Дромон

Дромон с V по (от греческого δρόμων, dromōn , букв. « бегун » ) был типом галеры и самым важным военным кораблем византийского флота XII века нашей эры, когда на смену им пришли галеры итальянского типа. Он был разработан на основе древней либурнии , которая была основой римского флота во времена Империи . [2]
Среднеанглийский дромон и старофранцузский дромонт произошли от дромона и описывали любой особенно большой средневековый корабль. [3]
Эволюция и особенности
[ редактировать ]
Внешний вид и эволюция средневековых военных кораблей являются предметом споров и предположений; до недавнего времени не было обнаружено никаких останков весельного военного корабля ни древнего, ни раннего средневековья, и информацию приходилось собирать путем анализа литературных свидетельств, грубых художественных изображений и останков нескольких торговых судов (таких как Пантано Лонгарини 7-го века). затонувший корабль с Сицилии , корабль «Ясси Ада» 7-го века и затонувший корабль «Серче Лимани» 11-го века ). Только в 2005–2006 годах археологические раскопки проекта Мармарай в гавани Феодосия (современный Еникапи) обнаружили останки более 36 византийских кораблей VI-X веков, в том числе четырех легких галер типа галеа . [4]
Принято считать, что основными событиями, которые отличали ранних дромонов от либурний и которые отныне характеризовали средиземноморские галеры, были принятие полной палубы ( катастрома ), отказ от таранов на носу в пользу надводного отрога. и постепенное введение латиновых парусов. [5] Причины отказа от тарана ( лат . rostrum , греч . ἔμβολος ) неясны. Изображения направленных вверх клювов в ватиканской рукописи Вергилия IV века вполне могут иллюстрировать тот факт, что на позднеримских галерах таран уже был заменен шпорой. [6] Византинисты Джон Прайор и Элизабет Джеффрис утверждают, что цель шпоры заключалась в том, чтобы позволить дромону подняться на веслах врага и раздавить его, лишив его движущей силы, и отмечают, что один из средневековых латинских терминов для обозначения шпоры, «калькар», происходит от глагола «топтать». [7] Одна из возможностей заключается в том, что это изменение произошло из-за постепенной эволюции древнего с пазами и шипами метода строительства корпуса , на основе которого были спроектированы тараны, в метод строительства каркаса, который создавал более прочный и гибкий корпус, менее уязвимый. таранить. [8] К началу VII века первоначальная функция тарана была забыта, если судить по заметкам Исидора Севильского о том, что они использовались для защиты от столкновения с подводными скалами. [9] Авторы предполагают, что он был завезен в Средиземноморье арабами, возможно, родом из Индии . Открытие новых изображений и литературных упоминаний в последние десятилетия побудило ученых отнести появление латенового паруса в Леванте к позднему эллинистическому или раннему римскому периоду. [10] [11] Были известны не только треугольные, но и четырехугольные версии, которые веками использовались (в основном на небольших судах) параллельно с квадратными парусами. [10] [12]
Вандальской Флот Велисария во время войны , как описано Прокопием Кесарийским , по-видимому, по крайней мере частично был оснащен латиновыми парусами, что делает вероятным, что к тому времени латин стал стандартным вооружением для дромона, а традиционный квадратный парус постепенно вышло из употребления в средневековом мореплавании. [13] [12] Эти дромоны VI века представляли собой однобанковые (« моноремы ») корабли, вероятно, с 50 веслами, расположенными по 25 весел с каждой стороны. [14] Опять же, в отличие от эллинистических судов , на которых использовалась аутригер , они выходили прямо из корпуса. [15] В более поздних двухгребных (« биреме ») дромонах IX и X веков два ряда весел ( эласиай ) были разделены палубой: первый ряд весел внизу, а второй ряд весла — над палубой; Ожидалось, что эти гребцы будут сражаться с морской пехотой при абордаже. [16] Историк Христос Макрипулиас предлагает расположить 25 гребцов внизу и 35 на палубе по обе стороны для дромона из 120 гребцов. [17] Длина этих кораблей, вероятно, составляла около 32 метров. [18] Большинство современных судов имели одну мачту ( гистос или катартион ), более крупным биремам-дромонам, вероятно, требовалось как