиционно считалось «частным делом», а не «ответственностью государства». [76] Фактически, при поддержке короля Абдаллы и королевы Рании проводится общенациональная кампания по защите прав женщин, направленная на изменение статьи 340, которая предоставляет снисхождение в иорданских судах виновным в убийствах чести. [76]
Статья 340 (а)
[ редактировать ]Иорданский закон защищает правонарушителей, совершивших убийство во имя чести, в соответствии со статьей 340 А. Закон гласит: «Любой мужчина, который убивает или нападает на свою жену или любую из своих родственниц в процессе прелюбодеяния или в «незаконной постели», получает выгоду от снижение штрафа». [77] В статью 340 А были внесены поправки в 2001 году после того, как многие настаивали на внесении поправок в закон, и она привлекла дополнительное внимание после того, как Союз женщин Иордании основал первую горячую линию по вопросам насилия в семье. Рана Хусейни , уважаемый иорданский журналист и активист, также повлияла на изменение законодательства, освещая в СМИ убийства чести. В 1999 году во дворце были отменены семейные и племенные способы решения вопросов, связанных с честью. Убийства чести теперь являются серьезным делом, которое передается в уголовный суд. Несмотря на многочисленные попытки отклонить эту поправку со стороны Избираемой нижней палаты парламента в 1999 и 2000 годах, к 2001 году статья 340 А была изменена, чтобы включить женщин, что сделало ее нейтральной с гендерной точки зрения. Это стало возможным только после приостановки работы нижней палаты в конце 2001 года, что позволило принять поправку. По данным Хьюман Райтс Вотч, «в случае со статьей 340 «временный» закон скорее был изменен, чем отменен: мужья больше не будут освобождаться от ответственности за убийство неверных жен, а вместо этого обстоятельства будут рассматриваться как доказательства для смягчения наказания. И , в очевидной попытке успокоить сторонников отмены, смягчение было распространено как на женщин, так и на мужчин». [77]
Статья 98
[ редактировать ]Статья 98 гласит, что «преступник будет освобожден от наказания за убийство, если его преступное деяние было вызвано «состоянием крайнего гнева в ответ на противоправное и серьезное действие со стороны потерпевшего». [78] Этот закон смягчает наказание преступнику и может приговорить его к тюремному заключению всего на 6 месяцев. В крайних случаях минимальный срок увеличивается только до года. [77] Статья 98 работает, когда есть даже незначительные доказательства противоправного действия, вызывающего приступ ярости. «Этот закон требует смягчения наказания для преступника (любого пола), который совершает преступление в «состоянии сильной ярости [или «приступе ярости»] в результате противоправного и опасного действия со стороны жертвы». может быть от догадки до фактического доказательства события. Если преступник отбывает назначенное наказание в течение срока судебного разбирательства, его можно отпустить на свободу после суда. [77]
Случаи
[ редактировать ]Один из случаев убийства чести в Иордании произошел в лагере беженцев Хусейн 1 сентября 2002 года, где 21-летняя Суад была убита своим 19-летним братом Раедом. [79] В судебных документах, показаниях свидетелей и заявлениях защиты говорится, что Суад состояла в отношениях со своим соседом Махмудом. Эти отношения привели к беременности, и Суад в конце концов обратилась в Отдел защиты семьи из-за болей в животе. [79] Родители Суад были проинформированы о беременности Отделом защиты семьи, а брат Суад, Раед, прибыл в семейный дом 31 августа, не подозревая о беременности. Соседи родителей Суада по прибытии назвали Раеда «братом проститутки», что побудило родителей Раеда сообщить Рааеду о беременности Суада. [79] Сообщается, что Раид подошел к Суаду и спросил о беременности, на что Суад ответила, заявив, что она «свободна делать со своим телом и жизнью все, что пожелает». [79]
