Сайида аль Хурра
Лалла Айша аль-Алами Лалла Аиша Алами | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Сайида аль Хурра в представлении современного художника. | |||||
Хакимат Титван | |||||
Правило | 1515/1519 [1] – 1542 | ||||
Предшественник | Сиди Аль-Мандри II | ||||
Рожденный | ок.1485 - 1495 гг. [2] | ||||
Умер | 14 июля 1561 г. | ||||
Супруг | Сиди Аль-Мандри II (ок. 1501; умер в 1519 г.) [3] Султан Ахмад ибн Мухаммад (ум. 1541; умер в 1549 г.) | ||||
| |||||
Династия | Ваттасид (по браку) | ||||
Отец | Али ибн Рашид аль-Алами | ||||
Мать | Зохра Фернандес [4] | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Сайида аль-Хурра ( араб . Леди Хурра ), настоящее имя Лалла Аиша бинт Али ибн Рашид аль-Алами ( араб . Лалла Аиша бинт Али бин Рашид Аль-Алами ) (1485 – 14 июля 1561), [5] был Хакиматом Титваном (губернатором Тетуана ) между 1515–1542 годами и марокканским лидером каперов в начале 16 века. [6] Она стала женой ваттасидского султана Ахмада ибн Мухаммада . Она считается «одной из самых важных женских фигур исламского Запада в современную эпоху». [7]
Жизнь Сайиды аль-Хурры можно понять в геополитическом и религиозном контекстах, особенно в борьбе между мусульманской и христианской империями при ее жизни. -мусульмане Османы захватили Константинополь в 1453 году, что ознаменовало конец Римской империи . Аль-Хурре было два года, когда португальцы начали свое колониальное завоевание , захватив несколько портов на западном побережье Марокко , начиная с 1487 года. Несколько лет спустя Гранада попала в руки католических монархов Изабеллы I Кастильской и Фердинанда. За этим последовал II Арагона и насильственное обращение мусульман в Испании .
В союзе с османским корсаром Барбароссой Алжирским. [8] аль-Хурра контролировал западную часть Средиземного моря , а Барбаросса контролировал восток. [9] Она также была префектом Тетуана . В 1515 году она стала последним человеком в истории ислама, законно носившим титул аль-Хурра (женщина-монарх) после смерти своего мужа, правившего Тетуаном. Позже она вышла замуж за берберского короля Марокко Ахмеда аль-Ваттаси , но отказалась покинуть Тетуан, чтобы сделать это. Этот брак стал единственным случаем в марокканской истории, когда король женился за пределами столицы Феса . [7] [10]
Этимология
[ редактировать ]Титул Сайида аль-Хурра означает «благородная женщина, свободная и независимая; женщина- правительница , которая не подчиняется никакой вышестоящей власти». [11] Хакимат Татван означает губернатор Тетуана. [10]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сайида аль-Хурра родилась около 1485 и 1495 годов ( хиджра около 890 года) или точно в 1491 году. [12] к известной мусульманской семье андалузской знати, которая бежала со своей семьей в Марокко, когда Фердинанд и Изабелла завоевали мусульманское королевство Гранада в 1492 году, в конце Реконкисты, и поселилась в Шефшауэне . [10] [13] Шарифийка Абд аль , она была потомком марокканского суфийского святого -Салама ибн Машиша аль-Алами , [7] и через него Хасана ибн Али . [14]
Детство Сайиды было счастливым и безопасным, но омраченным постоянными напоминаниями о вынужденном изгнании из Гранады. В детстве она получила первоклассное образование. Она свободно говорила на нескольких языках, включая кастильский испанский и португальский . известный марокканский ученый Абдалла аль-Газвани . Одним из ее многочисленных учителей был [5] В 16 лет она вышла замуж за человека, который был на 30 лет старше ее, Сиди аль-Мандри II, внука или племянника Али аль-Мандри, который был другом ее отца, а также заново основателем и губернатором города Тетуан . Андалузский мавританский беженец. [15] Ее пообещали мужу, когда она была еще ребенком. [7]
Как губернатор Тетуана
[ редактировать ]Умная женщина, Аль Хурра многому научилась, помогая мужу в его деловых делах. Она была де-факто вице-губернатором, а муж поручал ей бразды правления каждый раз, когда выезжал за пределы города. Когда он умер в 1515 году, население, привыкшее видеть, как она осуществляет власть, приняло ее в качестве губернатора Тетуана , дав ей титул аль-Хурра . [10] Испанские и португальские источники описывают аль-Хурру как «своего партнера в дипломатической игре». [10] Некоторые историки полагают, что необычная «степень принятия аль-Хурры как правителя» может быть объяснена «знакомством андалузцев с женщинами, унаследовавшими власть от монархических семей в Испании, таких как Изабелла I Кастильская ». [16] Другие полагают, что аль-Хурра добилась успеха на посту губернатора, потому что была «бесспорным лидером пиратов западного Средиземноморья». [17] [18]
В 1541 году она приняла предложение руки и сердца от Ахмеда аль-Ваттаси , султана марокканской династии Ваттасидов , который отправился из Феса в Тетуан , чтобы жениться на ней. Ее брак с ним был единственным зарегистрированным случаем, когда марокканский король женился за пределами своей столицы. Это произошло потому, что аль-Хурра не была готова отказаться от своей роли правителя Тетуана или даже покинуть город для церемонии бракосочетания, что вынудило аль-Ваттаси приехать к ней. [13] Считается, что Сайида аль-Хурра настояла на этом, чтобы показать всем, что она не собирается отказываться от управления Тетуаном, несмотря на то, что вышла замуж за султана. [10] [16]