минимум две мачты для маневрирования, если предположить, что латиновый парус для корабля такого размера достиг бы неуправляемых размеров. [19] [20] Корабль управлялся с помощью двух рулей на корме ( prymnē ), где также располагался шатер ( skēnē ), закрывавший капитанскую койку ( krab[b]at[t]os ). [21] Носовая часть ( прура ) имела приподнятый бак ( псевдопация сифон для сброса греческого огня ), под которым выступал ; вторичные сифоны также можно было разместить на миделе корабля с любого борта. [22] [23] По бортам корабля проходила мостовая ( кастеллома ), на которую морские пехотинцы могли повесить свои щиты, обеспечивая защиту палубной команды. [24] Более крупные корабли также имели деревянные замки ( ксилокастры ) по обе стороны между мачтами, подобные тем, что засвидетельствованы у римских либурний, предоставляя лучникам приподнятые огневые платформы. [25] Носовая шпора ( перонион ) предназначалась для того, чтобы переезжать через весла вражеского корабля, ломая их и делая его беспомощным против ракетного огня и абордажа. [26]
Четыре корабля -галеая , обнаруженные при раскопках в Еникапи и датируемые X–XI веками, имеют единую конструкцию и конструкцию, что позволяет предположить централизованное производство. Они имеют длину около 30 метров (98 футов) и построены из европейской черной сосны и восточного платана . [27]
Варианты
[ редактировать ]К X веку существовало три основных класса биремных военных кораблей общего типа дромон, как подробно описано в описях экспедиций, отправленных против Критского эмирата в 911 и 949 годах: [хеландион] усиакон ( [χελάνδιον] οὑσιακόν ), назван так потому, что его укомплектовывала усия из 108 человек; [ хеландион ] памфилон ( [χελάνδιον] πάμφυλον ), с экипажем до 120–160 человек, его название либо подразумевает происхождение из региона Памфилии как транспортного корабля, либо его экипаж из «отборных экипажей» (от πᾶν+φῦλον , «все племена»); и собственно дромон с экипажем из двух усиай . [28] [29] В » Константина VII говорится «Церемониях тяжелого дромона , что у был еще больший экипаж, состоящий из 230 гребцов и 70 морских пехотинцев; военно-морской эксперт Джон Х. Прайор считает их нештатными экипажами, перевозимыми на борт, а Макрипулиас предполагает, что дополнительные люди соответствуют второму гребцу на каждом весле верхнего берега. [30] [31] Меньший однобанковый корабль, monērēs ( μονήρης , «однобанковый») или галеа ( γαλέα , от которого происходит термин «галера»), с ок. Экипаж из 60 человек использовался для разведки, а также на флангах боевой линии. [32]
Трехгранные («триремы») дромоны описаны в произведении X века, посвященном паракойменосу Василию Лакапину . Однако этот трактат, сохранившийся лишь во фрагментах, в значительной степени опирается на ссылки на внешний вид и конструкцию классической греческой триеры , и поэтому его следует использовать с осторожностью, пытаясь применить его к военным кораблям средневизантийского периода. [33] [34] Однако существование триерных судов засвидетельствовано во флоте Фатимидов в 11 и 12 веках, а упоминания Льва VI о больших арабских кораблях 10 века также могут указывать на триремные галеры. [35]
Для перевозки грузов византийцы обычно использовали обычных торговых судов в качестве транспортных судов ( фортегой ) или судов снабжения ( скеуофора ). Судя по всему, это были в основном парусные суда, а не весельные. [36] Византийцы и арабы также использовали конные перевозки ( гиппагога ), которые представляли собой либо парусные корабли, либо галеры, причем последние, конечно, были модифицированы для размещения лошадей. [37] Учитывая, что челандия , по-видимому, изначально представляла собой вёсельную повозку, это подразумевало бы различия в конструкции между челандионом и собственно дромоном - терминами, которые в противном случае часто используются без разбора в литературных источниках. Хотя дромон разрабатывался исключительно как военная галера, челандион должен был иметь специальный отсек в средней части корабля для размещения ряда лошадей, увеличивая его ширину и глубину трюма . [38]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 144.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 123–126.
- ^ Краткий Оксфордский словарь английского языка , 3-е издание, «Дромонд».
