Jump to content

Тунисский флот (1705–1881)

Французский корабль атакован корсарами (17 век)

До 1815 года бейлик Туниса содержал корсарский флот для нападения на европейское судоходство, набегов на прибрежные города на северных берегах Средиземного моря и защиты от вторжений из Алжира или Триполи . После 1815 года Тунис с ограниченным успехом пытался создать современный военно-морской флот, который участвовал в греческой войне за независимость и Крымской войне .

Корсарская эпоха

[ редактировать ]
Медальон в память победы французов над Тунисом и Триполи, 1728 г.

Корсарство имело меньшее значение для экономики Туниса, чем для других берберийских государств , но при Юсуфе Дее в начале семнадцатого века оно разрослось в масштабах, а захват иностранных кораблей стал ключевым источником дохода правителя. Каждый раз, когда корабль был захвачен, он отходил к бею в качестве добычи вместе с половиной своего экипажа, а остальная часть делилась между самими корсарами. [ 1 ]

Чтобы быть устойчивой, корсарская деятельность требовала значительных инвестиций в судоходство, квалифицированных людей и скудных ресурсов, а в Тунисе они были доступны лишь время от времени. Продажа европейских пленников обратно в страны происхождения и покупка корпусов кораблей в иностранных портах продолжались постоянно, но в периоды, когда доходность сельского хозяйства или торговли повышалась, корсарская деятельность имела тенденцию к спаду, как, например, в периоды 1660–1705 и 1760–1792 гг. [ 2 ] Подобно Алжиру и Триполи, Тунису нужно было импортировать большую часть материалов, необходимых для строительства и содержания флота, включая веревки, деготь, паруса и якоря, а также древесину, необходимую для превращения захваченных торговых судов в военные корабли. [ 3 ]

Беи Туниса отправляли свои флоты за свой счет, но также получали доход, сдавая часть своего флота в аренду каперам. Семья Бен Айеда зафрахтовала 36 процентов тунисского корсарского флота в период с 1764 по 1815 год (что делало его вторым по величине), платя десятину (учур) за эту привилегию, но прибыль, которую они приносили, была незначительной. [ 2 ]

Судостроение и военно-морская организация

[ редактировать ]
Морская карта с изображением Порто Фарина
Описание шебека, 1764 г.

Корсарский флот Туниса состоял в основном из шебеков и галиотов , многие из них переоборудовали торговые суда. [ 4 ] [ 5 ] В восемнадцатом веке европейские державы отказались от галеры. [ 6 ] и начал строить более крупные линейные корабли . В то время как шебек мог нести до 24 орудий, после 1750 года европейские линкоры обычно имели 74 орудия . [ 7 ] [ 8 ] Таким образом, Тунису становилось все труднее строить, оснащать, укомплектовывать и поддерживать военно-морские силы, которые могли бы оставаться эффективными перед лицом других современных военно-морских сил в Средиземноморье. В семнадцатом веке Тунис и другие берберийские государства зависели от европейских мастеров-христиан в строительстве кораблей и военно-морских сооружений; к восемнадцатому веку это было уже не так, но тунисский флот всегда зависел от импортной готовой продукции. Поскольку Тунис стремился идти в ногу с европейскими флотами, он меньше полагался на каперство и развивал инфраструктуру государственного военно-морского флота. [ 9 ]

Главным портом корсарского флота был Порто-Фарина , в шестидесяти километрах к северу от Туниса. Он служил укрытием под мысом Фарина от северо-восточного ветра. Он медленно заиливался в результате оттока реки Медджерды и в конечном итоге стал непригоден для использования более крупными судами. [ 10 ] Некоторые галеры содержались в Бизерте , а также военно-морские объекты в Ла-Гулетте . [ 11 ] Военно-морской арсенал был построен в Порто-Фарине в 1707 году, но к 1769 году это место, похоже, было заброшено, и объект переехал в Ла-Гулетт. Венецианцы бомбардировали Порто-Фарину в 1784 году, но после этого ни один иностранный флот не обратил на него внимания. [ 12 ]

