Византийское право
Византийская культура |
---|
Византийское право было по сути продолжением римского права с усилением православного и эллинистического влияния. Большинство источников определяют византийское право как римские правовые традиции, начавшиеся после правления Юстиниана I в VI веке и закончившиеся падением Константинополя в XV веке. Юстиниана Хотя будущие византийские кодексы и конституции в значительной степени основывались на Corpus Juris Civilis , их основные цели были скорее идеалистическими и церемониальными, чем практическими. Следуя эллинистическим и ближневосточным политическим системам, [1] законы были инструментами для идеализации и демонстрации священной роли и ответственности императора как святого монарха, избранного Богом и воплощения закона « nómos émpsychos » , тем самым преследуя философские и религиозные цели, которые идеализировали совершенное византийское царствование. [2]
Хотя во время и после европейского Возрождения западная правовая практика находилась под сильным влиянием Кодекса Юстиниана ( Corpus Juris Civilis ) и римского права в классические времена, [3] Тем не менее византийское право оказало существенное влияние на западные традиции в средние века и после него.
Самым важным трудом византийского права была Эклога , изданная Львом III , первый крупный римско-византийский юридический кодекс, изданный на греческом, а не на латыни. Вскоре после этого был принят Закон о фермерах, регулирующий правовые нормы за пределами городов. В то время как Эклога имела влияние во всем Средиземноморье (и в Европе) из-за важности Константинополя как торгового центра, Закон фермера оказал плодотворное влияние на славянские правовые традиции, в том числе на российские .
Влияния и источники
[ редактировать ]Византия унаследовала большую часть своих политических институтов от позднеримского периода. Точно так же римское право составляло основу византийской правовой системы. На протяжении многих веков две великие кодификации, осуществленные Феодосием II и Юстинианом соответственно, были краеугольными камнями византийского законодательства. Конечно, с течением времени эти римские кодексы были адаптированы к текущим обстоятельствам, а затем заменены новыми кодификациями, написанными на греческом языке. Однако влияние римского права сохранялось, и это очевидно в кодификациях, таких как Basilika , основанная на Corpus Juris Civilis . В XI веке Михаил Пселл гордится тем, что знаком с римским правовым наследием («Ἰταλῶν σοφία»). [4]
Хотя структура византийского права в основном имела римский конституционный орган, основное отличие византийского права от его римского аналога заключалось как в его применении, так и в интерпретации, которые были предметом и применялись в соответствии с различными эллинистическими и православными принципами, общими для византийской академической учебной программы. [5] развитие правовой системы, которая поощряла различные интерпретации закона в соответствии с человеколюбием и эвергецией, а не применением самого правосудия, действуя ради благополучия и пользы населения, а не ради правильного структурирования общества. [6]
Различные филантропические ценности различных классических философий, смешанные с юриспруденцией, уже были устоявшимся обычаем в различных кодовых книгах и конституциях древних эллинистических и ближневосточных царств , в которых юриспруденция практиковалась как ветвь литературы и философии, а не как отдельная наука как самостоятельная наука. впервые применил римский подход. Указанные обычаи и конституции оказали большее влияние с приходом христианства, поскольку большинство целей и этики были взаимными и были включены в романы Юстиниана, которые требовали, чтобы закон интерпретировался на основе филантропии и благочестия. [7] поскольку императоры македонской династии действовали против постоянных злоупотреблений и уклонений со стороны динатоев , навязывая аллелегион или создавая различные гуманитарные и монашеские учреждения по всей империи.