На следующее утро около 5:30 Раед вошел в комнату Суад и задушил ее веревкой, после чего сдался властям. Позже Раед показал, что он убил свою сестру, потому что «никто, имеющий честь, не допустит, чтобы его сестра запятнала репутацию его семьи». В одном из писем адвоката судье было написано, что Суад «заслуживает смерти, поскольку внебрачная беременность находится за пределами каких-либо религиозных или моральных соображений». [79] Адвокат также пытался убедить судью применить статью 98, в которой говорится, что лица, совершившие убийство чести, могут получить смягченное наказание, если будет доказано, что они находятся в «состоянии великой ярости, приводящем к противоправным и опасным действиям со стороны жертвы». " [79] Судья объявил преступлением убийство, а не умышленное убийство, согласно статье 326 Уголовного кодекса, а также применил статью 98, чтобы предоставить Раиду смягченное наказание на один год, заявив, что он потерял «контроль над своими действиями» в его бешеное состояние. [79]
В 2017 году в статью 98 были внесены поправки, в которых теперь говорится, что «совершившие преступления «против женщин» не могут получить смягченное наказание». [80] Однако статья 340 того же закона по-прежнему допускает смягчение приговоров для «тех, кто убивает своих супругов, уличенных в прелюбодеянии». [80] [81]
В апреле 2010 года 33-летнему мужчине было предъявлено обвинение в том, что он «забил до смерти свою жену и бросил ее тело на шоссе, ведущем к международному аэропорту Королевы Алии ». Муж легко признался в убийстве жены, чтобы защитить свою честь, поскольку она встречалась с другом-мужчиной без его разрешения.
18 июля 2020 года в Иордании начался массовый шум по поводу убийств чести после того, как ужасающее убийство произошло на виду на общественной улице. [82] «Мужчина убил свою дочь Ахлам, разбив ей голову бетонным блоком на виду на общественной улице, а затем сел рядом с ее телом, курил сигарету и пил чашку чая. Эту новость сообщили очевидцы и могли быть видно на видеозаписи, распространенной в социальных сетях, на которой зрители могли слышать громкие крики Ахлама. Свидетели также утверждали, что братья Ахлама не позволяли никому прийти ей на помощь».
По словам прокурора Большого уголовного суда, в мае 2023 года в Иордании в течение недели были убиты три женщины из-за «чести». [83] В одном случае отец поджег свою 19-летнюю дочь, облив бензином ее кровать, пока она спала, из-за двух неудачных браков. [83] В другом случае мужчина взял кухонный нож, перерезал горло своей 19-летней сестре и убил ее, потому что думал, что она состоит в отношениях. [83] Третий случай был аналогичным: мужчина нанес удар ножом своей сестре в шею и грудь, потому что подозревал, что она была с кем-то связана. [83] Всем троим было предъявлено обвинение в умышленном убийстве, за которое в случае криминализации может грозить смертная казнь через повешение. [83]
Редкой, но возможной причиной убийства чести является результат оплодотворения в результате инцеста. Одним из примеров этого была Кифайя, которой было 16 лет, когда ее 32-летний брат Халид зарезал ее. [75] Кифая была одной из 10 братьев и сестер и забеременела, когда ее изнасиловал младший брат Махмуд. Первоначально Халид был приговорен к семи годам тюремного заключения, однако срок был сокращен до одного года, а Махмуд был приговорен к 13 годам заключения за изнасилование и умышленное убийство своей сестры. [75]
«Закон об изнасиловании в браке»
[ редактировать ]Ранее статья 308 Уголовного кодекса Иордании предусматривала, что лица, совершившие определенные преступления, включая изнасилование, могли «избежать сурового уголовного наказания, если они вступали в брак с жертвами сексуального насилия», таким образом, среди активистов, вкладывающих средства в отмену закона, статья стал известен как « закон об изнасиловании в браке ». [84] Закон был отменен в августе 2017 года, что было воспринято как публичная победа женских организаций. [84] Тем же летом аналогичный закон был отменен в Тунисе. [85] и, таким образом, изменение кодекса Иордании также можно рассматривать как часть глобальной кампании, а также считать его плодом местной организации. [84]
См. также
[ редактировать ]- Иностранная помощь для гендерного равенства в Иордании
- Женщины в Исламе
- Женщины в арабских обществах
- Права женщин
- Права ЛГБТК в Иордании
- исламофобия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2022 год» (PDF) . Всемирный экономический форум . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Абабне, Сара (февраль 2016 г.). «Тревога к политике: женщины в иорданском движении поденщиков» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 48 (1): 87–112. дои : 10.1017/S0020743815001488 . S2CID 155626240 .