Хаммуда-паша стремился увеличить военно-морскую автономию Туниса, построив современные военно-морские верфи в Порто-Фарина и Ла-Гулетт, а также пушечный завод в Тунисе, где использовался рабский труд христиан и использовались материалы, импортированные из Испании. [ 13 ] Гавань Ла-Гулетт подверглась нападению врага, поэтому в 1818 году, опасаясь, что лорд Эксмут уничтожит весь свой флот, как и алжирский флот, Махмуд-бей приказал очистить вход в Порто-Фарина, чтобы он мог переместить туда свои корабли. , где они могли укрыться в лагуне. [ 14 ] : 338  Однако после уничтожения тунисского флота во время шторма 1821 года Порто-Фарина снова был фактически заброшен. [ 12 ]

Одним из примечательных аспектов организации тунисского военно-морского флота было то, что на протяжении многих десятилетий им командовал один человек, Мохамед Ходжа [ фр ] . Первоначально он был назначен Али-беем примерно в 1780 году командиром морского форта Бизерта. Командиром самих кораблей был сначала адмирал Мустафа Раис, а после 1825 года Мохамед Сгайер и Хаммуда-паша вскоре назначили Мохамеда Ходжа директором военно-морских арсеналов (амин эль-тарсихана). После 1818 года перед Мохамедом Ходжой стояла задача реформировать тунисский флот и переоборудовать корсаров и их корабли. Он оставался на своем посту даже после поражения при Наварине и служил до своей смерти в 1846 году в роли, которая стала напоминать роль современного морского министра. Один из его сыновей Ахмад, который умер раньше него, был командующим Порто Фарина, а другой, Махмуд, сменил его на посту амина эль-тарсихане. [ 15 ] : 60 

Договоры и конфликты (1705–1805 гг.)

[ редактировать ]

Когда в 1705 году к власти в Тунисе пришла династия Хусейнидов , пиратство и каперство уже давно были частью экономики страны. [ 14 ] : 121  Со временем различные морские страны подписали договоры с Тунисом, соглашаясь делать подарки и выплаты в обмен на безопасность от нападений и порабощения. [ 16 ] [ 17 ] Например, договор 1797 года с Соединенными Штатами гарантировал выплату Тунису 107 000 долларов в обмен на отказ от нападения на американское судоходство. [ 18 ] : 52  [ 14 ] : 236  Предложение Швеции в 1814 году на сумму 75 000 пиастров бею с регулярными выплатами каждые три года для обеспечения безопасности судоходства было сочтено неадекватным и не принято. [ 14 ] : 296–7  В 1815 году Нидерланды предложили бею полмиллиона франков в качестве подарков, чтобы обеспечить свободное передвижение своих кораблей. [ 14 ] : 303 

Обеспечив эти субсидии угрозой пиратства, Тунис и другие берберийские государства не всегда выполняли свои обязательства, а временами все же захватывали судоходство у стран, с которыми у них были договоры. В 1728 году французы в раздражении решили, что необходима демонстрация силы. 19 июля 1728 года военно-морские силы под командованием Этьена Николя де Грандпре [ фр ] в составе двух линейных кораблей, трех фрегатов, флейты, трех бомбовых галиотов и двух галер покинули Тулон. [ 19 ] : 206  [ 20 ] Когда этот флот появился у Ла-Гулетта, тунисский флот не воспротивился этому, и бей быстро согласился на условия Франции. (Триполи отказался от них и подвергался бомбардировкам в течение шести дней). [ 19 ] : 206 

К концу восемнадцатого века тунисский флот больше не был способен представлять угрозу крупным европейским военно-морским державам. [ 21 ] Когда спор о корсиканском судоходстве и правах на ловлю кораллов в Табарке французским флотом, который мог бомбардировать Порто-Фарина, Бизерту и Сус привел к началу войны с Францией в июне 1770 года, тунисский флот не пытался вступить в бой с безнаказанность. [ 14 ] : 170–185  В 1784 году спор с Венецианской республикой привел к войне ; 1 сентября у Туниса появился венецианский флот из трех линейных кораблей, фрегата, двух шебеков и галиота. При поддержке двух британских фрегатов эти силы направились к Порто-Фарине, неоднократно бомбардируя его в период с 9 по 18 сентября. На обратном пути венецианцы затем с 30 октября по 19 ноября бомбардировали Ла Гулетт. Они вернулись в 1786 году, неоднократно бомбардируя Сфакс с 18 марта по 8 мая, Бизерту в июле и Сус в сентябре. Ни один тунисский флот ни в коем случае не выходил в море и не оказывал сопротивления - страна полностью полагалась на береговые батареи для защиты. [ 14 ] : 200–215 