Ко времени Эклогии и Базилики кодификации дальнейшее усиление эллинистических и христианских также было осуществлено ценностей, все смертные казни были заменены ампутациями ног и суровыми экономическими санкциями с дальнейшими разъяснениями и ссылками на различные православные и эллинистические концепции. Таким образом, судья должен не только быть воплощением закона, но и интерпретировать его на основе «филантропии » и «эвергетикос» . [7] Таким образом, приговоры применялись под прямым влиянием различных ценностей, этики и философии их православной социальной среды, а не правовых положений кодовых книг, что приводило к неправильному применению и неправильному толкованию теоретически и строго неподатливого римского права . [8]
В отсутствие дееспособных и эффективных правовых систем и эклектичного византийского подхода к юриспруденции большинство судей и судебные процессы по всей империи осуществлялись посредством упрощенных и народных законов, таких как Фермерский закон , Морские законы , Военные законы или менее известные Закон Моисея , различные православные и эллинистические ценности или устно посредством эффективного и убедительного использования риторики, а не самих правовых положений, без римского права . какого-либо надлежащего, полностью систематизированного или постоянного применения [9]
В соответствии с православно-эллинистическими представлениями о королевской власти, основным источником права в Византии оставались постановления императора, поскольку он сам был законом ( nómos émpsychos ) . Последние инициировали некоторые крупные кодификации римского права, но они также издали свои собственные «новые законы», новеллы («Novellae», «Νεαραὶ»). В позднеримскую эпоху законодательный интерес императоров усилился, и законы теперь регулировали основные аспекты общественной, частной, экономической и социальной жизни. [10] Например, Константин I был первым, кто урегулировал развод, а Феодосий I вмешался в вопросы веры, навязав определенную версию Символа веры . [11] От Диоклетиана до Феодосия I , а именно в течение примерно 100 лет, было издано более 2000 законов. Один только Юстиниан издал около 600 законов. Постепенно законодательный энтузиазм утих, но все же некоторые законы более поздних императоров, например « Льва VI » Романы , имеют особое значение. [12] Обычай продолжал играть ограниченную роль второстепенного источника права, но письменное законодательство имело приоритет. [13]
Ранневизантийский период
[ редактировать ]не существует Точной даты начала византийского периода римской истории . На протяжении IV, V и VI веков Империя не раз разделялась и объединялась в административном отношении. Но именно в этот период впервые был основан Константинополь и Восток обрел свою административную идентичность; таким образом, его часто считают ранним византийским периодом. Тем не менее эти события стали ключевыми шагами в формировании византийского права.
Кодекс Феодосиана
[ редактировать ]В 438 году император Феодосий опубликовал Кодекс Феодосиана , который состоял из 16 книг, содержащих все действовавшие законы со времен Константина I до тех пор.
Свод гражданского права
[ редактировать ]Вскоре после своего воцарения на престоле в 527 году Юстиниан назначил комиссию для сбора и систематизации существующего римского права. Вторая комиссия, возглавляемая юристом Трибонианом , была назначена в 530 г. для отбора из сочинений юристов вопросов, имеющих непреходящую ценность, их редактирования и систематизации в 50 книг. В 533 году эта комиссия выпустила « Дигесту» .
Хотя право в том виде, в каком оно практиковалось в Риме, выросло как тип прецедентного права, это не было «римским правом», известным в средневековом или современном мире. Теперь римское право утверждает, что оно основано на абстрактных принципах справедливости, которые были превращены в реальные нормы права законодательной властью императора или римского народа. Эти идеи были перенесены в Средние века в великой кодификации римского права, осуществленной императором Юстинианом. Corpus Iuris Civilis был издан на латыни в трех частях: Институты , Дайджесты (Pandects) и Кодекс (Codex). Это был последний крупный юридический документ, написанный на латыни.
Самая распространенная в мире правовая система, гражданское право , основана на Своде законов (например, в большинстве стран Европы, Азии, Южной Америки и Африки, а также в смешанных юрисдикциях Южной Африки , Шотландии , Квебека , Филиппин). и Луизиана ).
Средневизантийский период
[ редактировать ]После правления Юстиниана Империя вступила в период быстрого упадка, что частично способствовало арабским завоеваниям, которые еще больше ослабили Империю. Знание латыни, которое пришло в упадок после падения Запада, практически исчезло, что сделало многие старые юридические кодексы практически недоступными. Эти события способствовали резкому ослаблению правовых стандартов в Империи и существенному падению стандартов юридических наук. [14] Юридическая практика станет гораздо более прагматичной , и, поскольку знание латыни Юстиниана в Империи ухудшится, прямое использование «Corpus Juris Civilis» будет прекращено в пользу резюме, комментариев и новых компиляций, написанных на греческом языке .
