Византийский университет
Византийский университет относится к высшему образованию во времена Византийской империи .
Определение
[ редактировать ]Хотя некоторые византийские учреждения иногда называют « университетами » на том основании, что они были центрами высшего образования , византийский мир, в отличие от латинского Запада , не знал университетов в строгом и первоначальном смысле этого слова. [1] [2] Высшее образование скорее предоставлялось частными преподавателями, профессиональными группами и учителями, назначаемыми государством, а не постоянными корпорациями ( лат. universitas ) средневекового университета . [1] [2]
История
[ редактировать ]В ранний период Рим , Афины и Александрия были основными центрами обучения, но в V веке их обогнала новая столица Константинополь . После закрытия Академии в Афинах в 529 году, помимо Константинополя, осталось лишь несколько других важных центров, таких как Бейрут для юридических исследований и школа Газы с упором на риторику и классическую философию. [3] Когда Александрия, Бейрут и Газа были завоеваны мусульманами в середине седьмого века, центр всего высшего образования переместился в Константинополь. [4]
После основания Константинополя в 330 году в новый город были привлечены учителя и были предприняты различные шаги для официальной государственной поддержки и надзора, но ничего формального в сфере государственного образования так и не появилось. Но в 425 году Феодосий II основал Пандидактерион , который описывался как «первая преднамеренная попытка византийского государства установить свой контроль над вопросами, касающимися высшего образования». [5] Это установило четкое различие между частными учителями и государственными (оплачиваемыми из имперских фондов). Официальные учителя пользовались привилегиями и престижем. Всего их было 31: по 10 по греческой и латинской грамматике; два по праву; один для философии; и восемь кафедр риторики , пять из которых преподаются на греческом языке, а три - на латыни. [6] Эта система просуществовала с различной степенью официальной поддержки до VII века. Византийская риторика была самой важной и сложной темой, изучаемой в византийской системе образования, служившей основой для получения гражданами государственных должностей на императорской службе или руководящих должностей в церкви. [7] Наряду с доминированием императорского покровительства в интеллектуальной жизни Византии пришло и пристальное внимание со стороны императора к учебной программе и персоналу высших школ. [8]
В VII и VIII веках византийская жизнь переживала трудный период. Продолжающееся давление арабов с юга и славян , аваров и булгар на севере привело к резкому экономическому упадку и трансформации византийской жизни. Но высшее образование продолжало получать некоторое официальное финансирование, подробности которого ученым неизвестны, но предполагается, что качество образования, вероятно, было ниже, чем раньше.
С улучшением стабильности в 9 веке появились меры по улучшению качества высшего образования. В 863 г. были основаны кафедры грамматики, риторики и философии (включая математику, астрономию и музыку), которые получили постоянное место в императорском дворце. Эти кафедры продолжали получать официальную государственную поддержку в течение следующих полутора столетий, после чего Церковь взяла на себя ведущую роль в обеспечении высшего образования. В течение 12 века Патриаршая школа была ведущим центром образования, в который входили такие литераторы, как Феодор Продромос и Евстафий Фессалоникийский .
Константинополя Захват крестоносцами в 1204 году во время Четвертого крестового похода положил конец всякой поддержке высшего образования, хотя правительство в изгнании в Никее оказывало некоторую поддержку отдельным частным учителям. После реставрации 1261 года были предприняты попытки восстановить старую систему, но она так и не восстановилась полностью, и большая часть преподавания перешла к частным учителям и профессиям. Среди этих частных учителей были дипломат и монах Максимос Планудес (1260–1310), историк Никифор Грегора (1291–1360) и литератор Мануил Хрисолорас , который преподавал во Флоренции и оказал влияние на первых итальянских гуманистов в области греческих исследований. В 15 веке, после падения Константинополя , многие другие учителя из города последовали по стопам Хрисолора.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- КОДЕКС ИМПЕРАТОРА ФЕОДОСИЯ (на латыни). Константинополь
Вторичные источники
[ редактировать ]- Браунинг, Роберт : «Византийские университеты», в: Словарь средневековья , Vol. 12, Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1989, стр. 300–302.
- Браунинг, Роберт (1962), «Патриаршая школа в Константинополе в двенадцатом веке», Byzantion , 32 : 167–202.
- Уилсон, Н.Г. (1983), Ученые Византии , Лондон: Дакворт, ISBN 0-7156-1705-2
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Роберт Браунинг : «Византийские университеты», в: Словарь средневековья , Vol. 12, Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1989, стр. 300–302 (300):
Университеты, Византия. Средневековый греческий мир не знал автономных и постоянно действующих высших учебных заведений, сравнимых с университетами позднего средневековья в Западной Европе . Но высшее образование, как общее, так и профессиональное, обеспечивалось частными преподавателями, членами профессиональных групп и официально назначенными учителями, оплачиваемыми государством.
- ^ Jump up to: а б Марина Лукаки: «Университет. Византийское владение», в: Энциклопедический словарь средних веков , Том. 2, Editions du Cerf, Париж, 1997 г., ISBN 2-204-05866-1 , с. 1553:
Название «университет» в западном средневековье обозначает корпоративную организацию студентов и преподавателей со своими функциями и привилегиями, которая культивирует ряд высших исследований. Существование такого института вызывает большие споры в Византии.
- ^ Масалха, Нур (24 февраля 2022 г.). Палестина на протяжении тысячелетий: история грамотности, обучения и образовательных революций . Издательство Блумсбери. п. 84. ИСБН 978-0-7556-4296-0 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Браунинг, Роберт : «Византийские университеты», в: Словарь средневековья , Vol. 12, Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1989, стр. 300–302 (300).
- ^ Маркопулос, Афанасиос (2008), «Образование», Джеффрис, Элизабет; Хэлдон, Джон Ф.; Кормак, Робин (ред.), Оксфордский справочник по византийским исследованиям , Оксфордские справочники по классике и древней истории, Оксфорд: Oxford University Press, стр. 785–795, ISBN 978-0-19-925246-6
- ^ Код. Теод., XIV, 9, 3
- ^ Константинидес, CN (2003). «Риторика в Византии: материалы тридцать пятого весеннего симпозиума по византийским исследованиям». В Джеффрисе, Элизабет (ред.). Преподаватели и ученики риторики в поздневизантийский период . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 39–53. ISBN 0-7546-3453-1 .
- ^ Колиш, Марсия (1997). Средневековые основы западной интеллектуальной традиции, 400-1400 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 123–7. ISBN 0-300-07852-8 .