Jump to content

Женщины в арабском мире

Три женщины из Алжира , 1880-е годы; лежащая девушка держит сигарету .

Роли женщин в арабском мире менялись на протяжении всей истории, поскольку культура и общество, в котором они живут, претерпели значительные изменения. Как исторически, так и в настоящее время, положение женщин сильно различается в зависимости от арабоязычных регионов, их городского или сельского населения и возрастных групп . Среди других факторов эти различия можно отнести к местным традициям , культуре и религии , социальному или правовому статусу женщин, их уровню образования , здоровью или самосознанию . [1] Начиная с XIX века, особенно под влиянием колонизации Северной Африки, арабского Возрождения в Египте, Ливане и Сирии, а также конца Османской империи , социальные и экономические изменения в арабском мире значительно ускорились и диверсифицированный.

Исторически женщины в арабском мире играли важную роль в своих обществах, в том числе в качестве матерей, педагогов и общественных лидеров. Однако статус и права женщин со временем менялись и сильно различаются по всему региону из-за сочетания культурных, религиозных и правовых факторов.

Традиционно арабские общества были патриархальными . Это часто приводило к тому, что женщины имели ограниченный доступ к образованию, возможностям трудоустройства и участию в политической жизни. В некоторых консервативных сообществах роль женщин в основном ограничивалась частной сферой, сосредотачиваясь на семейных и домашних обязанностях.

Значительный прогресс был достигнут в продвижении прав женщин во многих арабских странах. Женщины все чаще получают доступ к образованию и возможностям трудоустройства, и растет признание важности расширения прав и возможностей женщин для социального и экономического развития. Многие арабские страны осуществили правовые реформы, направленные на улучшение прав женщин, такие как законы, направленные на борьбу с домашним насилием, гендерной дискриминацией и содействие участию женщин в политической жизни. [2]

Несколько арабских стран стали свидетелями заметных вех в области прав женщин. Например, в последние годы Саудовская Аравия сняла запрет на вождение автомобиля женщинами и предоставила женщинам право путешествовать без мужской опеки. Тунис , Марокко и Иордания добились прогресса в принятии законов, защищающих женщин от домашнего насилия и продвигающих гендерное равенство.

Проблемы и различия все еще сохраняются. В некоторых консервативных регионах традиционные нормы и обычаи продолжают ограничивать автономию и возможности женщин. Гендерная дискриминация и насилие остаются распространенными проблемами, которые необходимо решать. Политическое представительство женщин различается по всему региону: в некоторых странах на руководящих должностях больше женщин, чем в других. [3]

Опыт и права женщин в арабском мире неоднородны и могут значительно различаться от страны к стране, а также внутри разных сообществ внутри каждой страны. Усилия по продвижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин продолжаются, и различные организации и активисты в регионе работают над решением этих проблем и достижением позитивных изменений для женщин в арабском мире.

История женщин в арабском мире

[ редактировать ]

Арабские женщины до ислама

[ редактировать ]
Костюмы арабских женщин четвертого-шестого веков.

Многие авторы обсуждали статус женщин в доисламской Аравии , и их выводы были неоднозначными. [4] Согласно обычному племенному праву, существовавшему в Аравии на момент появления ислама, женщины, как правило, практически не имели юридического статуса. Их продавали замуж опекуны за определенную сумму денег, муж, который все распоряжался, мог расторгнуть союз по своему желанию, а женщины практически не имели прав на собственность или наследство. [5] С другой стороны, другие авторы соглашались с тем, что статус женщин в доисламской Аравии был плохим, ссылаясь на практику детоубийства женского пола , неограниченное многоженство , брак по отцовской линии и другие. [4] Саудовский историк Хатун аль-Фасси рассматривает гораздо более ранние исторические корни прав арабских женщин. Используя свидетельства древнего арабского королевства Набатеи , она обнаруживает, что арабские женщины в Набатее имели независимых юридических лиц . Она предположила, что они потеряли многие из своих прав в соответствии с древнегреческим и римским законодательством до прихода ислама. [6] [7] Валентин М. Могадам анализирует положение женщин с точки зрения марксистской теоретической основы и утверждает, что на положение женщин в большей степени влияет степень урбанизации, индустриализации, пролетаризации и политических уловок государственных менеджеров, а не культура или внутренние свойства ислама; Могадам добавил, что ислам не более и не менее патриархален, чем другие мировые религии, особенно христианство и иудаизм. [8] [9]

В доисламской Аравии статус женщин широко варьировался в зависимости от законов и культурных норм племен, к которым они принадлежали. в процветающем южном регионе Аравийского полуострова Например, религиозные эдикты христианства и иудаизма господствовали среди сабеев и химьяритов . таких как город Мекка (Мекка), где родился пророк ислама В других местах , Мухаммед , существовал племенной комплекс прав. То же самое было и среди бедуинов (жителей пустыни), и этот кодекс менялся от племени к племени. не существовало единого определения роли и прав женщин Таким образом, до появления ислама .

В некоторых племенах женщины были эмансипированы даже по сравнению со многими сегодняшними мерками. [10] [11] Были случаи, когда женщины занимали высокие руководящие должности и полномочия.

Обычай хоронить заживо младенцев женского пола, как отмечает известный комментатор Корана Мухаммад Асад , по-видимому, был довольно широко распространен в доисламской Аравии. Мотивы были двоякие: страх, что увеличение потомства женского пола приведет к экономическому бремени, а также страх унижения, часто вызываемого тем, что девочки попадают в плен к враждебному племени и впоследствии предпочитают своих похитителей своим родителям и братьям. [12]

Принято считать, что ислам изменил структуру арабского общества и в значительной степени объединил людей, реформируя и стандартизируя гендерные роли во всем регионе. По словам исламоведения профессора Уильяма Монтгомери Уотта , ислам улучшил положение женщин, «установив права собственности, наследования, образования и развода». [13] [14]

Хадисы ислам Бухари улучшил предполагают, что статус женщин, а второй халиф Умар сказал: «Во времена доисламского периода невежества мы никогда не придавали женщинам значения, но когда пришел ислам и Аллах упомянул их права, мы использовали предоставить им их права, но не позволять им вмешиваться в наши дела», Книга 77, Хадис 60, 5843 и Том. 7, Книга 72, Хадис 734.

Арабские женщины после ислама

[ редактировать ]
Страница из арабской рукописи XII века, изображающая мужчину, играющего на уде среди женщин ( Хадис Баяд ва Рияд ).

Ислам появился на Аравийском полуострове в седьмом веке и значительно улучшил статус женщин по сравнению с более ранними арабскими культурами. [15] Согласно постановлениям Корана, и мужчины, и женщины имеют одинаковые обязанности и ответственность в поклонении Богу.Как сказано в Коране: «Я не допущу, чтобы пропало дело любого из вас, будь то мужчина или женщина. Вы исходите одно из другого» (Коран 3:195). [16]

Ислам произвел революцию в роли женщин в обществе, в отличие от любой другой силы прежде, поскольку он повысил их статус как в общественной, так и в домашней сфере и провозгласил их морально равными в глазах Бога. Ислам предоставил женщинам права, которые мужчины должны выполнять в отношении них, такие как приданое, наследование и финансовое обеспечение при разводе, и осудил практику детоубийства и жестокого обращения женского пола. Сам Пророк Мухаммад говорил, что лучшими из мужчин являются те, которые лучше всего относятся к своим женам. [17] и в ответ на вопрос о том, с кем следует иметь наилучшие дружеские отношения, трижды ответил «мать», прежде чем сказать «отец». Он также сказал, что тем, у кого было три дочери, кто поддерживал их и проявлял к ним милосердие, был гарантирован Рай (Аль-Албани), и его единственная форма происхождения была через его дочь Фатиму . Его жена Хадиджа бинт Хувайлид также была первой, принявшей ислам, и была известной и богатой бизнес-леди, имевшей более высокое экономическое положение, чем ее муж.

