Анджело Эмо
Анджело Эмо | |
---|---|
![]() Бюст Эмо работы Пьетро Дзандоменеги , 1862–1863 гг. | |
Рожденный | Венеция , Венецианская республика | 3 января 1731 г.
Умер | 1 марта 1792 г. Валлетта , Госпитальер Мальта | ( 61 год
Похороненный | Сан-Бьяджо, Венеция (с 1817 г.) |
Верность | Венецианская республика |
Услуга/ | Венецианский флот |
Лет службы | 1752–1792 |
Классифицировать | Чрезвычайный капитан кораблей , генерал-суперинтендант Мара |
Битвы/войны | Венецианские бомбардировки Бейлика Туниса |
Анджело Эмо (3 января 1731 — 1 марта 1792) был венецианским дворянином , администратором и адмиралом . Он известен своими реформами венецианского флота и своими военно-морскими кампаниями, его считают последним великим адмиралом Венецианской республики.
Отпрыск знатной семьи, Эмо получил прекрасное образование и начал свою военно-морскую карьеру кадетом в 1752 году. Его способности быстро были признаны, и он впервые получил командование линейным кораблем два года спустя . В 1758 году его отправили прикрывать возвращение торгового конвоя из Лондона во главе эскадры из трех кораблей. Неблагоприятные погодные условия привели к кораблекрушению его кораблей, которые понесли тяжелые потери. В этом эпизоде Эмо доказал свою решимость и мореплавание, заслужив признание как за границей, так и дома. Вернувшись в Венецию в 1759 году, в последующие годы он попеременно занимал военно-морские должности и административные должности в Венеции, неизменно проводя модернизирующую и реформистскую политику. В качестве военно-морского командующего он руководил венецианским флотом в демонстрации силы против берберийских государств , а также следил за русским флотом в русско-турецкой войне 1768–1774 годов .
В 1775 году он предложил военно-морские реформы, основанные на практике британского королевского флота , но не смог реализовать их на практике до 1782 года, когда ему был передан контроль над Венецианским арсеналом : были внедрены новые методы, улучшена подготовка и оплата. и были построены новые военные корабли. В 1784–1785 годах Эмо возглавил венецианский флот в серии набегов на гавани Бейлика Туниса в отместку за нападения корсаров на корабли под венецианским флагом, но его просьбы о высадке для захвата Туниса были отклонены. Последние годы своей жизни он провел в патрулях по борьбе с пиратами и умер после непродолжительной болезни 1 марта 1792 года. Его тело было возвращено в Венецию, где его похоронили как героя, а скульптору Антонио Канове был заказан надгробный памятник. в его честь.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Анджело Эмо родился в Венеции в январе 1731 года; точная дата обычно указывается как 3 января, [1] [2] но это сомнительно, поскольку в некоторых источниках в качестве его дня рождения упоминается 4 или 5 число, а один источник утверждает, что 23 числа. [3] Он родился в Палаццо Эмо , в приходе Сан-Симеоне-Пикколо , который раньше принадлежал семье Дьедо . [4] [5] Он происходил из знатной аристократической семьи, [6] который утверждал, что проживал в Венеции с последних лет 10 века; но, за некоторыми исключениями, его члены не играли важной роли в венецианской политике до 18 века. [7] Отец Анджело Эмо, Джованни ди Габриэле. [8] достиг должности прокуратора Святого Марка , высшей награды для венецианского гражданина ниже звания дожа Венеции . [5] Его матерью была Люсия Ломбардо, вторая жена его отца. [9] Анджело Эмо был третьим ребенком своего отца, у него были старшая сестра Фьордалисо и старший брат Альвизе или Луиджи от первого брака Джованни с Аполлонией Бон; и младшая сестра Сесилия. [10] Его двоюродный брат по материнской линии, Джакомо Нани , родившийся в 1725 году, также стал знатным адмиралом, на несколько лет опередив самого Эмо. [11]
Эмо был среднего роста, худощавого телосложения и бледного цвета лица, выделялся широким лбом, густыми бровями и большими глазами. [5] [12] Исторические источники описывают его в дальнейшей жизни как сложного, упрямого и надменного человека. [12] Чтобы предотвратить распыление семейного состояния, младшие сыновья в семье Эмо, как правило, не вступали в брак; соответственно, для Анджело Эмо предусматривалась церковная карьера. [13] В результате в возрасте двенадцати лет он получил образование в иезуитском колледже в Брешии , прежде чем вернуться в Венецию в 1748 году. [1] [8] где его отец выбрал в качестве своих наставников ученых Джованни Баттиста Билезимо , Якопо Стеллини и Карло Лодоли . [8] [14] Получив прекрасное гуманистическое образование, молодой Эмо отличился в философии, но не в других научных занятиях. [1] Во время учебы Эмо неоднократно предлагали принять священный сан , но он отказывался. [15] Он был страстным исследователем венецианской истории, чьи военные достижения он стремился подражать в дальнейшей жизни, а также древнеримского историка Тацита , который стал его любимым автором. [5]
Начало военно-морской карьеры
