Jump to content

Права природы

(Перенаправлено с «Права природы »)

Права природы или права Земли — это юридическая и юридическая теория, которая описывает неотъемлемые права, связанные с экосистемами и видами, аналогично концепции фундаментальных прав человека . Концепция прав природы бросает вызов законам двадцатого века, которые в целом основаны на ошибочной концепции природы как «ресурса», которым можно владеть, использовать и деградировать. Сторонники утверждают, что законы, основанные на правах природы, побуждают человечество действовать соответствующим образом и в соответствии с современной системной наукой, которая демонстрирует, что люди и мир природы фундаментально взаимосвязаны.

Эта школа мысли опирается на две основные линии рассуждений. Во-первых, поскольку признание прав человека частично основано на философской вере в то, что эти права вытекают из собственного существования человечества, логично, что и неотъемлемые права мира природы возникают из его собственного существования. Второй, более прагматичный аргумент утверждает, что выживание людей зависит от здоровых экосистем, и поэтому защита прав природы, в свою очередь, способствует улучшению прав человека и благосостояния.

С точки зрения прав природы большинство экологических законов двадцатого века основаны на устаревшей концепции, согласно которой природа состоит из отдельных и независимых частей, а не из компонентов более крупного целого. Более серьезная критика заключается в том, что эти законы, как правило, подчиняются экономическим интересам и направлены на реагирование и лишь частичное смягчение деградации, вызванной экономикой, а не на то, чтобы сделать право природы на процветание основной целью этих законов. Эта критика существующих экологических законов является важным компонентом такой тактики, как судебные разбирательства по вопросам изменения климата , целью которых является принуждение общества к действиям по смягчению последствий изменения климата .

По состоянию на июнь 2021 года законы о правах природы существуют на местном и национальном уровнях в 39 странах, включая десятки городов и округов США. Они принимают форму конституционных положений, договорных соглашений, статутов, местных постановлений и судебных решений. Во Флориде ищут конституционное положение штата. [1]

Основные принципы

[ редактировать ]

Сторонники прав природы утверждают, что так же, как права человека все чаще признаются в законе, права природы должны быть признаны и включены в человеческую этику и законы. [2] Это утверждение подкреплено двумя аргументами: та же самая этика, которая оправдывает права человека, также оправдывает права природы, и что собственное выживание людей зависит от здоровых экосистем. [3] [4] [5]

Томас Берри - историк культуры США, который представил правовую концепцию земной юриспруденции и предположил, что законы общества должны вытекать из законов природы, объясняя, что «вселенная - это сообщество субъектов, а не совокупность объектов». [6] [7] [8]

Во-первых, утверждается, что если неотъемлемые права человека возникают из человеческого существования, то также логично, что неотъемлемые права мира природы возникают из его собственного существования. [9] Права человека и связанные с ними обязанности по защите этих прав со временем расширились. [4] [10] В частности, принятие Организацией Объединенных Наций в 1948 году Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), которая официально закрепила признание широких категорий неотъемлемых прав человека. Составители Всеобщей декларации прав человека заявили, что, по их мнению, концепция основных прав человека возникла не из «решения мирской власти, а, скорее, из факта существования». [11]

После этого некоторые ученые утверждали, что, поскольку основные права человека вытекают из собственного существования людей, права природы аналогичным образом возникают из аналогичного существования природы, и поэтому правовые системы людей должны продолжать расширяться, чтобы признавать права природы. [2] [3] [12]

Некоторые известные сторонники этого подхода включают историка культуры США Томаса Берри , [7] [8] Южноафриканский адвокат Кормак Каллинан , индийский физик и эко-социальный защитник Вандана Шива и канадский профессор права и специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде Дэвид Р. Бойд . [13] [14] [15]

Вандана Шива - индийский ученый и активист, написавшая много статей о земной юриспруденции и земной демократии, которую она описывает как основанную на «местных сообществах, организованных на принципах инклюзивности, разнообразия, экологической и социальной ответственности». [12] [13]

Томас Берри представил концепцию философии и этики права, называемую земной юриспруденцией , которая определяет законы Земли как первичные и обосновывает, что, следовательно, все в силу факта своего существования имеет неотъемлемое право на существование и развитие. [6] [7] [8] Земная юриспруденция получает все большее признание и пропагандируется во всем мире учеными-юристами, Организацией Объединенных Наций, законодателями, философами, экономистами-экологами и другими экспертами как основа для управления, ориентированного на Землю, включая законы и экономические системы, которые защищают фундаментальные права природы. [13]

Во-вторых, поддержка прав природы также поддерживается утилитарным аргументом о том, что человечество может процветать в долгосрочной перспективе, только приняв интегрированное сосуществование людей с миром природы. [16] Берри отметил, что концепция благополучия человека, основанная на природных системах, не имеющих фундаментального права на существование, по своей сути нелогична. [3] и что, защищая права природы, люди преследуют свои собственные интересы. [14] [15]

Юридическая и философская концепция прав природы предлагает переход от понимания природы как собственности или ресурса к природе как взаимосвязанному партнеру сообщества Земли. Эта школа мысли стремится следовать тому же пути, по которому шли правозащитные движения, где поначалу признание прав бесправных казалось «немыслимым», но позже превратилось в широко поддерживаемое мировоззрение. [4]

Кристофер Стоун, профессор права в Университете Южной Калифорнии, много писал на эту тему в своем плодотворном эссе «Должны ли деревья стоять», на которое цитируется несогласие Верховного суда США в деле Сьерра-Клуб против Мортона за позицию, согласно которой «экологические проблемы должна быть предложена самой [природой]». [а] [5] [17] По описанию Стоуна и других, права человека со временем все чаще «обнаруживаются» и объявляются «самоочевидными», как в Декларации независимости США , даже там, где их по существу не существует в законе. [4] [5] Успехи прошлых и нынешних движений за права человека дают уроки нынешнему движению по расширению круга земного сообщества, включив в него природные системы и популяции видов в качестве субъектов, обладающих правами. [10] [18]

Основы и развитие

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Сторонники перехода к более экологически безопасной правовой системе утверждают, что существующие правовые и экономические системы терпят неудачу, потому что они рассматривают природу как собственность, которая может быть унижена ради прибыли и человеческих желаний. [3] [19] [20] Они отмечают, что восприятие природы как прежде всего экономического ресурса уже привело к настолько значительной деградации некоторых экосистем и видов, что теперь видные эксперты в области политики изучают стратегии «сортировки исчезающих видов», чтобы решить, какие виды будут отпущены, а не пересматривать их. экономика, ведущая к деградации. [21] [22] Хотя экологические законы двадцатого и двадцать первого веков действительно обеспечивают определенный уровень защиты экосистем и видов, утверждается, что такая защита не может остановить, не говоря уже о том, чтобы повернуть вспять, общее ухудшение состояния окружающей среды, поскольку природа по определению подчинена антропогенным и экономическим интересам. а не биоцентрическое благополучие. [2] [23] [24]

Сторонники прав природы утверждают, что пересмотр действующего экологического законодательства с точки зрения прав природы демонстрирует ограничения существующих правовых систем. Например, Закон США об исчезающих видах отдает приоритет защите существующих экономических интересов, активируя его только тогда, когда популяции видов находятся на грани исчезновения. [22] Напротив, «Закон о здоровых видах» будет уделять приоритетное внимание достижению процветающих популяций видов и способствовать созданию экономических систем, способствующих сохранению видов. [22]

Европейского Союза Еще один пример: Рамочная водная директива 2000 года, «широко признанная на сегодняшний день как наиболее существенная и амбициозная часть европейского экологического законодательства». [25] опирается на цель «хорошего статуса» всех вод ЕС, что включает рассмотрение необходимых «экологических потоков». [26] Однако спустя десятилетия после принятия Директивы, несмотря на научные достижения в определении взаимосвязей потока и экологии, в ЕС не осталось ни определения «экологического потока», ни общего понимания того, как его следует рассчитывать. [25] [26] Структура прав природы будет признавать не только существующее право человека на воду для удовлетворения основных потребностей, но также будет признавать права водных путей на адекватные, своевременные и чистые потоки воды и соответствующим образом определять такие основные экологические потребности в потоках. [27]