Если венецианская бомбардировка покажет, что Тунис больше не является крупной военно-морской силой, он все равно может представлять угрозу для своих соседей. Так, в 1799 году флот из двенадцати корсаров под командованием Мохаммеда Раиса Румали совершил набег на остров Сан-Пьетро у Сардинии, уведя все его население в рабство. [ 14 ] : 237  [ 22 ]

Берберийские войны и война с Алжиром (1805–1815 гг.)

[ редактировать ]

В 1804 году военно-морская мощь Туниса состояла из одного тридцатишестипушечного фрегата и еще одного в стадии строительства, 32 шебеков с от 6 до 36 орудий, тридцати вооруженных галер и десяти канонерских лодок. В том же году Тунис безуспешно пытался добиться поставки еще одного фрегата из Соединенных Штатов в качестве платы за поддержание мира. [ 18 ] : 52  Угроза военных действий возникла во время Первой берберийской войны , когда авианосцы «Конституция» захватили тунисского корсара и его трофеи, которые пытались прорвать американскую блокаду Триполи . Когда в июле 1805 года у берегов Туниса появился военный корабль США «Виксен» , тунисская канонерская лодка открыла по нему огонь и бросилась в погоню. «Виксен » продолжил свой путь в порт, и ни она, ни Стивен Декейтер на борту военного корабля США «Конгресс » не открыли ответного огня. [ 23 ] Во время Второй берберийской войны Соединенные Штаты потребовали компенсацию за два американских корабля, захваченных британцами во время войны 1812 года и хранившихся в Тунисе в качестве призов. Чтобы обеспечить мир, Тунис согласился выплатить компенсацию, отменив тридцатилетнюю установившуюся практику, согласно которой США поддерживали мир, платя берберийским штатам. [ 24 ]

Регентство Туниса в течение многих лет вело затяжной конфликт с Регентством Алжира , почти полностью на суше. Однако в мае 1811 года алжирский флот вошел в воды Туниса и вступил в бой с тунисскими войсками у Суса. Алжирская эскадра состояла из шести больших кораблей и четырех канонерских лодок под командованием Раиса Хамиду ; тунисский из двенадцати военных кораблей под командованием Мохаммеда аль-Мурали. Бои велись на двух флагманах, но после шести часов боя Мурали был вынужден поднять знамя и сдаться. Остальная часть тунисского флота укрылась в Монастире, а алжирцы отправились домой со своим призом. Это было первое серьезное военно-морское сражение, которое когда-либо вели два регентства, унесшее жизни 230 тунисцев и 41 алжирца. [ 14 ] : 268  В 1812 году алжирцы вернулись и с 24 июля по 10 августа блокировали Ла-Гулет девятнадцатью кораблями. Обе стороны старались избежать эскалации, поэтому ни одна из них не открыла огонь по другой. [ 14 ] : 284–5 

В августе 1815 года тунисский флот был готов отразить новое вторжение алжирцев. Алжирский военно-морской флот атаковал тунисский флот, но потерпел неудачу перед тунисским флотом. Мухаммад|Махмуд-бей]] отправил восемь кораблей корсаров под командованием Мустафы Рейса грабить побережья Италии, надеясь накопить как рабов, так и сокровища. После нескольких бесплодных набегов в течение шести недель флот атаковал Сант-Антиоко на Сардинии, захватив 158 рабов, а затем в октябре вернулся в Ла-Гулетт с добычей. [ 14 ] : 305–6  [ 22 ] Это был последний крупный рейд, предпринятый тунисским флотом, и он сыграл важную роль в прекращении его исторической деятельности. [ 25 ]

Конец эпохи корсаров (1815–1821 гг.).