Ранние реформы

[ редактировать ]

Ранние реформы ислама седьмого века, касающиеся прав женщин , повлияли на брак, развод и наследование. [18] Линдси Джонс говорит, что в других культурах, включая Запад, женщинам был предоставлен такой правовой статус лишь столетия спустя. [19] В Оксфордском словаре ислама говорится, что общее улучшение положения арабских женщин включало запрет детоубийства женского пола и признание полноты личности женщины. [20] « Приданое , ранее считавшееся выкупом за невесту, выплачиваемым отцу, стало свадебным подарком, сохраняемым женой как часть ее личной собственности». [18] [21] Согласно исламскому праву брак больше не рассматривался как «статус», а скорее как « контракт », в котором согласие женщины было обязательным. [18] [21] [22] «Женщинам были предоставлены права наследования в патриархальном обществе , которое ранее ограничивало наследование только родственниками-мужчинами». [18] Аннемари Шиммель утверждает, что «по сравнению с доисламским положением женщин исламское законодательство означало огромный прогресс; женщина имеет право, по крайней мере, в соответствии с буквой закона, распоряжаться богатством, которое она принесла в семью или уже имела». заработанное собственным трудом». [23] Уильям Монтгомери Уотт утверждает, что Мухаммеда в историческом контексте своего времени можно рассматривать как фигуру, которая выступала в защиту прав женщин и значительно улучшила ситуацию. Уотт объясняет: «В то время, когда зародился ислам, условия женщин были ужасными — они не имели права владеть собственностью и должны были быть собственностью своего мужчины; следовательно, если мужчина умирал, все доставалось его сыновьям». Однако Мухаммед, «установив права собственности, наследования, образования и развода, дал женщинам определенные основные гарантии». [24] Хаддада и заявляют, что «Мухаммад предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни , брака, образования и экономической деятельности, что в совокупности помогает улучшить статус женщин в обществе». [25] Образование является важной областью прогресса для арабских женщин, поскольку оно значительно поможет им продвинуться на пути к равенству. [26] Образовательные дисциплины, которые обычно пропагандируются среди арабских женщин, — это образование или медицина, но многие арабские страны теперь позволяют женщинам пробовать себя в науке и технике. Большому проценту женщин в странах Персидского залива теперь предоставлена ​​возможность поехать учиться за границу благодаря стипендии, предлагаемой правительством.

Сабат Исламбули (справа), курдка и одна из первых женщин-врачей Сирии; фотография от 10 октября 1885 года.

Рабочая сила в Арабском халифате состояла из людей разного этнического и религиозного происхождения, при этом как мужчины, так и женщины были заняты в различных профессиях и экономической деятельности. [27] Женщины были заняты в широком спектре коммерческой деятельности и различных профессиях. [28] Экономическое положение женщин было усилено Кораном. [ нужна цитата для проверки ] но местные обычаи ослабили эту позицию, настаивая на том, что женщины должны работать в частном секторе мира: дома или, по крайней мере, в какой-то сфере, связанной с домом. Доктор Надя Юсаф, египетский социолог, недавно преподававший в Соединенных Штатах, в недавней статье об участии женщин в рабочей силе стран Ближнего Востока и Латинской Америки заявила, что «Ближний Восток систематически сообщает о самых низких показателях женской активности за всю историю наблюдений» труд. Это, безусловно, создает впечатление, что женщины Ближнего Востока играют небольшую или вообще не играют никакой экономической роли, пока не отметим, что статистика основана на несельскохозяйственном труде вне дома. [29]

В XII веке самый известный исламский философ и кади (судья) Ибн Рушд , известный на Западе как Аверроэс , утверждал, что женщины равны мужчинам во всех отношениях и обладают равными способностями сиять в мире и на войне , приводя примеры женщин-воинов среди арабов, греков и африканцев, чтобы поддержать его дело. [30] В ранней мусульманской истории примеры известных женщин-мусульманок, которые сражались во время мусульманских завоеваний и Фитны (гражданских войн) в качестве солдат или генералов, включали Нусайбу Бинт К'аб Аль Мазинийя , [31] Аиша , [32] Кахула и Вафейра, [33] и Ум Умара.

Сабат М. Исламбули (1867-1941) была одной из первых сирийских женщин-врачей. [34] Она была курдской еврейкой из Сирии. [35]

Проблемы арабских женщин

[ редактировать ]

Многие проблемы, с которыми сталкиваются арабские женщины, - это ограниченный доступ к образованию, что впоследствии влияет на их возможности трудоустройства, насилие, принудительные браки, недостаточное количество шансов участвовать в общественной жизни своей страны и, наконец, что не менее важно, права наследования. [36] Лишенные полного доступа к образованию, процент трудоустройства арабских женщин снижается, что приводит к снижению их экономических возможностей. Исследование показывает, что участие женщин в рабочей силе возросло с 1990-х годов, их безработица существенно не выросла. Тип насилия, от которого страдают женщины, можно назвать домашним и внешним насилием. Это означает, что арабские женщины страдают как со стороны государства, так и внутри своих семей.

Важным фактором, способствующим насилию над женщинами в арабском мире, является идея тааха (послушания). Это религиозно-культурная идея, которая предполагает, что женщины и мужчины равны перед Богом, однако их обязанности не одинаковы. Кроме того, таах оправдывает физическое насилие мужчин над женщинами. С другой стороны, арабские женщины обычно остаются послушными, чтобы семья управлялась как можно более гладко. Следовательно, многие женщины в арабских странах остаются в нездоровых отношениях со своей религией, обычаями и самим государством, которое часто связывает свои правила с религиозно-культурными нормами. Принимая во внимание, что правовая система в большинстве арабских стран переплетена с религией и обычаями, которые запрещают женщинам пользоваться правами свободы и равенства, это приводит к недостаточной представленности арабских женщин в политической сфере.

На протяжении всей истории женщины в арабских странах всегда сталкивались с трудностями при осуществлении своих прав. Некоторым странам, таким как Саудовская Аравия, удалось добиться значительного прогресса в продвижении прав женщин, таких как право голосовать или участвовать в муниципальных выборах. Однако в Тунисе была создана консервативная исламистская партия, что обеспокоило арабских женщин, поскольку они рассматривают это изменение как препятствие для своего дальнейшего продвижения по службе.

Международные организации женщин арабского мира

[ редактировать ]

На Ближнем Востоке существует множество организаций, борющихся за равенство женщин. [26] Некоторые из них свободно отстаивают свои интересы, как, например, в Марокко, в то время как другие должны быть осторожны, чтобы не бросать слишком сильный вызов уже установленному порядку. Существуют женские правозащитные организации, действующие независимо от правительства. Такие организации женщин по всему Ближнему Востоку добились значительных шагов в некоторых областях, которые представляют собой ограничения для женщин Ближнего Востока. Однако ряд других организаций прямо или косвенно связаны с правительством. В Объединенных Арабских Эмиратах или Саудовской Аравии подобным независимым организациям не разрешено действовать. они ограничивают финансово или препятствуют усилиям организаций по оказанию помощи женщинам в продвижении женщин в странах, где доминируют мужчины. Даже те арабские страны, которые утверждают, что имеют более либеральную среду для своих граждан, препятствуют женским правозащитным организациям, отказывая им в доступе к данным, бюджетам, правительственным чиновникам и так далее. 

«ООН-женщины» , агентство ООН, занимающееся вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, имеет региональное отделение для арабских государств (ROAS) в Каире, Египет, а также несколько страновых офисов, охватывающих 17 стран региона арабских государств . [37] В соответствии со своим мандатом структура «ООН-женщины» работает над продвижением гендерного равенства не только как основного права человека, но и ради своих социально-экономических и культурных целей.

ЭСКЗА, Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Западной Азии , публикует «Отчеты о положении арабских женщин», в которых представлены научные и текущие данные по различным социальным и экономическим вопросам, касающимся женщин в арабском мире. [38]

Женщины в современном арабском мире

[ редактировать ]
Королева Рания аль-Абдалла Иордании

Политика

[ редактировать ]
Равия_Атея
Египетский политик Равия Атейя в военной форме машет рукой своим сторонникам во время парламентской избирательной кампании 1957 года. В итоге она победила в своем избирательном округе в Каире , став первой женщиной-членом парламента в Египте и арабском мире.