[ редактировать ]По закону традиционный венецианский cursus Honorum для молодого дворянина начинался с четырехлетней службы в венецианском флоте . [16] Эмо поступил на службу в 1751 или 175 году, став Nobile di Nave (кадет-джентльмен). [8] [17] В 1752 году он отправился в свое первое морское путешествие, сопровождая венецианский торговый конвой в Смирну . [5] Путешествие оказалось полным приключений: его корабль, большой фрегат Сан-Винченцо , [18] загорелся и затонул на якорной стоянке в заливе Говино на острове Корфу . 11 мая [19] Эмо оказался быстрым учеником в военно-морских делах, и его первый командир отметил его обещание как военно-морского офицера. [5] Его карьерный рост был стремительным, и в январе 1755 года он был произведен в капитаны ( Governatore di Nave ) первоклассного корабля. [а] корабль, [18] 74-пушечный линейный корабль Сант-Игнацио . [17] [21]
В XVIII веке венецианская морская торговля, которая когда-то доминировала в Средиземноморье, пришла в упадок. Богатые патриции предпочитали надежные инвестиции в свои поместья на Терраферме морским опасностям, появление новых торговых центров, таких как Ливорно и Триест, отводило трафик из Венеции, нападения пиратов были постоянной угрозой, а генуэзцы, голландцы и Английские купцы стали доминировать на западных маршрутах, ведущих в Атлантику. [22] Нападения берберийских пиратов на османские княжества Алжир и Тунис , а также набеги небольших далматинских пиратских городов Бар (Антивари) и Улцинь (Дульчиньо) также представляли постоянную угрозу. Основной задачей венецианского флота, базировавшегося на Корфу , была защита венецианского судоходства от подобных нападений. [23] Перерыв, вызванный войной за австрийское наследство, дал венецианскому правительству, остававшемуся нейтральным, возможность попытаться вернуть себе долю торговли с атлантическими портами Западной Европы, оснащая новые и более совершенные корабли и предоставляя субсидии торговцам. Успехи Венеции оказались недолговечными, поскольку окончание войны в 1748 году позволило английским и голландским торговцам возобновить свои путешествия, но в течение некоторого времени венецианское правительство продолжало попытки возродить свою атлантическую торговлю. [24] В то же время венецианский флот также пришел в упадок; после Пассаровицкого договора 1718 года и особенно после подтверждения договора в 1733 и 1736 годах, опасность новой войны с Османской империей отступила, и, несмотря на периодические опасения по поводу войны, военно-морской истеблишмент был сокращен, поскольку Республика проводила все более пассивную политику. внешняя политика основывалась на строгом нейтралитете. [25] [26]
Корабли, строившиеся в Венецианском Арсенале, десятилетиями оставались в полузаконченном состоянии (первоклассная Форза была закончена спустя 55 лет), в то время как в то же время сам Арсенал вступил в период запустения и растущего технического устаревания, в сочетании с коррупцией и неоднократными, но бесплодными попытками реформ. [27] [28] Эта ситуация угрожала даже контролю Венеции над ее морским центром, Адриатическим морем (или «Венецианским заливом», как любила хвастаться республика), которое подвергалось пиратским нападениям. [29] и вторжение новых Габсбургских военно-морских центров Триеста и Фиуме . [30] К 1756 году венецианский парусный флот на Корфу сократился до исторического минимума в семь судов, но еще двадцать кораблей были законсервированы в почти готовом состоянии в Венецианском арсенале, а рост варварских пиратских нападений вынудил венецианские власти начать ввод их в эксплуатацию. [31] В эти годы Эмо отличился в сопровождении торговых конвоев в Смирну, отражая нападения пиратов, [8] [21] особенно Дульчиньоти, из рук которых он отбил венецианское торговое судно. [32] Затем он командовал второразрядной «Сперанцей» с 58 орудиями. [17]
В 1758 году Эмо принял на себя командование 74-пушечным первоклассным «Сан-Карло Борромео» , тогдашним новейшим линейным кораблем венецианского флота и головным кораблем своего класса . [33] В этой команде Эмо протестировал новую конфигурацию мачт - они были составлены не из отдельных стволов деревьев, а из разных кусков дерева - по образцу английских моделей. [21] [34] Эмо продемонстрировал возможности новой мачты, перевозя нового генерального провведитора да Мара Франческо Гримани на его место на Корфу: столкнувшись с сильным северо-восточным ветром, вместо того, чтобы зарифить или уменьшить паруса, Эмо приказал поставить полные паруса для испытаний и демонстрации. новые мачты, пока Гримани не приказал ему уменьшить парусность. [35] [36]
Экспедиция в Португалию
[ редактировать ]
В рамках этих попыток в 1758 году Эмо было поручено возглавить экспедицию в Лиссабон , чтобы дождаться прибытия и прикрыть возвращение шести венецианских торговых судов из Лондона и защитить их от ожидаемых нападений берберийских пиратов. Ему была передана эскадра из трех кораблей, в том числе « Сан-Карло Борромео» , второсортного (также называемого «большим фрегатом ») «Сан-Винченцо Феррер» с 58 орудиями и 28-пушечного фрегата « Костанца» , все они были сравнительно недавно построенными кораблями. . [17] [21] [37] Эскадра Эмо покинула Корфу 27 сентября 1758 года. Через три дня она достигла Мальты , где собрала разведданные о берберийских пиратах, и тщетно пыталась найти компетентного лоцмана , знавшего воды Атлантического океана вплоть до Лиссабона. [38]