[ редактировать ]

После окончательного поражения Наполеона в Европе в 1815 году державы собрались на Венском конгрессе, чтобы согласовать новый политический порядок. Одним из вопросов, которые они рассматривали, была работорговля и продолжающиеся грабежи берберийских корсаров. Сардиния, в частности, призвала власти принять решительные меры для освобождения пленников из Сант-Антиоко и от предыдущих набегов, а также для предотвращения любых других нападений в будущем. Чтобы решить эти вопросы, Великобритания направила в берберийские штаты флот под командованием лорда Эксмута , который обладал полномочиями вести переговоры о прекращении этой практики со многими европейскими державами, включая Великобританию, Ганновер, Сардинию и Неаполь. [ 26 ] [ 27 ]

Отряд Эксмута из восемнадцати военных кораблей появился у Ла-Гулетта 10 апреля 1816 года. Тунисский флот не предпринял никаких попыток оказать ему сопротивление. [ 28 ] Махмуд-бей согласился на условия Эксмута, и 17 апреля 1816 года был подписан договор с европейскими державами. [ 29 ] [ 30 ] В результате экспедиции Эксмута из Туниса был выкуплен 781 раб и пленник (вместе с 580 из Триполи и 1514 из Алжира). [ 31 ]

В 1820 году тунисский флот располагал тремя 48-пушечными фрегатами, и эти значительные силы были переброшены для нападения на Алжир, который нарушил мирное соглашение, напав на тунисское судоходство. В конце октября тунисский флот отправился на демонстрацию силы у Алжира и маневрировал между Алжиром и Балеарскими островами, но базировался в Ливорно, чтобы быть в безопасности от любых контратак. К концу декабря он вернулся в Ла-Гулет, исчерпав свои запасы. [ 14 ] : 341 

Он остался в Ла-Гулетте, когда 7–9 февраля 1821 года разразился сильный шторм, в результате которого 21 корабль сел на мель в Тунисском заливе и повредил многие другие. [ 22 ] : 418  Среди потерянных кораблей были три фрегата Бея, а также три корвета, бриг, шхуна и шебек. Эта потеря имела серьезные последствия для Туниса, лишив его возможности вести войну с Алжиром и уничтожив военно-морское превосходство, которым он тогда пользовался над своим соседом. Поэтому Тунис согласился принять предложение Блистательной Порты о посредничестве и в марте подписал мирное соглашение с Алжиром. Это также лишило Тунис возможности оказать немедленную военно-морскую помощь османам в греческой войне за независимость . [ 22 ] : 419  [ 32 ] [ 14 ] : 342–4 

Поражение при Наварине (1821–1837).

[ редактировать ]
Османский флот в Наварино, в состав которого входила тунисская эскадра.

Помимо уничтожения кораблей, шторм 1821 года унес и все их экипажи — около двух тысяч моряков, имевших навыки и опыт управления ими. Чтобы поддерживать первоклассный военно-морской флот, Тунис не мог полагаться на корабли местного производства и должен был закупать суда на ведущих европейских военно-морских верфях. В марте 1821 года Махмуд-бей отправил Мурали и других агентов в Марсель, Триест и Венецию, чтобы посмотреть, можно ли купить какие-либо военные корабли, а также в Стамбул для набора новых опытных команд. [ 22 ] : 419  [ 32 ]

На смену потерянным кораблям пришли два фрегата « Хасания» и « Мансура» . [ 32 ] два корвета и бриг были заказаны на верфях в Марселе, а три судна были куплены в Ла-Гулетте . Как только они были доставлены, фрегаты были отправлены на поддержку османов в Греции. [ 22 ] : 420 

В марте 1827 года султан Махмуд II запросил дополнительную военно-морскую поддержку Туниса в Греции. Хусейн-бей ответил отправкой в ​​Морею флотилии , состоящей из двух фрегатов, двух корветов и двух бригов. [ 22 ] : 420  (Другие сведения говорят о двух фрегатах и ​​одном бриге). [ 33 ] : vii – viii [ 34 ] : 143  В октябре 1827 года тунисские корабли были застигнуты врасплох вместе с остальным османским флотом и полностью уничтожены в битве при Наварине , в результате чего Тунис был вынужден восстанавливать свой флот с нуля во второй раз за шесть лет. В мае 1828 года в Ла-Гулетте были построены две новые бригантины - они оставались единственными эффективными военными кораблями в Тунисе до 1830 года. Когда в 1829 году османское правительство сделало новый запрос на военные корабли, бей отказался их отправить. Этих кораблей было недостаточно, чтобы помешать Королевству Сардинии и Королевству Обеих Сицилий блокировать Тунис в 1833 году, что вынудило бея подписать выгодный торговый договор. Как и раньше, Тунис не хотел рисковать потерей своих военных кораблей в бою. [ 22 ] : 420–421 