Первой арабской женщиной-главой государства стала Найла Боуден , демократически избранная премьер-министром Туниса в 2021 году. Анвар Садат в Египте и Вассила Бургиба , жена Хабиба Бургибы в Тунисе, которые оказали сильное влияние на своих мужей в решении государственных вопросов. [39] Арабские страны разрешают женщинам голосовать на национальных выборах. В связи с этим первой женщиной- членом парламента в арабском мире стала Равия Атейя , избранная в Египте в 1957 году. [40] Некоторые страны предоставили женщинам избирательное право в своих конституциях после обретения независимости, а некоторые расширили это избирательное право на женщин в более поздних поправках к конституции. [41] [42] [43] [44] [45]

Арабские женщины недостаточно представлены в парламентах арабских государств, хотя они получают более равное представительство по мере либерализации арабских государств своих политических систем. В 2005 году Международный парламентский союз заявил, что 6,5 процента членов парламента в арабоязычном мире составляют женщины, по сравнению с 3,5 процента в 2000 году. Представительство женщин в арабских парламентах варьируется: в Тунисе почти 23 процента членов парламент состояли из женщин; однако в Египте этот показатель составил лишь 4 процента. [46] Алжир имеет самое большое представительство женщин в парламенте среди арабских государств – 32 процента. [47] [48]

В 2006 году в ОАЭ женщины впервые в истории страны баллотировались на выборах. Хотя прямым голосованием была избрана только одна женщина-кандидат от Абу-Даби, правительство назначило еще восемь женщин в 40-местный федеральный законодательный орган, что дало женщинам 22,5 процента мест, что намного выше среднего мирового показателя в 17,0 процента. . [49]

На Арабском саммите в Тунисе, состоявшемся 10 мая 2004 года, арабские лидеры впервые обсудили проблему продвижения арабских женщин как важнейшего элемента политического и экономического развития арабоязычного мира. [50]

Кроме того, первые леди арабских стран призвали к расширению прав и возможностей женщин в арабском мире. [50] так, чтобы самки могли стоять примерно в равной позе с самцами.

Роль женщин в политике в арабских обществах во многом определяется желанием руководства этих стран поддерживать женское представительство и культурное отношение к участию женщин в общественной жизни. Женщины в качестве главы государства или главы исполнительной власти не разрешены и не запрещены в Коране и Сунне . Скорее, это намеренное молчание означает, что ислам предоставляет мусульманскому сообществу полную свободу и направление для принятия решений. [51] Доктор Рола Дашти , женщина-кандидат на парламентских выборах в Кувейте в 2006 году, заявила, что «негативное отношение культуры и средств массовой информации к женщинам в политике» было одной из основных причин, почему ни одна женщина не была избрана. Она также указала на «идеологические разногласия»: консерваторы и исламисты-экстремисты выступают против участия женщин в политической жизни и отговаривают женщин голосовать за женщину. Она также назвала злонамеренные сплетни, нападки на баннеры и публикации женщин-кандидатов, отсутствие подготовки и коррупцию в качестве препятствий для избрания женщин-депутатов. [52] Напротив, одна из женщин- депутатов ОАЭ , Наджла аль Авади , заявила, что «продвижение женщин является национальной проблемой, и у нас есть руководство, которое понимает это и хочет, чтобы они имели свои права». [49]

В 2019 году Ливан впервые избрал женщину государственным министром внутренних дел, став первой женщиной, занявшей эту важную должность.

Плохое представительство и решения

[ редактировать ]

В Иордании принцесса Басма Бинт Талал инициировала создание Иорданской национальной комиссии по делам женщин (JNCW) в 1992 году. [53] Комиссия, являющаяся высшим институтом формирования политики в Иордании, занималась политическими, законодательными, экономическими, социальными, образовательными и медицинскими правами и проблемами женщин. [53]

В Ливане Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) стремится устранить законы, традиции и обычаи, которые направлены на гендерную дискриминацию или иным образом приводят к ней. [53]

Партнерство по обучению женщин (WLP) в Марокко предложило национальный план по интеграции женщин в экономическое развитие страны — Национальный план действий в поддержку интеграции женщин в развитие (PANDIF). [53]

Наконец, в Саудовской Аравии Благотворительное общество женщин Нахда стремится расширить права и возможности женщин в рамках исламского права. [53]

Женщины в арабских странах имеют самый низкий уровень участия в политике в мире, и если она получит шанс занять высокий пост, то такие мягкие вопросы, как социальные вопросы и женские проблемы, по большей части станут ее единственным выбором. [54] Во многом это связано с присущими социально-патриархальными атрибутами и стереотипом о женщинах этого региона. Такое отсутствие в политике создает множество проблем, таких как потеря гендерных прав, и может увеличить социальное неравенство и, таким образом, ослабить качество жизни, которое проявляется в нескольких факторах, таких как плохое здоровье, образование, экономика и окружающая среда. [55] Более того, эта неосведомленность препятствует эффективному участию женщин в политической жизни, поскольку ограничивает способность женщин отстаивать свои интересы и выступать в качестве социально-политического игрока. [56] Некоторые исследования подтвердили важность и преобразующую роль, которую женские квоты оказывают женщинам в арабских странах. [57] Тем не менее, работа над изменением стереотипного образа арабских женщин через официальные и социальные сети является одним из предлагаемых решений для достижения положительного увеличения политического представительства женщин в арабоязычном мире.

Активное и пассивное избирательное право для женщин

[ редактировать ]
Сама Сабави — палестинский драматург, писатель и журналист.

Женщинам было предоставлено право голоса на всеобщей и равной основе в Ливане в 1952 году. [58] [ не удалось пройти проверку ] Сирия (голосовать) в 1949 году. [59] (Ограничения или условия сняты) в 1953 г. [60] [ не удалось пройти проверку ] Египет в 1956 году, [61] [ не удалось пройти проверку ] Тунис в 1959 году. [62] [ не удалось пройти проверку ] Мавритания в 1961 году, [63] [ не удалось пройти проверку ] Алжир в 1962 году. [64] [ не удалось пройти проверку ] Марокко в 1963 году. [65] [ не удалось пройти проверку ] Ливия [66] [ не удалось пройти проверку ] и Судан в 1964 году, [67] [ не удалось пройти проверку ] Йемен в 1967 году [59] (полное право) в 1970 году, [68] [ не удалось пройти проверку ] Бахрейн в 1973 году. [69] Джордан в 1974 году, [70] [ не удалось пройти проверку ] Ирак (полностью справа) 1980 г., [69] Кувейт в 1985 году [71] (позже удалено и выдано повторно в 2005 г.), Оман в 1994 г., [72] [ не удалось пройти проверку ] и Саудовская Аравия в 2015 году. [73]

Экономическая роль

[ редактировать ]

По данным отчета ЮНЕСКО, 34-57% выпускников STEM в арабских странах — женщины, что намного выше, чем в университетах США или Европы. [74]

Все большее число фирм, принадлежащих женщинам, начали нанимать женщин на руководящие должности. Фактически, в Иордании, Палестине, Саудовской Аравии и Египте компании, которыми управляют женщины, наращивают свою рабочую силу более высокими темпами, чем фирмы, которыми управляют мужчины. [74]

В некоторых из более богатых арабских стран, таких как ОАЭ , число женщин-владельцев бизнеса быстро растет, что способствует экономическому развитию страны. Многие из этих женщин работают в семейном бизнесе, и их поощряют учиться и работать. [75] По оценкам, личное богатство арабских женщин составляет 40 миллиардов долларов, а катарские семьи являются одними из самых богатых в мире. [76]

Однако 13 из 15 стран с самым низким уровнем участия женщин в рабочей силе находятся на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Йемене самый низкий уровень работающих женщин из всех, за ним следуют Сирия, Иордания, Иран, Марокко, Саудовская Аравия, Алжир, Ливан, Египет, Оман, Тунис, Мавритания и Турция. [77] Безработица среди женщин на Ближнем Востоке в два раза выше, чем среди мужчин, что указывает на низкую заработную плату, отсутствие навыков и веру некоторых в то, что место женщины - дома. [78]

Гендерное неравенство остается серьезной проблемой в регионе, где доля женщин в экономике самая низкая в мире (27% женщин в регионе участвуют в рабочей силе по сравнению со средним глобальным показателем 56%). [79]

В Саудовской Аравии женщины добиваются лучших результатов, чем мужчины, в естественных науках и математике. Исследования показывают, что в Иране девочки «догнали мальчиков, сократив разрыв в баллах в период с 1999 по 2007 год как по математике, так и по естественным наукам». Иордания всегда была лидером в сфере образования: на протяжении десятилетий девочки превосходили мальчиков по успеваемости, но женщины до сих пор не получают работу. [77]