Основополагающая наука и этика

[ редактировать ]

Современные законы об охране окружающей среды начали возникать в 1960-х годах на основе основополагающей точки зрения на то, что окружающая среда лучше всего управляется отдельными частями. [28] Например, законы США, такие как Закон о чистой воде, Закон о чистом воздухе, Закон об исчезающих видах, Закон о защите морских млекопитающих и многие другие, начали приниматься в начале 1970-х годов для рассмотрения различных элементов мира природы отдельно от других элементов. . Некоторые законы, такие как Закон США о национальной экологической политике , призывают к более целостному анализу предлагаемых инфраструктурных проектов и требуют раскрытия ожидаемого негативного воздействия на окружающую среду. Однако это не требовало принятия мер по устранению этих последствий для обеспечения здоровья экосистем и видов. [22]

Эти законы отражали науку того времени, основанную на редукционистском анализе мира природы; современное, системное понимание мира природы и интегрированного места человека в нем все еще находилось в стадии развития. [29] Первый крупный учебник по экологической науке, в котором мир природы описывался как система, а не совокупность различных частей, был написан только в 1983 году. [29] [30] Гипотеза Геи , предлагающая научное видение мира как саморегулирующейся сложной системы, впервые возникла в 1970-х годах. [31] Системная динамика аналогичным образом начала развиваться от бизнес-ориентации к социально-экономическим и природным системам, начиная с 1970-х годов. [32] С тех пор научные дисциплины сближаются и развиваются в рамках концепции, согласно которой люди живут в динамичном мире, основанном на взаимоотношениях, который «отрицает возможность изоляции». [33] [29]

В то время как наука в конце двадцатого века перешла к системному подходу, описывая природные системы и человеческие популяции как фундаментально взаимосвязанные на общей планете, [16] экологические законы, как правило, не развивались вместе с этим сдвигом. Редукционистские экологические законы США, принятые в начале 1970-х годов, остались в основном неизменными, а другие национальные и международные режимы экологического права также не смогли охватить современную науку о системах. [2]

Лингвист и ученый девятнадцатого века Эдвард Пейсон Эванс , один из первых теоретиков прав природы и автор «первого обширного американского заявления (...) экологической этики », [5] писал, что каждый человек «действительно является частью и продуктом Природы, как и любое другое животное, и [] попытка поместить его в изолированную точку вне ее является философски ложной и морально пагубной». [34] [35] [5]

Томас Берри предположил, что законы общества должны вытекать из законов природы, объяснив, что «вселенная — это сообщество субъектов, а не совокупность объектов». [6] С научной точки зрения, согласно которой вся жизнь возникла из контекста Вселенной, Берри предложил этическую точку зрения, согласно которой ошибочно рассматривать людей как единственных субъектов Вселенной, а все остальные существа - просто совокупность объектов, которыми можно владеть и пользоваться. Скорее, рассмотрение жизни как сети отношений, восходящей к общему происхождению, наделяет всех статусом субъекта, включая неотъемлемые права, связанные с этим статусом. Законы, основанные на признании внутренней моральной ценности мира природы, создают новый социальный моральный компас, который более эффективно направляет взаимодействие общества с миром природы на благо всех. [36] [37]

Альдо Леопольд - ученый и лесник, который выступал за «рассматривать землю как сообщество, к которому мы принадлежим», а не как «принадлежащий нам товар» (фотография 1946 года). [10] [5] [а]

В число ученых, которые аналогичным образом выступали в поддержку расширенного морального развития и этических обязательств человека, входят натуралист Джон Мьюир и ученый и лесник Альдо Леопольд . Леопольд заявил, что «[когда] мы рассматриваем землю как сообщество, к которому мы принадлежим», а не как «товар, принадлежащий нам», мы можем «начать использовать ее с любовью и уважением». Леопольд предложил руководство по реализации своей позиции, заявив, что «что-то правильно, когда оно направлено на сохранение целостности, стабильности и красоты биотического сообщества. Оно неправильно, когда оно имеет тенденцию к иному». [10] [5] [а] Берри аналогичным образом заметил, что «все, что сохраняет и улучшает этот луг в естественных циклах его трансформации, хорошо; то, что противостоит этому лугу или отрицает его, нехорошо». [38] [5] Врач и философ Альберт Швейцер определил правильные действия как действия, которые признают уважение к жизни и «волю к жизни». [39] [5]

Результат научных и этических достижений в области природных систем и видов представляет собой предлагаемую новую основу для правовых и управленческих систем, основанную на этике и языке, которые направляют поведение в сторону от экологических и социальных практик, которые игнорируют или минимизируют взаимосвязи между человеком и природой. [40] Судебные решения, включая примеры в Эквадоре, Колумбии и Индии, основывались на этих научных разработках при признании, интерпретации и наполнении законных прав природы. [41] Вместо видения просто « устойчивого развития », которое отражает структуру природы, сохраняемую в качестве экономического сырья, ученые, поддерживающие права природы, предполагают, что общество начинает рассматривать такие видения, как «процветающие сообщества», где «сообщества» включают природу как полноценный субъект, а не просто объект, который будет использоваться. [42] [43]

В то время как некоторые законы о правах природы предоставляют права на природу без каких-либо обязанностей , другие рассматривают природу как юридическое лицо с правами, а также обязанностями и юридической ответственностью . [41]

Общие корни с мировоззрением коренных народов

[ редактировать ]

Этической и философской основой правовой теории и движения за права природы является мировоззрение уважения к природе, в отличие от мировоззрения «господства над природой», которое лежит в основе концепции природы как объекта и собственности. Профессор права коренных народов Джон Борроуз заметил, что «[в рамках] правовых традиций коренных народов истории сотворения... дают указания о том, как жить с миром», а не жить в противоречии с ним. [44] Международная Декларация коренных народов 2012 года установила, что современные законы разрушают землю, потому что они не уважают «естественный порядок творения». [45] В Декларации отмечалось, что у людей «есть свое место и свои обязанности в священном порядке Творения». [45] и получать выгоду от «поддержания радости, когда все происходит в гармонии с Землей и со всей жизнью, которую она создает и поддерживает». [45]

Мировоззрение коренных народов соответствует законам о природных правах и ускорило их развитие, в том числе в Эквадоре и Боливии. [46] [47] [48] Эквадор внес поправки в свою конституцию в 2008 году, чтобы признать права природы в свете осознанной необходимости лучше защищать и уважать Пачамаму — термин, который объединяет как физические, так и духовные аспекты мира природы. [13] Боливия аналогичным образом внесла поправки в свою конституцию и приняла законы о правах природы, чтобы отразить традиционное уважение коренных народов к Пачамаме и мировоззрение природных систем и людей как частей одной семьи. [49]

Профессор права Новой Зеландии Кэтрин Йорнс Магалланес заметила, что традиционные мировоззрения коренных народов воплощают в себе настолько глубокую связь с природой, что природа рассматривается как живой предок. Из этого мировоззрения вытекают обязанности защищать природу, как это делает член семьи, а также потребность в правовой структуре, которая отражала бы первичную структуру ответственности перед миром природы как перед родственниками. [50]

Однако некоторые ученые назвали аспекты прав коренных народов мифом, а некоторые утверждали, что односторонняя реализация прав природы может нанести ущерб общинам коренных народов. [51] [52] [53] [54] [55] [56]

Общие корни с мировыми религиями

[ редактировать ]

Многие другие религиозные и духовные традиции мира предлагают идеи, соответствующие мировоззрению прав природы. [57] Восточные религиозно-философские традиции охватывают целостную концепцию духовности, включающую Землю. Китайский даосизм и неоконфуцианство , а также японский буддизм учат, что мир представляет собой динамическое силовое поле энергий, известных как буссё ( природа Будды или ци ), материальная сила, которая течет через людей, природу и вселенную. одиннадцатого века неоконфуцианства Как объяснил пионер Чжан Цзай , «то, что простирается по всей вселенной, я считаю своим телом, а то, что управляет вселенной, я считаю своей природой». [58]

И в индуизме , и в буддизме карма («действие» или «декларация» на санскрите ) отражает реальность сетевых взаимосвязей человечества с Землей и Вселенной. [16] Буддийские концепции «взаимозависимого возникновения» также утверждают, что все явления тесно связаны. Махаяны » в буддизме « Сеть Индры символизирует вселенную бесконечно повторяющихся взаимоотношений, в которой ни одна вещь не доминирует. [59] [16]