Эмо отправился на запад в середине октября. Противные ветры задержали плавание возле Малаги , прежде чем венецианцы смогли пересечь Гибралтарский пролив и добраться до Лиссабона. К несчастью для Эмо, его пилот принял мыс да Рока за мыс Эспишель и едва не разбил « Сан-Карло» , приблизившись к берегу. [39] Эмо осознал ошибку и попытался скорректировать курс, но сильный ветер затруднил маневр. Эмо пришлось уменьшить парусность и использовать три комплекта парусов, поскольку их разорвал ветер. « Сан-Карло» удалось очистить острова Берленгас , но два других судна при этом остались позади. [39] После двух дней борьбы с ветром «Эмо» бросил якорь в устье реки Мондего , но почти сразу корабль потерял румпель . Новый румпель был с трудом установлен, но ночью он сломался, а вскоре и весь руль направления . [40] Некоторые из его офицеров запаниковали и предложили вывести корабль на берег, но Эмо удалось восстановить дисциплину. Он установил контакт с берегом и с помощью британского вице-консула в Фигейре организовал буксировку « Сан-Карло» португальскими кораблями в Лиссабон. [41]

У мыса да Рока сильный восточный ветер вынудил буксирные суда прекратить работу. « Сан-Карло» оставили дрейфовать без руля в течение нескольких дней, пока экипаж пытался самостоятельно установить новый руль направления. Был замечен « Костанца » , также сильно поврежденный и имеющий утечку воды, и два корабля оставались в контакте в течение дня, прежде чем снова разошлись. Запасы воды на борту « Сан-Карло» иссякли. [41] Был установлен импровизированный руль, который позволил кораблю еще раз достичь мыса Рока, прежде чем с юга пришел еще один сильный ветер и погнал « Сан-Карло» на север. Новый руль пришлось отрезать, и лишь с большим трудом, двигаясь вперед кормой , экипаж едва избежал кораблекрушения у Берленгаса. [42]
Экипаж к этому времени из-за несчастных случаев, болезней и усталости сократился с 590 до примерно 130 человек. [43] Хотя у корабля были повреждены мачты и такелаж, ему удалось достичь места дальше к северу от первоначальной стоянки в устье Мондего. На этот раз Эмо лично сошел на берег и заручился помощью местного португальского губернатора. На постройку нового руля ушло 17 дней, а на его установку на корабль, эффективный экипаж которого сократился до 70 человек, большинство из которых составляли неопытные и измученные солдаты, потребовалось 17 дней. [43] Несчастные случаи продолжались, пока Эмо испытывал свой отремонтированный корабль, но, наконец, он смог повернуть его на юг, в Лиссабон, войдя в реку Тежу 5 февраля 1759 года. [43] Там он нашел два других своих корабля: « Сан-Винченцо» прибыл 8 декабря и « Костанца» 22 декабря. [43]
В Лиссабоне, где с большим интересом следили за борьбой Эмо со стихией и несчастьями, король Жозеф I принял его с почестями, подобающими послу. [44] Приняв командование венецианскими торговыми судами из Лондона, он с небольшими происшествиями вернулся домой через Геную и Неаполь и достиг Корфу в середине июля 1759 года. [44] [45] За время плавания на «Сан-Карло» погибло не менее 250 человек, на « Сан-Винченцо» — 90 человек, а на «Костанце» — четыре. Еще 76 членов экипажа (из первоначальной общей численности экипажа в 1236 человек на всю эскадрилью) дезертировали. [45] Поведение Эмо во время путешествия доказало его мореходное и командное мастерство. [46] заслужив признание правительства по возвращении в Венецию в августе. [8] Тем не менее, решение Эмо продолжать путь без квалифицированных пилотов, хотя, возможно, и было принято под впечатлением срочности его миссии, привело к взаимным обвинениям со стороны некоторых современников и историков. [47] [48] Официально причиной катастрофы стала плохая конструкция судна «Сан-Карло» , которое в результате подверглось ремонту и модификациям, но в конечном итоге затонуло во время очередной бури в 1768 году. [49] [50]
Гражданские должности и повышение до высшего командования
[ редактировать ]Следуя венецианской традиции, за военным назначением следовало гражданское. [44] Таким образом, в 1760 году Эмо был назначен Provvedditore della Sanità (комиссаром по здравоохранению), и Эмо принял это назначение, но неохотно. [51] историк Федерико Моро для кадрового военно-морского офицера это назначение было равносильно «унижению», и его трудно интерпретировать иначе, как неофициальным (учитывая известность его семьи, более суровое наказание было маловероятно) — выговором за его действия в Португалии. [52] Тем не менее Эмо выполнял свои обязанности усердно и строго. [51] и после окончания своего ежегодного срока полномочий был избран Savio ed Esecutore alle Acque (комиссаром по водным ресурсам) в 1761–62. В этом качестве он заказал план Венецианской лагуны , который был завершен за шесть месяцев. [8] [6] Этот план был настолько точным, что его продолжали использовать вплоть до XIX века. [44]
