Jump to content

Экологическая философия

Экологическая философия – это раздел философии , который занимается изучением окружающей среды и места человека в ней. [1] Он задает важнейшие вопросы об отношениях человека с окружающей средой, например: «Что мы имеем в виду, когда говорим о природе?» «В чем ценность естественной, то есть нечеловеческой среды обитания для нас или самой по себе?» «Как нам следует реагировать на экологические проблемы, такие как деградация окружающей среды , загрязнение окружающей среды и изменение климата?» «Как мы можем лучше всего понять взаимосвязь между миром природы и человеческими технологиями и развитием?» и «Каково наше место в мире природы?» Экологическая философия включает экологическую этику , экологическую эстетику, экофеминизм , экологическую герменевтику и экологическое богословие . [2] Некоторые из основных областей интересов философов-экологов:

Марко Касагранде Песчаный червь , Триеннале современного искусства Beaufort04, Вендуин, Бельгия, 2012 г.
  • Определение окружающей среды и природы
  • Как ценить окружающую среду
  • Моральный статус животных и растений
  • Вымирающие виды
  • Энвайронментализм и глубокая экология
  • Эстетическая ценность природы
  • Внутренняя ценность
  • дикая местность
  • Восстановление природы
  • Учет будущих поколений [1]
  • Экофеноменология

Современные проблемы

[ редактировать ]

Современные проблемы экологической философии включают, помимо прочего, проблемы экологического активизма, вопросы, поднятые наукой и техникой, экологической справедливостью и изменением климата . К ним относятся вопросы, связанные с истощением ограниченных ресурсов и другими вредными и постоянными последствиями, оказываемыми человеком на окружающую среду, а также этические и практические проблемы, возникающие в философии и практике сохранения, восстановления и политики окружающей среды в целом. Еще один вопрос, который задался умами современных философов-экологов: «Есть ли у рек права?» [3] В то же время экологическая философия рассматривает ценность, которую люди придают различным видам экологического опыта, в частности, как опыт, полученный в нечеловеческой среде или близко к ней, контрастирует с городским или индустриальным опытом, и как это варьируется в зависимости от культуры, при этом пристальное внимание уделяется коренным народам. люди .

Современная история

[ редактировать ]

Экологическая философия возникла как раздел философии в 1970-х годах. Ранние философы-экологи включают Сейеда Хоссейна Насра , Ричарда Рутли , Арне Нэсса и Дж. Бэйрда Калликотта . Это движение было попыткой соединить чувство отчуждения человечества от природы, продолжающееся на протяжении всей истории. [4] Это было очень тесно связано с развитием в то же время экофеминизма, пересекающейся дисциплины. С тех пор сфера его деятельности значительно расширилась.

Сегодня эта область характеризуется заметным разнообразием стилистических, философских и культурных подходов к взаимоотношениям человека с окружающей средой: от личных и поэтических размышлений об экологическом опыте и аргументов в пользу панпсихизма до мальтузианских применений теории игр или вопроса о том, как придать экономическую ценность услуги природы. Основные дебаты, возникшие в 1970-х и 80-х годах, касались того, имеет ли природа сама по себе ценность, независимую от человеческих ценностей, или же ее ценность носит лишь инструментальный характер, при этом, с одной стороны, возникают экоцентрические или глубинные экологические подходы, а с другой стороны, - консеквенциалистские или прагматические антропоцентрические подходы. другой. [5]

Еще одна дискуссия, возникшая в это время, заключалась в дебатах о том, действительно ли существует такая вещь, как дикая природа, или же это просто культурная конструкция с колониалистским подтекстом, как предложил Уильям Кронон . С тех пор прочтение экологической истории и дискурса стало более критическим и изысканным. В этих продолжающихся дебатах из разных культур по всему миру прозвучало множество несогласных, ставящих под сомнение доминирование западных предположений, что помогает превратить эту область в глобальную область мысли. [6]

В последние десятилетия перед глубинной экологией и концепциями природы, лежащими в ее основе, был поставлен серьезный вызов. Некоторые утверждают, что на самом деле не существует такой вещи, как природа, за пределами некоторых противоречивых и даже политически сомнительных конструкций идеального другого. которые игнорируют реальные взаимодействия человека и окружающей среды, которые формируют наш мир и жизнь. [7] Это попеременно называли постмодернистским, конструктивистским и, в последнее время, постнатуралистическим поворотом в экологической философии. Экологическая эстетика, дизайн и реставрация стали важными пересекающимися дисциплинами, которые продолжают смещать границы экологической мысли, равно как и наука об изменении климата и биоразнообразии, а также этические, политические и эпистемологические вопросы, которые они поднимают. [8]