Западные религиозные и философские традиции также признают контекст Земли и Вселенной в обеспечении духовного руководства. От неолита до бронзового века общества « Старой Европы » почитали многочисленных женских божеств как воплощений Матери-Земли. [29] В ранней Греции богине земли Гее поклонялись как верховному божеству. [60] В «Филебе» и «Тимее» Платон утверждал , что «мир действительно представляет собой живое существо, наделенное душой и разумом (...) единое видимое живое существо, содержащее все другие живые существа, которые по своей природе все родственны». [61] [62] Средневековый богослов Св. Фома Аквинский позже писал о месте человека не в центре бытия, а как части единого целого, первичным из которого является Вселенная, заявляя, что «Порядок Вселенной — это высшее и благороднейшее совершенство в мире». вещи." [3] [63]

Совсем недавно Папа Бенедикт XVI , глава Католической церкви , отметил, что «послушание голосу Земли важнее для нашего будущего счастья... чем желания момента. Наша Земля разговаривает с нами». и мы должны прислушаться к нему и расшифровать его послание, если хотим выжить». [64] Его преемник, Папа Франциск , особенно активно высказывался об отношениях человечества с Землей. [65] [66] описывающее, как люди должны изменить свои текущие действия в свете того факта, что «настоящее «право на окружающую среду» действительно существует». [67] Он предостерег против нынешнего пути человечества, заявив, что «самые глубокие корни наших нынешних неудач» лежат в направлении и значении экономического роста, а также в всеобъемлющем правлении «обожествленного рынка». [65] [68] [66]

Коран , главный авторитет ислама во всех вопросах индивидуальной и общественной жизни, отражает то , что «все творение восхваляет Бога самим своим бытием». [69] Ученые описывают «конечную цель шариата » [70] как «всеобщее общее благо, благополучие всего творения», [70] и заметьте, что «ни одно существо, настоящее или будущее, не может быть исключено из рассмотрения при принятии решения о образе действий». [70]

Объединив традиции Запада и коренных народов, архиепископ Десмонд Туту говорил об « Убунту », африканской этической концепции, которая примерно переводится как «Я существую, потому что вы есть», отмечая, что: «Убунту говорит, в частности, о том факте, что вы не можете существовать как человеческое существо в изоляции. Это говорит о нашей взаимосвязанности... Мы слишком часто думаем о себе как о людях, отделенных друг от друга, тогда как вы связаны, и то, что вы делаете, влияет на весь мир». [71] [72]

Общие корни с правами человека

[ редактировать ]

Права человека развивались на протяжении веков, и наиболее заметным результатом стало принятие Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) Организацией Объединенных Наций в 1948 году. Ключом к развитию этих прав являются концепции естественных прав и прав человека. исходящие из существования человечества. [5]

Родерик Фрейзер Нэш, профессор истории и экологических исследований Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, проследил историю прав на виды и мир природы с момента появления в Великой хартии вольностей XIII века концепции « естественных прав », лежащей в основе современный дискурс о правах. [5]

Питер Бёрдон, профессор юридического факультета Университета Аделаиды и ученый в области земной юриспруденции, расширил анализ Нэша, предложив, что английского философа и врача XVII века Джона Локка преобразующий тезис о естественных правах привел к американской революции через концепцию, согласно которой Британская монархия отказывала колонистам в их естественных правах. [73] Опираясь на эту концепцию, президент США, адвокат и философ Томас Джефферсон утверждал, что «законы природы и Бога природы» раскрывают «самоочевидные» истины о том, что «все люди созданы равными» в обладании «определенными неотъемлемыми правами». , особенно «жизнь, свобода и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года позже признала также «естественные, неотъемлемые и священные права человека», добавив, что «конечная цель каждого политического института — сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека». ." [73] [5]

Расширение прав продолжилось и на животных: английский философ и теоретик права XVIII-XIX веков Джереми Бентам утверждал, что «может наступить день, когда остальная часть животных сможет обрести те права, которые никогда не могли быть отняты у них, кроме как рука тирании». [74] [73] Лингвист и ученый девятнадцатого века Эдвард Пейсон Эванс заметил, что: [35] [5]

Прослеживая историю эволюции этики, мы обнаруживаем, что признание взаимных прав и обязанностей сначала ограничивалось членами одной и той же орды или племени, затем распространялось на поклонников одних и тех же богов и постепенно расширялось, включив в себя всех цивилизованной нации, пока, наконец, все человеческие расы, по крайней мере теоретически, не будут восприниматься как объединенные общими узами братства и доброжелательной симпатии, которые теперь медленно расширяются, охватывая не только высшие виды животных, но и каждое чувствительное воплощение. органической жизни. [35] [5]

Принятие в 1948 году Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) Организацией Объединенных Наций стало еще одной вехой, подкрепленной верой в то, что основные права человека возникают из «факта существования». [11] [3] Движение за права природы основывалось на этом убеждении, утверждая, что если «существование» является определяющим условием для фундаментальных прав, то это определяющее условие не может ограничиваться правами только одной формы существования и что все формы существования должны пользоваться фундаментальные права. [5] Например, земельная этика Альдо Леопольда прямо признавала «право природы на дальнейшее существование». [10] и стремился «изменить роль Homo sapiens с завоевателя сухопутного сообщества на простого его члена и гражданина». [10]

Сторонники прав природы также утверждают, что от отмены рабства до предоставления права голоса женщинам , движения за гражданские права и признания других фундаментальных прав общества продолжали расширять права параллельно с растущее признание моральной ценности потенциальных новых правообладателей. [4] [75] И что это расширение круга сообщества должно продолжать расти, чтобы охватить мир природы, [10] [76] эта позиция получила все большее признание в конце двадцатого и начале двадцать первого века. [77] [76] [78]

Сторонники предполагают, что права, возникающие в результате существования в природе, не предоставляют права человека всем существам, а скорее предоставляют уникальные права различным видам существ. Томас Берри выдвинул теорию о том, что права «видоспецифичны и ограничены»; то есть «реки имеют права рек», «птицы имеют права птиц» и «люди имеют права человека». По его мнению, разница «качественная, а не количественная». [6] [4]

Если расширить эту точку зрения, общие этические и моральные основы прав человека и прав природы порождают концепцию «совместного нарушения» прав, определяемую как «ситуацию, в которой правительства, отрасли или другие лица нарушают как права природа и права человека, включая права коренных народов, с одинаковыми действиями». [79] [80] Например, в эквадорской Амазонке загрязнение в результате буровых работ компании Texaco (ныне Chevron ) в период с 1967 по 1992 год привело к эпидемии врожденных дефектов, выкидышам и примерно 1400 смертям от рака, что особенно разрушительно для коренных общин. Эти операции также привели к вырубке более миллиона акров леса и загрязнению местных водных путей 18 миллиардами галлонов токсичных сточных вод и загрязняющих веществ, что нанесло серьезный ущерб некогда нетронутым тропическим лесам с необычайным биоразнообразием. [79] [81] Утверждая, что одни и те же действия человека, которые привели к таким последствиям, нарушили фундаментальные права как людей, так и природных систем, утверждается, что этические и правовые теории, признающие оба набора прав, будут лучше направлять человеческое поведение, признавая и уважая взаимосвязанные отношения людей с каждым из них. другое и мир природы. [82]

Как и в случае с признанием прав человека, ученые-юристы считают, что признание прав природы меняет структуру человеческих законов и практики. [18] [83] Профессор права Гарвардского университета Лоуренс Трайб далее предположил, что «решение отдать природе братскую, а не эксплуатируемую роль... вполне может сделать нас отличными людьми от манипуляторов и поработителей, которыми мы рискуем стать». [84] [85]

События 20-го и 21-го веков

[ редактировать ]

Принятие ВДПЧ в 1948 году официально закрепило признание широких категорий неотъемлемых прав человека во всем мире. К ним относятся признание того, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», что «каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную безопасность» и что «каждый человек имеет право на эффективное средство правовой защиты со стороны компетентных национальных судов в случае действий, нарушающих предоставленные основные права». Признание фундаментальных прав в инструментах « мягкого права », таких как ВДПЧ, послужило руководством для стран всего мира, которые с тех пор разработали конституционные положения, статуты, судебные решения, постановления и другие своды законов, основанные на ВДПЧ и правах человека, которые она содержит. чемпионы. [18]

