Закон Иордании
Законодательство Иордании находится под влиянием османского права и европейских законов. Конституция Иордании 1952 года подтвердила ислам как государственную религию , но не заявила, что ислам является источником законодательства. Уголовный кодекс Иордании находился под влиянием Уголовного кодекса Франции 1810 года .
Историческая справка
[ редактировать ]Иорданское законодательство находится под влиянием османского законодательства. До 1918 года Королевство Иордания входило в состав Османской империи , и его правовая система состояла из шариатских судов, решения которых основывались на четырех школах исламского права (называемых мазхабами ). Эти четыре мазхабиба : Ханафи , Малики , Шафии и Ханбали . [1] Хотя в наше время при иорданском правительстве были созданы светские суды, вопросы личного статуса по-прежнему подпадают под юрисдикцию религиозных шариатских судов. [2]
Племена играли очень важную роль в Иордании, и у них были разные правовые традиции. Во время реформ Танзимата османской правовой системы Османский Мецелле . в Иорданию был введен [1]
Османский семейный кодекс 1917 года составляет основу современных иорданских законов о личном статусе. [1]
современная эпоха
[ редактировать ]Первая Конституция Иордании была принята в 1948 году. Это положило начало процессу создания национальной правовой системы в постосманский период. Конституции Иордании 1948 и 1952 годов подтверждают, что ислам является государственной религией. [3] Первый иорданский Закон о правах семьи был принят в 1947 году; его заменил Закон о семейных правах 1951 года. В 1952 году был принят иорданский Закон о личном статусе. [3] Первые современные шариатские суды были созданы в Иордании в 1951 году. Эти суды основаны на ханафитской школе, но иорданские законы о женщинах основаны на законах Малики. [1]
Согласно Конституции 1952 года шариатские суды обладают исключительной юрисдикцией по вопросам, касающимся «личного статуса» мусульман, включая брак, развод, опеку и наследование. Шариатские суды также осуществляют юрисдикцию в отношении мусульманских религиозных пожертвований (называемых вакфами , «чисто религиозными делами» и примирением кровной мести посредством кровавых денег (так называемая дийя ). В делах, касающихся кровной мести, шариатские суды обладают исключительной юрисдикцией, если обе стороны В тех случаях, когда одна сторона является мусульманином, а другая немусульманином, шариатские суды будут обладать юрисдикцией только в том случае, если сторона-немусульманин согласится на рассмотрение дела в шариатском суде. [2]
Судебная система
[ редактировать ]Религиозные суды
[ редактировать ]Шариатские суды обладают юрисдикцией только в отношении личных дел, включая такие области семейного права, как брак или развод, вопросы опеки над детьми, усыновления и наследования. Исламские религиозные суды обладают юрисдикцией только в отношении мусульман. У христиан есть отдельные религиозные советы по большинству вопросов. Законы о наследстве представляют собой особый случай, который рассматривается религиозными судами, соответствующими религии семьи, но во всех случаях регулируется принципами шариата. [4]
Шариатская судебная система включает в себя как суды первой инстанции , так и апелляционные суды . Высокий суд обладает апелляционной юрисдикцией в отношении апелляционных судов низшей инстанции. Судьи шариатского суда избираются из числа улемов . [2]
Уголовное право
[ редактировать ]Уголовное право Иордании основано на Османском законе 1858 года, который, в свою очередь, основан на Уголовном кодексе Франции 1810 года. В 1960 году Иордания издала Уголовный закон №. 16. Этот закон находился под сильным влиянием Уголовного закона Ливана 1943 года , который заимствовал положения французского Уголовного кодекса, касающиеся наказаний за преступления, совершенные против женщин (статья 562). [5]
После внесения в 2017 году изменений в статью 98 Уголовного кодекса лица, совершившие преступления против чести, больше не могут получать мягкие приговоры. Однако в статье 340 все еще существует лазейка, которая допускает мягкие наказания за убийство супруга, уличенного с поличным в совершении прелюбодеяния. [6]
Закон о личном статусе
[ редактировать ]Закон о личном статусе является семейным законом и применяется ко всем спорам, касающимся мусульман и детей отцов-мусульман. Многие иорданские христиане добровольно признают юрисдикцию закона о личном статусе в вопросах, касающихся наследства. [7]
