Jump to content

Космическое право

Договор о частичном запрещении испытаний (1963 г.), первый договор международного космического права.

Космическое право — это свод законов, регулирующих космическую деятельность, охватывающий как международные, так и внутренние соглашения, правила и принципы. [1] Параметры космического права включают исследование космоса , ответственность за ущерб, использование оружия, спасательные работы, охрану окружающей среды , обмен информацией, новые технологии и этику . [2] Другие области права, такие как административное право , право интеллектуальной собственности , право о контроле над вооружениями , право о страховании , экологическое право , уголовное право и коммерческое право , также интегрированы в космическое право. [3]

Истоки космического права восходят к 1919 году, когда международное право признавало суверенитет каждой страны над воздушным пространством непосредственно над ее территорией, что позже было закреплено Чикагской конвенцией в 1944 году. [4] [5] Начало отечественных космических программ во время холодной войны послужило толчком к официальному созданию международной космической политики (т.е. Международного геофизического года ), инициированному Международным советом научных союзов . Запуск Советским Союзом в 1957 году первого в мире искусственного спутника Земли «Спутник-1 » напрямую побудил Конгресс США принять Закон о космосе , создав таким образом Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). [3] [6] Поскольку освоение космоса требовало пересечения транснациональных границ, именно в эту эпоху космическое право стало областью, независимой от традиционного аэрокосмического права. [5]

Со времен холодной войны Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела («Договор о космосе») и Международный союз электросвязи Конституционно-правовой основой служили . и набор принципов и процедур, составляющих космическое право. [7] [8] Кроме того, Комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) вместе с его юридическим и научно-техническим подкомитетами отвечают за обсуждение вопросов международного космического права и политики. Управление Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства (UNOOSA) выполняет функции секретариата комитета и продвигает доступ к космосу для всех посредством широкого спектра конференций и программ по наращиванию потенциала. [9] Проблемы, с которыми космическое право будет продолжать сталкиваться в будущем, имеют четыре аспекта: они охватывают такие аспекты, как соблюдение требований внутри страны, международное сотрудничество, этика и появление научных инноваций. [3] [10] [11] Более того, конкретные руководящие принципы определения воздушного пространства еще не определены повсеместно. [3]

Ранние разработки

[ редактировать ]

Одной из первых работ по космическому праву была книга чешского юриста Владимира Мандла « Das Weltraum-Recht: Ein Issue der Raumfahrt» («Космическое право: проблема космических путешествий»), написанная на немецком языке и опубликованная в 1932 году. [12]

в Калифорнийском технологическом институте В 1942 году Теодор фон Карман и другие ученые-ракетчики объединились, чтобы создать ракетную компанию Aerojet с помощью юриста Эндрю Г. Хейли . Поднимая тост за новую корпорацию, Карман сказал: «Теперь, Энди, мы будем делать ракеты — ты должен создать корпорацию и получить деньги. Позже тебе придется увидеть, как мы хорошо себя ведем в космосе… После В общем, мы учёные, а вы юрист, и вы должны указывать нам, как вести себя согласно закону и защищать нашу невиновность». [13] Действительно, двадцать лет спустя Хейли опубликовал фундаментальный учебник « Космическое право и правительство» . [14]

Начиная с 1957 года, когда началась космическая гонка , страны начали обсуждать системы, обеспечивающие мирное использование космического пространства. [15] [16] Двусторонние дискуссии между Соединенными Штатами и СССР в 1958 году привели к вынесению вопросов на обсуждение ООН. [15] [17] [18] В 1959 году ООН создала Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС). [19] КОПУОС, в свою очередь, создал два подкомитета: Научно-технический подкомитет и Юридический подкомитет. Юридический подкомитет КОПУОС был основным форумом для обсуждения и переговоров по международным соглашениям, касающимся космического пространства .

В 1960 году Международный астронавтический конгресс собрался в Стокгольме и заслушал несколько представлений, включая обзор юридических заключений Эндрю Г. Хейли по поводу внеземной юрисдикции. [20]

Начиная с 1961 года, резолюция Генеральной Ассамблеи 1721 (XVI), а затем 1802 (XVII), озаглавленная «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», и резолюция 1962 (XVIII), или «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств в исследовании и использовании космического пространства» были приняты единогласно. Эти основные принципы легли в основу Договора по космосу 1967 года . [21]

Международные договоры

[ редактировать ]

Было заключено шесть международных договоров, регулирующих поведение государств в космосе:

Договор Официальное название Год подписания Год вступления в силу Число государств-участников
Договор о частичном запрещении ядерных испытаний [22] Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 1963 126
Договор о космосе [23] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 1967 111
Соглашение о спасении [24] Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1967 1968 98
Конвенция об ответственности [24] Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 1972 96
Соглашение о регистрации [24] Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974 1976 71
Лунный договор [25] Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах 1979 1984 18

Соглашение о спасании, Конвенция об ответственности и Конвенция о регистрации развивают положения Договора о космосе. Многие считают Лунный договор провальным договором из-за его ограниченного принятия. [26] Другие [ ВОЗ? ] однако отметили, что ограниченное членство в Договоре о Луне позволяет нынешним подписавшим его государствам вновь созвать конвенцию сторон, чтобы легко вносить поправки и обновлять Договор о Луне и лучше справляться с быстрыми темпами технологического развития в этой области. [ нужна ссылка ]

Соглашение МКС 1998 г.

[ редактировать ]

В дополнение к международным договорам, переговоры по которым были согласованы в Организации Объединенных Наций, страны-участницы Международной космической станции заключили Соглашение 1998 года между правительствами Канады , государств-членов Европейского космического агентства , Японии , Российской Федерации и США о сотрудничестве по Международной гражданской космической станции. [27] Это соглашение предусматривает, среди прочего, что НАСА является ведущим агентством по координации вкладов государств-членов в развитие космической станции и деятельности на ней, и что каждая страна имеет юрисдикцию в отношении своего собственного модуля(ов). Соглашение также предусматривает защиту интеллектуальной собственности и порядок уголовного преследования. Это соглашение вполне может послужить моделью для будущих соглашений о международном сотрудничестве на объектах на Луне и Марсе, где, вероятно, будут созданы первые внеземные колонии и научные/промышленные базы. [28]

Международные принципы и декларации

[ редактировать ]
Изображение ядерного испытания Старфиш Прайм в космосе (1962 г.). Такие испытания в космосе и на больших высотах были полностью прекращены Договором о частичном запрещении испытаний (1963 г.).

Пять договоров и соглашений международного космического права охватывают «неприсвоение космического пространства какой-либо одной страной, контроль над вооружениями, свободу исследования, ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, безопасность и спасение космических кораблей и астронавтов, предотвращение вредное вмешательство в космическую деятельность и окружающую среду, уведомление и регистрацию космической деятельности, научные исследования и эксплуатацию природных ресурсов в космическом пространстве и разрешение споров». [29]

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла пять деклараций и правовых принципов, которые поощряют соблюдение международного права , а также единые коммуникации между странами. Пять деклараций и принципов: [29]

  • Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (1963 г.)
Все исследования космоса будут осуществляться с благими намерениями и в равной степени открыты для всех государств, соблюдающих международное право. Ни одна нация не может претендовать на владение космическим пространством или каким-либо небесным телом. Деятельность, осуществляемая в космосе, должна соответствовать международному праву, и страны, осуществляющие эту деятельность, должны принять на себя ответственность за задействованное правительственное или неправительственное учреждение. Объекты, запускаемые в космос, подлежат национальной принадлежности, в том числе и людям. Предметы, детали и компоненты, обнаруженные за пределами юрисдикции страны, будут возвращены после идентификации. Если страна запускает объект в космос, она несет ответственность за любой ущерб, причиненный на международном уровне.
Развертывание ») на поверхность Луны не представляет собой территориальных претензий , флага Соединенных Штатов во время первой высадки экипажа на Луну ( «Аполлон-11 в отличие от исторически сложившейся на Земле практики, поскольку США подкрепили Договор о космосе, присоединившись к нему и не предъявляя таких претензий. Территориальная претензия. [30]
  • Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах (1979 г.)