Десятилетия спустя профессор права Университета Южной Калифорнии Кристофер Стоун призвал к признанию правового статуса и связанных с ним прав мира природы, что соответствует «последовательному расширению прав» на протяжении всей истории права. [83] [86] Как и во Всеобщей декларации прав человека, Стоун обрисовал необходимые элементы участия природы в правовых системах человека, описав такую ​​правовую систему как обязательно включающую: признание вреда подлежащим возмещению со стороны государственного органа, право возбуждать судебные иски (с опекунами, действующими на основании от имени физического лица), возмещение, рассчитанное за собственный ущерб физического лица, и возмещение в пользу потерпевшего физического лица. [83] [4]

Помимо юридической работы Стоуна, другие движущие силы движения за права природы в конце двадцатого и начале двадцать первого века включают перспективы коренных народов и работу движения за права коренных народов ; [23] [87] труды Арне Нэсса и движения «Глубинная экология» ; [88] [89] Юридический призыв Томаса Берри в 2001 году признать законы природы «основным текстом»; [3] [90] публикация книги Кормака Каллинана « Дикий закон» в 2003 году, за которой последовало создание одноименной юридической ассоциации в Великобритании; [2] растущая обеспокоенность по поводу корпоративной власти через расширение юридического статуса корпораций ; [3] принятие сообществами США местных законов, касающихся прав природы; создание Глобального альянса прав природы в 2010 году (GARN; некоммерческая организация, продвигающая права природы во всем мире); и растущая глобальная обеспокоенность потерей видов, разрушением экосистем и экзистенциальной угрозой изменения климата . [91] [92]

Эти и другие факторы способствовали разработке Всеобщей декларации прав Матери-Земли 2010 года (UDRME). [93] [94] [95] UDRME был принят представителями 130 стран на Всемирной народной конференции по изменению климата и правам Матери-Земли , созванной в Боливии после обеспокоенности многих по поводу разочаровывающих результатов переговоров по климату в Копенгагене в 2009 году . [96] [73] Точно так же, как ООН признала, что права человека возникают из существования, UDRME пришел к выводу, что «неотъемлемые права Матери-Земли неотчуждаемы, поскольку они возникают из того же источника, что и существование». [97] Как и Всеобщая декларация прав человека, UDRME защищает субъект, обладающий правами (природу и ее элементы), от злоупотреблений со стороны руководящих органов. Эти права включают, среди прочего, признание того, что «Мать-Земля и все существа, из которых она состоит, имеют... право на жизнь и существование». [97] а также «право на целостное здоровье». [97] UDRME добавляет, что «[каждое] существо имеет право на место и играть свою роль в Матери-Земле для ее гармоничного функционирования». [97] [2]

Точно так же, как права, защищаемые ВДПЧ, могут быть обеспечены «правом на эффективное средство правовой защиты компетентными национальными судами», [98] точно так же UDRME конкретно требует от людей и их институтов «признавать и способствовать полной реализации и обеспечению соблюдения прав и обязательств, признанных в настоящей Декларации». [97] UDRME решает проблему правоприменения, требуя «возмещения ущерба, причиненного нарушением неотъемлемых прав человека». [97] быть «исправленным», [97] а виновные «привлечены к ответственности».[88] Более того, он призывает государства «предоставить возможность людям и учреждениям защищать права Матери-Земли и всех живых существ». [97] [13]

Президент Боливии Эво Моралес призвал тогдашнего генерального секретаря ООН Пан Ги Муна сделать принятие ООН UDRME приоритетом. [99] Хотя эту рекомендацию еще предстоит выполнить, с тех пор UDRME послужил источником информации для других международных и национальных усилий, таких как Резолюция Международного союза охраны природы (МСОП) 2012 года, предлагающая Всеобщую декларацию прав природы. [100] Инкорпорация прав природы была принята на Всемирном конгрессе охраны природы МСОП на Гавайях (2016 г.). [101] [94] [102]

По состоянию на 2021 год права природы отражены в договорах, конституциях, судебных решениях, а также в статутном и административном праве на всех уровнях власти. [103] [77] Крейг Кауфман, профессор политологии в Университете Орегона и исследователь прав природы и глобального управления, утверждает, что развивающиеся инициативы и сети в области прав природы представляют собой «важное новое глобальное движение», возникающее из «неформальной системы глобального управления... построен гражданами, разочарованными неспособностью правительств принять более решительные меры для решения двойного кризиса изменения климата и утраты биоразнообразия ». [77]

Также в 2021 году будет принята Декларация прав Луны. [104] был создан группой «юристов, космических археологов и неравнодушных граждан» на основе прецедентов движения за права природы и концепции правосубъектности нечеловеческих существ в космосе. [105] [106]

Права природы

[ редактировать ]

В начале 2000-х годов произошло значительное расширение права природы в форме конституционных положений, договорных соглашений, национальных и субнациональных законов, местных законов и судебных решений. [77] По состоянию на 2022 год законы о правах природы существуют в 24 странах. [107] (по сравнению с 17 в 2021 году), [108] [78] [109] в том числе в Канаде, [110] по крайней мере семь племенных наций в США и Канаде, а также более 60 городов и округов по всей территории Соединенных Штатов. [107] [111] [75] [14] По состоянию на 2022 год общее количество стран, в которых действуют или находятся на рассмотрении законодательные положения о правах природы, составляло 29. [107] [77] [78]

[ редактировать ]

Развитие более сильных и более активных транснациональных сетей по правам природы в начале 2000-х годов является вероятной причиной более широкого принятия этих отстаиваемых принципов в законодательстве. [77] Это произошло в тесной интеграции с другими инициативами, меняющими систему, и движениями за права, включая: разработку и внедрение новых экономических и финансовых моделей, которые стремятся лучше отражать права человека и права природы; [112] [113] [114] лидерство коренных народов в целях продвижения как прав коренных народов , так и прав природы; [115] [116] [117] международные социальные движения, такие как право человека на воду ; [118] [9] продвижение практических решений, соответствующих правам природы, таких как восстановление дикой природы ; [119] и наращивание потенциала движения за права природы, в том числе посредством развития центров движения за права природы во всем мире. [120]

Чтобы проиллюстрировать выполнение законов о правах природы, некоммерческий Глобальный альянс за права природы учредил «Международные трибуналы по правам природы». Это инициативы гражданского общества, и они дают необязательные рекомендации. Трибуналы объединяют защитников прав природы, прав человека и прав коренных народов в рамках процесса, аналогичного Постоянным народным трибуналам . [121] Цель трибуналов — обеспечить официальное публичное признание, видимость и право голоса людям и природным системам, пострадавшим в результате предполагаемых нарушений основных прав и маргинализированным в соответствии с действующим законодательством, а также предложить модель возмещения таких травм. [122] [123] [124]

По мере распространения информации о правах природы и юриспруденции развивается новая область академических исследований, в которой ученые-юристы и другие ученые начали предлагать стратегии и анализ, способствующие более широкому применению таких законов, особенно с учетом первых успехов в их реализации. и проблемы. [125] [126] [127]

[ редактировать ]

Документальный фильм 2018 года « Права природы: глобальное движение » режиссеров Исаака Гекерица, Хэла Криммеля и Валерии Беррос исследует проблемы создания новых правовых структур в отношении прав природы. [128]

В 2020 году был выпущен документальный фильм под названием «Невидимая рука» о движении за права природы, снятый Джошуа Боазом Прибаничем и Мелиссой Траутман из Public Herald , исполнительным продюсером и рассказчиком выступил актер Марк Руффало . [129] Он получил четыре награды за лучший документальный фильм. [130]

В книге «Оверистория» , получившей Пулитцеровскую премию в области художественной литературы в 2019 году и проведшей более года в New York Times списке бестселлеров , исследуются отношения с деревьями и их права. [131]

Подкаст « Ущерб» исследует концепцию прав природы в разных контекстах. [132]

