Экологическая философия
Экологическая философия – это раздел философии , который занимается изучением окружающей среды и места человека в ней. [1] Он задает важнейшие вопросы об отношениях человека с окружающей средой, например: «Что мы имеем в виду, когда говорим о природе?» «В чем ценность естественной, то есть нечеловеческой среды обитания для нас или самой по себе?» «Как нам следует реагировать на экологические проблемы, такие как деградация окружающей среды , загрязнение окружающей среды и изменение климата?» «Как мы можем лучше всего понять взаимосвязь между миром природы и человеческими технологиями и развитием?» и «Каково наше место в мире природы?» Экологическая философия включает экологическую этику , экологическую эстетику, экофеминизм , экологическую герменевтику и экологическое богословие . [2] Некоторые из основных областей интересов философов-экологов:

- Определение окружающей среды и природы
- Как ценить окружающую среду
- Моральный статус животных и растений
- Вымирающие виды
- Энвайронментализм и глубокая экология
- Эстетическая ценность природы
- Внутренняя ценность
- дикая местность
- Восстановление природы
- Учет будущих поколений [1]
- Экофеноменология
Современные проблемы
[ редактировать ]Современные проблемы экологической философии включают, помимо прочего, проблемы экологического активизма, вопросы, поднятые наукой и техникой, экологической справедливостью и изменением климата . К ним относятся вопросы, связанные с истощением ограниченных ресурсов и другими вредными и постоянными последствиями, оказываемыми человеком на окружающую среду, а также этические и практические проблемы, возникающие в философии и практике сохранения, восстановления и политики окружающей среды в целом. Еще один вопрос, который задался умами современных философов-экологов: «Есть ли у рек права?» [3] В то же время экологическая философия рассматривает ценность, которую люди придают различным видам экологического опыта, в частности, как опыт, полученный в нечеловеческой среде или близко к ней, контрастирует с городским или индустриальным опытом, и как это варьируется в зависимости от культуры, при этом пристальное внимание уделяется коренным народам. люди .
Современная история
[ редактировать ]Экологическая философия возникла как раздел философии в 1970-х годах. Ранние философы-экологи включают Сейеда Хоссейна Насра , Ричарда Рутли , Арне Нэсса и Дж. Бэйрда Калликотта . Это движение было попыткой соединить чувство отчуждения человечества от природы, продолжающееся на протяжении всей истории. [4] Это было очень тесно связано с развитием в то же время экофеминизма, пересекающейся дисциплины. С тех пор сфера его деятельности значительно расширилась.
Сегодня эта область характеризуется заметным разнообразием стилистических, философских и культурных подходов к взаимоотношениям человека с окружающей средой: от личных и поэтических размышлений об экологическом опыте и аргументов в пользу панпсихизма до мальтузианских применений теории игр или вопроса о том, как придать экономическую ценность услуги природы. Основные дебаты, возникшие в 1970-х и 80-х годах, касались того, имеет ли природа сама по себе ценность, независимую от человеческих ценностей, или же ее ценность носит лишь инструментальный характер, при этом, с одной стороны, возникают экоцентрические или глубинные экологические подходы, а с другой стороны, - консеквенциалистские или прагматические антропоцентрические подходы. другой. [5]
Еще одна дискуссия, возникшая в это время, заключалась в дебатах о том, действительно ли существует такая вещь, как дикая природа, или же это просто культурная конструкция с колониалистским подтекстом, как предложил Уильям Кронон . С тех пор прочтение экологической истории и дискурса стало более критическим и изысканным. В этих продолжающихся дебатах из разных культур по всему миру прозвучало множество несогласных, ставящих под сомнение доминирование западных предположений, что помогает превратить эту область в глобальную область мысли. [6]
В последние десятилетия перед глубинной экологией и концепциями природы, лежащими в ее основе, был поставлен серьезный вызов. Некоторые утверждают, что на самом деле не существует такой вещи, как природа, за пределами некоторых противоречивых и даже политически сомнительных конструкций идеального другого. которые игнорируют реальные взаимодействия человека и окружающей среды, которые формируют наш мир и жизнь. [7] Это попеременно называли постмодернистским, конструктивистским и, в последнее время, постнатуралистическим поворотом в экологической философии. Экологическая эстетика, дизайн и реставрация стали важными пересекающимися дисциплинами, которые продолжают смещать границы экологической мысли, равно как и наука об изменении климата и биоразнообразии, а также этические, политические и эпистемологические вопросы, которые они поднимают. [8]
Социально-экологическое движение
[ редактировать ]В 1982 году Мюррей Букчин описал свою философию социальной экологии. [9] который обеспечивает основу для понимания природы, наших отношений с природой и наших отношений друг с другом.Согласно этой философии, определение природы как «нетронутой дикой природы» отрицает, что люди являются биологическими существами, созданными в результате естественной эволюции. Также оспаривается мнение о том, что «все существующее является естественным», поскольку это не дает нам никаких оснований считать свалку менее естественной, чем лес. Вместо этого социальная экология определяет природу как тенденцию здоровых экосистем к более высокому уровню разнообразия, взаимодополняемости и свободы. Практики, соответствующие этим принципам, более естественны, чем те, которые им не соответствуют.