Эклога
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2022 г. ) |
Изменения во внутренней жизни империи, произошедшие в годы после публикации кодекса Юстиниана, потребовали пересмотра законодательства с целью его соответствия требованиям времени. Оно было введено в рамках реформ Льва III Исавра (первого исаврийского императора), а также предусмотрело изменение действующих законов. В 726 году он издал «Эклогу», в которой было указано его имя, а также имя его сына Константина.
«Эклога», относящаяся как к гражданскому, так и к уголовному праву, представляет собой, как было заявлено в названии, «исправление (юстинианова законодательства) в сторону более филантропической версии». Состав редакционной комиссии неизвестен, но ее основной задачей было, с одной стороны, изменить эти диспозиции, чтобы они не соответствовали нынешнему времени, а с другой - не допустить, чтобы судьи брали деньги за свои действия, а также помогите им правильно решить дела.
На диспозиции «Эклоги» повлиял христианский дух, а также общее право. [ нужны разъяснения ] , который защищал и поддерживал институт брака и вводил равенство всех граждан перед законом. С другой стороны, были введены наказания в виде ампутации ног и слепоты, что отражало византийскую концепцию того периода перемен. [15] В своей «Эклоге» Лев также обратился к судьям, призвав их «ни бедных презирать, ни несправедливых оставлять без контроля» . Кроме того, стремясь предотвратить взяточничество при исполнении своих обязанностей, он сделал их оплату местной и осуществлялась из имперской казны. «Эклога» составляла основное руководство правосудия вплоть до времен македонских императоров, предполагавшее и законодательную деятельность, а позднее влиявшее на церковное право Русской Православной Церкви. Ранее исследователи приписывали сборники «Крестьянское право», «Родосское морское право» и «Военные законы» юридические Льву III Исаврийцу .
Структура закона оригинальна и не взята из какого-либо другого источника, учитывая, что Леон не хотел завершать многоуровневую правовую реформу. Похоже, его целью было как раз видоизменить правовую традицию Юстиниана в важнейших сегментах юридической жизни, при этом приспособив ее к нуждам и действиям Средневековья. [ нужна ссылка ] Его нужно было отличать от оригинальной модели. Среди наиболее важных отклонений от римского права Юстиниана — отказ от консенсуса при торговле товарами. Для того чтобы договор мог существовать, необходимо было либо передать объект покупателю, либо уплатить цену продавцу. Пока обе стороны завершают свои работы, контракт недействителен. [ нужны разъяснения ] даже если в качестве элемента проверки указан авансовый платеж. Patria potestas ослабляет свою власть под влиянием эллинистических и канонических законов, а права женщин и детей возрастают. [16] Но Эклога вносит еще более крупные и спорные изменения в уголовное право, что можно увидеть в частом применении физических наказаний, не характерных для закона Юстиниана.
Законы фермера
[ редактировать ]За исключением нескольких городов, и особенно Константинополя , где были развиты и другие виды городской экономической деятельности, византийское общество оставалось по своей сути земледельческим. Важным источником по праву, особенно характерным образом отражающим внутреннюю жизнь византийских деревень в средневизантийскую эпоху (VII — конец XII вв.), является Nomos Georgikos , также известный как Lex Rustica или Крестьянский закон . Благодаря своей важности Закон фермера с самого начала вызвал интерес исследователей. С тех пор это один из самых обсуждаемых текстов, касающихся внутренней истории Византии. Было высказано предположение, что из-за большого влияния, вызванного притоком славян в Империю во время принятия Фермерского закона, различные традиции на самом деле оказали важное влияние на Фермерский закон, как с точки зрения того, почему он был разработан, так и с точки зрения того, почему он был разработан. и его содержание. [17]
Это частная коллекция, постоянно пополняющаяся и посвященная конкретным случаям, связанным с сельской собственностью в рамках византийской сельской «общины». Как видно из положений «Закона», крестьяне были организованы в «общины» и коллективно отвечали за уплату всего налога, за который «сообщество» было обязано платить, а также суммы, соответствующие задолженностям членов сообщество. Что касается хронологии его написания, то, поскольку сам текст не имеет конкретной даты, он помещается где-то между второй половиной VI и серединой XIV в. Очень рано он был признан юридическим справочником огромной важности и оказал большое влияние на большую часть права славянских стран, особенно Сербии , Болгарии и России .