Социально-экологическое движение

[ редактировать ]

В 1982 году Мюррей Букчин описал свою философию социальной экологии. [9] который обеспечивает основу для понимания природы, наших отношений с природой и наших отношений друг с другом.Согласно этой философии, определение природы как «нетронутой дикой природы» отрицает, что люди являются биологическими существами, созданными в результате естественной эволюции. Также оспаривается мнение о том, что «все существующее является естественным», поскольку это не дает нам никаких оснований считать свалку менее естественной, чем лес. Вместо этого социальная экология определяет природу как тенденцию здоровых экосистем к более высокому уровню разнообразия, взаимодополняемости и свободы. Практики, соответствующие этим принципам, более естественны, чем те, которые им не соответствуют.

Основываясь на этом фундаменте, Букчин утверждает, что «экологический кризис — это социальный кризис»:

  • Практики, которые упрощают биоразнообразие и доминируют над природой (выращивание монокультур, чрезмерный вылов рыбы, вырубка деревьев и т. д.), связаны с социальными тенденциями к упрощению человечества и доминированию над ним.
  • Такие общества создают такие культурные институты, как бедность, расизм, патриархат, гомофобия и геноцид, из-за того же желания упрощать и доминировать.
  • В свою очередь, социальная экология предполагает, что устранение коренных причин деградации окружающей среды требует создания общества, которое способствует децентрализации, взаимозависимости и прямой демократии, а не извлечению прибыли.

Движение за глубокую экологию

[ редактировать ]

В 1984 году Джордж Сешнс и Арне Нэсс сформулировали принципы нового Движения за глубокую экологию. [10] Этими основными принципами являются:

  • Благополучие и процветание человеческой и нечеловеческой жизни имеют ценность.
  • Богатство и разнообразие форм жизни способствуют реализации этих ценностей и сами по себе являются ценностями.
  • Люди не имеют права уменьшать это богатство и разнообразие, кроме как для удовлетворения жизненно важных потребностей.
  • Расцвет человеческой жизни и культуры совместим с существенным сокращением численности населения.
  • Нынешнее вмешательство человека в нечеловеческий мир является чрезмерным, и ситуация быстро ухудшается.
  • Поэтому политику необходимо изменить. Эта политика затрагивает основные экономические, технологические и идеологические структуры. Итоговое положение дел будет сильно отличаться от нынешнего.
  • Идеологические изменения заключаются главным образом в повышении качества жизни (жизнь в ситуациях, имеющих самоценную ценность), а не в стремлении к все более высокому уровню жизни . Будет глубокое осознание разницы между большим и великим.
  • Те, кто подписывается вышеизложенными пунктами, обязаны прямо или косвенно попытаться осуществить необходимые изменения.