Daily Show в одном из эпизодов освещала концепцию прав природы. [133]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Решение по делу Сьерра -Клуб против Мортона было принято Верховным судом США в 1972 году. В нем судья Уильям О. Дуглас написал особое мнение. [5] [17] Его мнение подчеркивало права природы и интеллектуальный вклад Кристофера Стоуна и Альдо Леопольда :
    «(...) Современная общественная забота о защите экологического равновесия природы должна привести к предоставлению объектам окружающей среды права предъявлять иски об их собственном сохранении. См. Стоун, Должны ли деревья иметь право на существование? – К законным правам на природные объекты , 45 S .Cal.L.Rev. 450 (1972).(...).
    Неодушевленные предметы иногда являются сторонами судебных разбирательств. Судно имеет правосубъектность — фикцию, которая может оказаться полезной для морских целей. Единственная корпорация – творение церковного закона – является приемлемым противником, и на ее делах можно заработать большие состояния. Обычная корпорация является «лицом» для целей судебных процессов, независимо от того, представляет ли она имущественные, духовные, эстетические или благотворительные цели.
    Так должно быть и в отношении долин, альпийских лугов, рек, озер, эстуариев, пляжей, хребтов, рощ, болот и даже воздуха, испытывающего разрушительное давление современных технологий и современной жизни. Река, например, является живым символом всей жизни, которую она поддерживает или питает: рыбы, водных насекомых, водяных узелей, выдр, рыбаков, оленей, лосей, медведей и всех других животных, включая человека, которые зависят от воды. оно или те, кто наслаждается им за его вид, его звук или его жизнь. Река в качестве истца выступает от имени экологической единицы жизни, которая является ее частью. Те люди, которые имеют значимое отношение к этому водоему — будь то рыбак, каноист, зоолог или лесоруб — должны быть в состоянии говорить в защиту ценностей, которые представляет собой река и которым грозит уничтожение. .(...)
    Экология отражает этику земли; и Альдо Леопольд писал в «Альманахе округа Сэнд» 204 (1949): «Земельная этика просто расширяет границы сообщества, включая почвы, воды, растения и животных, или все вместе: землю».
    В этом, на мой взгляд, и заключается вопрос «стоящей позиции» в данном деле и разногласиях». [17] [5]
  1. ^ Путцер, Алекс; Ламбой, Тинеке; Юриссен, Рональд; Ким, Ынсу (13 июня 2022 г.). «Нанесение прав природы на карту. Количественный анализ инициатив в области прав природы во всем мире» . Журнал карт . 18 (1): 89–96. Бибкод : 2022JMaps..18...89P . дои : 10.1080/17445647.2022.2079432 . hdl : 11382/550531 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Куллинан, Кормак (2011). Дикий закон: Манифест земного правосудия (2-е изд.). США: Издательство Chelsea Green . ISBN  978-1603583770 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Берри, Томас (1999). Великая работа: наш путь в будущее . Колокольня, издательская группа Crown . ISBN  978-0609804995 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стоун, Кристофер Д. (1996). Должны ли деревья иметь устойчивость? И другие эссе по праву, морали и окружающей среде (ред. 2010 г.). Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0379213812 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Нэш, Родерик Фрейзер (1989). Права природы: история экологической этики . Висконсин, США: Университет Висконсина . ISBN  978-0299118440 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Берри, Томас (2006). Вечерние мысли: размышления о Земле как священном сообществе . Сан-Франциско, Калифорния, США: Книги Sierra Club . ISBN  978-1619025318 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Белл, Майк (2003). «Томас Берри и земная юриспруденция: исследовательское эссе» . Трубач . 19 (1): 69–96. ISSN   0832-6193 . Архивировано из оригинала 07 апреля 2020 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Бердон, Питер (2012). «Теория земной юриспруденции» (PDF) . Австралийский журнал юридической философии . 37 : 28–60. Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2020 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Шихан, Линда (2013). «Осуществление верховенства закона природы через права водных путей». В Фойгте, Кристина (ред.). Верховенство закона для природы: новые измерения и идеи в экологическом праве . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-1107043268 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Леопольд, Альдо (1949). Альманах округа Сэнд с очерками по сохранению реки Раунд . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета .
  11. ^ Перейти обратно: а б Санта-Крус, Эрнан . «Всеобщая декларация прав человека – история документа» . Объединенные Нации . Архивировано из оригинала 19 февраля 2020 г. Эрнан Санта-Крус из Чили, член редакционного подкомитета, написал:
    «Я ясно осознавал, что участвую в поистине значимом историческом событии, в котором был достигнут консенсус относительно высшей ценности человеческой личности, ценности, которая возникла не из решения мирской власти, а скорее из самого факта существования, что породило неотъемлемое право жить свободно от нужды и угнетения и полностью развивать свою личность. В Большом зале… царила атмосфера подлинной солидарности и братства среди мужчин и женщин всех широт, подобная которой. Я больше не виделся ни в одной международной обстановке».
  12. ^ Перейти обратно: а б Шива, Вандана (2011). Земная демократия: справедливость, устойчивость и мир (переиздание 2015 г.). Беркли, Калифорния, США: Книги Северной Атлантики . ISBN  978-1623170417 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций «Гармония с природой»: записка Генерального секретаря A/71/266 от 1 августа 2016 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Бойд, Дэвид Р. (2017). Права природы: правовая революция, которая может спасти мир . Торонто, Онтарио, Канада: ECW Press . ISBN  978-1770412392 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Рай, Кавиш (8 января 2020 г.). «Природа должна иметь такие же права, как и люди» . Азиатский век . Индия. Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 года.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Тиле, Лесли Пол (2011). Сеть Индры и прикосновение Мидаса: устойчивая жизнь в взаимосвязанном мире . Кембридж, Массачусетс, США: MIT Press . ISBN  978-0262016094 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Сьерра-Клуб против Мортона , 405, США, 727 , 745-747 (Сент. Конт., 1972 г.).
  18. ^ Перейти обратно: а б с Ссенёнджо, Манисули; Бадерин, Масхуд А., ред. (2016). Международное право прав человека: шесть десятилетий после Всеобщей декларации прав человека и далее . Рутледж . ISBN  978-1409403593 .
  19. ^ Сузуки, Дэвид (11 марта 2020 г.). «Если у корпораций есть законные права, почему бы не у рек?» . прямо.com . Канада: Пролив Джорджия . Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 года.
  20. ^ Букчин, Мюррей (лето 1987 г.). «Социальная экология против глубинной экологии: вызов экологическому движению» . Зеленые перспективы: Информационный бюллетень проекта «Зеленая программа», №№ 4–5 . Архивировано из оригинала 07 апреля 2020 г.
  21. ^ Ханак, Эллен; Лунд, Джей; Динар, Ариэль; Грей, Брайан; Ховитт, Ричард; Маунт, Джеффри; Мойл, Питер; Томпсон, Бартон (февраль 2011 г.). Управление водными ресурсами Калифорнии: от конфликта к примирению (PDF) (Отчет). США: Калифорнийский институт государственной политики . ISBN  978-1582131412 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 августа 2019 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Шихан, Линда (зима 2019 г.). «Реализация прав природы посредством нормативных стандартов» (PDF) . Вермонтский журнал экологического права . 21 (4).