Есть три причины, которые удерживают женщин от участия в рабочей силе. Во-первых, социально-экономическая среда не позволяет женщинам работать, несмотря на то, что они поощряют их получать образование, особенно в богатых нефтью странах Персидского залива. Нефть и доходы, связанные с нефтью, увековечивают патриархальные семейные структуры, поскольку государство само является «патриархом» своих граждан, нанимая их на работу и обеспечивая им готовый доход. Это означает, что гражданам не придется искать способы заработка вне государственного патронажа, а можно просто укрепить уже существующие консервативные гендерные роли, когда женщины остаются дома. Нефть и доходы, связанные с нефтью, также структурируют экономику, отвлекая ее от секторов с интенсивным участием женщин. Во-вторых, патриархальные системы государственных институтов часто означают слабый, зависимый частный сектор, который не хочет или не может позволить себе брать на себя расходы по репродуктивной роли женщин. Это серьезно препятствует практическому и материально-техническому участию женщин в рабочей силе. В-третьих, негостеприимная деловая среда в частном секторе не поощряет женщин работать. Ни в одной арабской стране нет установленной законом квоты на процент женщин, которые она должна включать в советы директоров компаний. Только в Марокко и Джибути действуют законы против гендерной дискриминации при приеме на работу и о равном вознаграждении за равный труд. Алжир также вынес решение в пользу равной оплаты за равный труд. [77]

Женщины могут внести свой вклад в экономику страны, поскольку женская занятость может значительно улучшить доходы домохозяйств – на целых 25 процентов – и вывести многие семьи из бедности. Он продолжает, что увеличение доходов домохозяйств не только положительно повлияет на экономику стран Ближнего Востока и Северной Африки на микроуровне, но и поддержит экономику на макроуровне. [80]

Образование

[ редактировать ]

Мусульманскую общину часто критикуют за то, что она не предоставляет женщинам равных возможностей для получения образования. По данным аналитического исследования [81] Что касается женского образования в мусульманском мире, это показывает, что богатство страны, а не ее законы или культура, является наиболее важным фактором, определяющим образовательную судьбу женщины. [82] Женщины в богатых нефтью странах Персидского залива совершили один из самых больших образовательных скачков за последние десятилетия. По сравнению с женщинами в богатой нефтью Саудовской Аравии, молодые мусульманки в Мали учились значительно меньше лет. [83]

В арабских странах первые современные школы были открыты в Египте (1829 г.), Ливане (1835 г.) и Ираке (1898 г.). [84]

Образование женщин резко возросло после освобождения от иностранного господства примерно в 1977 году. До этого уровень неграмотности среди арабских женщин оставался высоким. [85] Разрыв между количеством учащихся женского и мужского пола варьируется в арабском мире. Такие страны, как Бахрейн , Иордания , Кувейт , Ливия , Ливан , Катар и Объединенные Арабские Эмираты , добились почти равного уровня зачисления девочек и мальчиков. [85] В 1975 году на севере Йемена набор женщин составлял всего 10%. [85] В годовом отчете ЮНЕСКО за 2012 год прогнозируется, что Йемен не достигнет гендерного равенства в образовании до 2025 года. [86] В Катаре первая школа была построена в 1956 году после фетвы , в которой говорится, что Коран не запрещает образование женщин. [87]

За период 1960–1975 годов доля девочек, обучающихся в начальных школах, выросла с 27,9 до 46, с 10 до 24,2. [84] для средних школ.

Что касается высшего образования, то в Тунисе прием подскочил с 1020 человек в 1965 году до 6070 в 1977 году. В Ираке с 7625 в 1965 году до 28267 в 1975 году, в Ливане с 3685 в 1965 году до 1000 в 1971 году, в Алжире с 1642. в 1965 году до 12 171 в 1975 году, а в Марокко с 1 089 в 1965 году до 8 440 в 1975 году. [84]

Уровень образования резко вырос во многих арабских странах, но в данном случае, строго говоря, о Египте. Тип качества получаемого образования – это другой вопрос, поскольку все еще существует разрыв в сочетании учебной программы и профессиональных навыков. Мало того, доступ к более качественному образованию может быть ограничен социальным классом и богатством. Качество образования определяется типом доступных иностранных языков, глубиной изучаемых тем и авторитетом преподавателей и профессоров. Это приводит к большому разрыву между социальными классами и гендерному равенству в отношении уровня образования. [88]

Путешествовать

[ редактировать ]

Женщины испытывают разную степень трудностей со свободным передвижением в арабских странах. В нескольких странах женщинам запрещено путешествовать в одиночку, в то время как в других женщины могут путешествовать свободно, но подвергаются большему риску сексуальных домогательств или нападений, чем в западных странах. [ нужна ссылка ]

Женщины имеют право водить машину во всех арабских странах, причем Саудовская Аравия сняла запрет 24 июня 2018 года. В Иордании ограничения на поездки для женщин были сняты в 2003 году. [89] «Законодательство Иордании предоставляет гражданам право свободно путешествовать внутри страны и за границу, за исключением определенных военных зон. В отличие от предыдущего закона Иордании (№ 2 от 1969 года), действующий Закон о временных паспортах (№ 5 от 2003 года) не требует от женщин обращаться за разрешением к своим опекунам-мужчинам или мужьям, чтобы продлить или получить паспорт». В Йемене женщины должны получить разрешение мужа или отца, чтобы получить выездную визу для выезда из страны, и женщина не может брать с собой детей без разрешения отца, независимо от того, имеет ли отец опеку или нет. [90] Возможность женщин свободно путешествовать или передвигаться по территории Саудовской Аравии строго ограничена. Однако в 2008 году вступил в силу новый закон, требующий от мужчин, вступающих в брак с женщинами несаудовского происхождения, разрешать своей жене и всем рожденным от нее детям свободно путешествовать в Саудовскую Аравию и из нее. [91] В Саудовской Аравии женщины должны путешествовать с разрешения своих опекунов, и им не разрешается разговаривать с незнакомыми случайными мужчинами, даже если их жизни в опасности.

В прошлом женщинам в исламской культуре строго запрещалось путешествовать без сопровождающего-мужчины. Сегодня в некоторой степени это допустимо, и нет никаких возражений против того, чтобы женщина путешествовала одна по различным безопасным маршрутам и средствам передвижения через места их проведения, такие как аэропорты, гавани, [92] и безопасные перевозки. Если во время поездки будет обеспечена безопасность женщины, запрет будет снят.

Традиционное платье

[ редактировать ]
Мэй Зиаде , ключевая фигура Аль-Нахды на арабской литературной сцене, известная как «ранняя феминистка» и «пионер восточного феминизма».

Приверженность традиционной одежде варьируется в разных арабских обществах. Саудовская Аравия более традиционна, в то время как такие страны , как Египет и Ливан , менее традиционны. Женщины по закону обязаны носить абайи только в Саудовской Аравии; [93] за этим следит религиозная полиция . Некоторые утверждают, что это ограничивает их экономическое участие и другую деятельность. [94] В большинстве стран, таких как Бахрейн , Кувейт , Ливан, Ливия , Оман , Иордания , Сирия и Египет, паранджа не является обязательной. Вуаль, хиджаб по-арабски, означает все, что скрывает.

В Тунисе светское правительство запретило использование чадры в знак протеста против религиозного экстремизма. Бывший президент Зин эль-Абидин Бен Али назвал чадру сектантской и иностранной и подчеркнул важность традиционной тунисской одежды как символа национальной идентичности. [1] Исламский феминизм противостоит обоим видам навязанного извне дресс-кода .

Религиозные взгляды на то, что считать правильным хиджабом, различаются. Это объясняет различия в исламской одежде в зависимости от географического положения.