Морские законы
[ редактировать ]Проблемы датировки, аналогичные проблемам «Фермерского закона» , представляют собой кодекс равного характера, «Закон Родосского моря» ( Nomos Rhodion Nautikos ). [18] В Digesta seu Pandectae (533) кодификации , заказанной Юстинианом I (527–565) из Восточной Римской империи , содержится мнение, написанное римским юристом Паулюсом примерно в 235 году нашей эры в начале кризиса третьего века (235–284) . ) был включен в отношении Lex Rhodia («Родийский закон»), который формулирует общий принцип морского страхования, установленный на острове Родос примерно в 1000–800 годах до нашей эры, вероятно, финикийцами во время предполагаемого дорийского вторжения и возникновения предполагаемого моря. Народы во времена средневековья Греции (ок. 1100–750 до н. э.), что привело к распространению дорического греческого диалекта . [19] [20] [21] Это сборник норм морского права , разделенный на три части. Первая часть относится к ратификации «Морского закона» римскими императорами. Второй определяет участие экипажа в морской прибыли и правила, действующие на судне, а третий и самый крупный относится к морскому праву, например, к распределению ответственности в случае кражи или повреждения груза или судна. « Морской закон» был включен в Базилику Льва VI Мудрого как дополнение к 53-й книге.
Церковное право
[ редактировать ]В соответствии с моделью светских юридических объединений, каноны церковных соборов касались церковных вопросов и регулировали поведение духовенства, а также светских в вопросах вероучения. «В Трулло», или «Пятый-Шестой Собор», известный своими канонами, был созван в годы Юстиниана II (691–692) и занимался исключительно вопросами дисциплины. Целью синода было восполнить пробелы, оставленные в каноническом праве предыдущими Пятым (553 г.) и Шестым Вселенскими соборами .
Этот сборник канонов был разделен на четыре части:
а) Каноны, утверждающие вероучительные решения первых шести Вселенских соборов вместе с учениями Отцов Церкви.
б) Каноны, определяющие обязанности служебного духовенства.
в) Каноны, относящиеся к монахам.
г) Каноны, относящиеся к светскому. Влияние этих канонов продолжалось и в дальнейшем, и они были подробно аннотированы Вальсамоном, Зонарой и Аристеном, тремя великими церковными юристами XII века.
Издания
[ редактировать ]- Дидахе . , II век
- Постановление Апостольской Церкви , III век.
- Апостольские конституции с 375 по 380 год нашей эры.
- Каноны апостолов [22]
Существовали и другие древние церковные ордена, больше не существующие на греческом языке. Позже появились более научные сборники, в том числе:
- Номоканон . Иоанна Схоластика , VI век
- Номоканон Ираклия в 14 титулах VII века.
- Номоканон . Фотия , IX век
- Синтагма . Феодора Вальсамона и его Схолии к Номоканону Фотия, XII век
- Синопсис Канонум Алексиоса Аристена , XII век.
Все эти книги были составлены позднее афонским монахом святителем Никодимом Святителем и легли в основу современного восточно-православного канонического права – его Педалиона .
Позднее византийское право
[ редактировать ]Следующие юридические тексты были подготовлены в более поздней Византийской империи:
- Прохирон . Василия Македонянина, ок 870 [23] или 872, [24] который аннулирует части Эклогии и восстанавливает законы Юстиниана, а также эллинизированные тайные латинские выражения.
- Эпанагога ) ( повторный выбор закона , [23] также Василия Македонянина вместе с его сыновьями, второе издание Прохирона, ок. 879–886 [23]
- Фотия «Эисагога », включающая новый закон, ок. 880 [24]
- Базилики Базилики (очищение старых законов) или Льва Философа вместе с его братом Александром и Константином VII , ок. 900 [24] или 906–11, [23] который пытается синтезировать комментарии и толкования законов Юстиниана VI века по заголовкам и устранить противоречия. К 11 веку базилики заменили законы Юстиниана в качестве основного источника римского права.