Флаг Туниса

Поражение при Наварино побудило Хусейна-бея решить, что его военные корабли должны плавать под особым флагом, чтобы отличаться от других эскадр Османского флота. Так возник флаг, который позже стал национальным флагом Туниса. Флаг был официально принят в 1831 году. [ 35 ] [ 36 ]

Тунисские войска не играли роли в конфликте между Францией и Алжиром между 1827 и 1830 годами; [ 37 ] действительно, потери от Наварино не были полностью возмещены до 1834 года, когда в Марселе были сданы в эксплуатацию 44-пушечный фрегат и два корвета. Заказ был на корабли с плоским днищем, которые могли бы безопасно заходить в гавань Ла-Гулетт, засыпанную песком. [ 22 ] : 429  Первый из новых фрегатов был спущен на воду 3 ноября и получил название «Хусайния» . [ 33 ] : 54  К этому времени французское завоевание Алжира побудило османов повторно оккупировать Триполи, а также рассмотреть возможность вторжения в Тунис. [ 37 ] : 127–8 

Ахмед-бей и Крым (1837–1855)

[ редактировать ]

В отчете французского консульства 1839 года указано, что в состав тунисского флота входят: [ 34 ] : 144 

  • один 44-пушечный фрегат (обезоружен)
  • два 24-пушечных корвета
  • два 22-пушечных корвета (разоружены)
  • один 20-пушечный корвет (обезоружен)
  • один 16-пушечный бриг (разоружен)
  • одна 10-пушечная шхуна (в сухом доке)
  • две большие канонерские лодки (обезоружены)
  • двенадцать одноартиллерийских лодок меньшего размера (обезоружены)
  • два небольших одноорудийных катера (обезоружены)

К 1840 году все крупнейшие военно-морские силы мира построили или строили большие военные корабли с паровым двигателем. [ 33 ] : v  Первый пароход Туниса был куплен в 1841 году, но, к сожалению, затонул менее чем через год. 160-тонный пароход « Данте» был подарен французским правительством Ахмеду-бею в 1846 году после того, как он доставил его во Францию ​​с государственным визитом. К сожалению, «Данте» сел на мель во время шторма у Ла-Марсы , и его пришлось вывести из эксплуатации. Примерно через год Франция заменила его вторым судном « Минос » в 1848 году. Оно оставалось в Тунисе под командованием французского капитана до смерти Ахмеда-бея; его преемник Мохаммед-бей потребовал его отмены в качестве меры экономии. [ 34 ] : 301  [ 38 ]

Тем временем Тунис строил и закупал другие корабли для укрепления своего военно-морского потенциала. Работы по строительству нового фрегата «Ахмадия» в Ла-Гулетте начались в 1841 году. Канал, соединяющий бассейн с морем, был недостаточно широким, чтобы вместить корабль такого размера, но бей был убежден, что его можно будет модифицировать, как только военный корабль будет построен. . Корабль был спущен на воду 2 января 1853 года, но в течение многих лет оставался в бассейне, не имея возможности выйти из воды, поскольку расширение не было предпринято. В конце концов он распался, так и не дойдя до моря. [ 34 ] : 302  [ 38 ]

Ахмед-бей также купил такие суда, как авизо «Эссед» и фрегат «Садикия», а также другие современные корабли, « Бешир» и «Мансур» . План бея заключался в том, чтобы этот флот базировался в Порто-Фарине, где были построены новые портовые сооружения. Однако заиливание гавани Порто-Фарина рекой Медджерда помешало осуществлению этого проекта. [ 39 ]