В 1763 году Эмо наконец вернулся на флот, будучи избранным в высшее командное звание Patron delle Navi (контр-адмирал парусного флота) и порученным ему антипиратским операциям в Адриатическом море . [8] [53] Однако выборы не прошли гладко: на первых выборах этот пост был отдан Альвизе да Рива, и только когда последний подал в отставку из-за того, что условия на море оказались слишком тяжелыми, на его место был избран Эмо. [54] Причины первоначального отпора, временно повергшего Эмо в отчаяние, неясны. Да Рива, возможно, пользовался большей политической поддержкой, которую он мобилизовал, чтобы получить этот пост, поскольку военно-морское командование могло стать трамплином для получения более высокого поста. В то же время двоюродный брат Эмо, Джакомо Нани, был капитаном делле Нави , одновременно полноправным адмиралом парусного флота, и могли существовать опасения по поводу концентрации контроля над военно-морским флотом в руках одного клана. [55] Однако вместо того, чтобы напрямую присоединиться к флоту на Корфу по морю, Эмо путешествовал по суше через Италию, посетив Флоренцию , Рим и Неаполь , где его принял король Карл VII , прежде чем отправиться в Отранто . [54] [56] В течение следующих шестнадцати месяцев своего пребывания в должности Эмо посвятил себя сопровождению торговых судов от нападений пиратов. Его главным достижением было возвращение двух венецианских кораблей и всего их груза с Дульчиньоти, достижение, отмеченное на озелле, отчеканенной в том же году (1765 г.). [56] [57] В том же году Эмо был произведен в Альмиранте (вице-адмирал парусного флота). [53]
В отличие от постоянных усилий по борьбе с пиратством на Адриатике, в 1760-х годах Венеция выбрала другую политику против берберийских государств. Были заключены соглашения с Алжиром и Тунисом в 1763 году, Триполи в 1764 году и Марокко в 1765 году, согласно которым правители этих государств предотвращали нападения пиратов на венецианское судоходство в Адриатике и в зоне в 30 морских миль вокруг Ионических островов за плату. огромной ежегодной дани. [58] Правители Берберии не всегда соблюдали соглашения; В 1766 году двоюродному брату Эмо, Джакомо Нани, пришлось возглавить военно-морскую демонстрацию у Триполи, чтобы обеспечить освобождение захваченного венецианского корабля. [59] В следующем году настала очередь Эмо провести аналогичную операцию против Алжира, бей которого пытался добиться увеличения согласованных ежегодных сумм и взял в плен венецианские корабли и их команды. [60] Эмо отплыл в Алжир на фрегате « Эрколе» , к которому присоединились «Сан-Микеле Архангеле» и «Костанца» . [61] и угрожал обстрелять город. Алжирский бей освободил корабли и их команды, выплатил репарации и продлил договор с Венецией на прежние условия. [8] [60] Затем Эмо направился в Марсель , где приобрел два шебека для службы венецианскому флоту. [62] Республика почтила Эмо назначением в Орден Золотой Палантины и отправила брата Эмо, Альвизе, в Марсель, чтобы передать ему знаки отличия Ордена. [60] [62] 12 июня 1768 года Эмо был произведен в капитаны кораблей . [8] [62]
Русско-турецкая война
[ редактировать ]Когда русский флот под командованием Алексея Орлова прибыл в Средиземное море в 1770 году в рамках русско-турецкой войны 1768–1774 годов , Эмо возглавил венецианскую эскадру, которая совершила круиз по Эгейскому морю, чтобы следить за русскими и защищать венецианских и французских подданных и торговлю. интересы в этой области. [6] [63] Эмо образцово выполнял свои инструкции, постоянно предоставляя обновленную информацию о российских операциях и проницательные отчеты о российской стратегии во время войны. [64] В ходе конфликта также совершались набеги пиратов Ульциня, якобы действовавших как подданные османского султана. [53] против венецианских Ионических островов . Эмо преследовал их у Китиры (Цериго) и вернул два захваченных корабля. [63]
Флот Эмо понес тяжелые потери, когда 19 декабря 1771 года попал в шторм у мыса Матапан : половина его эскадры, 74-пушечный фрегат «Коррьера» и 28-пушечный фрегат «Толлеранца» , затонули у Элоса , причем первый почти со всеми руками. Собственный флагман Эмо, 74-пушечный « Эрколе» , выжил только благодаря тому, что подрезал мачты. Сам Эмо во время маневра был унесен в море, и его команда с трудом спасла его. [53] [65] Обезумевший от того, что он считал личной неудачей, Эмо предложил пожертвовать свое личное состояние, чтобы компенсировать потери. [66]
Срок полномочий военно-морского командования Эмо истек в 1772 году. Он вошел в венецианский сенат , [6] а также поездка за границу, посещение дворов Фридриха II Прусского и Марии Терезии Австрийской. [66] Несколько раз избиравшийся цензором , он работал над возрождением производства муранского стекла . [8]
Эмо был включен в комиссию из семи человек для рассмотрения реформ венецианского флота в марте 1775 года. [67] Хотя тяжелое состояние венецианского флота было хорошо известно и на протяжении десятилетий было предметом дебатов и предложений по реформе, ничего не было достигнуто. [68] Эмо был автором отчета комиссии, « Писания по восстановлению военного флота, в котором находилась кавалерия». Эмо и под диктовку кав. Сам Эмо . [67] В отчете рекомендовались реформы по образцу британского Королевского флота , но, хотя в состав комиссии входило несколько влиятельных сенаторов, ее предложения снова не были приняты. [69]