- Synopsis (Basilicorum) maior , сокращенная версия Базилики конца 9 века. [25]
- Epitome Legum , позже известный как Epitome ad Prochiron mutata, синтез Юстиниана и Эпанагоги, ок. 920–1 [23] [24]
- Epanagoge aucta , пересмотренная версия Эпанагоги 9-го века ок. 11 век. [23]
- Prochiron aucta , переработка Прохирона 9-го века ок. 13 век. [23]
- «Гексабиблос » , сборник вышеупомянутых книг XIV века, составленный Константином Харменопулосом , судьей в Салониках.
- Hexabiblos aucta , редакция конца XIV века работы Харменопулоса Иоанна Холоболоса.
Другие юристы (в том числе по крайней мере один император) подготовили частные сборники дел и комментариев. [23] но они не составляли свод законов, которыми пользовались юристы в целом. Считается, что к этой категории относятся 113 романов Льва Мудрого . [24]
Конец [24] утверждает, что, хотя более поздние юридические тексты имели тенденцию перестраивать или объяснять работу Юстиниана VI века, а не создавать новый закон, они действительно изменили место власти закона ( legis vigor ) от Императора к Богу. В творчестве Юстиниана Закон Моисея и власть Бога поддерживают Императора и носят консультативный характер, но не ограничивают его абсолютную власть. Этот процесс уже начался в Эклоге , в которой говорится, что закон дан Богом посредством Исайи 8:20, и впервые он явно выражен в Прохироне. [26] Однако в этот период наблюдалось «законодательное расползание», когда редактирование старых законов и прецедентного права фактически привело к созданию новых законов, хотя это и не упоминалось явно как таковое. [27]
Юридическая школа Константинополя
[ редактировать ]Самым известным центром юридического преподавания в Византийской империи была Константинопольская юридическая школа. Основанный в 425 г. [28] он был закрыт в 717 году, когда Константинополь был осаждён Омейядами , и вновь открылся только в 866 году. [29] оставался открытым до разграбления Константинополя крестоносцами Затем он, вероятно , в 1204 году. [30]
Наследие
[ редактировать ]В раннем средневековье римское/византийское право играло важную роль во всем Средиземноморском регионе и большей части Европы из-за экономического и военного значения Империи.
Сиро -римская книга законов , сирийский перевод греческого оригинала V века, имела большое влияние в восточно-христианских общинах после первых мусульманских завоеваний. Он был основан на римском прецедентном праве и имперских статутах востока империи.
После исламских завоеваний Восточного Средиземноморья исламские халифаты постепенно кодифицировали свои правовые системы, используя римское/византийское право в качестве важной модели. Фактически было высказано предположение, что именно публикация « Эклоги » стимулировала первую крупную кодификацию исламского имперского права. [31]
Славянские правовые традиции, включая страны от Болгарии до России , находились под существенным влиянием Крестьянского права . [32] В меньшей степени Эклога на эти области повлияли и другие византийские кодексы. В XVIII и XIX веках, когда Россия расширила свои контакты с Западом, Кодекс Юстиниана начал изучаться, что привело к этому влиянию.
В Западной Европе после падения Римской империи влияние римского/византийского права стало более косвенным, хотя и всегда значительным на протяжении большей части Средневековья. В эпоху европейского Возрождения западные ученые использовали Кодекс Юстиниана в качестве основы для юриспруденции, избегая многих из более поздних юридических разработок Византийской империи, таких как Эклога . В значительной степени на это повлиял на Восток и Запад ( римско-католический против восточно-православного раскол в Церкви ). На Западе считалось, что римское право, записанное на латыни, было истинно римским, тогда как более поздние законы, написанные на греческом языке, были самостоятельными и иностранными.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хизер, Питер; Монкур, Дэвид (январь 2001 г.). Политика, философия и империя в четвертом веке . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. doi : 10.3828/978-0-85323-106-6 (неактивен 16 апреля 2024 г.). ISBN 978-0-85323-106-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ Острогорский, Георгий (ок. 1960). Византийский император и иерархический мировой порядок . Боббс-Меррилл. OCLC 703663516 .
- ^ «Кодекс Юстиниана и его влияние – глобальные связи» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 г. Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ А. Кэмерон, Византийцы , с. 153; Г. Мусуракис, Контекст римского права , с. 397.