После смерти Мохамеда Ходжи в 1846 году Ахмед-бей назначил своего сына Махмуда Ходжа своим преемником на посту морского министра. В 1853 году он пригласил инженеров из Франции и Италии для восстановления арсенала в Ла Гулетте, а также различных прибрежных фортов. [ 15 ] : 102  В том же году османское правительство выразило удивление тем, что бей Туниса, как лояльный подданный, не предложил помощь против России в случае войны. Бей ответил, что готов помочь, возможно, потому, что демонстрация лояльности османам подорвет французскую политику обращения с Тунисом как с независимым, когда он выдвигает свои собственные требования. Махмуд Ходжа отвечал за фрахтование более шестидесяти кораблей для перевозки 14 000 тунисских солдат, отправленных для поддержки Турции. В основном они служили в гарнизоне Батума , где их численность сократилась из-за эпидемий. [ 37 ] : 217–222 

Хайреддин-паша и французское вторжение (1857–1881)

[ редактировать ]

В 1857 году Мухаммад-бей реорганизовал свое правительство в соответствии с современными министерскими принципами и после смерти Махмуда Ходжи назначил Хайреддина-пашу министром морской пехоты, и этот пост он занимал до 1862 года. Это министерство фигурировало в первом в истории национальном бюджете Туниса на 1860–1861 годы. Выделенная сумма, 754 000 пиастров, была лишь половиной того, что Хайреддин запросил, поскольку это было необходимо для обеспечения флота продовольствием и снабжением. В то время, когда он был министром, тунисский военно-морской флот состоял из двух фрегатов, пяти старых пароходов и десяти парусных кораблей разных размеров. Все они находились в плохом состоянии, и в октябре 1862 года только один фрегат смог выйти из порта. Он был бесполезен как военная сила, и его основной деятельностью была перевозка скота для снабжения войск на юге мясом, но в марте 1862 года флот был в таком плохом состоянии, что правительству пришлось зафрахтовать для этой задачи иностранные корабли. Основная цель Хайреддина заключалась в том, чтобы модернизировать и оборудовать порт Ла-Гулетт, чтобы он мог служить безопасным зимним портом для флота; поскольку он больше не мог принимать корабли любого размера, военно-морской флот был вынужден укрыться на дорогах у Сфакса. [ 38 ]

После того, как у Хайреддина-паши Туниса были военно-морские министры, которые служили лишь краткие сроки, Исмаил Кахия (1862-3), генерал Рашид (1862-5), Мохаммед Хазнадар (1865-72), Мустафа Бен Исмаил (1873-76) и, наконец, на накануне французской оккупации Ахмед Заррук (1876–81). В 1877 году, с началом русско-турецкой войны , османское правительство снова обратилось к Тунису за помощью, но у Туниса не было финансовых средств для оказания помощи. [ 40 ]