Принятие традиционной одежды усилило популярность исламистской программы среди молодых женщин из среднего класса. Однако светские пожилые женщины недовольны таким распространением, рассматривая его как символический отход от прежних подходов. Некоторые светские феминистки очерняют женщин, предпочитающих носить консервативную исламскую одежду, однако такое отношение похоже на ориенталистские представления и укоренившиеся «штампованные взгляды» на мусульманских женщин. Такое отношение к лишению других свободы выбора демонстрирует нетерпимость к сложным потребностям женщин, а также к религиозному, идеологическому и поколенческому выбору. [95]

Слияние мусульманской и арабской идентичности

[ редактировать ]

«Араб» и «мусульманин» часто используются как синонимы. Слияние этих двух идентичностей игнорирует разнообразные религиозные верования арабского народа, а также упускает из виду мусульман, которые не являются арабами. Он «также стирает исторические и обширные этнические сообщества, которые не являются ни арабами, ни мусульманами, но живут среди большинства арабов или мусульман и взаимодействуют с ними». [96] Это обобщение «позволяет представить арабов и мусульман как отсталых, варварских, женоненавистнических, сексуально диких и сексуально репрессивных». [96] Этот тип стереотипов приводит к ориентализации арабских женщин и изображает их хрупкими, сексуально угнетенными личностями, которые не могут постоять за свои убеждения. Также важно, что бесчисленное количество женщин преодолели угнетение и доказали свое превосходство в своей области. [ нужна ссылка ] в том числе Заха Хадид , Хаят Синди и Лубна Олаян .

[ редактировать ]

Тунис — единственная арабоязычная страна с мусульманским большинством, которая предоставляет женщинам равные права с мужчинами, запрещает многоженство, разрешает мусульманским женщинам выходить замуж за мужчин-немусульман. [97] и давая им равное наследство с мужчинами. [98]

Египет — одна из ведущих стран с активными феминистскими движениями, а борьба за права женщин связана с социальной справедливостью и светским национализмом. [99] Египетский феминизм зародился с неформальных сетей активизма после того, как в 1922 году женщинам не были предоставлены те же права, что и их товарищам-мужчинам. В конечном итоге эти движения привели к тому, что женщины получили право голоса в 1956 году. [100]

Хотя ливанские законы не предоставляют ливанским женщинам полных прав, в Ливане очень большое феминистское движение. Такие НПО, как «Кафа» и «Абаад», выполнили этот феминистский долг и несколько раз пытались принять адекватные законы, предоставляющие ливанским женщинам их права. Самым обсуждаемым правом является гражданство по браку и происхождению: женщина в Ливане не имеет права передавать свое гражданство супругу или детям. Это право наделало много шума в ливанском обществе, но не получило широкого одобрения.

Феминистки в Саудовской Аравии могут оказаться в тюрьме или быть приговорены к смертной казни за свою активную деятельность. [101] Некоторые из их просьб были удовлетворены, например, об отказе от требования опекуна-мужчины для доступа к государственным услугам. Женщинам по-прежнему необходимо разрешение опекуна-мужчины, чтобы путешествовать и выходить замуж. [102]

В Ливии , довольно консервативной арабской стране, профессор Хадиджа Бсекри основала в 2011 году организацию « Женщины-амазонки Ливии» . Организация запустила несколько кампаний, например, по пресечению насилия в отношении женщин, улучшению статуса приютов для мигрантов и укреплению потенциала активистов и специалистов средств массовой информации. Его название отражает мифических доисторических ливийских амазонок . [103]

Арабский мир отличается преобладанием законов религиозного происхождения, особенно в семейном праве. Хотя исламские законы предоставляют женщинам права собственности, они наследуют меньше, чем мужчины. Мусульманское семейное право усиливает различие между публичной и частной сферой семьи, в частности, посредством мужской опеки над супругами. [104]

Чтобы продолжить расширение прав и возможностей женщин в арабоязычном мире, молодым арабским женщинам нужны образцы для подражания. Во многих случаях эти образцы для подражания можно найти в социальных сетях. [105]

Некоторые атеисты , сторонники прав женщин , такие как египетский активист Шериф Габер , утверждают, что большинство враждебных отношений к женщинам в мусульманской мужской культуре, таких как чрезмерно сексуальный / чисто девственный взгляд на женщин, и враждебные действия, такие как брак с девочками-подростками, физическое насилие со стороны родственников-мужчин, изнасилование в браке, измена в результате полигамии, сексуальные домогательства или нападения, а также принудительное повиновение вали обусловлены исламом как религией буквально в соответствии с его мужским доминантным духом. [ нужна ссылка ] Это очевидно в странах с мусульманским большинством . Он сравнивает, что на Западе женщины более защищены от насилия, в том числе сексуального, чем в арабских странах. [106] Эта точка зрения не популярна в арабском мире, поскольку мусульмане верят в исламский закон шариата как в неоспоримое слово своего Бога. [107] независимо от моральной дилеммы исламской религии и физического или психологического воздействия на женщин и детей.

Выдающиеся арабские женщины

[ редактировать ]

В 2018 году Arabian Business включил в рейтинг «50 самых влиятельных женщин арабского мира»:

Forbes Middle East опубликовал список «Самых влиятельных женщин 2018 года», в котором назвал 10 самых влиятельных арабских женщин в обществе: [108]

Лама Аль-Сулейман

[ редактировать ]

Лама Аль-Сулейман была одной из первых двух саудовских женщин, избранных на должность члена правления Торговой палаты Джидды (JCC), известного центра для женщин-предпринимателей в Саудовской Аравии , и в настоящее время является президентом Центра женщин-предпринимателей Хадиджи бинт Хувалид. Всемирный экономический форум признал ее молодым арабским лидером, и она была директором Rolaco Trading and Contracting, Национального института здравоохранения, Национального фонда домашнего здравоохранения и Экономического и социального кружка региона Мекка . Аль-Сулейман получил степень бакалавра биохимии в Университете короля Абдель Азиза в Саудовской Аравии и степень магистра наук. в области здравоохранения и питания и докторскую степень в области биохимического питания в Королевском колледже Лондонского университета . Всего за неделю до того, как он баллотировался на выборы ОКК, д-р Аль-Сулейман выиграл смертельную борьбу с раком молочной железы . На Шестой конференции по лечению рака она впервые публично поделилась своей замечательной историей выздоровления. Она поняла, что лучшее лечение – это близость к Богу. Она следовала соответствующему плану питания и использовала альтернативную медицину для физического улучшения. [109]

Кристин Сфейр

[ редактировать ]

Кристине Сфейр было всего 22 года, когда она переехала в Бейрут из Монреаля , Канада, и открыла первый Dunkin' Donuts в Ливане . Кристина входит в число 100 лучших арабских женщин, а также является генеральным директором ливанских сетей питания Semsom и Green Falafel. С 1997 года, когда Кристина открыла первый ресторан Dunkin Donuts в Ливане, она открыла более 30 ресторанов DD по стране. Кроме того, она расширила свой талант в ресторанных сетях и помимо того, что является генеральным директором сети Dunkin' Donuts в Ливане, она привозит ливанскую кухню в Соединенные Штаты с сетью ресторанов Semsom и имеет планы на будущее открыться в Индии. . [110]

Мона Альмоайед

[ редактировать ]

Мона Юсуф Альмоайед — бизнесвумен, филантроп, защитник окружающей среды и активистка за права женщин, управляющий директор одного из старейших конгломератов Бахрейна YK Almoayyed & Sons.

Бакалавр делового администрирования, Мона сыграла важную роль в наблюдении за бизнес-деятельностью YK Almoayyed & Sons, тщательно ведя ее к желаемому месту назначения.

заняла третье место в списке самых влиятельных арабских женщин в регионе MENA . Forbes Middle East В 2013 году [111] и в 2018 году [108] Помимо других компаний, Мона является членом совета директоров BMMI и Ebda Bank. Она хорошо известна своей благотворительной деятельностью и часто говорит о роли женщин в построении лучшего общества сегодня. Мона твердо верит в принцип «Бизнес по совести» и участвует во многих благотворительных организациях. Помимо своей деловой и общественной деятельности, Мона стремится найти идеальный баланс между ролью матери, домохозяйки и наставника.

Выросшая в консервативной среде Ближнего Востока 70-х годов, детство молодой девушки было простым и дисциплинированным, как и воспитание любой арабской девушки из среднего класса. [112]

Мона Баварши

[ редактировать ]

Мона Баварши — генеральный директор Gezairi процветанию и активный филантроп, стремящийся к Ливана и арабского мира. Благодаря своей безупречной профессиональной репутации (она даже была включена в список самых влиятельных арабских женщин по версии Forbes) и работе с различными организациями, она пропагандирует образование и этику как инструменты для лучшего будущего. [113]

Донна Султан

[ редактировать ]

На протяжении 36 лет Донна Султан играла значительную роль в позиционировании KEO International Consultants на рынке. В течение последних 28 лет она занимала должность президента и главного исполнительного директора компании по планированию, проектированию, инжинирингу и управлению проектами. В 2018 году Султан, базирующаяся в Кувейте , возглавила команду из 686 штатных квалифицированных инженеров. В настоящее время в ее команде работает 291 женщина.

