Лай Чой Сан
Лай Чой Сан (что означает «Гора богатства ») был китайским пиратом, действовавшим в 1920-х и 1930-х годах. Ее историчность, или, по крайней мере, историчность большей части того, что о ней известно, оспаривается, поскольку основным источником о ее жизни является отчет 1931 года « Я плыл с пиратами» Алеко Лилиуса , журналиста с сомнительной репутацией. [1]
Историчность
[ редактировать ]Первоисточником о Лай Чой Сане является отчет «Я плыл с пиратами » (1931) Алеко Лилиуса . Хотя рассказ Лилиуса о Лай Чой Сане не является совершенно невероятным, Лилиус считается журналистом с сомнительной репутацией. Он назвал себя выходцем из разных стран и был арестован по обвинению в мошенничестве на Филиппинах и в Сингапуре . В книгу «Я плыл с пиратами» включены фотографии женщин на кораблях, но нет никаких доказательств, кроме слов Лилиуса, что героями фотографий были пираты. [1]
Есть еще один источник, в котором упоминается Лай Чой Сан, по крайней мере, указывающий на то, что она была реальной фигурой; репортаж военного журналиста во время китайско-японской войны , в котором упоминается о затоплении пиратского флота и о том, что его капитан Лай Чой Сан решила затонуть вместе со своими кораблями . Однако эта версия также не лишена противоречий; Согласно Ульрике Клаусманн в книге «Женщины-пираты и политика Веселого Роджера» (2017), некоторые другие источники указывают, что Лай Чой Сан был схвачен и приговорен к пожизненному заключению международной береговой охраной в 1939 году. [1]
Карьера
[ редактировать ]По словам Лилиуса, Лай Чой Сан была единственной дочерью в семье, где было четыре сына. Ее отец нанял ее служанкой во время своих морских экспедиций, и в конце концов она присоединилась к пиратской банде. Ее отец продвигался по служебной лестнице и через некоторое время сам стал капитаном, командуя семью джонками . После смерти отца Лай Чой Сан она взяла на себя командование флотом и добавила еще пять джонок, в результате чего общее количество кораблей под ее командованием достигло двенадцати. Лилиус описывает ее как умную, привлекательную, безжалостную и жестокую. Считается, что он сделал акцент на ее внешности, чтобы сделать ее интересной темой для своего репортажа. [1]
Лилиус предположительно встретил Лай Чой Сан, возможно, в борделе , и утверждал, что сопровождал ее в экспедициях в окрестностях Макао в конце 1920-х годов. Предположительно, находясь на суше в Макао, она носила белое атласное платье и украшала себя золотыми кольцами и нефритом, но одевалась менее элегантно на своих кораблях, где носила брюки и снимала обувь. По словам Лилиуса, она предпочитала вести свои операции с суши, отдавая приказы капитанам своих кораблей, но иногда отправлялась в плавание и сама. Во время плавания ее всегда сопровождали служанки, и она оставалась в своих личных покоях, куда другим членам команды вход воспрещался. Лай Чой Сан действовал полулегально в качестве «инспектора», человека, которому другие владельцы лодок платили деньги, чтобы охранять свои лодки от других пиратов. Ее гонорары были очень высокими, граничащими с вымогательством, и если ее клиенты не платили, она похищала их и подвергала пыткам, пока один из их родственников не приносил сумму. [1] Она действовала без особого вмешательства со стороны португальских и китайских властей. [2]
Лилиус описывает свой флот как «двенадцать гладкоствольных пушек средневекового вида на борту и две довольно современные. Вдоль фальшбортов джонки были прикреплены ряды тяжелых железных пластин». Португальцы называют ее команду ladrones (пиратами, грабителями), и, по словам Лилиуса, они были «всеми грозными парнями, мускулистыми мужчинами с обнаженной грудью, которые носили широкополые шляпы и повязывали красные платки на шеях и головах». [3]
Влияние в культуре
[ редактировать ]В «Мисси Ли» , молодежном романе Артура Рэнсома действие которого происходит в водах Южно-Китайского моря, главную роль исполняет персонаж, который разделяет многие отличительные черты Лай Чой Сана. Мисси Ли, командующая флотилией вооруженных джонок, управляемых мускулистыми китайскими пиратами, одновременно похищает, а затем спасает героических английских детей, плывущих в этом районе. [4]
Лай Чой Сан был также моделью Леди-Дракона , одного из главных злодеев, появившихся в комиксах , радио- и телесериалах » «Терри и пираты . Создатель сериала Милтон Канифф позже утверждал, что его вдохновила история о ней. Этот персонаж сильно повлияет на стандартного персонажа, чья личность обычно изображается как красивая, но бессердечная злодейка, как это видно в более поздней популярной культуре. [5] [6] [7] В другой книге Роберто Сантьяго «Los Futbolisímos » испанский вор по имени Альмудена Гарсия использует имя Лай Чой Сана в качестве псевдонима.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Данкомб, Лаура Сук (2017). «Воплощение зла и леди-дракон». Женщины-пиратки: принцессы, проститутки и каперы, правившие семью морями . Чикаго Ревью Пресс. ISBN 978-1-61373-604-3 .
- ^ Понс, Филипп. Макао . Лондон: Reaction Books, 2002. (стр. 26). ISBN 1-86189-136-9
- ^ Леви, Дэниел С. Коэн с двумя пистолетами . Нью-Йорк: Macmillan, 2002. (стр. 165). ISBN 0-312-30931-7
- ^ Рэнсом, Артур. Мисси Ли . Лондон: Кейп, 1941 год.
- ^ Беккер, Стивен Д. Комическое искусство в Америке: социальная история юмора, политических карикатур, журнального юмора, спортивных карикатур и анимационных мультфильмов . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1959. (стр. 255).
- ^ Во, Коултон. Комиксы . Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 1991. (стр. 47). ISBN 0-87805-499-5
- ^ Камалипур, Яхья Р. и Тереза Карилли. Культурное разнообразие и средства массовой информации США . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1998. (стр. 26). ISBN 0-7914-3930-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэкхэм, Роберт Джеймс. Женщина: В чести и бесчестии . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Co. Ltd., 1936.
- Линтнер, Бертиль. Братья по крови: преступность, бизнес и политика в Азии . Сидней: Аллен и Анвин, 2002. ISBN 1-86508-419-0
- Лоример, Сара. Добыча: Девушки-пираты в открытом море . Сан-Франциско: Chronicle Books, 2001. ISBN 0-8118-3237-6