Во время французского вторжения в Тунис в 1881 году тунисский флот не оказал сопротивления. [ 41 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кевин Шиллингтон (4 июля 2013 г.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. п. 219. ИСБН  978-1-135-45669-6 .
  2. ^ Jump up to: а б Бубакер, Садок (2003). «Торговля и накопление личного богатства в Тунисе с семнадцатого по начало девятнадцатого веков» . Ревю современной и современной истории . 50 (4): 29–62. дои : 10.3917/rhmc.504.0029 . Проверено 6 марта 2020 г.
  3. ^ Майкл Рассел (1835 г.). История и современное состояние берберийских государств: понимание их гражданских институтов, древностей, искусства, религии, литературы, торговли, сельского хозяйства и природных производств . Оливер и Бойд. п. 404.
  4. ^ Военно-морская академия США (01 апреля 1981 г.). Новые аспекты военно-морской истории: избранные статьи, представленные на Четвертом симпозиуме по истории военно-морского флота, Военно-морская академия США, 25-26 октября 1979 года . Издательство Военно-морского института. ISBN  9780870214950 .
  5. ^ Джеймс Хингстон Таки (1815). Морская география и статистика, или Описание океана и его побережий, морской торговли, навигации и т. д .
  6. ^ Антоничелли, Альдо (4 мая 2016 г.). «От галер до квадратных риггеров: модернизация военно-морского флота Королевства Сардиния». Зеркало моряка . 102 (2): 153. дои : 10.1080/00253359.2016.1167396 . S2CID   111844482 .
  7. ^ «oxfordreference.com» . Оксфордский справочник . Издательство Оксфордского университета . Проверено 7 марта 2020 г.
  8. ^ Дэвид Стил (1812 г.). Элементы и практика военно-морской архитектуры; Или: Трактат о кораблестроении, теоретическом и практическом, о лучших принципах, установленных в Великобритании. С обильными таблицами размеров и т. д. Иллюстрировано серией из тридцати девяти крупных шашек, ... Steel and Company. п. 176.
  9. ^ Кларк, Дж.Н. (1944). «Берберийские корсары в семнадцатом веке». Кембриджский исторический журнал . 8 (1): 27, 34. doi : 10.1017/S1474691300000561 . JSTOR   3020800 .
  10. ^ Фридрих Рюс; Сэмюэл Генрих Спайкер (1814 г.). Журнал новейшей истории, государств и этнографии . п. 136.
  11. ^ Маленький морской факел: или Настоящее руководство для лоцманов, курсирующих по каботажному курсу: с помощью которого они ясно инструктируют, как плавать вдоль побережий Англии, Ирландии... и Сицилии . Дебретт. 1801. с. 110.
  12. ^ Jump up to: а б Молинье, Ж. «Порто Фарина» (PDF) . mash.univ-aix.fr . Экономический и социальный бюллетень Туниса . Проверено 7 марта 2020 г.
  13. ^ Жан Бату (1990). Сто лет сопротивления отсталости: индустриализация Латинской Америки и Ближнего Востока перед лицом европейского вызова, 1770–1870 гг . Книжный магазин Дроз. п. 147. ИСБН  978-2-600-04290-1 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Руссо, Альфонс (1864). Тунисские анналы, или, Исторический обзор регентства Туниса . Алжир: Книготорговец-издатель Bastide . Проверено 2 марта 2020 г.
  15. ^ Jump up to: а б Ибн Аби Дхиаф (1990). Настоящее мужчин нашего времени. Хроники королей Туниса и фундаментальный пакт , т. VIII . Тунис: Тунисское издательство.
  16. ^ Виндлер, Кристиан (март 2001 г.). «Дипломатическая история как поле культурного анализа: мусульманско-христианские отношения в Тунисе, 1700–1840». Исторический журнал . 44 (1): 79–106. дои : 10.1017/S0018246X01001674 . JSTOR   3133662 . S2CID   162271552 .
  17. ^ Вудворд, Дж. Томас (сентябрь 2004 г.). «Цена спонсируемого государством терроризма: пример берберийских пиратов» (PDF) . Национальный налоговый журнал . 57 (3): 599–611. дои : 10.17310/ntj.2004.3.07 . JSTOR   41790233 . S2CID   153152236 .
  18. ^ Jump up to: а б Спенсер Такер (15 декабря 2013 г.). Стивен Декейтер: Самая смелая и дерзкая жизнь . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-510-6 .
  19. ^ Jump up to: а б Пол Чак (2001). Моряки в бою . Кречет. ISBN  978-2-901196-92-1 .
  20. ^ Альфред Грейнкур (1780). Прославленные военнослужащие французского флота, их памятные поступки и их портреты . Джерри. п. 243.