  23. ^ Перейти обратно: а б Биггс, Шеннон; Озеро, Скопа Ориэль; Голдтут, ред., Том Б.К., ред. (декабрь 2017 г.). Права природы и Матери-Земли: Закон о системных изменениях, основанный на правах человека (PDF) (Отчет). Права движения, Женская сеть действий в области Земли и климата, Экологическая сеть коренных народов . Архивировано (PDF) из оригинала 5 февраля 2018 г.
  24. ^ Боррас, Сусана (2016). «Новые переходы от прав человека к окружающей среде к правам природы» . Транснациональное экологическое право . 5 (1): 113–143. дои : 10.1017/S204710251500028X . S2CID   156024331 . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Вульвулис, Николаос (1 января 2017 г.). «Рамочная директива ЕС по воде: от больших ожиданий к проблемам с реализацией» . Наука об общей окружающей среде . 575 (575): 358–366. Бибкод : 2017ScTEn.575..358V . doi : 10.1016/j.scitotenv.2016.09.228 . hdl : 10044/1/42413 . ПМИД   27744201 .
  26. ^ Перейти обратно: а б В. Рамос; Н. Формиго; Р. Майя1 (2017). «Экологические потоки и реализация Рамочной водной директивы: эффективная коэволюция?» (PDF) . Европейская вода (60): 423–432. Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2020 г. Проверено 20 апреля 2020 г. {{cite journal}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  27. ^ Сивас, Дебора А.; Мелиус, Молли Лоуни; Шихан, Линда; Угай, Джон; Кричка, Хизер (2017). Управление водными ресурсами Калифорнии в 21 веке (Отчет). Отчет о программе «Право и политика в области окружающей среды и природных ресурсов» Стэнфордской юридической школы. Архивировано из оригинала 07 апреля 2020 г.
  28. ^ Удалл, Стюарт (1988). Тихий кризис и следующее поколение . Юта, США: Гиббс Смит . ISBN  978-0879053345 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Капра, Фритьоф (1996). Сеть жизни: новое научное понимание живых систем . Anchor Books, Doubleday . ISBN  978-0385476768 .
  30. ^ Одум, Ховард Т. (1983). Системная экология: Введение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: John Wiley & Sons . ISBN  978-0471652779 .
  31. ^ Джабр, Феррис (20 апреля 2019 г.). «Земля так же жива, как и вы: ученые когда-то высмеивали идею живой планеты. Больше нет» . Нью-Йорк Таймс . США. Архивировано из оригинала 7 октября 2019 года.
  32. ^ Медоуз, Донелла Х .; Медоуз, Деннис Л .; Рандерс, Йорген ; Беренс III, Уильям В. (1972). Пределы роста; Отчет для проекта Римского клуба о затруднительном положении человечества . Книги Вселенной. ISBN  978-0876639016 .
  33. ^ Племя, Лоуренс (1989). «Искривление конституционного пространства: чему юристы могут научиться у современной физики». Гарвардский юридический обзор . 103 (1): 1–39. дои : 10.2307/1341407 . JSTOR   1341407 .
  34. ^ Эванс, Эдвард Пейсон (сентябрь 1894 г.). «Этические отношения между человеком и животным». Научно-популярный ежемесячник . Том. 45. США: Popular Science Publishing Company (на момент публикации).
  35. ^ Перейти обратно: а б с Эванс, Эдвард Пейсон (1897). Эволюционная этика и психология животных . Нью-Йорк, США: Д. Эпплтон и компания.
  36. ^ Кунс, Джудит Э. (2008). «Земляная юриспруденция: моральная ценность природы» . Обзор экологического законодательства Пейса . 25 (2): 263. дои : 10.58948/0738-6206.1043 . S2CID   54842599 . Архивировано из оригинала 08 апреля 2020 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  37. ^ Бэбкок, Хоуп М. (1 апреля 2016 г.). «Ручей с законными правами: права природы в суде» . Ежеквартальный журнал «Экологический закон» . 43 (1). Юридическая школа Калифорнийского университета в Беркли . Архивировано из оригинала 12 ноября 2019 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
  38. ^ Берри, Томас (1999). «Луг через ручей». Великая Работа . Колокольня. ISBN  978-0609804995 . Архивировано из оригинала 9 июля 2007 года.
  39. ^ Швейцер, Альберт (1933). Из моей жизни и мыслей: автобиография . Генри Холт и Ко., Inc. ISBN  978-0801894121 .
  40. ^ Организация Объединенных Наций (2012). Будущее Идеально . Тюдор Роуз, Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам . ISBN  9780956856128 . Архивировано из оригинала 9 сентября 2019 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Эпштейн, Яффа; Эллисон, Аарон М.; Эчеверрия, Уго; Эбботт, Джессика К. (2023). «Наука и законные права природы» . Наука . 380 (6646): eadf4155. дои : 10.1126/science.adf4155 . ПМИД   37200429 .
  42. ^ Шихан, Линда (июнь 2015 г.). «Реализация прав природы посредством биллей о правах в области устойчивого развития» (PDF) . Новозеландский журнал публичного и международного права . 13 (1): 89–106.
  43. ^ Браун, Питер Г.; Гарвер, Джеффри (2009). Правильные отношения: построение экономики всей Земли . Издательство Берретт-Келер. ISBN  978-1576757628 .
  44. ^ Берроуз, Джон (2010). Конституция коренных народов Канады . Университет Торонто Пресс . ISBN  978-1442610385 . Архивировано из оригинала 25 июля 2018 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Декларация Кари-Ока 2 (17 июня 2012 г.). Глобальная конференция коренных народов по Рио+20 и Матери-Земле (PDF) (Отчет). Рио-де-Жанейро, Бразилия. Архивировано (PDF) из оригинала 2 сентября 2017 г. {{cite report}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  46. ^ Герольд, Киана (6 января 2017 г.). «Права природы: философия коренных народов, переосмысливающая закон» . Межконтинентальный крик. Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года.
  47. ^ Озеро, Оспри Ориэль (2010). Восстания за Землю: воссоединение культуры с природой . Белое Облако Пресс. ISBN  978-0974524597 .
  48. ^ Стадли, Джон (2018). Священные природные объекты коренных народов и духовное управление - судебное дело для юридической личности . Рутледж . ISBN  9781138316232 .
  49. ^ Видал, Джон (10 апреля 2011 г.). «Боливия закрепляет права природы с равным статусом для Матери-Земли» . Хранитель . Великобритания . Архивировано из оригинала 14 апреля 2020 года.
  50. ^ Магалланес, Кэтрин Йорнс; Шихан, Линда (2017). «Переосмысление прав и обязанностей в целях уделения приоритета природе». В Скэнлоне, Мелисса (ред.). Закон и политика для новой экономики: устойчивая, справедливая и демократическая . Нортгемптон, Массачусетс, США: Эдвард Элгар.
  51. ^ Лайонс, Кристина (01 июля 2021 г.). «Улучшение конфликтов: права амазонок в космополитических мирах» . Журнал антропологии и социологии: Virajes . 23 (2): 105–139. дои : 10.17151/rasv.2021.23.2.6 . ISSN   2462-9782 . Проверено 31 января 2024 г.
  52. ^ Маршалл, Вирджиния (3 июля 2019 г.). «Снятие завесы с« прав природы »: дихотомия между обычными правами коренных народов и экологической правосубъектностью» . Австралийский феминистский юридический журнал . 45 (2): 233–248. дои : 10.1080/13200968.2019.1802154 . ISSN   1320-0968 . Проверено 22 февраля 2024 г.
  53. ^ Тэнэсеску, Михня (ноябрь 2020 г.). «Права природы, правосубъектность и философия коренных народов» . Транснациональное экологическое право . 9 (3): 429–453. дои : 10.1017/S2047102520000217 . ISSN   2047-1025 . Проверено 16 марта 2024 г.
  54. ^ Кумбс, Брэд (15 июня 2020 г.). «Права природы как права коренных народов? Неправильное признание Те Уреверы через личность» . Общества Espace Populations. Общества космических популяций . 2020 (1–2). дои : 10.4000/eps.9857 . ISSN   0755-7809 . Проверено 19 марта 2024 г.
  55. ^ Роусон, Ариэль; Мэнсфилд, Бекки (01 марта 2018 г.). «Производство юридических знаний: «Права природы» или натурализация прав?» . Окружающая среда и планирование E: Природа и космос . 1 (1–2): 99–119. Бибкод : 2018EnPlE...1...99R . дои : 10.1177/2514848618763807 . ISSN   2514-8486 . Проверено 16 марта 2024 г.
  56. ^ Виэна, Лизелотта (июнь 2022 г.). «Могут ли права природы спасти нас от антропоценовой катастрофы? Некоторые критические размышления с мест» . Азиатский журнал права и общества . 9 (2): 187–206. дои : 10.1017/als.2022.2 . hdl : 10016/36701 . ISSN   2052-9015 . Проверено 29 марта 2024 г.