Сайида аль-Хурра прожила жизнь, полную приключений и романтики. [10] Она назначила своего брата Мулая Ибрагима визирем Ахмеда аль-Ваттаси, султана Феса , и это сделало Рашидов главными игроками в усилиях по объединению Марокко против быстро растущих держав Испании и Португалии. [19]
Как корсар
[ редактировать ]Сайида не мог ни забыть, ни простить унижение, вызванное необходимостью бежать из Гранады . Желая отомстить «христианскому врагу», она обратилась к пиратству. Она установила контакт с легендарным османским адмиралом Хайреттином Барбароссой Алжирским. [10] Пиратство давало быстрый доход, «добычу и выкуп за пленников», а также помогало сохранить мечту о возвращении в Андалусию. [10] пользовались большим уважением Христиане как «королева», имевшая власть над Средиземным морем и освобождением португальских и испанских пленников. [10] [16] Например, в «Забытых королевах ислама» Фатима Мернисси упоминает испанские исторические документы 1540 года, согласно которым велись переговоры «между испанцами и Сайидой аль-Хуррой» после успешной пиратской операции в Гибралтаре , в ходе которой пираты захватили «много добычи и много заключенных». [20]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После того, как она правила 30 лет, ее зять Мухаммад аль-Хасан аль-Мандри сверг ее в октябре 1542 года. [21] По данным Yemen Times , «ее лишили собственности и власти». [13] Смирившись со своей судьбой, аль-Хурра удалилась в Шефшауэн , где прожила еще почти 20 лет. [5]
Отношения с Калифорнией
[ редактировать ]Сайида аль-Хурра, возможно, послужила источником вдохновения для мифа о Калифорнии и, следовательно, могла косвенно вдохновить название Калифорнии . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Малика VI: Сайида Аль-Хурра» . Мусульманское наследие . 08 февраля 2018 г. Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ «Малика VI: Сайида Аль-Хурра» . Мусульманское наследие . 08 февраля 2018 г. Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Эльбл, Мартин (27 декабря 2013 г.). Португальский Танжер (1471-1662): колониальная городская ткань как межкультурный скелет . Baywolf Press / Éditions Baywolf. п. 242. ИСБН 978-0-921437-50-5 .
- ^ Родольфо Хиль. Гримау (2000). Сайида аль-Хурра, марокканка андалузского происхождения (на испанском языке). Полка для изучения арабского языка.
- ^ Jump up to: а б с «Малика VI: Сайида Аль-Хурра» . АрамкоУорлд . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ «Малика VI: Сайида Аль-Хурра» . Мусульманское наследие . 08 февраля 2018 г. Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Родольфо Хиль (Бенумейя) Гримау (январь 2000 г.). «САЙИДА АЛЬ-ХУРРА, МАРОККАНКА АНДАЛУЗСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» . Полка арабских исследований . 11 :311 . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Клаусман, Ульрика (2010). Женщины-пираты и политика Веселого Роджера . ООО «Персей Бук». п. 98. ИСБН 978-1282000018 . OCLC 892994261 .
- ^ Кази, Мойн (2015). Женщины в исламе: исследование новых парадигм . Идея Пресс. ISBN 9789384878030 . OCLC 906544767 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мернисси, Фатима (1997). Забытые королевы ислама . унив. Из Миннесоты Пресс. п. 18. ISBN 978-0-8166-2439-3 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Мернисси (1997) , с. 115
- ^ Эльбл, Мартин (27 декабря 2013 г.). Португальский Танжер (1471-1662): колониальная городская ткань как межкультурный скелет . Baywolf Press / Éditions Baywolf. п. 242. ИСБН 978-0-921437-50-5 .
- ^ Jump up to: а б с «Необыкновенные мусульманки» . Йемен Таймс . 6 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Кугл, Скотт А. (2011). Суфии и тела святых: мистика, телесность и сакральная сила в исламе . Университет Северной Каролины Пресс. п. 300.
- ^ Архив Института Африки, Том 4 . Институт, 1950 г. — Институт африканских исследований (Высший совет научных исследований (Испания)). 1950. стр. 85, 94, 97.
- ^ Jump up to: а б с Томас Керлин Парк, Аомар Бум (28 января 2006 г.). Исторический словарь Марокко Пугало Пресс, Inc. п. 317. ИСБН 978-0-8108-5341-6 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Энн Мари Максвелл. «Отважные дочери Кахены» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2016 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Юджин Сенсениг-Даббус (2003), «Неарабские женщины в арабском мире» (PDF) , Аль-Райда , 20 лет (101–2), Бейрутский университетский колледж. Институт женских исследований в арабском мире: 20 , дата обращения 11 февраля 2011 г.
- ^ Верде, Том; Соланс Верде, Леонор (январь – февраль 2017 г.). «Малика VI: Сайида Аль-Хурра» . АрамкоУорлд . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ Мернисси (1997) , с. 193
- ^ Дауд, Мохаммед (1993). История Тетуана ( PDF) (на арабском языке). п. 122 . Проверено 7 октября 2018 г.
- 1480-е годы рождения
- 1561 смерть
- Марокканцы XVI века
- Марокканские женщины XVI века
- Женщины-правители XVI века
- Африканские женщины на войне
- Берберийские пираты (люди)
- Пираты 16 века
- Марокканские женщины-пираты
- Ислам и женщины
- Марокканские пираты
- Люди из Шефшауэна
- Люди из Тетуана
- Марокканские королевские супруги
- Работорговцы XVI века
- Женщины-работорговцы