Соглашение существует для содействия исследованию космического пространства, но для сохранения Луны и других небесных тел в нетронутых условиях для общего наследия человечества , а это означает, что ни одна нация не может претендовать на суверенитет над какой-либо частью космоса. Все страны должны иметь равные права на проведение исследований на Луне и других небесных телах. Оружие массового уничтожения любого вида, включая ядерное, и базы, построенные для военных целей, строго запрещены договором. [31] В резолюции Организации Объединенных Наций также говорится, что все государства-участники могут осуществлять свои предприятия под поверхностью Луны или любого небесного тела при условии, что будут предприняты усилия по защите его от загрязнения. Вся деятельность в космосе должна быть закреплена за страной, и любой ущерб оборудованию или объектам другой страны, причиненный другой стороной, должен быть полностью возмещен этой стране. Любое обнаружение опасной опасности, например, радиоактивной зоны, должно немедленно уведомить Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и международное научное сообщество.

Все миссии в космос продолжительностью более 60 дней должны уведомлять Генерального секретаря ООН и научное сообщество каждые 30 дней о ходе выполнения. Любые образцы, собранные из космоса, должны быть доступны как можно скорее научному сообществу. Соглашение не распространяется на метеориты , падающие на Землю естественным путем. [32] В настоящее время ни одна страна, осуществляющая собственные миссии в космосе, не ратифицировала соглашение. [33] Это, вероятно, означает, что «Договор о Луне», скорее всего, является провальным договором, поскольку ни одна из стран, которые фактически отправляются в космос, не подписала и не ратифицировала это соглашение. [34]
  • Принципы, регулирующие использование государствами искусственных спутников Земли для международного прямого телевещания (1982 г.)
Деятельность такого рода должна осуществляться в соответствии с суверенными правами государств. Указанная деятельность должна «способствовать свободному распространению и взаимному обмену информацией и знаниями в культурной и научной областях, способствовать образовательному, социальному и экономическому развитию, особенно в развивающихся странах, повышать качество жизни всех народов и обеспечивать отдых с должным уважением». политической и культурной целостности государств». Все государства имеют равные права на осуществление этой деятельности и должны нести ответственность за все, что осуществляется в пределах их полномочий. Государству, планирующему деятельность, необходимо связаться с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и сообщить подробности проводимой деятельности.
  • Принципы дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986 г.)
В этой категории изложены пятнадцать принципов. Основное понимание исходит из следующих описаний, данных Управлением Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства:
(a) Термин « дистанционное зондирование » означает зондирование поверхности Земли из космоса с использованием свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или: преломляемых зондируемыми объектами, с целью улучшения управления природными ресурсами, землепользования и защита окружающей среды;
(b) Термин «первичные данные» означает те необработанные данные, которые собираются дистанционными датчиками, установленными на космическом объекте, и которые передаются или доставляются на землю: из космоса посредством телеметрии в форме электромагнитных сигналов, с помощью фотопленки, магнитных скотч или любые другие средства;
(c) Термин «обработанные данные» означает продукты, полученные в результате обработки первичных данных, необходимые для того, чтобы такие данные можно было использовать;
(d) Термин «проанализированная информация» означает информацию, полученную в результате интерпретации обработанных данных, входных данных и знаний из других источников;
е) термин «деятельность по дистанционному зондированию» означает работу космических систем дистанционного зондирования, станций сбора и хранения первичных данных, а также деятельность по обработке, интерпретации и распространению обработанных данных. [35]
  • Принципы, относящиеся к использованию ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992 г.)
«Государства, запускающие космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, должны стремиться защищать людей, население и биосферу от радиологической опасности. Проектирование и использование космических объектов с ядерными источниками энергии на борту должно обеспечивать с высокой степенью уверенности, что опасности в предсказуемых эксплуатационных или аварийных обстоятельствах сохраняются ниже допустимых уровней...».
  • Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран (1996 г.)
«Государства свободны определять все аспекты своего участия в международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на справедливой и взаимоприемлемой основе. Все государства, особенно те, которые обладают соответствующим космическим потенциалом и программами исследования и использования космического пространства. В этом контексте особое внимание следует уделять выгодам и интересам развивающихся стран и стран с начинающимися космическими программами, вытекающими из такого международного сотрудничества, проводимого со странами. с более развитыми космическими возможностями должно осуществляться теми способами, которые заинтересованные страны считают наиболее эффективными и подходящими, включая, среди прочего, правительственное, неправительственное и некоммерческое, глобальное, многостороннее, региональное или двустороннее; и международное сотрудничество между странами на всех уровнях развития».

Консенсус

[ редактировать ]

Комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях и его научно-технический и юридический подкомитеты действуют на основе консенсуса, т.е. все делегации государств-членов должны прийти к согласию по любому вопросу, будь то формулировка договора, прежде чем он может быть включен в окончательная версия договора или новые вопросы в повестке дня Комитета/Подкомитета. Одна из причин того, что в договорах ООН по космосу отсутствуют определения и они неясны в других отношениях, заключается в том, что легче достичь консенсуса, когда формулировки и термины расплывчаты. В последние годы Юридический подкомитет не смог достичь консенсуса по обсуждению нового всеобъемлющего соглашения по космосу (идея которого, правда, была предложена лишь несколькими государствами-членами). Маловероятно также, что Подкомитет сможет договориться о внесении поправок в Договор по космосу в обозримом будущем. Многие космические державы, похоже, полагают, что обсуждение нового космического соглашения или поправки к Договору о космосе будет бесполезным и трудоемким, поскольку укоренившиеся разногласия относительно распределения ресурсов, прав собственности и других вопросов, касающихся коммерческой деятельности, делают консенсус маловероятным.

Национальное право

[ редактировать ]

Космическое право также включает национальные законы, и в последние годы многие страны приняли национальное космическое законодательство. Договор по космосу возлагает ответственность за регулирование космической деятельности, включая как государственный, так и частный сектор, на отдельные страны, где эта деятельность осуществляется. Если гражданин одной страны или организация, зарегистрированная в одной стране, запускает космический корабль в другой стране, толкования относительно того, имеет ли юрисдикция страна происхождения или страна запуска, различаются. [36]

Договор по космосу также включает в себя Устав ООН посредством ссылки и требует от сторон обеспечивать, чтобы деятельность осуществлялась в соответствии с другими формами международного права, такими как обычное международное право (обычаи и практика государств).