  21. ^ «Великобритания и берберийские штаты в восемнадцатом веке» . Вестник Института исторических исследований . 29 (79): 87. Май 1956 г. doi : 10.1111/j.1468-2281.1956.tb02346.x . Проверено 5 марта 2020 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сфорца, Артуро (сентябрь 1987 г.). «Реконструкция Тунисского военного флота (1821–1836)». Африка: Ежеквартальный журнал исследований и документации Итальянского института Африки и Востока . 42 (3): 418. JSTOR   40760173 .
  23. ^ Роберт Дж. Эллисон (2007). Стивен Декейтер: американский военно-морской герой, 1779–1820 гг . Университет Массачусетс Пресс. стр. 72–3. ISBN  978-1-55849-583-8 .
  24. ^ Фрэнк Ламберт (9 января 2007 г.). Берберийские войны: независимость Америки в атлантическом мире . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 194. ИСБН  978-0-374-70727-9 .
  25. ^ Дэниел Панзак (2005). Берберийские корсары: Конец легенды, 1800–1820 гг . БРИЛЛ. п. 273. ИСБН  90-04-12594-9 .
  26. ^ Патрисия Лорсин (2 октября 2017 г.). Южные берега Средиземноморья и его сети: знания, торговля, культура и люди . Тейлор и Фрэнсис. п. 33. ISBN  978-1-317-39426-6 .
  27. ^ Мартти Коскенниеми; Вальтер Реч; Мануэль Хименес Фонсека (2017). Международное право и империя: исторические исследования . Издательство Оксфордского университета. п. 214. ИСБН  978-0-19-879557-5 .
  28. ^ Джулия А. Клэнси-Смит (4 ноября 2010 г.). Средиземноморцы: Северная Африка и Европа в эпоху миграции, ок. 1800–1900 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 22. ISBN  978-0-520-94774-0 .
  29. ^ Чарльз Ф. Партингтон (1836 г.). Британская циклопедия литературы, истории, географии, права и политики . п. 781.
  30. ^ Азиатский журнал и ежемесячный реестр Британской Индии и ее зависимых территорий . Блэк, Парбери и Аллен. 1816. с. 613.
  31. ^ Брайан Э. Вик (13 октября 2014 г.). Венский конгресс . Издательство Гарвардского университета. п. 390. ИСБН  978-0-674-72971-1 .
  32. ^ Jump up to: а б с Буонокоре, Фердинандо (июнь 1968 г.). «ДВА ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЯ В РЕГЕНЦИИ ТУНИС В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: видно из переписки консульства Обеих Сицилий, хранящейся в Государственном архиве Неаполя». Африка: Ежеквартальный журнал исследований и документации Итальянского института Африки и Востока . 23 (2): 183–190. JSTOR   40757811 .
  33. ^ Jump up to: а б с Хотон, Джон (2012). Флоты мира 1835–1840 гг . Мельбурн: Инкифингус. ISBN  978-0-646-57760-9 . Проверено 29 февраля 2020 г.
  34. ^ Jump up to: а б с д Леон Карл Браун (08 марта 2015 г.). Тунис Ахмад-бея, 1837–1855 гг . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-4784-6 .
  35. ^ Харбауи, Зухур (3 июня 2018 г.). «Тунисская современность 1830–1930 (первая часть): воспоминания о прошлом, чтобы предотвратить будущее…» . Время . Проверено 8 марта 2020 г.
  36. ^ Буриал, Хатем (20 октября 2016 г.). «Тунисскому флагу 189 лет: звезда и полумесяц на белом диске…» . Тунис Вебдо . Проверено 8 марта 2020 г.
  37. ^ Jump up to: а б с Раймонд, Андре (октябрь 1953 г.). «Введение» (PDF) . Британская политика в отношении Туниса (1830–1881) (доктор философии). Колледж Святого Антония, Оксфорд . Проверено 29 февраля 2020 г.
  38. ^ Jump up to: а б с Г.С. ван Крикен (1976). Хайр ад-Дин и Тунис: 1850–1881 гг . Архив Брилла. стр. 30–36. ISBN  90-04-04568-6 .
  39. ^ Буриал, Хатем (9 марта 2017 г.). « Данте», «Минос», «Мансур»: Марина д'Ахмед-бей в 1846 году» . webdo.tn . Тунис Вебдо . Проверено 1 марта 2020 г.
  40. ^ Арнуле, Франсуа (1988). «Тунисско-османские отношения с 1848 по 1881 год по дипломатическим документам» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 47 : 143–152 . Проверено 9 марта 2020 г.
  41. ^ Действия ВМС Франции во время недавней войны с Тунисом . Управление военно-морской разведки США] Информация из-за границы. [Военный сериал, нет. 1. Цифровая библиотека HathiTrust. 1883 год . Проверено 29 февраля 2020 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a86e1d163be63f785e4abfe672f95ad__1707651480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/ad/4a86e1d163be63f785e4abfe672f95ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tunisian navy (1705–1881) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)