Основываясь на этом фундаменте, Букчин утверждает, что «экологический кризис — это социальный кризис»:
- Практики, которые упрощают биоразнообразие и доминируют над природой (выращивание монокультур, чрезмерный вылов рыбы, вырубка деревьев и т. д.), связаны с социальными тенденциями к упрощению человечества и доминированию над ним.
- Такие общества создают такие культурные институты, как бедность, расизм, патриархат, гомофобия и геноцид, из-за того же желания упрощать и доминировать.
- В свою очередь, социальная экология предполагает, что устранение коренных причин деградации окружающей среды требует создания общества, которое способствует децентрализации, взаимозависимости и прямой демократии, а не извлечению прибыли.
Движение за глубокую экологию
[ редактировать ]В 1984 году Джордж Сешнс и Арне Нэсс сформулировали принципы нового Движения за глубокую экологию. [10] Этими основными принципами являются:
- Благополучие и процветание человеческой и нечеловеческой жизни имеют ценность.
- Богатство и разнообразие форм жизни способствуют реализации этих ценностей и сами по себе являются ценностями.
- Люди не имеют права уменьшать это богатство и разнообразие, кроме как для удовлетворения жизненно важных потребностей.
- Расцвет человеческой жизни и культуры совместим с существенным сокращением численности населения.
- Нынешнее вмешательство человека в нечеловеческий мир является чрезмерным, и ситуация быстро ухудшается.
- Поэтому политику необходимо изменить. Эта политика затрагивает основные экономические, технологические и идеологические структуры. Итоговое положение дел будет сильно отличаться от нынешнего.
- Идеологические изменения заключаются главным образом в повышении качества жизни (жизнь в ситуациях, имеющих самоценную ценность), а не в стремлении к все более высокому уровню жизни . Будет глубокое осознание разницы между большим и великим.
- Те, кто подписывается вышеизложенными пунктами, обязаны прямо или косвенно попытаться осуществить необходимые изменения.
Ресакрализация природы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Экологическая философия (журнал)
- Экологические ценности
- Экологическая этика (журнал)
- Список философов-экологов
- Экологическая герменевтика
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Белшоу, Кристофер (2001). Экологическая философия . Чешам: Проницательность. ISBN 1-902683-21-8 .
- ^ «Международная ассоциация экологической философии» . Проверено 30 июля 2008 г.
- ^ Саркар, 2012. «Философия окружающей среды: от теории к практике», Уайли-Блэквелл, Чичестер, Западный Суссекс.
- ^ Уэстон, 1999. «Приглашение к экологической философии», Oxford University Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
- ^ Бенсон, 2000.
- ^ Калликотт и Нельсон, 1998.
- ^ Фогель, 1999; Кеуларц, 1999.
- ^ Ауэр, 2019.
- ^ Букчин, 1982. «Экология свободы», Cheshire Books.