Некоторые из инициатив группы по обучению в 2018 году были связаны с осведомленностью о контрактах и ​​стандартными рабочими процедурами. Одна из инициатив KEO International Consultants в этом году сосредоточена на финансовом коммерческом управлении и планировании ресурсов предприятия. [114]

Брат Элуафи

[ редактировать ]

Доктор Исмахане Элуафи является главным научным сотрудником Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) с 2020 года. [115] Она присоединилась к ICBA в качестве генерального директора в 2012 году, а до этого занимала руководящие должности в Канадском агентстве по инспекции пищевых продуктов и в Сельском хозяйстве и агропродовольственном секторе Канады. Она также работала в качестве ученого в нескольких международных исследовательских организациях, в том числе в Международном центре сельскохозяйственных исследований в засушливых регионах (ИКАРДА), Японском международном исследовательском центре сельскохозяйственных наук (JIRCAS) и Международном центре кукурузы и пшеницы (CIMMYT) .

Она является лауреатом многих международных наград, в том числе награды «За выдающиеся достижения в науке» Глобального форума мыслителей (2014 г.) и Национальной награды Его Величества Мохамеда VI, короля Марокко (2014 г.). В 2014 году журнал «Мусульманская наука» включил доктора Элуафи в число 20 самых влиятельных женщин в науке исламского мира в категории «Шейперы», а журнал «CEO-Middle East Magazine» включил ее в число 100 самых влиятельных арабских женщин мира в категории «Наука». [116]

Бутайна Аль Ансари

[ редактировать ]

Бутайна Аль Ансари, основатель и председатель Qatariat T&D Holding Company и старший директор по персоналу в Ooredoo CIRS , 17 ноября 2014 года выступила с ежемесячным диалогом на тему «Шерои — как женщины-лидеры меняют Катар ».

Аль Ансари является членом Сети деловых женщин Ближнего Востока и Северной Африки, послом организации «Женщины, ведущие перемены Катара», членом правления Ассоциации деловых женщин Катара и наставником Сети профессиональных женщин Катара. [117]

Сайида аль Хурра

[ редактировать ]

Сайида аль-Хурра, также известная как «свободная королева» или «королева пиратов», носила выдающиеся титулы капера и губернатора Тетуана с 1515 по 1542 год. Родившаяся под именем Айша бинт Али ибн Рашид аль-Алами, она была потомком исламского Пророк Мухаммед и ее отец были основателями города Шефшауэн . Известная своими семейными связями и исключительными качествами, Айша сыграла значительную роль в правлении Тетуаном. [118]

В 1505 году Айша вышла замуж за губернатора Тетуана, став ценным партнером благодаря своему семейному происхождению и личным качествам. Первоначально она правила Тетуаном вместе со своим мужем, но после его смерти Айша правила самостоятельно. Сайида аль-Хурра получила свой титул, что означает «Госпожа Суверенная» или «Свободная женщина». через ее брак с Абу Хасаном аль-Мандари , правителем Тетуана. Ее дядя получил признание за то, что отобрал Тетуан у португальцев, а брат занимал высокое положение при дворе в Фесе . Более того, ее отец много лет правил Шефшауэном. Во время ее правления Тетуан стал единственным действующим портом, находящимся вне контроля Португалии. [119]

Правление Аиши ознаменовалось ее продолжающимся конфликтом с португальским королем Португалии Иоанном III , возникшим после Реконкисты . Осознав необходимость помощи, она обратилась за поддержкой к Сулейману Великолепному . Османский правитель. Благодаря сотрудничеству Хайреддина Барбароссы и его флота Аиша успешно защитила Тетуан от атак португальцев, обеспечив себе контроль. Однако это сотрудничество с османами было недолгим, и португальцы разорвали свои торговые связи с Тетуаном, что создало серьезную проблему. Айше нужно было укрепить свои позиции. [120]

В 1541 году она вышла замуж за правителя Феса Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Мухаммада . Примечательно, что их свадьба состоялась в Тетуане, что отличается от традиционной практики, когда невеста отправляется к жениху. Это событие продемонстрировало влияние и власть Айши, поскольку сам султан отправился в Тетуан, чтобы жениться на ней. После свадьбы султан вернулся в Фес, и пара жила отдельно.

К сожалению, брак Айши с Абу аль-Аббасом Ахмадом ибн Мухаммадом не устоял. Ее предал зять, который присоединился к новой династии. Следовательно, в 1542 году Айша была свергнута с престола и сослана в Шефшауэн, где она провела остаток своей жизни. Точные детали ее дальнейшей жизни и дальнейшей судьбы остаются неясными. [118]