Появление коммерческой деятельности, такой как космическая добыча полезных ископаемых , космический туризм , частные исследования и развитие многих коммерческих космодромов, побуждает многие страны [ который? ] рассмотреть вопрос о том, как регулировать частную космическую деятельность. [37] Задача состоит в том, чтобы регулировать эту деятельность таким образом, чтобы не препятствовать и не исключать инвестиции, обеспечивая при этом соответствие коммерческой деятельности международному праву. Развивающиеся страны обеспокоены тем, что космические державы монополизируют космические ресурсы. [ нужна ссылка ] Роялти, выплачиваемые развивающимся странам, являются одной из причин, по которой Соединенные Штаты не ратифицировали Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву , и почему некоторые выступают против применения тех же принципов к космическому пространству. [38]

Несколько стран приняли или недавно обновили свои национальные законы о космосе. [39] например, Люксембург в 2017 году, [40] США , в 2015 году [41] и Япония в 2008 году. [42] В связи с расширением сферы космических исследований и сопутствующей деятельности в Индии в 2017 году был представлен проект закона о космической деятельности. [43]

Проблемы

[ редактировать ]

Определение понятия «пространство».

[ редактировать ]

Многие вопросы возникают из-за сложности определения термина «пространство». Ученые не только обсуждают его географическое определение (т.е. верхние и нижние пределы), но также и то, включает ли оно в себя различные объекты (т.е. небесные объекты , людей, искусственные устройства). Нижние пределы обычно оцениваются примерно в 50 километров . Еще больше трудностей возникает при попытке определить верхние границы «пространства», поскольку это потребует дополнительных исследований природы Вселенной и роли Земли как планеты. [10]

Распределение геостационарной орбиты

[ редактировать ]
Схема, показывающая различные положения геостационарных орбит, а также расположение определенных спутников.
Источник: собственная работа, растровое изображение Земли — файл:North_pole_february_ice-pack_1978-2002.png, созданный Geo Swan. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Непортированная. (Изменений не внесено.)

Аллокативные ограничения

[ редактировать ]

Объекты на геостационарных орбитах остаются неподвижными над некоторой точкой Земли из-за силы тяжести . Использование этих орбит имеет множество преимуществ, в основном благодаря уникальной способности отправлять радиочастоты и обратно на спутники для сбора данных и отправки сигналов в различные места. Комитет ООН по мирному использованию космического пространства одобрил семь невоенных видов использования этих орбит: связь , метеорология , ресурсы и окружающая среда Земли, навигация и управление самолетами , тестирование новых систем, астрономия и ретрансляция данных . [44] Требование разнести эти спутники друг от друга означает, что существует ограниченное количество доступных орбитальных «слотов», поэтому только ограниченное количество спутников может быть размещено на геостационарной орбите. Это привело к конфликту между разными странами, желающими получить доступ к одним и тем же орбитальным позициям (страны, находящиеся на одной и той же долготе , но на разных широтах ). Эти споры разрешаются через механизм распределения МСЭ . [45]

Страны, расположенные на экваторе Земли, также заявили о своих законных претензиях на контроль над использованием космоса над своей территорией. [46] Земли особенно в 1976 году, когда многие страны, расположенные на экваторе , приняли Боготскую декларацию , в которой они заявили о своих законных претензиях на контроль над использованием космоса над своей территорией. [47] но не смог бросить вызов Договору по космосу в этом отношении. [48]

Политические противоречия

[ редактировать ]

Будущие разработки с использованием геостационарных орбит могут включать расширение услуг в области телекоммуникаций, радиовещания и метеорологии. [11] В результате использование геостационарных орбит может вызвать политические разногласия. Например, радиовещательные и телекоммуникационные услуги спутников, находящихся на орбите над Землей, принадлежащих некоторым странам, могут случайно «перекинуться» на территорию других стран. Это может спровоцировать конфликт со странами, желающими ограничить доступ к информации и коммуникации. [44] Текущие и будущие политические и юридические проблемы, которые могут возникнуть в результате распределения, могут быть решены международными законодательными органами , такими как Комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях и Международный союз электросвязи. [11]

Защита окружающей среды

[ редактировать ]

Более поздние дискуссии сосредоточены на необходимости того, чтобы международное сообщество разработало и утвердило кодекс космической этики для предотвращения разрушения космической среды. [49] Кроме того, развитие жизни в космосе относится к вопросам, связанным с этикой биоцентризма и антропоцентризма , или, другими словами, определением того, какую ценность мы придаем всем живым существам по сравнению с людьми в частности. [50] [51] В настоящее время исследователи в области биоинженерии работают над мерами контроля загрязнения, интегрированными в космические корабли, чтобы защитить как космос, так и земную биосферу . [52]

Управление экологическим пространством

[ редактировать ]
Рост числа всех отслеживаемых объектов в космосе с течением времени свидетельствует о недавнем увеличении числа активных спутников. [53]

Руководящие принципы ООН и стандарт ISO 24113 по предотвращению образования космического мусора «поощряют» организации добровольно: [54]

  • Ограничьте выброс мусора во время нормальной работы.
  • Свести к минимуму вероятность поломок на орбите
  • Утилизация после миссии
  • Предотвращение столкновений на орбите

Исследование предполагает, что политика может помочь в достижении цели по уменьшению засорения и обеспечению устойчивости космоса . [54] Группа ученых изложила обоснование управления, которое регулирует текущую свободную экстернализацию истинных затрат и рисков , рассматривая орбитальное пространство вокруг Земли как «дополнительную экосистему» ​​или общую «часть человеческой среды», которая должна подвергаться тем же проблемам. и правила, такие как , например, океаны на Земле . В исследовании делается вывод, что необходимы «новые политики, правила и положения на национальном и международном уровне». [55] [53]

По состоянию на 2022 год глобальная космическая деятельность не находится в достаточной степени под контролем какой-либо международной организации, и поэтому «не существует общего набора правил, регулирующих глобальную космическую деятельность, и никаких механизмов, обеспечивающих надлежащую утилизацию оборудования после завершения космических миссий». существуют ли какие-либо скоординированные усилия по очистке десятилетиями космического мусора, уже скопившегося на орбите». [56]

Помимо космического мусора, запуски ракет и возвращение в атмосферу многоразовых компонентов и космического мусора также вызывают загрязнение воздуха . В исследовании оценивалось их влияние на изменение климата и озоновый слой в 2019 году, а также на основе теоретического будущего космической отрасли , экстраполированного из « космической гонки миллиардеров ». В нем делается вывод, что существенный эффект от обычного космического туризма должен «стимулировать регулирование». [57] [58]

Защита космического наследия

[ редактировать ]

Под космическим наследием можно понимать следы человеческого существования вместе с их археологическими и природными контекстами, которые встречаются в космическом пространстве, в том числе на Луне и других небесных телах. Концептуально это определение можно интерпретировать как включающее любой искусственный материал в космосе, поскольку человечество продолжает увеличивать темпы исследовательских и коммерческих миссий на Луну и за ее пределы. Таким образом, протоколы должны быть установлены для управления космическим наследием по двум совершенно разным причинам: во-первых, чтобы сохранить соответствующее культурное наследие, которое так важно для установления родства между людьми; и, во-вторых, обеспечить, чтобы концепция наследия не злоупотреблялась национальными космическими субъектами.

Человеческое наследие в космосе включает в себя базу «Спокойствие» ( место посадки на Луну «Аполлона-11 »), а также роботизированные и пилотируемые площадки, которые предшествовали и следовали за «Аполлоном-11». Сюда также входят все аппараты программы «Луна» , включая « Луну-2» (первый объект) и «Луну-9». (первая мягкая посадка), программа Surveyor и марсоходы Yutu .