- ^ Jump up to: а б «Гендерное равенство и достойный труд в Иордании, 2022 год» (PDF) . Международная организация труда .
- ^ Общие рамки гендерного равенства в Иордании (PDF) (Отчет). Экономический и социальный совет Иордании и Структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (ООН-женщины). 2022. стр. 8–10.
- ^ Jump up to: а б с д Мэйелл, Хиллари (12 февраля 2002 г.). «Тысячи женщин убиты за семейную «честь» » . Национальное географическое общество . п. 1 . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Аль-Шалаби, Джамаль; Аль-Асад, Тарек (1 января 2012 г.). «Политическое участие иорданских женщин» . Египет/Monde Arabe (9): 211–230. дои : 10.4000/ema.3033 . ISSN 1110-5097 .
- ^ Саул (27 августа 2019 г.). «Реальность женского политического участия в Иордании» . НИМД . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Саул (27 августа 2019 г.). «Реальность женского политического участия в Иордании» . НИМД . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 40
- ^ «Избирательное право женщин» . archive.ipu.org . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Аль-Шалаби, Джамаль; Аль-Асад, Тарек (1 января 2012 г.). «Политическое участие иорданских женщин» . Египет/Monde Arabe (9): 211–230. дои : 10.4000/ema.3033 . ISSN 1110-5097 .
- ^ Jump up to: а б с д Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 41
- ^ Jump up to: а б Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 47
- ^ «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» . www.un.org . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» . www.un.org . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» . www.un.org . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ БАНАТ, РЕЙД; АЛЬ-РАВАШДЕ, МАНАЛ; АЛХЛАИФАТ, ХЕБА (04 февраля 2022 г.). «Получение композиционных материалов из полиэтилена высокой плотности, наполненных сланцевой золой, и их характеристика» . Журнал полимерных материалов . 38 (1–2): 137–151. дои : 10.32381/jpm.2021.38.1-2.11 . ISSN 0973-8622 . S2CID 246503141 .
- ^ Рамадан, Ханаа. «Солидарность» запускает программу «Взгляд на женщин» для мониторинга выборов 2020 года с гендерной точки зрения» и «Форум женщин-избирательниц Иордании – Ассоциация Института солидарности женщин Иордании» (на арабском языке) . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Издевательства над женщинами-кандидатами на парламентских выборах... временное явление или часть общего контекста? , 19 октября 2020 г. , получено 28 апреля 2022 г.
- ^ Свейс, Рана Ф. (7 ноября 2012 г.). «Права женщин в Иордании застопорились» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 50
- ^ Остеррайхер, Закари (01 июня 2021 г.). «Гендер и идентичность отражены в работах Наваля Аль-Саадави и Самихи Хрейса» . Диссертации и диссертации Колледжа свободных искусств и социальных наук .
- ^ Jump up to: а б «Женщины и оппозиция теряют места на выборах в Иордании» . www.aljazeera.com . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Рания аль-Абдулла | Королева Иордании» . Британская энциклопедия . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «عن اللجنة | Иорданская национальная комиссия по делам женщин» . www.women.jo . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 48
- ^ Интервью Асмы Хадер об эффективных стратегиях активистов и гендерном равенстве в Иордании , февраль 2019 г. , получено 28 апреля 2022 г.