В 1776–1778 годах, снова на посту Савио алле Акке , Эмо отвечал за несколько ремонтных работ вокруг лагуны, на реке Брента , на дороге Терральо и канале Кава. [8]
Демонстрация под Триполи
[ редактировать ]Эмо снова получил командование военно-морским флотом 18 июля 1778 года, будучи избранным капитаном делле Нави , с тяжелым фрегатом Сирена в качестве его флагмана. Его миссия заключалась в том, чтобы противостоять пашалику Триполитании , который пытался использовать «право поиска», предоставленное им договором о венецианском судоходстве за пределами согласованных пределов. Эмо возглавил свой флот для демонстрации силы перед Триполи , что привело пашу к заключению нового мирного соглашения с Республикой. [8] [53] Назначение Эмо было продлено на год позже, но в этом случае ему не потребовалось отправляться в плавание. [53]
В 1779 году, будучи Savio alla Mercanzia (комиссар по торговле), Эмо продвигал такие реформы, как снижение налога на шелк, открытие новых магазинов в Шибенике (Себенико) и перенос венецианского консульства в Египте из Каира в портовый город. Александрии . [8] В 1780 году он был Provveditore ai Beni Inculti (комиссаром по невозделываемым землям) и разработал планы осушения Валли Веронези, болот Адидже вокруг Вероны , проект, начатый еще Заккарией Бетти . Однако вновь из-за нехватки средств планы не были осуществлены. [8] [6]
Директор Арсенала и военно-морских реформ
[ редактировать ]
Павла I) в Венецию в январе 1782 года Во время визита великого князя Павла (будущего царя российского Эмо лично обучал Павла деталям венецианского военно-морского аппарата. [70] Когда вскоре после этого Венеция решила отправить постоянного посланника в Санкт-Петербург , имя Эмо было первым в списке, но ему удалось избежать дорогостоящего и непривлекательного назначения, сославшись на плохое здоровье. [71] В 1783 году в качестве чрезвычайного комиссара Эмо вел переговоры с Габсбургов посланником Филиппом фон Кобенцлем о свободе судоходства в Истрии и Далмации . [6] [72]
В 1782–1784 годах Эмо служил одним из трёх экстраординарных инквизиторов Венецианского арсенала ( Inquisitore Straordinario all’Arsenale ). [8] [73] Это назначение произошло по инициативе сенатора-реформатора Франческо Пезаро . [74] [75] и с задачей решения хронических проблем, от которых страдает это важнейшее учреждение. [8] [6] Его коллегами-режиссерами были Джованни Зусто и Николо Эриццо . [76] Он импортировал новые модели кораблей из Англии и Франции, ввёл медную обшивку военных кораблей для улучшения их скорости хода и снижения затрат на содержание, усовершенствовал методы изготовления тросов и такелажа . [8] Он также увеличил жалованье недворянским офицерам, [8] ввел теоретическую подготовку военно-морских кадетов, а также финансируемую государством программу социального обеспечения для инвалидов и престарелых моряков. [74] Воспользовавшись внезапным затоплением линейного корабля « Фениче» , стоявшего на якоре в Маламокко в 1783 году, инквизиторы смогли также сломить мертвую хватку военно-морских построек традиционалистски настроенных главных корабелов (« проти» ) и заменить их корпус военно-морских архитекторов. [77] Используя свое положение сенатора и свои связи в правительстве республики, Эмо обеспечил средства для строительства новых военных кораблей: 15 были заложены после его пребывания в должности и до конца республики в 1797 году. [74]
Военно-морские кампании против Туниса
[ редактировать ]6 марта 1784 года Эмо был избран капитаном Страординарио делле Нави (главнокомандующим парусным флотом) военно-морской экспедиции против бейлика Туниса. [8] Новый воинственный бей Хаммуда ибн Али оказался втянутым в ссору с Республикой, которая быстро переросла в войну. Когда венецианский корабль, груженный товарами из Туниса, был сожжен властями Мальты из-за заражения чумой, бей потребовал огромную компенсацию, а когда венецианский адмирал Андреа Кверини попытался вести переговоры, на него напал бунт. в постановке Бея. [74] 21 июня Эмо отплыл из Венеции в медленное путешествие на Корфу, где к нему присоединились другие корабли. Его флот состоял из нескольких линейных кораблей, в том числе флагманского корабля Эмо, 64-пушечного нескольких , двух бомбардировочных кораблей и галиота . 12 августа флот отплыл в Тунис. [78] [79]
эскадра Эмо встала на якорь у мыса Карфаген, в пяти милях от города Тунис . 1 сентября [6] [79] Тунисский флот , ориентированный на пиратство против торговых судов, не выступил против венецианцев, которые смогли проникнуть в гавань Ла Гулетт в ночь с 3 на 4 числа и вернуть себе неаполитанское торговое судно, только что захваченное пиратами. [79] [80] Пополнив воду и запасы на Сардинии , [79] Эмо отплыл в Сус , который бомбардировал 5–7 и 12 октября. [79] прежде чем осенние бури вынудили его вернуться на зиму в Трапани на Сицилии и на Мальте. [80] [81]