Человеческое наследие в космическом пространстве также включает в себя такие спутники, как «Авангард-1» и «Астерикс-1» , которые, хотя и не работают, остаются на орбите.

В настоящее время эти объекты не признаны культурным наследием и не защищены каким-либо образом в соответствии с международным правом. Они рассматриваются в разделе 9 « Соглашений Артемиды» , который включает соглашение о сохранении космического наследия, которое, по их мнению, включает в себя исторически значимые места посадки людей или роботов, артефакты, космические корабли и другие свидетельства деятельности, а также вносит вклад в многонациональные усилия по разработать для этого практику и правила.

Суверенитет

[ редактировать ]

Действующее космическое законодательство рассматривает космос как общее благо, называя его « областью всего человечества », и ни одно государство не претендует на какую-либо часть космоса как на свою территорию, несмотря на то, что практикует размещение флагов. Тем не менее, утверждалось, что суверенитет — это вопрос юрисдикции, которая применяется к установленным объектам и нынешним игрокам в космосе. [59]

В космическом праве этика распространяется на темы, касающиеся исследования космоса , космического туризма, владения космосом, милитаризации космоса , защиты окружающей среды и определения границ самого космоса. [10] В марте 2023 года организация For All Moonkind объявила о создании Института космического права и этики, «новой некоммерческой организации, которая выйдет за рамки защиты объектов за пределами всемирного наследия и будет рассматривать этику некоторых видов деятельности в космосе, которые не полностью описаны в существующее международное право». [60]

Межпланетные права человека

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что права человека в космосе должны сопровождаться набором фундаментальных прав. Следующие три таких новых фундаментальных права были предложены проектом Jus Ad Astra : право на воду, право на пригодную для дыхания атмосферу и право на обитаемую окружающую среду. [61]

Человеческое представительство, участие и колониализм

[ редактировать ]

Вопрос человеческого представительства и участия в космосе находился в центре внимания международного космического права с самого начала освоения космоса. [62]

На ранних стадиях международного космического права космическое пространство определялось как res communis , а не как terra nullius , в Великой хартии космоса, представленной Уильямом А. Хайманом в 1966 году. С тех пор эта концепция повлияла на работу Комитета Организации Объединенных Наций. «О мирном использовании космического пространства» , [62] [63] а исследование и использование космического пространства было объявлено «достоянием всего человечества ».

Критики, однако, утверждают, что по-прежнему недостаточно общего пространства для всего человечества, и преобладают империалистические взгляды. [62] Более того, существуют опасения, что нынешние политико-правовые режимы и их философские основы могут способствовать империалистическому освоению космоса. [64] Следовательно, утверждалось, что космическое право нуждается в переоценке, чтобы обеспечить учет значимости и вклада стран, не имеющих значительных космических полетов, особенно в качестве ответа на колониальную историю и колониализм. [65]

Космическую колонизацию критиковали как продолжение империализма и колониализма . [66] [67] что привело к постколониальной критике колониального принятия решений и причин эксплуатации труда и земли. [68] [69] Растет признание необходимости инклюзивного [70] и демократическое участие в любом освоении космоса, создании инфраструктуры или проживания. [71] Несмотря на то, что Договор о космосе гарантирует доступ в космос, космическое право подвергается критике за то, что оно не обеспечивает международной и социальной инклюзивности, особенно в отношении частных космических полетов. [72] Часто слышимое заявление о том, что судьба человечества заключается в колонизации Солнечной системы, особенно в « космической гонке миллиардеров », оставив позади многие земные проблемы, подверглось критике как «техноутопическое [...] высокомерие», предполагающее «многостороннее соглашение о строго управлять и ограничивать экспансию в космос». [73]

Коммерческое использование

[ редактировать ]

Ранние дискуссии о космической этике Соединенных Штатов вращались вокруг того, должна ли космическая граница быть доступна для использования, что приобрело известность во времена Советского Союза и космической гонки . [74] В 1967 году «Договор о космосе» предписывал, что всем странам в соответствии с международными правилами разрешено использовать космос. [8] В результате коммерческое использование космоса открыто для эксплуатации государственными и частными организациями, особенно в отношении горнодобывающей промышленности и космического туризма. [75] Этот принцип был предметом споров, особенно со стороны сторонников защиты окружающей среды, устойчивого развития, [76] и сохранение. [52]

Эксплуатация

[ редактировать ]
Группа космических интересов Американского общества международного права, 2014 г. Заседание правления

Хотя эта область права все еще находится в зачаточном состоянии, она переживает эпоху быстрых изменений и развития. [77] Можно утверждать, что ресурсы космоса безграничны. Если коммерческие космические перевозки станут широко доступными и при существенно более низких затратах на запуск, тогда все страны смогут напрямую пожинать плоды космических ресурсов. В этой ситуации вполне вероятно, что будет гораздо легче достичь консенсуса в отношении коммерческого освоения и заселения космоса людьми. Высокие затраты — не единственный фактор, препятствующий экономической эксплуатации космоса: утверждается, что космос следует рассматривать как первозданную окружающую среду, достойную защиты и сохранения, и что правовой режим космоса должен дополнительно защищать его от использования в качестве ресурса для Потребности Земли. [78] [79] Дебаты также сосредоточены на том, следует ли по-прежнему юридически определять космос как часть «общего наследия человечества» и, следовательно, недоступного для национальных претензий, или следует изменить его юридическое определение, чтобы разрешить частную собственность в космосе. [78] [80] [81]

По состоянию на 2013 год планы НАСА по захвату астероида к 2021 году подняли вопросы о том, как космическое право будет применяться на практике. [82]

В 2016 году Люксембург . создал официальную правовую базу, которая гарантирует, что частные компании, занимающиеся добычей ресурсов в космосе, имеют права на эти ресурсы [83]

Антропоцентризмы

[ редактировать ]

Распространение влияния человечества далеко за пределы Земли поднимает вопросы о потенциальных других разумах, которые распространились через достижимый космос. [84] Астроэтика может считать, что у инопланетян есть этика, [85] что часто может отражаться в законах [ нужна ссылка ] и понимать человечество и его множество этических норм (которые часто могут отражаться в законах и политике) как часть вселенной в более целостном, возможно даже «космическом», [86] вид. [85]

Космические машины

[ редактировать ]

Прогресс в области робототехники и искусственного интеллекта подрывает потребность в людях в космосе, причем человеческие усилия зачастую менее рентабельны, чем роботизированные миссии. [84] с этическим значением для общества. Законы, а также требования к адаптации людей в космосе различаются, что может стать оправданием пилотируемых, а не роботизированных космических миссий. [84]

Контактный режим

[ редактировать ]

Было несколько предложений, например, в отношении Великой хартии космоса, представленной Уильямом А. Хайманом в 1966 году. [63] или посредством концепции метазакона для введения правовых основ в случае обнаружения или контакта с ним местного внеземного разума . По состоянию на 2018 год практически не существует принципов успешного подтвержденного обнаружения SETI . [85]

Права природы

[ редактировать ]

В 2021 году Декларация прав Луны [87] был создан группой «юристов, космических археологов и неравнодушных граждан» на основе прецедентов движения за права природы и концепции правосубъектности нечеловеческих существ в космосе. [88] [89]

Разрешение споров

[ редактировать ]

Космическое право также пытается обеспечить основу для разрешения споров по вопросам, возникающим в космосе. Следующие механизмы доступны различным типам затрагиваемых сторон.