- ^ «О комитете | Иорданский национальный комитет по делам женщин » . женщины.джо . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Эльфар, Хала (21 апреля 2024 г.). «В центре внимания * Иордания: взгляды на гендерное равенство» . ИПСОС . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Иордания» . Портал гендерных данных Всемирного банка . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сонбол, Амира Эль-Ажари (12 апреля 2022 г.). Женщины Иордании: ислам, труд и закон . Издательство Сиракузского университета. doi : 10.2307/j.ctv2hgx5wc . ISBN 978-0-8156-5576-3 . JSTOR j.ctv2hgx5wc . S2CID 248334348 .
- ^ Jump up to: а б с Сонбол 2003 , стр. 3.
- ^ «Женское политическое участие в Иордании» (PDF) . 2018: 17.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Открытые данные Всемирного банка» . Открытые данные Всемирного банка . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 27
- ^ «Детский брак и образование» . Девушки, а не невесты . 24 января 2024 г. Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 28
- ^ «Первая учительница средней школы в Иордании — Зайнаб Абу Гнейма» . Королевский хашимитский центр документации . Королевский хашимитский центр документации.
- ^ «Борьба за свободу и равенство: сердце битвы» . Гибрис Медиа . 6 июня 2017 г.
- ^ Свейс, Рана Ф. (2 августа 2017 г.). «Рула Куавас, чемпионка по улучшению положения женщин в Иордании, умерла в возрасте 57 лет» . Нью-Йорк Таймс . Компания Нью-Йорк Таймс.
- ^ Саббах, Амаль (апрель 2018 г.). «Рула Кувас 1960–2017» . Обзор исследований Ближнего Востока . 52 (1): 168–170. дои : 10.1017/rms.2018.19 . ISSN 2151-3481 .
- ^ Jump up to: а б «Фонд образования и развития королевы Рании | Королева Рания» . Официальный сайт королевы Рании . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Гендер и образование в Иордании – информационный бюллетень | QRF» . www.qrf.org . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Ее Величество королева Иордании Рания аль-Абдалла | ЮНИСЕФ» . www.unicef.org . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Сонбол, Амира Эль-Ажари (2003). Женщины Иордании: ислам, труд и закон (1-е изд.). Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета . п. 54. ИСБН 9780815629856 . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сонбол 2003 , стр. 87.
- ^ Jump up to: а б Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 10
- ^ «Продвижение равенства в оплате труда в Иордании» . www.ilo.org . 07.10.2011 . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Сонбол 2003 , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б Сонбол 2003 , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б Экономическое продвижение женщин в Иордании: гендерная оценка страны. Всемирный банк, май 2005 г. PDF-файл. Страница 22
- ^ Сонбол 2003 , стр. 7.
- ^ МЕНАФН. «Министр СМИ говорит, что Иордания непреклонна в расширении прав и возможностей женщин» . menafn.com . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Как филиппинские домашние работники защищают и поддерживают друг друга в Иордании» . Равные времена . 16 июня 2020 г. Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ «Горничная и мадам: права трудящихся-мигрантов в Иордании» . Намати . 18 февраля 2014 года . Проверено 20 ноября 2020 г.
- ^ Лара, Джеромель Дела Роза, «Прирученные: домашние работники-мигранты в Иордании и их место в законах и домах Иордании» (2022). Сборник независимых исследовательских проектов (ISP). 3501. https://digitalcollections.sit.edu/isp_collection/3501 .
- ^ «Краткий обзор политики № 2: Реформа системы Кафала (спонсорства)». Мигрантский форум в Азии. https://www.ilo.org/dyn/migpractice/docs/132/PB2.pdf
- ^ Парреньяс, Расель Саласар (12 октября 2021 г.). Несвободно: домашняя работа мигрантов в арабских странах . Издательство Стэнфордского университета. дои : 10.1515/9781503629660 . ISBN 978-1-5036-2966-0 .
- ^ Кларк, Джанин А. Ислам, благотворительность и активизм. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы, 2004. Печать.