Правление Сайиды Аль Хурры в качестве королевы пиратов Тетуана оставило неизгладимый след в истории Марокко. Ее стойкость перед лицом португальской агрессии, ее дипломатические усилия с османами и ее роль в превращении Тетуана в процветающий порт подчеркивают ее силу как правительницы. Несмотря на ее окончательное падение и изгнание, наследие Айчи остается символом расширения прав и возможностей женщин и их лидерства. Она правила с отличием в начале 16 века. Хотя ее правление в конечном итоге подошло к концу, ее наследие как выдающейся женщины-лидера сохраняется, вдохновляя будущие поколения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Зурайк, Х. (1979). «Изменяющаяся роль арабских женщин» . Бюллетень народонаселения Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Западной Азии (17): 18–31. ПМИД   12338393 .
  2. ^ Татьяна Элгоссейн; Сара Ботт; Чаза Акик; Карла Махлуф Обермейер (октябрь 2019 г.). «Распространенность насилия со стороны интимного партнера в отношении женщин в арабском мире: систематический обзор» . BMC International Здоровье и права человека . 19 (1): 29. дои : 10.1186/s12914-019-0215-5 . ПМК   6805386 . ПМИД   31640716 .
  3. ^ Социально-научные исследования и женщины в арабском мире. (1984). Лондон [и др.]: Париж: Пинтер; ЮНЕСКО.
  4. ^ Jump up to: а б Тернер, Брайан С. Ислам (род. ISBN   0-415-12347-X ). Рутледж: 2003, стр. 77-78 .
  5. ^ Бек, Лоис. и Кеддик, Никки. «Женщины в мусульманском мире», издательство Гарвардского университета , Лондон, 1978, стр.37.
  6. ^ Хаммонд, Эндрю; Сара Ледвит (30 апреля 2008 г.). «Саудовский учёный обнаружил древние права женщин» . Томсон Рейтер . Архивировано из оригинала 10 августа 2013 г. Проверено 29 мая 2011 г.
  7. ^ аль-Фасси, Хатун (15 июля 2007 г.). Женщины в доисламской Аравии: Набатея . Международная серия британских археологических отчетов. Британские археологические отчеты. п. 129. ИСБН  978-1-4073-0095-5 .
  8. ^ Унни Викан, обзор книги « Модернизация женщин: гендерные и социальные изменения на Ближнем Востоке» , американский этнолог, Vol. 22, № 4 (ноябрь 1995 г.), стр. 1078-1079.
  9. ^ Валентин М. Могадам. Модернизация женщин: гендерные и социальные изменения на Ближнем Востоке . ( Lynne Rienner Publishers , США, 1993) с. 5
  10. ^ Ислам и женщины. Архивировано 10 августа 2013 г. в Wayback Machine, доктор Юнус Шейх.
  11. ^ «Аспекты доисламского арабского общества» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 20 июня 2017 г.
  12. Инженер Асгар Али, «Права женщин в исламе», К. Херст и компания, Лондон, 1992, стр.21.
  13. ^ Маан, Башир и Аластер Макинтош. «Весь дом ислама, и мы, христиане, с ними...»: Интервью с «последним востоковедом» - преподобным профессором Уильямом Монтгомери Уоттом .»] Интернет-версия с сайта www.alastairmcintosh.com. Также опубликовано в The Coracle, Iona Community, лето 2000 г., выпуск 3:51, стр. 8–11.
  14. ^ Эспозито, Джон Л. , с Делонг-Бас, Натана Дж. (2001). Женщины в мусульманском семейном праве , 2-е пересмотренное изд. Доступно здесь через предварительный просмотр GoogleBooks . Издательство Сиракузского университета. ISBN   0-8156-2908-7 (пбк); стр. 4-5.
  15. ^ «Женщины и ислам - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 20 июня 2017 г.
  16. ^ «Сура Али Имран – 195» . quran.com . Проверено 1 мая 2021 г.
  17. ^ ибн Иса ас-Сулами ад-Харир аль-Буги ат-Тирмизи, Абу Иса Мухаммад ибн Иса ас-Сулами ад-Харир аль-Буги ат-Тирмизи. Джами ат-Тирмизи .
  18. ^ Jump up to: а б с д Эспозито (2005), с. 79
  19. ^ Джонс, Линдси. стр.6224
  20. ^ «Женщины и ислам - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 года . Проверено 20 июня 2017 г.
  21. ^ Jump up to: а б Хаддури (1978)
  22. ^ Эспозито (2004), с. 339
  23. ^ Шиммель (1992) стр.65
  24. ^ Маан, Макинтош (1999)
  25. ^ Хаддад, Эспозито (1998) стр.163
  26. ^ Jump up to: а б Назир, Самина (2005). «Проблема неравенства: препятствия и возможности на пути к правам женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке». Журнал Института юстиции и международных исследований . 5 : 35–36.
  27. ^ Майя Шацмиллер, стр. 6–7.
  28. ^ Майя Шацмиллер (1994), Труд в средневековом исламском мире , Brill Publishers , ISBN   90-04-09896-8 , стр. 400–1.
  29. ^ Фрфнеа, Элизабет Уорнок. и Безирган, Басима Катта, «Говорят мусульманские женщины Ближнего Востока», University of Texas Press , Остин, 1994, стр.25.
  30. ^ Ахмад, Джамиль (сентябрь 1994 г.). «Ибн Рушд» . Ежемесячный Ренессанс . 4 (9) . Проверено 14 октября 2008 г.
  31. ^ «ABCNEWS.com: Цена женщин в бою» . www.realnews247.com . Проверено 20 июня 2017 г.
  32. ^ Блэк, Эдвин (2004). Ставка на Багдад: внутри 7000-летней истории войн, прибылей и конфликтов Ирака . Джон Уайли и сыновья. п. 34 . ISBN  978-0-471-70895-7 .
  33. ^ Хейл, Сара Джозефа Бьюэлл (1853). Женские записи: или зарисовки всех выдающихся женщин из книги «Начало до 1850 года нашей эры, в разбивке по четырем эпохам, с избранными произведениями писательниц всех возрастов» . Братья Харпер. стр. 120.
  34. ^ Рао, Маллика (8 апреля 2014 г.). «Познакомьтесь с тремя студентками-медиками, которые разрушили гендерные нормы столетие назад» . Хаффингтон Пост .
  35. ^ «ОБНОВЛЕНО: Сабат Стамбули, студентка женского медицинского колледжа Пенсильвании, 1885 г.» . И Далеко . 2013-12-23 . Проверено 13 октября 2017 г.
  36. ^ К. Винг, Адриан (2012). «Арабское падение: будущее прав женщин». Журнал международного права и политики Калифорнийского университета в Дэвисе . 18 (2): 454–464.
  37. ^ «О нас: Региональное бюро для арабских государств» . ООН-Женщины | Арабские государства . Проверено 12 ноября 2020 г.
  38. ^ «Отчет о статусе арабских женщин: инфографика» . www.unescwa.org . Проверено 12 ноября 2020 г.
  39. ^ Роальд, Энн Софи. «Женщины в исламе», Рутледж, Лондон, 2001, стр.185.
  40. ^ Карам, Азза М. (1998). Женщины в парламенте: за пределами цифр (фрагмент) . Серия справочников. Том. 2. Стокгольм: Международная идея. п. 44. ИСБН  978-91-89098-19-0 . OCLC   186101396 .
  41. ^ Законодательный раздел Конституции Сирии 1950 г. (на арабском языке)
  42. ^ Законодательный раздел Конституции Сирии 1970 г. (на арабском языке)
  43. ^ Пункт 21, раздел 2, глава 1 Конституции Ливана с 1926 года (на арабском языке)
  44. ^ Пункт 62 Конституции Египта 1971 года (на арабском языке), унаследованный от предыдущих версий.
  45. ^ Пункт 50 Конституции Алжира 1996 года (на арабском языке), унаследованный от предыдущих версий.
  46. ^ «Арабские женщины увеличивают присутствие в парламенте» . 3 марта 2005 г. – через news.bbc.co.uk.
  47. ^ «Алжирские женщины пробиваются в парламент» . английский.alarabiya.net . 16 мая 2012 г.
  48. ^ Дадман, Джейн (2 декабря 2013 г.). «Квоты обеспечат больше женщин в парламенте» . Хранитель . Проверено 20 июня 2017 г.
  49. ^ Jump up to: а б "Интер Пресс-Служба - Новости и взгляды с Глобального Юга" . ipsnews.net .
  50. ^ Jump up to: а б Энсур, Ваед; Аль-Маита, Хадил; Харабше, Радван (16 октября 2017 г.). «Барьеры для развития карьеры арабских женщин-ученых». Обзор исследований в области управления . 40 (10): 1058–1080. дои : 10.1108/mrr-08-2016-0186 . ISSN   2040-8269 .
  51. ^ Элиус, Мохаммед (2010). «Исламский взгляд на женское лидерство как главу государства: критический анализ» . Журнал факультета искусств . 4 (1): 204. дои : 10.3329/afj.v4i0.12941 . ISSN   2408-8285 .
  52. ^ «Мир парламентов - выпуск № 23» . www.ipu.org .
  53. ^ Jump up to: а б с д и «Противодействие негативному имиджу арабских женщин в арабских СМИ: на пути к проекту наблюдения за СМИ «Паноарабский глаз»» . Институт Ближнего Востока . Проверено 08.11.2019 .
  54. ^ Бауэр, Г. (2011). Женщины в исполнительной власти: глобальный обзор . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. п. 10. ISBN  9781136819155 .
  55. ^ Йорк, Р. (4 мая 2014 г.). «Удовлетворенность жизнью в разных странах: влияние политического статуса женщин и общественных приоритетов». Социально-научные исследования . 48 (48): 48–61. дои : 10.1016/j.ssresearch.2014.05.004 . ПМИД   25131274 .
  56. ^ Абдо-Каципис, Карла Б. (2 октября 2017 г.). «Женщины, политическое участие и арабская весна: политическая осведомленность и участие в демократизации Туниса» . Журнал женщин, политики и политики . 38 (4): 414. дои : 10.1080/1554477X.2016.1268870 . ISSN   1554-477X .
  57. ^ Бен Шитрит, L (2016). «Аутентификация представительства: женские квоты и исламистские партии» . Политика и гендер . 12 (4): 781–806. дои : 10.1017/S1743923X16000027 .
  58. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  59. ^ Jump up to: а б «Избирательное право женщин» . www.ipu.org . Проверено 20 июня 2017 г.