Государственные субъекты

Негосударственные субъекты

Негосударственным субъектам сначала предписывается обратиться к соответствующему государству-участнику, если они участвуют в соответствии с Конвенцией об ответственности . Однако, если спор носит частный и коммерческий характер, многие частные компании выбирают арбитраж. До сих пор арбитраж в основном проводился в Постоянной палате третейского суда в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ 1976 года. [91] но существование более специализированных «Факультативных правил арбитража споров, касающихся космической деятельности» может привести к изменению процессуального права, выбранного сторонами в будущем. Примеры споров, разрешенных в арбитражном порядке, включают дела CC/Devas (Mauritius) Ltd., Devas Сотрудники Mauritius Private Ltd. и Telcom Devas Mauritius Ltd. против Республики Индия , дело PCA № 2013-09. [92] и Deutsche Telekom AG против Республики Индия , дело PCA № 2014-10. [93]

Будущее институциональное развитие

[ редактировать ]

Рабочая группа открытого состава (РГОС) по космическим угрозам

[ редактировать ]

Несмотря на отсутствие прогресса в переговорах по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве в 2020 году, была подписана резолюция ООН «Уменьшение космических угроз посредством норм, правил и принципов ответственного поведения». Впоследствии была создана «Рабочая группа открытого состава по уменьшению космических угроз посредством норм, правил и принципов ответственного поведения», которая нашла определенную поддержку, особенно после начала войны в Украине в 2022 году. [94]

Будущая координация и сотрудничество

[ редактировать ]

Международную координацию и сотрудничество обеспечивает растущая межагентская Международная координационная группа по исследованию космического пространства и планируется создать космическую станцию ​​​​Lunar Gateway , имитируя сотрудничество с МКС.

[ редактировать ]

В научных кругах все большее внимание уделяется космическому праву. С 1951 года на юридическом факультете Макгилла в Монреале, Канада, находится Институт воздушного и космического права, и он предлагает степень магистра права. по воздушному и космическому праву. [95] издает Юридический факультет Университета Миссисипи единственный в мире юридический журнал, посвященный космическому праву, — Journal of Space Law . также Юридический факультет Университета Миссисипи является единственной юридической школой в мире, аккредитованной ABA, которая предлагает степень магистра права. в области воздушного и космического права, сертификат об окончании высшего образования и степень доктора права в области воздушного и космического права. [96] Мишель Хэнлон является исполнительным директором Центра воздушного и космического права университета. В 2008 году юридический колледж Университета Небраски запустил свою программу по космическому, кибер- и телекоммуникационному праву, предлагая курсы и специализации для студентов JD и LL.M. в области космоса, кибербезопасности и телекоммуникаций. [97] За последнее десятилетие другие университеты начали предлагать специализированные курсы и программы в США, Великобритании, Франции, Нидерландах и Австралии. [98] [99] [100] [101]

В сентябре 2012 года было создано Общество космического права (SLS) при юридической школе Фрэнсиса Кинга Кэри Университета Мэриленда . [102] Группа юридических ресурсов объединилась в Мэриленде, «штате космической науки», с Хорхе Родригесом, Ли Сэмпсоном, Патриком Гардинером, Лирой Корреа и Джулианой Нилбауэр в качестве членов-учредителей SLS. [103] В 2014 году студенты Вашингтонского юридического колледжа Американского университета основали школьное общество космического права с помощью Памелы Л. Мередит, космического юриста и адъюнкт-профессора спутниковой связи и космического права. [104] [105]

Усилия по кодификации правового режима в основном представлены в Руководстве по международному праву, применимому к использованию космического пространства в военных целях (МИЛАМОС) и Руководстве Вумеры. [106] [107] Руководство Вумеры представляет собой совместную работу Университета Аделаиды , Университета Нового Южного Уэльса в Канберре , Университета Эксетера и юридического колледжа Университета Небраски . [108] Как и в « Руководствах Сан-Ремо» и «Таллиннское руководство» , цель состоит в том, чтобы разъяснить закон, касающийся космического пространства.

В 2018 году два космических юриста — Кристофер Херси и Натан Джонсон — основали Фонд космического суда, образовательную некоммерческую корпорацию 501(c)(3), которая продвигает и поддерживает образование в области космического права и политики, а также верховенство закона. Фонд космического суда производит образовательные материалы и стипендии посредством управления двумя крупными проектами: Stellar Decisis и Юридической библиотекой космического суда. Фонд участвует в партнерских отношениях и сотрудничестве, которые помогают повысить осведомленность о космическом праве и о том, как могут быть разрешены споры в космосе, когда люди отправятся дальше от Земли в не столь отдаленном будущем. [109]

Международные усилия по информированию прогрессивного развития международного космического права

[ редактировать ]

Институт воздушного и космического права Макгилла возглавляет множество международных совместных проектов, призванных внести вклад в разъяснение международного космического права и продвижение глобального порядка, основанного на правилах. Одним из таких проектов, объявленных в 2017 году под руководством профессора Рама С. Джаху, является «Руководство Макгилла по международному праву, применимому к использованию космического пространства в военных целях» (проект MILAMOS), целью которого является разъяснение существующих норм международного права применительно к использованию космического пространства в военных целях. космического пространства. Проект MILAMOS направлен на то, чтобы внести свой вклад в «будущее, в котором вся космическая деятельность будет осуществляться в соответствии с международным, основанным на правилах глобальным порядком, не нарушая, а предпочтительно способствуя устойчивому использованию космического пространства на благо нынешнего и будущих поколений людей». все человечество». [110] Еще один международный совместный проект, объявленный в 2020 году и возглавляемый профессорами Рамом С. Джаху, Баяром Госвами и Куан-Веем (Дэвидом) Ченом, — это Энциклопедия международного космического права Макгилла (на сайте SpaceLawPedia.com), целью которой является «удовлетворение потребности за объективно курируемый онлайн-ресурс по ключевым вопросам международного космического права. Благодаря участию команды мировых практиков и ученых в области международного космического права и общего международного права, SpaceLawPedia стремится стать авторитетным источником экспертной информации. рассмотренный справочный материал для всех, кто практикует, проводит исследования или преподает международное космическое право». [111]