- ^ Готье, Поль (1981). «Диатаксис Мишеля Атталиата» . Обзор византийских исследований . 39 (1):5–143. дои : 10.3406/rebyz.1981.2120 . ISSN 0766-5598 .
- ^ Херрин, Джудит (07 апреля 2013 г.), «Идеалы благотворительности, реалии благосостояния» , Margins and Metropolis , Princeton University Press, doi : 10.23943/princeton/9780691153018.003.0014 , ISBN 9780691153018 , получено 27 февраля 2022 г.
- ^ Теллеген-Куперус, Ольга (1 ноября 2002 г.). Краткая история римского права . дои : 10.4324/9780203416464 . ISBN 9780203416464 .
- ^ Атталиата, Майкл (1981). Диатаксис Мишеля Атталиата . Французский институт византийских исследований. OCLC 17425442 .
- ^ М. Т. Фёген, «Законодательство в Византии», стр. 53–54; Р. Моррис, «Урегулирование споров», 126; Г. Мусуракис, Контекст римского права , стр. 399–400.
- ^ М. Т. Фёген, «Законодательство в Византии», стр. 56, 59.
- ^ А. Кэмерон, Византийцы , с. 153; М. Т. Фёген, «Законодательство в Византии», стр. 53–54.
- ^ Р. Моррис, «Урегулирование споров», 126; Г. Мусуракис, Контекст римского права , стр. 401–402.
- ^ Мусуракис, Джордж (2003). Исторический и институциональный контекст римского права . Эшгейт. стр. 402–403. ISBN 0-7546-2108-1 .
- ^ «Дающий дары мир ранней Византии» , The Rich and the Pure , University of California Press, стр. 11–34, 07 сентября 2021 г., doi : 10.2307/j.ctv1wdvxfc.8 , получено 21 ноября 2023 г.
- ^ Теллеген-Куперус, Ольга (1 ноября 2002 г.). Краткая история римского права . дои : 10.4324/9780203416464 . ISBN 978-0-203-41646-4 .
- ^ Дж. Файн, Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века , стр. 90–91.
- ^ «Лекс Родиа — древний предок морского права — 800 г. до н.э.» . История страхования . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ «Гражданское право, том I, Мнения Юлия Паулюса, книга II» . Конституция.org . Перевод Скотта, SP Central Trust Company. 1932 год . Проверено 16 июня 2021 г.
РАЗДЕЛ VII. НА ЛЕКСЕ РОДИА. предусмотрено, Законом Родиа что если товар выброшен за борт с целью облегчить судно, ущерб возмещается оценкой всего, что сделано на благо всех.
- ^ Документальная история страхования, 1000 г. до н.э. – 1875 г. н. э. Ньюарк, Нью-Джерси : Prudential Press . 1915. С. 5–6 . Проверено 15 июня 2021 г.
- ^ «Расписание Дюэма по всемирной истории права» . Юридический словарь Дюэма . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 9 апреля 2016 г.
- ^ Питра, Жан Батист Франсуа (1864). Закон и т. д. Греческая история и памятники. Я. Рим.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ламберт Мирс, Анализ институтов Юстиниана М. Ортолана, стр. 64–66.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лайу и Саймон (ред.), Закон и общество в Византии: девятый-двенадцатый века, стр. 71
- ^ Г. Мусуракис, Римское право и истоки традиции гражданского права, с. 226
- ^ Лайу и Саймон (ред.), Закон и общество в Византии: девятый-двенадцатый века, стр. 77
- ^ Лайу и Саймон (ред.), Закон и общество в Византии: девятый-двенадцатый века, стр. 85
- ^ Мусуракис, Джордж (2017). Исторический и институциональный контекст римского права . Рутледж. п. 363. ИСБН 9781351888417 .
- ^ Шерман, Чарльз Финеас (1917). Римское право в современном мире. Том I: История римского права и его распространение в английском, французском, немецком, итальянском, испанском и других современных правах .
- ^ Мусуракис, Джордж (2014). Римское право и истоки традиции гражданского права . Спрингер. п. 227. ИСБН 9783319122687 .
- ^ Б. Йокиш, Исламское имперское право: проект кодификации Харуна-Ар-Рашида , стр. 484–485.