  60. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  61. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  62. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  63. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  64. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  65. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  66. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  67. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  68. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  69. ^ Jump up to: а б «Избирательное право женщин» . www.ipu.org . Проверено 20 июня 2017 г.
  70. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  71. ^ Аполлон Рвомир (2001). Африканские женщины и дети: кризис и ответ . Издательство Гринвуд. п. 8. ISBN  9780275962180 .
  72. ^ Фонд Thomson Reuters. «Гуманитарная деятельность — Новости Фонда Thomson Reuters» . www.alertnet.org . Проверено 20 июня 2017 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  73. Король Саудовской Аравии: Женщинам будет разрешено голосовать и баллотироваться на посты , CNN News , 25 сентября 2011 г.
  74. ^ Jump up to: а б «Как женщины меняют стартап-сцену арабоязычного мира» . Всемирный экономический форум . 16 июля 2018 года . Проверено 08.11.2019 .
  75. ^ «Расширение прав и возможностей женщин в арабском стиле» . Экономика: Женщины и глобальная экономика . Октябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 г. Проверено 19 марта 2010 г.
  76. ^ Слайд-шоу «Женский бизнес» . Экономика: Женщины и глобальная экономика . Октябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2014 г. Проверено 19 марта 2010 г.
  77. ^ Jump up to: а б с ЭЛЬ-СВАИС, МАХА (9 марта 2016 г.). «Несмотря на высокий уровень образования, арабские женщины до сих пор не имеют работы» . worldbank.org . Проверено 9 марта 2016 г.
  78. ^ КАНСО, HEBA (7 марта 2018 г.). « Мужчины не хотят, чтобы женщины работали» в арабском мире, поскольку безработица среди женщин стремительно растет» . РЕЙТЕР . Проверено 7 марта 2018 г.
  79. ^ КАДИ, САМАР. «Женщины в странах Ближнего Востока и Северной Африки более счастливы на рабочем месте, несмотря на сохраняющееся гендерное неравенство» . Арабский еженедельник . Проверено 4 ноября 2019 г.
  80. ^ МАСРИ, ФИРАС (6 февраля 2017 г.). «Почему арабский мир должен нанимать больше женщин» . МАРКАЗ . Проверено 3 ноября 2019 г.
  81. ^ МакКлендон, Дэвид; Хакетт, Конрад; Потанчокова, Микаэла; Стонавский, Марцин; Скирбекк, Вегард (июнь 2018 г.). «Женское образование в мусульманском мире: Женское образование в мусульманском мире». Обзор народонаселения и развития . 44 (2): 311–342. дои : 10.1111/padr.12142 .
  82. ^ «Экономика может ограничить образование мусульманских женщин больше, чем религия» . Исследовательский центр Пью . Проверено 08.11.2019 .
  83. ^ "Образование" . www.unicef.org . Проверено 11 апреля 2020 г.
  84. ^ Jump up to: а б с «Образование женщин в арабском мире | Сборник исследований Ближнего Востока и ислама» . Middleeast.library.cornell.edu . Проверено 08.11.2019 .
  85. ^ Jump up to: а б с «Образование женщин в арабском мире | Сборник исследований Ближнего Востока и ислама» . Middleeast.library.cornell.edu . Проверено 30 ноября 2018 г.
  86. ^ «Тяжелая борьба йеменских женщин за образование - Al-Fanar Media» . Аль-Фанар Медиа . 12 июня 2014 г. Проверено 30 ноября 2018 г.
  87. ^ Голковска, Кристина Урбиш (01 сентября 2014 г.). «Арабские женщины в Персидском заливе и история перемен: пример Катара» . Международные исследования. Междисциплинарный политико-культурный журнал . 16 (1): 51–64. дои : 10.2478/ipcj-2014-0004 . hdl : 11089/5983 . ISSN   2300-8695 .
  88. ^ Барсум, Гада (июль 2019 г.). « Женщины, работа и семья: решения о трудоустройстве образованных женщин и социальная политика в Египте» . Пол, работа и организация . 26 (7): 895–914. дои : 10.1111/gwao.12285 . S2CID   149958609 .
  89. ^ «freedomhouse.org: Иордания» . www.freedomhouse.org . Архивировано из оригинала 7 октября 2007 г.
  90. ^ «Обзор отчетности после усыновления – международное усыновление» . Travel.state.gov . Архивировано из оригинала 22 июня 2013 г. Проверено 20 июня 2017 г.
  91. ^ «Обзор отчетности после усыновления – международное усыновление» . Travel.state.gov . Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 г. Проверено 20 июня 2017 г.
  92. ^ «Дар аль-Ифтаа» . Дар аль-Ифта аль-Мисрия . Проверено 08.11.2019 .
  93. ^ Горрелл, Майкл Горрелл (2011). «Электронные книги на EBSCOhost: объединение электронных книг NetLibrary с платформой EBSCOhost». Информационные стандарты Ежеквартально . 23 (2): 31. doi : 10.3789/isqv23n2.2011.07 . ISSN   1041-0031 .
  94. ^ «cantonrep.com» . Архивировано из оригинала 7 января 2008 года . Проверено 20 июня 2017 г.
  95. ^ Хатем, Мерват (2013). «Чего хотят женщины? Критическое описание будущих направлений арабского феминизма» . Современные арабские дела . 6 (1): 98. ISSN   1755-0912 .
  96. ^ Jump up to: а б Арабский и арабо-американский феминизм: гендер, насилие и принадлежность . Издательство Сиракузского университета. 2011. стр. XIX – XXIX. ISBN  978-0-8156-3223-8 .
  97. ^ «Тунисские женщины могут выходить замуж за немусульман» . Новости Би-би-си . 15 сентября 2017 г. Проверено 10 февраля 2020 г.
  98. ^ Садек, Джордж (04 декабря 2018 г.). «Тунис: Кабинет министров одобряет законопроект, требующий равных долей наследства для мужчин и женщин» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 5 января 2023 года.
  99. ^ «Независимый объектив. ШАДЬЯ. Мусульманский феминизм» . ПБС . Проверено 10 декабря 2018 г.
  100. ^ «Египетское феминистское движение: краткая история» . открытая демократия . 08.03.2017 . Проверено 10 декабря 2018 г.
  101. ^ Грэм-Харрисон, Эмма (22 августа 2018 г.). «Саудовская Аравия требует смертной казни против женщины-правозащитницы» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 10 декабря 2018 г.
  102. ^ «Высокая цена феминизма в «новой» Саудовской Аравии» . Вашингтон Пост . Проверено 10 декабря 2018 г.
  103. ^ «Доисторические амазонки вдохновляют современных ливийских женщин» . Аль Марсад . 18 июля 2019 г. Проверено 6 сентября 2019 г.
  104. ^ Чейз и Хамзави, Энтони Т. и Амр (2006). Права человека в арабском мире: независимые голоса . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 94. ИСБН  9780812208849 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  105. ^ Наггар, Мона. «Креативный и целеустремленный» D+C – Развитие + Сотрудничество , 23 августа 2019 г.
  106. ^ Послание каждой арабской девушке - Послание каждой арабской девушке , заархивировано из оригинала 14 декабря 2021 г. , получено 10 февраля 2020 г.
  107. ^ «Мусульманские представления о шариате» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 30 апреля 2013 г. Проверено 10 февраля 2020 г.
  108. ^ Jump up to: а б «Самые влиятельные женщины 2018 года» . Форбс Ближний Восток . 2018 . Проверено 25 июля 2021 г.
  109. ^ «Лама Аль-Сулейман» . Мудрые мусульманки . 30 июня 2010 г. Проверено 5 марта 2020 г.
  110. ^ «Всемирный ливанский культурный союз» . Проверено 5 марта 2020 г.
  111. ^ Макаллистер, Фиона (15 марта 2021 г.). «50 влиятельных технических женщин в деловом мире Ближнего Востока и Северной Африки в 2021 году» . Проверено 16 мая 2022 г.
  112. ^ «Мона Альмоайед» . Проверено 5 марта 2020 г.
  113. ^ «Мона Баварши, Ливан, Вдохновляющие люди, те, кто вдохновляет, предпринимательство» . Те, кто вдохновляет . Проверено 5 марта 2020 г.
  114. ^ «CW Power 100 2019: Донна Султан из Кувейта KEO занимает 51-е место» . Строительная неделя онлайн Ближний Восток . Проверено 5 марта 2020 г.
  115. ^ «Руководство ФАО: Исмахане Элуафи, главный научный сотрудник» . www.фао.орг . Проверено 21 июля 2021 г.
  116. ^ «Доктор Исмахане Элуафи» . Международный центр биозасоленного сельского хозяйства . 08.04.2015 . Проверено 5 марта 2020 г.
  117. ^ «Бутайна Аль Ансари о женщинах-лидерах в Катаре» . Центр международных и региональных исследований Джорджтаунского университета в Катаре . 20 ноября 2014 г. Проверено 5 марта 2020 г.
  118. ^ Jump up to: а б Камали, Хосейн (2019). История ислама среди 21 женщины . Лондон, Англия: Публикации Oneworld. стр. 85–91. ISBN  978-1-78607-632-8 .
  119. ^ Гримау, Рикардо Хиль (2000). Сайида ла-Хурра Марокканка андалузского происхождения . S2CID   162138568 .
  120. ^ Хэмбли, Гэвин (1998). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27b8a46606f6e609fd299107480bca4a__1721449560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/4a/27b8a46606f6e609fd299107480bca4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in the Arab world - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)