Для более глубокого осознания и понимания проблем, возникающих в результате продолжающейся борьбы за Луну, Фонд «Открытая Луна» работает с широким кругом профессионалов, чтобы открыто и ответственно найти подходы, позволяющие обнаруживать и решать проблемы. В рамках этой работы в рамках программы «Лунные диалоги» был выпущен «Справочник по лунной политике». [112] предложение по реестру лунной активности «Яркая Луна», [113] и программа подходов к сбору ресурсов под названием «Breaking Ground». [114]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Что такое космическое право?» . Юридическая карьера . Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  2. ^ «Космическое право» . Управление ООН по вопросам космического пространства . Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Габринович, Джоан Ирен (2004). «Космическое право: его истоки времен холодной войны и вызовы в эпоху глобализации» . Обзор права Саффолкского университета . 37 :1041.
  4. ^ Финч, Майкл Дж. (1986). «Ограниченное пространство: выделение геостационарной орбиты» . Северо-западный журнал международного права и бизнеса . 7 (4): 788–802.
  5. ^ Перейти обратно: а б Клейман, Мэтью Дж. (27 августа 2013 г.). «Космическое право 101: Введение в космическое право» . Американская ассоциация адвокатов . Архивировано из оригинала 4 декабря 2018 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  6. ^ «Спутник» . НАСА . Архивировано из оригинала 18 ноября 2004 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
  7. ^ Викраматунга, Роберт. «Договор о космосе» . Управление ООН по вопросам космического пространства . Архивировано из оригинала 8 сентября 2022 года . Проверено 4 декабря 2018 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Анри, Ивон (12 июня 2008 г.). «Процедуры распределения орбитального спектра, Механизм регистрации МСЭ» (PDF) . Международный союз электросвязи . Архивировано (PDF) из оригинала 17 декабря 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  9. ^ «Комитет по мирному использованию космического пространства и его подкомитеты» . Управление ООН по вопросам космического пространства . Архивировано из оригинала 2 сентября 2022 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Жак, Арну (15 сентября 2011 г.). Второй шанс Икара: основы и перспективы космической этики . Спрингер. ISBN  9783709107126 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 1 января 2019 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Горов, Стивен (1979). «Геостационарная орбита: вопросы права и политики». Американский журнал международного права . 73 (3): 444–461. дои : 10.2307/2201144 . JSTOR   2201144 . S2CID   147441593 .
  12. ^ Копал, В. Жизнь и деятельность профессора Владимира Мандла – пионера космического права. Новые перспективы космического права - материалы 53-го коллоквиума МИКП по космическому праву . Париж: Международный институт космического права, 2011 г., доступно онлайн по адресу http://www.iislweb.org/docs/NewPerspectivesonSpaceLaw.pdf . Архивировано 21 апреля 2021 г. в Wayback Machine. Немецкий текст книги Владимира Мандла доступен онлайн по адресу https://. www.law.csuohio.edu/sites/default/files/lawlibrary/mandldasweltraum-recht.pdf Архивировано 21 апреля 2021 г. в Wayback Machine. Английский перевод доступен онлайн по адресу https://ntrs.nasa.gov/api/citations/19850008388. /downloads/19850008388.pdf Архивировано 21 апреля 2021 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Хейли, Эндрю Г. (1963). Космическое право и правительство . Эпплтон-Сентьюри-Крофтс. стр. XII.
  14. ^ Предисловия к книге «Космическое право и правительство» были написаны Линдоном Б. Джонсоном , Карлом Альбертом и Джорджем П. Миллером . Книга была рецензирована Американским журналом истории права , Юридическим обзором Южной Калифорнии , Юридическим журналом Дьюка и Джорджтаунским юридическим журналом .
  15. ^ Перейти обратно: а б inesap.org. Архивировано 18 марта 2008 г. на сайте Wayback Machine. Мирное использование космического пространства и международное право.
  16. ^ Веб-сайт ООН. Резолюция ООН 1148 (XII). Архивировано 14 августа 2011 года в Wayback Machine.
  17. ^ Нагендра Сингх; Эдвард МакВинни (1989). Ядерное оружие и современное международное право . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 289. ИСБН  978-90-247-3637-9 . Архивировано из оригинала 27 августа 2023 года . Проверено 4 ноября 2016 г.
  18. ^ Веб-сайт ООН. Резолюция ООН 1348 (XIII). Архивировано 17 ноября 2015 г. в Wayback Machine.
  19. ^ «Комитет ООН по мирному использованию космического пространства» . Управление ООН по вопросам космического пространства. Архивировано из оригинала 14 июня 2006 года . Проверено 22 февраля 2010 г.
  20. ^ Эндрю Г. Хейли (1961) «Обзор юридических заключений по внеземной юрисдикции», в материалах одиннадцатого Международного астронавтического конгресса , Стокгольм, 1960, стр. 37–92, Springer ISBN   978-3-662-37770-3
  21. ^ Готлиб, А.Е. (1969). «Прямое спутниковое вещание: пример развития права космической связи». Канадский ежегодник международного права, 1969 год . 7 : 33–60. дои : 10.1017/S0069005800011826 . S2CID   169142288 .
  22. ^ «База данных договоров УВР ООН: Договор о частичном запрещении ядерных испытаний» . Управление ООН по вопросам разоружения . Архивировано из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 15 июля 2021 г.
  23. ^ «База данных договоров УНП ООН: Договор по космосу» . Управление ООН по вопросам разоружения . Архивировано из оригинала 25 июля 2021 года . Проверено 15 июля 2021 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с «Статус международных соглашений, касающихся деятельности в космическом пространстве» . Управление ООН по вопросам космического пространства . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 15 июля 2021 г.
  25. ^ «База данных договоров УНП ООН: Лунный договор» . Управление ООН по вопросам разоружения . Архивировано из оригинала 15 июля 2021 года . Проверено 15 июля 2021 г.
  26. ^ Соглашение о космической станции [ постоянная мертвая ссылка ]
  27. ^ «Космическое право и космические ресурсы» . Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 18 апреля 2011 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Управление ООН по вопросам космического пространства. «Договоры и принципы Организации Объединенных Наций по космическому праву» . unoosa.org . Архивировано из оригинала 20 декабря 2014 года . Проверено 23 февраля 2019 г.
  29. ^ Смит, Киона Н. (20 июля 2019 г.). «Как Аполлон-11 поднял флаг на Луне и что это значит сегодня» . Форбс . Архивировано из оригинала 16 сентября 2021 года . Проверено 16 сентября 2021 г.
  30. ^ «Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах» . Управление ООН по вопросам разоружения . 11 июля 1984 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2018 года . Проверено 23 февраля 2019 г.
  31. ^ «Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах» (PDF) . Управление ООН по вопросам космического пространства . 1979. Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2019 года.
  32. ^ «Состояние международных соглашений, касающихся деятельности в космическом пространстве, по состоянию на 1 января 2008 года» (PDF) . Договоры и принципы Организации Объединенных Наций по космосу и соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи . 2009. Архивировано (PDF) из оригинала 21 сентября 2018 года . Проверено 8 сентября 2018 г.
  33. ^ Листнер, Майкл (24 октября 2011 г.). «The Space Review: Лунный договор: провал международного права или ожидание в тени?» . www.thespacereview.com . Архивировано из оригинала 15 октября 2017 года . Проверено 23 февраля 2019 г.
  34. ^ «Управление ООН по вопросам космического пространства» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года.
  35. ^ Дворский, Георгий (9 марта 2018 г.). «Калифорнийский стартап обвинен в несанкционированном выводе спутников на орбиту: отчет [обновлено]» . gizmodo.com . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 года . Проверено 31 марта 2018 г.