Эмо вернулся на тунисский берег в апреле 1785 года, бросив якорь в Ла-Гулетте. Переговоры с беем Туниса провалились, и Эмо отплыл обратно на Мальту и Сицилию. [80] [82] Венецианский флот снова периодически бомбардировал Сус (21, 27 и 31 июля – 4 августа) из-за плохой погоды, но с скудными результатами. За ним последовал Сфакс (15–17 августа), прежде чем флот снова удалился в Трапани. [82] Получив подкрепление из Венеции, увеличившее его флот до пяти первоклассных линейных кораблей, одного легкого фрегата, двух шебеков, одного галиота и двух бомбардировщиков, Эмо вернулся в Ла-Гулетт. [82] Именно здесь Эмо применил плавучие батареи собственного изобретения: большие поплавки, сделанные из пустых бочек, укрепленные мокрыми мешками с песком и оснащенные 40-фунтовыми пушками и минометами. [80] [83] Наряду с бомбардировщиками это дало венецианцам возможность нанести удар по поселениям за морскими стенами в ночи 3, 5 и 10 октября. [80] [84] Поскольку бей оставался упрямым, Эмо разобрал свои плоты и вернулся в Трапани. [84]


Поскольку бей продолжал настаивать на своих прежних требованиях, Эмо вернулся на тунисское побережье в начале 1786 года. [80] нападение на Сфакс (6, 18 и 22 марта, 30 апреля и 4 мая). [8] [85] Тунисцы подготовились к его прибытию, отремонтировав стены и установив тяжелые орудия, что привело к интенсивным артиллерийским дуэлям между городом и флотом. Эмо тоже оценил эффективность своих плавучих батарей и построил их еще больше, с еще более тяжелыми минометами; в ходе ночных операций их подводили к морским дамбам и бомбардировали внутреннюю часть города с таким разрушительным эффектом, что жители Сфакса умоляли бея возобновить переговоры, но без особого эффекта. [85] [86] Венецианский флот отступил на Мальту, где 28 мая до флота дошла новость о том, что Эмо был избран прокуратором Святого Марка, и это событие праздновалось три дня и ночи. [8] [87] Поскольку бей все еще отказывался вести переговоры, Эмо атаковал Бизерту с 30 июля по 10 августа, а затем, с 26 сентября по 6 октября, на Сус, который теперь почти полностью лежал в руинах. [88] [87]
Эти операции не только нанесли большой ущерб и жертвы в этих городах, но и ограничили тунисский пиратский флот пределами своих гаваней. [8] [6] Они также прославили Эмо по всей Европе, где образы его ночных бомбардировок, похожих на фейерверки, разжигали воображение. [87] Тем не менее, им не удалось достичь своей главной цели, а именно заставить бея Туниса сесть за стол переговоров. [87] [89] Венеция, как и другие европейские военно-морские державы, предпочла достичь соглашения с пиратами, включая ежегодные выплаты, чем участвовать в длительных и гораздо более дорогостоящих военных кампаниях, которые потребовались бы для тщательной борьбы с пиратской угрозой. [90] Таким образом, просьбы Эмо о создании экспедиционного корпуса численностью 10 000 человек для штурма и захвата города Тунис были отклонены венецианским сенатом. [91]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]
В начале 1787 года сенат отозвал Эмо с большей частью его флота, оставив лишь небольшую эскадру под командованием патрона делле Нави Томмазо Кондулмера для патрулирования тунисского побережья. [89] Отзыв Эмо, вероятно, был связан с неизбежным началом новой войны между Россией и Османской империей . [89] Некоторую тревогу вызвал появление османского флота у берегов Албании в августе, но Эмо, который следил за его передвижениями с гораздо более грозной силой, не беспокоился. В действительности, задачей османского флота было просто устрашить мятежного пашу Скутари ; Сделав это, он вернулся на свою базу в начале 1788 года. [92] До 1791 года Эмо проводил время в антипиратских круизах у западных берегов Греции, за исключением набега в Эгейское море в 1790 году, который привел его на Парос . [93] За усилия в борьбе с тунисскими пиратами дворяне Закинфа (Занте) наградили его золотым мечом и медалью. [94]
В конце 1790 года сенат назначил Эмо Генерале да Мара провведитором , но не поручил ему возглавить флот против тунисского побережья. В то время как в Европе шла Французская революция , Сенат не хотел ввязываться в длительный конфликт и предпочитал мир. Сенат опасался, что агрессивный характер Эмо помешает этим усилиям, и вместо этого назначил Кондулмера, назначенного капитаном делле Нави , ответственным за военно-морскую блокаду и мирные переговоры. [95] В 1791 году венецианское правительство решилось на последнюю демонстрацию силы, воссоединив флот Эмо с эскадрой Кондулмера. Объединенный флот проводил демонстрации у побережья Туниса с конца августа до возвращения на Мальту в декабре. [93] Госпитализированный после легочной инфекции, Эмо умер в Ла Валетте, Мальта, 1 марта 1792 года. [96] Ходили слухи, что он умер от приступа желчи, узнав, что мир, по большей части невыгодный для Венеции, был заключен с Тунисом без его консультации. [97]