Законный возраст вступления в брак увеличен до 18 лет, но по усмотрению главного судьи он может быть снижен до 15 лет. Все иорданские мусульмане обязаны вступить в брак в соответствии с исламскими законами. Статья 19 Закона о личном статусе позволяет женщинам ставить условия в свои брачные контракты с определенными ограничениями. Поскольку большинство женщин не знают об этом праве, оно редко используется на практике. Защитники прав женщин предполагают, что список возможных условий, прилагаемых к контракту, послужит для информирования женщин об их правах в соответствии с иорданским законодательством. Правительство Иордании решило в некоторых вопросах придерживаться школы Малики, которая ограничивает права женщин на брак. Ханафитский закон, который имеет доминирующее влияние в Иордании, не требует согласия опекуна-мужчины для вступления женщины в брак. Однако в соответствии с законодательством, действующим в Иордании, женщина не может выйти замуж без разрешения шариатского судьи или опекуна-мужчины. [7]
Закон о личном статусе не позволяет женщинам иметь опеку над детьми, хотя это разрешено принципами исламского права. В Иордании опекуном или велаем может быть только отец . «Опекателем» является лицо, назначенное в соответствии с законом действовать от имени несовершеннолетнего или другого лица, не обладающего полной дееспособностью . Любые иждивенцы женского пола в возрасте до 40 лет, ранее не состоявшие в браке, могут потерять права на финансовое содержание, если они «восстанут» против своего опекуна. [7]
Влияние на оккупированных палестинских территориях
[ редактировать ]Израильские оккупационные силы согласились с тем, что Западный Берег будет управляться в соответствии с законом, действовавшим до 5 июня 1967 года , с условием, что «законы о безопасности имеют приоритет над всеми законами, даже если они не отменяют его явно». [8] Несмотря на то, что Иорданский Закон о личном статусе (JLPS) 1976 года был принят после 1967 года, он применяется судами Западного берега. [9]
Шариатские суды Западного Берега и управляемый Иорданией шариатский суд в Восточном Иерусалиме регулируются иорданским законодательством, особенно Законом шариатской процедуры 1959 года. В юрисдикцию шариатских судов входят вакфы (религиозные пожертвования), семейное право, вопросы личного статуса и ходатайства о «дийе» (денежной компенсации за убийство или телесные повреждения). Суды шариата обладают юрисдикцией по этим вопросам, если стороны являются мусульманами, или в случаях, когда сторона-немусульманин соглашается с их юрисдикцией. [9]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хаддад и Стоуассер 2004 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б с Апрель 2015 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б ЮНИСЕФ 2007 , с. 180.
- ^ «Обзор правовой системы и исследований Иорданского Хашимитского Королевства - ГлобаЛекс» . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Джозеф 2000 , с. 175.
- ^ «Иордания» . Хьюман Райтс Вотч . 1 января 2018 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Назир и Томпперт 2005 , с. 111.
- ^ Мехозай 2016 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Уэлчман 2004 , с. 101.
Ссылки
[ редактировать ]- Хаддад, Ивонн Язбек; Стовассер, Барбара Фрейер (2004). Исламское право и вызовы современности . Роуман Альтамира. ISBN 978-0-7591-0671-0 .
- Джозеф, Суад (2000). Гендер и гражданство на Ближнем Востоке . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2865-1 .
- Назир, Самина; Томперт, Ли (2005). Права женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке: гражданство и справедливость . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-4992-0 .
- Мехозай, Йоав (20 октября 2016 г.). Между верховенством закона и чрезвычайным положением: изменчивая судебная практика израильского режима . СУНИ Пресс. ISBN 978-1-4384-6340-7 .
- Патай, Рафаэль (08 декабря 2015 г.). Королевство Иордания . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-7799-7 .
- Уэлчман, Линн (2004). Права женщин и исламское семейное право: перспективы реформы . Книги Зеда. ISBN 978-1-84277-095-5 .
- ЮНИСЕФ (2007). Защита детей мира: влияние Конвенции о правах ребенка в различных правовых системах . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-46503-8 .