- ^ Дренгсон, Иноуэ, 1995. «Движение за глубокую экологию», North Atlantic Books, Беркли, Калифорния.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Армстронг, Сьюзен, Ричард Ботцлер. Экологическая этика: расхождения и конвергенции, McGraw-Hill, Inc., Нью-Йорк, Нью-Йорк. ISBN 9780072838459 .
- Ауэр, Мэтью, 2019. Экологическая эстетика в эпоху изменения климата , Устойчивое развитие , 11 (18), 5001.
- Бенсон, Джон, 2000. Экологическая этика: введение в материалы для чтения , Psychology Press.
- Калликотт, Дж. Бэрд и Майкл Нельсон, 1998. Великие дебаты о новой дикой природе , University of Georgia Press.
- Конеса-Севилья, Дж., 2006. Внутренняя ценность целого: когнитивные и утилитарные оценочные процессы, относящиеся к экоцентрической, глубокой экологической и экопсихологической «оценке» , Трубач , 22 (2), 26-42 .
- Дерр, Патрик, Дж., Эдвард Макнамара, 2003. Тематические исследования в области экологической этики, Bowman & Littlefield Publishers. ISBN 0-7425-3136-8
- ДеЖардин, Джозеф Р., Издательская компания Wadsworth по экологической этике , ITP, Международная издательская компания Thomson, Белмонт, Калифорния. Подразделение Wadsworth, Inc.
- Девалл, В. и Г. Сешнс. 1985. Глубокая экология: жизнь так, как если бы природа имела значение , Солт-Лейк-Сити: Гиббс М. Смит, Inc.
- Дренгсон, Иноуэ, 1995. «Движение за глубокую экологию», North Atlantic Books, Беркли, Калифорния.
- Фольц, Брюс В., Роберт Фродеман. 2004. Переосмысление природы, Издательство Университета Индианы, 601 Норт-Мортон-стрит, Блумингтон, Индиана, 47404-3797. ISBN 0-253-21702-4
- Кеуларц, Йозеф, 1999. Борьба за природу: критика экологической философии , Рутледж.
- ЛаФреньер, Гилберт Ф., 2007. Упадок природы: история окружающей среды и западное мировоззрение, Academica Press, Бетесда, Мэриленд. ISBN 978-1933146409
- Лайт, Эндрю и Эрик Кац, 1996. Экологический прагматизм , Psychology Press.
- Маннисон Д., М. МакРобби и Р. Рутли (редактор), 1980. Философия окружающей среды, Австралийский национальный университет.
- Мэтьюз, Стив, 2002. [ https://core.ac.uk/download/pdf/48856927.pdf Гибридная теория энвайронментализма , Очерки философии, 3.
- Нэсс, А. 1989. Экология, сообщество и образ жизни: очерк экософии, перевод Д. Ротенберга. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Ольшлегер, Макс, 1993. Идея дикой природы: от предыстории до эпохи экологии, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, ISBN 978-0300053708
- Пойман, Луи П., Пол Пойман. Экологическая этика, Томсон-Уодсворт, США
- Сарвис, Уилл. Принятие филантропического энвайронментализма: большая ответственность управления (МакФарланд, 2019).
- Шерер, Д., редактор Томаса Аттига. 1983. Этика и окружающая среда, Prentice-Hall, Inc., Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 07632. ISBN 0-13-290163-3
- ВанДеВир, Дональд, Кристин Пирс. Книга по экологической этике и политике, издательство Wadsworth Publishing Company. Международная издательская компания Thomson
- Фогель, Стивен, 1999. Экологическая философия после конца природы, Экологическая этика 24 (1): 23-39.
- Уэстон, 1999. Приглашение к экологической философии, Oxford University Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
- Циммерман, Майкл Э., Дж. Бэрд Калликотт, Джордж Сешнс, Карен Дж. Уоррен, Джон Кларк. 1993. Философия окружающей среды: от прав животных к радикальной экологии, Prentice-Hall, Inc., Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 07632. ISBN 0-13-666959-X