Его тело, прославленное как великий военно-морской герой, было забальзамировано и доставлено в Венецию на борту его флагманского корабля « Фама» . [8] [97] Скульптору Антонио Канове было предъявлено обвинение в установке памятника Эмо. Завершенный в 1794 году, он находится во втором арсенале Венецианского арсенала. Канова был награжден Республикой медалью за этот памятник, последней такой медалью, выданной Республикой перед ее распадом. [98] Его похороны состоялись в церкви Святого Марка 17 апреля, и он был похоронен в церкви Санта-Мария-деи-Серви . [8] Над его могилой учителем Кановы, Джованни Феррари , был установлен надгробный памятник первоначально в Санта-Мария-деи-Серви, затем переехал в Сан-Мартино и, наконец, с 1817 года, в Сан-Бьяджо . [99]
Наследие
[ редактировать ]После смерти его старшего брата Альвизе Эмо в 1790 году смерть Анджело Эмо также означала конец ветви семьи Эмо Сан-Симеон-Пикколо. [98]
Уже на момент смерти Эмо его потеря рассматривалась как тяжелый удар и симптом упадка Республики. [8] Репутация Эмо еще больше укрепилась благодаря историкам Венеции XIX века, увлеченным романтизацией последних десятилетий республики: Джироламо Дандоло называет его «последним рыком, изданным Львом Святого Марка на море», а Самуэле Романин мог бы смогли «вытрясти [Республику] из катастрофического запустения» и «вселить в нее силу и энергию», которых ей так не хватало в последние годы ее существования. Для Романина Эмо была последним из великих военачальников венецианского флота и даже Республики, которая «действительно можно сказать, что сама спустилась вместе с ним в гробницу». [8] После него венецианский флот больше не будет призван воевать. [97]
Его внезапная смерть также породила слухи о том, что он был отравлен. [98] Дандоло настаивал на том, что это так, и назвал виновником своего заместителя Кондулмера, стремившегося не только стать его преемником, но и заключить мирный договор с берберийскими государствами. Это было убедительно опровергнуто современным историком Алвизе Зорзи . [8]
подводные лодки Королевского флота Италии две Его именем названы .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Согласно венецианской номенклатуре, во многом из соображений престижа, поскольку это были самые тяжелые корабли венецианского флота. Согласно современной британской практике, эти корабли считались бы третьесортными — второсортными , а согласно французской практике . [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эрколе 2022 , с. 8.
- ^ фон Вурцбах 1858 , стр. 35–36.
- ^ Моро 2012 , с. 21.
- ^ Моро 2012 , стр. 21, 22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эйкхофф 2008 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я фон Вюрцбах 1858 , с. 36.
- ^ Моро 2012 , стр. 19–21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Поэтому 1993 год .
- ^ Моро 2012 , стр. 21–22.
- ^ Моро 2012 , с. 22.
- ^ Эрколе 2022 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Санфеличе ди Монтефорте 2011 , с. 111.
- ^ Моро 2012 , стр. 24–25.
- ^ Моро 2012 , стр. 25–26.
- ^ Моро 2012 , с. 25.
- ^ Моро 2012 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Андерсон 1946 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Моро 2012 , с. 27.
- ^ Эрколе 2022 , с. 10.
- ^ Кандиани 2009 , стр. 286–287.
- ^ Jump up to: а б с д Эйкхофф 2008 , с. 198.
- ^ Эйкхофф 2008 , стр. 195–196.
- ^ Эйкхофф 2008 , стр. 197–198.
- ^ Эйкхофф 2008 , стр. 196–197.
- ^ Нани Мочениго 1935 , стр. 351–352.
- ^ Моро 2012 , стр. 37–40.
- ^ Нани Мочениго 1935 , стр. 355–356.
- ^ Моро 2012 , стр. 46–48.
- ^ Нани Мочениго 1935 , с. 353.
- ^ Моро 2012 , стр. 41–43.
- ^ Эрколе 2022 , с. 16.
- ^ Моро 2012 , стр. 27–28.
- ^ Эрколе 2022 , с. 14 (особенно примечание 7).
- ^ Эрколе 2022 , с. 14 (особенно примечание 8).
- ^ Эрколе 2022 , с. 15.
- ^ Моро 2012 , стр. 28–29.
- ^ Ercole 2022 , стр. 16, 17 (примечания 14 и 15).
- ^ Андерсон 1946 , стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 1946 , с. 51.
- ^ Андерсон 1946 , стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 1946 , с. 52.
- ^ Андерсон 1946 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с д Андерсон 1946 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Эйкхофф 2008 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 1946 , с. 54.
- ^ Андерсон 1952 , стр. 308–309.
- ^ Эрколе 2022 , с. 17 (примечание 16).
- ^ Моро 2012 , стр. 30–32.
- ^ Ercole 2022 , стр. 14 (примечание 7), 18.
- ^ Моро 2012 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Эрколе 2022 , с. 19.
- ^ Моро 2012 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Андерсон 1952 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б Эрколе 2022 , с. 29.
- ^ Эрколе 2022 , с. 29 (примечание 23).
- ^ Jump up to: а б Моро 2012 , с. 36.
- ^ Эрколе 2022 , с. 30.
- ^ Моро 2012 , стр. 50–52, 56.
- ^ Моро 2012 , стр. 54–56.
- ^ Jump up to: а б с Эйкхофф 2008 , с. 200.
- ^ Моро 2012 , стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б с Моро 2012 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Эйкхофф 2008 , стр. 200, 240.
- ^ Эйкхофф 2008 , с. 240.
- ^ Эйкхофф 2008 , стр. 200–201.