  57. ^ Грим, Джон; Такер, Мэри Эвелин (2 января 2014 г.). Экология и религия . США: Айленд Пресс . п. 2014. ISBN  978-1597267083 .
  58. ^ Такер, Мэри Эвелин (лето 1991 г.). «Значение китайского неоконфуцианства для почитания природы». Обзор экологической истории . 15 (2): 55–69. дои : 10.2307/3984970 . JSTOR   3984970 . S2CID   157160479 .
  59. ^ Мэйси, Джоанна (1991). Взаимная причинность в буддизме и общей теории систем: Дхарма природных систем . СУНИ Пресс .
  60. ^ Спретнак, Шарлин (1981). Потерянные богини ранней Греции . Бостон, Массачусетс, США: Beacon Press . ISBN  978-0807013434 .
  61. ^ Хардинг, Стефан (2006). Оживить Землю: наука, интуиция и Гайя . США: Издательство Chelsea Green Publishing . ISBN  978-1933392295 .
  62. ^ Платон (IV век до н.э.). Тимей, 29/30 . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  63. ^ Фома Аквинский (1259–1265). Сумма против язычников .
  64. ^ «Папа призывает к защите окружающей среды, говорит, что дебаты о сотворении и эволюции — это «абсурд» » . Католическое информационное агентство . 26 июля 2007 г.
  65. ^ Перейти обратно: а б Папа Франциск (2015). Энциклика Laudato si' Святейшего Отца Франциска о заботе о нашем общем доме (PDF) . Ватикан Пресс .
  66. ^ Перейти обратно: а б Ярдли, Джим ; Гудштейн, Лори (18 июня 2015 г.). «Папа Франциск в масштабной энциклике призывает к немедленным действиям по борьбе с изменением климата» . Нью-Йорк Таймс . США. Архивировано из оригинала 12 февраля 2020 года.
  67. ^ Гольденберг, Сюзанна ; Кирхгесснер, Стефани (25 сентября 2015 г.). «Папа Франциск требует, чтобы ООН уважала права окружающей среды, а не «жажду власти» » . Хранитель . Великобритания . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года.
  68. ^ Видал, Джон (27 декабря 2014 г.). «Указ Папы Франциска об изменении климата вызовет гнев отрицателей и церквей США» . Хранитель . Великобритания . Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года.
  69. ^ Денни, Фредерик М. (осень 1998 г.). «Ислам и экология: доверие, предполагающее сбалансированное управление» . Земная этика . 10 (1). Архивировано из оригинала 04 сентября 2019 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  70. ^ Перейти обратно: а б с Осман Абд ар-Рахман Ллевелин (1984). «Исламская юриспруденция и экологическое планирование». Журнал Университета короля Абдель Азиза: исламская экономика . 1 (2). Саудовская Аравия. ССНН   3127477 .
  71. ^ Рич, Джудит (22 августа 2012 г.). «Принятие духа Ubuntu» . Хаффингтон Пост .
  72. ^ Million Belay и Молодёжная климатическая коалиция Великобритании (25 октября 2019 г.). «Я есть, потому что ты есть» . Эколог . Великобритания . Архивировано из оригинала 9 декабря 2019 года.
  73. ^ Перейти обратно: а б с д Бердон, Питер (2011). «Права на землю: теория» (PDF) . Академия экологического права Международного союза охраны природы (МСОП) . 1 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 июня 2014 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  74. ^ Бентам, Джереми (1789). Введение в принципы морали и законодательства . Набу Пресс 1948, ориг. опубликовано в 1789 году.
  75. ^ Перейти обратно: а б Хоук, Оливер (зима 2017 г.). «Второе путешествие Ноя: права природы как закон» (PDF) . Журнал экологического права Тулейна . 31 (1): 1–50. JSTOR   90018759 .
  76. ^ Перейти обратно: а б Редакционная коллегия (24 апреля 2019 г.). «Права и справедливость должны распространяться на окружающую среду: правовые действия в защиту окружающей среды должны сочетаться с демократическими движениями» . Ежедневный Таргум . Нью-Джерси, США. Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года.
  77. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кауфман, Крейг М. (апрель 2020 г.). Картирование транснациональных сетей и законов по правам природы: новые глобальные структуры управления для более устойчивого развития (PDF) (Отчет). Гармония с природой, Организация Объединенных Наций.
  78. ^ Перейти обратно: а б с «Закон и политика в области прав природы» . Harmonywithnatureun.org . Организация Объединенных Наций, Гармония с природой. Архивировано из оригинала 2 февраля 2020 г.
  79. ^ Перейти обратно: а б Шихан, Линда; Грант, Уилсон (2015). Борьба за наше общее будущее: защита прав человека и прав природы (PDF) (Отчет). США: Центр права Земли.
  80. ^ Уилсон, Грант; Мишель, Бендеры; Шихан, Линда (2016). Центр права Земли, Борьба за наше общее будущее: обновление 2016 г. (PDF) (отчет). США: Центр права Земли.
  81. ^ «Воздействие загрязнения нефтью на права человека: Эквадор – воздействие на здоровье, средства к существованию, окружающую среду» . Ресурсный центр по бизнесу и правам человека. Архивировано из оригинала 30 сентября 2019 г.
  82. ^ Энтони, Карл (2017). Земля, город и скрытый рассказ о расе . США: New Village Press . ISBN  978-1613320211 .
  83. ^ Перейти обратно: а б с Стоун, Кристофер Д. (1972). «Должны ли деревья иметь юридическую силу? К законным правам на природные объекты» . Обзор законодательства Южной Калифорнии . 45 : 450–501. Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  84. ^ Племя, Лоуренс (1974). «Как не думать о пластиковых деревьях: новый учебник экологического законодательства» . Йельский юридический журнал . 83 : 1315–1348. дои : 10.2307/795326 . JSTOR   795326 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 г.
  85. ^ Мэйси, Джоанна (1991). Мир как возлюбленный, мир как Я. Беркли, Калифорния, США: Parallax Press . ISBN  978-1888375718 .
  86. ^ Могенсен, Джеки Флинн (июль – август 2019 г.). «Следующий рубеж защиты окружающей среды: предоставление природе законных прав» . Мать Джонс . Сан-Франциско, Калифорния, США . Архивировано из оригинала 3 сентября 2019 г.
  87. ^ Бофф, Леонардо (1995). Ecologia: Grito da Terra, Grito dos Pobres [ Cry of the Earth, Cry of the Pobres (опубликовано в 1997 году на английском языке издательством Orbis Books ) ] (на португальском языке). Бразилия: Editora Ática SA. ISBN  978-8532649355 .
  88. ^ Нэсс, Арне (1973). «Мелкое и глубокое, долгосрочное экологическое движение: Краткое содержание». Запрос: Междисциплинарный философский журнал . 16 (1): 95–100. дои : 10.1080/00201747308601682 . S2CID   52207763 .
  89. ^ Девэлл, Билл; Сешнс, Джордж (1985). Глубокая экология: жить так, как будто природа имеет значение . Юта, США: Гиббс Смит . ISBN  978-0879052478 .
  90. ^ Такер, Мэри Эвелин ; Грим, Джон (зима 2019 г.). «Томас Берри и права природы (отрывок из книги Томас Берри: Биография)» . КОСМОС Журнал глобальной трансформации . Архивировано из оригинала 08 апреля 2020 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  91. ^ Оценка экосистем на пороге тысячелетия, экосистемы и благополучие человека: наша человеческая планета (отчет). Вашингтон, округ Колумбия, США: Island Press . Архивировано из оригинала 07.10.2019.
  92. ^ Роудс, Хэл (8 декабря 2015 г.). «COP21: призыв к международному договору о правах природы и сообществ» . Эколог . Великобритания . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года.
  93. ^ Куллинан, Кормак (2010). «Юридическое обоснование Всеобщей декларации прав Матери-Земли» (PDF) . therightsofnature.org . Архивировано (PDF) из оригинала 05 марта 2016 г.
  94. ^ Перейти обратно: а б Акоста, Альберто (24 августа 2010 г.). «На пути ко Всеобщей декларации прав природы: мысли к действию» (PDF) . Журнал АФЕСЕ . Архивировано (PDF) из оригинала 9 сентября 2019 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  95. ^ Акоста, Альберто (2010). «Всемирный этический трибунал по правам природы начинает работу над Всеобщей декларацией прав природы» ( PDF) (на испанском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 10 мая 2019 г.