- ^ бинт Талал, Басма (2004). Переосмысление НПО: развитие, доноры и гражданское общество в Иордании . Лондон: ИБ Таурис. стр. 135–184. ISBN 1-86064-925-4 .
- ^ Jump up to: а б Фитрия, Р.Н.; Апипудин (01 декабря 2017 г.), «Роль первой леди Ближнего Востока в общественной сфере: пример королевы Иордании Рании», Конкуренция и сотрудничество в социальных и политических науках (1-е изд.), Лондон: Routledge , стр. 315–322, doi : 10.1201/9781315213620-38 , ISBN. 978-1-315-21362-0
- ^ Маайе, Суха (1 июля 2008 г.). «Иорданские сестры ставят перед собой высокие цели» . Национальный . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маайе, Суха (1 июля 2008 г.). «Иорданские сестры ставят перед собой высокие цели» . Национальный . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Женщины в Иордании борются за свои права» . Аль Джазира . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Иорданские художники исследуют «противоречия женских характеров» » . Джордан Таймс . 18 января 2018 г. Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Савалха, Асил (03 октября 2018 г.), «Гендер, искусство и изменение города в Аммане, Иордания» , Справочник Routledge по антропологии и городу , Routledge, стр. 451–462, doi : 10.4324/9781315647098 -31 , ISBN 978-1-315-64709-8 , S2CID 187224577 , получено 18 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид, Хелен (01 октября 2018 г.). «Права женщин на развод в Иордании: законные права и культурные проблемы» . Сборник независимых исследовательских проектов (ISP) .
- ^ Сонбол 1996 , стр. 10.
- ^ Jump up to: а б Алами, Мона (22 апреля 2010 г.). «ИОРДАНИЯ: Женщины добиваются прогресса, но убийства чести продолжаются» . Пресс-служба Интера . Амман . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Сонбол 1996 , стр. 225.
- ^ Сонбол, Амира Эль-Ажари (1996). Законы о женщинах, семье и разводе в истории ислама (1-е изд.). Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета . п. 226. ИСБН 9780815603832 . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сонбол 1996 , стр. 220.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Факир, Фадия (2001). «Внутрисемейное фемицид в защиту чести: случай Иордании» . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 22 (1): 65–82. дои : 10.1080/713701138 . ISSN 0143-6597 . JSTOR 3993346 .
- ^ Jump up to: а б Руан, Рэйчел А. (2000). «Убийство во имя чести: насилие в отношении женщин в Иордании и Пакистане» . Обзор международного права Эмори . 14 :1523 . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Честь убийц: в Иордании отказано в правосудии за преступления «чести»: IV. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЧЕСТИ ПО ИОРДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ» . www.hrw.org . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Честь убийц: в Иордании отказано в правосудии за преступления «чести»: IV. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЧЕСТИ ПО ИОРДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ» . www.hrw.org . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Капланян, Кэрол; Гилл, Аиша (22 марта 2020 г.). «Убийства чести в Иордании» . Международный журнал наук об уголовном правосудии . 14 (2). дои : 10.5281/ZENODO.3723664 .
- ^ Jump up to: а б Хьюман Райтс Вотч (09 января 2018 г.), «Иордания: События 2017 г.» , Поделитесь этим через Facebook , получено 4 марта 2024 г.
- ^ Нешейват, Феррис К. (2004). «Преступления во имя чести в Иордании: обращение с ними в соответствии с исламским и иорданским уголовным законодательством» . heinonline.org . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ «До каких пор?! Убийства чести и другое домашнее насилие в отношении женщин в Иордании» . ПОМЕД . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Три женщины в Иордании убиты за неделю за «честь» » . ru.royanews.tv . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с АКОР (15.06.2020). «Движение за отмену статьи 308: краткий обзор женского активизма в Аммане, Иордания» . АКОР Джордан . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ «Тунис принимает исторический закон, направленный на прекращение насилия в отношении женщин и девочек» . ООН Женщины . 10 августа 2017 г. Проверено 20 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]