  36. ^ «Космическое право» . Архивировано из оригинала 8 августа 2010 года . Проверено 18 апреля 2011 г.
  37. ^ Вонг, Кристина. «Рамсфелд по-прежнему выступает против Договора по морскому праву». Архивировано 19 января 2015 года в Wayback Machine The Washington Times , 14 июня 2012 года.
  38. ^ «Космическое право: Национальная база данных по космическому праву» . www.unoosa.org . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 29 января 2021 г.
  39. ^ Залесский, Эндрю (16 апреля 2018 г.). «Люксембург лидирует в гонке за триллион долларов за то, чтобы стать Силиконовой долиной добычи астероидов» . www.cnbc.com . Архивировано из оригинала 22 апреля 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
  40. ^ Кин, Джереми (26 июля 2018 г.). «Космос скоро станет намного более доступным и потенциально прибыльным» . Деловая неделя . Архивировано из оригинала 31 июля 2018 года . Проверено 31 июля 2018 г.
  41. Обзор космической деятельности Японии. Архивировано 24 ноября 2018 г. в Wayback Machine , 14 августа 2018 г.
  42. ^ Каустуб Шайлеш Бам, Ответственность по проекту закона о космической деятельности, 2017: анализ. Архивировано 14 февраля 2019 года в Wayback Machine , The Lex-Warrier: Online Law Journal (2018) 8, стр. 395–400, ISSN (O): 2319-8338.
  43. ^ Перейти обратно: а б Финч, Майкл Дж. «Ограниченное пространство: выделение геостационарной орбиты». Северо-Западный журнал международного права и бизнеса . 7:16 – через Scholarly Commons.
  44. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 27 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  45. ^ эс. «Геостационарная орбита. Правовые вопросы» . Европейское космическое агентство . Архивировано из оригинала 29 января 2012 года . Проверено 3 февраля 2008 г.
  46. ^ Томпсон, Дж. (1996) Пространство в аренду: Международный союз электросвязи, космическое право и аренда орбиты / спектра, Журнал воздушного права и торговли, 62, 279–311.
  47. ^ Дуррани, Харис (19 июля 2019 г.). «Является ли космический полет колониализмом?» . Нация . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 7 ноября 2021 г.
  48. ^ Янкович, Питер (2003). «Космическая этика и защита космической среды». Космическая политика . 19 (1): 47–52. Бибкод : 2003СпПол..19...47Вт . дои : 10.1016/S0265-9646(02)00064-4 .
  49. ^ Маутнер, Майкл Н. (2009). «Жизнецентрированная этика и будущее человечества в космосе» . Биоэтика . 23 (8): 433–440. дои : 10.1111/j.1467-8519.2008.00688.x . ПМИД   19077128 . S2CID   25203457 . Архивировано из оригинала 15 июня 2020 года . Проверено 16 августа 2019 г.
  50. ^ Госвами, Баяр (2018). Теоретизирование космического экологического закона . Университет Макгилла. Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 29 января 2021 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б Раммель, Джон Д. (27 февраля 2001 г.). «Исследование планет во времена астробиологии: защита от биологического загрязнения» . Труды Национальной академии наук . 98 (5): 2128–2131. дои : 10.1073/pnas.061021398 . ISSN   1091-6490 . ПМК   33387 . ПМИД   11226203 .
  52. ^ Перейти обратно: а б Лоуренс, Энди; Ролз, Мередит Л.; Джа, Мориба; Боли, Аарон; Ди Вруно, Федерико; Гаррингтон, Саймон; Крамер, Майкл; Лоулер, Саманта; Ловенталь, Джеймс; Макдауэлл, Джонатан; МакКогрин, Марк (апрель 2022 г.). «Дело в пользу космической экологии». Природная астрономия . 6 (4): 428–435. arXiv : 2204.10025 . Бибкод : 2022NatAs...6..428L . дои : 10.1038/s41550-022-01655-6 . ISSN   2397-3366 . S2CID   248300127 .
  53. ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Эндрю П.; Ротола, Джулиана (2021). «Обеспечение согласованности политики в области борьбы с космическим мусором и астрономией со стороны спутниковых группировок» (на немецком языке) . Проверено 22 марта 2022 г.
  54. ^ «Орбитальное пространство вокруг Земли должно быть защищено на фоне появления спутников, говорят ученые» . Хранитель . 22 апреля 2022 г. Проверено 13 мая 2022 г.
  55. ^ «Без устойчивой практики орбитальный мусор будет препятствовать золотой лихорадке в космосе» . ТехКранч . 2 марта 2022 г. Проверено 22 марта 2022 г.
  56. ^ «Космический туризм от таких компаний, как SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin, может свести на нет работу по восстановлению озонового слоя, показывают исследования» . Небесные новости . Архивировано из оригинала 19 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
  57. ^ Райан, Роберт Г.; Марэ, Элоиза А.; Балхачет, Хлоя Дж.; Истэм, Себастьян Д. (июнь 2022 г.). «Влияние запуска ракет и выбросов загрязнителей воздуха из космического мусора на стратосферный озон и глобальный климат» . Будущее Земли . 10 (6): e2021EF002612. Бибкод : 2022EaFut..1002612R . дои : 10.1029/2021EF002612 . ISSN   2328-4277 . ПМЦ   9287058 . ПМИД   35865359 .
  58. ^ Гусенсен, Мартейн (2020). «Космический суверенитет: будущая международная политика населенных территорий среди звезд». Электронный журнал ССРН . Эльзевир Б.В. дои : 10.2139/ssrn.3634529 . ISSN   1556-5068 .
  59. ^ «Лунные законы могут защитить Луну от человечества» . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Харис Дуррани (19 июля 2019 г.). «Является ли космический полет колониализмом?» . Нация . Проверено 2 октября 2020 г. .
  61. ^ Перейти обратно: а б Александр Лок (6 июня 2015 г.). «Космос: последний рубеж» . Британская библиотека — блог средневековых рукописей . Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 года . Проверено 2 ноября 2020 г.
  62. ^ Алан Маршалл (февраль 1995 г.). «Развитие и империализм в космосе» . Космическая политика . 11 (1): 41–52. Бибкод : 1995СпПол..11...41М . дои : 10.1016/0265-9646(95)93233-Б . Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 28 июня 2020 г.
  63. ^ Ван Эйк, Кристиан (2022). «Восстановление неба: доля третьего мира в орбитальном сообществе» . Воздушное и космическое право . 47 (1): 25–44. дои : 10.54648/aila2022002 . ССНР   3909536 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2022 года . Проверено 13 февраля 2022 г.
  64. ^ Габриэль Корниш (22 июля 2019 г.). «Как империализм сформировал гонку на Луну» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 19 сентября 2019 г.
  65. ^ Нилсон, Хилдинг; Чиркович, Елена (2021). «Рассказы об освоении космоса» . Фёлькеррехтсблог . дои : 10.17176/20210728-135715-0 . Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
  66. ^ Кейт А. Спенсер (8 октября 2017 г.). «Против Марса-а-Лаго: почему план колонизации Марса SpaceX должен вас напугать» . Салон.com . Архивировано из оригинала 19 сентября 2019 года . Проверено 20 сентября 2019 г.
  67. ^ Тревино, Натали (30 октября 2020 г.). «Космос не закончен» (кандидатская диссертация). Университет Западного Онтарио. Архивировано из оригинала 9 ноября 2021 года . Проверено 5 июня 2022 г.
  68. ^ Зулейка Зеваллос (26 марта 2015 г.). «Переосмысление повествования о колонизации Марса» . Другой социолог . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года . Проверено 20 сентября 2019 г.
  69. ^ Кейт А. Спенсер (2 мая 2017 г.). «Сохраним Красную планету красной» . Якобинец . Архивировано из оригинала 3 ноября 2019 года . Проверено 20 сентября 2019 г.
  70. ^ Бартельс, Меган (25 мая 2018 г.). «Люди призывают к движению за деколонизацию космоса — и вот почему» . Newsweek . Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года . Проверено 9 ноября 2021 г.
  71. ^ Патрик, сентябрь/октябрь 2021 г., Стюарт М. (24 августа 2021 г.). «Темные небеса: космическая экспансия, планетарная геополитика и конец человечества» . Иностранные дела . Проверено 26 мая 2022 г. {{cite magazine}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  72. ^ Понс, Уолтер (1960). Открыто ли для нас небо? . Краускопф.
  73. ^ Фриланд, Стивен. «Вверх, вверх... и обратно: появление космического туризма и его влияние на международное космическое право» . Чикагский журнал международного права . Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года . Проверено 5 декабря 2018 г. - через HeinOnline.