- ^ & Дельгадо 2011 , стр. 188–191.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 127.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 138–140.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 133–144.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 145–147, 152.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б Кассон 1995 , стр. 243–245, рис. 180–182.
- ^ Баш 2001 , стр. 57–64.; Кэмпбелл 1995 , стр. 8–11; Поми 2006 , стр. 326–329.
- ^ Jump up to: а б Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 153–159.
- ^ Баш 2001 , с. 64.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 130–135.
- ^ Прайор 1995 , стр. 103–104.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 232, 255, 276.
- ^ Макрипулиас 1995 , стр. 164–165.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 205, 291.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 238.
- ^ Долли 1948 , с. 52.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 215.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 203.
- ^ Халдон 1999 , с. 189.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 282.
- ^ Прайор 1995 , с. 104.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 143–144.
- ^ Дельгадо 2011 , стр. 190–191.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 189–192, 372.
- ^ Кассон 1995 , стр. 149–150.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 261–262.
- ^ Макрипулиас 1995 , с. 165.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 190.
- ^ Прайор 2003 , с. 84.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 284–286.
- ^ Прайор 1995 , с. 108.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 305.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 307–308, 322–324.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 166–169, 322–325, 449.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Арвайлер, Элен (1966), Византия и море. Военно-морской флот, политика и морские институты Византии в 7–15 веках (на французском языке), Париж: Presses Universitaires de France, ISSN 0520-0121.
- Баш, Люсьен (2001), «La voile latin, son origine, son évolution et ses Parentés Arabes», в Цаласе, Х. (редактор), Тропис VI, 6-й Международный симпозиум по судостроению в древности, Ламия, 1996 г., материалы (в Французский), Афины: Греческий институт сохранения морских традиций, стр. 55–85.
- Кэмпбелл, IC (1995), «The Lateen Sail in World History» (PDF) , Journal of World History , 6 (1): 1–23, заархивировано из оригинала (PDF) 04 августа 2016 г. , получено в 2012 г. 01-25
- Кассон, Лайонел (1995), Корабли и мореплавание в древнем мире , издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN 0-8018-5130-0
- Кристидес, Василиос (1995), «Византийский дромон и арабские шини: развитие средних византийских и арабских военных кораблей и проблема количества и функций гребцов», Тропис III, 3-й Международный симпозиум по судостроению в древности, Афины, 1989 г. материалы (PDF) , Греческий институт сохранения морских традиций, стр. 111–122, заархивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г.
- Дельгадо, Джеймс П. (2011), «Корабли на суше», в Катсамбисе, Алексис; Форд, Бен; Гамильтон, Донни Л. (ред.), Оксфордский справочник по морской археологии , Oxford University Press, стр. 182–191, ISBN. 978-0-19-537517-6
- Долли, Р.Х. (1948), «Военные корабли поздней Римской империи», Журнал римских исследований , 38 , Общество содействия римским исследованиям: 47–53, doi : 10.2307/298170 , JSTOR 298170 , S2CID 162710370
- Хэлдон, Джон (1999). Война, государство и общество в византийском мире, 565–1204 гг . Лондон: UCL Press. ISBN 1-85728-495-Х .
- Макрипулиас, Христос Г. (1995), «Флот в творчестве Константина Багрянородного», Graeco-Arabica (6), Афины: 152–171.
- Поми, Патрис (2006), «Корабль Келендерис: Латинский парус», Международный журнал морской археологии , 35 (2): 326–329, Бибкод : 2006IJNAr..35..326P , doi : 10.1111/j.1095 -9270.2006.00111.x , S2CID 162300888
- Прайор, Джон Х. (2003), «Византия и море: византийские флоты и история империи в эпоху македонских императоров, ок. 900–1025 гг. Н. Э.», Хаттендорф, Джон Б .; Унгер, Ричард В. (ред.), Война на море в средние века и эпоху Возрождения , Boydell Press, стр. 83–104, ISBN 0-85115-903-6
- Прайор, Джон Х. (1995). «От Дромона до Галеи: Средиземноморские галеры бирем 500–1300 гг. н. э.». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 101–116. ISBN 0-85177-554-3 .
- Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006), Эпоха ΔΡΟΜΩΝ: Византийский флот ок. 500–1204 , Издательство Brill Academic, ISBN 978-90-04-15197-0