- ^ Jump up to: а б Эйкхофф 2008 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Зампьери 2011 , с. 123.
- ^ Санфеличе ди Монтефорте 2011 , стр. 114–117.
- ^ Санфеличе ди Монтефорте 2011 , стр. 117–118.
- ^ Эйкхофф 2008 , с. 246.
- ^ Эйкхофф 2008 , с. 248.
- ^ Моро 2012 , с. 76.
- ^ Эйкхофф 2008 , с. 308.
- ^ Jump up to: а б с д Эйкхофф 2008 , с. 309.
- ^ Моро 2012 , с. 75.
- ^ Моро 2012 , стр. 48, 75.
- ^ Моро 2012 , стр. 48–49, 75–76.
- ^ Нани Мочениго 1935 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с д и Андерсон 1952 , с. 310.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эйкхофф 2008 , с. 310.
- ^ Андерсон 1952 , стр. 310–311.
- ^ Jump up to: а б с Андерсон 1952 , с. 311.
- ^ Андерсон 1952 , стр. 311–312.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 1952 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 1952 , стр. 312–313.
- ^ Эйкхофф 2008 , стр. 310–311.
- ^ Jump up to: а б с д Эйкхофф 2008 , с. 311.
- ^ Андерсон 1952 , стр. 313–314.
- ^ Jump up to: а б с Андерсон 1952 , с. 314.
- ^ Эйкхофф 2008 , стр. 311–312.
- ^ Нани Мочениго 1935 , с. 359.
- ^ Андерсон 1952 , с. 315.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 1952 , с. 316.
- ^ Арбель 2013 , стр. 202–203.
- ^ Нани Мочениго 1935 , стр. 359–360.
- ^ Эйкхофф 2008 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б с Нани Мочениго 1935 , с. 360.
- ^ Jump up to: а б с фон Вюрцбах 1858 , с. 37.
- ^ фон Вурцбах 1858 , стр. 37–38.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, RC (1946). «Несчастное путешествие Сан-Карло ». Зеркало моряка . 32 (1): 50–54. дои : 10.1080/00253359.1946.10657418 .
- Андерсон, RC (1952). Морские войны в Леванте 1559–1853 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета. OCLC 1015099422 .
- Арбель, Бенджамин (2013). «Морская империя Венеции в период раннего Нового времени» . В Дюрстелере, Эрик (ред.). Спутник венецианской истории, 1400–1797 гг . Брилл. стр. 125–253. ISBN 978-90-04-25252-3 .
- Кандиани, Гвидо (2009). Корабли Светлейшей: война, политика и военно-морское строительство в Венеции в наше время, 1650-1720 (на итальянском языке). Венеция: Институт наук, литературы и искусства Венето ISBN . 978-88-95996-20-2 .
- Эйкхофф, Эккехард (2008). Венеция, поздний фейерверк. Слава и падение республики, 1700–1797 [ Поздний фейерверк Венеции. Великолепие и падение республики, 1700–1797 ] (на немецком языке) (3-е изд.). Штутгарт: Котта-липучка. ISBN 978-3-608-94145-6 .
- Эрколе, Гвидо (2022). Анджело Эмо и Якопо Нани. Два адмирала, пытавшиеся спасти Венецию [ Анджело Эмо и Якопо Нани. Два адмирала, пытавшиеся спасти Венецию ] (на итальянском языке). Тренто: Модельная группа Трентино. ISBN 978-88-98631-20-9 .
- Нани Мочениго, Марио (1935). республики [ История венецианского флота: от Лепанто до падения на итальянском языке]. Рим: Тип лит. Министерство Военно-Морского Флота – Оф. Туалет.
- Прето, Паоло (1993). «ЭМО, Ангел» . Биографический словарь итальянцев , том 42: Дугони-Энца (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- Моро, Федерико (2012). Анджело Эмо, герой или предатель? Неудавшаяся революция последнего из венецианцев [ Анджело Эмо, герой или предатель? Неудачная революция последнего из венецианцев ] (на итальянском языке). Венеция: Студия Lt2. ISBN 978-88-88028-90-3 .
- Санфеличе ди Монтефорте, Фердинандо (2011). «Анджело Эмо, последний адмирал Светлейшей» (PDF) . Герб Сан-Марко: материалы конференции в Венеции и Вероне, 29–30 сентября 2011 г. Венецианская военная мощь от Светлой до Рисорджименто (на итальянском языке). Итальянское общество военной истории. стр. 111–122.
- фон Вурцбах, Константин (1858). . Биографический лексикон Австрийской империи . Том 4. Вена. стр. 35–38.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зампиери, Франческо (2011). «Анджело Эмо и реформа венецианского флота» (PDF) . Герб Сан-Марко: материалы конференции в Венеции и Вероне, 29–30 сентября 2011 г. Венецианская военная мощь от Светлой до Рисорджименто (на итальянском языке). Итальянское общество военной истории. стр. 123–154.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Исторический журнал путешествия в Африку венецианской команды под командованием его превосходительства. рыцарь и прокуратор Сан-Марко, г-н Анджело Эмо [ Исторический журнал путешествия в Африку венецианской эскадры под командованием Excell. Рыцарь и прокуратор Святого Марка, лорд Анджело Эмо ] (на итальянском языке). Венеция: Джамбаттиста Новелли. 1787.