  74. ^ Чиркович, Елена (2021). «Земная система, гидросфера и космическое пространство: космоправовые подходы» . Фёлькеррехтсблог . дои : 10.17176/20210209-115619-0 . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
  75. ^ Файхтнер, Изабель (июнь 2019 г.). «Добыча полезных ископаемых для человечества в глубоководном море и космическом пространстве: роль малых государств и международного права в экстерриториальном расширении добычи» . Лейденский журнал международного права . 32 (2): 255–274. дои : 10.1017/S0922156519000013 . ISSN   0922-1565 . S2CID   151217679 . Архивировано из оригинала 27 августа 2023 года . Проверено 5 июня 2022 г.
  76. ^ Перейти обратно: а б Биллингс, Л. (2006) На Луну, Марс и за его пределы: культура, право и этика в космических обществах, Бюллетень науки, технологий и общества, 26 (5), 430–437.
  77. ^ Ли, К. (1994) Трепет и смирение: внутренняя ценность природы - за пределами приземленной экологической этики, в: Аттфилд, Р. и Белси, А. Философия и природная среда, Кембридж: Cambridge University Press, 89–101.
  78. ^ Фонтан, Л. (2003). Создание импульса в космосе: прекращение паралича, вызванного доктриной « общего наследия человечества », Connecticut Law Review , 35 (4), 1753–1787.
  79. ^ Поп, Виргилиу (2009). Кому принадлежит Луна?: Внеземные аспекты владения землей и минеральными ресурсами . Библиотека космических правил. Спрингер . ISBN  978-1-4020-9134-6 .
  80. ^ Дэвид, Леонард (30 августа 2013 г.). «Действительно ли законен план НАСА по захвату астероида?» . Space.com . Архивировано из оригинала 25 января 2015 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
  81. ^ «Инициатива Люксембурга по космическим ресурсам» . 3 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2016 г. . Проверено 3 ноября 2016 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б с Рис, Мартин (30 апреля 2022 г.). «Могут ли космические миллиардеры стать авангардом космической революции? | Мартин Рис» . Хранитель . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
  83. ^ Перейти обратно: а б с Дик, Стивен Дж. «Астроэтика и космоцентризм» . Сеть блогов Scientific American . Архивировано из оригинала 4 июля 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
  84. ^ Чиркович, Елена (март 2021 г.). «Следующее поколение международного права: космос, лед и космоправовое предложение» . Немецкий юридический журнал . 22 (2): 147–167. дои : 10.1017/glj.2021.4 . ISSN   2071-8322 . S2CID   225004719 .
  85. ^ «Декларация прав Луны» . Австралийский альянс законов о земле. 11 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 10 мая 2021 г.
  86. ^ Теппер, Эйтан; Уайтхед, Кристофер (1 декабря 2018 г.). «Moon, Inc.: Новозеландская модель предоставления правосубъектности природным ресурсам применительно к космосу» . Новое пространство . 6 (4): 288–298. Бибкод : 2018NewSp...6..288T . дои : 10.1089/space.2018.0025 . ISSN   2168-0256 . S2CID   158616075 . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 30 июля 2022 г.
  87. ^ Эванс, Кейт (20 июля 2021 г.). «Слушайте! Слушайте! Декларация прав Луны» . Эос . Архивировано из оригинала 6 февраля 2022 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
  88. ^ «Протокол между Правительством Канады и Правительством Союза Советских Социалистических Республик, подписанный 2 апреля 1981 года» . Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 5 января 2022 г.
  89. ^ «10-летний юбилей правил PCA по космосу: неудавшаяся миссия или следующее поколение? Арбитражный блог Kluwer» . 16 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 5 января 2022 г.
  90. ^ «Дело ППТС № 2013-09» . Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 5 января 2022 г.
  91. ^ «Дело ППТС № 2014-10» . Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 5 января 2022 г.
  92. ^ «ООН снова пытается заключить мирный договор по космосу» . ВостокМоджо . 15 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 23 октября 2022 г.
  93. ^ «Об Институте воздушного и космического права» . Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 23 августа 2016 г. .
  94. ^ «Программа по воздушному и космическому праву | Юридический факультет | Оле Мисс» . Архивировано из оригинала 25 января 2013 года . Проверено 18 июля 2018 г.
  95. ^ «О космическом, кибер- и телекоммуникационном праве и нашей истории | Юридический колледж Небраски» . Law.unl.edu . Архивировано из оригинала 19 декабря 2022 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
  96. ^ «Программа магистра права (LL.M.) в области воздушного и космического права | Юридический факультет Университета Миссисипи» . Архивировано из оригинала 25 января 2013 года.
  97. ^ «Космическая одиссея Сандерлендского университета» . Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 18 апреля 2011 г.
  98. ^ «Космическое, кибер- и телекоммуникационное право | Университет Небраски-Линкольна» . Spaceandtelecomlaw.unl.edu. Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  99. ^ «Партнеры М2 по космическому праву и телекоммуникационному праву и IDEST – IDEST – Институт космического и телекоммуникационного права» . Idest-paris.org. Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  100. ^ Пи Джей Блаунт. «Общество нового космического права | Res Communis» . Rescommunis.olemiss.edu. Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 12 марта 2013 г.
  101. ^ «Мэриленд: Бизнес космической науки» (PDF) . www.choosemaryland.org . Май 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2014 г. . Проверено 11 января 2013 г.
  102. ^ «Космическое право ВКЛ» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2015 года . Проверено 22 февраля 2016 г.
  103. ^ Джонатон Х. Фолья. «Памела Л. Мередит» . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 22 февраля 2016 г.
  104. ^ «Руководство по международному праву, применимому к использованию космического пространства в военных целях» . Руководство по международному праву, применимому к использованию космического пространства в военных целях . Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 2 сентября 2019 г.
  105. ^ «Руководство Вумеры | Университет Аделаиды» . Law.adelaide.edu.au . Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 2 сентября 2019 г.
  106. ^ «Проект Руководства Вумеры | Юридический колледж Небраски» . Law.unl.edu . Архивировано из оригинала 19 декабря 2022 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
  107. ^ «Фонд космического суда сейчас заседает» . Вселенная сегодня . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 20 октября 2020 г.
  108. ^ «Руководство по международному праву, применимому к использованию космического пространства в военных целях» . Руководство по международному праву, применимому к использованию космического пространства в военных целях . Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 29 января 2021 г.
  109. ^ Джаху, Рам С. «Энциклопедия международного космического права Макгилла» . Энциклопедия международного космического права Макгилла . Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 29 января 2021 г.
  110. ^ «РУКОВОДСТВО ПО ЛУННОЙ ПОЛИТИКЕ» . ☾ Лунные диалоги . Архивировано из оригинала 12 июля 2023 года . Проверено 12 июля 2023 г.
  111. ^ «Видео о запуске мероприятия: Яркая Луна — создание глобального реестра лунной активности 23 апреля» . Открытый Лунный Фонд . 6 июля 2023 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2023 года . Проверено 12 июля 2023 г.
  112. ^ «Прорыв • Новаторские режимы использования ресурсов на Луне» . Прорыв земли . Архивировано из оригинала 12 июля 2023 года . Проверено 12 июля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f41cce9af760d604b08716dee4101db__1721066880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/db/7f41cce9af760d604b08716dee4101db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)