- ^ Елена Салогубова и Алан Зенков, «Влияние римского права на российское гражданское право и процесс», Журнал российского права 6, вып. 2 (2018): 118–33.
Источники
[ редактировать ]- Кэмерон, Аверил (2009). Византийцы (на греческом языке). Перевод Гиоргоса Цимаса. Афины: издания Psychogios. ISBN 978-960-453-529-3 .
- Читвуд, Закари (2017). Византийская правовая культура и римская правовая традиция, 867–1056 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Фёген, Мария Терес (1994). «Законодательство в Византии: политическая и бюрократическая техника». В Лайу, Анжелики Э. (ред.). Закон и общество в Византии . Думбартон-Оукс. ISBN 0-88402-222-6 .
- Хамфрис, MTG (2015). Закон, власть и имперская идеология в эпоху иконоборчества, ок. 680–850 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Йокиш, Бенджамин (2007). Исламское имперское право: проект кодификации Харуна-ар-Рашида . Вальтер де Грюйтер ГмбХ. ISBN 9783110924343 .
- Моррис, Розмари (1992). «Урегулирование споров в византийских провинциях в десятом веке». В Дэвисе, Венди; Фуракр, Поль (ред.). Разрешение споров в раннесредневековой Европе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-42895-5 .
- Мусуракис, Джордж (2003). Исторический и институциональный контекст римского права . Издательство Эшгейт. ISBN 0-7546-2108-1 .
- Пенна, Дафни; Мейеринг, Роос (2022). Справочник по византийскому праву: иллюстрация византийского права через источники . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 9789004514706 .
- Столте, Бернард (2018). «Византийское право: право Нового Рима», в Оксфордском справочнике по истории европейского права , под ред. Хейкки Пихлаямяки, Маркус Д. Даббер и Марк Годфри. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 229–248.
- Троянос, Спирос (2012). «Византийское каноническое право до 1100 года» . У Вилфрида Хартмана; Кеннет Пеннингтон (ред.). История византийского и восточного канонического права до 1500 года . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. стр. 115–169. ISBN 9780813216799 .
- Троянос, Спирос (2012). «Византийское каноническое право с двенадцатого по пятнадцатый века» . У Вилфрида Хартмана; Кеннет Пеннингтон (ред.). История византийского и восточного канонического права до 1500 года . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. стр. 170–213. ISBN 9780813216799 .
- Вагшал, Дэвид (2015). Закон и законность на греческом Востоке: византийская каноническая традиция, 381–883 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Переводы
- Кодекс Юстиниана: новый аннотированный перевод с параллельным латинским и греческим текстом . Аннотировано и переведено Фредом Х. Блюмом. Под редакцией Брюса В. Фриера. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2016.
- Дигесты Юстиниана , переработанное изд. Под редакцией Алана Уотсона. 2 тома. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 1998.
- Романы Юстиниана: полный английский перевод с аннотациями . Перевод Дэвида Миллера. Под редакцией Питера Сарриса. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2018.
- Сиро-римская книга законов: сирийский текст недавно обнаруженных рукописей, сопровождаемый факсимильным изданием, снабженный введением и переводом . Отредактировал и перевел Артур Выыбус. 2 тома. Стокгольм: ETSE, 1982–3.
- Эклога: код Леона III. и Константинос В. Отредактировано и переведено Людвигом Бургманном. Франкфурт: Общество Левенклау, 1983.
- Родосское морское право . Отредактировано и переведено Уолтером Эшбернером . Оксфорд: Clarendon Press, 1909; перепечатка: Аален: Scientia Verlag, 1976.
- Эйсагога = «Введение в Закон (Эисагога)» патриарха Фокия . Отредактировано и переведено Хуаном Сигнесом Коданьером и Франсиско Хавьером Андресом Сантосом. Мадрид: Высший совет научных исследований, 2007.
- Базилика = Basilicorum libri LX . Под редакцией Х. Дж. Шелтема и Н. ван дер Валя. 17 томов. Гронинген: Дж. Б. Уолтерс, 1953–88.
- Nomos Stratiotikos = Военно-уголовные законы Византийской империи в раннем средневековье . Отредактировано и переведено Пьетро Верри. Рим: Школа офицеров карабинеров, 1978.