Ресакрализация природы

[ редактировать ]
Ресакрализация природы — термин, используемый в экологической философии для описания процесса восстановления священного качества природы . Основное предположение состоит в том, что природа имеет сакральный аспект, который был утерян в новое время в результате секуляризации современных мировоззрений . Говорят, что эти светские мировоззрения несут прямую ответственность за духовный кризис « современного человека », который в конечном итоге привел к нынешней деградации окружающей среды . Эта точка зрения подчеркивает важность изменения человеческого восприятия природы посредством включения различных религиозных принципов и ценностей, которые связывают природу с божественным . Иранский Алистер философ Сейед Хосейн Наср первым концептуализировал тему ресакрализации природы в современном языке, которая позже была изложена рядом теологов и философов, включая МакГрат , Салли МакФейг и Розмари Рэдфорд Рютер .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Белшоу, Кристофер (2001). Экологическая философия . Чешам: Проницательность. ISBN  1-902683-21-8 .
  2. ^ «Международная ассоциация экологической философии» . Проверено 30 июля 2008 г.
  3. ^ Саркар, 2012. «Философия окружающей среды: от теории к практике», Уайли-Блэквелл, Чичестер, Западный Суссекс.
  4. ^ Уэстон, 1999. «Приглашение к экологической философии», Oxford University Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
  5. ^ Бенсон, 2000.
  6. ^ Калликотт и Нельсон, 1998.
  7. ^ Фогель, 1999; Кеуларц, 1999.
  8. ^ Ауэр, 2019.
  9. ^ Букчин, 1982. «Экология свободы», Cheshire Books.
  10. ^ Дренгсон, Иноуэ, 1995. «Движение за глубокую экологию», North Atlantic Books, Беркли, Калифорния.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Армстронг, Сьюзен, Ричард Ботцлер. Экологическая этика: расхождения и конвергенции, McGraw-Hill, Inc., Нью-Йорк, Нью-Йорк. ISBN   9780072838459 .
  • Ауэр, Мэтью, 2019. Экологическая эстетика в эпоху изменения климата , Устойчивое развитие , 11 (18), 5001.
  • Бенсон, Джон, 2000. Экологическая этика: введение в материалы для чтения , Psychology Press.
  • Калликотт, Дж. Бэрд и Майкл Нельсон, 1998. Великие дебаты о новой дикой природе , University of Georgia Press.
  • Конеса-Севилья, Дж., 2006. Внутренняя ценность целого: когнитивные и утилитарные оценочные процессы, относящиеся к экоцентрической, глубокой экологической и экопсихологической «оценке» , Трубач , 22 (2), 26-42 .
  • Дерр, Патрик, Дж., Эдвард Макнамара, 2003. Тематические исследования в области экологической этики, Bowman & Littlefield Publishers. ISBN   0-7425-3136-8
  • ДеЖардин, Джозеф Р., Издательская компания Wadsworth по экологической этике , ITP, Международная издательская компания Thomson, Белмонт, Калифорния. Подразделение Wadsworth, Inc.
  • Девалл, В. и Г. Сешнс. 1985. Глубокая экология: жизнь так, как если бы природа имела значение , Солт-Лейк-Сити: Гиббс М. Смит, Inc.
  • Дренгсон, Иноуэ, 1995. «Движение за глубокую экологию», North Atlantic Books, Беркли, Калифорния.
  • Фольц, Брюс В., Роберт Фродеман. 2004. Переосмысление природы, Издательство Университета Индианы, 601 Норт-Мортон-стрит, Блумингтон, Индиана, 47404-3797. ISBN   0-253-21702-4
  • Кеуларц, Йозеф, 1999. Борьба за природу: критика экологической философии , Рутледж.
  • ЛаФреньер, Гилберт Ф., 2007. Упадок природы: история окружающей среды и западное мировоззрение, Academica Press, Бетесда, Мэриленд. ISBN   978-1933146409
  • Лайт, Эндрю и Эрик Кац, 1996. Экологический прагматизм , Psychology Press.
  • Маннисон Д., М. МакРобби и Р. Рутли (редактор), 1980. Философия окружающей среды, Австралийский национальный университет.
  • Мэтьюз, Стив, 2002. [ https://core.ac.uk/download/pdf/48856927.pdf Гибридная теория энвайронментализма , Очерки философии, 3.
  • Нэсс, А. 1989. Экология, сообщество и образ жизни: очерк экософии, перевод Д. Ротенберга. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Ольшлегер, Макс, 1993. Идея дикой природы: от предыстории до эпохи экологии, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, ISBN   978-0300053708
  • Пойман, Луи П., Пол Пойман. Экологическая этика, Томсон-Уодсворт, США
  • Сарвис, Уилл. Принятие филантропического энвайронментализма: большая ответственность управления (МакФарланд, 2019).
  • Шерер, Д., редактор Томаса Аттига. 1983. Этика и окружающая среда, Prentice-Hall, Inc., Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 07632. ISBN   0-13-290163-3
  • ВанДеВир, Дональд, Кристин Пирс. Книга по экологической этике и политике, издательство Wadsworth Publishing Company. Международная издательская компания Thomson
  • Фогель, Стивен, 1999. Экологическая философия после конца природы, Экологическая этика 24 (1): 23-39.
  • Уэстон, 1999. Приглашение к экологической философии, Oxford University Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
  • Циммерман, Майкл Э., Дж. Бэрд Калликотт, Джордж Сешнс, Карен Дж. Уоррен, Джон Кларк. 1993. Философия окружающей среды: от прав животных к радикальной экологии, Prentice-Hall, Inc., Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 07632. ISBN   0-13-666959-X
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e8e0075215fddd706b0ad984eac95d9__1701304740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/d9/4e8e0075215fddd706b0ad984eac95d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Environmental philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)