  96. ^ Солон Ромеро, Пабло ; Куллинан, Кормак (2 января 2010 г.). «За Всеобщую декларацию прав Матери-Земли» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года.
  97. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Всемирная народная конференция по изменению климата и правам Матери-Земли (2010 г.). «Всеобщая декларация прав Матери-Земли» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  98. ^ Всеобщая декларация прав человека , Организация Объединенных Наций, 1948 г., заархивировано из оригинала 2 августа 2019 г. , получено 20 апреля 2020 г.
  99. ^ Моралес, Эво (7 мая 2010 г.). «Пресс-конференция президента Боливии по поводу Народного конгресса» . Объединенные Нации . Архивировано из оригинала 8 июня 2017 года.
  100. ^ Международный союз охраны природы (2012). Включение прав природы в качестве организационного координатора в процесс принятия решений МСОП (Резолюция WCC-2012-Res-100) (Отчет). Международный союз охраны природы. Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г.
  101. ^ Международный союз охраны природы (МСОП) (31 марта 2017 г.). «Представление мира, в котором учитываются права природы: вводная дискуссия в Европе» . iucn.org . Архивировано из оригинала 3 октября 2018 года.
  102. ^ Кано Печарроман, Лидия (2018). «Права природы: реки, которые могут предстать перед судом» . Ресурсы . 7 (1): 13. doi : 10.3390/resources7010013 .
  103. ^ Шапрон, Гийом; Эпштейн, Яффа; Лопес-Бао, Хосе Висенте (29 марта 2019 г.). «Революция прав природы» . Наука . 363 (6434). Американская ассоциация содействия развитию науки : 1392–1393. Бибкод : 2019Sci...363.1392C . дои : 10.1126/science.aav5601 . ПМИД   30872530 .
  104. ^ «Декларация прав Луны» . Австралийский альянс законов о земле. 11 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 10 мая 2021 г.
  105. ^ Теппер, Эйтан; Уайтхед, Кристофер (1 декабря 2018 г.). «Moon, Inc.: Новозеландская модель предоставления правосубъектности природным ресурсам применительно к космосу» . Новое пространство . 6 (4): 288–298. Бибкод : 2018NewSp...6..288T . дои : 10.1089/space.2018.0025 . ISSN   2168-0256 . S2CID   158616075 . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 30 июля 2022 г.
  106. ^ Эванс, Кейт (20 июля 2021 г.). «Слушайте! Слушайте! Декларация прав Луны» . Эос . Архивировано из оригинала 6 февраля 2022 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
  107. ^ Перейти обратно: а б с Кауфман, Крейг М. (22 сентября 2022 г.). Глобальные модели и тенденции в законодательстве о правах природы: выводы журнала Eco Jurisprudence Monitor .
  108. ^ Шиэн, Линда (22 апреля 2020 г.). «К 50-летию Дня Земли наблюдается взрывной рост движения за права природы во всем мире» . Вермонтский журнал экологического права. Архивировано из оригинала 27 мая 2020 года.
  109. ^ Кауфман, Крейг (2021). «Права природы: институты, право и политика устойчивого развития». В Соуерс, Джинни (ред.). Оксфордский справочник по сравнительной экологической политике . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета .
  110. ^ Грэм, Джек (24 февраля 2021 г.). «Канадская река получает законные права в глобальном стремлении защитить природу» . Фонд Томсон Рейтер . Торонто.
  111. ^ Кауфман, Крейг М.; Шихан, Линда (июнь 2019 г.). «Права природы: определение наших обязанностей посредством стандартов». У Тернера, Стивен Дж.; Шелтон, Дина Л.; Раззак, Йона; Макинтайр, Оуэн; Мэй, Джеймс Р. (ред.). Экологические права: Разработка стандартов . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108612500 . ISBN  9781108612500 .
  112. ^ Келли, Марджори (2003). Божественное право капитала: свержение корпоративной аристократии . Издательство Берретт-Келер. ISBN  978-1576752371 .
  113. ^ МакКиббен, Билл (2007). Глубокая экономика: богатство сообществ и прочное будущее . США: Генри Холт и компания . ISBN  978-0805087222 .
  114. ^ Раворт, Кейт (2017). Экономика пончиков: семь способов мыслить как экономист XXI века . Издательство Челси Грин . ISBN  978-1603586740 .
  115. ^ Голдтут, Том Б.К. (29 августа 2017 г.). «Мы должны соединиться с Матерью-Землей, чтобы добиться экологической справедливости» . Bioneers.org . США: Бионеры , Институт коллективного наследия. Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г.
  116. ^ ЛаДьюк, Вайнона (2 февраля 2019 г.). «Почему группа оджибве Белой Земли юридически признала права дикого риса» . Гражданская еда . США. Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года.
  117. ^ Кейси Кэмп Хоринек (17 января 2014 г.). Презентация Экологической сети коренных народов и коренных народов Матери-Земли, наших бабушек – и будущих поколений (Трибунал по этике прав природы, Кито, Эквадор) (Отчет). Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года.
  118. ^ Барлоу, Мод (2019). И вообще, чья это вода? . Торонто, Онтарио, Канада: ECW Press . ISBN  978-1770414303 .
  119. ^ Монбиот, Джордж (2013). Feral: В поисках чар на границах возрождения . Группа Пингвин . ISBN  978-1846147487 .
  120. ^ «Глобальный альянс за права природы» . Йельский форум по религии и экологии . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года.
  121. ^ Аксель, Мириам Р.; Макуч, Карен Э. (4 декабря 2018 г.). «Права человека и гидроразрыв в Англии: роль Постоянного народного трибунала штата Орегон» . Здоровье и права человека . 20 (2): 31–41. ПМК   6293355 . ПМИД   30568400 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
  122. ^ Куллинан, Кормак (2015). «Трибунал Земли: почему это важно» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г.
  123. ^ Мэлони, Мишель (2016–2017). «Создание альтернативной юриспруденции для Земли: Международный трибунал по правам природы» . Обзор закона штата Вермонт . 41 : 129.
  124. ^ Сиккинк, Кэтрин ; Ким, Хон Джун (2013). «Каскад правосудия: истоки и эффективность преследования за нарушения прав человека». Ежегодный обзор права и социальных наук . 9 : 269–285. doi : 10.1146/annurev-lawsocsci-102612-133956 .
  125. ^ Кауфман, Крейг М.; Мартин, Памела Л. (апрель 2017 г.). «Могут ли права природы сделать развитие более устойчивым? Почему некоторые эквадорские судебные процессы успешны, а другие терпят неудачу» . Мировое развитие . 92 . Эльзевир : 130–142. дои : 10.1016/j.worlddev.2016.11.017 . Архивировано из оригинала 07 марта 2019 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  126. ^ Шефер, Стейси Джейн (18 апреля 2018 г.). «Положение природы: очерченный прокси-сервер естественной экосистемы» . Журнал Джорджа Вашингтона по энергетическому и экологическому праву . 9 (2). Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
  127. ^ Биньяку, Хулио; Диксит, Милап (2019). Другие экваторы: меры для международного трибунала по правам природы (Диссертация). Массачусетский технологический институт , факультет архитектуры.
  128. ^ Геккериц, Исаак (31 марта 2020 г.). «Права природы: глобальное движение (фильм)» . Ютуб . Проверено 2 августа 2022 г.
  129. ^ Аксельрод, Джошуа (27 февраля 2021 г.). «Природа дает отпор (с помощью человека) в новом документальном фильме «Невидимая рука» » . Питтсбург Пост-Газетт .
  130. ^ «Права природы» Фильм «НЕВИДИМАЯ РУКА» получил три награды за лучший документальный фильм» . НЕВИДИМАЯ РУКА - Документальный фильм «Права природы» . 22 января 2021 г. Проверено 9 июня 2022 г.
  131. ^ Пауэрс, Ричард (2018). Оверстори: Роман . Нью-Йорк: WW Norton & Co.
  132. ^ «Ущерб подкастам Apple» . Apple Подкасты . Проверено 15 апреля 2022 г.
  133. ^ «Ущерб: S1 Ep5 | Реакция на подкасты Apple» . Apple Подкасты . Проверено 15 апреля 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e234795ab2c9d306683b0bc9aa96dc7f__1721021340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/7f/e234795ab2c9d306683b0bc9aa96dc7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rights of nature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)